Внеклассное мероприятие "В мире профессий"
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Данный ход внеклассного занятия предполагал направляющий характер взаимодействия учителя к учащимся. Учащиеся имели возможность самим прийти к выводу о том, какие качества необходимы при выборе профессий.
Вместе с технологией – комплексный подход были применены традиционные технологии обучения с элементами проблемно-поисковой деятельностью, целью которой являлась усвоение учениками системы специальных умений по конкретной теме. Данная технология состояла из модулей, которые представлены как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
1. точно сформулирована цель;
2. список необходимого материала, в виде краткого конкретного текста, сопровождающими подробными иллюстрациями;
3. практические занятия для обработки необходимых навыков.
Работа базировалась на теории поэтапного формирования умственных действий, по подходу была личностно-ориентированная, т.к. по категории обучающихся технология предполагала работу с подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоанализ к внеклассному занятию | 15.86 КБ |
Внеклассное занятие "В мире профессий" | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ внеклассного занятия.
Учитель: Сукнёв Юрий Иннокентьевич. МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И 8 вида.
Тема: «В мире профессий»
Тип занятия : Нестандартный урок - консультация
Время занятия: 40 минут.
Класс: 9
Задачи:
1.формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях;
2.активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению;
3.вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания;
4.формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению
В начале занятия для создания мотивации, предполагающей наличия побуждения, стремление у учащихся к достижению целей, была создана реальная ситуация в виде поздравления.
Применяя наглядные методы, а также дидактические упражнения на развитие зрительных, аналитико-синтетических качеств во время повторения и обобщения изучаемой темы, учащиеся смогли определить и распознать основные качества и понятия на примере профессий.
Этапом закрепления полученной информации через создание проблемной ситуаций было обсуждение-упражнение, направленного на формирование нравственных установок, предъявляемого к людям определенной профессии.
В заключительной части внеклассного занятия применялся психологический метод на создание эффекта решения проблемы. Можно сделать вывод, что через смену видов деятельности на занятии цели занятия были достигнуты.
На занятии соблюдались основные принципы развивающего обучения, а именно: динамичность восприятия, продуктивной обработки информации, мотивации к учению, принцип мотивации через постановку проблемных заданий и упражнений, принцип продуктивной обработки информации через создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых ученики самостоятельно осваивают способы обработки информации, используя схемы решения ранее показанных учителем, связь воспитания с жизнью, принцип общественной направленности, опора на положительное воспитание.
Одновременно применялись словесный, наглядный, практические методы обучения. Применяя принцип всесторонне-гармонического развития личности, в качестве технологии воспитания использовался комплексный подход, где:
1. на учеников воздействует по 3 направлениям: на сознание, чувства и поведение;
2. положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности;
Данный ход внеклассного занятия предполагал направляющий характер взаимодействия учителя к учащимся. Учащиеся имели возможность самим прийти к выводу о том, какие качества необходимы при выборе профессий.
Вместе с технологией – комплексный подход были применены традиционные технологии обучения с элементами проблемно-поисковой деятельностью, целью которой являлась усвоение учениками системы специальных умений по конкретной теме. Данная технология состояла из модулей, которые представлены как учебный элемент в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов:
1. точно сформулирована цель;
2. список необходимого материала, в виде краткого конкретного текста, сопровождающими подробными иллюстрациями;
3. практические занятия для обработки необходимых навыков.
Работа базировалась на теории поэтапного формирования умственных действий, по подходу была личностно-ориентированная, т.к. по категории обучающихся технология предполагала работу с подростками.
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное мероприятие
Тема: В мире профессий.
Учитель: Сукнёв Юрий Иннокентьевич. МКС(К)ОУ С(К)ОШ-И 8 вида.
Время: 40 минут.
Класс: 9
I. | Цели занятия: | Оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути. |
II. | Задачи занятия: | формирование у школьников представлений о мире профессий и их требованиях |
активизация учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению | ||
вооружение старшеклассников методами самопознания и самовоспитания | ||
формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению | ||
III. | Тип занятия: | Нестандартный урок - консультация |
IV. | Форма организации учебной деятельности: | Групповая, индивидуальная |
V. | Приёмы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: | перенос знаний в новую ситуацию, проблемные ситуации. |
VI. | Методическое оснащение занятия: | |
1. | Материально-техническая база: | Учебный кабинет |
2. | Дидактическое обеспечение: | презентация |
Видеосхема - задание | ||
Буклет | ||
Стенд | ||
3. | Технические средства: | компьютер с операционной системой MS Windows |
мультимедийный проектор | ||
экран | ||
VII. | Методы обучения: | объяснительно-иллюстративный |
демонстрационный | ||
репродуктивный | ||
частично-поисковый (эвристический). | ||
VIII. | Структура занятия: | |
1. | Организационный момент: | Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (2 минуты) |
Сообщение темы, цели, задач занятия (5минут). | ||
2. | Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе занятия: | Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний (5минут). |
3. | Ознакомление с новым материалом | Сообщение нового материала (17минут). |
4. | Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Обобщение и систематизация знаний. (8 минут) |
5. | Подведение итогов занятия: | диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели(3минуты) |
Ход урока:
1. Организационный момент:
- (слайд 1) Здравствуйте ребята! Поздравляя друг друга с праздником, чаще всего мы желаем успехов в работе. Именно с работой и карьерой мы связываем успешность и благополучие в жизни.
- (слайд 2) Обратите внимание на предложенные вам иллюстрации. Глядя на них, вы легко можете догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии. Конечно, о профессиях.
Как понять, действительно ли профессия придется Вам по вкусу, сможете ли Вы её освоить, будет ли она приносить Вам материальный доход и душевное удовлетворение? Сегодня мы с Вами попробуем определиться с выбором вашей будущей профессии.
- ( слайд 3) Тема нашего занятия « В мире профессий».
- (слайд 4) Мир профессий очень богат и разнообразен. С некоторыми профессиями вы познакомились еще в младших классах, с некоторыми в этом учебном году, а еще много о самых разнообразных профессиях вы узнаете в будущем.
Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии « В мире профессий».
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
- (слайд 5) Предлагаю вам выполнить задание «Придумай профессию» Учащиеся, разбившись на команды (каждый ряд составляет команду), по очереди называют профессии.
- В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации – свыше 500 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя.
3. Ознакомление с новым материалом
- (слайд 6) Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении продолжать обучаться, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы.
По определению: ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования, которому человек посвящает свою жизнь.
Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует постоянного обучения и переобучения, т.е. в течение всей жизни можно сменить несколько профессий.
Для того, чтобы выбрать профессию правильно, необходимо иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Источником таких знаний могут быть учебные занятия, экскурсии, беседы со специалистами, изучение литературы и т.д.
-(слайд 7) В поисках ответа на вопрос «Кем стать?» мы ориентируем себя с профессиями: родителей, друзей, знакомых, героев литературных произведений, при этом можем допустить ошибки в выборе.
(слайд 8) Типичные ошибки при выборе профессии
- Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т.п.).
- Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
- Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
- Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
Выбирая профессию Вы можете так же пойти методом «проб и ошибок», когда человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
- А сейчас очень внимательно послушаем и обсудим ситуацию «В магазине». (Упражнение на формирование нравственных установок через создание проблемных ситуаций):
(У прилавка стоит продавец и читает газету. Его халат лишь накинут на плечи, волосы не убранные. Лицо выражает недовольство. В магазин входит бабушка – покупатель.
- Здравствуйте, - здоровается бабушка.
- Здрасьте, - сквозь зубы, еле слышно отвечает продавец, не отрывая глаз от газетной статьи.
- Ой, очки-то я дома забыла, ничего не вижу (жалостливо вздыхает бабушка). Что же это такое? (ближе подходит к витрине и пытается разглядеть товар)
- Вы будете сегодня что-нибудь покупать или нет? (раздраженным тоном спрашивает продавец).
- Ой, милая, скажи, пожалуйста, что это за конфеты вон там лежат?
- А я по чем знаю? – отвечает продавец. Говорите быстро, сколько вам и каких и не задерживайте меня, мы скоро закрываемся на обед.
- Извини меня, старую! Задерживаю я тебя. Да уж, взвесь мне любых конфеток грамм 300, и не серчай на меня.
(продавец молча отдает бабушке кулек с конфетами и вновь берет газету и начинает читать. Бабушка прощается и поспешно выходит из магазина. Продавец в ответ на прощание
- Придут тут всякие и сами не знают, что хотят купить. А я чем могу помочь?!)
- Понравился вам продавец? Хочется ли к такому продавцу ходить в магазин? А теперь давайте назовем основные ошибки, допущенные в его работе (неряшливый внешний вид; не убраны волосы; грубость и невежество в общении; занимается посторонними вещами, читая газету; не знает наличие товара).
- Соответствует ли продавец выбранной профессии?
Чтобы не допустить этих и других ошибок в ситуации профессионального выбора Вам необходимо не только знать, но и объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и возможности, а также соотнести их с избираемой профессией.
-(слайд 9) Поэтому возможен другой путь: изучить самого себя, ознакомиться с миром профессий, узнать предъявляемые профессией требования, а затем соотнести их со своими личностными особенностями, т.е. составить профессиональный план.
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов, которые для этого понадобятся. Кроме того, весьма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заведение (или училище) выбрать, но и — нужны ли будут эти специалисты через 5 лет (3 года). Сможете ли вы устроиться на работу?
- (слайд 10) В общем виде профессиональный выбор(план) может быть представлен как некий небольшой сектор на пересечении трех кругов: линией указана область обоснованного профессионального выбора :«Хочу», «Могу», «Надо».
Хочу- это ваши интересы, стремления, склонности;
Могу- это ваши способности, ваши возможности;
Надо - это условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного профиля .
- (слайд 11) Посмотрите внимательно на таблицу (работа с опорными схемами, упражнение на классификацию).
В левом столбике перечислены профессии, а в правом – основные черты характера и умения человека. Укажите на правильное соответствие основных качеств и умений определенной профессии.
Выбирая правильные ответы, Вы поняли, что трудолюбие – это основное качество, которым необходимо обладать человеку любой профессии, но в выборе профессии одного качества мало.
- (слайд 12) Из этого мы делаем вывод, что для определения профессии и ответа на вопросы «Что делать?» и «Как быть?» необходимо:
- Изучить самого себя;
- Хорошо обучаться в школе;
- Выбрать профессию;
- Знать требования к профессии;
- Обладать трудолюбием и ответственностью.
Физкультминутка- упражнение
- Встаньте и хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее профессиям водителя, пожарного, повара.
(Платье, туфли, борщ, прическа, огонь, руль, корабль, овощи, швейная машинка, кастрюля, ножницы, каша, дым, подводная лодка, кирпичи, дорога, ангина, мел, картофель, шляпа, простуда, пожарная машина).
4.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
- (слайд 13) Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие профессионального образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (начальное, общее, основное полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в каких учебных заведениях, поможет таблица.
Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
5. Итог занятия. Рефлексия занятия.
Рефлексия.
- Что понравилось на занятии, а что нет?
- Что узнали нового?
- Чего ждёте от следующих занятий?
- Конечно, у вас еще есть время подумать, чтобы выбрать ту или иную профессию и я думаю это занятие Вам поможет. Мечтать и иметь желание овладеть в будущем той или иной профессией - это очень здорово!
(слайд 15, 16)- Ведь работа – это деньги, карьера, творчество, которые приведут нас к успешности и благополучию в жизни, чего мы желали в начале нашего занятия.
(слайд 17) И запомните: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».
Литература:
1. Организация и планирование воспитательной работы в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе- интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е изд. испр. и доп.-М.: АРКТИ,2006,312с.(Метод.биб-ка)
2. Коррекционная педагогика/Под ред. В.С.Кукушкина. Изд-е 2-е, перераб. И доп.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.-352с.
3. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие.-/Под ред. В.С.Кукушкина. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.-320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Защита профессий"
Сценарий и презентация о профессии "Летчик"....
Внеклассное мероприятие по профессии "Продавец, контролер-кассир" Юный продавец.
Внеклассное мероприятие проводит преподователь спец. дисциплин. ориентировано на обучающихся 1-го и 2-го курсов....
Внеклассное мероприятие по профессии "Продавец, контролер-кассир" Великие предприниматели
для обучающихся 1 и 2 курсов....
Разработка внеклассного мероприятия "Радуга профессий"
Стихи и загадки о профессиях могут пригодиться в работе с детьми начальной школы...
Внеклассное мероприятие "Моя профессия - воспитатель"
Данное мероприятие направлено на формирование понимания сущности и социальной значимости профессии воспитатель, знаний о свойствах и качествах личности, необходимых будущему воспитателю. ...
Внеклассное мероприятие "Все профессии нужны, все профессии важны! "
Целью данного мероприятия является оказание учащимся помощи в выборе будущей профессии....
Презентация для внеклассного мероприятия "Все профессии нужны, все профессии важны"
Презентация для внеклассного мероприятия в рамках проведения профориентационной работы с обучающимися ГБОУ "Центр "Динамика"...