"Моя семья в семье России… В этом вижу нашу силу!!!": семейный праздник
методическая разработка по теме
ЦЕЛЬ: Продолжить формирование у учащихся роли семьи, дома, родителей в жизни человека, об устойчивости традиций кубанской семьи. Приобщить к духовным ценностям казачества опираясь на прошлое, созидать настоящее и будущее.
показать связь семьи и школы в воспитании человека и его идейно-нравственном возрастании.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Актовый зал школы на сцене стилизованное убранство старинной казачьей хаты: стол, лавки, кровати, икона с лампадкой, и т.д.. на заднике сцены название "Моя семья в семье России… В этом вижу нашу силу!!!". Зал празднично украшен.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
1.Выставка предметов казачьего быта
2. Книжная выставка "Мир дому твоему"
3. Выставки "Моя родословная", "Семейный портрет в интерьере времени",
"Рисуем православный храм"
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
Записи песен о семье, Родине, детях, колокольный звон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Моя семья в семье России…
В этом вижу нашу силу!!!"
План-сценарий
праздника семьи
для учащихся 4 классов
МАОУ СОШ № 7
имени Героя России
А. Г. Ковалева
Учитель МХК и ОПК
Казакова Елена Дмитриевна
МАОУ СОШ №7
ст. Полтавская
2017 г.
«Казачество… Казаки… не
колеблюсь сказать: на мой
слух это звучит гордо.» .
Н.М.Мельников
«Казачество»
«Ой, уроды, Боже, та
пшеныченьку яру,
Та на дивочэ щастя,
Та на сынову славу…»
(Из старинной казачьей песни)
"Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком:
или слепа, или глуха, иль, что еще страшней,- жестока!
И пусть на трон взойдет любой
глаголющюй высоким словом: толпа останется толпой, пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман
ЦЕЛЬ: Продолжить формирование у учащихся роли семьи, дома, родителей в жизни человека, об устойчивости традиций кубанской семьи. Приобщить к духовным ценностям казачества опираясь на прошлое, созидать настоящее и будущее.
показать связь семьи и школы в воспитании человека и его идейно-нравственном возрастании.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Актовый зал школы на сцене стилизованное убранство старинной казачьей хаты: стол, лавки, кровати, икона с лампадкой, и т.д.. на заднике сцены название "Моя семья в семье России… В этом вижу нашу силу!!!". Зал празднично украшен.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
1.Выставка предметов казачьего быта
2. Книжная выставка "Мир дому твоему"
3. Выставки "Моя родословная", "Семейный портрет в интерьере времени",
"Рисуем православный храм"
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
Записи песен о семье, Родине, детях, колокольный звон
Ход урока
Гостей у входа в зал встречает "живой коридор" учащихся, которые каждому гостю раздают красные сердечки с написанными пожеланиями. Гости проходят. рассаживаются, рассматривают выставки.
Песни микшируются . нарастает колокольный звон.
На сцену выходят девочка и мальчик с зажженной свечой, ставят свечу к иконе. крестятся. Колокольный звон микшируется.
Девочка:
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол.
Толь возрадовался, толи осерчал
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.
Мальчик:
Я стою как перед вечною загадкою,
Пред великою, да сказочной страной,
Перед солоно-да горько-кисло-сладкою.
Голубою, родниковою, ржаною.
Звучит "Песня о России"
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня в нашем доме светло и пахнет пирогами. Сегодня радостные лица у детей и взрослых, потому что мы собрались все вместе, а когда любящие сердца стучат в унисон, значит их роднит одно - тихое, ласковое слово – семья. Я думаю. что для каждого из нас дом, мама с папой, дедушки, бабушки, сестренки, братишки, тети, дяди, всех поколений – это школа жизни, в которой учат любить, уважать, гордиться. Пройдет время, вы станете взрослыми и потом отчий дом станет для вас единственно возможным островком жертвенной родительской любви.
Девочка:
Елена Дмитриевна! Я Аня Логоша учусь в 6 классе, родилась в станице Полтавской, мои родственники тоже живут тут и прежде жили. И вот я хочу попросить сейчас и ребят и взрослых, поднять руку кто родился в станице Полтавской. Ну вот видите сколько нас? И наверное всем будет интересно, заглянуть в далекое прошлое и узнать как жили наши сверстники , мальчишки и девчонки в казачьей семье.
МАЛЬЧИК:
Казаки кубанские –
Не сыночки панские:
От земли – от матушки,
От кормильца – батюшки,
От реки полет их быстрый,
От полей горячих – искры
Раз – и степью разлились,
Два – и жаром занялись!
Не тростник, что ветром клонит,
А дубы, что буря ломит!
Не птенцы, что к мамке жмутся,
А орлы, что в небо рвутся.
В.П.Бардадым
ЧТЕЦЫ:
1. Кто такие казаки?
2. - Это воин с головы до ног, от рождения до смерти.
3- По первому зову бросает казак свои мирные занятия и вот он несется уже по степи на бранное поле.
1.Но на чем казак силен и крепок?
2. - Он крепок своей вековой , неизменной дружбой с конем.
3. - Верная казачья жена да малые дети – драгоценный «груз» в семье.
4. - Жена и дети в казачьей семье содержат целый дом и скрашивают всю беспокойную жизнь казака.
На сцену выходит казачка, она накрывает на стол, напевая без слов грустную песню.
Стук в дверь.
ХОЗЯЙКА: Кто там на ночь глядя?
ГОЛОС: То я, сусидка.
ХОЗЯЙКА: Заходь, заходь.
(Входит соседка, обмениваются приветствиями).
ХОЗЯЙКА: Садись к столу. Будем вечерять.
(Поочередно входят еще 3-4 соседки. Каждая приносит шитье, угощение, пряжу и т.д.)
УЧИТЕЛЬ:
Поздней осенью, когда дни становятся короткими, а ночи длинными, когда убран с полей хлеб и накормлен скот, мужчины-казаки собирались в чьей-нибудь хате, вспоминали былые походы, спорили до хрипоты, а то и до кулаков доходило, пили горилку и пели … А женщины-казачки, управившись По-дому, уложив спать малых деток , тоже сбегались вместе , ели сладкое, вспоминали молодость, плакали под напевные казачьи песни…
Звучит старинная казачья песня «Ой, из-за горы та буйный витэр вие» (Исполняет народный фольклорный ансамбль).
- Ой, из-за горы та буйный витэр вие,
Ой, там удивонька та пшеныченьку сие.
- А посиявши та стала волочиты,
А заволочивши, стала Бога просыты:
- «Ой, уроды, Боже, та пшеныченьку яру,
Та на дитскэ щастя, та на вдовыну славу».
- Ище удивонька та до дому нэ дошла,
А вже кажуть люды, шо пшеныченька зийшла.
- А щей удивонька на лавци нэ сила,
А вже кажуть люды, що пшеныця поспила.
- Пишла удивонька та пшеныченьку жаты,
А за нэю Мали диты колосочкы збыраты.
- «Диты ж мои диты, горы мэни з вамы,
Ой , що ж я нэ маю хозяина над вамы».
- – Ой, мамо, мамо, та нэ журыся за намы,
Як повырастаем, то розийдэмся сами.
- Ой, будэ нас, мамо, по горам, по долам,
Ой, будэ нас, ридна, по чужим украйнам.
ХОЗЯЙКА:
Ой, когда это было? Словно вчера была я молодой и родила дочушку.
СОСЕДКА:
Да, сколько воды утекло в Кубани-речке…
ХОЗЯЙКА: Рождение девочки не праздновалось так, широко, как рождение мальчика. Не грохотали выстрелы. Это была тихая домашняя радость, овеянная легендами и молитвами.
СОСЕДКА: С самого рождения ее воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость.
ХОЗЯЙКА: Девочке внушалось, что у нее должна быть спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая набожная семья и честно заработанный достаток.
За сценой шум, возня, влетает девочка. На руках завернутое "дитя"
ДЕВОЧКА: Маманька, а братушка спать не хочет, все возится, надоел он мне!
ХОЗЯЙКА-МАТЬ: Цыц! Ишь чего вздумала. Это твоя особенная работа – нянчить младших! Ты ему сказку скажи, приголубь его, вот он и убаюкается. Иди, иди, негоже сидеть тебе со взрослыми.
УЧИТЕЛЬ:
Девочку после обряда крещения в церкви окружали добротой и вниманием. Начиная с самого первого дня, все женские обычаи были шутливыми, добрыми. Так "смывали" с дочушки будущие заботы тетки, мамки, а крестная первой мыла девочку с песнями и добрыми пожеланиями.
ХОЗЯЙКА:
Девочку до 3-х месяцев никому не показывали и отец, единственный мужчина, который ее видел.
Все девичьи праздники праздновались на женской половине: «первый шаг»., "первые слова". Девочке дарили подарки, стараясь буквально осыпать ими: ленточки на бантик, гребешок на косичку, однако это не означало, что ее жизнь должна быть сплошным праздником.
СОСЕДКА:
Девочка начинала работать с раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» по дому за матерью, она участвовала во всех работах: шила, мыла, вышивала, помогала по хозяйству…
(Входит с шитьем девочка, садится тихонько со взрослыми, стараясь им во всем подражать).
ЧТЕЦ:
Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины.
Исполняется веселая песня.
Фольклорная группа «Дивчина моя, пэрэясливка»
- Дивчина моя, пэрэясливка,
Дай мини вэчеряты, моя ластивка.
- Я э нэ топыла, я ж нэ варыла,
Пишла по воду, видра побыла.
- Я ж нэ побыла, постановыла,
З горы покотылысь, сами побылысь.
- Бодай тэбэ копалася лыхая годына,
Через тэбэ, вражий сыну, мэнэ маты была.
- Ой, была, была, та й ще будэ быты,
Пэрэстань же, вражий сыну, до мэнэ ходыты.
- Ой, нэ пэрэстану, покы нэ достану,
Билого лыченька, хорошого стану
Все пускаются в пляс. Вместе со старшими – девочки.
Смех. Уставшие, - «валятся» на лавки
- Когда девочка становилась девушкой, дед – как старший в семье дарил ей серебряное колечко, сопровождая подарок наставлениями. Колечко на левой ручке означало, что перед нами «хваленка» уже, а не дитя.
Входит «повзрослевшая» девочка, рассматривает колечко:
ДЕВУШКА:
Теперь я барышня, теперь надо готовить приданное, теперь уже я на выданье.
- Девичья жизнь кончается сватовством…
Звучит обрядовая песня сватовства. Фольклорная группа «Тоби, маты, нэ журытыся»
- Тоби, маты, нэ журытыся,
Тоби, маты, вэсэлытыся,
Тоби, маты, хаты нэ топыты,
Тоби, маты, дижи нэ мисыты,
Тоби, маты, хаты нэ мысты,
Тико шо систы та порядок высты. Гу!
ЧТЕЦ 1:
Молодой казак, которому приглянулась девушка ( а видеть он мог ее только в поле, на работе или в церкви) или в хороводе среди подруг, но только под присмотром старших, вместе с отцом, с крестным приходил в дом «чайку попить».
Казак как бы невзначай клал на стол фуражку, донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор – можно было свататься!
ЧТЕЦ 2: В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. Потому и звалась она гордой казачкой, что велик был груз ответственности за все казачество и она его несла всю свою жизнь достойно!
Со свистом, верхом на палке, размахивая деревянной саблей – на сцене казачонок. Женщины, умиляясь стараются приструнить его, да где там…
КАЗАЧОНОК:
Казака принимайте,
да за мной доглядайте,
чтоб был не квелый,
до всякой работы скорый,
чтоб Богу молился,
да сабле учился!
(«ускакал»)
ЧТЕЦ 1: Мне рассказывал мой прадедушка, что рождение мальчика в семье праздновалось бурно, с горилкой, стрельбой, скачками – праздновала вся станица.
ЧТЕЦ 2: А годовалого мальчика стригли на женской половине дома, передавали мужчинам, а те несли его к церкви где ждал неоседланный конь!
ЧТЕЦ 1: Казачонка сажали верхом на коня, гадая, схватится за гриву – будет жить, а завалится, заплачет – быть убитому.
ХОЗЯЙКА:
Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще рано, ему расти нужно. Сохраняй до срока.
ЧТЕЦ 3: Крестный принимал шашку и хранил ее до 17-ти лет, после того как казачка приписывали к полку.
А обучение мальчика начиналось после праздника «первых штанов», которые дарили старший по роду. Это были шаровары.
Мальчик надевает шаровары и начинает «рубить лозу».
ЧТЕЦ 1 : Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку и жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. Они работали с пяти лет в поле, погоняя волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.
УЧИТЕЛЬ:
Давайте, мальчики, попробуем поиграть в старинную игру мальчишек – казачат – «КУБАРЬ».
УСЛОВИЯ ИГРЫ: У каждого, в руках «кнут», мальчишки становятся по кругу. По команде одного, стараются подхлестнуть игрушку и при этом многие стараются сделать кувырки какие-то резкие движения телом. Гоняли до изнеможения, так называемый «кубарь»
Идет игра. Крики: «Давай! Давай!» из зала.
УЧИТЕЛЬ:
Именно эта игра развивала глазомер, ловкость, выносливость и боевое владение нагайкой.
ЧТЕЦ 1: В семь лет мальчику стригли волосы во второй раз, бритоголовый он первый раз шел с мужчинами в баню, а затем был сытный обед и казачонок переселялся на мужскую половину.
ЧТЕЦ 2: Старшие говаривали: «Все» Учись служить!» Теперь ты не дите, а полказака! И с этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины и в 10 лет мальчик понимал всю меру ответственности и был в семье опорой.
ЧТЕЦ 3 : Но самой главной задачей мальчика была учеба, они учились военному делу дома, на станичном круге, в кадетских корпусах, а студентов и юнкеров даже старшие звали по имени и отчеству.
ЧТЕЦ 4 : А сыновьям казачьих офицеров, времени на игры было значительно меньше, чем сыновьям простых казаков.
ЧТЕЦ 5: Как правило с семилетнего возраста отцы забирали сыновей в сменные полки на службу, а часто и на войну.
Кадры презентации "Час казачьей славы"
Звучит походная песня.
Фольклорная группа «Засвысталы козаченькы»
- Засвысталы козаченькы в поход з полуночи,
Заплакала Марусэнька свои ясни очи.
Нэ плач, нэ плач, Марусэнько, нэ плач, нэ журыся,
За свойого мылэнького Богу помолыся.
- Стоить мисяц над горою и сонця нэмае,
Матэ сына в дороженьку слизно провожае.
- Прощай, прощай, мий сыночку, та й нэ забаряйся,
Через чотыри нэдилэньки до дому вэртайся.
- – Ой, рад бы я, матусэнько, скорише вэрнуться,
Та щось кинь мий воронэнький в воротях спиткнувся.
Ой Бог знае колы вэрнусь, в якую годыну,
Прыймы э мою Марусэньку, як ридну дытыну.
На сцене со свечой в руке – казачка-мать. Она прислушивается , вздыхает, становится на колени под образами, крестится.
ЧТЕЦ 1:
То ли явор у двери сарая,
То ли ветер сдвигает засов?..
Горемычница вольного края
Просит милости у образов.
Молит небо за ратника-сына:
От меча и от пули сберечь!
МАТЬ:
Я сама тебя, сокол, растила
Приторочила бурку оплеч
Я коня вороного седлала
Чтоб топтал он беду на скаку ,
Саблю дедову, крепость кинжала
Положила в ножны казаку.
На краю меднозвонного лета
Забурунилась в карчах река
Я дала тебе сердце из света
Неуемную плоть казака!
Славлю час заревого рожденья
И друзей и коханок твоих…
ЧТЕЦ 1:
За оконницей, крашенный чернью
Старый явор чуприной поник!
То ли явору чудит, то ли ветер…
Разбивает о двери засов?
Мать – печальница в блекнущем свете
Просит милости у образов.
- Кто ты, женщина, лунность седая?
Болью душу свою не порань.
МАТЬ:
Я станичница вольного края,
Я казацкая ваша Кубань!
И.Варавва
Ансамбль исполняет военно-походную песню. «Ой, йихав казак та через байрак»
- Ой, йихаы козак та через байрак,
Та с коня похылывся,
А за ным, за ным отэць, матуся:
- Нэ йидь, сын, вэрныся.
- – Ой, нэ вэрнуся, отэць, матуся,
Пойду на Вкраину.
Що кинь вороный, щей сам молодый,
Там же и загыну.
- Та йихав козак та через байрак,
Став коня напуваты,
А за ным, за ным туркы, татары
У нэволэньку браты.
- Та бэрить сукны, бэрить жупаны,
Ще й коня вороного.
Тилько нэ бэрить у нэволэньку
Мэнэ молодого.
- Та взялы сукны, взялы жупаны,
Ще й коня вороного.
Та взялы, взялы у нэволэньку
Казака молодого.
- Та повылы його, козака молодого,
Ярамы долынамы.
Та знялы йому с плич головоньку
Миж тромя могыламы.
- Та судылы паны, та судылы попы
Ще й богати людэ.
Що из бурлакы, та з гайдамакы
Хозяйина нэ будэ.
ХОЗЯЙКА:
Ой, заговорили мы, вас гости дорогие, и про угощение забыли.
ДЕВОЧКА 1:
А, я помню, и на нашем празднике присутствует моя бабушка (называет).
(Рассказ о семье Логоша)
ДЕВОЧКА 2:
И я помню, к нам пришли мои бабушка, дедушка, мама, папа, тетя, двоюродная сестричка, двоюродный братик.
(Зал приветствует аплодисментами)
(Рассказ о семье Леденевых)
ДЕВОЧКА 1:
А вы знаете, какие вкусные вареники делает моя бабушка, и с какой только начинкой не придумает, она и меня научила лепить вареники.
ДЕВОЧКА 2:
А мой папа печет пироги, хотите и вас научит?
ДЕТИ: Хотим!!!
УЧИТЕЛЬ приглашает бабушку и папу к столу на котором лежит готовое тесто, бабушка и папа рассказывают технологию приготовления вареников и пирожков и приглашают ребят лепить самим..
Девочки 4 класса исполняют песню "Варенички"
УЧИТЕЛЬ: Вот и подошло к концу наше повествование о воспитании девочки и мальчика в казачьей семье. Далеко не обо всем мы вам рассказали. Самое главное, что хотя девочка и мальчик воспитывались по разному, родители – казак и казачка – стремились вырастить детей такими, которые не посрамили бы весь казачий род, весь православный народ и Великую Россию!
ЧТЕЦ 1:
Над кубанской степью солнце золотое!
ЧТЕЦ 2:
Счастья тебе мой богатый край!
ЧТЕЦ 1:
Погляди бушует силой налитой
ЧТЕЦ 2:
Налитой лучами добрый урожай!
ВМЕСТЕ:
Ты расти казачья вольная семья!
Ты шуми хлебами добрая земля!
Все встают. Звучит "песня о Семье". Муз. С. Новикова, стихи Р. Ипатовой.
ХОЗЯЙКА: А как же гости уйдут без угощения! У меня как раз балабушки поспели!
Гостей угощают балабушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семейного праздника "Наша дружная семья"
Празднечная программа для родителей и учащихся 5 - 6 классов. Состоит из конкурсов и номиров художественной самодеятельности....

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Сценарий праздника «Мы - дети России и с ней наша сила» посвященный 23 февраля
Представлен сценарий внеклассного спортивного мероприятия, посвященного 23 февраля. Разработка рекомендована для мальчиков начальной школы и включает в себя различные эстафеты, которые формируют...

Методическая разработка семейного праздника "Наша дружная семья".
Внеклассное мероприятие расчитано на учащихся 5-6 классов. Праздник проводится вместе с родителями, где присутствующие могут хорошо отдохнуть и провести время вместе....

Семейный праздник "Наша дружная семья"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958612","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"103","width":"145"}}]]Мои публикации по организации праздников и мероприятий...

Семейный праздник "Наша дружная семья за здоровье всегда"
Мероприятие направлено на воспитание чувства ответственности детей младшего школьного возраста за сохранение своего здоровья и на осуществление взаимодействия поколений....