Права гражданина РФ
план-конспект по теме
КОНСПЕКТ и ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННОГО НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПРОКУРАТУРА: НА СТРАЖЕ ПОЗИТИВНОГО ДЕТСТВА»(2013)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vn.mer_._prokuratura_na_strazhe_pozitivnogo_detstva.doc | 77 КБ |
prezentatsiya_prava_grazhdanina_rf.pptx | 88.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Права гражданина РФ»
Форма мероприятия: игра-соревнование
Участники: учащиеся 8 – 9 классов
Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства и правах человека.
Задачи:
- способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения;
- формировать умение анализировать правовые ситуации;
- способствовать проявлению творчества учащихся;
- привлечение внимания учащихся к профессии работника прокуратуры.
Методы работы:
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж – объяснение правил игры);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, поощрение);
- метод самооценки в воспитании;
- использование ИКТ.
Оборудование урока: проектор, широкоформатный экран.
Предварительная подготовка:
Задание учащимся: придумать название команды, подготовить материал по теме «Работник прокуратуры» (сделать презентацию). В одном из этапов игры нужно будет доказать важность профессии, которую выбрали участники (одна профессия на команду). Ученикам даются ссылки на порталы, где можно посмотреть перечень профессий, относящихся к данной теме, и дополнительную информацию:
- федеральный правовой портал «Юридическая Россия»:
http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1247525
- информационно-правовой портал:
http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/er-instrukcii/u5n.htm
Подготовить раздаточный материал: чистые листы для ответов, готовые ответы для жюри.
Подготовить презентацию.
Подготовка грамот и призов: приготовить грамоты таким образом, чтобы были награждены все команды (например, кому-то за первое место, кому-то за активное участие и т.п.), в качестве приза можно использовать печатную продукцию (книги, журналы, брошюры и т.п.), содержащую информацию о правах человека.
Методическое обоснование: учащиеся должны иметь представление о системе правовых отношений. В ходе игры развивается умение находить правильные решения в проблемных ситуациях. Необходимо помнить, что ученики нередко затрудняются в определении того, какие существуют документы по правам человека, какие бывают последствия нарушений этих прав.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент: размещение команд, проверка готовности оборудования.
Вступительное слово учителя (Слайд 1):
Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим игру «Права гражданина РФ». Всем известно, что, не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Эта игра поможет нам расширить знания о Законе, которые мы сможем применять в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить себя, показав свои знания, полученные на уроках. Увидим, как вы умеете находить решения в трудных ситуациях и как справились с творческим заданием (материал по теме «Работник прокуратуры»). А оценивать вас сегодня будет наше жюри.
Преставление членов жюри. В жюри могут входить учителя и родители, приглашенные на мероприятие. По возможности, приглашается работник прокуратуры (в сельских населенных пунктах можно пригласить местного участкового).
Объяснение правил игры
Учитель: Для начала представлю команды, которые будут состязаться между собой. Это команды __________________________ (название команд).
Игра будет проводиться в несколько этапов (туров), которые вы можете преодолеть, выполнив задания. За правильное выполнение, жюри будет присуждать баллы. Кто наберет наибольшее количество баллов, тот и побеждает. Победителям будут вручены грамоты и призы.
Этапы игры
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Учитель: Итак, смотрим на экран. Вам нужно правильно ответить на поставленный вопрос. На один вопрос дается 2 минуты. После ответа на все вопросы, листы с ответами передаем жюри. И так после каждого этапа.
Слайд 2
Задание: ответь на вопрос
1. Можно ли поменять имя, отчество, фамилию ребёнка?
Ответ. По совместной просьбе родителей и только до достижения 14 лет (с 14 лет-сам). Исходя из интересов ребёнка, это может сделать орган опеки. С 10- летнего возраста - с согласия самого ребёнка.
Слайд 3
2. Можно ли не ходить в школу? Обязательно ли в нашей стране образование?
Ответ. Обязательным в РФ является только среднее образование (9 классов). Поэтому ребёнка не могут исключить из школы за плохую успеваемость.
Слайд 4
3. Кто отвечает за все «шалости», сделанные ребёнком (вред, материальный ущерб)?
Ответ. До 14 лет – родители. С 14 лет – сам или родители.
Слайд 5
4. Какие права и обязанности приобретает несовершеннолетний в 14 лет?
Ответ. Кроме мелких бытовых сделок, которые ребёнок может совершать с 6 лет, в четырнадцатилетнем возрасте несовершеннолетний вправе свободно распоряжаться своим заработком, иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения. В 14 лет ребёнок получает основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ – паспорт. С 14 лет подросток может быть привлечён к уголовной ответственности за некоторые преступления (убийства, кражи, грабежи, разбой и т.п.)
Слайд 6
5. Со скольки лет можно вступить в брак?
Ответ. По общему правилу для вступления в брак необходимо достичь возраста 18-ти лет. Однако Семейный кодекс в исключительных случаях допускает вступление в брак с 16-ти лет и разрешает субъекту федерации снижать этот возраст. Если ребёнок не достиг брачного возраста, то отказать ему во вступлении в брак могут только в установленном порядке органы местного самоуправления, но не родители.
ВТОРОЙ ЭТАП
Учитель: А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете документы по правам человека. На выполнение дается 2 минуты, а задание такое: нужно выбрать правовой акт, в котором находятся следующие статьи:
Слайд 7
1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Семейный кодекс РФ
В) Конвенция о правах ребенка
Г) Конституция РФ
Ответ. А. Всеобщая декларация прав человека
Слайд 8
2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».
А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Семейный кодекс РФ
В) Конвенция о правах ребенка
Г) Конституция РФ
Ответ. В.Конвенция о правах ребенка
Слайд 9
3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Семейный кодекс РФ
В) Конвенция о правах ребенка
Г) Конституция РФ
Ответ. Г. Конституция РФ
Слайд 10
4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния».
А) Всеобщая декларация прав человека
Б) Семейный кодекс РФ
В) Конвенция о правах ребенка
Г) Конституция РФ
Ответ. Б. Семейный кодекс РФ
ТРЕТИЙ ЭТАП
Учитель: Ваша задача на данном этапе – дать ответ, как разрешить ситуацию.
Слайд 11
Ситуация 1. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались друг с другом, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены?
Ответ. Хулиганство, административное право.
Слайд 12
Ситуация 2. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?
Ответ. Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
Учитель: на данном этапе нужно определить о чем идет речь. Внимание на экран.
Слайд 13
1. В переводе с латинского это слово означает «установление», «устройство».
Ответ. Конституция
Слайд 14
2. Это книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением.
Ответ. Уголовный кодекс
ПЯТЫЙ ЭТАП
Слайд 15
Учитель: Теперь переходим к самому интересному этапу нашей игры. Каждой команде заранее было дано задание: подготовить материал по теме «Работник прокуратуры». Нужно было выбрать одну профессию и подготовить презентацию. (Команды выступают с домашним заданием)
После каждого выступления учитель благодарит учащихся за подготовку.
Слайд 16
Учитель: А сейчас, пока жюри подводит итоги, мы поиграем с вами игру «Да - Нет». Я буду называть случай, а вы отвечать да или нет. Начинаем.
Верите ли вы, что… | Ответ |
1 ...в России можно выйти замуж' с 14 лет? | Да, в особых случаях |
2 ...в случае изменения закона должен применяться тот, который более благоприятен для лица, совершившего подсудное деяние? | Да. Так поступают судьи в правовом государстве |
3 ...в Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, кто имеет охотничий билет? | Да, как ни странно |
4....в «Семейном кодексе РФ» отсутствует определение понятия «семья»? | Да. До сих пор не смогли найти краткого, но точного определения этого понятия |
5....таможенники всегда спрашивают пассажиров, не везут ли они наркотики или оружие? | Да, таким образом они предоставляют пассажирам возможность добровольного признания |
6....в пассажирских поездах Италии запрещается петь? | Нет, наоборот |
7....человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности? | Нет, все обязанности и права останутся прежними |
8.....шантаж есть разновидность мошенничества? | Нет, это разновидность вымогательства |
9....кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства? | Да |
10. ...за ложную рекламу налагается штраф до 500 минимальных окладов или принудительные работы? | Да |
11...судьи и арбитры в своей обычной работе не могут пользоваться Конституцией — Основным законом страны, для этого есть своды законов по всем отраслям права? | Нет, впервые можно ссылаться на статьи Основного закона, если в стране еще не принят такой закон |
12...правовое воспитание есть часть идеологического воспитания гражданина страны? | Нет, поскольку права человека не носят классового характера, они являются всеобщим достоянием |
13...в правовую систему России входят только законы и нормы, принятые законодательными органами страны? | Нет, сюда входят еще и общепринятые принципы и нормы международного права, ратифицированные государством |
...в США запрещено целоваться в автомобиле? | Да, если ведешь автомобиль и целуешься с пассажиром переднего сиденья |
14...абориген Австралии становится холостяком, когда скажет женщине «Уходи!»? | Да, вот так все просто |
15...исследования США показали, что в среднем холостяки живут дольше на пять лет, по сравнению с женатыми? | Нет, «с точностью до наоборот» |
16...правитель Баварии Максимилиан был свергнут в 1704 году за то, что проиграл в бильярд? | Да, ведь проиграл-то он казну! |
17...если мужчина государства Того сделал комплимент женщине, он обязан на ней жениться? | Да, потому там, видимо, редко говорят любезности |
18...в Японии поводом для развода может послужить заявление мужа о том, что жена спит в некрасивой позе? | Да |
19...если полицейский в штате Оклахома избил кота, он рискует провести в тюрьме до пяти лет? | Да |
Рефлексия
Учитель: Ребята, все вы молодцы! Вам понравилось?
- Какой этап игры вам больше всего запомнился?
- Узнали ли вы что-нибудь новое для себя?
- Поднимите руки те, кому было легко находить ответы? Теперь те, кому было трудно? А если среди нас те, кому были понятны не все вопросы игры?
- Если бы это был обычный школьный урок, кто бы поставил себе оценку «5»? «4»? А есть такие, кто бы поставил себе «3»?
Ну, а теперь предоставляем слово нашему жюри.
Слайд 17
Подведение итогов. Награждение победителей.
Учитель: Спасибо всем, кто принял участие в нашем мероприятии!
Библиографический список:
- Антонов В.В. «О Всеобщей декларации прав человека». М., 2006
- Безбородов А.Б. Обществознание. М., 2008
- Бондаренко О.А. «Основы государства и права». Волгоград, 2002.
Интернет-ресурсы:
- Информационно-правовой портал:
http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/er-instrukcii/u5n.htm
- Права человека в России:
- Соционет: информационное пространство по общественным наукам:
- Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 1. Можно ли поменять имя, отчество, фамилию ребёнка?
ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 2. Можно ли не ходить в школу? Обязательно ли в нашей стране образование?
ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 3. Кто отвечает за все «шалости», сделанные ребёнком (вред, материальный ущерб)?
ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 4. Какие права и обязанности приобретает несовершеннолетний в 14 лет?
ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 5. Со скольки лет можно вступить в брак?
ВТОРОЙ ЭТАП З адание: выбери правильный ответ 1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства » А) Всеобщая декларация прав человека Б) Семейный кодекс РФ В) Конвенция о правах ребенка Г) Конституция РФ
ВТОРОЙ ЭТАП Задание: выбери правильный ответ 2 . «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию » А) Всеобщая декларация прав человека Б) Семейный кодекс РФ В) Конвенция о правах ребенка Г) Конституция РФ
ВТОРОЙ ЭТАП Задание: выбери правильный ответ 3 . «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом » А) Всеобщая декларация прав человека Б) Семейный кодекс РФ В) Конвенция о правах ребенка Г) Конституция РФ
ВТОРОЙ ЭТАП Задание: выбери правильный ответ 4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния » А) Всеобщая декларация прав человека Б) Семейный кодекс РФ В) Конвенция о правах ребенка Г) Конституция РФ
ТРЕТИЙ ЭТАП Задание: разреши ситуацию Ситуация 1. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались друг с другом, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены?
ТРЕТИЙ ЭТАП Задание: разреши ситуацию Ситуация 2. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП Задание: определить о чем идет речь 1. В переводе с латинского это слово означает «установление», « устройство ».
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП Задание: определить о чем идет речь 2 . Это книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением.
ПЯТЫЙ ЭТАП «РАБОТНИК ПРОКУРАТУРЫ»
ДА или НЕТ ???
ПРАВА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Гражданин.Права гражданина"
Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается право граждан выбирать и быть избранными....
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами
Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...
урок по правам "Права маленького гражданина"
методическая разработка для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов...
Тематический вечер "Сделать выбор - долг и право гражданина РФ"
Тематический вечер "Сделать выбор - долг и право гражданина РФ"...
Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...
"Право.Гражданин.Государство"
Цели урока: - формировать общекультурную компетенцию (языковая грамотность); - формировать коммуникативную компетенцию (навыки общения, умение работать в группах, использование информационных средств ...
- Мне нравится (1)