"Моя семья в семье России… В этом вижу нашу силу!!!": семейный праздник
методическая разработка по теме
ЦЕЛЬ: Продолжить формирование у учащихся роли семьи, дома, родителей в жизни человека, об устойчивости традиций кубанской семьи. Приобщить к духовным ценностям казачества опираясь на прошлое, созидать настоящее и будущее.
показать связь семьи и школы в воспитании человека и его идейно-нравственном возрастании.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Актовый зал школы на сцене стилизованное убранство старинной казачьей хаты: стол, лавки, кровати, икона с лампадкой, и т.д.. на заднике сцены название "Моя семья в семье России… В этом вижу нашу силу!!!". Зал празднично украшен.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
1.Выставка предметов казачьего быта
2. Книжная выставка "Мир дому твоему"
3. Выставки "Моя родословная", "Семейный портрет в интерьере времени",
"Рисуем православный храм"
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
Записи песен о семье, Родине, детях, колокольный звон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
праздник семьи | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Моя семья в семье России…
В этом вижу нашу силу!!!"
План-сценарий
праздника семьи
для учащихся 4 классов
МАОУ СОШ № 7
имени Героя России
А. Г. Ковалева
Учитель МХК и ОПК
Казакова Елена Дмитриевна
МАОУ СОШ №7
ст. Полтавская
2017 г.
«Казачество… Казаки… не
колеблюсь сказать: на мой
слух это звучит гордо.» .
Н.М.Мельников
«Казачество»
«Ой, уроды, Боже, та
пшеныченьку яру,
Та на дивочэ щастя,
Та на сынову славу…»
(Из старинной казачьей песни)
"Без Бога нация – толпа,
Объединенная пороком:
или слепа, или глуха, иль, что еще страшней,- жестока!
И пусть на трон взойдет любой
глаголющюй высоким словом: толпа останется толпой, пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман
ЦЕЛЬ: Продолжить формирование у учащихся роли семьи, дома, родителей в жизни человека, об устойчивости традиций кубанской семьи. Приобщить к духовным ценностям казачества опираясь на прошлое, созидать настоящее и будущее.
показать связь семьи и школы в воспитании человека и его идейно-нравственном возрастании.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Актовый зал школы на сцене стилизованное убранство старинной казачьей хаты: стол, лавки, кровати, икона с лампадкой, и т.д.. на заднике сцены название "Моя семья в семье России… В этом вижу нашу силу!!!". Зал празднично украшен.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
1.Выставка предметов казачьего быта
2. Книжная выставка "Мир дому твоему"
3. Выставки "Моя родословная", "Семейный портрет в интерьере времени",
"Рисуем православный храм"
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:
Записи песен о семье, Родине, детях, колокольный звон
Ход урока
Гостей у входа в зал встречает "живой коридор" учащихся, которые каждому гостю раздают красные сердечки с написанными пожеланиями. Гости проходят. рассаживаются, рассматривают выставки.
Песни микшируются . нарастает колокольный звон.
На сцену выходят девочка и мальчик с зажженной свечой, ставят свечу к иконе. крестятся. Колокольный звон микшируется.
Девочка:
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол.
Толь возрадовался, толи осерчал
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал.
Мальчик:
Я стою как перед вечною загадкою,
Пред великою, да сказочной страной,
Перед солоно-да горько-кисло-сладкою.
Голубою, родниковою, ржаною.
Звучит "Песня о России"
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня в нашем доме светло и пахнет пирогами. Сегодня радостные лица у детей и взрослых, потому что мы собрались все вместе, а когда любящие сердца стучат в унисон, значит их роднит одно - тихое, ласковое слово – семья. Я думаю. что для каждого из нас дом, мама с папой, дедушки, бабушки, сестренки, братишки, тети, дяди, всех поколений – это школа жизни, в которой учат любить, уважать, гордиться. Пройдет время, вы станете взрослыми и потом отчий дом станет для вас единственно возможным островком жертвенной родительской любви.
Девочка:
Елена Дмитриевна! Я Аня Логоша учусь в 6 классе, родилась в станице Полтавской, мои родственники тоже живут тут и прежде жили. И вот я хочу попросить сейчас и ребят и взрослых, поднять руку кто родился в станице Полтавской. Ну вот видите сколько нас? И наверное всем будет интересно, заглянуть в далекое прошлое и узнать как жили наши сверстники , мальчишки и девчонки в казачьей семье.
МАЛЬЧИК:
Казаки кубанские –
Не сыночки панские:
От земли – от матушки,
От кормильца – батюшки,
От реки полет их быстрый,
От полей горячих – искры
Раз – и степью разлились,
Два – и жаром занялись!
Не тростник, что ветром клонит,
А дубы, что буря ломит!
Не птенцы, что к мамке жмутся,
А орлы, что в небо рвутся.
В.П.Бардадым
ЧТЕЦЫ:
1. Кто такие казаки?
2. - Это воин с головы до ног, от рождения до смерти.
3- По первому зову бросает казак свои мирные занятия и вот он несется уже по степи на бранное поле.
1.Но на чем казак силен и крепок?
2. - Он крепок своей вековой , неизменной дружбой с конем.
3. - Верная казачья жена да малые дети – драгоценный «груз» в семье.
4. - Жена и дети в казачьей семье содержат целый дом и скрашивают всю беспокойную жизнь казака.
На сцену выходит казачка, она накрывает на стол, напевая без слов грустную песню.
Стук в дверь.
ХОЗЯЙКА: Кто там на ночь глядя?
ГОЛОС: То я, сусидка.
ХОЗЯЙКА: Заходь, заходь.
(Входит соседка, обмениваются приветствиями).
ХОЗЯЙКА: Садись к столу. Будем вечерять.
(Поочередно входят еще 3-4 соседки. Каждая приносит шитье, угощение, пряжу и т.д.)
УЧИТЕЛЬ:
Поздней осенью, когда дни становятся короткими, а ночи длинными, когда убран с полей хлеб и накормлен скот, мужчины-казаки собирались в чьей-нибудь хате, вспоминали былые походы, спорили до хрипоты, а то и до кулаков доходило, пили горилку и пели … А женщины-казачки, управившись По-дому, уложив спать малых деток , тоже сбегались вместе , ели сладкое, вспоминали молодость, плакали под напевные казачьи песни…
Звучит старинная казачья песня «Ой, из-за горы та буйный витэр вие» (Исполняет народный фольклорный ансамбль).
- Ой, из-за горы та буйный витэр вие,
Ой, там удивонька та пшеныченьку сие.
- А посиявши та стала волочиты,
А заволочивши, стала Бога просыты:
- «Ой, уроды, Боже, та пшеныченьку яру,
Та на дитскэ щастя, та на вдовыну славу».
- Ище удивонька та до дому нэ дошла,
А вже кажуть люды, шо пшеныченька зийшла.
- А щей удивонька на лавци нэ сила,
А вже кажуть люды, що пшеныця поспила.
- Пишла удивонька та пшеныченьку жаты,
А за нэю Мали диты колосочкы збыраты.
- «Диты ж мои диты, горы мэни з вамы,
Ой , що ж я нэ маю хозяина над вамы».
- – Ой, мамо, мамо, та нэ журыся за намы,
Як повырастаем, то розийдэмся сами.
- Ой, будэ нас, мамо, по горам, по долам,
Ой, будэ нас, ридна, по чужим украйнам.
ХОЗЯЙКА:
Ой, когда это было? Словно вчера была я молодой и родила дочушку.
СОСЕДКА:
Да, сколько воды утекло в Кубани-речке…
ХОЗЯЙКА: Рождение девочки не праздновалось так, широко, как рождение мальчика. Не грохотали выстрелы. Это была тихая домашняя радость, овеянная легендами и молитвами.
СОСЕДКА: С самого рождения ее воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость.
ХОЗЯЙКА: Девочке внушалось, что у нее должна быть спокойная душа и чистое сердце, а счастье – это крепкая набожная семья и честно заработанный достаток.
За сценой шум, возня, влетает девочка. На руках завернутое "дитя"
ДЕВОЧКА: Маманька, а братушка спать не хочет, все возится, надоел он мне!
ХОЗЯЙКА-МАТЬ: Цыц! Ишь чего вздумала. Это твоя особенная работа – нянчить младших! Ты ему сказку скажи, приголубь его, вот он и убаюкается. Иди, иди, негоже сидеть тебе со взрослыми.
УЧИТЕЛЬ:
Девочку после обряда крещения в церкви окружали добротой и вниманием. Начиная с самого первого дня, все женские обычаи были шутливыми, добрыми. Так "смывали" с дочушки будущие заботы тетки, мамки, а крестная первой мыла девочку с песнями и добрыми пожеланиями.
ХОЗЯЙКА:
Девочку до 3-х месяцев никому не показывали и отец, единственный мужчина, который ее видел.
Все девичьи праздники праздновались на женской половине: «первый шаг»., "первые слова". Девочке дарили подарки, стараясь буквально осыпать ими: ленточки на бантик, гребешок на косичку, однако это не означало, что ее жизнь должна быть сплошным праздником.
СОСЕДКА:
Девочка начинала работать с раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» по дому за матерью, она участвовала во всех работах: шила, мыла, вышивала, помогала по хозяйству…
(Входит с шитьем девочка, садится тихонько со взрослыми, стараясь им во всем подражать).
ЧТЕЦ:
Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины.
Исполняется веселая песня.
Фольклорная группа «Дивчина моя, пэрэясливка»
- Дивчина моя, пэрэясливка,
Дай мини вэчеряты, моя ластивка.
- Я э нэ топыла, я ж нэ варыла,
Пишла по воду, видра побыла.
- Я ж нэ побыла, постановыла,
З горы покотылысь, сами побылысь.
- Бодай тэбэ копалася лыхая годына,
Через тэбэ, вражий сыну, мэнэ маты была.
- Ой, была, была, та й ще будэ быты,
Пэрэстань же, вражий сыну, до мэнэ ходыты.
- Ой, нэ пэрэстану, покы нэ достану,
Билого лыченька, хорошого стану
Все пускаются в пляс. Вместе со старшими – девочки.
Смех. Уставшие, - «валятся» на лавки
- Когда девочка становилась девушкой, дед – как старший в семье дарил ей серебряное колечко, сопровождая подарок наставлениями. Колечко на левой ручке означало, что перед нами «хваленка» уже, а не дитя.
Входит «повзрослевшая» девочка, рассматривает колечко:
ДЕВУШКА:
Теперь я барышня, теперь надо готовить приданное, теперь уже я на выданье.
- Девичья жизнь кончается сватовством…
Звучит обрядовая песня сватовства. Фольклорная группа «Тоби, маты, нэ журытыся»
- Тоби, маты, нэ журытыся,
Тоби, маты, вэсэлытыся,
Тоби, маты, хаты нэ топыты,
Тоби, маты, дижи нэ мисыты,
Тоби, маты, хаты нэ мысты,
Тико шо систы та порядок высты. Гу!
ЧТЕЦ 1:
Молодой казак, которому приглянулась девушка ( а видеть он мог ее только в поле, на работе или в церкви) или в хороводе среди подруг, но только под присмотром старших, вместе с отцом, с крестным приходил в дом «чайку попить».
Казак как бы невзначай клал на стол фуражку, донышком вниз. Если девушка переворачивала головной убор – можно было свататься!
ЧТЕЦ 2: В казачке с детства воспитывали сознание того, что она будет главой дома и на ней будет держаться не только хозяйство, но и станичная мораль и обычаи. Потому и звалась она гордой казачкой, что велик был груз ответственности за все казачество и она его несла всю свою жизнь достойно!
Со свистом, верхом на палке, размахивая деревянной саблей – на сцене казачонок. Женщины, умиляясь стараются приструнить его, да где там…
КАЗАЧОНОК:
Казака принимайте,
да за мной доглядайте,
чтоб был не квелый,
до всякой работы скорый,
чтоб Богу молился,
да сабле учился!
(«ускакал»)
ЧТЕЦ 1: Мне рассказывал мой прадедушка, что рождение мальчика в семье праздновалось бурно, с горилкой, стрельбой, скачками – праздновала вся станица.
ЧТЕЦ 2: А годовалого мальчика стригли на женской половине дома, передавали мужчинам, а те несли его к церкви где ждал неоседланный конь!
ЧТЕЦ 1: Казачонка сажали верхом на коня, гадая, схватится за гриву – будет жить, а завалится, заплачет – быть убитому.
ХОЗЯЙКА:
Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще рано, ему расти нужно. Сохраняй до срока.
ЧТЕЦ 3: Крестный принимал шашку и хранил ее до 17-ти лет, после того как казачка приписывали к полку.
А обучение мальчика начиналось после праздника «первых штанов», которые дарили старший по роду. Это были шаровары.
Мальчик надевает шаровары и начинает «рубить лозу».
ЧТЕЦ 1 : Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку и жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. Они работали с пяти лет в поле, погоняя волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.
УЧИТЕЛЬ:
Давайте, мальчики, попробуем поиграть в старинную игру мальчишек – казачат – «КУБАРЬ».
УСЛОВИЯ ИГРЫ: У каждого, в руках «кнут», мальчишки становятся по кругу. По команде одного, стараются подхлестнуть игрушку и при этом многие стараются сделать кувырки какие-то резкие движения телом. Гоняли до изнеможения, так называемый «кубарь»
Идет игра. Крики: «Давай! Давай!» из зала.
УЧИТЕЛЬ:
Именно эта игра развивала глазомер, ловкость, выносливость и боевое владение нагайкой.
ЧТЕЦ 1: В семь лет мальчику стригли волосы во второй раз, бритоголовый он первый раз шел с мужчинами в баню, а затем был сытный обед и казачонок переселялся на мужскую половину.
ЧТЕЦ 2: Старшие говаривали: «Все» Учись служить!» Теперь ты не дите, а полказака! И с этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины и в 10 лет мальчик понимал всю меру ответственности и был в семье опорой.
ЧТЕЦ 3 : Но самой главной задачей мальчика была учеба, они учились военному делу дома, на станичном круге, в кадетских корпусах, а студентов и юнкеров даже старшие звали по имени и отчеству.
ЧТЕЦ 4 : А сыновьям казачьих офицеров, времени на игры было значительно меньше, чем сыновьям простых казаков.
ЧТЕЦ 5: Как правило с семилетнего возраста отцы забирали сыновей в сменные полки на службу, а часто и на войну.
Кадры презентации "Час казачьей славы"
Звучит походная песня.
Фольклорная группа «Засвысталы козаченькы»
- Засвысталы козаченькы в поход з полуночи,
Заплакала Марусэнька свои ясни очи.
Нэ плач, нэ плач, Марусэнько, нэ плач, нэ журыся,
За свойого мылэнького Богу помолыся.
- Стоить мисяц над горою и сонця нэмае,
Матэ сына в дороженьку слизно провожае.
- Прощай, прощай, мий сыночку, та й нэ забаряйся,
Через чотыри нэдилэньки до дому вэртайся.
- – Ой, рад бы я, матусэнько, скорише вэрнуться,
Та щось кинь мий воронэнький в воротях спиткнувся.
Ой Бог знае колы вэрнусь, в якую годыну,
Прыймы э мою Марусэньку, як ридну дытыну.
На сцене со свечой в руке – казачка-мать. Она прислушивается , вздыхает, становится на колени под образами, крестится.
ЧТЕЦ 1:
То ли явор у двери сарая,
То ли ветер сдвигает засов?..
Горемычница вольного края
Просит милости у образов.
Молит небо за ратника-сына:
От меча и от пули сберечь!
МАТЬ:
Я сама тебя, сокол, растила
Приторочила бурку оплеч
Я коня вороного седлала
Чтоб топтал он беду на скаку ,
Саблю дедову, крепость кинжала
Положила в ножны казаку.
На краю меднозвонного лета
Забурунилась в карчах река
Я дала тебе сердце из света
Неуемную плоть казака!
Славлю час заревого рожденья
И друзей и коханок твоих…
ЧТЕЦ 1:
За оконницей, крашенный чернью
Старый явор чуприной поник!
То ли явору чудит, то ли ветер…
Разбивает о двери засов?
Мать – печальница в блекнущем свете
Просит милости у образов.
- Кто ты, женщина, лунность седая?
Болью душу свою не порань.
МАТЬ:
Я станичница вольного края,
Я казацкая ваша Кубань!
И.Варавва
Ансамбль исполняет военно-походную песню. «Ой, йихав казак та через байрак»
- Ой, йихаы козак та через байрак,
Та с коня похылывся,
А за ным, за ным отэць, матуся:
- Нэ йидь, сын, вэрныся.
- – Ой, нэ вэрнуся, отэць, матуся,
Пойду на Вкраину.
Що кинь вороный, щей сам молодый,
Там же и загыну.
- Та йихав козак та через байрак,
Став коня напуваты,
А за ным, за ным туркы, татары
У нэволэньку браты.
- Та бэрить сукны, бэрить жупаны,
Ще й коня вороного.
Тилько нэ бэрить у нэволэньку
Мэнэ молодого.
- Та взялы сукны, взялы жупаны,
Ще й коня вороного.
Та взялы, взялы у нэволэньку
Казака молодого.
- Та повылы його, козака молодого,
Ярамы долынамы.
Та знялы йому с плич головоньку
Миж тромя могыламы.
- Та судылы паны, та судылы попы
Ще й богати людэ.
Що из бурлакы, та з гайдамакы
Хозяйина нэ будэ.
ХОЗЯЙКА:
Ой, заговорили мы, вас гости дорогие, и про угощение забыли.
ДЕВОЧКА 1:
А, я помню, и на нашем празднике присутствует моя бабушка (называет).
(Рассказ о семье Логоша)
ДЕВОЧКА 2:
И я помню, к нам пришли мои бабушка, дедушка, мама, папа, тетя, двоюродная сестричка, двоюродный братик.
(Зал приветствует аплодисментами)
(Рассказ о семье Леденевых)
ДЕВОЧКА 1:
А вы знаете, какие вкусные вареники делает моя бабушка, и с какой только начинкой не придумает, она и меня научила лепить вареники.
ДЕВОЧКА 2:
А мой папа печет пироги, хотите и вас научит?
ДЕТИ: Хотим!!!
УЧИТЕЛЬ приглашает бабушку и папу к столу на котором лежит готовое тесто, бабушка и папа рассказывают технологию приготовления вареников и пирожков и приглашают ребят лепить самим..
Девочки 4 класса исполняют песню "Варенички"
УЧИТЕЛЬ: Вот и подошло к концу наше повествование о воспитании девочки и мальчика в казачьей семье. Далеко не обо всем мы вам рассказали. Самое главное, что хотя девочка и мальчик воспитывались по разному, родители – казак и казачка – стремились вырастить детей такими, которые не посрамили бы весь казачий род, весь православный народ и Великую Россию!
ЧТЕЦ 1:
Над кубанской степью солнце золотое!
ЧТЕЦ 2:
Счастья тебе мой богатый край!
ЧТЕЦ 1:
Погляди бушует силой налитой
ЧТЕЦ 2:
Налитой лучами добрый урожай!
ВМЕСТЕ:
Ты расти казачья вольная семья!
Ты шуми хлебами добрая земля!
Все встают. Звучит "песня о Семье". Муз. С. Новикова, стихи Р. Ипатовой.
ХОЗЯЙКА: А как же гости уйдут без угощения! У меня как раз балабушки поспели!
Гостей угощают балабушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий семейного праздника "Наша дружная семья"
Празднечная программа для родителей и учащихся 5 - 6 классов. Состоит из конкурсов и номиров художественной самодеятельности....
Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...
Сценарий праздника «Мы - дети России и с ней наша сила» посвященный 23 февраля
Представлен сценарий внеклассного спортивного мероприятия, посвященного 23 февраля. Разработка рекомендована для мальчиков начальной школы и включает в себя различные эстафеты, которые формируют...
Методическая разработка семейного праздника "Наша дружная семья".
Внеклассное мероприятие расчитано на учащихся 5-6 классов. Праздник проводится вместе с родителями, где присутствующие могут хорошо отдохнуть и провести время вместе....
Семейный праздник "Наша дружная семья"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4958612","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"103","width":"145"}}]]Мои публикации по организации праздников и мероприятий...
Семейный праздник «Наша дружная семья»
Семейный праздник «Наша дружная семья»...
Семейный праздник "Наша дружная семья за здоровье всегда"
Мероприятие направлено на воспитание чувства ответственности детей младшего школьного возраста за сохранение своего здоровья и на осуществление взаимодействия поколений....