классный час "Отцы и дети - как избежать конфликтов"
классный час (7 класс) на тему

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Цель: формирование бесконфликтных отношений в семье, классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.

Задачи:

  1. Формирование толерантного и уважительного отношения друг к другу.
  2. Обучение навыкам бесконфликтного общения.
  3. Создание условий для формирования у учащихся и их родителей чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.
  4. Сплочение детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый классный час53.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час в 7 «а» классе

 "Отцы и дети – как  избежать конфликта?"

                                                                               Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

                                                                              Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

                                                                             Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Цель: формирование бесконфликтных отношений в семье, классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.

Задачи:

  1. Формирование толерантного и уважительного отношения друг к другу.
  2. Обучение навыкам бесконфликтного общения.
  3. Создание условий для формирования у учащихся и их родителей чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.
  4. Сплочение детского коллектива.

Вышеперечисленные цели и задачи способствуют 

  • выработке у ребят таких личных качеств, как:
  • уверенность в себе;
  • честность и открытость;
  • чувство юмора;
  • умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
  • быстро принимать решения;
  • успешно преодолевать кризисные ситуации.
  • формированию конструктивных навыков взаимодействия, таких как:
  • умение безопасно и эффективно общаться;
  • умение понимать и выражать свои чувства;
  • умение противостоять давлению.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

 Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»

Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т. д.

Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Сам же человек неповторим, и у него есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Представьте, что сейчас перед вами лужа. Что вы видите в ней? ( Свободные высказывания учащихся: деревья, солнышко, дома, грязь)

(Свободные высказывания учащихся: грязь, солнышко и т. д.) Спасибо.

-Совпали ли ваши мнения?

-Какой вывод можно сделать?

Ученики. На один и тот же предмет мы смотрим по-разному. У всех разное мнение, разные взгляды. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.

Учитель: Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно? Скажите, вы попадали в конфликтные ситуации? Что вы чувствовали при этом? Можно было избежать конфликта? (Можно) Как? (ответы учащихся)

  1. Основная часть

Классный руководитель. Итак, конфликт, пути его решения – тема нашего разговора. Важна ли для вас эта тема? Почему? (Высказывания обучающихся). Давайте прочтем слова, являющиеся эпиграфом к классному часу:

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

                                                                           Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

                                                                          Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

1. Беседа по вопросам:

-Существует ли проблема отношений отцов и детей?

-В чем заключается эта проблема?

-На самом ли деле существует эта проблема?

-Что можно решить?

-Почему так много мнений?

Упражнение 1 “Идеальный родитель - идеальный ребенок”.

Группа родителей и группа детей выполняют задания отдельно. В течение 10 минут на половинке листе ватмана составить портрет идеального родителя, указав на листах ромашки качества присущие идеальному родителю и на другой половинке ватмана точно также, качества присущие идеальному ребенку. После выступлений представителей из группы родителей и группы детей, обговорив результаты, выделяем одинаковые качества у 2-х групп.

Упражнение 2 “ Поменяемся ролями”.

Чтобы взрослым и детям легче было понимать друг друга, предлагаю поменяться ролями – организуем условные семьи, где роль детей выполняют родители, а роль родителей - дети.

Необходимо разыграть ситуацию неуспеха, где “ребенок” был явно не на высоте (или в школе, или дома, или в кругу друзей). “Ребенок” рассказывает “родителям”, что с ним произошло. А для “родителей” приготовлены примеры выражений, которыми они реагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги, через 5 минут разыгрывайте ситуацию.

1 семья

- Ребенок рассказывает о ситуации неуспеха (провинности), ожидая, что родители его пожалеют. Но на каждую фразу ребенка они произносят “ Я тысячу раз тебе говорил, что…”, “Сколько раз тебе повторять…”, “Неужели тебе трудно запомнить, что…”, “Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа)…”

2 семья

- Ребенок рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что его будут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят “ Расскажи подробнее, как это произошло”, “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”, “ Чем я могу тебе помочь?”, “Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?”

После выполнения этого упражнения обсудить чувства, которые испытывали на себе участники в первом и во втором случае. Выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми.

В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. В-третьих, работа не ладится и вообще все валится из рук. И наконец, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Одним из них является общение — основа разрешения конфликтов. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях:

  • Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
  • Ты любишь слушать  громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

А теперь ответьте на вопрос теста: Тебя обозвали. Твоя реакция?

а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова)

б) Отблагодарю тем же (обзову)

в) Пожалуюсь старшим

Классный руководитель: Молодцы, ребята, вы правильно думаете. Так мы с вами подошли к вопросу: «Какими могут быть пути разрешения конфликта?»

  1. Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)
  2. Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)
  3. Игнорирование (уход от решения проблемы)

Как вы думаете, к каким результатам приводят конфликты?

  1. Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
  2. Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
  3. Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.

Вывод. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию. 

Правила управления конфликтом

  1. Не прерывайте. Слушайте.
  2. Не делайте предположений.
  3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
  4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
  5. Закончите на позитивной ноте.

Я думаю, что вы запомните эти правила управления конфликтом и, применяя их, будете использовать для решения возникшей проблемы. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И помните, что нужно      

                                                                   Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

                                                                             Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

                                                                           Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Вы со мной согласны? Значит, народная мудрость учит нас избегать конфликтов? Классный руководитель. Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости Подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена:

«Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным Писателем.

Чтобы избежать конфликтов, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к родителям так, как хотел бы ты, чтобы они относились к тебе».

 Итог.

Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» она лежит у вас на парте и стихотворение, которое написал Омар Хайям

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

На прощанье раздать советы родителям и детям на листе бумаги каждому. 
Советы детям.

  • Доверяйте родителям - они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.
  • Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
  • Делитесь своими радостями.
  • Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
  • Старайтесь их понимать, помогайте им. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.

Советы родителям.

  • Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом. 
  • Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов.
  • Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
  • Не скупись на похвалу.
  • Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
  • Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
  • Ставьте перед ребенком достижимые цели.
  • Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.
  •  Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
  •  При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
  • Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают. Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны!

А я желаю всем вам стремиться стать идеальными родителями и идеальными детьми!!!

E:\data\articles\52\5214\521438\img_3.png

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11. Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Литература.

  1. Автор-составитель О.Я. Воробьева. Коммуникативные технологии в школе. Из опыта работы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  2. Автор-составитель Н.М. Гончарова. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
  3. М.А. Тартышная. 50 идей для классного руководителя. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
  4. М.А. Алоева, В.Е. Еремина. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа, 5-11 классы. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008.
  5. Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. Отдыхая – обучаемся, познавая – развиваемся. Книга для классных руководителей 5-8 классов. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать конфликтов

Существует ряд простых правил...

Классный час "Как избежать конфликтов?"

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в д...

Родителям - как избежать конфликтов в семье

Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит не­желание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним ...

Классный час в 7 классе "Как избежать конфликта?"

Классный час посвящён способам эффективного общения школьников, конфликтам в школе. Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны ко...

Классный час по теме "Как избежать конфликтов"

Классный час проводится по всем требованиям ФГОС. На протяжении всего занятия учащиеся приобретаютличностные УУД:умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;ум...

КЛАССНЫЙ ЧАС "КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА"

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛДОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РЕФЛЕКСИЮ....

Классный час "Как избежать конфликтов"

Классный час "Как избежать конфликтов"...