Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление
рабочая программа (5 класс) на тему

Изотова Галина Павловна

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов поможет создать поведенческую модель. направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельны выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_fizkulture.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на                               Согласовано                                          Утвержден

методическом                                с зам директора                                     директором  

совете                                                по  ВР                                                                                                                                                                                              протокол №        

Программа

  внеурочной деятельности

спортивно оздоровительное направление

«Катание на коньках – путь к здоровью»

(5-6 класс)

         

                                                                             

                                   

Пояснительная записка

(1 час  в неделю – 34 часа,  продолжительность занятия – 45 минут) 

Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание учащихся начальных классов. Первое место в решении проблемы обучения школьников, несмотря на свою обособленность по отношению к другим дисциплинам учебного плана, занимает физическая культура.

Катание на коньках стимулирует двигательную активность школьников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую подготовку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и двигательной мускулатуры, развитию и укреплению всей опорно-двигательной системы. Повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Катание на коньках помогает гармоничному развитию фигуры. Это хорошо и для лечения, и для профилактики сколиозов, нарушений осанки и других проблем с опорно-двигательной системой. Развиваются и такие физические качества как общая выносливость, ловкость, гибкость. Как катание на коньках тренирует и работу вестибулярного аппарата. Психологи по достоинству оценивают влияние катания на коньках на эмоциональную сферу подростка. Ведь катание на коньках – не тот вид физических нагрузок, когда нужно ставить рекорды, нервничать из-за неудач. Нет, при скольжении по льду помимо общего оздоровления организма, подростки избавляются от тревоги, стрессов, у них улучшаются сон и аппетит.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности  для учащихся 5 класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Цель программы – создание условий для укрепления здоровья.

Задачи:

- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;

- формирование двигательных умений и навыков;

- воспитание у школьников потребности в систематических и самостоятельных занятиях на свежем воздухе;

-воспитание волевых качеств характера;

- приобретение  необходимых навыков самоконтроля и самостраховки;

- проведение культурного семейного досуга.

Особенности программы:

 Предлагаемая учебная программа по физической культуре знакомит учащихся с  конькобежным спортом, правилами соревн6ований, история развития конькобежного спорта. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей.

Содержание программы предполагает одноразовые в неделю занятия в группе по 45 минут, всего 34 занятия в год, программа рассчитана на 1 год.

Структура занятий содержит 4 блока:

  1. Основы знаний
  2. Общая физическая подготовка
  3. Специально техническая подготовка
  4. Участие в соревнованиях и показательных выступлениях

Планируемые результаты освоения  программы:

Метапредметные результаты – различать терминологию по данному виду спорта.

Уметь различать ОФП и СФП конькобежцев. Терминология. Правила ухода за коньками. Понятие об общей и специальной подготовке конькобежцев.

Практические занятия на коньках с применением подвижных игр.

Личностными результатами программы является:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  • овладение навыками катания на коньках;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности,  применение их    в   соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений.

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий о физической культуре, спорте, здоровом образе жизни.

 Формы организации:

беседы

  • Техника безопасности при занятиях на коньках;
  • Правила поведения на льду;
  • Приемы и техника падения.

практикум

  • Подбор коньков;
  • Занятия на твердом покрытии;
  • Занятия на снежной утрамбованной площадке,

урок-тренировка.

  • Занятия на льду

 мини – проекты

  • Олимпийские чемпионы конькобежцы
  • Омские конькобежцы

 

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

Количество часов практика

I

Теоретические занятия

5

Практические занятия

II

Общая физическая подготовка

 

 6

II

Специально техническая подготовка

21

1

Упражнения без коньков

 

 6

2

Упражнения на коньках

15

IV

Участие в соревнованиях и показательных выступлениях

 2

V

 Итого

 5

 29

VI

Всего

34

Тематическое планирование

Тема занятий

Содержание

Форма организации

Прим.

сроки

Факт.

сроки

1

Инструктаж по т/б

Техника безопасности при занятиях на коньках;

Правила поведения на льду;

Приемы и техника падения.

беседа

2

Разучить комплекс общей физической подготовки

Упражнения с предметами и без предметов

практикум

3

Комплекс общей физической подготовки

Упражнения с предметами и без предметов

практикум

4

Упражнения на координацию

Упражнения на бревне, на гимнастической стенке  

практикум

5

Способы страховки и самостраховки

Практикум, беседа

6

Имитационные упражнения

Посадка конькобежца, офп, работа рук и ног, игры

практикум

7

Игра на развитие ловкости и быстроты

«Салки», «Лапта», «Мини-баскетбол», «Эстафеты»

практикум

8

Имитационные упражнения

Посадка конькобежца, офп, работа рук и ног, игры

практикум

9

Игра на развитие ловкости и быстроты

«Салки», «Лапта», «Мини-баскетбол», «Эстафеты»

практикум

10

Имитационные упражнения

Посадка конькобежца, офп, работа рук и ног, игры

практикум

11

Игра на развитие ловкости и быстроты

«Салки», «Лапта», «Мини-баскетбол», «Эстафеты»

практикум

12

обучать основам техники катания на коньках

Посадка, произвольный разбег, игры

Урок-тренировка

13

обучать основам техники катания на коньках

Посадка, произвольный разбег, игры

Урок-тренировка

14

обучать технике отталкивания по  прямой;

Разбег, скольжение в высокой стойке, игры

Урок-тренировка

15

обучать технике отталкивания по прямой;

Разбег, скольжение в высокой стойке, игры

Урок-тренировка

16

обучать технике катания по кругу

Движение по кругу, игры

Урок-тренировка

17

обучать технике катания по кругу

Движение по кругу, игры

Урок-тренировка

18

обучать технике катания по кругу

Движение по кругу, игры

Урок-тренировка

19

обучить сочетанию отталкивание со скольжением на одном  коньке.

Повторное пробегание отрезков, бег со старта с поворотом, свободное скольжении по кругу, игры

Урок-тренировка

20

обучить сочетанию отталкивание со скольжением   на двух вместе

Повторное пробегание отрезков, бег со старта с поворотом, свободное скольжении по кругу, игры

Урок-тренировка

21

обучить сочетанию отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе

Повторное пробегание отрезков, бег со старта с поворотом, свободное скольжении по кругу, игры

Урок-тренировка

22

обучить технике поворотов и торможению

Повороты на месте, в движении, переступанием, торможение полуплугом, плугом, игра

Урок-тренировка

23

обучить технике поворотов и торможению

Повороты на месте, в движении, переступанием, торможение полуплугом, плугом, игра

Урок-тренировка

24

Соревнования  и показательные выступления

Правила соревнований, соревновательные забеги.

Урок-тренировка

25

Соревнования  и показательные выступления

Соревновательные забеги.

Урок-тренировка

26

Комплекс общей физической подготовки

Упражнения с предметами и без предметов

практикум

27

Игра на развитие ловкости и быстроты

«Салки», «Лапта», «Мини-баскетбол», «Эстафеты»

практикум

28

Комплекс общей физической подготовки

Упражнения с предметами и без предметов

практикум

29

Игра на развитие ловкости и быстроты

«Салки», «Лапта», «Мини-баскетбол», «Эстафеты»

практикум

30

Комплекс общей физической подготовки

Упражнения с предметами и без предметов

практикум

31

Игра на развитие ловкости и быстроты

«Салки», «Лапта», «Мини-баскетбол», «Эстафеты»

практикум

32

Комплекс общей физической подготовки

Упражнения с предметами и без предметов

практикум

33

Олимпийские чемпионы конькобежцы

Омские конькобежцы

Сбор материала и презентация проекта

мини – проекты

34

Олимпийские чемпионы конькобежцы

Омские конькобежцы

Сбор материала и презентация проекта

мини – проекты

Содержание курса

В программе четыре раздела:

-основы знаний при занятии на коньках;

-подготовительный период обучения (занятия на твердом покрытии и на снежной утрамбованной площадке);

-основной период обучения (занятия на льду);

-заключительный период.

В подготовительном периоде решаются следующие задачи:

-вызвать у детей,   подростков и молодежи интерес и желание кататься на коньках; обеспечить общую физическую подготовку;

-формировать чувство равновесия; формировать первоначальные представления о технике катания на коньках;

-выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятию и после его окончания;

-научить способам самостраховки при падении.

В основной период освоения данной программы ставятся следующие задачи:

-        обучать основам техники катания на коньках и закреплять движения, уже имеющиеся после подготовительного периода обучения;

-обучать технике отталкивания на одном, поочередно на двух коньках в катании по- прямой;

-обучать технике катания по кругу;

-обучить сочетанию отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку, постановку коньков;

   -обучить технике поворотов и торможению.

Таким образом, в основной период обучения включаются упражнения на льду (46% времени), произвольное катание (20%) и игры (34%).

Заключительный период – закрепление пройденного материала, показательные выступления.

Инструкция по предупреждению травматизма на занятиях коньками.

 Одежда для занятий должна быть легкой, теплой, не стесняющей движения.

Занятия  проходят в тихую погоду или при слабом и ветре, при температуре не ниже -20  С.

Перед каждым занятием проверять коньки / они должны быть прочными, надежными, обувь удобной.

При сильном морозе необходимо поручать занимающимся следить друг за другом и сообщать педагогу  о первых признаках обморожения.

Перед занятиями, проводимыми на катке и после них, следует уделять внимание упражнениям без коньков, выполняемые в раздевалке.

При обучении на льду новичков следует применять страховку, используя для этой цели барьеры, поручни и т.д.

Запрещается кататься на катках одновременно на обычных коньках и хоккеистам.

Запрещается находиться на льду во время занятий без коньков .

Запрещается резко останавливаться, а также отдыхать на беговой дорожке.

Во избежание столкновений кататься только против часовой стрелки.

После занятия поменять белье, носки.

          Материально-техническая база 

  • Учебные пособия: изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации;
  • Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др. 
  • Спортивный инвентарь: комплект для катание на коньках (коньки, защита для колен), ледовый каток.

Библиографический список литературы

  • Барышников Ю.А. Методические рекомендации. Начальная тренировка конькобежцев.-  М. 1999.
  • Богданов Г.П. «Уроки физической культуры в школе».- М.: Просвещение,1999 г.
  • Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2010.
  • Панов Г.М., Стенин Б.А. Направление 521900 «Физическая культура – учебная программа по специальности 022300». М., ФиС 1999 г.
  • Петров Н.И. Конькобежный спорт. (2 издание). М.,1978 г.
  • Пустынникова Л.Н. Коньки. М., Просвещение, 1999 г.
  • 22. «Век российских скороходов» - Анатолий Юсин.
  • 23. «Физическая культура и спорт» - Михаил Болотовский, Александр Любимов.
  • Конькобежный спорт (учебник для институтов физической культуры) Панов Г.М., Н.Н. Власова, Ю.К. Поликарпов.
  •  «Уроки физической культуры в школе», Москва «Просвещение», 1999.
  • http: //www.medefefekt.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Игротека" для 2 класса

Программа "Игротека" направлена на реализацию Федерального Государственного Стандарта. В основу структуры вариативной части рабочей программы положена программа, автором которой является доктор педаго...

Образовательная программа внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительного направления по подвижным играм.

   Физическое воспитание и здоровье детей, организация тренировочного процесса в большей степени зависят от правильно выбранного подхода к обучению детей на начальном этапе обучения....

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.

Пояснительная запискаРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор»  разработана на основе Федерального государ­ственного образо...

Программа внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное направление). Кружок "Гимнастика" для учащихся с 1 по 4 классы.

Программа внеурочной деятельности «Гимнастика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, на основе авторской программы В....

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Волейбол» для учащихся 3 класса Составлено учителем физической культуры Михеевой Ольгой Николаевной с. Исаклы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области     «...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе. Кружок "Здоровейка"

Программа направлена на формирование у личности ребенка стремления к занятиям физической культурой и спортом. Формирование четкой мотивации к совершенствованию себя, как полноценно-развитой личности....

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Разговор о правильном питании»

Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – о...