Урок Мужества "Дети войны"
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Сороченко Любовь Ивановна

классный час в форме устного журнала "Боевой листок" по теме: "Дети воны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva_deti_voyny.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС В ФОРМЕ УСТНОГО ЖУРНАЛА

 «БОЕВОЙ ЛИСТОК» ПО ТЕМЕ: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Сороченко Любовь Ивановна

Урок мужества – итоговый урок, ему предшествовала работа над проектом. Учащиеся класса по желанию разделились на 3 группы. При обсуждении работы над темой «Дети войны» были выделены подтемы для каждой группы:

1. Дети и война.

2. Дети концлагерей.

3. Дети-солдаты.                  

Цель: Создать условия для знакомства с историческими фактами времен Великой Отечественной войны – Сталинградской битвой, с жизнью детей в это время.

Задачи:  

1. Познакомить с материалами Великой Отечественной войны о детях войны; детях, бывших в концлагерях и детях, принимавших участие в боевых действиях.

2. Проанализировать факты из документальной и художественной литературы, посвященные детям Великой Отечественной войны, детям концентрационных лагерей, детям, принимавших участие в боевых действиях.

3. Определить значимость исторических событий Великой Отечественной войны для детей современного поколения.

4.  Выявить, как полученная на занятии информация воздействовала на мысли и чувства учащихся.

Оформление. На сцене слева и справа кубы, покрытые красным бархатом. На них атрибуты: каска, кружка, пилотка, книги о войне, фляжка, фотографии детей военного времени, зажженная свеча.

На протяжении всего урока – презентация с фотографиями военных дней, найденными учениками в разных источниках.

Музыкальное сопровождение. «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача); «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. Т. Харитонова); «Бухенвальдский набат» (муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева).

Ход классного часа:

  1. Организационный момент. 

Знакомство с материалами Великой Отечественной войны о детях войны; детях, бывших в концлагерях и детях, принимавших участие в боевых действиях.

Цель: мотивировать учащихся на определение темы и цели классного часа.

Учитель обращает внимание детей на выставку военных атрибутов  на сцене.

- Перед вами необычная выставка, посвященная нашему классному часу. Сегодня классный час должен стать итогом ваших поисков и исследований. Скажите, пожалуйста, о чем сегодня пойдет речь?

- Мы подготовили материал о детях, детство, которых опалено войной. (Обращают внимание на собранный ими материал. Выставка.)

- Мы расскажем о детях, прошедших концлагеря. (Обращают внимание на собранный ими материал. Выставка.)

- Мы познакомим вас с детьми, которым пришлось воевать рядом с взрослыми. (Обращают внимание на собранный ими материал. Выставка.)

Итог: - Мы будем говорить о детях, переживших войну.

  1. Рассказ о детях войны; детях, бывших в концлагерях и детях, принимавших участие в боевых действиях.

Цель: обсудить и проанализировать собранный материал.

- Много разных потрясений пережило человечество в ушедшем от нас в прошлое XX веке. Но такого ужаса, который принесло народам фашистское нашествие, еще не знала история.

- Великое истребление народов, великая бойня, каких еще не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись стар и млад.

На экран проецируются кадры кинохроники, звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

- Горькую чашу пришлось испить в годы войны и детям всей нашей страны, особенно детям военного Сталинграда. Мы живем на той самой земле, за которую погибали не только взрослые, но и подростки, ваши сверстники. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 гг., украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» – так называют сегодняшних 75–85-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами – дети войны. А память хранит всё в сердце. Об этом наш сегодняшний необычный урок – Час мужества. Урок памяти. Урок-напоминание.

- Вы провели большую исследовательскую работу и приготовили материал к нашему классному часу. Давайте прослушаем отчеты групп о детях, чьё детство опалено войной.

Выступления групп.

- Предоставляется слово первой группе.

1. Выступление I группы.    Дети и война.

- Наша группа готовила материал о детях, которые воспитаны войной, о детях, которые не стали взрослыми.

- (Воспоминания очевидца Сталинградской битвы.)

Людмиле Прокофьевне Тимковой в августе 1942 года было 16 лет. Когда  она  вспоминает  о  тяжелых  днях,  на  глаза  ее  наворачиваются слезы.

Люда с мамой эвакуировалась в день входа фашистов в Сталинград. Фашисты разбомбили нефтебазу, и горящая нефть разлилась по Волге. Девушке казалось, что горит великая река. Когда началась бомбежка улицы, где жила Людмила Прокофьевна, одна из зажигательных бомб упала недалеко от ее дома. Тогда Люда, которая оставалась дома одна, взяла лопату, подбежала к бомбе и стала забрасывать песком снаряд. Чуть позднее к ней поспешил на помощь пожилой мужчина. Вдвоем они затушили бомбу и спасли дома от пожара. На следующий день Людмила с мамой эвакуировались за Волгу.

Итог: Рассказы детей о своих бабушках и дедушках, которые во время ВО войны были детьми.

- Предоставляется слово второй группе.

2. Выступление II группы.         Дети концлагерей.

- Мы готовили материал о тех детях, которые попали в руки фашистам и стали узниками концентрационных лагерей.

- Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и Свободу.

Некоторых ребят, а их немало, немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, из их вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, их же отправляли в печи крематориев.

Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров.

- Послушайте воспоминания узников тех самых страшных лагерей.

-  (Воспоминания Ю. Н. Никитиной.) 

«И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась, снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерть в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас. В плену прошла моя юность».

- А вот воспоминания другой узницы.

(Воспоминания рабочей из Таллинна.) 

«В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь “Красное село”, где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю, отправили в лагерь “Балтийский”. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь “Клоога”. Выжила чудом…» (Тихо звучит мелодия «Бухенвальдский набат».)

- Скорбь об этих детях неизбывна.

Итог: Обсуждение: Как вы думаете, что чувствовали дети, попавшие в концлагерь? Опишите их чувства.

Дети делятся впечатлениями.

- Предоставляется слово третьей группе.

3. Выступление III группы.       Дети-солдаты.

- Мы расскажем о детях, которые  оказались под огнем в районах, где шли сражения, и они погибали как солдаты, а порой сражались плечом к плечу со взрослыми.

Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что страшно даже представить, но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.

- О ток, как сражались дети на фронтах Родины, мы узнали из воспоминаний детей, переживших этот ужас. Прослушайте их пожалуйста.

-  (Воспоминания О. Алексеева.) 

«Я не был участником войны, но вырос я среди партизан. Иногда нас, мальчишек, посылали в разведку. Но этого, конечно, нам было мало, мы переживали трагедию “неполноценности” – ведь нам не давали оружия. Я очень сильно это переживал.

Пусть я не был участником, не убили меня. Не убили меня, но я был свидетелем…»

- В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Родину.

Они выдержали много испытаний. Сколько их было… пионеров-героев…

- Таких детей – помощников Советской армии – было много. Ребята сейчас расскажут о героях-подростках Сталинграда. Одним из них был Юрий Макаров, его удостоверение хранится в музее школы № 128 Дзержинского района г. Волгограда.        

- Мальчишка, наравне с взрослыми чинил он танки, да еще шутками поддерживал бойцов, которые его очень любили. И была у этого мальчишки еще одна черта – очень хотелось ему с оружием в руках защищать свою Родину, всеми правдами и неправдами попасть на фронт и добиться своего. Юрий Константинович в 14 лет получил удостоверение личности бойца, стал связистом в 62-й армии. Он доставлял донесения из штаба батальона в штаб армии. В тяжелых боях Макаров выводил раненых с передовой и доставлял в госпиталь в Бекетовке. За это он был награжден медалью «За отвагу» в 1942 году.

- По инициативе учеников школы № 128 Ю.К. Макаров был зачислен во Всесоюзный полк сынов полка.

- Дежурили подростки и на улицах затемненного Сталинграда. Однажды Вениамин Кравцов, Юрий Сиволобов и Николай Никитин после объявления воздушной тревоги увидели, как из-за соседнего здания взвилась ракета и, описав дугу, упала в районе переправы. Мальчишки рванулись в соседний темный двор и поймали ракетчика. Они привели его в милицию. За это они получили благодарность.

 - Ваня Цыганков возглавлял небольшой ребячий партизанский отряд в г. Калач-на-Дону. Ребята нарушали линию связи, прокалывали шины у автомашин, освобождали пленных красноармейцев. Предатель выследил ребят и выдал их фашистам. После допросов и пыток их всех расстреляли.

Костя Беликов на территории Дзержинского района выслеживал и убивал фашистов, но был схвачен гитлеровцами. После допросов Костю повесили на площади.

- Но самым отчаянным разведчиком и партизаном был Саша Филиппов. Он устроился работать сапожником в немецкую комендатуру и передавал важные сведения нашим разведчикам. На последнем задании их вместе с Марией Усковой схватили фашисты. После допросов и жестоких пыток их повесили. Посмертно Саша был награжден орденом Красного Знамени. Его именем названа улица, где он жил, и сад, где он похоронен.

- Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Об этом написаны замечательные книги: очерки, рассказы, повести, романы. Вспомните, на уроках литературного чтения мы читали некоторые из них.

- Еще они убегали на фронт и тосковали о школе... Продолжали учиться, несмотря ни на что.

- После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

- Наше поколение не знает войны, но мы помним о тех, кто ценой своей жизни отстоял наше мирное небо.

-Давайте почтим память погибших минутой молчания.

- Неугасима память поколений,
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.

С. Шарова.

Итог: Минута молчания.

- Вспомните о своей поездке в город-герой Волгоград. Поделитесь своими впечатлениями. Что запомнилось больше всего? И почему?

Рассказы детей, бывших в Волгограде о своих впечатлениях.

  1. Итог.

Цель: Обобщить выводы групп. Выявить значимость проекта.

- Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро! Наш долг – хранить память, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

- Свои впечатления выразите в мини - сочинениях – письмах детям Сталинграда, воинам Сталинграда.

Обсуждение плана.

План:

  1. Вступление (Выбор адресата)
  2. Рассказ о себе, о мирном послевоенном времени.
  3. Благодарность от потомков.

Тихо звучит музыка военных лет дети пишут письма-сочинения.

Итог - Давайте  прослушаем ваши сочинения, и постараемся понять и осмыслить, чем мы обязаны, тем детям, о которых сегодня шла речь на нашем классном часе.

Дети зачитывают свои сочинения. Идет обсуждение.

Итог: Вы глубоко прочувствовали ужас и трудности, которые пришлось пережить детям войны. Я надеюсь, вы всегда будете помнить о тех, кто пережил страшные годы войны и тех, кто навечно остались молодыми и достойно передадите эстафету памяти следующим поколениям.

- Выполнена большая работа по подготовке нашего классного часа. Все приняли активное участие в общей работе. Давайте проанализируем и дадим оценку нашей работе.

Оценка работы групп.

- Оценим работу наших специальных корреспондентов, собравших и предоставивших нам материал, определим критерии:

-слаженность группы,

-содержательность материала,

-соответствие материала теме классного часа,

-объем выполненной работы,

- актуальность.

 IY. Рефлексия.

- Какие мысли и чувства вызвал у вас сегодняшний Урок мужества? Продолжите мою мысль:

– Сегодня я узнал…

– Сегодня я понял...

– Сегодня я почувствовал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

Урок мужества "Война, война...Из сорок первого ребята сегодня с нами говорят."

Урок мужества проходит в форме устного журнала, состоящего из следующих страниц:   страница «Герои-ивантеевцы», Страница «Орденоносная», Музыкальная страница «На привале», викторина ...

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План-конспект урока по истории России Тема урока: ««Холодная война». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: ««Холодная война».Класс: 9  Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия   Базовый учебник: ...

План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9

План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...

Уроки Гражданской войны. Интегрированный урок по литературе и истории в 11 классе.

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий, с элементами исследовательской деятельности.Цель деятельности учителя: знакомство с биографией М.А. Шолохова, повторение и систематизация знаний по т...