Классный час,посвященный 95-летию героя Калмыкии, академика П.М. Эрдниева
классный час (8, 9 класс) на тему
Осветить, хотя бы и очень кратко, жизненный и творческий путь Пюрви Мучкаевича Эрдниева - задача нелегкая, ибо его жизнь и деятельность были не только трудными и плодотворным, но и весьма разносторонними.
Педагог (поставим это слово на первое место!), учитель, методист- математик, ученый- вот перечень творческих профилей П.М.Эрдниева, причем в ряде этих областей он был не рядовым работником, а прокладывателем новых троп, по которым затем пошли многие его последователи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_erdnieve.docx | 31.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Обильненская СОШ»
Классный час,
посвященный 95-летию жизни
и творчества первого академика
Республики Калмыкия
Эрдниева Пюрви Мучкаевича.
Сентябрь 2016г
Программа.
I. Вступительное слово.
II. Краткие биографические данные о П.М.Эрдниеве
III. УДЕ- укрупненная дидактическая единица.
IV. Стихотворения калмыцких авторов, посвященные П.М.Эрдниеву.
V. Викторина.
VI. Выставка книг и учебников.
ЦЕЛЬ: показать учащимся выдающиеся заслуги ученого П.М.Эрдниева; воспитание патриотической гордости на рассказах об исследованиях современника.
I. Вступительное слово.
Осветить, хотя бы и очень кратко, жизненный и творческий путь Пюрви Мучкаевича Эрдниева - задача нелегкая, ибо его жизнь и деятельность были не только трудными и плодотворным, но и весьма разносторонними.
Педагог (поставим это слово на первое место!), учитель, методист- математик, ученый- вот перечень творческих профилей П.М.Эрдниева, причем в ряде этих областей он был не рядовым работником, а прокладывателем новых троп, по которым затем пошли многие его последователи.
Всю жизнь он посвятил беспокойной преподавательской работе, за его плечами десятки выпусков учителей в Калмыцком университете и Ставропольском пединституте. Однако в нашей стране и за рубежом имя П.М.Эрдниева широко известно, прежде всего, как исследователя- новатора в дидактике. Он отнюдь не относится к разряду кабинетных ученых, его сила в практике, в знании нужд школы, в тесной связи со школой.
Жизнь людская, что калмыцкая степь, в ней есть и горькая полынь, желто-алые тюльпаны…
II. Краткие биографические данные
Пюрвя Эрдниев -ученик
15 октября 1921 года в урочище Хуцын Толга Ики -Бухусовской волости Малодербетовского аймака Калмыцкой области в семье крестьянина -костоправа родился сын пюрвя. Имя деда Мучка, отца- Эрдни, матери -Амархан. Они относились к известному в Калмыкии роду баргасов, участвовавших в давние времена в походах калмыцких ханов, а также в войне с Францией 1812 года в составе калмыцкого полка. Мать и отец были очень религиозными людьми. Семья была среднезажиточной, вела кочевой образ жизни.
1925 год. Я был младшим ребенком в многодетной семье кочевника и поэтому был окружен вниманием и заботой старших сестер и братьев. Отчетливо помню одно событие далекого детства. Сижу я у очага -треножника посреди кибитки и заворожено наблюдаю язычки пламени, охватившего пучок бурьяна под котлом.
Помню вопрос, возникший у меня в голове: трава горит, а будет ли гореть что-нибудь другое, например, моя шапка. В поисках ответа сую шапку в огонь: шерсть задымилась, пошел запах овчины. Мне стало жалко своей шапки, недавно сшитой сестрой из шкуры ягненка, и я закричал «галд махла» ( «шапка в огне»). Подбежала сестра, схватила горящую шапку и сунула ее в снег порогом кибитки…
…Уже в психике дошкольника активно проявляется, по терминологии академика И.П.Павлова, условный рефлекс «Что такое?» (вопрос к природе). Малышу важно узнать: если горит трава, то будет ли гореть другой предмет, отличающийся от травы? Это образец умственного действия маленького человека, обращенного к природе. Привычка к подобным суждениям возникает в уме человека уже в раннем детстве.
…1934 год. Страна переходила к осуществлению всеобщего семилетнего образования. В Малодербетовской школе крестьянской молодежи осенью 1934 года расширили интернат и сюда собрали детей со всего обширного улуса. Только пятых классов в начале учебного года было открыто шесть и различали их по буквам -А, Б, В, Г, Д, Е.
… В старину говорили, что у бравого и храброго солдата в его вещевом мешке может лежать до поры до времени генеральский жезл. А здесь мне хотелось рассказать о том, как в ученической заштопанной сумке хранилась мантия академика.
Пюрвя Эрдниев, приехавший после окончания ики -бухусовской начальной школы, попал в пятый класс «Д». О фабричных портфелях, ранцах и других прелестях ребята в ту пору не имели понятия. Зато было обилие сшитых дома вручную сумок- ситцевых, сатиновых, суконных, парусиновых.
Пюрвя рано остался без отца, еще с детства испытал невзгоды и трудности бедного житья -бытья.
С первых же месяцев учебного года Пюрвя учился по всем предметам на отлично, особенно он преуспевал по математике.
… После окончания шестого класса, ему, как отличнику учебы, предложили путевку в детский санаторий «Артек», но Пюрвя … отказался
В каникулярное время он вынужден был работать учетчиком в колхозе, чтобы хоть как-то поддержать мать и сестренку. А всего парнишке в ту пору было всего лишь четырнадцать лет. Нужда заставила его оставить школу в 1938 году и поступить в Астраханское педагогическое училище. Уже с осени 1939 года он работал учителем и директором неполной средней школы в поселке Большой Царын.
Пюрвя Эрдниев -солдат
В конце 1940 года он был призван на службу в Красную Армию. Артиллерист Пюрвя Эрдниев встретил начало войны на западной границе. Первый бой принял в школе 1941года как наводчик 45-миллиметровой пушки под г .Бердичевым на Украине .Расчету орудия было приказано прямой наводкой уничтожить десант противника ,занявшего выгодную огневую позицию на водонапорной башне .
Задание было выполнено, но с большими потерями среди наших, еще необстрелянных молодых ребят .
В 1941году он получил первое ранение -в голову .После излечения в госпитале он вернулся на фронт .Осенью 1941 года его батарея вела огонь по противнику , занявшему правый берег Днепра , в районе острова “Хортица” . Пришлось испытать и тяжелые дни отступления Красной Армии . После очередного ремонта здоровья красноармеец Эрдниев П.М. был послан на курсы младших лейтенантов-артиллеристов ,после окончания которых , он вернулся на фронт командиром взвода . В его составе он участвовал в тяжелых боях в Восточной ПРУССИИ . В наступательных боях под городом Гольдапом в рядах 3-гоБелорусского фронта он был тяжело ранен в госпитале ему ампутировали ногу .
Праздник Победы встретил он в госпитале в г. Иванове. Ратный подвиг П. Эрдниева отмечен двумя боевыми орденами- Отечественной войны первой и второй степени, многими медалями .”
Пюрвя Эрдниев -студент
Мужественный солдат разделил горестную судьбу своего народа . После демобилизаций вместо родной Калмыкии П .М . Эрдниев вынужден был уехать на Алтай . Но ,несмотря на невзгоды ,он с удивительным упорством и настойчивостью взялся за учебу, одновременно работая учителем математики и физики в сельской школе . Вот что пишет про те далекие годы профессор кафедры калмыцкой литературы А.Ш..Кичиков :”Алтайский край . 1947год. Конец августа .Какой-то холодный серый день. Я стою на перроне вокзала станции Шипуново. Здесь, в Шипунове, я провел три дня . Насмотрелся: тут много моих сородичей-калмыков ,все бесправны, работают там, где велит комендант .
. . Остановился очередной товарный состав ,прибывший со стороны Барнаула .С платформы ,напротив вокзала ,спрыгивает на насыпь молодой, моих лет, калмык в солдатской шинели ,с солдатской котомкой за спиной. Почему -то я пошел навстречу ему, -потому что ли, что обратил внимание на его деревянный протез да он без ноги! Встретились. Поздоровались.
- Пюрвя Эрдниев.
Остановились, присели.
И он рассказал следующее.
- вышел из госпиталя. Поехал в Сибирь. Нашел семью здесь ,в деревушке под Шипуновым. Семья у меня большая, работать практически некому. И я, как видишь, не работник. И поэтому я решил учиться. Приехал в Барнаул, в педагогический институт. Вхожу к директору. Пишет. Стою. Наконец, обратил внимание на меня.
-Я вас слушаю.
- Вам нужны круглые отличники? Будущие?
- Конечно.
- Так вот один из них стоит перед Вами.- изумленный непривычным оборотом событий директор произносит:
- Пожалуйста, ваши документы.
- документов у меня нет. Вот заявление. Вот книжка инвалида Отечественной войны. Вероятно, Вы догадываетесь, что я калмык. А у калмыков- фронтовиков с документами сейчас очень сложно: они остались там, в бывшей Калмыкии. Но за моей спиной - педагогическое училище, среднее образование. Что касается учебы, гарантию Вам я дал.
И директор зачислил…
А как семья, Пюрвя?- вырвалось у меня.
- Как видишь, я ее не бросил. У меня в котомке кое- какие харчи- их добываю на барнаульском рынке, доставляю сюда - товарняки в моем распоряжении, они курсируют день и ночь, а расстояние Барнаул- Шипуново всего несколько сот километров.
- А с учебой как?
- А с учебой нормально: учусь на пятерки- я же дал слово.
Тяжелой была студенческая жизнь Пюрви. Обремененный семьей понимая свою ответственность за нее, ему приходилось зарабатывать на хлеб насущный и, как следствие, часто пропускать занятия. Однако он был одним из немногих на факультете, в зачетной книжке которых значились только отличные оценки. Кстати Пюрвя отличался высокой языковой грамотностью. В конце 40-х годов все выпускники института писали в конце обучения диктант по русскому языку .Успешное написание диктанта являлось «пропуском ) ) к государственным экзаменам .В год своего выпуска Пюрвя оказался единственным студентом института ,получившим за диктант отличную оценку .
Много горьких минут пережил Пюрвя за все годы студенчества. Он нередко выезжал к семье в Шипуновский район, где она жила. По пути следования его часто задерживала милиция, так как он был лишен права свободного передвижения даже внутри края. Парадокс того времени: советский офицер, ставший инвалидом на войне, становится спецпереселенцем, лишенным права без разрешения спецкомендатуры выезжать за пределы Барнаула.
1949 году П.М.Эрдниев закончил с отличием Барнаульский пединститут и уехал работать в сельскую школу.
Пюрвя Эрдниев -гражданин
Он был в Москве, когда осенью 1956 года, представители калмыцкого населения приехали в столицу, чтобы ходатайствовать о восстановлении Автономии калмыцкого народа. Тогда мы регулярно переписывались, и он сообщал подробности тех событий. В ноябре или в декабре 1956 года я от него получил телеграмму с каким -то малозначащим содержанием. Но вся «соль телеграммы была в подписи- вместо своей фамилии он написал калмыцкие слова: « Тангч Босв” , то есть «республика восстановлена». Указа Президиума Верховного Совета СССР не было, вопрос решался еще только в рабочем порядке, и , конечно же, он не мог написать открытым текстом. И он нашел своеобразную конспирацию. Получив телеграмму, мы, калмыки, проживающие в селе Сростки Алтайского края, радовались со слезами на глазах.
После восстановления республики П.М.Эрдниев переехал с семьей в город Ставрополь, где устроился на работу в педагогический институт. Он работал ассистентом, старшим преподавателем и доцентом кафедры элементарной математики.
Когда в Элисте организовали педагогический институт П.М.Эрдниев в числе первых приехал в родную столицу. С 1964 года по настоящее время П.М.Эрдниев заведует кафедрой сначала калмыцкого пединститута, а затем и университета.
IV. Организатор науки
Главная тема и основная цель творчества ученого -разработка, пропаганда и введение в практику идей, связанных с укрупнением дидактических единиц (УДЕ).
Задача.
Пусть решена задача в два действия: Купили 2 арбуза по 5 кг, а яблок на 7 кг меньше. Сколько купили яблок? На традиционном уроке за этой “атомарной» задачей решают задачи того же рода, но с другими числами; например, 6 3-8=10 и т.д. При такой тактике образования крупной порции знания не образуется. | По технологии УДЕ решенная задача(теорема) Функция и т.д.) обязательно преобразуется в «свою иную» зависимость, причем, при сохранении тех же компонентов (чисел); тем самым в психике решающего совершается таинство “инь- янь», а именно, согласно закономерностям оперативной памяти самозарождается как бы “молекулярное» знание, т.е. целостная двухсоставная “сверхзадача». Важно в этой технологии и то, что в процессе составления новой задачи активно участвует и сам школьник. |
Работая в сельской школе на Алтае учителем математики и физики, а затем завучем школы, он много думает о путях успешного овладения математикой, о научной организации труда учителя и учащихся, о проблеме ускоренного обучения при лучшей осознанности знаний.
Проверяя и пробуя на собственных уроках, он постепенно подошел к идее создания новой эффективной системы математического образования методом укрупнения дидактических единиц. В ходе исследования, проведенного П.М.Эрдниевым, были обнаружены ранее не известные в психологической науке скрытые резервы развития мышления учащихся.
Началом научной деятельности академика Эрдниева можно условно считать далекий 1953 год, когда в июньском номере журнала «Математика в школе» была опубликована его первая статья «Проверка решения как необходимый элемент обучения математике». В статье данного периода впервые были сформулированы новаторские дидактические положения: о роли обратных задач в обучении математике, о сравнении и обобщении, о роли самостоятельности и творчества учащихся, о преемственности начального и среднешкольного циклов обучения математике, о связи теории информации и педагогики. Эти и другие идеи получили развитие в последовавших методических монографиях Пюрвя Мучкаевича.
Важнейшими из них можно считать следующие книги:
«Развитие навыков самоконтроля при обучении математике», «Сравнение и обобщение при обучении математике», «Обучение арифметике в начальной школе методом противопоставления» и др. Название последней книги - многозначительно. Доцент Эрдниев выдвинул новый метод успешного обучения, а именно метод противопоставления. Термин «противопоставление» был заимствован им из работ великого русского физиолога, лауреата Нобелевской премии академика Ивана Петровича Павлова. Метод заключался - по Эрдниеву в идее одновременного выполнения (изучения) учащимися взаимно обратных действий, например сложения и вычитания.
Учитель математики П.Эрдниев на своих уроках убедился, что при раздельном изучении взаимно обратных действий знания учащихся связаны лишь по вертикали, а при использовании метода противопоставления - по горизонтали. Отметим, что один из ведущих ученых того времени академик Л.В.Занков, в целом поддерживающий идеи калмыцкого математика, так и не смог осознать роль одновременности в обучении. Однако метод противопоставления с блеском подтвердился в опыте педагогов; эффектом новой технологии была экономия большого количества учебного времени, усвоения учащимися материала стало более прочным и осмысленным.
За прошедшие десятилетия он защитил кандидатскую и докторскую диссертации; оттачивая новую технологию математического образования в российской школе, стал автором десятков книг и статей; организовал усвоение учительством многих городов созданной им новой технологии математического образования-укрупнения дидактических единиц.
Формулировка нового научного понятия признана в научном мире важнейшим достижением академика из Калмыкии.
При подготовке докторской диссертации его научным консультантом был ученик И.П.Павлова академик Петр Кузьмич Анохин-создатель ключевого понятия современной философии и психофизиологии-теории обратных связей. Вот корни знаменитой методики обратных задач, которая пронизывает все труды академика Эрдниева и которая так нравится учителям.
Предложение коллектива проф. Эрниева П.М о необходимости совместного изучения в школах двуединых тем (сложение-вычитание и т. п) было принято Министерством образования РФ в 1971 году.
Прикладное же значение исследования профессора П.М. Эрдниева состоит в том , что он одним из первых поставил вопрос о критерии времени как при решении глобальных вопросов педагогики , так и в микродидиактике урока. Создав тиорию укрупнения знаний , П.М. Эрдниев сделал венцом своего поиска создание экспериментальных учеников математики.
…Профессор П.М. Эрдниев полон творческих забот по расширению и углублению своей концепции оказавшейся столь актуальной в настоящее время.''
''… Знание есть единство содержания ( сведений о мире) и знаковой формы выражения , соответственно информации и сигналов, и ее несущих .Доказано, что трудность усвоение знания не в количестве информации, а в длине сообщения, Т.е в количестве знаков, которыми знание представлено. Каждый из нас может овладеть любыми массивами информации, лишь бы овладеть знаковой формой, в которой эта информация фиксирована.Человек способен с первого предъявления запомнить 7 + 2 произвольно подобранных понятия, слова , вообще знака. Это биологический предел. Но его можно значительно раздвинуть, насытив знаки большей информационной емкостью, достигая, по выражению Г-В. Лейбница, « максимум знаний в минимуме протяжения ».
На этом и основана концепция укрупнения дидактических единиц восприятия, разрабатываемая П.М. Эрдниевым и его школой .
Традиционное обучение нередко «разводит» во времени прямые и обратные операции, соответствующие понятия и Т.П. ( сложение - вычитания , умножение - деление показательная функция - логарифмическая функция, дефферецирование - интегрирование ). П.М. Эрдниев сводит подобные операции, понятия , отношения в пары, рассматривая каждую как проявление одной и той же укрупненной дидактической единицы. Такой прием как раз и приносит желаемый эффект повышения информационной емкости знания, поскольку при образовании, например, пары « умножение - деление» происходит суммирование количества информации, которую несет каждая из составляющих пару операций, а именно, приращение информационного содержания.
Идея укрупнения, естественно, заинтересовала не только математиков, но и физиков, химиков, биологов, лингвистов, представителей ряда других наук. Эта идея явилась основой докторской диссертации П.М. Эрдниева «Проблемы интенсификации обучения математике» (1973), многочисленных статей и книг , опубликованных в нашей стране и зарубом ( Болгария , Венгрия , Германия , Монголия , Польша , Румыния , США , Франция , Япония).''
V . Стихи калмыцких авторов, посвященных П.М. Эрдниеву:
Давид Кугультинов (1989 г);
Петр Дарваев (2001 г)
Читают дети
VI . Викторина
1. Расшифруйте абреавиатуру УДЕ.
2. В каком году Пюрва Мучкаевич стал академиком Академии педагогических наук СССР? (1989г)
3. В каком издании была издана первая статья Эрдниева П.М.? В каком году? («Математика в школе» 1953 год )
4. Какова главная тема и цель творчества ученого?
Список литературы:
- Газета «Известия Калмыкии»
2.Брошюра «От учителя до академика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа, посвященного дню Конституции.
Цель: 1. Познакомить детей с Конституцией России; 2. Закреплять знания детей о государственной символике...
Классный час, посвященный Международному женскому дню
Разработка классного часа содержит материал к празднику 8 марта, а так же витроину для мам....
Классный час по теме "В Калмыкии есть свои герои"
Классный час знакомит учащихся с героями Калмыцкой республики в Афганской войне. Приютяне прошедшие Афганистан....
Классный час по теме "В Калмыкии есть свои герои"
Классный час знакомит учащихся с героями Калмыцкой республики в Афганской войне. Приютяне прошедшие Афганистан....
Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)
Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...
Проект урока математики по теме "Правильные многоугольники" по технологии УДЕ академика П.М. Эрдниева
Данный урок разработан по технологии укрупнения дидактических единиц академика П.М. Эрдниева в серии " Многое об одном". Применение данной технологии на этапе обобщения и закрепления теоретической час...
Классный час, посвященный (95-летию) жизни и творчества первого академика Республики Калмыкия Эрдниева Пюрви Мучкаевича.
краткие биографические сведения...