Рабочая программа "Любимый уголок России"
рабочая программа (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: воспитание духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, патриотизма, способности к успешной социализации в обществе. Так, мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и культуре нужно считать приоритетным для образования в целом. Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотичном общении с историей и искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека и патриотизма. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей. Программа внеурочной деятельности «Любимый уголок России» относится к истории, литературе, изобразительному искусству, интегрируется с декоративно-прикладным искусством и тесно взаимосвязано со многими другими дисциплинами.
Актуальность программы.
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в школьном возрасте ребенок должен осознать себя как часть национальной культуры.
Цель программы:
создание условий, обеспечивающих социально – педагогическая поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
- формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
- усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России; развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;
- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование начального опыта заботы о социально – психологическом благополучии семьи;
- знание традиций своей семьи, культурно – исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны, развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, активизация ученического самоуправления, создание условий для развития общешкольного коллектива;
- создание условий для развития детских организаций как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;
- совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;
- совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка
- совершенствование системы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни.
Программа опирается на принципы
• последовательности
• гуманизации
• интеграции
• системности
• культуросообразности.
Этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год.
Участники: учащиеся 6 класса МБОУ лицея №1 г. Сургута, родители учеников.
Ведущая деятельность: творческая, поисковая, исследовательская.
Предполагаемый результат деятельности:
• Воспитание любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему
• Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
• Повышение уровня духовной культуры
• Повышение уровня патриотического воспитания.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы «Любимый уголок России» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Формы и методы реализации программы:
- Познавательные занятия, экскурсии;
- Продуктивная деятельность;
- Фотовыставки, выставки, презентации.
Описание ценностных ориентиров содержания
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Занимаясь по данной программе, обучающиеся научатся находить сходство и различие в культуре русского народа; передавать эпоху в искусстве через предметную среду; определять связь характера, формы и колорита природных объектов с их местонахождением в географическом пространстве. Сказка и отображение в ней традиций, истории и искусства русского народа занимает в программе одно из ведущих мест, так как знакомство детей с миром русской истории развивает их кругозор, помогает расширить представление о традиционных героях, характерных занятиях наших предков и среде их проживания.На сегодняшний момент ясно, что у современных детей оказывается невостребованным богатство русской художественной культуры и справочно-познавательной литературы; возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребенком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности. В связи с этим особую важность приобретают учебные предметы, формирующие духовность подрастающего поколения, приобщение к общечеловеческим ценностям, позволяющие прикоснуться к миру прекрасного, созданному человеком.
Интегрированные занятия предполагают знакомство обучающихся со всеми видами искусств,так как только при гармоничном воздействии изобразительного искусства, музыки, танца, литературы, театра, формируется личность, умеющая понимать прекрасное, способная к художественному творчеству.
Содержание программы
1. Наша родина - Югра (2 ч.)
Символика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Югра в истории России
2 . История Югры (5 ч.)
“Век богатырей”
Под властью России
Эпоха нефти и газа
Новая жизнь Югры
История Югры - история России
3. Флора и фауна Югры (5 ч.)
Экологическое краеведение
Красная книга: встречи с животными и растениями
«Красная книга глазами детей»
Природа края
4.Традиционная культура обских угров (6ч.)
Хантыйский быт
Жилище: дом и селение
Промыслы
Традиционная хантыйская кухня
Ремесла
Годовой цикл
5. Год культуры в Югре (9ч.)
Коренные народы севера в современном мире
В гостях у ханты
Мифология хантов и манси
Югра литературная
Сказки народов Севера
Моя северная сказка
6. Памятники истории и культуры Югры (4ч.)
Музеи Ханты-Мансийского округа
7. Страницы Великой Победы (4ч.)
Каменные ветераны
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество учебных часов | Теория | Практика |
1. | Наша родина - Югра | 2 | 1 | 1 |
2. | История Югры | 5 | 2 | 3 |
3. | Флора и фауна Югры | 5 | 2 | 3 |
4. | Традиционная культура обских угров | 6 | 3 | 3 |
5. | Год культуры в Югре | 9 | 4 | 5 |
6. | Памятники истории и культуры Югры | 4 | 2 | 2 |
7. | Страницы Великой Победы | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 35 | 16 | 19 |
Форма продуктов творческой и исследовательской деятельности:
- фотографии, рисунки, поделки
- презентации, видеофильмы.
В процессе работы учащиеся должны овладеть:
- навыками коммуникативной деятельности;
- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;
- научиться вырабатывать навыки работы по чётко определённому плану (поэтапно);
- развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
- развивать творческие способности.
Ожидаемые результаты деятельности.
- Все участники должны проявить активность, получить положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.
- Расширить знания о своем родном крае, интересах и традициях коренных народов Югры.
Описание материально-технического обеспечения
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (Центральная детская и школьная библиотеки; музеи, кабинет истории, городской архив и др.);
- материалы для оформления и творчества детей;
- наличие канцелярских принадлежностей;
- аудио- и видеоматериалы и видеотехника;
- компьютер;
- телевизор.
Список литературы
- Банников В.Н. «Изобразительное искусство в национальной школе» (методическое пособие). – Ханты-Мансийск: «Полиграфист», 2005.
- География Ханты-Мансийского автономного округа : учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др. ; под ред. : Э.В. Ким и др. – М : Экопрос, 1996.
- Жизнь реки // Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю: кн. для доп. образования учащихся 7-9 кл. / Г.П. Сикорская , Г.И. Кушников. – Екатеринбург: «Аква-пресс», 2004.
- Журналы: «В мире растений», «Флора», «Обруч», «Мир животных и растений Югры» «Сократ»
- Лапина М.А. «Этика и этикет хантов». - Томск, 2001.
- Лукина Н.В «Народы Северо-Западной Сибири». Томск, 2002
- Мещ В.А. «Здравствуй, Югра!». - Ханты-Мансийск, 2000
- Привалова Р.В. «Лесные сказки». - РИИЦ «Нефть Приобъя» Сургут, 2001.
- Сирелиус У.Т. «Путешествие к хантам». - Томск, 2001.
- Сусой Е.Г. «Из глубины веков», - Тюмень,1994.
- Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. – Ханты-Мансийск, 2005.
- Шесталов Ю., Лахно В., Фидорович О. « Ханты, манси кто мы?», СПб.: «Стерх», 2003.
- Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты». – Москва: «Просвещение», 2001.
- Чучелина Т. «Сказки Югры». Москва: «Наш современник», 2004
- Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. «Традиционный уклад и образ жизни обских угров» Москва: «Икор», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок России-отчий дом
Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани.Задачи: расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах.воспитание чувства гражданственности, п...
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «УГОЛОК РОССИИ- г. ЗВЕРЕВО»
Викторина для итогового повторения курса краеведения по истории города Зверево....
Урок "Уголок России-отчий дом"
Урок "Уголок Россий -отчий дом". У каждого есть своя малая родина, любимое место, где родились и выросли. О достопримечательностях своего края (поселка) пойдёт рассказ в данном материале....
Классный час"Уголок России, отчий дом..."
Разработка содержит краеведческий материал, посвященный достопримечательностям Липецкой области, формирует чувство гордости и любви к малой родине....
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Сценарий праздника 70 лет Кемеровской области. «Любимый уголок России»
Зал оформлен шарами, на сцене надпись «70-лет Кемеровской области» и контур области. Звучит гимн Кемеровской области. Время оно не про...
Уголок России - отчий дом
В этом проекте я расскажу о Казьминове Сергее Мефодьевиче, о человеке с интересной судьбой, жизнь которого неразрывно связана с историей страны....