"Здоровая семья- здоровая Россия"
классный час (6 класс) на тему

Мошинская Евгения Сергеевна

Тема: «Здоровая семья - здоровая Россия».

Проект внеклассного мероприятия может быть полезен классным руководителям, учителям дополнительного образования, рассчитан на возрастную группу учащихся 10-14 лет.

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни.

Задачи проекта:

·        формирование у ребенка ответственного отношения к своему здоровью, здоровью близких людей, знакомых, а также понимания того, что состояние здоровья нации складывается из состояния здоровья отдельной семьи;

·        развитие коммуникативных навыков, творческой активности, умения сотрудничать с другими участниками проекта, умения работать с разного рода источниками информации, обосновывать свою точку зрения, презентовать результат деятельности.

Проект базируется на технологии образовательного путешествия с элементами проектной деятельности, с учетом здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zozh.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект внеклассного мероприятия по теме:

«Здоровая семья - здоровая Россия»,

разработала учитель русского языка и литературы Гацко Е.С.

2015 г.

Тема: «Здоровая семья - здоровая Россия».

Проект внеклассного мероприятия может быть полезен классным руководителям, учителям дополнительного образования, рассчитан на возрастную группу учащихся 10-14 лет.

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  • формирование у ребенка ответственного отношения к своему здоровью, здоровью близких людей, знакомых, а также понимания того, что состояние здоровья нации складывается из состояния здоровья отдельной семьи;
  • развитие коммуникативных навыков, творческой активности, умения сотрудничать с другими участниками проекта, умения работать с разного рода источниками информации, обосновывать свою точку зрения, презентовать результат деятельности.

Проект базируется на технологии образовательного путешествия с элементами проектной деятельности, с учетом здоровьесбережения.

 Участники путешествия знакомятся  с формой проведения мероприятия, смотрят фильм, который способствует созданию проблемной ситуации: возникает резонанс между имеющимися знаниями и необходимостью их дополнить, затем следует групповая работа по выбору темы путешествия, выдвижению целей и задач. После организационной работы школьники самостоятельно  работают с маршрутными листами, при необходимости обращаются за советами к учителю, родителям.

По завершению сбора и анализа информации, учитель организует круглый стол, его цель - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме, сформулировать общее мнение. После систематизации материала, дети возвращаются в группы и работают по созданию конечного продукта.

Актуальность темы данного проекта неоспорима, так как в последнее время состояние здоровья школьников России ухудшилось по сравнению с прошлыми десятилетиями. Статистические данные и оценки, характеризующие здоровье населения и складывающуюся в настоящее время демографическую ситуацию в России, показывают серьезность положения. Именно поэтому проблемам сохранения и укрепления здоровья людей в России были посвящены масштабные Всероссийские форумы  «Здоровье нации - основа процветания России», которые собрали ведущих ученых, руководителей органов законодательной и исполнительной власти, представителей общественных организаций и деловых кругов. Падение общего здоровья детей, подростков, учащейся молодежи происходит прежде всего потому, что мало кто из них ведет здоровый образ жизни. Ведь именно здоровый образ жизни и является главным профилактическим средством от различных заболеваний.[1] В этой связи возникла необходимость не только говорить со школьниками на тему здорового образа жизни, но и предоставить возможность детям самим заинтересоваться данной темой, изучить ее, понять важность и разработать пути преодоления возникшей проблемы.

Новизна проекта заключается в сочетании современных  технологий: проектного обучения и образовательного путешествия, что обеспечивает заинтересованность и вовлеченность детей в образовательный процесс.

Чтобы проект был реализован, необходима компетентность учителя в области используемых технологий; следует изучить методическую литературу, разработать подробно план проекта, познакомить школьников и их родителей с данными технологиями.

Необходимо заранее продумать критерии, по которым в будущем можно будет оценить, насколько реализованы цели проекта, для этого необходимо подобрать инструменты оценивания: во время работы над проектом учитель может использовать листы наблюдений, чтобы убедиться, что школьники действуют правильно; по завершению работы можно предложить участникам заполнить листы  «Критерии оценивания взаимодействия в группе», «Критерии оценивания творческого мышления»,  и т.д. ,кроме того, каждая группа участников должна предоставить конечный результат: презентацию, вики-сайт, видио, газету или журнал, блог и т.д. (в зависимости от возможностей и желания участников), который также оценивается по определенным критериям.

Данный проект ранее апробирован не был.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта ОО образования (электронный ресурс)- http://www.mon.gov.ru
  3. Коган Е.Я. Внимание на технологии// Управление школой.2012 № 3.
  4. Ларина В.П. технология открытого образования: образовательное путешествие ( Текст): учебно-методическое пособие2012
  5. Сайт Intel, курс «Элементы», «Методы оценивания в классе 21 века».
  6. http://festival.1september.ru/articles/618059/

План воспитательного мероприятия.

Тема: « Здоровая семья – здоровая Россия».

Идея: для того, чтобы нация была здоровой, необходимо, чтобы каждый член семьи заботился о своем здоровье.

Проблема: в последнее десятилетие  ухудшилось состояние здоровья школьников.

Цель мероприятия:  пропаганда здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  • формирование у ребенка ответственного отношения к своему здоровью, здоровью близких людей, знакомых, а также понимания того, что состояние здоровья нации складывается из состояния здоровья отдельной семьи;
  • развитие коммуникативных навыков, творческой активности, умения сотрудничать с другими участниками проекта, умения работать с разного рода источниками информации, обосновывать свою точку зрения, презентовать результат деятельности.

Количество детей: 25 человек.

Возраст 12-13 лет (6 класс).

Педагог -1, возможно привлечение медицинского работника, библиотекаря, родителей.

Время путешествия 2 недели.

Ожидаемый эффект от проведения мероприятия: школьники станут ответственно относится к своему здоровью, будут пропагандировать  здоровый образ жизни в своей семье, среди друзей и знакомых;  будет формироваться целостный, социально -ориентированный взгляд на мир, участники научатся формулировать и аргументировать собственную точку зрения, корректировать с учетом позиций других детей, с терпимостью относится к иному мнению; будут развиваться этические чувства, доброжелательность и эмпатия; школьники приобретут навыки сотрудничества со взрослыми, умение пользоваться справочной литературой, отбирать, анализировать и систематизировать информацию, выступать с аудио-видео сопровождением, приобретут качества и умения 21 века.

Методическое, дидактическое и материально-техническое сопровождение: ФГОС ООО, методика проведения образовательного путешествия, метод проектов, компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, маршрутные листы, ресурсные карты, библиотека, цветные листы А4, маркеры.

Ход мероприятия.

Дети и родители знакомы с технологией образовательного путешествия. Путешествие-это открытая образовательная технология, поэтому родители могут выступать участниками, помощниками, советчиками в данном мероприятии.

-Здравствуйте, ребята! Я рада сообщить вам, что мы отправляемся в путешествие! Но путешествие это необычное: оно не развлекательное, а образовательное! Вам, конечно же, знакома данная форма. Мы с вами уже путешествовали, бывали на разных островах знаний, сегодня мы продолжим в занимательной форме получать интересные знания.

1 этап («Начало пути»).

Выдвижение идеи.

На данном этапе выбирается идея путешествия. Выдвижение идеи может происходить в ходе беседы или после просмотра фильма.

-Ребята, я вам предлагаю  просмотреть короткометражный фильм, который сняла группа старшеклассников нашей школы о вас, о ваших друзьях, о таких же ребятах, как и вы. Давайте посмотрим и подумаем, что же хотели сказать нам этим фильмом ребята. (Далее просмотр фильма, в котором представлено интервью с медицинским работником, учителем физической культуры, которые говорили о состоянии здоровья школьников, об увеличении хронических заболеваниях). Фильм заставил детей задуматься.

Беседа.

-Ребята, а как вы относитесь к своему здоровью?

Что вы делаете, чтобы укрепить здоровье?

 К чему может привести безразличное отношение к здоровью?

(Дети высказывают мнения, оказывается, не все относятся ответственно к своему здоровью).

- Как вы понимаете выражения: здоровая страна, здоровая нация?

- Из чего складывается здоровье всей нации?

Формулировка темы.

Таким образом, возникла необходимость узнать, что может сделать каждый ребенок для улучшения своего здоровья и для того, чтобы остальные члены семьи, знакомые стали следить за своим здоровьем.

-Ребята, давайте определим тему путешествия: как вы считаете, почему следует уделять большое внимание своему здоровью?  (Звучат мнения).

Варианты   темы прозвучали различные, остановились на теме: «Здоровая семья - здоровая Россия».

Постановка целей и задач.

-Ребята, разделитесь на 5 групп по желанию. В группах поразмышляйте над целью мероприятия, обсудите задачи, свое решение оформите на цветных листах А4, которые лежат у вас на столах, затем прикрепите на магнитную доску.

(Ребята разделились на 5 групп по 5 человек, в группах обсудили возможную  цель и задачи путешествия, свои варианты оформили на магнитной доске).

-Давайте озвучим, что у вас получилось и выберем из числа предложенного те цели и задачи, которые нам больше подойдут.

( Каждая группа выступает со своим материалом, затем обсуждаем, приходим к общему мнению).

Обобщив ответы, получили следующее:

Цель: разработать такие способы, мероприятия, действия, которые позволили бы улучшить здоровье нации.

Задачи:

  • изучить статистические данные о состоянии здоровья населения России, провести сравнительный анализ последних десятилетий.
  • выяснить причины, влияющие на ухудшение здоровья человека.
  • разработать мероприятия, способствующие  улучшению состояния здоровья людей.

Определение времени, необходимого для образовательного путешествия.

Для сбора необходимой информации, ее анализа и предоставления конечного продукта ребятам потребуется 2 недели.

Планирование форм предоставления результатов.

-Какие продукты деятельности мы можем представить по завершению путешествия, подумайте, обсудите в группах.

В уже сформировавшихся группах, участники путешествия обсуждают варианты предоставления результатов путешествия. Конечно, предложенные формы  только приблизительные, так, как процесс создания продукта путешествия - творческий, вполне вероятно, что форма может измениться.

1 группа-написание статьи в газету.

2 группа - создание видео: мастер-класс «Гимнастика для здоровья».

3 группа - выступление на родительском собрании с презентацией.

4 группа - «Танцевальные переменки в начальной школе»

5 группа-разработка упражнений для утренней зарядки в школе.

Ресурсную карту по теме предоставляет учитель.

Ресурсная карта.

  1. Школьная библиотека.
  2. Районная библиотека.
  3. Кабинет биологии.
  4. Медицинский работник.
  5. Родители.
  6. Интернет.

2 этап («Работа на маршруте»).

Второй этап - это самостоятельная работа участников путешествия в соответствии с маршрутом.

Маршрутный лист.[2]

Группа_______________________________________________________

Класс________________________________________________________

Ф.И. руководителя группы______________________________________

Проблема ____________________________________________________

Тема путешествия_____________________________________________

Цель путешествия______________________________________________

Задачи________________________________________________________

Время в пути___________________________________________________

№ п/п

Дата

Этапы путешествия

Наша работа

Наши результаты

Наши вопросы и размышления

-Ребята, каждая группа получила маршрутный лист, давайте вспомним, для чего он вам?

( Это план работы, мы указываем этапы, время, результат).

Школьники, получив маршрутные листы, начинают работать на маршруте. Используя ресурсную карту и другие источники, самостоятельно подобранные, собирают информацию, анализируют, исследуют. Руководитель следит за работой групп, использует лист наблюдений.

3 этап («Подведение итогов путешествия»).

На данном этапе происходит обобщение полученного материала и подготовка результатов путешествия.

-Ребята, вот и подходит к завершению наше путешествие, осталось только подвести итоги. Давайте посмотрим, что у вас получилось, достигнуты ли цели и задачи.

Круглый стол.

Цель–  предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемой теме, сформулировать общее мнение.

 Каждая группа собрала информацию по теме, теперь объединитесь и представьте друг другу, что у вас получилось,  (дети рассаживаются по кругу за стол, учитель является модератором круглого стола). Но прежде, чем начать обсуждение, давайте вспомним правила поведения во время дискуссий, круглых столов …

Дети называют правила, которые записывают на интерактивную доску (флипчарт заготовлен), для того, чтобы правила были перед глазами..

  • Участник должен хорошо знать материал обсуждаемой темы;
  • Не перебивать выступающего, дать возможность высказать мнение;
  • С уважением относится к иному мнению;
  • Не спорить;
  • Строить свою речь грамотно, подбирать необходимые языковые средства для четкого выражения мысли.

Участники приступают к обсуждению, предоставляют собранную информацию, опираясь на маршрутные листы.

Обсуждаемая информация.

Рост общей заболеваемости с 2013 по 2014 год в Российской Федерации составил 14,8 %. В 2014 году в целом по Российской Федерации  общая заболеваемость составила 160 911,3  на 100 тыс. населения.  В 2014 году рост общей заболеваемости в Российской Федерации  в сравнении с 2008 годом составил 3,0 %.Заболеваемость населения с одной стороны отражает распространенность патологии в популяции, а с другой – доступность медицинской помощи.[3]

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней лор-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.[4]

Причины, вызывающие заболевания:

  • Наследственность;
  • Малоподвижный образ жизни;
  • Ожирение;
  • Экологические проблемы;
  • Неправильное питание;
  • Вредные привычки и т.д.

Мероприятия, укрепляющие здоровье:

  • Ежедневное занятие спортом;
  • Правильное питание;
  • Наблюдение у специалистов (врачей);
  • Соблюдение режима дня;
  • Прогулки на свежем воздухе ( и др.)

-Ребята, так много было сказано, вы молодцы, какой вывод мы можем сделать из вашего исследования?

Участники обобщили материал, пришли к выводу о том, что соблюдение здорового образа жизни играет огромную роль в жизни человека, что следует пропагандировать занятия спортом среди членов своей семьи, знакомых, друзей; наша красивая, большая, развитая страна нуждается в здоровых, сильных людях.

Работа в группах.

-Теоретическая информация изучена, вы теперь знаете, что делать, чтобы наша нация была здоровой.

-Что осталось сделать?

(Поделиться информацией с друзьями, близкими, семьей, приобщить их к здоровому образу жизни).

-Как вы добьетесь этой цели?

( Разработаем мероприятия по пропаганде здорового образа жизни).

Оставшиеся три дня до окончания путешествия, ребята, возвратившись в группы, готовят продукт деятельности.

Полученные результаты:

1 группа написала статью в газету о причинах ухудшения здоровья людей.

2 группа создала видео: мастер-класс «Гимнастика для здоровья», в котором представила комплекс упражнений, при выполнении которых систематически, показатели здоровья улучшаться. Консультацию по составлению комплекса упражнений  ребята получили от фитнес тренера, мамы участницы путешествия. Данное видео было представлено на совещании учителей, с целью пропаганды ЗОЖ среди учителей.

3 группа выступила  на родительском собрании с презентацией, говорили о состоянии здоровья нации, о важности приобщения каждого члена семьи к здоровому образу жизни.

4 группа организовала танцевальные переменки в начальной школе, для того, чтобы снять усталость у младших школьников, сделать  подвижным образ жизни  и для заряда положительными эмоциями детей.

5 группа разработала комплекс  упражнений для утренней  обязательной зарядки в школе перед началом уроков.

Таким образом, цели образовательного путешествия были достигнуты. Комплекс мероприятий, по привлечению школьников, их родителей, семей   к здоровому образу жизни был разработан и проведен.


[1] http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00180252_0.html

[2] Ларина В.П. технология открытого образования: образовательное путешествие,2012-74 с. Стр.42

[3] Министерство Здравоохранения РФ http://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-i-organizatsii-zdravoohraneniya-po-itogam-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti-sub-ektov-rossiyskoy-federatsii-za-2014-god

[4]  Фестиваль педагогических  идей  «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/618059/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Здоровая семья – здоровые дети – здоровая Россия.»

Здоровье - это состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия....

Здоровая семья – Здоровые дети – Здоровая Россия!

Презентация к лассному часу "Здоровая семья - здоровые дети - здоровая Россия"...

Презентация Здоровая семья – здоровая Россия

Здоровая семья – здоровая Россия. Материал предназначен как для педагогов, так будет интересен и родителям...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Здоровая семья – здоровая Россия»

Данное выступление прошло на общешкольном родительском собрании в апреле 2019 года в рамках районной профилактической акции "Здоровая семья - здоровая Россия"....

«Здоровая семья — будущее России»

laquo;Здоровая семья — будущее России»...