Олимпиада-16 по русскому языку
олимпиадные задания (7, 8, 9 класс) на тему
Каждый год в октябре в нашей школе проводится олимпиада по русскому языку. Победитель участвует в муниципальной олимпиаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada-16_po_russkomu_yazyku.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание!
В МБОУ Какичевская ООШ С 19-26.10 .16 г. проводится предметная олимпиада по русскому языку для обучающихся 5-9 классов.
Цель олимпиады:
-выявить лингвистически одарённых детей;
-оценить знание школьной программы, лингвистическую эрудицию, языковую интуицию, аналитические навыки.
Подготовила учитель Семерникова А.Д.
Предметная олимпиада по русскому языку для обучающихся 5-6 –ых классов
Часть 1. За каждое верно выполненное задание начисляется 2 балла.
1.В каких словах верно поставлено ударение?
1) ворОта; 2) тортЫ; 3) щАвель; 4) столЯр.
2.В каких словах все согласные звуки твёрдые?
1)инжир; 2)черешня; 3)цитрон; 4) виноград.
3.Из скольких морфем состоит слово дубравушка?
1) три; 2) четыре; 3) пять; 4)шесть.
4.Однажды агент по кличке Лопух принёс своему шефу донесение , в котором была такая фраза: «Я на все руки ДОКА и мастер перевоплощения».Какое значение имеет выделенное слово?
1)обманщик;2)задира; 3)знаток; 4)непоседа.
5.Найдите в стихотворении Татьяны Рик все существительные в предложном падеже и пересчитайте их.Сколько получилось?
На уроке я скучаю.
Что ж я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься на луне.
Я мечтаю о серёжках,
Я мечтаю о сапожках,
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой мечтаю я уже…
Опредложном падеже!
1)10; 2) 12; 3) 15; 4 17.
6. Какие слова любит лягушка?
1) квартира; 2)Москва; 3) комар; 4) болото.
7.Это древнерусское слово было заимствовано из татарского языка и в буквальном переводе означает «Обувь из кожи годовалого телёнка»:
1) валенки; 2) унты; 3) башмаки; 4) туфли.
8.Найдите ошибку:
1)скорый поезд;
2) дремучий лес;
3) прочный мир;
4) увеселительные истории.
9. Укажите синонимы слова ПРИЛЕЖНЫЙ.
1) серьёзный; 2) усердный; 3) старательный; 4) умный.
10.Какой словарь объяснит значение выражения : ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ и что обозначает это выражение?
Часть 2. За каждое верно выполненное задание начисляется 3 балла.
11. Что из перечисленного не является предложением?
1)Наступает вечер. 2) Вечерний звон 3) Вечереет. 4) Вечер.
12. Маленькая принцесса решила освоить правила речевого этикета и сделала несколько карточек-подсказок,но кошка уронила коробку с записями.Помогите принцессе найти карточки с правилами употребления местоимений : Вы,Ваш.
1) Уместно по отношению к незнакомому,малознакомому адресату.
2) Уместно в неофициальной обстановке.
3)Уместно при подчёркнуто вежливом ,сдержанном отношении к адресату.
4)Уместно по отношению к равному и младшему адресату.
13. Найди пару по половине пословицы: «Лодырь да бездельник…
1) надо мало спать;
2) а лень портит;
3) им праздник и в понедельник;
4) торопись делом.
14.Какие из этих слов могут быть не только существительными,но и прилагательными?
1) больной; 2) домовой; 3)портной; 4) немой.
15. Что означает выражение «уши вянут»?
1) быть настороже,опасаться чего-то; 2)упрямиться; 3)абсолютно ничего не понимать; 4)стыдно,не хочется слушать что-либо.
16.В каком случае выделенные слова не являются антонимами?
1)ссориться-мириться; 2)мокрый-сушь; 3) сильный-слабый; 4)добро-зло.
17.Какое слово является многозначным?
1) планёр; 2) тюль; 3) земля; 4) айсберг.
18.Какие слова не являются однокоренными?
1)дождевой,дождливый,дождевик;
2) вечер,вечность,вече;
3)гость,гостинец,угощать;
4)созвездие,звезда,звёздный.
19.Укажите ошибку в объяснении орфограммы.
1) расч..т – в корне после шипящей под ударением пишется ё;
2)..делать – в приставках на –з(-с) перед звонкими согласными пишется буква з.
3) Экспедиц..я- после ц в словах на –ция пишется и.
4) р..стительный – в корне – раст- перед -ст,-щ пишется а.
20.В каких словах необходимо писать ъ?
1)без..облачный;2) пред..юбилейный;3) четырёх..этажный;4)раз..ярённый.
Часть 3. За каждое верно выполненное задание начисляется 5 баллов.
21.Найдите ошибки в употреблении форм слов.
1)Петя слабже Васи. 2)Музыка играет громче. 3)Детские звончее голоса.4)Этот стул крепче.
22.Четвёртый лишний.
1)соловей;2)галка;3)поползень;4)попугай.
23.Продолжите ряд: апельсин,банан,виноград,…
1)арбуз; 2)яблоко; 3)гранат; 4)киви.
24. Решите пропорцию: сон/стон = мак /….?
1)ком; 2)мрак; 3)мант; 4)крик.
25.Найдите ошибку :
1)Положи книгу в стол;2)лягте на диван; 3)ехайте по той дороге; 4)кладите на край стола.
26.В каком сложном предложении есть разноспрягаемый глагол? Из какого произведения это предложение? Кто автор ?
1)Идут солдаты бодрым шагом.
2)Когда Митраша выскочил из болота,он увидел совсем близко высокую белую траву.
3)Швейцар отворил двери, ипутники вступили в больницу.
4)Ассоль бежит к морю,а там ждёт её Грэй.
27.Найдите приём олицетворения.
1)Мой дом-моя крепость.
2)Уж небо осенью дышало.
3)Мы не виделись сто лет.
4) Лес,точно терем расписной.
28.В каком предложении есть прилагательное в краткой форме?
1)Лев сильнее всех хищников.
2)Жестка больничная кровать.
3)Эта собака злая.
4)Зимой дни короче,чем летом.
29.Определите,сколько раз встречается каждый звук из слова КИТ во фразе : «Руки не протянешь,так и с полки не достанешь».
1)9; 2)5; 3)10; 4)11.
30.Виктор Гюго после публикации романа «Отверженные» послал издателю письмо с одним только знаком, и получил ответ: «!». Что это был за знак?
1) ! 2) . 3)…4)?
Предметная олимпиада по русскому языку для обучающихся 7 –го класса
Часть 1.За каждое верно выполненное задание начисляется 2 балла
1.В каких словах верно поставлено ударение?
1)облегчИт; 2)Иксы; 3)бАловать; 4)звОним.
2. В каком слове букв больше,чем звуков?
1)янтарь; 2)лестница; 3)забияка; 4)ковыль.
3.Из скольких морфем состоит слово ЗАКОУЛОК?
1)три; 2)четыре; 3)пять; 4)шесть.
4.Название этого месяца восходит своими корнями к латинскому языку и несёт в себе имя римского императора.
1)июнь; 2)июль;3)август; 4)декабрь.
5.Найдите слово-лазутчика?
«Нас никому нельзя склонять.
Нас бесполезно изменять,
Об этом в школе знают все»,-
Сказали радио,шоссе,
Бюро,корыто и кино,
Пальто,такси и домино.
- Бюро; 2)домино; 3)кино; 4)корыто.
6.Найдите ошибку.
1)Я котёнка приласкаю.2) Я твоего петушка спрятаю.3)Я ремонт сделаю. 4)Утром я позавтракаю.
7.Найдите историзмы.
1)алебарда; 2)пиит; 3)оброк; 4)кафтан.
8.Что такое бурак?
1)верхняя одежда;2)скалка; 3)свёкла; 4)сарай.
9.Из какого языка заимствованы слова:Фёдор,Фома,Филипп,фонарь?
1)английский;2)греческий; 3)древнегерманский;4)французский.
10.Василий родился в городе Кимры Тверской области.Как назвать его родителей?
1)кимряне;2)кимряцы;3)кимерцы;4)кимрикийцы.
Часть 2.За каждое верно выполненное задание начисляется 3 балла.
11.Скакими существительными может сочетатьсч прилагательное КАРИЙ?
1)волосы; 2)глаза; 3)масть(лошади)4)пиджак.
12.Черепашка рассказала о своих творческих планах на лето. Найдите все глаголы в форме будущего времени и сосчитайте их. Сколько получилось?
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт ,
На какой-нибудь курорт.
Как начну я там форсить,
Платья модные носить,
Буду плавать,буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
( Т.Рик)
1)14; 2)15; 3)17; 4)18.
13.В каких словах на месте пропуска пишется буква И?
1)пред..юльский;2)ц..ган; 3)сверх..зысканный; 4)ц..ркуль.
14.Укажите одушевлённые существительные.
1)кукла; 2)народ; 3)мертвец; 4)снеговик.
15.Найдите ошибку….
1)Серьёзный профессор Иванов забыл свой портфель.
2)Серьёзный профессор Петрова спешила на лекцию.
3)Важный директор Антонов перенёс совещание.
4)Важная директор Варенцова сидела в своём кресле.
16.Укажите слова мужского рода:
1)буржуа; 2)Кутаиси; 3)Замбези; 4)фламинго.
17.Укажите синонимичный фразеологизм к выражению КАК ВЕТРОМ СДУЛО.
1)как пить дать;2)как сквозь землю провалился;3)как из-под земли вырос;4)как снег на голову.
18.Найдите четвёртое лишнее прилагательное.
1)тяжелее; 2)тяжёльше; 3)более тяжёлый; 4)тяжелейший.
19.На уроке истории Петю вызвали к доске и попросили записать имя великого киевского князя,крестившего Русь.Помогите ему.
1)Владимир «красное солнышко»;2)Владимир «Красное солнышко»;3)Владимир Красное солнышко; 4) Владимир красное солнышко
20.Какое слово образовано суффиксальным способом?
1)подзаголовок; 2)заступник; 3)безработица; 4)черноморец
Часть 3.За каждое верно выполненное задание начисляется 5 баллов.
21.Укажите родовые понятия:
1)числа; 2)типы речи; 3)синтаксис; 4)геометрические фигуры.
22.Что лингвисты называют нулевым знаком?
1)запятая; 2)тире; 3)точка; 4)пробел.
23.Решите пропорцию:лицо/портрет=природа/?
1)птицы; 2)живая; 3)пейзаж; 4)дерево.
24.Четвёртый лишний.
1)ворота; 2)благо; 3)хворостина; 4)наволочка.
25.Укажите словосочетания, в которых одно из слов имеет нулевое окончание.
1)речная выдра; 2)много туч; 3)приблизились к реке; 4)укрылся от дождя.
26.Найдите предложения с ошибками.
1)У неё пять сестёр,но все они живут в Омске.
2)А братьев у неё только два,зато все,как и она,живут в Москве.
3)Оля и Люда пришли нарядные,все две в красивых платьях.
4)Коля,Виталя и Ваня в первый раз переступили порог школы.У всех трёх-одинаковые букеты.
27.Найдите двувидовый глагол.
Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев,скажу:ты всех милей;
Подумав,я скажу всё то же.
1)молвить;2)можем; 3)подумать;4)скажу.
28.Какие утверждения верны?
1)дважды-числительное.2)двое-существительное.3)двенадцать-числительное.4)двойной-прилагательное.
29.Укажите определительное местоимение.:
1)этакий; 2)весь; 3)никто; 4)себя.
30.Как зовут создателей славянской азбуки?
1)Борис и Глеб; 2)Пётр и Фернония; 3)Кирилл и Мефодий; 4)Михаил и Феодор.
Предметная олимпиада по русскому языку для обучающихся 8-9-ых классов
Часть 1.За каждое верно выполненное задание начисляется 2 балла.
1.В каких словах верно поставлено ударение?
1)жАлюзи; 2)киоскЁр;3)сИроты; 4)созЫв.
2.В каком предложении употребляется разговорный вариант глагольной формы?
1)Мы заходим в кондитерскую.2)Богатому сладко естся,да плохо спится.3)Волк рыскает по лесу,ищет добычи.4)А вы,друзья,как ни садитесь,всё в музыканты не годитесь.
3.Каким способом образовано слово ПРИБРЕЖНЫЙ?
1)приставочным; 2)суффиксальным; 3)бессуффиксным; 4)приставочно-суффиксальным.
4.Найдите ошибочное утверждение.
1)В слове маячить 2 мягких согласных звука;2)В лове яд произносится гласный /а; 3)Вслове лестница звук /т-непроиносимый; 4)В слове праздник -6 согласных звуков.
5.В каком ряду все наречия пишутся раздельно?
1)накричал (в)отместку,школа (с)права,пошёл (в)обход,положил крест(на)крест.;
2)звонил (по)минутно,встретимся (где)либо,(по)зимнему холодно,себе (в)убыток;
3) сели (по)трое,разговаривали (на)бегу,спрятал (под)шумок, ударил (с)размаху;
4)шли (в)обнимку,времени (в)обрез,ругать(за)глаза,задержался (до)темна.
6.Какой ряд состоит только из проиводных предлогов?
1)благодаря,наперекор,вопреки,несмотря на то что, 2)навстречу, в течение,ввиду, за исключением; 3)чтобы, в продолжение, по мере,насчёт. 4)для,вокруг,вдоль,вследствие.
7.Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1)Инкриминировать-вменять в вину,обвинять в чём-то.2)Канделябр-резной камень или раковина с рельефным изображением человеческого лица.3)Манускрипт-древняя рукопись; 4)Интервьюер-журналист,который проводит интервью с кем-либо.
8.Как правильно сказать?
1)тормозить работу;2)уделять внимание учёбе; 3)тревожиться о брате; 4)рецензия на книгу.
9.Найдите ошибку.
1)возвращаясь;2)скользя; 3)нарисуя; 4)петляя.
10.Укажите морфологические признаки причастия.
1)вид;2)спряжение;3)падеж; 4)возвратность.
Часть 2.За каждое верно выполненное задание начисляется 3 балла.
11.Какой глагол не образует личных форм?
1)вечереть; 2)победить; 3)затмить; 4)защитить.
12.Вопрос о переименовании этого города обсеждали после революции на страницах газеты «Советская Сибирь».Трудящимся было предложено около 30 различных названий, в том числе:Октябрьград,Обьград,Сибград,Сибкрайград.Но большинство проголосовало именно за это название. «Вся Сибирь строит новую жизнь»,-говорилось в одном из писем читателей.Какое название выбрали сибиряки?
1)Новокузнецк; 2)Новороссийск; 3)Новосибирск;4)Новгород.
13.Четвёртый лишний.
1)говорить по-русски; 2)беспорядочно разбросал; 3)с резьбой по фасаду; 4)пронзительно свистя.
14.В каком ряду во всех словах пишется одна н?
1)ути(?)ый,смышлё(?)ый,конопля(?)ик;
2)румя(?)ый,негада(?)ый,расстрое(?)ый;
3)внтре(?)ый,серебря(?)ый,решё(?)ый;
4)реше(?)о,организова(?)о,нечая(?)ый.
15.Из ряда синонимов выберите слово,которому можно присвоить пометку офиц.:
1)разведчик; 2)агент;3)лазутчик; 4)шпион.
16.Каким термином называется процесс уподобление одного звука другому?
1)артикуляция; 2)вокализм» 3)редукция; 4)ассимиляция.
17.Укажите фразеологизм,имеющий значеие «безудержно», не зная предела,предаваться какому-либо(обычно предосудительному)занятию.
1)Уйти несолоно нахлебавшись.2)Пуститься во все тяжбы.3)Курить фимиам. 4)Как угорелый .
18.В каком предложении слово РОВНО имеет значение «точно ,как раз»
1)Их денег оказалось ровно два рубля одиннадцать копеек.
2)Ровно полжизни прожил во Франции ,но то и дело сравнивал с Россией.
3)Но спустя почти ровно год всё повторилось как в страшном сне.
4)Слышу: сзади она ровно мявкает.
19.Какое изобразительно-выразительное средство языка может быть проиллюстрировано строкой А.С.Грибоедова: «Шёл в комнату,попал в другую»?
1)эллипсис; 2)синтаксический параллелизм; 3)эвфемизм; 4)метафора.
20.Привидите пример пословицы,в которой есть разносклоняемые имена существительные.
Часть 3.За каждое верно выполненное задание начисляется 5 баллов.
21.Белобрысым называют человека,у которого белые (белая):
1)кожа; 2)волосы; 3)ресницы; 4)брови.
22. В 16 веке этот символ применялся для обозначения нотного знака, и только в конце 18 века стал употребляться в значении знака препинания.Инициатива его введения в практику русской письменной речи принадлежит Н.М.Карамзину.Происхождение этого слова не определено,но некоторые лингвисты предполагают,что оно образовано от слова «прихрамывать».Что это за знак препинания?
1)запятая; 2)скобки; 3)кавычки; 4)двоеточие.
23.Эта буква русского алфавита появилась из древнерусской А/ «юс малый»,а современную её форму определил Пётр1.
1)А 2)Я 3)Ю 4)Ы.
24.Учитывая связи русского и чешского языка,определите, с каким словом соотносится чешское drobcek :
1)ребёнок; 2)облако; 3)былинка ;4)крошка.
25.Подберите к паре стыд-простуда третье родственное слово,значение которого позволило доказать наличие родства между двумя исходными словами :
1)стыдить; 2)студить; 3)терпеть ; 4)темнеть.
26.Назовите выдающего русского языковеда,первого крупного теоретика лингвистики в России.
1)В.И.Даль; 2)А.А.Потебня; 3)С.И.Ожегов; 4)В.В.Виноградов.
27.У каждого предлога есть свои «привязанности».С каким падежом употребляются предлоги без,для,до,из,от,ради?
1)родительный падеж; 2)дательный падеж; 3)винительный падеж; 4)предложный падеж.
28.В поэзии 18-19 веков нередко встречаются усечённые формы прилагательных:сине море,злат венец,белы руки.В значении каких падежей они употребляются?
1)дательного-родительного;2)именительного-творительного;3)винительного звательного;4)именительного-винительного.
29.В русской художественной литературе 19 века,а также в словарях того периода довольно часто встречается стилистически окрашенное слово «Стрюцкий»(человек).Укажите возможные варианты толкования этого слова:
1)мелкий чиновник; 2)незаконнорождённый; 3)приодетый в немецкое платье; 4)все варианты допустимы.
30.В разговорной речи есть слово,которое целиком произносится с закрытым ртом.Состоит оно из двух слогов.Что это за слово?
1)куча; 2)да ну; 3)сейчас; 4) не-а.
Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
7-8 классы
Вопрос 1.
Участники должны продемонстрировать знание фонетических законов и графики русского литературного языка.
Ответ:
«Потаенными» М.В. Ломоносов назвал буквы, обозначающие 2 звука, так называемые «йотированные гласные»: е - [й э], я - [й а], ю - [й у], ё (во времена Ломоносова - і^ о, так как буква ё официально была признана лишь в 1784 г.) - [й о]
Оценка: 0,5 балла за каждую названную букву. Дополнительный 1 балл за знание истории буквы «ё». Максимальный балл – 3.
Вопрос 2.
Участники должны продемонстрировать знания пассивного словарного запаса русского языка.
Ответ:
Общим признаком данных слов является то, что они устаревшие и входят в состав пассивной лексики русского языка. Различие: слова лицедей (актер) и личина (лицо) относятся к архаизмам, которые всегда имеют синонимы в современном русском языке. Остальные слова вече, продразверстка, камергер – историзмы, которые не имеют синонимов в современном русском языке, т.к. обозначают явления или предметы, которые вышли из употребления.
Оценка: За каждое правильное объяснение – 1 балл. Максимальный балл -5
Вопрос 3
Участники должны продемонстрировать знания исторических процессов в языке.
Приведенные слова различаются полногласными и неполногласными сочетаниями в корне: -оро-, -оло-; -ра-, -ла-. Полногласие – это фонетический признак исконно русских слов (огород, короткий, голодный, схоронить, здоровье), а неполногласие – признак старославянизмов (глас, врата, глава).
Оценка: За каждую верную аргументацию – 1 балл. Максимальный балл – 8
Вопрос 4.
Участники должны показать знание словообразовательной системы русского языка.
Ответ:
Слова шелестенье, щебетанье, скрипенье, визжанье, хрустенье образованы от глагольных основ с конечными гласными основы а, е суффиксальным способом. Суффикс нь[й]/[е] используется главным образом в разговорной речи. Существительные шелест, щебет, скрип, визг, хруст образованы от глагольных основ безаффиксным способом (нулевая суффиксация, сокращение основы).
Оценка: За каждое объяснение – 5 баллов. Максимальный балл – 10.
Вопрос 5
Участники должны показать знание частеречной принадлежности слов русского языка.
Ответ:
- Подчинительный союз так что.
- Указательное местоимение так и подчинительный союз что.
- Субстантивированные (перешедшие в разряд существительных) порядковые числительные первое, второе, третье.
- Наречие времени (обстоятельственное) зимой.
- Предлог в силу.
- Существительное с предлогом в силу.
Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 6.
Вопрос 6.
Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.
Ответ:
- Словоформа «глагол» употреблено в значении <речь>.
- Словоформа «глаголом» употреблена в значении <словом>.
- Словоформа «глаголу» употреблена в значении <звук, речь>.
- Словоформа «глаголы» употреблена в значении <часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс>.
Оценка: За каждое объяснение – 1 балл. Максимальный балл – 4.
Вопрос 7.
Задание ориентировано на выявление знания изобразительно-выразительных средств русского языка.
Ответ:
В основе данных фраз лежит стилистический прием (фигура) – антитеза, для создания которой используются антонимы (языковые и контекстуальные).
Оценка: За определение стилистического приема – 1 балл, за указание на антонимы – 1 балл. Максимальный балл – 2.
Вопрос 8.
Участники должны показать знание о словосочетании и других синтаксических единицах в русском языке.
Ответ:
Словосочетанием считается сочетание полнозначных (знаменательных) слов, которые связаны подчинительной связью. Соединение слов папа и мама происходит с помощью сочинительного союза, значит связь между ними сочинительная, это сочетание не является словосочетанием. Второй пример я жду – это грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, связь между которыми называется координацией, такое соединение слов не является словосочетанием. Составная форма будущего времени глагола несовершенного вида буду знать также не является словосочетанием. Нельзя назвать словосочетанием и составную форму превосходной степени прилагательного самый красивый. К словосочетаниям относится сочетание очень умный, состоящее из прилагательного (главное слово) и наречия (зависимое), связь между которыми подчинительная (примыкание).
Оценка: За верный ответ – 1 балл, по 1 баллу за указание типа связи в остальных сочетаниях слов. Максимальный балл – 5.
Вопрос 9.
Участники должны продемонстрировать знания способов подчинительной связи в русском языке.
Ответ:
Предложенные словосочетания связаны по типу управления. Однако словосочетание посмотреть из любопытства относится к способу связи примыкание, поскольку зависимая словоформа из любопытства является наречной, она не изменяется.
Оценка: За правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 1.
Вопрос 10.
Задание направлено на выявление у учащихся умений работать с текстом.
Ответ:
Для достижения комического эффекта автор использует синонимы, лексические (умерла, преставилась, перекинулся, гигнулся)и фразеологические (отдать богу душу, сыграть в ящик).
Оценка: За правильный ответ – 5 баллов. Дополнительный 1 балл за разграничение лексических и фразеологических синонимов. Максимальный балл – 6.
Максимальное количество баллов – 50.
Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
9 класс
Вопрос 1.
Участники должны продемонстрировать знание фонетических законов и графики русского литературного языка.
Ответ:
«Самогласные» буквы соотносятся с гласными звуками, «согласные» - с согласными, а «безгласные» - это буквы, которые звуков не обозначают (ъ, ь).
Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 3.
Вопрос 2.
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка.
Ответ:
М.В. Ломоносов назвал «рассудительной» сравнительную степень сравнения качественного прилагательного. Примеры: простая форма сравнительной степени красивее, выше составная форма сравнительной степени – более/ менее красивый, более/менее высокий.
Оценка: За верный ответ – 1 балл. За каждый пример по 0,5 баллов. Максимальный балл – 3.
Вопрос 3.
Участники должны показать осведомленность в лингвистической терминологии.
Ответ:
а) грамматика;
б) категория падежа.
Оценка: 1 балл за определение каждого термина. Максимальный балл – 2.
Вопрос 4.
Участники должны показать знание семантической системы русского языка.
Ответ:
Превентивный – (спец.) предупреждающий что-нибудь, предохранительный.
Прекословить – (устар.) возражать, перечить.
Препирательство – спор / от препираться – спорить (преимущественно по пустякам)
Прерогатива – (книжн.) исключительное право, привилегия государственного органа, должностного лица.
Оценка: 1 балл за каждое верное объяснение. Максимальный балл – 4.
Вопрос 5.
Участники должны продемонстрировать навыки словообразовательного анализа.
Ответ:
Предложенные существительные можно разделить на 3 группы:
мойКа, чистКа, проверКа – образованы от основы глагола с помощью суффикса –к-, обозначающего действие как процесс;
полянКа, землянКа – образованы от основ имен существительных женского рода, суффикс –к- с уменьшительно-ласкательным значением (во втором слове это значение утрачено).
горошинКа, пылинКа – образованы от основ имен существительных женского рода, суффикс –к- со значением единичности.
Оценка: За правильное разделение на группы – 3 балла. За словообразовательный анализ – 4. Максимальный балл – 7.
Вопрос 6.
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Ответ:
- глагол велят имеет несовершенный вид.
- глагол велю имеет совершенный вид.
- глагол атакуют имеет несовершенный вид.
- глагол атакует имеет совершенный вид.
Оба глагола являются двувидовыми, поскольку категория вида у данных глаголов определяется только в контексте.
Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. За указание на характеристику категории вида у данных глаголов – 4 балла. Максимальный балл – 5.
Вопрос 7.
Участники должны продемонстрировать знание частеречной системы русского языка и синтаксических функций морфологических форм.
Ответ:
- сделанное – страдательное причастие прошедшего времени употреблено в значении существительного, синтаксическая функция – подлежащее; не сделанное – страдательное причастие прошедшего времени в значении существительного, синтаксическая функция – составное именное сказуемое;
- нелающий – действительное причастие настоящего времени в значении прилагательного, синтаксическая функция – определение;
- незнающему – действительное причастие настоящего времени в значении имени существительного, синтаксическая функция – дополнение;
- непровинившемуся – действительное причастие прошедшего времени в значении имени существительного, синтаксическая функция – дополнение.
Оценка: За указание частеречной принадлежности – 4 балла, за указание синтаксической функции - 4 балла. Максимальный балл – 8.
Вопрос 8.
Задание ориентировано на выявление знания изобразительно-выразительных средств русского языка.
Ответ:
Н. Рыленков использует в своем стихотворении стилистический прием - парономазия, в основе которого лежит явление паронимии.
Оценка: За верный ответ – 2 балла. Максимальный балл – 2.
Вопрос 9.
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления.
Ответ:
- Определенно-личное.
- Неопределенно-личное.
- Обобщенно-личное.
- Назывное (номинативное).
- Безличное.
- Безличное (инфинитивное).
- Неопределенно-личное.
- Обобщенно-личное.
- Определенно-личное.
- Безличное.
Оценка: За каждый верно указанный тип односоставного предложения – 1 балл. Максимальный балл – 10.
Вопрос 10.
Задание направлено на выявление у учащихся умений работать с текстом.
Ответ:
Тема предложенного текста – «Гроза». Лучше всего тема выражена в третьем предложении текста. Предложения в тексте связаны последовательной связью. Используются лексические повторы, слова одной тематической группы, параллелизм синтаксических конструкций.
Оценка: По 2 балла за определение: а) темы текста; б) способа связи; в) средств связи. Максимальный балл – 6.
Максимальное количество баллов – 50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...