Жемчужная сказка
методическая разработка (5 класс) на тему

Щепихина Александра Михайловна

Внеклассное мероприятие познакомит учащихся с традиционными народными промыслами Русского Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhemchuzhnaya_skazka.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Жемчужная сказка»

Цель        Познакомить учащихся с традиционными народными промыслами Русского Севера

Задачи  Создание представлений о характерных особенностях народных промыслов, связанных с жемчугом; развитие воображения, чувства красоты, гармонии, творческих способностей; формирование интереса к истории  и культуре своего народа, к традициям русского народа.

Учитель :  Наше занятие мы начнем сегодня с загадки.

В глубине пучинных вод

Клад затворником живёт

В доме – маленькой ракушке

И не ведает забот.

Шторм и волны нипочём,

Не откроешь дом ключом,

Если клад со дна достанешь,

Может, станешь богачом.

http://www.stihi.ru/2014/10/29/4856

Что же это? Жемчужина. (показать на слайде, если есть возможность, раздать по несколько искусственных  разного цвета, размера и формы)

- Попробуйте подобрать эпитеты. Какой вы её увидели?

(красивая, блестящая, удивительная, таинственная, загадочная, мягкая, чарующая и т.д.)

Жемчуг пользуется любовью у многих народов мира, ему приписывают удивительные свойства. Что же такое жемчуг?

ЛИТЕРАТОР:  Существует немало легенд о происхождении жемчуга: слёзы морских богинь, слёзы ангелов, первые дождевые капли,  кусочки луны..   Но всегда жемчуг связан со  счастьем и чистотой помыслов.

УЧЁНЫЙ: Жемчуг — это не камень, он состоит в основном углекислого кальция. Поэтому жизнь его недолговечна.-150-300 лет, затем тускнеет и в конце концов  превращается в пыль. Зарождается в раковинах: туда случайно попадет песчинка, осколок ракушки или паразит.  Мантия моллюска выделять слои перламутра, постепенно покрывающие непрошеного гостя. Через несколько лет в раковине образуется шарик.- жемчужина.

ЛИНГВИСТ:Из словаря Ожегова

ЖЕМЧУЖИНА,  1. Одно зерно жемчуга. 2. перен., чего. Сокровище, лучшее украшение (высок.).

ПЕРЛ . 1. Жемчуг, жемчужина (устар.). 2. перен., чего. Нечто замечательное, прекрасное (устар. высок, и ирон.).. 3. Нечто нелепое и смешное, бессмысленное (разг ирон.).

ЛИТЕРАТОР :Образ Жемчуга традиционный в русской литературе.

К. Бальмонт.  В раковине

– Ты где была, Жемчужина, когда я ждал тебя?

– Я в раковине пряталась, и там ждала – любя.

– О чем же ты, Жемчужина, там думала в тиши?

– О радости, о сладости, о счастии души.

– И в чем же ты, Жемчужина, то счастие нашла?

– В дрожании сознания, что ввысь взойду – светла.

– А знала ль ты, Жемчужина, что терем твой

сломлю?

– Он темен был, я светлая, я только свет люблю.

– А знала ль ты, Жемчужина, что после ждет тебя?

– Я отсвет Лун, я отблеск Солнц, мои путь —

светить любя.

Учитель: А где добывают жемчуг?

(обычно дети отвечают, что в южных морях)

- Действительно, на Русь жемчуг привозили из заморских стран. Но добывали его и у нас , в реках Русского Севера. Наше занятие посвящено древнему промыслу Поморья- добыче жемчуга и  чудесному жемчужному рукоделию.

ИСТОРИК: Первоначально жемчуг доставляли с берегов Чёрного моря. К нам , на Север, его привозили новгородские купцы через Холмогоры и продавали поштучно, стоил он очень дорого. Но потом его стали находить в чистых северных реках и озёрах. Было выявлено около 150 рек, где добывали жемчуг. Близ Архангельска находили большие жемчужины темно- красного цвета. Наш жемчуг был пресноводным.

ЛИТЕРАТОР:   У жителей Русского Севера существовала легенда, как здесь появился жемчуг. Царь- рыба семга ходит – бродит по рекам и носит в жабрах зародыши жемчужин. Ходит до тех пор, пока не найдет на дне красивую раковину, потом положит в неё жемчужинку, где та и будет расти.

ИСТОРИК:Считалось, что добывать жемчуг могут только люди с чистой душой, жемчуг не выносит дурных мыслей и слов. Перед ловлей даже ходили в баню, чтоб смыть грехи, и к священнику, чтоб быть чистым и душой.

Поэтому и мы постараемся следовать традициям и отбросить всё дурное, прежде чем приступить к работе.

МАСТЕРИЦА:Жемчуг был нескольких видов. Одни зерна называли «рогатыми» или «угольчатыми». Другие – «скатными». Как вы думаете, почему?     Первые были неправильной формы. А «скатным»  на Руси с XVI века называли  жемчуг  правильной округлой  формы, который катали на блюдечке, чтобы проверить его качество. Лучшей считалась та, что дольше катилась, конечно,  её  стоимость  была выше.

Проверьте свои жемчужины, найдите самую лучшую. (детям выдаются блюдечки, где они могут попробовать катать «заменители» жемчуга: бисер, стеклярус, перламутр или искусственный жемчуг)

ЛИТЕРАТОР :

Былина «Илья Муромец и Идолище в Царе-граде»

Как царь тот Костянтин Боголюбович

Насыпал ему чашу красна золота,

А другую‑то чашу скатна жемчугу,

Третьюю еще чиста серебра.

Как принимал Илюшенька, взимал к себе,

Высыпал‑то в карман злато‑серебро,

Тот ли‑то этот скатный жемчужок.

Учитель:Наша земля богата талантливыми и трудолюбивыми людьми. Сколько усердия и упорства требовалось от человека для достижения успеха в каком- либо деле. Попробуем представить, как наши предки добывали жемчуг.

По словам одного из геологов, «Нет в Европе страны, которая была бы столь богата, как Россия, реками и ручьями, в которых водятся жемчужные раковины». Но добывали его не так много по сравнению с другими странами. Подумайте, что могло повлиять на эту ситуацию. Ответьте на вопросы.

КРАЕВЕД:

как место добычи влияло на объёмы добычи? (в реках жемчуга, конечно, меньше , чем в морях)

как климат влиял на объёмы добычи? (промысел начинался с весны до осени, пока река не покрыта льдом. Самый «удобный» месяц- июль, когда вода достаточна прогрелась)

как занятия населения влияли на объем добычи? (рыбный и зверобойный промыслы приносили больший доход, следовательно, этим люди и жили. А зачастую искали раковины в свободное от основной работы время)

Учитель: Зачем добывают жемчуг? Конечно, это прекрасное украшение. Одежда, головные уборы, обувь, домашняя утварь, оклады икон, переплеты книг… Изделия из жемчуга или украшенные жемчугом всегда вызывали интерес у народа. Предлагаю отправиться в музей, чтобы полюбоваться красотой и восхититься талантом мастеров. (В виде презентации показать работы из собраний русских музеев)

КРАЕВЕД:Также любили жемчуг и жемчужные украшения на Севере. В одной из газет было написано:  «Жемчуг на каждой крестьянке, а на моднице или невесте в обилии так, что у иной петербургской модницы недостает»

Особенно богат был наряд невест. По обычаю жених дарил невесте выловленные жемчужины невесте, а она расшивала ими кокошник. Чем больше рядов жемчуга, тем богаче невеста.

ЛИНГВИСТ:Из словаря Ожегова

КОКОШНИК, -а, муж.

 В старое время, преимущ. в северных областях: нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади.

(Если есть возможность , показываем детям настоящий кокошник. Если такой возможности нет, обращаемся  к презентации)

Учитель:  Головные уборы также хранились в семьях, передавались по наследству их поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты.
МАСТЕРИЦА: Жемчужное шитьё считалось  делом женским, причем одним из  самых сложных видов женского рукоделия. Оно не имело школ и в основном зависело от индивидуальных качеств мастерицы: ее художественного вкуса, понятий красоты и гармонии, интуиции. А теперь приглашаем вас, ребята, в мастерскую. В таких мастерских создавались женские и девичьи головные уборы, расшивали одежду и пояса. Украшали жемчугом и мужскую одежду: пояса, шапки, рукавицы и обувь.

Умение нанизывать жемчужины требовало кропотливого труда и высокого мастерства. В жемчужинах сверлили отверстие и нанизывали на шнур, волос или металлическую нить, затем жемчужные нити выкладывали по подготовленному рисунку.

(Проводится конкурс : нужно за определенное время постараться нанизать как можно больше бусинок на нить.)

Орнамент из жемчуга был самым разнообразным: розетки - травы, цветы, птицы, каждый со своей символикой.  Узоры в основном хранились в памяти, и воссоздание каждого из них происходило с добавлениями и вариациями. Каким талантом, какой фантазией обладали мастерицы! Прежде чем нашивать жемчуг, вышивальщица должна была нанести контуры нужного узора на ткань мелом или углем.

(конкурс : детям предлагается придумать узор, который нужно нанести на кусочек ткани мелом)

МАСТЕРИЦА: почти не осталось в наше время и чудесных вышивальщиц. Сохранились только их работы в музеях, где для этого хрупкого материала создаются особые условия хранения.    

Учитель: Всё- таки хочется верить,  это искусство не ушло в прошлое.  Ведь не зря же слово «жемчуг» стало синонимом красивого и совершенного. Наша жемчужная сказка подходит к концу, а конец сказки обязательно должен быть счастливым, красивым, добрым.

(Продолжением этого занятия могла бы быть экскурсия в музеи города, где можно увидеть изделия из жемчуга, и написание сказки «Путешествие жемчужинки»)

   

ЛИТЕРАТУРА

  •  «Северные ремесла: традиции и современность» Монография. Под редакцией профессора Н.П. Залывского. Архангельск. ИПЦ САФУ. 2013
  •  И. И. Вишневская. « Жемчужное шитье на Руси» Издательство: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", 2007
  • Л.Я. Якунина. «Русское шитьё жемчугом» Издательство «Искусство» Москва, 1955


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Мероприятие в казачьем классе "Жемчужная слеза"

Задачи:- помочь детям усвоить специфику  художественной системы народного   искусства;- развивать интерес у учащихся к   научно-исследовательской деятельности;- научить учащих...

Жемчужное ожерелье Санкт-петербурга

Видеоматериал о пригородах Санкт-Петербурга....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов КВЕСТ Возвращение Жемчужного Ожерелья Здоровья

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классовКВЕСТ  Возвращение Жемчужного Ожерелья ЗдоровьяЦель: Приобщение к ценностям здорового образа жизни через инновационные технологии.Задачи:·...

Башкортостан - жемчужное ожерелье

Башкортостан - жемчужное ожерелье (презентация)...

«Мы земляки по Царскому Селу…» (историко-литературный очерк). Царское Село - красивейший пригород Санкт- Петербурга, входящий в понятие «жемчужное ожерелье» пригородов. В 1937 году, в год

laquo;Мы земляки по Царскому Селу…» (историко-литературный очерк)Царское Село - красивейший  пригород  Санкт- Петербурга, входящий в понятие «жемчужное ожерелье&raqu...

Внеклассное чтение в 6 классе Н.С.Лесков «Жемчужное ожерелье»

Методическая разработка внеклассного чтения в 6 классе Н.С.Лесков. «Жемчужное ожерелье». Особенности святочного рассказа...