Конспект занятия: Понятие шаха и три защиты от шаха
план-конспект на тему

Тема занятия: Понятие шаха и три защиты от шаха.

Этап обучения: 1 год (от 5 лет)

Тренер - преподаватель: Строганов Андрей Викторович

Дата и место проведения: 18.12.17г.

Цель: познакомить детей с новым шахматным понятием шах.

Задача урока:

Образовательные:

  1.  Познакомить детей с новым понятием – шах и тремя защитами от шаха.
  2. Закрепить умения обучающихся ориентироваться в шахматной доске.
  3. Закрепить особенности передвижения шахматных фигур.

Оздоровительные:

1.      Формировать у обучающихся правильную осанку, зрительно – моторную координацию

Воспитательные:

1.      Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

2.      Научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений - единственно правильное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_shahmatam_mat_v_odin_hod.docx714.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Понятие шаха и три защиты от шаха.

Этап обучения: 1 год (от 5 лет)

Тренер - преподаватель: Строганов Андрей Викторович

Дата и место проведения: 18.12.17г.

Цель: познакомить детей с новым шахматным понятием шах.

Задача урока:

Образовательные:

  1.  Познакомить детей с новым понятием – шах и тремя защитами от шаха.
  2. Закрепить умения обучающихся ориентироваться в шахматной доске.
  3. Закрепить особенности передвижения шахматных фигур.

Оздоровительные:

  1. Формировать у обучающихся правильную осанку, зрительно – моторную координацию

Воспитательные: 

  1. Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
  2. Научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений - единственно правильное.

Образовательные технологии: технология разноуровневого обучения (дифференцированного обучения), компоненты здоровьесберегающей технологии.

Методы и приемы обучения:

  1. Наглядный метод (При знакомстве с новым материалом и объяснении правил в д/и)
  2. Словесно - диалогический (Проговаривание детьми на протяжении всего занятия)
  3. Методы дифференцированного обучения (В течении всего занятия: разбитие детей на подгруппы, выдача и подача программного материала в соответствии с уровнем подготовленности и силы игры)

Формы и средства обучения:

  1. Дидактические шахматные игры: «Почтальон Шахматного царства», «Побей незащищенную фигуру», «Дай шах», «Шах или не шах», «Пять шахов».
  2. Шахматная мини – викторина «Блиц - опрос»
  3. Шахматная игра с заданной позиции.

Оборудование: шахматная доска и фигуры, демонстрационная шахматная доска и фигуры, раздаточный материал (диаграммы с задачками), карандаши, фишки.

Ход занятия

  1. Орг. момент.

Блиц – опрос:

  • Сколько полей в одной горизонтали, вертикали, в самой большой диагонали.
  • Сколько стоит ладья, ферзь, слон, конь, король.
  • Какого цвета поле: а1, b3, c5, h6, g7, e2, d4, f8.
  1. Закрепление пройденного материала. (Технология разноуровневого обучения)
  • Шахматная нотация. Д/и «Почтальон в Шахматном царстве»

- Ребята, мы сейчас с вами превратимся в почтальонов, но не простых, а шахматных! Нам нужно будет разнести почту по шахматным квартирам. У каждой квартиры есть название, которое состоит из буквы и цифры. Вы готовы? Тогда берем письмо, я называю адрес, а вы относите письмо в квартиру с данным названием, называете адрес и говорите какого цвета квартира (белого или черного).

  • A3, B8, D5, F1, G7;
  • A8, B2, C7, E6 H5;
  • A1, B7, C3, F5, H1.
  • Молодцы! Вы настоящие почтальоны.
  • Игра «Побей незащищенную фигуру»

- Ребята, давайте с вами повторим:  

- Назовите основные правила шахматной игры: тронул – ходи, отпустил фигуру – ход сделан. Что бы поправить фигуры сначала говорим: - Поправляю. И т.д.

- Как вы понимаете, что значить напасть на неприятельскую фигуру?

- Что обозначает взять или срубить неприятельскую фигуру?

- Молодцы, ребята! Теперь можно и поиграть. Играем в игру, которая называется «Побей незащищенную фигуру» Вам предоставляется диаграмма с заданием.

C:\Users\user\Desktop\таня\Набранные диограмы\приер взятие ладья.PNG

  • Посмотрите на нее внимательнее, какими фигурами играем мы? Как вы узнали? (По значку рядом с диаграммой)
  • Посмотрите, какие фигуры есть у вас, у вашего противника, как они расположены.
  • Посмотрите все ли ваши фигуры стоят в безопасности, ни кто ли, на них не напал? Перечислите.
  • Теперь посмотрите на какие фигуры противника напали вы! Нашли? Перечислите.
  • Теперь нам нужно найти незащищенную фигуру противника, на которую мы напали. Нашли?
  • Прежде чем дотронутся до фигуры, проверяем еще раз.
  • Теперь можно взять или срубить неприятельскую фигуру. Таким образом одержав победу.

Решение задач

C:\Users\user\Desktop\таня\Набранные диограмы\взятие ферзем.PNG

  1. Физ. минутка.

Гимнастика для глаз

Комплекс упражнений №1.

  1. Новый материал. Ребята мы с вами знаем, что такое нападение на неприятельскую фигуру. Нападение -  это своего рода маленькая угроза. Какая же тогда будет угроза, если мы нападем на главную фигуру, на короля? Такое нападение будет называться шахом. Поэтому, шах – это нападение неприятельской фигуры на короля. Давай те попробуем поставить шах неприятельскому королю.

Д\и  «Шах или не шах» 

C:\Users\user\Desktop\таня\Набранные диограмы\шах или не шах.PNG

Посмотрите король не может, как любая другая фигура, оставаться под шахам, он должен от него защитится. В шахматах существует три вида защиты:

  • Срубить, ту фигуру, которая напала на короля, своей фигурой, пешкой или королем.
  • Закрыться от шаха – значит поставить свою любую фигуру между нападающей фигурой и королем.
  • Уйти королем, с поля, которое находится под боем, на любое свободное.

Давайте поиграем Д/и «Защита от шаха» (технология разноуровневого обучения)

C:\Users\user\Desktop\таня\Набранные диограмы\защита от шаха.PNG

  1. Закрепление

Побей незащищенную фигуру

C:\Users\user\Desktop\таня\Набранные диограмы\взятие ферзем.PNG

Шах или не шах

C:\Users\user\Desktop\таня\Набранные диограмы\шах или не шах.PNG

Защита от шаха

C:\Users\user\Desktop\таня\Набранные диограмы\защита от шаха.PNG

  1. Игра с заданной позиции.

C:\Users\user\Desktop\таня\Набранные диограмы\игра с заданной позиции.PNG

- Как вы думаете, какие ходы были сделаны? Назовите ходы за белых, за черных? Для чего они были сделаны?

  • Подводится небольшой анализ разыгранного дебюта, выполнение основных правил игры в дебюте.
  • Детям предлагается продолжить игру с данного момента.

  1. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...

План-конспект занятия по робототехнике "Использование датчиков цвета (освещённости), расстояния (ультразвукового и инфракрасного) для решения конкретных задач. Защита проектов."

Форма занятия - занятие – презентацияФормы организации деятельности учащихся - групповая и индивидуальная.Тип учебного занятия: занятие комплексного применения знаний.Методы обучения: частично – поиск...

КОНСПЕКТ-ЗАНЯТИЯ по Гражданской обороне "Средства защиты органов дыхания"

План-конспект занятия по гражданской обороне. Тема занятия: "Средства индивидуальной защиты органов дыхания". Возраст обучающихся 14-17лет....

Конспект занятия "Понятия "право", "лево"

Групповое занятие для старших дошкольников с задержкой развития...

Конспект занятия «Понятия: ансамбль, гарнитур, комплект, туалет» (первый год обучения)

Конспект занятия «Понятия: ансамбль, гарнитур, комплект, туалет» (первый год обучения)...