Олимпиада-16 по русскому языку
олимпиадные задания (7, 8, 9 класс) на тему

Семерникова Александра Даниловна

Каждый год в октябре в нашей школе проводится олимпиада по русскому языку. Победитель участвует в муниципальной олимпиаде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada-16_po_russkomu_yazyku.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Внимание!

В МБОУ Какичевская ООШ  С 19-26.10 .16 г. проводится предметная олимпиада по русскому языку для обучающихся 5-9 классов.

Цель олимпиады:

-выявить лингвистически одарённых детей;

-оценить знание школьной программы, лингвистическую эрудицию, языковую интуицию, аналитические навыки.

Подготовила учитель Семерникова А.Д.

Предметная  олимпиада по русскому языку  для обучающихся  5-6 –ых  классов

Часть 1. За каждое верно выполненное задание  начисляется  2 балла.

1.В каких  словах  верно поставлено  ударение?

1) ворОта; 2) тортЫ; 3) щАвель; 4) столЯр.

2.В каких словах все согласные  звуки твёрдые?

1)инжир; 2)черешня; 3)цитрон; 4) виноград.

3.Из скольких морфем состоит слово дубравушка?

1) три; 2) четыре; 3) пять; 4)шесть.

4.Однажды агент по кличке Лопух  принёс  своему  шефу донесение , в котором была такая фраза: «Я на все руки  ДОКА  и мастер перевоплощения».Какое значение имеет выделенное слово?

1)обманщик;2)задира; 3)знаток; 4)непоседа.

5.Найдите в стихотворении  Татьяны Рик все существительные в предложном падеже и пересчитайте  их.Сколько  получилось?

                 На уроке  я скучаю.

               Что ж я лучше помечтаю.

               Очень я  люблю мечтать!

             Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:

Буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне,

Чтоб кататься на луне.

          Я мечтаю о серёжках,

         Я мечтаю о сапожках,

         Вечерами в полумгле

        Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе…

Ой мечтаю я уже…

Опредложном падеже!

1)10; 2) 12;  3) 15; 4 17.

6. Какие слова любит лягушка?

1) квартира; 2)Москва; 3) комар; 4) болото.

7.Это  древнерусское слово было  заимствовано из татарского языка и в буквальном переводе означает «Обувь из кожи годовалого телёнка»:

1) валенки; 2) унты; 3) башмаки; 4) туфли.

8.Найдите ошибку:

1)скорый поезд;

2) дремучий лес;

3) прочный мир;

4) увеселительные истории.

9. Укажите синонимы слова  ПРИЛЕЖНЫЙ.

1) серьёзный; 2) усердный; 3) старательный; 4) умный.

10.Какой словарь объяснит значение  выражения : ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ и что обозначает это выражение?

Часть  2. За каждое  верно выполненное задание начисляется 3 балла.

11. Что из перечисленного не является предложением?

1)Наступает вечер. 2) Вечерний звон  3) Вечереет. 4) Вечер.

12.    Маленькая принцесса решила освоить правила речевого этикета и сделала несколько карточек-подсказок,но кошка уронила коробку с записями.Помогите принцессе найти карточки с правилами употребления  местоимений   :     Вы,Ваш.

1) Уместно по отношению к незнакомому,малознакомому  адресату.

2) Уместно в неофициальной обстановке.

3)Уместно  при подчёркнуто вежливом ,сдержанном отношении к адресату.

4)Уместно  по отношению к равному и младшему адресату.

13. Найди пару по половине пословицы: «Лодырь да бездельник…

1) надо мало спать;

2) а лень портит;

3) им праздник и в понедельник;

4) торопись делом.

14.Какие из этих слов могут быть не только существительными,но и прилагательными?

1) больной; 2) домовой; 3)портной; 4) немой.

15. Что означает выражение «уши вянут»?

1) быть настороже,опасаться чего-то; 2)упрямиться; 3)абсолютно ничего не понимать; 4)стыдно,не хочется  слушать что-либо.

16.В каком случае выделенные слова не являются антонимами?

1)ссориться-мириться; 2)мокрый-сушь; 3) сильный-слабый; 4)добро-зло.

17.Какое слово является  многозначным?

1) планёр; 2) тюль; 3) земля; 4) айсберг.

18.Какие слова не являются однокоренными?

1)дождевой,дождливый,дождевик;

2) вечер,вечность,вече;

3)гость,гостинец,угощать;

4)созвездие,звезда,звёздный.

19.Укажите ошибку в объяснении орфограммы.

1) расч..т – в корне после шипящей под ударением пишется  ё;

2)..делать – в приставках на –з(-с) перед звонкими согласными пишется буква  з.

3) Экспедиц..я- после ц в словах на –ция пишется  и.

4) р..стительный – в корне – раст- перед  -ст,-щ пишется  а.

20.В каких словах необходимо писать  ъ?

1)без..облачный;2) пред..юбилейный;3) четырёх..этажный;4)раз..ярённый.

Часть 3. За каждое верно выполненное задание начисляется  5 баллов.

21.Найдите ошибки в употреблении форм слов.

1)Петя слабже Васи. 2)Музыка играет громче. 3)Детские звончее голоса.4)Этот стул крепче.

22.Четвёртый лишний.

1)соловей;2)галка;3)поползень;4)попугай.

23.Продолжите ряд: апельсин,банан,виноград,…

1)арбуз; 2)яблоко; 3)гранат; 4)киви.

24. Решите пропорцию: сон/стон = мак /….?

1)ком; 2)мрак; 3)мант; 4)крик.

25.Найдите ошибку :

1)Положи книгу  в стол;2)лягте на диван; 3)ехайте по той дороге; 4)кладите на край стола.

26.В каком сложном предложении есть разноспрягаемый глагол? Из какого произведения это предложение? Кто автор ?

1)Идут солдаты бодрым шагом.

2)Когда Митраша выскочил из болота,он увидел совсем близко высокую белую траву.

3)Швейцар отворил двери, ипутники вступили в больницу.

4)Ассоль бежит к морю,а там ждёт её Грэй.

27.Найдите приём олицетворения.

1)Мой дом-моя крепость.

2)Уж небо осенью дышало.

3)Мы не виделись сто лет.

4) Лес,точно терем расписной.

28.В каком предложении есть прилагательное  в краткой форме?

1)Лев сильнее всех хищников.

2)Жестка больничная кровать.

3)Эта собака злая.

4)Зимой дни короче,чем летом.

29.Определите,сколько раз встречается каждый звук из слова КИТ во фразе : «Руки не протянешь,так и с полки не достанешь».

1)9; 2)5; 3)10; 4)11.

30.Виктор Гюго после публикации романа «Отверженные» послал издателю письмо с одним только знаком, и получил ответ: «!». Что это был за знак?

1) ! 2) . 3)…4)?

Предметная  олимпиада по русскому языку  для обучающихся  7 –го  класса

Часть 1.За каждое верно выполненное задание начисляется 2 балла

1.В каких словах верно поставлено ударение?

1)облегчИт; 2)Иксы; 3)бАловать; 4)звОним.

2. В каком слове букв больше,чем звуков?

1)янтарь; 2)лестница; 3)забияка; 4)ковыль.

3.Из скольких морфем состоит  слово  ЗАКОУЛОК?

1)три; 2)четыре; 3)пять; 4)шесть.

4.Название  этого месяца восходит своими корнями к латинскому языку и несёт в себе имя  римского императора.

1)июнь; 2)июль;3)август; 4)декабрь.

5.Найдите слово-лазутчика?

«Нас никому нельзя склонять.

Нас бесполезно изменять,

Об этом  в школе знают все»,-

Сказали радио,шоссе,

Бюро,корыто и кино,

Пальто,такси и домино.

  1. Бюро; 2)домино; 3)кино; 4)корыто.

6.Найдите ошибку.

1)Я котёнка приласкаю.2) Я твоего петушка спрятаю.3)Я ремонт сделаю. 4)Утром я позавтракаю.

7.Найдите историзмы.

1)алебарда; 2)пиит; 3)оброк; 4)кафтан.

8.Что такое бурак?

1)верхняя одежда;2)скалка; 3)свёкла; 4)сарай.

9.Из какого языка заимствованы слова:Фёдор,Фома,Филипп,фонарь?

1)английский;2)греческий; 3)древнегерманский;4)французский.

10.Василий родился в городе Кимры Тверской области.Как назвать его родителей?

1)кимряне;2)кимряцы;3)кимерцы;4)кимрикийцы.

Часть 2.За каждое верно выполненное задание начисляется 3 балла.

11.Скакими существительными может сочетатьсч прилагательное  КАРИЙ?

1)волосы; 2)глаза; 3)масть(лошади)4)пиджак.

12.Черепашка рассказала о своих творческих планах на лето. Найдите все глаголы в форме будущего времени и сосчитайте их. Сколько получилось?

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт ,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить,

Буду плавать,буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

К безобразникам моим.

                        ( Т.Рик)

1)14; 2)15; 3)17; 4)18.

13.В каких словах на месте пропуска пишется буква И?

1)пред..юльский;2)ц..ган; 3)сверх..зысканный; 4)ц..ркуль.

14.Укажите одушевлённые существительные.

1)кукла; 2)народ; 3)мертвец; 4)снеговик.

15.Найдите ошибку….

1)Серьёзный профессор Иванов забыл свой портфель.

2)Серьёзный профессор Петрова спешила на лекцию.

3)Важный директор Антонов перенёс совещание.

4)Важная директор Варенцова сидела в своём кресле.

16.Укажите слова мужского рода:

1)буржуа; 2)Кутаиси; 3)Замбези; 4)фламинго.

17.Укажите синонимичный фразеологизм к выражению КАК ВЕТРОМ СДУЛО.

1)как пить дать;2)как сквозь землю провалился;3)как из-под земли вырос;4)как снег на голову.

18.Найдите четвёртое лишнее прилагательное.

1)тяжелее; 2)тяжёльше; 3)более тяжёлый; 4)тяжелейший.

19.На уроке истории Петю вызвали к доске и попросили записать имя великого киевского  князя,крестившего Русь.Помогите ему.

1)Владимир «красное солнышко»;2)Владимир «Красное солнышко»;3)Владимир Красное солнышко; 4) Владимир красное солнышко

20.Какое слово образовано суффиксальным способом?

1)подзаголовок; 2)заступник; 3)безработица; 4)черноморец

Часть 3.За каждое верно выполненное задание начисляется 5 баллов.

21.Укажите родовые понятия:

1)числа; 2)типы речи; 3)синтаксис; 4)геометрические фигуры.

22.Что лингвисты называют нулевым знаком?

1)запятая; 2)тире; 3)точка; 4)пробел.

23.Решите пропорцию:лицо/портрет=природа/?

1)птицы; 2)живая; 3)пейзаж; 4)дерево.

24.Четвёртый лишний.

1)ворота; 2)благо; 3)хворостина; 4)наволочка.

25.Укажите словосочетания, в которых одно из слов имеет нулевое окончание.

1)речная выдра; 2)много туч; 3)приблизились к реке; 4)укрылся от дождя.

26.Найдите предложения с ошибками.

1)У неё пять сестёр,но все они живут в Омске.

2)А братьев  у неё только два,зато все,как и она,живут в Москве.

3)Оля и Люда пришли нарядные,все две в красивых платьях.

4)Коля,Виталя и Ваня в первый раз переступили порог школы.У всех трёх-одинаковые букеты.

27.Найдите двувидовый глагол.

Что можем наскоро стихами молвить ей?

Мне истина всего дороже.

Подумать не успев,скажу:ты всех милей;

Подумав,я скажу всё то же.

1)молвить;2)можем; 3)подумать;4)скажу.

28.Какие утверждения верны?

1)дважды-числительное.2)двое-существительное.3)двенадцать-числительное.4)двойной-прилагательное.

29.Укажите определительное местоимение.:

1)этакий; 2)весь; 3)никто; 4)себя.

30.Как зовут создателей  славянской азбуки?

1)Борис и Глеб; 2)Пётр и Фернония; 3)Кирилл и Мефодий; 4)Михаил и Феодор.

Предметная  олимпиада по русскому языку  для обучающихся  8-9-ых  классов

Часть 1.За каждое верно выполненное задание начисляется 2 балла.

1.В каких словах верно поставлено ударение?

1)жАлюзи; 2)киоскЁр;3)сИроты; 4)созЫв.

2.В каком предложении употребляется разговорный вариант глагольной формы?

1)Мы заходим в кондитерскую.2)Богатому сладко естся,да плохо спится.3)Волк рыскает по лесу,ищет добычи.4)А вы,друзья,как ни садитесь,всё в музыканты  не годитесь.

3.Каким способом образовано слово ПРИБРЕЖНЫЙ?

1)приставочным; 2)суффиксальным; 3)бессуффиксным; 4)приставочно-суффиксальным.

4.Найдите ошибочное утверждение.

1)В слове маячить 2 мягких согласных звука;2)В лове  яд произносится гласный /а; 3)Вслове лестница звук   /т-непроиносимый; 4)В слове праздник -6 согласных звуков.

5.В каком ряду все наречия пишутся раздельно?

1)накричал (в)отместку,школа (с)права,пошёл (в)обход,положил крест(на)крест.;

2)звонил (по)минутно,встретимся (где)либо,(по)зимнему холодно,себе (в)убыток;

3) сели (по)трое,разговаривали (на)бегу,спрятал (под)шумок, ударил (с)размаху;

4)шли (в)обнимку,времени (в)обрез,ругать(за)глаза,задержался (до)темна.

6.Какой ряд состоит только  из проиводных предлогов?

1)благодаря,наперекор,вопреки,несмотря на то что, 2)навстречу, в течение,ввиду, за исключением; 3)чтобы, в продолжение, по мере,насчёт. 4)для,вокруг,вдоль,вследствие.

7.Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

1)Инкриминировать-вменять в вину,обвинять  в чём-то.2)Канделябр-резной камень или раковина с рельефным изображением человеческого лица.3)Манускрипт-древняя рукопись; 4)Интервьюер-журналист,который проводит интервью с кем-либо.

8.Как правильно сказать?

1)тормозить работу;2)уделять внимание учёбе; 3)тревожиться о брате; 4)рецензия на книгу.

9.Найдите ошибку.

1)возвращаясь;2)скользя; 3)нарисуя; 4)петляя.

10.Укажите морфологические признаки причастия.

1)вид;2)спряжение;3)падеж; 4)возвратность.

Часть 2.За каждое верно выполненное задание начисляется 3 балла.

11.Какой глагол не образует личных форм?

1)вечереть; 2)победить; 3)затмить; 4)защитить.

12.Вопрос  о переименовании этого города обсеждали после революции на страницах газеты «Советская Сибирь».Трудящимся было предложено около 30 различных названий, в том числе:Октябрьград,Обьград,Сибград,Сибкрайград.Но большинство проголосовало именно за это название. «Вся Сибирь строит новую жизнь»,-говорилось в одном  из писем читателей.Какое  название выбрали сибиряки?

1)Новокузнецк; 2)Новороссийск; 3)Новосибирск;4)Новгород.

13.Четвёртый лишний.

1)говорить по-русски; 2)беспорядочно разбросал; 3)с резьбой по фасаду; 4)пронзительно свистя.

14.В каком ряду во всех словах пишется одна  н?

1)ути(?)ый,смышлё(?)ый,конопля(?)ик;

2)румя(?)ый,негада(?)ый,расстрое(?)ый;

3)внтре(?)ый,серебря(?)ый,решё(?)ый;

4)реше(?)о,организова(?)о,нечая(?)ый.

15.Из ряда синонимов выберите слово,которому можно присвоить пометку офиц.:

1)разведчик; 2)агент;3)лазутчик; 4)шпион.

16.Каким термином называется процесс уподобление одного звука другому?

1)артикуляция; 2)вокализм» 3)редукция; 4)ассимиляция.

17.Укажите фразеологизм,имеющий значеие «безудержно», не зная предела,предаваться какому-либо(обычно предосудительному)занятию.

1)Уйти несолоно нахлебавшись.2)Пуститься во все тяжбы.3)Курить фимиам. 4)Как угорелый .

18.В каком предложении слово РОВНО имеет значение  «точно ,как раз»

1)Их денег оказалось ровно два рубля одиннадцать копеек.

2)Ровно полжизни прожил во Франции ,но то и  дело сравнивал с Россией.

3)Но спустя почти ровно год всё повторилось как в страшном сне.

4)Слышу: сзади она ровно мявкает.

19.Какое изобразительно-выразительное средство языка может быть проиллюстрировано строкой А.С.Грибоедова: «Шёл в комнату,попал в другую»?

1)эллипсис; 2)синтаксический параллелизм; 3)эвфемизм; 4)метафора.

20.Привидите пример пословицы,в которой есть разносклоняемые имена существительные.

Часть 3.За каждое верно выполненное задание начисляется 5 баллов.

21.Белобрысым называют человека,у которого белые (белая):

1)кожа; 2)волосы; 3)ресницы; 4)брови.

22. В 16 веке этот символ применялся для обозначения нотного знака, и только в конце 18 века стал употребляться в значении знака препинания.Инициатива его введения в практику русской письменной речи принадлежит Н.М.Карамзину.Происхождение этого слова не определено,но некоторые лингвисты предполагают,что оно образовано от слова  «прихрамывать».Что это за знак препинания?

1)запятая; 2)скобки; 3)кавычки; 4)двоеточие.

23.Эта буква русского алфавита появилась из древнерусской А/ «юс малый»,а современную её форму определил Пётр1.

1)А 2)Я 3)Ю 4)Ы.

24.Учитывая связи русского и чешского языка,определите, с каким словом соотносится чешское drobcek :

1)ребёнок; 2)облако; 3)былинка ;4)крошка.

25.Подберите к паре стыд-простуда третье родственное слово,значение которого позволило доказать наличие родства между двумя исходными словами :

1)стыдить; 2)студить; 3)терпеть ; 4)темнеть.

26.Назовите выдающего русского языковеда,первого крупного теоретика лингвистики в России.

1)В.И.Даль; 2)А.А.Потебня; 3)С.И.Ожегов; 4)В.В.Виноградов.

27.У каждого предлога есть свои «привязанности».С каким падежом употребляются предлоги  без,для,до,из,от,ради?

1)родительный падеж; 2)дательный падеж; 3)винительный падеж; 4)предложный падеж.

28.В поэзии 18-19 веков нередко встречаются усечённые формы прилагательных:сине море,злат венец,белы руки.В значении каких падежей они употребляются?

1)дательного-родительного;2)именительного-творительного;3)винительного звательного;4)именительного-винительного.

29.В русской художественной литературе 19 века,а также в словарях того периода довольно часто встречается стилистически окрашенное слово «Стрюцкий»(человек).Укажите возможные варианты толкования этого слова:

1)мелкий чиновник; 2)незаконнорождённый; 3)приодетый в немецкое платье; 4)все варианты допустимы.

30.В разговорной речи есть слово,которое целиком произносится с закрытым ртом.Состоит оно из двух слогов.Что это за слово?

1)куча; 2)да ну; 3)сейчас; 4) не-а.

Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

                                  по русскому языку

                                       7-8 классы

Вопрос 1.

Участники должны продемонстрировать знание фонетических законов  и графики русского литературного языка.

Ответ:

«Потаенными» М.В. Ломоносов назвал буквы, обозначающие 2 звука, так называемые «йотированные гласные»: е - [й э], я - [й а], ю - [й у], ё (во времена Ломоносова - і^ о, так как буква ё официально была признана лишь в 1784 г.) - [й о]

 Оценка: 0,5 балла за каждую названную букву. Дополнительный 1 балл за знание истории буквы «ё». Максимальный балл – 3.

Вопрос 2.

Участники должны продемонстрировать знания пассивного  словарного запаса русского языка.

Ответ:

Общим признаком данных слов является то, что они устаревшие и входят в состав пассивной лексики русского языка. Различие: слова лицедей (актер) и личина (лицо) относятся к архаизмам, которые всегда имеют синонимы в современном русском языке. Остальные слова вече, продразверстка, камергер – историзмы, которые не имеют синонимов в современном русском языке, т.к. обозначают явления или предметы, которые вышли из употребления.

Оценка: За каждое правильное объяснение – 1 балл. Максимальный балл -5

Вопрос 3

Участники должны продемонстрировать знания исторических процессов в языке.

Приведенные слова различаются полногласными и неполногласными сочетаниями в корне: -оро-, -оло-; -ра-, -ла-. Полногласие – это фонетический признак исконно русских слов (огород, короткий, голодный, схоронить, здоровье), а неполногласие – признак старославянизмов (глас, врата, глава).

Оценка: За каждую верную аргументацию – 1 балл. Максимальный балл – 8

Вопрос 4.

Участники должны показать знание словообразовательной системы русского языка.

Ответ:

Слова шелестенье, щебетанье, скрипенье, визжанье, хрустенье образованы от глагольных основ с конечными гласными основы а, е суффиксальным способом. Суффикс нь[й]/[е] используется главным образом в разговорной речи. Существительные шелест, щебет, скрип, визг, хруст образованы от глагольных основ безаффиксным способом (нулевая суффиксация, сокращение основы).

Оценка: За каждое объяснение – 5 баллов. Максимальный балл – 10.

Вопрос 5

Участники должны показать знание частеречной принадлежности слов русского языка.

Ответ:

  1. Подчинительный союз так что.
  2. Указательное местоимение так и подчинительный союз что.
  3. Субстантивированные (перешедшие в разряд существительных) порядковые числительные первое, второе, третье.
  4. Наречие времени (обстоятельственное) зимой.
  5. Предлог в силу.
  6. Существительное с предлогом в силу.

Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 6.

Вопрос 6.

Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.

Ответ:

  1. Словоформа «глагол» употреблено в значении <речь>.
  2. Словоформа «глаголом» употреблена в значении <словом>.
  3. Словоформа «глаголу» употреблена в значении <звук, речь>.
  4. Словоформа «глаголы» употреблена в значении <часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс>.

Оценка: За каждое объяснение – 1 балл. Максимальный балл – 4.

Вопрос 7.

Задание ориентировано на выявление знания изобразительно-выразительных средств русского языка.

Ответ:

В основе данных фраз лежит стилистический прием (фигура) – антитеза, для создания которой используются антонимы (языковые и контекстуальные).

Оценка: За определение стилистического приема – 1 балл, за указание на антонимы – 1 балл. Максимальный балл – 2.

Вопрос 8.

Участники должны показать знание о словосочетании и других синтаксических единицах в русском языке.

Ответ:

Словосочетанием считается сочетание полнозначных (знаменательных) слов, которые связаны подчинительной связью. Соединение слов папа и мама происходит с помощью сочинительного союза, значит связь между ними сочинительная, это сочетание не является словосочетанием. Второй пример я жду – это грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, связь между которыми называется координацией, такое соединение слов не является словосочетанием. Составная форма будущего времени глагола несовершенного вида буду знать также не является словосочетанием. Нельзя назвать словосочетанием и составную форму превосходной степени прилагательного самый красивый. К словосочетаниям относится сочетание очень умный, состоящее из прилагательного (главное слово) и наречия (зависимое), связь между которыми подчинительная (примыкание).

Оценка: За верный ответ – 1 балл, по 1 баллу за указание типа связи  в остальных сочетаниях слов. Максимальный балл – 5.

Вопрос 9.

Участники должны продемонстрировать знания способов подчинительной связи в русском языке.

Ответ:

Предложенные словосочетания связаны по типу управления. Однако словосочетание посмотреть из любопытства относится к способу связи примыкание, поскольку зависимая словоформа из любопытства является наречной, она не изменяется.

Оценка: За правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 1.

Вопрос 10.

Задание направлено на выявление у учащихся  умений работать с текстом.

Ответ:

Для достижения комического эффекта автор использует синонимы, лексические (умерла, преставилась, перекинулся, гигнулся)и фразеологические (отдать богу душу, сыграть в ящик).

Оценка: За правильный ответ – 5 баллов. Дополнительный 1 балл за разграничение лексических и фразеологических синонимов. Максимальный балл – 6.

Максимальное количество баллов – 50.

Методические рекомендации и ответы к заданиям муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

 по русскому языку

9 класс

Вопрос 1.

Участники должны продемонстрировать знание фонетических законов  и графики русского литературного языка.

Ответ:

«Самогласные» буквы соотносятся с гласными звуками, «согласные» - с согласными, а «безгласные» - это буквы, которые звуков не обозначают (ъ, ь).

Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 3.

Вопрос 2.

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка.

Ответ:

М.В. Ломоносов назвал «рассудительной» сравнительную степень сравнения качественного прилагательного. Примеры: простая форма сравнительной степени красивее, выше составная форма сравнительной степени – более/ менее красивый, более/менее высокий.

Оценка: За верный ответ – 1 балл. За каждый пример по 0,5 баллов. Максимальный балл – 3.

Вопрос 3.

Участники должны показать осведомленность в лингвистической терминологии.

Ответ:

а) грамматика;

б) категория падежа.

Оценка: 1 балл за определение каждого термина. Максимальный балл – 2.

Вопрос 4.

Участники должны показать знание семантической системы русского языка.

Ответ:

Превентивный – (спец.) предупреждающий что-нибудь, предохранительный.

Прекословить – (устар.) возражать, перечить.

Препирательство –  спор / от препираться – спорить (преимущественно по пустякам)

Прерогатива – (книжн.) исключительное право, привилегия государственного органа, должностного лица.

Оценка:  1 балл за каждое верное объяснение. Максимальный балл – 4.

Вопрос 5.

Участники должны продемонстрировать навыки словообразовательного анализа.

Ответ:

Предложенные существительные можно разделить на 3 группы:

мойКа, чистКа, проверКа – образованы от основы глагола с помощью суффикса –к-, обозначающего действие как процесс;

полянКа, землянКа – образованы от основ имен существительных женского рода, суффикс –к- с уменьшительно-ласкательным значением (во втором слове это значение утрачено).

горошинКа, пылинКа – образованы от основ имен существительных женского рода, суффикс –к- со значением единичности.

Оценка: За правильное разделение на группы – 3 балла. За словообразовательный анализ – 4. Максимальный  балл – 7.

Вопрос 6.

Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.

Ответ:

  1. глагол велят имеет несовершенный вид.
  2. глагол велю имеет совершенный вид.
  3. глагол атакуют имеет несовершенный вид.
  4. глагол атакует имеет совершенный вид.

Оба глагола являются двувидовыми, поскольку категория вида у данных глаголов определяется только в контексте.

Оценка: За каждый правильный ответ – 1 балл. За указание на характеристику категории вида у данных глаголов – 4 балла. Максимальный балл – 5.

Вопрос 7.

Участники должны продемонстрировать знание частеречной системы русского языка и синтаксических функций морфологических форм.

Ответ:

  1. сделанное – страдательное причастие прошедшего времени употреблено в значении существительного, синтаксическая функция – подлежащее; не сделанное – страдательное причастие прошедшего времени в значении существительного, синтаксическая функция – составное именное сказуемое;
  2. нелающий – действительное причастие настоящего времени в значении прилагательного, синтаксическая функция – определение;
  3. незнающему действительное причастие настоящего времени в значении имени существительного, синтаксическая функция – дополнение;
  4. непровинившемуся – действительное причастие прошедшего времени в значении имени существительного, синтаксическая функция – дополнение.

Оценка: За указание частеречной принадлежности – 4 балла, за указание синтаксической функции  - 4 балла. Максимальный балл – 8.

Вопрос 8.

Задание ориентировано на выявление знания изобразительно-выразительных средств русского языка.

Ответ:

Н. Рыленков использует в своем стихотворении стилистический прием -  парономазия, в основе которого лежит явление паронимии.

Оценка: За верный ответ – 2 балла. Максимальный балл – 2.

Вопрос 9.

Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления.

Ответ:

  1. Определенно-личное.
  2. Неопределенно-личное.
  3. Обобщенно-личное.
  4. Назывное (номинативное).
  5. Безличное.
  6. Безличное (инфинитивное).
  7. Неопределенно-личное.
  8. Обобщенно-личное.
  9. Определенно-личное.
  10. Безличное.

Оценка: За каждый верно указанный тип односоставного предложения – 1 балл. Максимальный балл – 10.

Вопрос 10.

Задание направлено на выявление у учащихся  умений работать с текстом.

Ответ:

Тема предложенного текста – «Гроза». Лучше всего тема выражена в третьем предложении текста. Предложения в тексте связаны последовательной связью. Используются лексические повторы, слова одной тематической группы, параллелизм синтаксических конструкций.

Оценка: По 2 балла за определение: а) темы текста; б) способа связи; в) средств связи. Максимальный балл – 6.

Максимальное количество баллов – 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...