Мероприятие в казачьем классе "Жемчужная слеза"
план-конспект урока по теме
Задачи:
художественной системы народного
искусства;
научно-исследовательской деятельности;
- научить учащихся выполнять предметы предметов ДПИ.
- прививать любовь к родному краю, к народному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazaki.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 ЖЕМЧУЖНАЯ СЛЕЗА КАЗАЧКИ
Слайд 2 «БЫЛИ БЫ КАЗАЧКИ – КАЗАКИ БУДУТ» (казачья пословица)
Стоят все дети на песню (Гэй, долыною гэй)
Бурлака Олеся
Казачество утверждало себя в истории могучими человеческими характерами. Образно говоря, в России, да и в других странах мира, привыкли к тому, что на берегах казачьих рек время от времени рождались гении отваги и подвига, и в этом, прежде всего, заслуга матерей-казачек – воспитательниц грозных казаков прошлого.
Слайд 3
Розаева Елизавета
В прошлом казачке не раз приходилось участвовать в боевых действиях в роли, присущей женской природе: оказания помощи раненым, уход за ранеными, сопровождать транспорт с оружием, снарядами, продуктами, увозить с позиций в станицу раненых и убитых, но она и в боевой обстановке оставалась женщиной.И ошибочно понимать участие казачек в боевых действиях при защите своих детей, куреня и станицы в роли женщины-воина, несущейся на коне с саблей, или с винтовкой наперевес идущей в атаку.
Ганаженко Анна
Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощекова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. И, если писать биографию отважного казака, нельзя не упоминать и о его матери, бабушке, которые своим тяжелым упорным трудом сберегали все хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками.
Песня «Гэй, долыною гэй». Остаются Бур.Ган.Роз.Дер.Бич,Щер,Евд.
Бичурина
Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка.
ОБРАЗ КАЗАЧКИ
Евдокимова Дарья
Века постоянных боевых тревог военно-полукочевого образа жизни, бытия в прошлом, выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности.
Бурлака Олеся
Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью.
Слайд 4
Дерипаска Владимир
О красоте и внешности женщины казачки авторы, не без основания, не скупились, да и до сих пор не скупятся на комплименты, отмечая такие особенности во внешнем облике казачки, как стройность, гибкость, тонкий стан, прекрасные черты лица, в которых славянские черты смешиваются с чертами горско-степными.
Щербак Артём
Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках.
Слайд 5
Розаева Елизавета
Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови.
Бичурина Наталья
Казаки избрали себе неизменной покровительницей Вечную женственность – Пречистую Деву, которые заботу о вдовах сиротах возвели в социальный институт раньше многих других народов.
Слайд 6
Щербак Артём
Казаки ценили семейную жизнь, и к женщинам относились с большим уважением, и только постоянные походы и обычай взятия обета на безбрачие, заставляли многих быть холостяками.
Розаева Елизата
Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет на безбрачие) нянчили все, и когда у него появлялся первый зуб, все непременно приходили с подарками смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинах не было предела.
Евдокимова Дарья
Казачка – свободная, воспитанная в среде не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала свои силы, а часто и кровь, для благосостояния и благополучия.
Ганаженко Анна
Девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.
Бурлака Олеся
Оберегая вдов и сирот от нищеты, общественное Право позаботилось о них, существовал социальный земельный надел «вдовий» и «сиротский». Обычай не разрешал казачке идти в услужение (в работницы к богачу). Казачка скорее позволит себе, в исключительных случаях, тайком попросить милостыню Христа Ради, чем идти в услужение прислугой.
Ганаженко Анна
Когда казаки долгие годы были на службе, на войне, в боевых походах, их жены вели свое хозяйство в одиночестве, не зная барщины. В свободном труде казачка привыкла к аккуратной и добросовестной работе. И если казак содержал в холле своего коня, то она с любовью чистила и мыла свой курень (хату).Иностранцы, посещавшие казачьи станицы, писали: «Дом и, особенно, стены содержатся в такой чистоте, в какой бывает посуда».
Слайд 7
Щербак Артём
Женщина в казачьем обществе пользовалась вниманием и исключительным уважением. Недаром, в некоторых казачьих областях даже девочек называли «родительницы». Казак был уверен, что его вольные и невольные грехи замолят Родительницы (мать и жена).
Бурлака Олеся
Внутренним идеалом казачки были Бог, семья, подворие – это, прежде всего, послушные дети, уважающие родителей, исправное подворие, чувства своей ответственности перед Богом по поддержанию в семье православно-нравственных устоев.
Розаева Елизавета
Например, у казаков в прошлом, даже в Великий Светлый праздник Христова Воскресения – Пасху, приветствие друг друга целованием дозволялось лишь мужчине с мужчиной, женщине с женщиной.
Приехал к соседу гость, старались чем-то помочь ему принять его. Заболела казачка или увезли как роженицу, родственники, а чаще ближайшие соседи, добровольно брали заботу о присмотре за детьми и хозяйством. «Обносились» у кого-то малообеспеченных или многодетных дети, старались без просьб помочь. Ушел от хутора цыганский табор, как повествует одно из казачьих преданий, а пятерых детишек «забыли» взять – без всякого совета, совещания и обсуждения, по зову сердца разобрали их по своим семьям. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи, при постройке хат, а в далеком прошлом и на изготовление самана и кизяка – и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут.
Дерипаска Владимир
Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.
Наши «прабабки» до революции, а в некоторых казачьих семьях вплоть до отечественной войны 1941-1945 г.г. на производстве не работали. Им хватало работы и дома. Для казака, если у него жена, кроме дома, еще где-то работала считалось позором – не в состоянии обеспечить семью – не заводи.
Выходят:Вол.Дьяч.Кап.Мед,Отис.Опл.Вас.Кулиш
РОЛЬ КАЗАЧКИ
в поддержание казачьих устоев в семье.
Слайд 8
Володько Юлия
Всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье, как она умела посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости и кровной близости к одноплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением человеческой личности и к старшим.
Дьяченко Влада
О любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России, но и в странах, куда забрасывала судьба защитников русской земли .Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Эта страстная любовь к родному краю пронизывает все воспоминания в песнях, повестях, сказах.
Оплачко Мария
Даже в соседних странах, где покоятся кости павших героев-казаков, защищавших Россию – в Финляндии, Норвегии, Швеции, - до сих пор существуют легенды о том, что во время ночных осенних бурь, когда вся северная земля стонет от непогоды, казаки выходят из своих забытых потомками могил, садятся на своих боевых коней и с воем и стоном несутся в облаках в Родимый край. Тяжело им лежать в сырых могилах на чужой земле вдали от родного Дона, Кубани, Терека, Яика…
Кулиш Алина
Их скорбные души, пылающие старым казацким огнем, спешат соединиться со своим братством, товариществом, и просят перенести их кости на Дорогую Родину.Многие из северных жителей не раз, во время бурь, видели это явление, как казаки, припав к луке, с длинными пиками и сверкающими клинками мчатся к родному Югу. И из суеверного страха прятались в свои хижины.
Песня «Возродился род казачий»
Капитова Анастасия
Особо ревниво казачка относилась к привитию детям сознания о единстве этносоциалогических черт казачества, как народа. С малых лет казачонок и девочка-казачка с гордостью относили себя к казачьему народу и твердо усваивали – все казаки – братья, казак казаку брат. В этом могли убедиться: в казачьем взаимоотношении, взаимовыручке, верности, взаимопомощи – кубанец, донец, терец, уралец, усуриец и т.д., как внутри своего войска, как и оказавшись в других казачьих районах.
Отиско Геннадий
Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.
Слайд 9
Медведев Денис
Казачий народ, на протяжении всей истории, в силу особых обстоятельств, вынужден был отстаивать свое право на жизнь с оружием в руках. Привыкшие с обыденностью «смотреть смерти в глаза», были от природы людьми религиозными, без лицемерия и ханжества, свято чтили праздники Господни, соблюдали посты, и первейшими своими обязанностями считали поддержание нравственных устоев в семье, согласно православно-христианским заветам своих отцов.
Васильченко Светлана
Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей.
ДЕЛОВИТОСТЬ КАЗАЧКИ
Володько Юлия
Мать-казачка, в буквальном смысле, умела делать все.Помимо обращения, ухода и досмотра за скотиной, птицей и всем подворием, она имела навыки в оказании помощи и при отелах, при ожеребении и окате.Как мать, она обладала качеством педагога, педиатра и психолога, каким-то, ей только данным чутьем, определяла проявления признаков нездоровья ребенка. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга.Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки.
Слайды с научной работы
Слайд 10,11,12,13
Слайд 14
Дьяченко Влада
Казачки славились кулинарным талантом (возможно, было из чего приготовить) приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей.Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки секреты каждой семьи приготовление опары и прибелки для теста под выпечку хлеба и других изделий.
Отиско Геннадий
Хлеб у казаков, как и пышки, лепешки и другие мучные изделия, почитались за дар Божий, и считалось за большой грех уронить, не говоря уже выбросить, кусок хлебного изделия в мусорное (по-казачьему поганое) ведро. Мать поучала: собери рассыпавшиеся крошки и отнеси к птичкам.
Капитова Анастасия
Казачка обладала и хозяйскими способностями, и знаниями по организации и проведения праздничных и ритуальных мероприятий, проявляя при этом сюрпризную изобретательность. Ошибочно было бы думать, что вся жизнь казачки заключалась в детях, хозяйстве и угождению мужу. Это было скорее воплощением в жизнь главного природного предназначения женщины – давшей человеку жизнь, своим трудом и заботой доводить его до пути самостоятельности.
Оплачко Мария
Слайд 15
Казачки умели готовить удивительные кушания, особенно славились изготовлением мясных, рыбных блюд и печеных изделий. Умели казачки и весело проводить время в забавах, песнях, танцах на праздничных и ритуальных мероприятиях (свадьбы, крестины, именины и т.д.) причем не в качестве зрителя, а личным участием.
Танец
ВЕКОВОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ КАЗАЧКИ
Слайд 15
Кулиш Алина
«Бойцовские» качества – это не типичный образ казачки, как в прошлом, так и, очевидно, в будущем.Жизнь казачки с далеких времен полна тревог, забот, мук, утрат и встреч, но не всегда радостных – война на то и война, чтобы убивать.Кроме тяжести физического труда, казачка, в немалой степени, проводив сыновей, а нередко и вместе с мужем, ощущала душевную тяжесть, как бы ни привычна была казачка ко всякому роду неожиданностям, думы о возможных потерях ближних тяготили ее.
Стихотворение
Слайд 16
Мать
А закат горит на перекате,
Бьются волны в вечной перебранке.
Почему-то часто на закате
Думаю о матери-крестьянке.
Вот она, как прежде, молодая,
Все спешит, торопится куда-то,
На плечах косынка голубая,
А на тяпке – золото заката.
Сколько эта тяпочка с рассвета
У нее в руках прошла полями!
Может быть, кормилась вся планета
Хлебом матери моей Кубани.
Спозаранку я проснусь, бывало,
Вот уже ударил первый кочет.
Мать на нас поправит одеяло
И опять у печки захлопочет.
И опять сверкают в поле тяпки
До круженья головы, до боли…
Хлеб ты, хлеб, горячий хлеб солдатки –
Золото израненного поля!
…А закат, как рана, за горами.
Тучки на закате – клочья дыма.
Я люблю такими вечерами
Вспоминать о матери родимой.
Все мне кажется – она живая,
В поле, может быть, ушла куда-то:
Вон ее косынка голубая, Тяпка золотая от заката…
Васильченко Светлана
Женский организм весьма чувствителен к восприятию негативных последствий, и весьма раним к несправедливости. Народная молва утверждает, а практические случаи подтверждают, что сердце матери чувствует беду своего дитя и ближнего на далекие расстояния до тех пор, пока оно бьется, независимо от ее здоровья и возраста.
Медведев Денис
В старинной казачьей песне «Любо, братцы, любо» есть такие слова: «Им досталась воля, да казачья доля». «Казачья доля» - это многовековая, наследственная, спартанская обязанность – от отца к сыну, от деда к внуку – быть всегда в полной готовности выполнить свое казачье предназначение – первыми выступить в бой, не думая о последствиях. Как уже упоминалось, ученые подсчитали, что за последние 600 лет Россия провела 360 войн, и все эти войны без казаков не обходились. Они первыми вступали в бой, ибо первоочередные казачьи полки, в основном, стояли на границе. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению и сохранять жизнеобеспечение казачьего быта, основанного на перенесении трудностей, невзгод и спартанского жизнеуклада.
Мать-казачка уже в колыбели наставляла своего прекрасного младенца, готовясь в бой кровавый, помни мать свою. Война, говорили в прошлом, казачья пашенка.
Казаки избрали себе неизменной покровительницей Вечную женственность – Пречистую Деву
КАЗАЧИЙ СКАЗ.
Володько Юлия
Наверное, ни у одного народа, кроме казачьего, на долю женщины не выпало столько горя, страданий, испытаний и мук. На протяжении почти всей многовековой истории казачьего народа тяжело складывалась жизнь казачки. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный старинный казачий сказ:
«Это случилось давно, братья соколы (соколом у казаков назывались молодые, удалые казаки), еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными милями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим душам неслись в каждом хуторе, как шум воды на порогах.
Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева Мария, наша небесная Мати, вместе со Святым Николаем Святителем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее, и нечем было их освежить. Никто на хуторе не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям, и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.
Тогда подошли они к широкой казачьей реке. И только наклонилась к ее струям Прекрасная Мати, как упала корона с ее головы, упала и скрылась под водой.
-Ах, -сказала она,- пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых.
Но когда возвратилась она в свой Небесный дом, то увидела на ее Золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
- Как же они попали сюда? – воскликнула Она, - ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для меня.
-Нет, Матушка, - сказал ей Сын, - Это не жемчуга, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.
Вот почему в казачьей Земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами, только у казаков День казачки-матери издавна празднуется 21 ноября (по старому стилю) – 4 декабря (по новому стилю) каждого года.»
Лиманская Е.А,
Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"
Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...
Сценарий мероприятия "Память со слезами на глазах"
Приближается великий праздник- 9 мая. Все меньше остается тех, кто воочую коснулся той войны. Но об этом нельзя забывать. Наши дети дети должны знать, должны помнить о тех кто отстоял мир. Сценарий пр...
Внеклассное мероприятие "Это праздник со слезами на глазах"
Разработка мероприятия ко Дню Великой Победы...
Презентация к внеклассному мероприятию "Этот праздник со слезами на глазах"
Презентация к празднику 9 мая...
Сценарий внеклассного мероприятия "Это праздник со слезами на глазах..."
Цель мероприятия: воспитывать в учащихся чувство гордости за историческое прошлое России и восхищения славными деяниями Героев, отдавших свою жизнь на благо Отечества.Задачи: расширять и углублять пре...
План антитеррористических мероприятий ТОГБОУ "Казачья кадетская школа им. графа И.И. Воронцова-Дашкова"
ПЛАН РАБОТЫпо антитеррористической безопасностив ТОГБОУ « Казачья кадетскаяшкола-интернат им. графаИ.И. Воронцова-Дашкова»на 2019 – 2020 учебный год...
внеклассное мероприятие "И жизнь, и слезы, и любовь.."
Материал, помещенный в данном мероприятии, рассказывает о малоизвестном русском поэте, литературном критике, философе А.Н. Креницыне...