Познавательное занятие с элементами ручного труда в 4 классе «Кукла берегиня»
план-конспект на тему
Занятие подготовлено для учащихся 4-5 классов коррекционной школы 8 вида с целью познакомить детей с историей русских кукол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanjatie_kukla_bereginja1.docx | 24.23 КБ |
kukla.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие с элементами ручного труда в 4 классе
«Кукла берегиня»
Цели:
Познакомить детей с историей появления кукол, с русскими традициями, связанными с изготовлением кукол
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
Коррегировать восприятие, внимания на основе упражнений в узнавании, различении, мелкую моторику руки.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, куклы берегини, словари Даля и Ожегова, кусочки ткани, ножницы, нитки.
Ход занятия:
Деятельность воспитанников | Деятельность воспитателя | Примечание |
Задача: создать положительный настрой учащихся на занятии. | ||
Дети приветствуют гостей | Ребята, приветствую вас на нашем занятии. Сегодня у нас не простое, а мастер класс по старинному рукоделию. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Так как у нас необычное занятие, мы будем отвечать активно, хорошо себя вести ,чтобы гости дорогие захотели вновь прийти. | |
II. Введение в тему. Задача: Уточнить представление детей по теме занятия. | ||
Дети слушают сказку Дети отвечают на вопросы Учащиеся разгадывают шифровку «Кукла – берегиня» | Теперь садитесь поудобнее и послушайте сказку… «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был купец.12 лет он прожил в супружестве. И была у него только одна дочь Василиса-Прекрасная. Когда жена его скончалась, девочке было всего 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе доченьку и вынула из под одеяла куклу, отдала ей и говорит : послушай Василисушка ,помни и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куколку- держи её всегда при себе и никому не показывай. А когда вдруг приключится тебе какая напасть или горе какое, дай ей поесть и спроси у неё совета. Она покушает да и скажет тебе, чем помочь твоему несчастью.… Так вот и стала Василисушка жить. Подкармливает куколку и советуется с ней, а та покушает, послушает, да и подсказки, советы даёт». Это конечно, сказка, но…. Как вы думаете, почему я начала занятие с этой сказки? Расшифруйте тему нашего занятия. ( Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза). 3 6 1 4 2 5 Бе ня кук ре ла ги Прочитайте полученное слово. Как вы думаете, что обозначает слово «берегиня»? а сейчас познакомимся с его значением по словарям. | Чтение отрывка из сказки «Василиса-Прекрасная» Слайд №1 Слайд №2 Работа со словарями Ожегова, Даля. |
III. Беседа по теме Задача: познакомить детей с историей развития кукол и с некоторыми куклами-берегинями. | ||
Дети слушают воспитателя Дети отвечают на вопросы Дети высказывают свое предположение Дети отвечают на вопрос Дети отвечают на вопрос Дети отвечают на вопрос Дети высказывают свое предположение Дети отвечают на вопрос Дети отвечают на вопрос | Сегодня мы совершим путешествие во времени и попадём в Российскую деревню, в то время когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Мы узнаем, во что играли их дети. Как и из чего делались куклы и для чего они предназначались. На Руси куклы появились давно. Древние русские женщины - настоящие берегини- ни одного кусочка ткани, ни одной верёвочки они не выбрасывали. Они делали своими руками кукол, которые должны были охранять дом семью от несчастий, бед, недугов. Куклы изготавливались быстро, поскольку у женщин не было много времени, сворачивались тряпочки, перевязывались верёвочкой и кукла готова. Представьте, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек, как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение было не от того что было мало игрушек, просто люди считали что игрушка живая. Всё делалось руками человека, конкретному ребёнку и одинаковой не было ни одной. Кукла была не только игрушкой, но и оберегом. Как вы думаете, что обозначает слово «оберег»? Давайте познакомимся с куклами- оберегами которые существовали на Руси с древних времён. 2. Следующая игрушка – Зайчик на пальчик. Как вы думаете, почему она так называется? Зайчика на пальчик делали и дарили ребёнку от 3 лет. Именно в этом возрасте ребёнка родители начинали оставлять одного, и чтобы ему не было страшно, и было с кем поиграть, ему давали такого зайку. Он был другом для ребёнка с которым можно поговорить и оберегом от одиночества и страхов. Этот зайчишка - хороший подарок на любой детский праздник. 3. Эта кукла – Нянюшка. Почему она так называется? Эту куколку давали ребенку, когда он выходил из дома во внешний мир. Нянюшка оберегала ребёнка и придавала ему сил и смелости. 4.Кубышка – травница. Как вы думаете, почему она так называется? Это древняя целительская кукла – оберег. Родом эта кукла из Тулы. Она наполнена лечебными травами и оберегает дом от болезней. Кубышку ставили у колыбельки младенца, а если в семье кто – то заболевал – у постели больного, разминали в руках, чтобы травяной дух наполнил дом. 5.Неразлучники. Почему она так называется? Эта кукла – традиционная свадебная кукла. Такая куколка – символ крепкой семьи. Её дарили в день свадьбы жениху и невесте. Обычно неразлучников хранили всю жизнь в красном углу. Посередине руки, между папой и мамой привязывали кисточки из ниток или колокольчики, по числу появившихся деток. 6. Колокольчик. А эта кукла, почему так называется? Колокольчик – кукла добрых вестей. Эта кукла приносит в дом радость, веселье. Она оберег хорошего настроения. Даря колокольчик, человек желает своему другу только хорошие известия и поддерживает в нём хорошее настроение. 7.Северная берегиня – ставится на северное окно в доме. Является оберегом для дома. Она приносит благополучие дому. 8.Кукла – крупеничка. Как вы думаете, почему она так называется? Эта кукла делалась на Руси во время сбора урожая, наполняли её лучшей крупой, наряжали и ставили в красный угол. А весной, во время сева, первые горсти зерна брали из этой куклы. Она отвечает за достаток в семье, следит, чтобы в доме было сытно и богато. Дарили Крупеничку с пожеланиями благополучия и добра. 9. Столбушка – самая главная кукла – оберег в русской народной традиции. Помощница в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать всё, что наболело и беспокоит. И тогда станет легче и понятнее, как жить дальше. В основе этой куколки столбик или скатанное полотенце. Вот такие были куклы. И это всего лишь малая часть из всего многообразия кукол. Все они несли в себе магическое действие. Куклу делали по определённому правилу. Существовало правило, что при изготовлении кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. | Слайд № 3 Слайд №4 Работа со словарями Ожегова, Даля. Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд № 15 |
IV. Закрепление изученного материала. Задача: Закрепить знания детей по теме занятия | ||
Дети берут кукол и говорят что за кукла и для чего предназначена. Дети называют лишний предмет и объясняют, почему он лишний. | А) Дидактическая игра «Назови кукол». На столе воспитателя куклы о которых говорилось раньше. Необходимо назвать кукол Б) Дидактическая игра «четвёртый лишний». Найдите лишнюю картинку из ряда предложенных. | Куклы обереги Слайд №16-19 |
V. Практическая работа Задача: научить детей изготовлению простейших оберегов. | ||
Дети на ощупь определяют предметы и достают из мешочка. Дети называют предметы, которые нужны, чтобы изготовить куклу. Дети делают куклу, опираясь на инструкционную карту Дети встают и произносят слова: «Отвернись злом – повернись добром» | А) Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором лежат предметы. Вам на ощупь нужно определить, что это и достать. А сейчас выберите те, которые пригодятся для изготовления кукол берегинь. Б) Настрой на работу. Сейчас мы сделаем куклу так как делали это раньше на Руси. Сделаем аккуратно, с любовью. Подумайте, от чего будет оберегать ваша кукла. Помните, что вы все должны при затруднении товарища помочь ему В) Выполнение с помощью инструкционной карты. 1. Наметить на ткань величину ладони, сделать надрез, оторвать прямоугольник. 2. Из прямоугольника сделать квадрат. 3. на другой ткани отмерить ладонь без пальцев, надрезать, оторвать прямоугольник, сделать квадрат. 4. Складывание краев первой ткани к середине, сгибов к середине, перегнуть середину. Полученную дорожку перегнуть пополам. 5. Вторую ткань перегнули так же. 6. Переложили ткани крестом. 7. Завязали красными нитками туго, так, что бы спереди получился двойной крест, а сзади две линии. Завязать два узла. 8. Оформили руки, завязав две манжеты. Продеть нитку для одевания на шею. А сейчас, что бы кукла стала для вас настоящей берегиней, возьмите куколку в руки встаньте трижды повернитесь с ней против часовой стрелки, со словами: «Отвернись злом, повернись добром» | Мешочек в котором находятся клубок ниток, молоток, ткань, кубик, бумага, карандаш, пластилин. Слайд №20 Индивидуальная работа с детьми при затруднении, помогать им в работе. |
VI. Подведение итогов
Задача: Подвести итоги усвоенного материала, дать оценку работе детей.
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями о сделанной работе | Рассмотрите куклы друг друга. Какой характер у вашей куклы? От чего она вас будет оберегать? Часто бывает так, что друзе рядом нет, а мама еще не пришла, не с кем поговорить и с этой куклой можно поделиться всеми своими проблемами, она обязательно выслушает вас и поймет Понравилась вам работа ребята? Что интересного вы сможете рассказать своим близким после нашего занятия? На занятии вы много узнали, много научились. Как вы поняли, почувствовали, какими должны быть куклы для детей? Пусть куколка сделанная вашими руками станет украшением и защитой вашему дому. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КУКЛА - БЕРЕГИНЯ
Северная берегиня Неразлучники Зайчик на пальчик Кубышка - травница Пеленашка Колокольчик Столбушка Крупеничка Нянюшка
Учись правильно завязывать куклу
Спасибо за Работу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (занятия) по предмету Ручной труд на тему "Золотая рыбка"
Предложенный материал предназначен для учителей-дефектологов VIIIвида, 2 вариант обучения. Весь материал к уроку подобран с учетом психофизических возможностей данной категории детей, и направлен на р...
Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)
Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...
Рабочая программа. По предмету "Ручной труд" 9 класс (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталостью)
Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения обучающихся с умеренной и тяжёлой умс...
Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.
Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.Тема: Радужные пузыри.Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обс...
Конспект занятие по ручному труду, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью "Сказочный цыпленок"
Цель: научить изготавливать поделку «Цыпленок».Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике изгото...
Конспект учебного занятия по предмету "Ручной труд" по теме "Изготовление поздравительной открытки", 3 класс
Работа с бумагой и картоном. Изготовление поздравительной открытки к лню защитнкика Отечества, 3 класс....
Мастер - класс "Кукла Берегиня"
дана инструкция изготовления народной куклы - скрутки "Берегиня"...