классный час "Отцы и дети - как избежать конфликтов"
классный час (7 класс) на тему
Цель: формирование бесконфликтных отношений в семье, классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.
Задачи:
- Формирование толерантного и уважительного отношения друг к другу.
- Обучение навыкам бесконфликтного общения.
- Создание условий для формирования у учащихся и их родителей чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.
- Сплочение детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый классный час | 53.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый классный час в 7 «а» классе
"Отцы и дети – как избежать конфликта?"
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Цель: формирование бесконфликтных отношений в семье, классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.
Задачи:
- Формирование толерантного и уважительного отношения друг к другу.
- Обучение навыкам бесконфликтного общения.
- Создание условий для формирования у учащихся и их родителей чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.
- Сплочение детского коллектива.
Вышеперечисленные цели и задачи способствуют
- выработке у ребят таких личных качеств, как:
- уверенность в себе;
- честность и открытость;
- чувство юмора;
- умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
- быстро принимать решения;
- успешно преодолевать кризисные ситуации.
- формированию конструктивных навыков взаимодействия, таких как:
- умение безопасно и эффективно общаться;
- умение понимать и выражать свои чувства;
- умение противостоять давлению.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»
Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т. д.
Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Сам же человек неповторим, и у него есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Представьте, что сейчас перед вами лужа. Что вы видите в ней? ( Свободные высказывания учащихся: деревья, солнышко, дома, грязь)
(Свободные высказывания учащихся: грязь, солнышко и т. д.) Спасибо.
-Совпали ли ваши мнения?
-Какой вывод можно сделать?
Ученики. На один и тот же предмет мы смотрим по-разному. У всех разное мнение, разные взгляды. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
Учитель: Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно? Скажите, вы попадали в конфликтные ситуации? Что вы чувствовали при этом? Можно было избежать конфликта? (Можно) Как? (ответы учащихся)
- Основная часть
Классный руководитель. Итак, конфликт, пути его решения – тема нашего разговора. Важна ли для вас эта тема? Почему? (Высказывания обучающихся). Давайте прочтем слова, являющиеся эпиграфом к классному часу:
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
1. Беседа по вопросам:
-Существует ли проблема отношений отцов и детей?
-В чем заключается эта проблема?
-На самом ли деле существует эта проблема?
-Что можно решить?
-Почему так много мнений?
Упражнение 1 “Идеальный родитель - идеальный ребенок”.
Группа родителей и группа детей выполняют задания отдельно. В течение 10 минут на половинке листе ватмана составить портрет идеального родителя, указав на листах ромашки качества присущие идеальному родителю и на другой половинке ватмана точно также, качества присущие идеальному ребенку. После выступлений представителей из группы родителей и группы детей, обговорив результаты, выделяем одинаковые качества у 2-х групп.
Упражнение 2 “ Поменяемся ролями”.
Чтобы взрослым и детям легче было понимать друг друга, предлагаю поменяться ролями – организуем условные семьи, где роль детей выполняют родители, а роль родителей - дети.
Необходимо разыграть ситуацию неуспеха, где “ребенок” был явно не на высоте (или в школе, или дома, или в кругу друзей). “Ребенок” рассказывает “родителям”, что с ним произошло. А для “родителей” приготовлены примеры выражений, которыми они реагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги, через 5 минут разыгрывайте ситуацию.
1 семья
- Ребенок рассказывает о ситуации неуспеха (провинности), ожидая, что родители его пожалеют. Но на каждую фразу ребенка они произносят “ Я тысячу раз тебе говорил, что…”, “Сколько раз тебе повторять…”, “Неужели тебе трудно запомнить, что…”, “Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа)…”
2 семья
- Ребенок рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что его будут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят “ Расскажи подробнее, как это произошло”, “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”, “ Чем я могу тебе помочь?”, “Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?”
После выполнения этого упражнения обсудить чувства, которые испытывали на себе участники в первом и во втором случае. Выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми.
В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. В-третьих, работа не ладится и вообще все валится из рук. И наконец, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Одним из них является общение — основа разрешения конфликтов. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях:
- Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
- Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
А теперь ответьте на вопрос теста: Тебя обозвали. Твоя реакция?
а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова)
б) Отблагодарю тем же (обзову)
в) Пожалуюсь старшим
Классный руководитель: Молодцы, ребята, вы правильно думаете. Так мы с вами подошли к вопросу: «Какими могут быть пути разрешения конфликта?»
- Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)
- Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)
- Игнорирование (уход от решения проблемы)
Как вы думаете, к каким результатам приводят конфликты?
- Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
- Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
- Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.
Вывод. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.
Правила управления конфликтом
- Не прерывайте. Слушайте.
- Не делайте предположений.
- Не переходите на личности и не оскорбляйте.
- По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
- Закончите на позитивной ноте.
Я думаю, что вы запомните эти правила управления конфликтом и, применяя их, будете использовать для решения возникшей проблемы. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И помните, что нужно
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Вы со мной согласны? Значит, народная мудрость учит нас избегать конфликтов? Классный руководитель. Причины конфликтов с родителями многие подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большинства конфликтов - в незрелости Подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена:
«Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным Писателем.
Чтобы избежать конфликтов, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к родителям так, как хотел бы ты, чтобы они относились к тебе».
Итог.
Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» она лежит у вас на парте и стихотворение, которое написал Омар Хайям
Других не зли и сам не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.
На прощанье раздать советы родителям и детям на листе бумаги каждому.
Советы детям.
- Доверяйте родителям - они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.
- Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
- Делитесь своими радостями.
- Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
- Старайтесь их понимать, помогайте им. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.
Советы родителям.
- Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
- Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов.
- Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
- Не скупись на похвалу.
- Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
- Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
- Ставьте перед ребенком достижимые цели.
- Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.
- Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
- При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
- Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают. Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны!
А я желаю всем вам стремиться стать идеальными родителями и идеальными детьми!!!
Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
10. Будь обаятелен и добр.
11. Извинись, если ты не прав.
12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
Литература.
- Автор-составитель О.Я. Воробьева. Коммуникативные технологии в школе. Из опыта работы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
- Автор-составитель Н.М. Гончарова. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
- М.А. Тартышная. 50 идей для классного руководителя. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
- М.А. Алоева, В.Е. Еремина. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа, 5-11 классы. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008.
- Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. Отдыхая – обучаемся, познавая – развиваемся. Книга для классных руководителей 5-8 классов. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как избежать конфликтов
Существует ряд простых правил...
Классный час "Как избежать конфликтов?"
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в д...
Родителям - как избежать конфликтов в семье
Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит нежелание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним ...
Классный час в 7 классе "Как избежать конфликта?"
Классный час посвящён способам эффективного общения школьников, конфликтам в школе. Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны ко...
Классный час по теме "Как избежать конфликтов"
Классный час проводится по всем требованиям ФГОС. На протяжении всего занятия учащиеся приобретаютличностные УУД:умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;ум...
КЛАССНЫЙ ЧАС "КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА"
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛДОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА РЕФЛЕКСИЮ....
Классный час "Как избежать конфликтов"
Классный час "Как избежать конфликтов"...