Программа воспитания и социализации обучающихся 10 а класса «Человек – это звучит гордо»
методическая разработка на тему

 Завражнова Анастасия Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Бутурлинская средняя общеобразовательная школа

имени В.И. Казакова

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Бутурлинская СОШ им. В.И. Казакова»

_____________ Хрулёва Е.Г.

от «     »_августа__2017 г.

«Утверждено»

Директор МАОУ «Бутурлинская СОШ им. В.И. Казакова

_____________ Федоров А.Н.

Приказ №

от «     »_августа__2017 г.

Программа воспитания и социализации

обучающихся 10 а класса

«Человек – это звучит гордо»

Составил

Классный руководитель 10А класса  учитель английского языка первой квалификационной категории

Завражнова Анастасия Александровна

2017 год

р.п. Бутурлино

Паспорт программы

 Наименование программы

 Человек – это звучит гордо

Основания для

разработки

         Конвекция ООН о правах ребенка;

         Конституция РФ;

         Закон РФ “Об образовании”;

         Устав ОУ

Цель программы

Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда

Задачи программы

         Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.

         Воспитывать  активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность

         Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.

         Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.

         Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.

Сроки реализации программы

2017-2019 гг.

Исполнители основных мероприятий программы

Классный руководитель, учащиеся, родители учащихся, представители различных общественных организаций

Ожидаемые результаты

Выпускник, адаптированный к условиям современного общества:

         сформировавший в себе личностные качества;

         обладающий культурой общения и постоянно развивающийся в этом направлении;

         объединяющий в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;

         креативно мыслящий, сохраняющий при этом алгоритмичность рассуждений;

         психологически адаптированный: устойчивый к стрессам, имеющий навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;

         испытывающий потребность в труде, профессиональной деятельности;

         способный руководить, решать проблемы, склонный к научно-исследовательской работе;

         свободно владеющий информационными и коммуникационными технологиями и применяющий их в своей повседневной деятельности.

Пояснительная записка

 

I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-ориентированными методами

 

       Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации Российского образования и концепцией профильного обучения является ориентация обучающихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности.  Верхнеачакская  школа  создаёт  условия для новой роли  в профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Воспитывает в обучающихся целеустремлённость, любознательность и любовь к родному краю. В этом  заложен глубокий и мудрый смысл: питать, подкреплять юное подрастающее поколение, заботиться не только о хлебе насущном, но и о пище духовной, впитывая которую молодой человек вырастет гармоничным и полезным для общества.

             Сегодня многие дети большую часть времени проводят в школе. Любой ребенок в Бутурлинской СОШ имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

            Все это особенно важно в 10-11 классах, когда подростки стоят на пороге  взрослой жизни, требующей от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию.

            Класс – это общество личностей, поэтому эмоционально – психологические отношения в классе должны быть направлены на личностное развитие каждого ребенка. В таком коллективе должны быть сформированы:

  • Общечеловеческая культура;
  • Соучастие и сопереживание;
  • Умение взаимодействовать.

          В  планирование воспитательной работы особое место уделяется организации диспутов, бесед за «круглым столом», работе над различными значимыми проектами.

            Воспитательная работа концентрируется по видам деятельности: познавательной, ценностно - ориентированной, спортивной и свободному общению, среди которых отводится особая роль развитию способности учащегося самостоятельно строить собственную жизнь и самого себя в процессе межличностных отношений.

       

  Программа   ориентирована  на воспитание обучающихся, которые  способны:

         гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

         самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

         грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

         быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело, выходя из любых конфликтных ситуаций;

         самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

       Реализация  мероприятий программы предполагает тесное взаимодействие классного руководителя со школьным психологом, учителями-предметниками, педагогами – организаторами, социальным педагогом, медицинскими работниками, родителями и т.д.

     Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую  диагностику.

 

II. Основные цели и задачи Программы

 

Целью  Программы является: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

 

В ходе выполнения Программы должны быть решены следующие задачи:

         Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.

         Воспитывать  активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность

         Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.

         Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.

         Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.

 

III. Сроки и этапы реализации Программы  2017 –  2018 г. г.

I этап 2017-2018 учебный год 10 класс

Цели:

1. Формирование нового классного коллектива.

2. Развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.

Задачи:

1. Объединить учащихся вокруг идеи социального проектирования, через создание в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.

2. Содействовать процессам  самовоспитания, самообразования, самопознания.

3. Вовлекать каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности десятиклассников.

4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.

5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.

II этап 2018-2019 учебный год 11 класс

Цель: Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи:

1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.

2.Содействовать формированию качеств личности,  способной адаптироваться в современных условиях жизни.

3. Оказывать помощь в  профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

 

Ожидаемые конечные результаты Программы

Реализация программы позволит воспитать  выпускника, адаптированного к условиям современного  общества:

         сформировавшего в себе личностные качества;

         обладающего культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;

         объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;

         креативно мыслящего, сохраняющего при этом последовательность рассуждений;

         психологически адаптированного: устойчивого к стрессам, имеющего навыки самопознания, самоорганизации;

         испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;

         способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;

         способного рационально организовать свой досуг;

         свободно владеющего информационными и коммуникационными технологиями и применяющего их в своей повседневной деятельности.

 

 Структура Программы

 

Программа включает в себя следующие блоки:

I Блок. Психологическое сопровождение воспитательной работы

1. Сопровождение адаптационного процесса.

2. Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья.

3. Изучение уровня психологического здоровья обучающихся.

4. Оказание помощи в вопросах профориентации

II Блок. Организация разновидовой  деятельности учащихся класса

1. Интеллектуально-познавательная деятельность.

2. Ценностно-ориентированная  деятельность.

3. Общение.

4. Спортивно-оздоровительная деятельность.

III Блок. Формирование личностных качеств учащихся

1. Я – личность.

2. Я и коллектив.

IV Блок. Профориентационная работа

1. Профинформирование и профпросвещение.

2. Профконсультирование.

Профинформирование и профпросвещение обеспечивают:

         знание мира профессий,  представления о требованиях к каждой профессии и человеку;

          о типах учебных  заведений;

          о востребованности профессии на  современном рынке труда и т.д

Профконсультирование –  получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др.

VI. Блок. Взаимодействие  с родителями

1. Коллективная деятельность.

2. Индивидуальная работа.

VI. Блок. Организация мониторинга и аналитико-диагностической деятельности

1. Организация и проведение диагностических мероприятий:

- диагностика адаптации в 10 классе;

- диагностика уровня учебной мотивации;

-диагностика профессионального выбора;

-диагностика уровня развития классного коллектива;

-диагностика уровня воспитанности;

2. Организация и проведение мониторинга и пробных экзаменов (олимпиады,конкурсы) разных уровней.

3.Мониторинг учебных и внеучебных достижений учащихся – формирование портфолио.

 

Психологическое состояние воспитательной работы в классе

 

№п\п

Мероприятия

Ответственный

Примечания

1.

Адаптация учащихся 10а класса 

Классный руководитель

Сентябрь-октябрь 2017 г.

2.

Анкетирование  учащихся по адаптации на достаточную сформированность общеучебных умений.

Учителя-предметники

октябрь 2017 г.

3.

Изучение уровня психологического здоровья обучающихся.

Психолог Черепейникова К.Е.

ноябрь 2017 г.

4.

Профориентационные беседы.

Классный руководитель

в течение учебного года по плану.

  

Организация разновидной  деятельности учащихся класса

 

№п\п

Мероприятия

Ответственный

Примечания

1.

Участие в НПК «Поиск»

Учителя-предметники

февраль 2018 г.

Март 2018

2.

Спортивные соревнования 10-11 классами

физорг класса,

Андреев А.В.

в течение года

3.

Конкурс чтецов

Ситнова Н.В.

Декабрь-январь

4

Участие в предметных олимпиадах

Учителя-предметники

Сентябрь -ноябрь

Формирование личностных качеств учащихся

№п\п

Мероприятия

Ответственный

Примечания

1.

Кто такой «Я» (мой автопортрет).

Классный руководитель

сентябрь 2017 г.

2.

Мой любимый герой (пример для подражания).

Классный руководитель

апрель 2017 г.

3.

Хозяин своего «Я» (умение управлять и контролировать своё поведение и поступки).

Педагог-психолог

май 2018 г.

4.

Телефон (правила общения по телефону).

Классный руководитель

ноябрь 2017 г.

5.

Я моё общение с одноклассниками

Классный руководитель

сентябрь 2017

 Профориентационная работа

 №п\п

Мероприятия

Ответственный

Примечания

1.

Классный час «Есть такая профессия…»

Классный руководитель

март 2018

2

Экскурсия в бюро занятости

Классный руководитель

октябрь 2017

3.

Тестирование «Моя будущая профессия»

Педагог-психолог

март 2018

4.

Экскурсия в Княгининский  НГИЭИ

Классный руководитель

Май 2018

5.

Ярмарка профессий

Классный руководитель

Апрель 2018

 

Взаимодействие  с родителями

 

№п\п

Мероприятия

Ответственный

Примечание

1.

Лыжная прогулка на спортивную базу «Надежда»

Родительский комитет

январь 2018

2.

Индивидуальные беседы с родителями

Классный руководитель

В течение года 

3.

Посещение семей

Классный руководитель

В течение года 

4.

Совместный поход

Родительский комитет

июнь 2018

 

 

 

 

Основные программные мероприятия

 

Механизм  реализации программы

 

                Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности.

                Организация и внедрение в практику воспитательной работы мероприятий, направленных всестороннее развитие личности ученика.

 

 

           

 

VII. Основные  виды деятельности и формы работы

 

Психологическое сопровождение воспитательной работы (изучение личности ученика):

Цель: Способствование личностному, социальному, профессиональному самоопределению ученика

виды деятельности: сопровождение адаптационного процесса, проведение дней психологической адаптации, тестирование, анкетирование, микроисследования, профессиональная диагностика; совместно с психологом Черепейниковой К.Е.

Физическое развитие:

Цель: Создание условий для формирования у учащихся представления о ценности своего здоровья и здоровья других.

виды деятельности: тематические классные часы, участие в спортивных мероприятиях, пропаганда физической культуры; совместно с учителем физической культуры Андреева А.В.

Интеллектуальное  развитие:

Цель: Воспитание интереса к знаниям, желание постоянно повышать свой интеллектуальный уровень

виды деятельности: работа над проектами,  познавательные классные часы,  участие в интеллектуальном марафоне, олимпиадах, конкурсах; совместно с Шашковой М.Г. и Хрулёвой Е.Г., заместителями по УВР.

Духовно – нравственное развитие:

Цель: Формирование основ нравственности личности, ценностное отношение к человеческой жизни

виды деятельности: тематические классные часы, диспуты, дискуссии, ролевые игры, вечера;

Социальное развитие:

Цель: Создание  атмосферы делового  творческого общения. Формирование гуманистического отношения ученика к окружающему миру.

Виды деятельности: социальное проектирование, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия, участие в субботниках; совместно с соцпедагогом Таракановой А.В.

Профориентация:

цель: оказание помощи в профессиональном самоопределении

Виды деятельности: мониторинг состояния здоровья, определение физических возможностей к освоению  профессий, изучение интересов и склонностей к той или иной профессии, мой темперамент и моя профессия, диагностические консультации, участие в мероприятиях по профориентации, тестирование, экскурсии, проекты. Люди интересных профессий.

Работа с родителями:

цель: Привлечение родителей к организации жизни и деятельности классного коллектива, к воспитанию класса

виды деятельности: изучение воспитательного потенциала семьи, психолого–педагогический всеобуч родителей, вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс, индивидуальная работа с родителями;

  

План-график реализации программы

VIII. Мероприятия, направленные на реализацию программы

Примерная тематика классных часов 10 а класса

Направление «Я - человек»

 

Тема

Форма проведения

Время провед

 

Давайте познакомимся.

игра

сентябрь

 

Быть человеком. Человек и его поступки

дискуссия

сентябрь

 

Чему нас учат притчи

беседа

сентябрь

 

Дорога, которую мы выбираем

дискуссия

октябрь

 

Я-гражданин

Круглый стол

октябрь

 

Самооценка личности

Игра. тренинг

октябрь

 

Счастье

 

 

 

Уметь прощать

дискуссия

ноябрь

 

Я славлю ту женщину, чье имя мать

Литерат.гостиная

ноябрь

 

Легко любить человечество...

дискуссия

декабрь

 

Деньги  - это счастье?

диспут

 декабрь

 

Казнить нельзя помиловать

дебаты

январь

 

Путь к успеху — цена успеха

дискуссия

февраль

 

«Расскажи мне о обо мне»

Круглый стол

апрель

 

Семья в моей жизни

дискуссия

апрель

Направление «Гражданско- патриотическое»

 

Тема

Форма проведения

Время

1

Крещение Руси

Классный час с презентацией

сентябрь

2

День единства и согласия

дискуссия

перед 4.ноября

3

72-годовщине 2 Мировой войны

Литературно-музыкальная композиция

сентябрь

4

Есть такая профессия Родину защищать

беседа

февраль

5

«О них мы будем помнить всегда»

экскурсия

май

6

Классный час "Есть такое слово –«выстоять» посвященный Дню Победы.

Встреча с интересными людьми

май

 

Направление «Здоровый образ жизни»

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

Сквернословие

дискуссия

ноябрь

2

Красота нормы

дискуссия

ноябрь

3

Современная молодежная мода и здоровье

дискуссия

декабрь

4

Оптимизм и пессимизм

Дискуссия, тренинг

декабрь

5

Возможности человеческой памяти

тренинг

март

6

 «Не все полезно, что в рот полезло» о вреде здоровью рекламных продуктов

Час общения

апрель

 

Направление «Духовно-нравственное»

 

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

Рождественские посиделки

Театрализованная игра

январь

2

«Всему начало любовь…»

дискуссия

3 четверть

3

Славная Масленица

Театрализованная игра

март

4

Светлая Пасха

Театрализованная игра

апрель

5

День славянской письменности

дискуссия

май

 

Примерная тематика классных часов 11 а класса

Направление «Я - человек»

 

Тема

Форма проведения

Время провед

 1

Нужны ли нам мигранты?

дискусия

сентябрь

 2

Молодежный сленг

Классный час

сентябрь

 3

Как провести свободное время

беседа

сентябрь

 4

Что нами движет при выборе профессии

Классный час

октябрь

 5

Наша природа

Экологический классный час

октябрь

 6

Вечные ценности

Круглый стол

октябрь

 7

Депрессия и способы борьбы с ней

 Игра, тренинг

 ноябрь

 8

Отцы и дети

беседа

ноябрь

 9

Я славлю ту женщину, чье имя мать

Литерат.гостиная

ноябрь

 10

Можно ли прожить без ссор и обид?

Психологический практикум

декабрь

 11

Что день грядущий мне готовит?

Классный час (Рождество,святки)

 декабрь

 12

Лучший способ найти друга – самому стать хорошим другом

Игра

январь

 13

 Экзамены – это не страшно!

беседа

февраль

 14

Девочка. Девушка. Женщина

беседа

март

 15

Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн

конференция

апрель

 16

Без любви все – ничто!

Классный час с элементами игры

апрель

 17

«Корзина грецких орехов»

Выбрасываем свои проблемы.

Час общения

май

 

Направление «Гражданско- патриотическое»

 

Тема

Форма проведения

Время

1

300-летие Нижегородской губернии

Классный час

Классный час с презентацией

сентябрь

2

День единства и согласия

дискуссия

перед 4.ноября

3

День воинской славы России

Информационно-познавательный классный час, посвященный Дню воинской славы России

декабрь

4

Есть такая профессия Родину защищать

Час общения

февраль

5

Я и закон (Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних)

Классный час в форме игры

март

6

Письмо неизвестному солдату

Классный час в форме устного журнала

май

7

Мы помним о вас, ветераны

Оказание шефской помощи ветеранам

май

 

Направление «Здоровый образ жизни»

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

Профилактика и способы лечения простудных заболеваний

Беседа с мед.работником

сентябрь

2

Кросс нации

Легкоатлетический кросс

сентябрь

3

Что делает человека здоровым и счастливым?

Дискуссия

ноябрь

4

Здоровье и моя профессия

Дискуссия, тренинг

декабрь

5

Имя беды наркотики

Пресс-конференция

март

6

 Мы сделали свой выбор – здоровье

Час общения

апрель

 

Направление «Духовно-нравственное»

 

Тема

Форма проведения

Время проведения

1

Международный День Учителя «Примите наши поздравления».

концерт

октябрь

2

Крым и Россия-мы вместе…

дискуссия

ноябрь

3

Добрые слова и дела

дискусия

март

4

Светлая Пасха

Театрализованная игра

апрель

5

Толерантность с точки зрения православия

дискуссия

май

 

Общешкольные мероприятия:

  • День Знаний
  • День учителя
  • Осенний бал
  • Посвящение в первоклассники
  • День матери
  • Мы встречаем Новый год
  • Конкурс  «Солдатская смена»
  • КТД «8 марта»
  • Митинг «Мы помним те Великие года»
  • Вахта памяти
  • Праздник Последнего звонка
  • «Бегом за здоровьем»
  • Выпускной вече
  • Каждый месяц в школе проходит предметная неделя, спортивные соревнования, конкурсы.
  • Традиционные месячники профилактики правонарушений и преступлений

Примерные темы родительских собраний 2017-2018 уч.год

Тема

Время проведения

1

«Психологические особенности старшеклассников. Особенности обучения в профильной школе»»

сентябрь

2

Конфликты с детьми и пути их решения.

декабрь

3

Помощь семьи в профсамоопределении подростков

2 четверть

4

Текущие вопросы. Итоги 1 полугодия.

2 четверть

5

А что мы знаем о школьной жизни своего ребёнка. Видео-послание учащихся

3 четверть

6

Родительский урок.

3 четверть

7

Итоговое собрание

4 четверть

Тема

Время проведения

1

Знакомство с «Положением о проведении Единого государственного экзамена»

сентябрь

2

Зрелость школьника. В чем она заключается?

декабрь

3

Воспитание чувства долга и ответственности. Примеры родительской педагогики.

март

4

Экзамены. Как подготовить к ним ребенка

апрель

5

Итоговое собрание

май

 Примерные темы родительских собраний 2018-2019 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...

Программа воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Локальный докумлент учреждения дополнительного образования детей. Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федераль...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень основного общего образования "Стать Человеком"

Настоящая Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...