«Какой я читатель»
методическая разработка на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_na_temu.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия:
«Какой я читатель»
Цель урока: выявление читательских интересов и приобщение учащихся к чтению
Задачи: формировать представления о книге как источнике информации и знаний;
Оформление: урок проходит в библиотеке. Выставка, на которой представлены различные виды словарей, каталоги, картотека и книги, подобранные учащимися по выбранной тематике
Оборудование:
- Ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
- Презентация к уроку;
Подготовительная работа: Заранее вместе с учащимися готовится книжная выставка. Ребята сами придумывают тему выставки, подбирают литературу, иллюстрации, оформляют. Ребята делятся на группы и заранее подготавливают яркий иллюстрированный материал
Эпиграф к уроку: Всем хорошим я обязан книгам.
М. Горький
(слайд 2)
Ход урока
1 часть урока:
Уроку предшествовала анкета, проведенная учителем литературы.
Вопросы анкеты:
1.Любишь ли ты читать?
2.Какой твой любимый писатель?
3.Твое отношение к поэзии.
4.Какие ты предпочитаешь книги:
а)исторические;
б)приключенческие;
в)фантастику
г)классику;
д)зарубежных авторов
е)научную литературу?
5.Есть ли библиотека у вас дома?
6.Что читают твои родители?
7.Знаешь ли ты, как нужно обращаться с книгой?
8.Какую книгу ты бы взял с собой на другую планету?
(Учитель обрабатывает материал анкеты)
2 часть урока:
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
II. Основная часть.
Слово учителя литературы:
Сегодня у нас необыкновенный урок- библиографии и литературы. Вместе и вести его будут заведующая библиотекой и я, учитель литературы.
Сегодня речь пойдет о книге, о ваших читательских пристрастиях. Хотелось бы вам сказать о книге добрые слова? Заслуживает она этого или нет? Давайте послушаем, что сказали о книге выдающиеся люди, какую роль книга сыграла в их жизни.( опережающее задание)
Первый уч-ся: Книга-это общество. Хорошая книга, как хорошее общество, что освещает и облагораживает чувства и нравы.
(Н. Пирогов)
Второй уч-ся: « Хорошая книга- точно беседа с ученым человеком»
( А. Толстой)
Третий уч-ся: « Книги- это друзья, бесстрастные, но верные»
(В. Гюго)
Четвертый уч-ся: « Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души»
(Цицерон)
Пятый уч-ся: « Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник»
( М. Шолохов)
Шестой уч-ся: « Какое богатство мудрости и добра выразительно рассыпано по книгам всех народов и времен»
( Л. Толстой)
Слово учителя литературы: Подобных высказываний великое множество. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, за что же мы любим книгу; что собой представляет книга, как складывалась ее судьба, каково ее назначение, как найти нужную книгу и как правильно ее читать.
Что же такое книга? Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос? Наш библиотекарь приготовила несколько словарей, которые окажут вам помощь.
Слово библиотекарю: Я очень много знаю
И на вопросы отвечаю-
Что есть сейчас, что было встарь,
Ну а зовут меня… (словарь)
Библиотекарь рассказывает о словарях и показывает их( Толковый, орфографический, иностранных слов и др.)Слово об энциклопедиях.
Слово учителю: Книга в таком ее понимании возникла не сразу. У нее было немало прообразов в древности.
- Как же выглядела самая первая книга?
Рассказывают, что какой-то чудак вздумал разыскать эту первую книгу. Всю жизнь ездил он по библиотекам мира, просиживал целые дни, копаясь в грудах пыльных пожелтевших книг. Он там и умер, свалившись с высокой лесенки, приставленной к шкафу с книгами.
Этот чудак мог бы искать первую книгу еще сотни лет и не найти. Ведь книга первая давно погибла, за много тысяч лет до нашего времени. Она совсем не походила на теперешнюю: у нее были руки, ноги и голова, она умела говорить и даже петь. Это была живая книга, книга — человек.
В очень далекие времена, когда люди не умели читать, Свои законы и верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти и передавали от одного человека к другому, из уст в уста.(слайд 3) Лишь спустя века, когда появилась письменность, информацию стали записывать. Путешествуя по странам и народам, буквы с камня( слайд 4) переходили на папирус( слайд 5), с папируса на восковую дощечку( слайд 6), с восковой дощечки на пергамент или бересту( слайд 7), с пергамента на бумагу. Существовали книги- плиты, книги из кожи, воска, бересты и ,наконец, бумаги.
А кто в нашей стране издал первую печатную книгу?( слайд 8)
Первопечатником на Руси стал Иван Федоров, который в 1564 году в Москве совместно с Петром Мстиславцем выпустил первую книгу « Апостол»( слайд 9)
Слово библиотекарю: ( о разделах библиотеки)
В библиотеке нашей школы есть такие разделы книг:
- справочная литература;
-художественная;
-литературоведение;
-краеведение;
-поэзия;
-история;
-физкультура и спорт;
-домоводство;
-периодическая печать.
Учитель литературы: Со временем книга изменилась, стала такой, какой мы ее знаем сейчас. Сегодня книги окружают нас повсюду. К нашим услугам книга библиотечная, домашняя, наконец, электронная. Хочешь приобщиться к мыслям великих людей- зайди в Интернет и читай.
Нас в первую очередь интересует русская классика. А.С. Пушкин был прекрасным читателем. Смертельно раненый, он, умирая, обратил последние слова к книгам своей библиотеки: « Прощайте, друзья!»( слайд 10) Пушкин любил чтение- работу. Такое чтение, когда перед глазами книга, а в руках карандаш для отметки.
Очень важно, что читать и как читать!
Чтение- свободный немой диалог между человеком и книгой, диалог, требующий усердия, работы сердца и ума.
А что же читают наши ребята? Какие их любимые книги?
(Учитель и библиотекарь анализируют анкеты учащихся)
Учитель литературы: Мы должны воспитать культурного читателя. Что же вы понимаете под культурой чтения?
Да, конечно, не читать лежа, за едой, в автобусе, не заворачивать листов, а пользоваться закладкой. Но еще культура чтения- это, прежде всего высокая требовательность к подбору книг для чтения. Это глубокое проникновение в текст. Многие книги содержат напечатанную мелким шрифтом аннотацию. А что же такое аннотация и где ее найти?
Слово библиотекаря: ( работа со словарем) ( слайд 11)
Аннотация- краткое изложение содержания книги, часто с критической оценкой ее.
Библиотекарь читает в словаре, что такое тема и идея произведения.
А сейчас давайте проверим ваши литературные знания.
Викторина:
- Кто автор сатирических сказок « Орел-меценат», « Карась- идеалист», « Вяленая вобла»? ( М.Е. Салтыков-Щедрин)( слайд 12)
- О каком произведении Н.В. Гоголь говорил: « решился собрать в одну кучу все дурное, какое… только знал», чтобы « за одним разом» над всем посмеяться?
( « Ревизор»)
- Некто написал эпиграмму : « Поднялся занавес, а вскоре
Решила публика сама:
На сцене видели мы горе,
Но не заметили ума.»
О постановке какого произведения говорится в четверостишии?
( « Горе от ума» А.С. Грибоедов)
- Кому из поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души» принадлежала книга, всегда раскрытая на 14 странице? ( Манилову)
- Кто и о какой героине сказал: ( слайд 13)
« Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый,
Но в книгах не видал вреда
Он, не читая никогда
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой»? ( А.С. Пушкин, о Татьяне Лариной, роман « Евгений Онегин».
- Назовите русского поэта, посвятившего поэму русским женщинам.
( Н.А. Некрасов)
Учитель литературы: ( Заключительное слово о книге)
Книги незримо обогатят нашу жизнь, острее сделают наши впечатления. Как прав русский писатель Всеволод Гаршин, сказавший : «О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были предоставлены только своим личным пяти чувствам, и мозг наш перерабатывал бы пищу им добытую. Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу больше, чем добыто многими годами нашей жизни.»
Дружите с хорошими книгами. Пусть они будут вашими верными помощниками. Ждем вас в библиотеке.
Уч-ся читает стихотворение М.Цветаевой « Книги в красном переплете»:
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам , бывало.
- Уж поздно!- Мама, десять строк!..
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бекки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы…
( Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлеет солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком- корона…
Вдруг- нищий! Боже! Он сказал:
« Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник,
Британии печальны судьбы…
- О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые времена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Рефлексия.
- О чём заставил тебя задуматься наш сегодняшний урок?
-Что лучше компьютер или книга? Почему?
Использованные источники:
- Словарь литературоведческих терминов: http://litterms.ru/
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Москва, «АЗЪ», 1993 г.
- Иллюстрации: http://images.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".
ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?
Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...
Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.
Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....
Положение о конкурсе «Светло-пушистая, снежинка белая, какая чистая, какая смелая!»
Цель: Привлечь обучающихся в объединениях Центра детей к подготовке к предновогоднему периоду, созданию праздничной, благоприятной для творчества атмосферы.Задачи:- побуждение детей к творческой...
Анкета "Какой ты читатель".
можно применить на первом уроке по литературе...