Математический вечер
план-конспект на тему
Мероприятие, позволяющее развивать познавательный интерес к предмету, математическую грамотность, творческие способности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_vecher.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Сафоновская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Учитель физики
и математики
высшей категории
Попова Е. А.
Математический вечер
(для учащихся
5 - 11 классов)
2013 год
Цели математического вечера:
1) популяризация предмета среди учащихся и населения;
2) привитие интереса к предмету;
3) воспитание коммуникативности, чувства ответственности, коллективизма, любознательности, целеустремленности, чувства сцены, способности говорить правильно, уверенно.
Оформление зала:
1. Над сценой прикреплен эпиграф к вечеру «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
(М.В. Ломоносов)
2. Занавес сцены украшен различными плоскими геометрическими фигурами.
3. Под эпиграфом подвешены различные пространственные геометрические фигуры, выполненные учащимися 10 класса.
Ход вечера.
Учитель: Добрый день друзья! Сегодня заключительный день декады математики, информатики, физики в нашей школе. Мы все много трудились: кто-то придумывал для вас конкурсы, игры, а кто-то принимал в них участие. В основном это были серьезные задания, которые вы решали. Сегодня у нас несколько непривычное мероприятие – математический вечер.
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет:
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Итак, мы начинаем наш математический вечер.
Скоморох 1: Всем привет!
Скоморох 2: Привет!
Скоморох 1: Привет!
Скоморох 2: Начинаем наш удивительный,
Скоморох 1: Интересный,
Скоморох 2: Необычный,
Скоморох 1: Где-то даже поэтичный,
Скоморох 2: Смешной, феерический,
Скоморох 1: Вечер математический!
(Звучит Гимн математике на мотив песни из к/ф «Гусарская баллада»)
Пусть говорят – мы годы губим,
Что умереть, что умереть нам суждено,
Но математику мы любим
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
Мы любим спорт, мы любим песни,
Мы любим танцы, любим книги и кино.
Без математики мир тесен
Стал бы давно, давным-давно, давным-давно.
И смело можем доказать мы,
Что Лобачевского учение верно,
Что математика понадобилась людям
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
Скоморох 2: Математики – кто они? О них рассказывают столько небылиц. Судите сами. Однажды, гуляя, Пифагор подошел к реке. Река тотчас же вышла из берегов и закричала (!): «Да здравствует Пифагор!»
Скоморох 1: А вот еще один анекдот о математиках.
Однажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и они приземлились в пустынной и загадочной местности.
Вскоре, однако, они заметили приближающегося к ним человека.
- Не могли бы Вы, хотя бы приблизительно, сказать нам, где мы находимся? – спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил:
- Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно. Вы находитесь в гондоле воздушного шара.
Очередной порыв ветра понес шар дальше в неизвестном направлении.
- Черт бы побрал этих математиков! – раздраженно проговорил Шерлок Холмс.
- А почему вы считаете, что этот человек был математиком? – как всегда удивился Ватсон.
- Ну, во-первых, прежде чем ответить, он подумал, а во-вторых, его ответ был абсолютно точен и абсолютно бесполезен для нас.
Скоморох 2: А сейчас мы предлагаем вам принять участие в разминке, где будут звучать занимательные задачи, задачи на сообразительность, серьезные вопросы и … дурацкие вопросы.
Ведущий 1: Начнем, пожалуй, с дурацкого вопроса.
Ведущий 2: Большой, зеленый, живет под землей и питается камнями. Кто это? (Большой зеленый камнеед)
Ведущий 1: Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка. (+, полюс)
Ведущий 2: Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если к букве «я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь, семья)
Ведущий 1: Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (90 км)
Ведущий 2: В какой стране была составлена таблица умножения: в Индии, Греции или Египте? (В Греции)
Ведущий 1: А сейчас предлагаем вам поставить в фразе буквы на свои места и прочитать получившуюся пословицу (На листе записано: ИДНО АЗ ХЕВС, ВЕС ЗА ОГОДНО.) (Один за всех, все за одного)
Ведущий 2: Сколько ног всего плясали
Целый день на карнавале:
Осьминог, жираф, свинья
И, еще, в присядку, я? (18)
(0тгадавший последнее задание скоморох 2 поет на мотив песни из к/ф «Весна на заречной улице»)
Хвастать милые не стану,
Знаю сам, что говорю,
Математику я знаю,
Производную беру
Обо мне все люди скажут:
Математик хоть куда!
Тесты на 12 баллов
Выполняю я всегда!
Припев: С математикой мы рядом
И на расстоянии.
Без нее мы, как без сердца,
Жить не в состоянии!
СКАЗКА О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ
Автор: В царстве Геометрическом, городе Планиметрическом
Правил король Многоугольник XII.
Его поприветствовать стоит овацией.
Супруга его, королева Окружность,
Имела весьма недурную наружность.
А это дочка – принцесса Прямая.
Теперь же сына я представляю:
Зовут симпатичного принца Отрезок.
Он весел и мил, хоть бывает и резок.
Представлена вам вся семья наконец.
Давайте заглянем теперь во дворец.
Во дворце сегодня бал,
Тьму гостей король созвал:
Нынче юная принцесса – именинница.
Вот в роскошнейшей карете
Герцог Угол в гости едет.
Угол: Спешу я вас поздравить, принцесса, поскорей.
Позвольте вам представить красавцев – сыновей:
Вот угол Развернутый, этот Прямой,
А вот угол Острый, а это Тупой.
Принцесса: Ах, знакомство мне приятно, только очень непонятно:
Как их можно различить, как не спутать, не забыть?
Угол: Их запомнить очень просто:
Угол меньше девяносто у меня зовется Острым.
Тот, что равен девяносто, называется Прямым,
А Развернутый средь прочих
Самым выглядит большим,
Ста восьмидесяти равна у него величина.
Автор: У крыльца остановился новенький кабриолет
И графиня Биссектриса вышла. Ну а ей вослед
(Слышишь, грохот барабана?)
Мчит графиня Медиана.
Биссектриса: Принцесса, мы вас поздравляем!
Медиана: И счастья в жизни вам желаем!
Принцесса: Спасибо! Рада видеть вас!
Как дома будьте вы у нас!
Принцесса: (сама себе)
Ах, нет милей графинь двоих!
Но я так мало знаю их!
Мне их узнать поближе б надо.
Пойду поспрашиваю брата.
(Подходит к отрезку)
Отрезок, милый, объясни ты,
Чем те графини знамениты,
Насколько знатны и богаты?
Отрезок: Сестрица, знать давно должна ты,
Что Медиана мне родня,
Похожа в чем-то на меня.
Но есть и разница со мной:
Она отрезок не простой,
А в треугольнике вершину
Соединивший с серединой
Той, что напротив, стороны.
Быть осторожны мы должны…
Принцесса: Ах, боже мой, как это странно!
Позор! Графиня медиана
Имеет связи с Треугольником,
Известным в городе разбойником.
Ну а графиня Биссектриса?
Отрезок: Да мерзопакостная крыса!
Она шныряет по углам
И делит их напополам.
Биссектриса: (шепотом зрителям).
Ах! Обозвал меня он крысой!
Ну, он попомнит Биссектрису!
Чуть позже месть устрою я
Всему семейству короля.
Автор: Наконец-то прибыла баронесса Точка.
Свой подарок поднесла королевской дочке.
(Точка подходит к принцессе, вручает подарок, делает реверанс, отходит.)
Вот чудесно, бал в разгаре,
Все танцуют, все в ударе!
Король: Вот исполнилось принцессе 18 лет с утра.
Стала совершеннолетней, замуж ей теперь пора.
Угол: Ваше высочество, Многоугольник XII,
Очень мне хочется, позвольте признаться,
На милой красавице, дочке твоей,
Женить одного из своих сыновей.
Но старший мой сын уж женат, к сожаленью,
А из остальных на свое усмотренье
Вы выбрать смогли б, несомненно, любого:
Тупого, иль Острого, или Прямого.
Король: О, герцог! Вам мое почтенье!
Благодарю за предложенье,
Но хочу отметить я, как красива дочь моя:
Тонка, стройна, бесконечно длинна.
Ей, такой прямой и стройной,
Надобен супруг достойный.
Потому для всех, кто просит руку дочери моей,
Объявить хочу я конкурс.
Претенденты, ну, смелей!
Кто из вас умнее прочих, очень хочется узнать.
Без ошибок на вопросы вы должны мне отвечать.
(лицом в зал)
Ну а зрителей попросим
Мы ответы подтверждать или опровергать,
Вот услышали ответ и кричите «Да!» иль «Нет!».
Какие существуют в геометрии фигуры,
Приведите мне пример?
Тупой угол: Ферзь и пешка, например.
(Зрители «Нет!»)
Прямой угол: Треугольник, например.
(Зрители «Да!»)
Острый угол: Луч, отрезок, например.
(Зрители «Да!»)
Король: Отвечайте сей же час:
Пересечься сколько раз
Две различные прямые
Могут в плоскости у нас?
Тупой угол: Я скорей ответить жажду:
Пересечься могут дважды.
Прямой угол: Бесконечно много раз
Пересечься могут, да-с.
Острый угол: Если речь о двух прямых,
Точка общая у них
Может – я прошу понять –
Лишь одна существовать.
Или вовсе ее нет.
Вот вам правильный ответ.
Король: И еще вопрос вам всем;
Ну, а если нет совсем
Общей точки у прямых?
Как же назовем мы их?
(Тупой угол пожимает плечами.)
Прямой угол: Вопрос простой, чего же думать тут?
Их перпендикулярными зовут.
Острый угол: Если прямые не пересекаются,
Они параллельными называются.
Король: Вижу я, что угол Острый
Ум имеет самый острый.
Мне такой подходит зять!
Дочь ему готов отдать.
Автор: Вот уже и поздний вечер.
Бал окончен, гаснут свечи.
Надо вам напомнить здесь
Про обещанную месть.
Ну, про ту, что Биссектриса
Обещала произвесть.
Возвращаясь из гостей,
Биссектриса поскорей
Мчит за город, к лесу Карандашному,
К Треугольнику-разбойнику страшному.
Суть беседы их полночной
Не известна никому,
Но несчастью завтра точно
В королевском быть дому…
Вот и утро. Весь народ
Весть дурную узнает:
Без следа исчезла в ночь
Из дворца принцесса-дочь.
Плачь и траур во дворце,
Изменились все в лице.
У отца печаль в глазах,
Королева вся в слезах.
Король: Кто сумеет нам помочь?
Королева: Кто вернет нам нашу дочь?
Автор: К счастью, есть на свете чудо.
Вдруг неведомо откуда
Феи в замке появились.
Король: Кто вы и зачем явились?
Феи (по очереди представляются, слегка приседая) Фея утверждения Аксиома, фея доказательства Теорема.
Аксиома: Мы готовы вам помочь.
Знаем мы, где ваша дочь.
Теорема: Прямую похитил разбойник,
Унес ее в лес Треугольник.
Аксиома: Мы мигом его вам доставим,
Принцессу вернуть вам заставим.
(Теорема взмахивает волшебной палочкой. Вбегает Треугольник, падает на колени перед королем, истошно вопит.)
Треугольник: Не вели меня казнить! Умоляю пощадить!
Приказала Биссектриса похищенье совершить.
Я верну вам вашу дочь, уберусь из царства прочь,
И не сделаю вреда я вам больше никогда.
Только не губи, прости! На свободу отпусти!
Король: Я в прощении отказываю,
Наказать его приказываю!
Голову ему срубить,
В трапецию превратить!
А графиню Биссектрису надо тоже наказать:
Мы ее отправим в угол,
Чтоб всю жизнь ей там стоять!
(Теорема взмахивает палочкой. Появляется принцесса Прямая. Всеобщее ликование.)
Автор: Ну вот, с Многоугольником XII
И всей его семьей пора прощаться нам.
Всего два дня мы с ними провели,
Но пользы они много принесли,
Ведь признаки фигур геометрических
Теперь, надеюсь, знаете отлично вы.
Скоморох 1: Судя по вашей реакции, сказочка вам понравилась. А ведь она была математическая.
Скоморох 2: Давайте еще раз поаплодируем ребятам и продолжим наш вечер.
Скоморох 1: Занимательные задачи были?
(Зрители из зала: «Были!»)
Скоморох 2: Задачи на сообразительность были?
(Зрители из зала: «Были!»)
Скоморох 1: Серьезные вопросы были?
(Зрители из зала: «Были!»)
Скоморох 2: Дурацкие вопросы и те были.
Скоморох 1: А теперь задачки с подвохом.
Ведущий 1: Для математики дружочек,
Нужна тетрадочка… (Не в кружочек, а в клеточку.)
Ведущий 2: Варит отлично твоя голова:
Пять плюс один получается… (Не два, а шесть.)
Ведущий 1: Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно… (Не пять, а четыре.)
Ведущий 2: Ты на птичку посмотри
Ног у птички ровно… (Не три, а две.)
Ведущий 1: У меня собачка есть,
У нее хвостов аж… (Не шесть, а один.)
Ведущий 2: Говорил учитель Ире,
Что два больше, чем… (Не четыре, а один.)
Ведущий 1: На уроках будешь спать –
За ответ получишь… (Не пять, а два.)
Ведущий 2: А сейчас, ребята, мы предлагаем вам поиграть в одну математическую игру. Приглашаем сюда к нам 10 добровольцев.
Ведущий 1: Просим стать всех в круг. По порядку, друг за другом, начинаем отсчет чисел по порядковым номерам: 1, 2 и т.д. Однако числа, которые делятся на три и оканчиваются на тройку, называть нельзя, вместо них нужно произнести: «Арифметика повсюду». Тот, кто допустил ошибку, выбывает из круга. Последний, оставшийся игрок, получает приз.
(Ведущие проводят игру).
Скоморох 2: Математики – «сухарики», в народе говорят.
Никакой поэзии!
Скоморох 1: Но то – на первый взгляд.
Скоморох 2: В жизни математик – лирик и поэт,
Скоморох 1: Скульптор и художник – границ фантазий нет.
Скоморох 2: До космоса домчится по вороху бумаг;
Скоморох 1: Конструктор он, учитель,
Скоморох 2: Волшебник, словом, - маг!
(На сцене появляется маг, звучит песня мага-недоучки).
Маг: Я не волшебник, я только учусь. Попробую показать вам фокус.
(Для показа фокуса заготавливаются шесть прямоугольников, окрашенных в разные цвета. На них нужно написать числа: красный – 101, оранжевый – 42, желтый – 45, зеленый – 13, голубой – 16, синий – 19. Прямоугольники раскладываются числами вниз, а зритель должен задумать одно из этих чисел. Маг поворачивается и начинает касаться прямоугольников указкой. В это время зритель про себя проговаривает свое число по буквам так, чтобы на каждое прикосновение приходилось по одной букве. Когда все буквы загаданного числа кончатся, он должен сказать «стоп». Маг переворачивает прямоугольник, который оказывается задуманным числом.
Объяснение: первые шесть касаний совершаются в произвольном порядке, а следующие шесть – в такой последовательности: «каждый охотник желает знать, где сидит…». Суть фокуса в том, что запись числа 101 содержит 7 букв, а запись каждого из следующих чисел – одной буквой больше, т.е. 101 – 7 букв, 42 – 8 букв, 45 – 9 букв, 13 – 10 букв, 16 – 11 букв, 19 – 12 букв).
(Фокус показывается несколько раз).
Все ребята - артисты выходят на сцену.
Скоморох 1: В нашей жизни есть один предмет.
Он для всех основ наук хребет.
Скоморох 2: Труден он, не терпит суеты.
Все: Но без него прожить не сможешь ты.
(Ребята исполняют песню «Остров математики»)
Весь покрытый цифрами,
Абсолютно весь,
Остров математики
В нашей школе есть!
Весь покрытый цифрами,
Абсолютно весь,
Остров математики
В нашей школе есть!
Там живут несчастные
Дети-дикари,
На лицо глупейшие,
Умные внутри,
На лицо глупейшие,
Умные внутри,
Там живут несчастные
Дети-дикари.
Вроде не бездельники
И могли бы жить,
Им бы математику
Взять и отменить.
Им бы математику
Взять и отменить,
Вроде не бездельники
И могли бы жить.
Формула не ловится,
График не растет,
Плачут, Богу молятся,
Контрольная их ждет!
Плачут, Богу молятся,
Контрольная их ждет!
Может быть, шпаргалочка
Снова их спасет!
На число 13
Людям не везет,
А для нашей «дюжины»
Все наоборот.
Интегралы, графики –
Все нам по душе
Все мы математики,
Абсолютно все.
(Еще раз повторяют хором: Все мы математики,
Абсолютно все.)
Учитель: А сейчас я хочу представить вам ребят, которые провели сегодняшний вечер. (Далее идет представление).
Вот и закончилась декада математики, информатики и физики в нашей школе. А сейчас я представлю вам тех, кто организовал и провел ее. Встречаем апплодисментами:
Учитель математики – Вакульская Галина Петровна;
Учитель математики – Андриянова Галина Васильевна;
Учитель математики – Сысоенкова Валентина Романовна;
Учитель информатики и физики – Андриянов Александр Павлович;
Учитель физики и математики – Попова Елена Алексеевна.
Успехов вам ребята в изучении математики, физики и информатики. Благодарим всех за внимание.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила, 5-11 классы/ авт.-сост. О.В. Панишева. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Математика: Открытые уроки. 5, 6, 7, 9, 11 классы. Вып. 2/ авт.-сост. Н.М. Ляшева и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физико-математический вечер для старшеклассников
Каждый из нас тренирует свои руки, ноги, брюшной пресс, чтобы выглядеть сильным, стройным и красивым. И разумеется, что еще с большим усердием надо тренировать то, что дает нам людям превосходство над...
Сценарий математического вечера
Внеклассное мероприятие...
"Математический вечер"
Математический вечер рассчитан на учащихся 6 - 9 классов и проводится как завершающий этап "Недели математики".Ведущие вечера - старшеклассники.Но можно его провести и для учащихся 5 классо...
Математический вечер
Сценарий классного часа "Математический вечер"...
Математический вечер
Внеклассное мероприятие...
Математический вечер
Математический вечер «Пускай мы Пифагорами не станем? А вдруг!»...
Математический вечер « ПРИЕМ У ЦАРИЦЫ МАТЕМАТИКИ»
Внеклассное мероприятие....