Классный час "Толерантность - дорога к миру"
классный час на тему
Классный час "Толерантность - дорога к миру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tolerantnost.rar | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Классный час «Толерантность – дорога к миру»
Классный руководитель Березюк О.В.
Слайд 2
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении; - воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание, продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- способствовать развитию у учащихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: медиа проектор, компьютер, презентация, карточки с четверостишьями.
Ход классного часа:
Слайд 3-4
Учитель.
Набирает обороты третье тысячелетие. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?
Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, изгой…
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
-Что можно об этом сказать?
Ученик. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, людьми.
Слайд 5.
Учитель. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Слайд 6-7.
Послушайте Китайскую притчу «Ладная семья»:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Слайд 8-10
Учитель. У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.
Учитель. Давайте поговорим, а какие мы?
- Оцените индивидуальность ваших товарищей.
-Чем отличаются друг от друга ваши товарищи?
-Скажите лучше нравиться всем или чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями?
-Почему все разные?
-А что у нас в классе общее?
Учитель. Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо.
Слайд 11-12.
Учитель: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:
Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Учитель: Подумал волшебник и сказал:
Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.
Учитель: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник: Вот выбирай. Одну зовут радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…
Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Учитель: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы).
Учитель: Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Учитель: Назовите учащихся в нашем классе, которые всегда добрые. (Ответы).
Учитель. Какой вывод можно сделать?
Ученик. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Слайд 13
Учитель. Я вас просила найти определение слова «толерантность» на разных языках земного шара.
Ученики.
- В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
- Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
Учитель.
- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком.
- Кто может дать определение толерантности?
Ученик
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
Слайд 14.
Ученик. Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Учитель. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у всех народов мира. Большинство
мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Учитель:
-Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Все – мы разные, все мы – равные.
Слайд15-16.
- Есть два пути развития личности:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь – характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на 2 группы. Первая группа будет выбирать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности. Раздаточный материал: карточки черты характера.
Слайд 17.
Учитель. Давайте с вами соберем «Цветок толерантности»из разноцветных лепестков, выбирая только подходящие слова и выражения (после сравниваем)
-Перед вами Цветок толерантности или Эмблема толерантности. Рассмотрите лепестки этого красивого цветка.
Чем они отличаются? Что общего между ними?
Какие бы вы добавили лепестки?
(выслушать ответы)
-Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
-Теперь подведём итоги нашего обсуждения.
-Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит лепесток в котором текст стихотворения, цифрами обозначены номера . Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер лепестка.
1.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Слайд 18.
Заключительное слово учителя
Молитва о встрече:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
Учитель: слайд 19
-Благодарю всех за активное участие. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наша деревня, наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская "Дружба и единство - дорога к миру и согласию"
Внеклассное мероприятие на тему: " Встране единой, в стране многонациональной" (по технологии мастерских)...
Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» 9 класс
Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» для 9 классаЦель: сформировать у учащихся представление о межнациональном мире и согласии на Кубани в...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».
Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя творческой, самобытной ...
"Толерантность - дорога к миру", классный час
Классный час...
Презентация к классному час Дорогами войны, дорогами памяти...
1. Великая Отечественная война 1941-1945гг. 2. Война в Афганистане 1979 -1989 гг. 3. Горячая точка – Чечня 1994- …...
Классный час "Толерантность - дорога к миру"
Разработка содержит конспект классного часа и презентацию для обучающихся среднего звена. Классный час направлен на формирование толерантной личности....