Доклад "Реализация воспитательной компоненты учебной деятельности"
статья на тему

Белозуб Наталья Викторовна

Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выпускник средней школы должен быть образован, нравственен, предприимчив, уметь 
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, 
прогнозировать возможные последствия своих решений, способен к сотрудничеству, 
отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым 
чувством ответственности за судьбу страны.

Поэтому на первый план выдвигаются 
задачи воспитания, такие как формирование у школьников гражданской 
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, 
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной 
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДУХОВЩИНСКИЙ РАЙОН

Доклад

Белозуб Натальи Викторовны,

учителя русского языка и литературы

(первая квалификационная категория)

                                                                      2013 уч.год

Реализация 
воспитательной компоненты учебной деятельности

«Воспитание без обучения есть цель без 
средства,

обучение без воспитания есть средства 
без цели»

И. Гербарт

Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года выпускник средней школы должен быть образован, нравственен, предприимчив, уметь 
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, 
прогнозировать возможные последствия своих решений, способен к сотрудничеству, 
отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым 
чувством ответственности за судьбу страны.

Поэтому на первый план выдвигаются 
задачи воспитания, такие как формирование у школьников гражданской 
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, 
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной 
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Для этого воспитание 
становится первостепенным приоритетом в образовании как органичная составляющая 
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и 
развития. В связи с этим необходимо сместить 
акцент с усвоения обучающимся определенной суммы знаний на развитие его 
личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная 
школа должна научиться целенаправленно формировать опыт самостоятельной 
деятельности и личной ответственности обучающихся.

Готова ли современная школа к таким изменениям? 
Чем должен быть наполнен термин «образование»? Каким образом школа должна 
изменить учебно-воспитательный процесс? Какое место занимает и может занимать 
воспитательный компонент в структуре обычного урока?

Традиционно под образованием понимается технологически простроенная деятельность с целью организации субъектного взаимодействия «Обучающий – обучающийся». В идеале цель образования — это развитие психики индивида.  
При этом взаимодействуют три основных элемента: 
обучающийся, 
обучающий и накопленная человечеством культура;
 через главные 
взаимодействия между ними: 
образование учителя, технология образования и 
самообразование обучающегося.

Технология образования включает в себя фактически неотделимые друг от друга обучающую и воспитывающую компоненты. Соотношение обучения и воспитания – фундаментальная педагогическая проблема. Главная задача 
учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс - обеспечить 
единство действия механизмов воспитания и обучения, то есть 
освоить технологию образования.

С учетом единства обучения и воспитания 
естественным образом возникает идея отследить реализацию воспитательной 
компоненты на уроках в процессе решения учебных задач. 

Наш эксперимент начался с определения уровня понимания учителями эффективности и необходимости воспитательного воздействия в рамках предметного урока в общеобразовательной школе. Первоначальное анкетирование показало, что практически 100% учителей считают обучение и воспитание неразрывным целым, стараются управлять им на своих уроках, посвящают около 20 % времени предметного урока вопросам воспитания. Однако последующая работа показала формальность данных выводов.

В процессе дискуссии на педагогическом совете было выявлено следующее:

- учителя, утверждая единство обучения и воспитания, хорошо ориентируются в процессе управления обучением, в формах, методах и оценке результатов обучения, но при этом слабо представляют  механизм управления воспитанием в ходе урока;

- в модели взаимодействия культура – обучающийся - обучающий в роли воспитывающей силы учителя в первую очередь видят социум;

- учителя принимают новую модель выпускника в соответствии с концепцией модернизации российского образования, но не готовы изменить свою деятельность, запланированную согласно  знаниевоцентристской модели - модели усвоения знаний, умений и навыков;

- учителя четко понимают, что критериально-оценочный метод, прекрасно зарекомендовавший себя при подведении результатов обучения, абсолютно не подходит к воспитанию, однако современная педагогика не предлагает сколько-нибудь надежного и простого средства измерения «уровня воспитанности»;

- к педагогическим условиям, повышающим эффективность воспитательной компоненты на предметном уроке, учителя относят высокую мотивацию, успешность, возможность самореализации, признание; однако испытывают затруднения в фактическом подтверждении влияния данных условий на повышение эффективности воспитания.

В результате мозгового штурма учителя каждой группы пришли к выводу, что воспитание действительно неотделимо от обучения, но до тех пор, пока оно остается на неосознаваемом уровне, воспитание будет являться случайным, непредсказуемым и стихийным процессом, и невозможно говорить от технологии воспитания. Для устранения данной проблемы учитель должен четко представлять результаты взаимодействия «Обучающий - Обучающийся» не только в области обучения предмету, но и в области воспитательного взаимодействия.

На формирование нравственности в первую очередь влияет  грамотно подобранное 
содержание, чтобы каждый ученик смог отождествил собственные понятия добра и 
зла с общечеловеческими; обнаружил, что понятия «нравственность» и 
«безнравственность» присущи только человеку, имеют смысл только в конкретном 
человеческом обществе и проявляются в отношениях между людьми; что человек 
должен просчитывать последствия своих действий и нести ответственность за 
негативный результат и некоторые другие выводы.

Мировоззренческий компонент также зависит от содержания, которое влияет на расширение кругозора,  формирование общей картины мира, в том числе 
и естественно-научной, а также на необходимость наличия полноты информации 
перед потребностью сделать какие-либо выводы.

Сложнее всего осознать, какие компоненты урока влияют на формирование хороших привычек. Причина состоит в том, что в бытовом сознании привычки связаны с чертами личности,  влиять на которые в рамках обычного урока очень сложно. Однако коллективное обсуждение и мозговой штурм позволил прийти к следующим положениям:

- привычки проявляются в поведении, значит, привычкой можно считать закрепленную модель поведения;

- направленность привычки (хорошая или плохая), как правило, проявляется в отношениях с социумом;

- привычка или модель поведения формируется в деятельности, следовательно, учебная деятельность способствует формированию тех или иных привычек.

В результате сложился следующий перечень привычек, которые можно сформировать в учебной деятельности:

 - умение высказывать свое мнение, умение выслушать чужое, умение аргументировано 
возразить (данные умения объединяются в умение дискутировать);

- умение анализировать как чужие поступки и мотивы, так и свои собственные;

- умение делать выводы;

- умение обосновывать свое мнение, опираясь на факты;

- умение нести ответственность за свои слова, действия, поступки.

Перечисленные умения традиционно относят к общеучебным навыкам. Однако здесь нет никакого противоречия: в части обучения – это общеучебные навыки, в части воспитания – это хорошие привычки. А возникает разделение как результат до сих пор реально существующего перекоса в сторону обучения в современной российской школе, когда воспитание в учебной деятельности не структурируется так же четко, как обучение, что сохраняет его стихийность и случайную результативность.

Таким образом, дальнейшие исследования потребуют от коллектива школы разработать методику реализации воспитательной компоненты образовательного процесса в учебной деятельности. В данной методике каждый компонент содержания и учебной деятельности будет четко описан по структуре и воспитательному результату.

Как итог эксперимента, мы ожидаем повышение мастерства учителей-предметников не только в высоком качестве и успеваемости по предмету, но и в целенаправленном управлении деятельностью учащихся таким образом, чтобы она была высокомотивированной, успешной, 
результативной, позволяла саморелизовываться и саморазвиваться. Таким образом, 
воспитательная компонента будет реализована максимально. В настоящее время данный 
процесс, как правило, интуитивен и случаен, присущ далеко не всем педагогам, а 
значит, результат воспитания в процессе организации и управления учебной 
деятельностью учащихся остается стихийным и неудовлетворительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Из опыта моей работы....

Статья: «Рефлексия - неотъемлемый компонент учебной деятельности» Лаврентьева Ю.Б.

Статья: «Рефлексия - неотъемлемый компонент учебной деятельности»Лаврентьева Юлия Борисовна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №247 Санкт-Петербурга...