Исследовательский проект "Мой дедушка образец нравственности"
творческая работа учащихся (5 класс) на тему
Содержание
1.Введение………………………………………………………………стр 3
2.Дедушка: ступени жизни…………………………………………….стр 5
2.1.Детство……………………………………………………………..стр 5
2.2.Путь к Герою……………………………………………………….стр 5
2.3.В кругу семьи………………………………………………………стр 9
2.4. Что после славы?..............................................................................стр 9
3.Заключение …………………………………………………………..стр 11
4.Список использованных источников и литературы………………..стр 12
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samotaeva_yana.docx | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация отдела образования Тюльганского района
МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальный фестиваль семейных проектов
«Отечество у нас — одна Россия»
Номинация ««Человек на своем месте»»
Исследовательский проект на тему:
«Мой дедушка образец нравственности»
Авторы: ученица 4 класса
Самотаева Яна
Научный руководитель:
Бережная Наталья Алексеевна
тренер-преподавать курса ОРКСЭ
Благодарное 2016 год
Содержание
1.Введение………………………………………………………………стр 3
2.Дедушка: ступени жизни…………………………………………….стр 5
2.1.Детство……………………………………………………………..стр 5
2.2.Путь к Герою……………………………………………………….стр 5
2.3.В кругу семьи………………………………………………………стр 9
2.4. Что после славы?..............................................................................стр 9
3.Заключение …………………………………………………………..стр 11
4.Список использованных источников и литературы………………..стр 12
- Введение
Человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь, оставляет после себя след. Каждый заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Я внучка героя социалистического труда Самотаева Петра Филипповича(Приложение 1). Тому, что дедушка - герой, я особо не придавала значения до тех пор, пока учитель на уроке ОРКСЭ не привела его в пример как образец нравственности – труженика, патриота, коллективиста. Мне стало интересно более подробно узнать о жизни дедушки.
Целью моей работы является изучение жизненного пути и трудовой деятельности моего дедушки Самотаева Петра Филипповича.
Мною были поставлены следующие задачи:
- узнать, за какие заслуги присваивается звание Герой Социалистического труда;
-изучить главные события и основные этапы жизненного пути дедушки;
-провести беседы с ближайшими родственниками, изучить материалы (документы, фотографии), хранящиеся в семейном архиве;
- рассказать одноклассникам о своем дедушке.
Моя работа актуальна не только потому, что незнание истории своих предков – это неуважение, но и потому, что новое поколение не интересуется жизнью своего края, не знают людей, которыми можно гордиться.
Объект исследования - жизненный путь моего дедушки.
Предметисследования - фотоальбомы семьи, беседы с родными и близкими, документы, дипломы, почетные грамоты.
Для изучения биографии дедушки использовала следующие методы исследования: анализ литературы и документов, обзор интернет - ресурсов по теме, опрос родных и односельчан, обработка результатов опроса.
В своей работе использовала статьи из газет «Южный Урал», «Оренбуржье», «Прогресс - Т», книгу Г. А. Мохунова «Герои Оренбуржья», биографический справочник «Герои труда» Россовского В. П.. Расширила свои знания о лексическом значении слов «герой» из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И., знания по теме – из Интернет-ресурсов. Также проанализировала документы, фотографии из семейного архива. Большую помощь при исследовании мне оказали мои родители.
Практическая значимость работы: полученные знания о Самотаеве П.Ф. будут использованы последующими поколениями.
2. Дедушка: ступени жизни
2.1.Детство
Родилсядедушка в селе Астрахановка в 1941 году в крестьянской семье. Ему был месяц от роду, когда его отец Филипп Иванович добровольцем ушел на фронт, хотя как кузнец имел бронь. А в 1943 году мать – Ефросинья Захаровна – получила на мужа похоронку. Прадедушка героически погиб под Смоленском и похоронен в братской могиле. У Ефросиньи Захаровныосталось на руках пятеро детей: Мария, Владимир, Константин, Илья и маленький Петя. В 1956 году дедушка окончил семилетку и пошел работать в колхоз прицепщиком, трактористом(Приложение 2).Учился у старшего брата Константина и механизатора Василия Васильевича Анфимова. Все постигал смекалистым умом, самообразованием (любой возможностью поучиться).
Важно и то, что рос дедушка в Астрахановке. Село это молоканское, там всегда жили общинно, в коллективе. Община никого не оставляла «без глаза», без помощи, но и каждый отвечал перед всеми. Люди в жизни придерживались строгих моральных норм (не курили, не употребляли спиртных напитков, не сквернословили), ценили семью. И еще молокане, так сложилось исторически, всегда сотрудничали с властью, то есть умение подчиниться воспитывалось с детства. Эти качества характера, заложенные с самого раннего возраста, и определили жизненную позицию моего дедушки: трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, дисциплинированность, умение стать во главе и умение подчиниться.
2.2. Путь к Герою.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 29 августа 1986 года моему дедушки Самотаеву Петру Филипповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и молот». (Приложение 3)
Из Большого советского энциклопедического словаря я узнала значение слов героизм, Герой Социалистического Труда.
Героизм (от греческого- heros-герой)- совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
Герой Социалистического Труда – в СССР почетное звание, высшая степень отличия за исключительные заслуги перед государством в области хозяйственного, культурного строительства, развития науки и техники.
А каков он, путь к герою? ...
В 19 лет мой дедушка становится механизатором. С ранней весны и до «белых мух» у дедушки была самая напряженная пора, а круг его обязанностей очень широк. Весной надо пахать землю, боронить пашню, культивировать и засевать поля семенами. Летом – косить, молотить, метать сено и солому, осенью – снова пахать, зимой – ремонтировать технику. Порой приходилось работать и в ночную смену.
В уборочную страду 1970 года дедушка пошел работать штурвальным к родному брату, а через годему доверили первый комбайн – СК -4. В первый же сезон он намолотил четыре тысячи центнеров зерна, на следующий год – восемь! За эти успехи мой дед Петр Филиппович удостоен ордена Трудового Красного Знамени.(Приложение 4)
За уборочную страду 1976 года Самотаев П.Ф. намолотил свыше двенадцати центнеров зерна, был награжден Орденом Ленина.(Приложение 5)
В 1979 году дедушка руководил впервые созданным в колхозе «Рассвет» уборочно-транспортным звеном, работающим по единому наряду. В школьном музее имеются воспоминания Нягова Константина Титовича – ветерана труда, первоцелинника, который проработал комбайнером 15 лет:«В 70-е годы по области создавались уборочно-транспортные звенья с работой по единому наряду. И у нас в районе решили попробовать, как раз в нашем колхозе. Думали, получится, результаты, ожидали, будут выше. Так и вышло. В первом звене были Самотаев П. Ф., Анфимов П. А. и Мамонтов И. Ф. Как они пошли – никто их догнать так и не смог. Комбайны от зари до зари в поле, машины зерно отвозят от комбайна на ток без задержки. Без него ни одна машина никуда не шла. Дисциплина была жесткая.Вот и соревновались все мы между собой, а он многим помогал и советом, и делом: и по намолоту подскажет, и как работу спланировать, и как отремонтировать технику – если встанешь. Одним словом – человек.
По итогам 1979 года дедушки присуждено звание Заслуженного механизатора РСФСР и ударника коммунистического труда.
Бойко Юрий Анатольевич, житель села, вспоминает: «В звене Самотаева работал штурвальным три года, будучи студентом Сельскохозяйственного института. В шесть часов машина уже подвозила к комбайнам в поле. Быстро проверяли воду, масло, подрегулировали, и, если нет росы, выезжали. Работали три комбайнера, четыре помощника, сменяя друг друга до двух-трех часов ночи. У штурвальных свое соревнование, а стимул – звездочка на бункер или флажок на кабину. В село приедешь – все знают, что ты сегодня – победитель. Так, как Самотаев, никто никогда не работал: такая четкая постановка работы была, ни минуты никто нигде не стоял. Любая поломка за десять-пятнадцать минут ликвидировалась. Обедали пять-десять минут – такой был душевный подъем. Петр Филиппович говорил: «Положено комбайну 23 часа молотить, пусть и молотит», и сам, казалось, никогда не отдыхал».(Приложение 6)
Довелось поработать с отцом и моему папе - Самотаеву Олегу Петровичу. С четырнадцати лет папа был штурвальным у дедушки. «Отец требовал, чтобы техника всегда была налажена, содержалась в чистоте, чтобы не допускал поломок. Крутой нрав отца проявлялся и в семье - дома строгость была во всем».
Успехи дедушки были ошеломляющими: в 1984 году звено дало намолот 30 тысяч центнеров зерна, в 1986 году – рекорд: пятьдесят две тысячи. Этот год стал для моего дедушки звездным(Приложение 7).
В одном из интервью дедушка говорил: «Именно высоким чувством взаимовыручки я выделяю наше звено среди других. Именно это определило результаты по итогам пятилетки: наш коллектив одержал первенство по колхозу. Только в 1976 году тремя комбайнами мы намолотили 32456 центнеров зерна, в том числе 12000 центнеров на моем счету. В 1986 году мы уже намолотили 52 тысячи центнеров зерна! Это был успех!
В поле находились по 16-18 часов. Добивались этого, используя в дневное время неплохую подготовку помощников комбайнеров. С рассветом они спешили к комбайнам, готовили их к работе. К окончанию профилактики подходили мы, комбайнеры. Проверяли подготовку машин к косовице или обмолоту. Первые валки подбирали сами, определяя состояние комбайнов, а затем сажали ребят за штурвалы. Нет, мы не оставляли их без внимания, а расходились все трое в разные стороны загонки, контролируя работу помощников. Чей бы комбайн ни сломался, помогали устранять неисправность. Обедали попеременно. К вечеру ребят отпускали и ночью вели обмолот. Вот такая организация труда давала возможность высокопроизводительно использовать технику».
Вот что вспоминает глава администрации Благодарновского сельсовета о присвоение дедушкизвания героя: «Было решение парткома колхоза. Подготовленные документы утверждались на бюро райкома партии и направлялись в наградную комиссию, там документы и кандидатуру проверяли через КГБ – нет ли в роду репрессированных, пленных, осужденных и т.п., затем утверждали на бюро обкома и отправляли документы в Москву. Утвердят ли там или нет кандидата на звание Героя Социалистического Труда, и когда это будет – никто не знал, поэтому не афишировали всю подготовительную работу. Газеты с опубликованным Указом пришли поздно осенью. Самотаева срочно вызвали в правление колхоза прямо с поля. Приехал запыленный, замерзший, а здесь – люди. Все нарядные, улыбаются, откуда-то даже букет живых цветов нашли. Поздравили первый секретарь райкома партии Иванов А. Ф., председатель колхоза Кравцов В. С.Самотаев – невысокий, худощавый, а Кравцов – богатырь, обнял и приподнял Героя. Праздник…»(Приложение 8).
Таким образом, дедушка последовательно шел человек к высокому званию: повышалось с годами профессиональное мастерство, росли результаты труда, повышался авторитет. Мой дед прошел путь от ученика механизатора, помощника более опытных хлеборобов, комбайнера, до руководителя уборочно – транспортного звена. На всех этапах трудовой деятельности за ударный труд удостаивался правительственных наград, высшей из которых стала Звезда Героя.
2.3. В кругу семьи(Приложение 9)
Важную роль в жизни дедушки сыграла супруга Зинаида Владимировна. Это она рано утром провожала, а поздно вечером встречала его с работы, сама управлялась по хозяйству, «тыл» был надежным.
Бабушка и дедушка поженились в 1965 году, сразу после того как баба Зина окончила школу. Жили в Астрахановке, своими руками построили дом, бабушка работала учителем математики. Потом решили перебраться в Благодарное, там находилась средняя школа. Детей хотелось выучить. Несмотря на свою занятость по работе, дедушка всегда оставался чутким, любящим, требовательным отцом. Вместе с Зинаидой Владимировной они воспитали достойно четверых детей: двоих сыновей и двух дочерей.К сожалению, понянчить внуков вместе им не пришлось, бабушка умерла в 1991, только потом у дедушки родились шесть внучек и внук.После смерти бабушки дед жил ради детей и внуков, старался по возможности помогать и поддерживать. С дедушкой нам, внукам, всегда и везде было интересно(Приложение 10). Он со знанием дела отвечал на любые наши вопросы.Всегда был сдержан и спокоен, поэтому все вокруг прислушивались к его мнению и относились с почтением.
Изучая жизненный путь дедушки, трудно найти в биографии нечто особенное. Прожил человек на земле, работал, детей растил, за труд и жизнь свою получил высшую награду Родины. Начинаешь понимать, что дело не в том, что ты делаешь и чем живешь, а в том, как ты это делаешь.
2.4 Что после славы?
До пенсии дедушка доработал в колхозе. Был заведующим свинарником, потом перерабатывающий цех в колхозе возглавлял.Его общий трудовой стаж составляет 44 года 11 месяцев. Страна не забыла своего Героя: на пенсии дед имел льготы, благоустроенный дом, почет и уважение(Приложение 11).
Все-таки, тяжелый труд дал о себе знать, дедушка умер в возрасте 73 лет после тяжелой болезни.Проститься с ним приехали заместитель председателя Законодательного собрания Оренбургской области Александр Сало, министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности области Михаил Маслов, его заместитель Василий Шмарин, глава района Игорь Буцких, заместитель главы администрации района-начальник управления сельского хозяйства Владимир Тарасов(Приложение 12).
К 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г. 8 мая 2015 года в парке поселка Тюльган открыта Аллеи трудовой и боевой Славы. Имя моего дедушки там занимает почетное место(Приложение 13).
Заключение
Проведя исследование, я узнала, что дедушка своим героизмом, трудом, мастерством прославил не только нашу фамилию, но и нашу малую родину.Его трудовой подвиг стал примером для многих молодых хлеборобов района, которые равнялись на него, перенимали опыт, для них он был наставником и ярким образцом труженика. Ему были посвящены многие статьи в районной газете, его портрет украшал колхозную и районную Доски почета.
Трудолюбие, добросовестность, принципиальность, умение довести начатое дело до успешного завершения, отзывчивость - вот далеко не полный перечень тех качеств, за которые его ценили и уважали селяне и руководство. Где бы ни работал мой дед, он всегда отдавал все свои силы, знания, богатый жизненный опыт порученному делу. Мой дедушка настоящий образец нравственности в культуре Отечества – патриот, труженик, коллективист.
Используемая литература
- «Ветер обновления не должен стихнуть», газета «Южный Урал»,1987 г.
- «Герой не нашего времени», газета «Оренбуржье» 2003 г.
- «Звезда над полем», газета Южный Урал 1986 г.
- Мохунов, Георгий Александрович. Герои Оренбуржья, Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2013.
- «Награда» рассказ о встрече с Героем Социалистического Труда Самотаевым П.Ф., газета «Прогресс - Т», 1986 г.
- Россовский В. П. Герои труда: Биографический справочник. — Калуга: Золотая аллея, 1999.
- Советский энциклопедический словарь. Москва 1982 г.
Интернет-ресурсы:
- http://ru.cyclopaedia.net/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- http://ria56.ru/redactions/progress-t/news/skonchalsya_gerojj_soctruda.htm
- http://tulgan-bibl.ru/page129.html
Материалы семейного архива:
- Документы;
- Фотографии.
- Грамоты
Материалы школьного музея «Исток»:
- «Золотая звезда хлебороба», «Хвала рукам, что хлебом пахнут», статьи краеведческого клуба «Исток».
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа. «Боевые и нравственные традиции русского народа».
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его с...
Исследовательская работа "Мой дедушка:ступени жизни"
Мой дедушка-Дашиев василий Гомбоевич-ступени жизни...
Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".
Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...
Образец исследовательской работы и рецензии к ней!
В этом году я проходила курсы КПК по ФГОСам. Нам было предложено решить домашнее задание, в котором и содержалась данная работа и рецензии к ней!...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ОБРАЗЕЦ
образец проекта...
Исследовательский проект.Образец.
образец проекта...