Поле чудес «Так говорили в старину»
методическая разработка (5 класс) по теме
Цель игры: расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект, творческие способности и активность ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Поле чудес «Так говорили в старину» | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Поле чудес «Так говорили в старину»
Цели: расширять знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект, творческие способности и активность ребят.
Оборудование: игровое поле (барабан) компьютер.
Ход игры:
Ведущий:
Друзья! На праздник наш весёлый
Вы снова в гости к нам пришли.
Мы долго ждали этой встречи
И постарались, как могли.
- Ребята, у нас в гостях скоро появится сказочный герой. А кто он – вы узнаете, если отгадаете загадку.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Папа парня с длинным носом
Из полена смастерил. (Буратино)
- Здравствуй, Буратино! Ты знаешь, куда ты попал?
Буратино: Нет, конечно.
Ведущий: Ничего – то ты не знаешь. А мы с ребятами хотим пригласить тебя на интересную игру ” Поле чудес “.
Буратино: На “Поле чудес “? А что на поле бывают чудеса? Я очень хочу туда попасть. Ребята, возьмите меня пожалуйста.
Ведущий: Ну что ж, я думаю, ребята будут непротив, чтобы ты у них поучился и был нашим помощником.
(Звучит музыкальная заставка к игре ” Поле чудес “.)
1-й тур
Итак, начинаем нашу игру.
Чтобы на славу нам сегодня отдохнуть
Начинаем замечательный наш путь.
Ждёт забава не дождётся храбрецов
Вызываю первую тройку удальцов.
Задание 1
На Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.
Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые. А какое название имел месяц апрель?
Ответ:
ц | в | е | т | е | н | ь |
(В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень).
2-й тур
Задание 2
Будем конкурс продолжать,
Следующую тройку игроков встречать.
Послушайте задание на второй тур.
В русском языке в изобилии существует множество крылатых выражений, употребляя которые, мы зачастую даже не задумываемся о их первоначальном значении. А объяснения оказываются очень интересными и необычными. Предлагаем вашему вниманию одно из них. Мастер кислых щей.
Кислые щи - немудреная крестьянская еда: водичка да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.
Как называли такого мастера?
Ответ:
н | е | з | а | д | а | ч | л | и | в | ы | й |
3-й тур
Задание 3.
Третья тройка поспешите
И своими знаниями удивите.
В старинном и церковном обиходе это слово обозначало: ларец или сосуд для хранения ценных предметов.
Ответ:
к | о | в | ч | е | г |
Игра со зрителями.
Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались.
Вот некоторые устаревшие названия частей нашего тела: око (глаза), выя (шея), ланита - щека, перст - палец, уста - губы, чело (лоб), десница (правая рука). А как звучала в старину «левая рука»?
Ответ:
ш | у | й | ц | а |
Финал.
Во все времена наш народ любил плясовые, свадебные, колыбельные песни, частушки.
В разных местах России они носили различное название. Например, частушки назывались на Южном Урале крутинькой писней, выдумкой, повертушкой, пригалюткой, присказулькой. Была частушка – тинанара, частушка – махонька. А как называли на Урале колыбельные песни?
Ответ:
п | р | и | б | а | й | к | а |
Супер – игра
Ответы:
1. Как женские башмаки на каблучках и с острым носом называли в старину?
2. Как слово «комната» называли в старину?
3. Как слово «войско» называли в старину?
г | ||||||||||||||
о | ||||||||||||||
р | ||||||||||||||
н | ||||||||||||||
ч | е | р | е | в | и | ч | к | и | ||||||
а | ц | |||||||||||||
т | а | |||||||||||||
ь |
Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия "Поле чудес" по книге М.Твена "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна"
Игра проводится анологично телевизионной передаче.Обучающимся 6-7 классов за 2-3 недели до проведения мероприятия предлагается викторина по творчеству М.Твена и по содержанию книги.9 победителей отбир...
Игра «Поле чудес» Тема: Слова из мира животных и их новые названия
Материал для внеклассного занятия по русскому языку представлен в форме игры, цель:расширить знания учащихся о словах, их значениях, прививать интерес к русскому языку...
ИГРА "ПОЛЕ ЧУДЕС"
"Кто в Интернете главный?"...
Игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов
Авторская игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: расширить и обобщить знания школьников об истории родного края, её экологии....
презентация поле чудес "Весна"
Поле чудес по теме "Весна". Картинки взяты из интернета. Можно провести вместе с родителями....
"Поле чудес" "И вот нашли большое поле..."
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812года. Шестой день литератуной недели "Чудо- богатыри 1812года"....
Внеклассное мероприятие по трудовому обучению: Игра "Поле знаний - поле чудес"
Внеклассное мероприятие в рамках "Недели труда"...