Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов
рабочая программа на тему
Для просмротра и скачивания доступна программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов "В мире добра".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_1-4_klassy.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Название программы | Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов «В мире добра» |
Разработчик (и) программы | Воробьева Валерия Вячеславовна — заместитель директора по воспитательной работе в начальной школе |
Участники программы | Педагогический коллектив МБОУ «Лицей №16», обучающиеся лицея, родители обучающихся |
Актуальность темы | В процессе реализации данной программы создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым |
Цель | Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности |
Задачи |
|
Срок реализации | 2017-2021 гг. |
Перечень приоритетных мероприятий | Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как беседа, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др.), КВНы, экскурсии, спортивные игры и соревнования, общелицейские утренники, линейки, творческие отчеты, трудовые десанты, исследовательские работы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Система организации контроля за исполнение программы |
|
Пояснительная записка
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое звучание сегодня приобретает проблема воспитания доброй и толерантной личности. В сложившейся ситуации назрела необходимость составления программы «В мире добра».
М. Пришвин говорил, что доброта - это солнце, которое согревает душу человека. «Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». В современном жестоком мире счастливая жизнь невозможна без человеческой доброты, а доброту надо воспитывать в детских сердцах с раннего возраста.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах.
Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы:
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип коллективизма;
- доступность;
- научность.
Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом городских, республиканских мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, лицея.
2 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, лицея, микрорайона;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
3 класс
- проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации лицея, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и лицея;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Этапы реализации программы (2017 – 2021 гг.):
- Подготовительный. Разработка и экспертиза программы развития. Определение приоритетных направлений развития на каждый учебный год. Теоретическое изучение и осмысление проблем программы.
- Практический. Реализация основных задач программы через различные формы деятельности участников образовательного процесса.
- Заключительный. Экспертиза реализации программы развития. Определение основных проблем и путей их преодоления на новый период развития.
Содержание программы
(Основные программные мероприятия)
1 класс "Мой дом - моя крепость"
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
"Спорт и здоровье" | - формировать понимание значимости здорового образа жизни; - мотивировать на посещение спортивных кружков и секций. | "Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки" "Зимние забавы" | беседа о режиме дня спортивный праздник на природе |
"Труд и порядок" | - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. | "Любимый лицей — чистый лицей" "Содержи в порядке книжки и тетрадки" | беседа беседа |
"Патриот" | - формировать нравственную культуру семьи; - формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего. | "Достопримечательности нашего города" "Символика родного края" | фотовыставка беседа |
"Наука и образование" | - формировать любознательность, интерес к знаниям. | "Мои любимые уроки" "Клуб Почемучек" | викторина - игра поисковая деятельность |
"Досуг" | - создавать дружескую и творческую атмосферу. | "День рожденья только раз в году!" | праздник |
"Мир прекрасного" | - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей; - направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей. | "Птицам нужна помощь" "Алло, мы ищем таланты!" | изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку" час творчества |
2 класс "Что такое - хорошо, что такое — плохо?"
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
"Спорт и здоровье" | - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. | "Полезные привычки" "Весёлые старты" "Береги здоровье" | Викторина спортивный праздник конкурс семейных плакатов |
"Труд и порядок" | - приобщать к общественно - полезной деятельности | "Книжкина больница" "Данила - мастер" Операция "Чистюлька" | операция выставка - конкурс трудовой десант |
"Патриот" | - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям; - знакомить с общественно - политической жизнью страны. | "Герои города в названиях улиц" "Символика России" | обзорная экскурсия поисковая работа |
"Наука и образование" | - расширять кругозор; - воспитывать культуру умственного труда. | Лингвистический кросс Математический кросс "Что? Где? Когда?" | интеллектуальный конкурс интеллектуальный конкурс викторина |
"Досуг" | - создавать условия для проявления творческой индивидуальности; - воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства. | "Кто что любит и умеет делать" "А, ну-ка, мальчики" "В стране Мультфильмии" "О бабушках и дедушках" | конкурс- викторина игра - соревнование на открытом воздухе игра -путешествие беседа |
"Мир прекрасного" | - создавать условия для творческой самореализации обучающихся; - приобщать к традициям школьного коллектива. | "Ярмарка чудес" "Тропинка школьная моя" | творческий конкурс создание классного альбома |
3 класс "Мир человеческих чувств"
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
"Спорт и здоровье" | - формировать способности управлять своим здоровьем. | "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам" "Мои спортивные успехи и достижения" | беседа беседа |
"Труд и порядок" | - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. | Образ лицеиста "Мои поручения в классе и дома" | беседа отчёт |
"Патриот" | - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. | "С чего начинается Родина?" "Дети — герои" "Имею право. Мои права" | Дискуссия групповая поисковая деятельность игра |
"Наука и образование" | - приобщать к разнообразной творческой деятельности; - формировать потребность в самообразовании. | Участие в олимпиадах "Я - исследователь" | Олимпиада конкурс исследовательских работ |
"Досуг" | - формировать желание проявлять творческую инициативу. | "Сотвори солнце в себе" Операция "Новый год" Проводы зимы | акция добра изготовление игрушек на школьную елку праздник "Масленица" |
"Мир прекрасного" | - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни; - создать атмосферу взаимной заинтересованности. | "Самым любимым и родным:" "Прекрасное в моей жизни" "Правила хорошего тона" "Учимся правильно жить и дружить" "Сделай мир добрее" | конкурс стихов коллаж учебная игра практическая игра акция |
4 класс "Жизнь дана на добрые дела"
Направление | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения |
"Спорт и здоровье" | - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. | "Посеешь привычку - пожнёшь характер" "Экологическая тропа" "Всей семьёй - на старт!" | устный журнал игра - путешествие семейная спартакиада |
"Труд и порядок" | - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. | "Порядок в труде - порядок в знаниях" "Школьный двор - лучший двор" | рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома трудовая акция |
"Патриот" | - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны; - обучать пониманию смысла человеческого существования. | "Природа родного края" "У войны не женское лицо" "Жизнь дана на добрые дела" | посещение музея исследовательская деятельность круглый стол в кругу друзей |
"Наука и образование" | - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. | Предметные олимпиады Фестиваль Знаний и творчества | Олимпиада смотр достижений выпускников начальной школы |
"Досуг" | - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; - поддерживать и направлять работу органов самоуправления. | "Мои интересы, мои возможности" Поход в лес "Я умею, я могу, я хочу" | беседа путешествие отчёт о выполнении обязанностей |
"Мир прекрасного" | - формировать желание активно преобразовывать действительность | Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного" "Гармония в природе" | поисковая работа экологический плакат |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Основные направления | Формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | индивидуальные и тематические консультации |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы лицея и класса | |
родительское общественное патрулирование | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе попечительского совета лицея |
участие родителей класса в работе родительского комитета | |
участие в работе общественного совета содействия семье и лицею |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
Подготовительный период | ||
Август | Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. | администрация школы, психолог, учитель |
1 класс | ||
I четверть | Младший школьник: особенности развития. | учитель, психолог |
Трудности адаптации первоклассников. | учитель, психолог | |
II четверть | Родителям о внимании и внимательности. | учитель |
III четверть | Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? | учитель, психолог |
IV четверть | Итоги адаптации первоклассников. | учитель |
Перелистывая страницы учебного года. | учитель | |
2 класс | ||
I четверть | Особенности учебников, по которым учатся дети. | учитель |
II четверть | Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. | учитель |
III четверть | Причины и последствия детской агрессии. | учитель, психолог |
IV четверть | Поощрение и наказание детей в семье. | учитель, родительский актив |
3 класс | ||
I четверть | Семейные праздники и их значение для ребёнка. | учитель |
II четверть | Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. | учитель, библиотекарь, психолог |
III четверть | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | учитель |
IV четверть | Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. | врач, учитель |
4 класс | ||
I четверть | Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. | врач, учитель |
II четверть | Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. | учитель |
III четверть | Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. | учитель |
IV четверть | Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" | учитель |
Ожидаемые результаты:
- Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку.
- Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.
- Привитие здоровье сберегающих навыков.
- Формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.
- Формирование уважительного, ценностного отношения к труду,
- Формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.
Тематические периоды воспитательной работы
(план-график реализации программы)
№п\п | Название периода | Дата | Классы |
«Здравствуй, школа!» | Сентября | 1 -4 | |
«В здоровом теле – здоровый дух» | Сентябрь | 1 -4 | |
«Золотая осень…» | Сентябрь-октябрь | 1 -4 | |
«Люблю тебя, мой край родной» | Октябрь | 1 -4 | |
«Встречаем матушку- зиму» | Ноябрь-декабрь | 1 -4 | |
«Славим Армию родную» | Февраль | 1 -4 | |
«С Днём 8 марта!» | Март | 1 -4 | |
«Человек и природа» | Март-апрель | 1 -4 | |
«С Днем Победы!» | Май | 1 -4 | |
«В ожидании лета» | Май-июнь | 1 -4 | |
«Здравствуй, лето красное!» | Июнь | 1 -4 |
План воспитательной работы разрабатывается ежегодно заместителем директора по ВР в начальной школе в соответствии с тематическими периодами и утверждается директором МБОУ «Лицей №16 г.Кызыла Республики Тыва».
План воспитательной работы 1-4 классов 2017-2018 учебного года
МБОУ «Лицей №16 г.Кызыла Республики Тыва»
Мероприятие | Классы | Дата | Ответственные | |
«Здравствуй, школа!» (Сентябрь) | ||||
Праздник Первого Звонка | 1-4 | 01.09.17 | Пед.коллектив | |
Кл. часы по ПДД, ППБ | 1-4 | По расписанию | Кл. руководители | |
Лицейский конкурс классных уголков | 1-4 | Воробьева В.В. | ||
Лицейский конкурс рисунков по ПДД «Внимание, дорога!» | 1-4 | 11.09.17 -15.09.17 | Даваа Д.А. | |
Выбор активов классов | 3-4 | По расписанию | Кл. руководители | |
Праздник «Посвящение первоклассников в ученики» | 1,4 | 22.09.17 | Кл. руководители | |
«В здоровом теле – здоровый дух» (Сентябрь) | ||||
День здоровья | 1-4 | 02.09.17 | Учителя физкультуры | |
Кл. часы о ЗОЖ | 1-4 | По расписанию | Кл. руководители | |
Игры «Весёлые старты» | 1 2-4 | Учителя физкультуры | ||
Выставка рисунков «Будем здоровы!» | 2-4 | 18.09.17 – 22.09.17 | Дамбаа Э.М. | |
«Золотая осень…» (Сентябрь-октябрь) | ||||
Выставка поделок, букетов, рисунков «Золотая осень» | 1-4 | 29.09.17 | Даваа Ш.В. | |
Выставка рисунков «Золотая осень» | 1-4 | 25.09.17 – 29.09.17 | Кужугет Ч.М. | |
Концерт, посвященный Дню Учителя | 2-4 | 05.10.17 | Пед.коллектив | |
Выставка рисунков «Мой учитель» | 1-4 | 02.10.17 – 06.10.17 | Базыр-оол Д.М. | |
«Люблю тебя, мой край родной» (Октябрь) | ||||
Классные часы на тему «Путешествие по родному краю» | 1-4 | По расписанию | Кл. руководители | |
Конкурс рисунков «Мой сказочный край» | 1-4 | 06.11.17 – 11.11.17 | Монге А.А. | |
Выставка рисунков «Моя мама», посв. Дню Матери | 1-4 | 20.11.17 – 24.11.17 | Кыргыс В.Д. | |
Мероприятие в классе», посв. Дню Матери | 1-4 | По расписанию | Кл. руководители | |
«Встречаем матушку-зиму» (Ноябрь-декабрь) | ||||
Классные часы на новогоднюю тематику | 1-4 | Кл. руководители | ||
Оформление классных кабинетов | 1-4 | 02.12.17 | Кл. руководители | |
Конкурс новогодних игрушек «Фабрика деда Мороза» | 1-4 | 15.12.17 | Суван Д.Н. | |
Конкурс – выставка новогодних газет (от классов) | 1-4 | 11.12.17 - 15.12.17 | Терехова Т.И. | |
Новогодние утренники | 1-4 | Пед.коллектив | ||
«Славим армию родную» (Февраль ) | ||||
Игры мальчиков «Сильные, смелые, ловкие» (посв. Дню Защитника Отечества) | 3,4 | 16.02.18 | Тумат Ю.В. | |
Выставка рисунков «На страже Родины» | 1-4 | 19.02.18 – 23.02.18 | Ховалыг А.К. | |
Классные часы на тему «Защитники Отечества во все времена» | 1-4 | По расписанию | Кл. руководители | |
Конкурс стихов «Славим армию родную» | 1-4 | 22.02.18 | Иргит С.Ч. | |
«С Днём 8 марта!» (Март) | ||||
Выставка рисунков «Заботливая мама…» | 1-4 | 05.03.18 – 09.03.18 | Оюн Ш.М. | |
Конкурс стихов «О мамах» | 1-4 | 07.03.18 | Сат С.Т.-Б. | |
«Человек и природа». «Космос далёкий и близкий» (Март-апрель) | ||||
Классные часы на космическую тематику | 1-4 | По расписанию | Кл. руководители | |
Выставка рисунков «Космос далёкий и близкий» | 1-4 | 09.04.18 – 13.04.18 | Ортеней Д.К. | |
«С Днём Победы!» (Май) | ||||
Классные часы «Всё для фронта – всё для Победы» | 1-4 | По расписанию | Кл. руководители | |
Праздник военной песни | 3,4 | 04.05.18 | Шаравии Е.С. | |
Выставка рисунков «Сердцем к подвигу прикоснись» | 1-4 | 07.05.18 – 11.05.18 | Бора-Тараа Р.О. | |
«В ожидании лета!» (Май-июнь) | ||||
День Здоровья | 1-4 | 18.05.18 | Учителя физкультуры | |
Праздник «Последний звонок» | 4 | Пед.коллектив | ||
«Здравствуй, лето красное» (Июнь) | ||||
Работа летней оздоровительной площадки | 1-4 | Воробьева В.В. |
Список литературы:
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 20013.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2016.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2012.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса
Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...
Программа воспитания и социализации обучающихся 6 класса
Программа воспитания и социализации обучающихся 6 класса составлена согласно ФГОС ООО и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России....
Программа воспитания и социализации обучающихся 5 - 9 классов
Азбука личностного роста...
Программа воспитания и социализации обучающихся 5 - 9 классов
Школьная программа воспитания и социализации...
Программа воспитания и социализации обучающихся 5-9 классов "Новое поколение"
Программа воспитательной работы 5-9 классов...
Программа воспитания и социализации обучающихся 10 а класса «Человек – это звучит гордо»
Классное руководство...