Классный час Отцы и дети
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Отцы и дети»
Цели: Развитие кругозора учащихся с точки зрения психологии, педагогики, социологии, культуры. Способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей, повышению педагогической культуры родителей, развитию коммуникационных способностей школьников успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее.
Оформление кабинета: На доске цитаты известных людей
«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
Каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Л. Н. Толстой «Анна Каренина»
«В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте». В. Сухомлинский
«Прежде чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение» Г. Михтенберг
«Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в
начале». Л. Толстой
для гнева суть не так важна. Он ищет лишь причину. Гете
«Стараться, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы
тверды». Д. Вилькинс
Ход проведения.
Все присутствующие делятся на две группы: «отцы» (родители) «дети» (школьники), экспертная группа.
Вступление
Ведущий: Отец поздравил сына с днем рождения:
«Тебе шестнадцать. Ну совсем большой!
И через года два получишь разрешенье
На прегрешенья взрослых:
На курение и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за привет
Но сигареты, водку и вино
Уже три года, как я бросил все это»
Конечно это стихотворение вызывает улыбку, но вместе с тем заставляет задуматься над проблемой. Какой?
Учащиеся: …..
Семья – ячейка общества
Ведущий: Действительно в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители, живут не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Разобщенность даже отчужденность царит в семьях.
Отсюда возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые их понимают, а не «пилят» и придираются к ним постоянно. Статистика показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло именно в неблагоприятных семьях
Задание 1
Назовите черты отличающие неблагополучную семью (отдельно дают понятия «отцы» и «дети») Учитель записывает на доске целостное определение
Неблагополучная семья – это семья, а которой ее члены не уважают друг друга.
Задание 2
Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.
Вопрос: Почему же возникают не благополучные семьи.
- Сточки зрения «отцов» («отцы» думают 2-2 мин. потом отвечают, а «дети» - соглашаются или отрицают доводы)
- С точки зрения «детей» (теперь «отцы» слушают и соглашаются или отрицают);
- Эксперты подводят итоги, в конце классного часа зачитывают в виде «советов, как создать неблагополучную семью».
Источники конфликтов.
Ведущий: Но даже в благополучной семье бывают конфликты. Несомненно, сказывается разница в возрасте, взглядах, идеалах членов семьи, особенно сейчас, когда родители воспитывались в социалистическом обществе, а дети - при замене его другим, похожим на западное, капиталистическое.
Давайте сейчас подумаем и откровенно скажем, что раздражает друг в друге «отцов» и «детей».
Вопросы (эксперты обобщают ответы):
1 Что больше всего вас раздражает в поколении «отцов» (вопрос «детям») и «детей» (вопрос «отцам»)?
2.. В чем бы вы хотели походить на «отцов» (вопрос «детям»), «детей» (вопрос «отцам»)?
3. Может ли непонимание поколений вызвать конфликт? (высказываются «отцы» и «дети».)
Проблемы есть. Так что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов? (Работают все группы, экспертная подытоживает в конце диспута.)
Спорные проблемные ситуации.
Ведущий: Проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту, можно вспомнить очень много. Однако проблемная ситуация — еще не конфликт, а спор — еще не ссора. Как удержаться на этой хрупкой грани, не оскорбив другого человека, не унизив его достоинства?
Задание
Найти выход из проблемной ситуации (задача сторон — убедить друг друга за 5 минут).
Ситуация: Школьнику до окончания школы еще 2 года. После окончания школы он не хочет дальше учиться. Родители против.
Убедите друг друга, что вы («отцы» и «дети»; «школьники» и «родители») правы.
Эксперты подводят итоги, предлагают примирительный вариант, говорят, кто был убедительнее.
Открытое письмо
Ведущий. К сожалению, не всегда можно избежать ссор и конфликтов. Часто мы не хотим поставить себя на место оппонента, до хрипоты отстаиваем позицию своей правоты и на этом наживаем еще больше проблем. От другого человека мы ждем понимания (не пытаясь его понять), послушания и согласия (не соглашаясь с ним), уступки (сами не уступая). Может, было бы легче понять друг друга, если бы знать, какими мы хотим видеть друг друга?
Задание
Написать открытое письмо («отцы» - «детям», «дети» - «отцам»), начав его словами: «Я любил и понимал бы тебя больше, если бы ты был...».
Тексты писем — экспертам.
Заключение.
Эксперты подводят итоги и выступают.
1-й эксперт: Наш диспут мы начали с разговора о семье. Послушайте
«советы, как создать неблагополучную семью».
1. Чаще упрекайте друг Друга, придираясь по мелочам.
2. Старайтесь больше времени проводить вне дома, а когда все же придете, то не замечайте беспорядка, грубите друг другу.
3. Не обращайте внимания на детей, их плохую учебу и поведение — это их дело.
4. Ничего не рассказывайте о себе и не спрашивайте родных об их проблемах.
5. Никогда не прощайте обиды, таите злобу и мстите исподтишка.
6. Обзаведитесь массой вредных привычек и старайтесь, чтобы все о них знали.
2-й эксперт: (далее речь шла о природе конфликта между отцами и детьми)
Помните:
1. Чтобы избежать ссоры, надо понять оппонента, а чтобы понять, надо уметь поставить себя на его место, посмотреть на мир его глазами.
2. В споре действуй убеждением, а не угрозой.
З. Пригласите «арбитра», который объективно рассмотрит проблему и решит, кто прав. Разумеется, этот человек должен обладать авторитетом и уважением обеих конфликтных сторон
4. Помните, что утро вечера мудренее. Дайте противнику поостыть и обдумать ваши слова. Возможно вы найдете компромисс
З-й эксперт: Послушайте текст открытого письма «отцов» к «детям»
Мы любили бы вас ещё больше, если бы вы:
- больше времени проводили в семье, помогали по хозяйству;
- понимали и сочувствовали проблемам родителей;
- более серьезно относились к учебе
- отказались от вредных привычек
- задумались о своем месте в жизни
«Дети» и «отцы» высказываются о пользе и необходимости диспута, говорят, что он помог им понять, о чем задуматься.
Литература:
Жаворонкова А.В. Сценарий классного часа на тему «Отцы и дети»// Научно – методический журнал Классный руководитель/ главный редактор Лизинский В.М. – Москва: 2001 г.- № 7. С. 114 – 119.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу: "Отцы и дети: понять – значит принять"
Беседа с детьми об отношениях с родителями....
классный час "Отцы и дети"
Цель: познакомить учащихся с понятием “толерантность”, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами...
Классный час "Отцы и дети"
Классный час для 9 класса "Отцы и дети"...
классный час "Отцы и дети - как избежать конфликтов"
Цель: формирование бесконфликтных отношений в семье, классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.Задачи:Формирование толерантного и уважительного отношения друг к другу.Обучение навык...
Классный час "Отцы и дети"
Выявление причин конфликта между старшим и молодым поколениями....
Презентация к классному часу "Отцы и дети" по новелле Лидии Ооржак "Цветной человек"
О судьбе мальчика Роберт, от которого отказалась мать...