Урок "Уголок России-отчий дом"
план-конспект урока по краеведению (7 класс) по теме
Урок "Уголок Россий -отчий дом". У каждого есть своя малая родина, любимое место, где родились и выросли. О достопримечательностях своего края (поселка) пойдёт рассказ в данном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy_peredelan.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УГОЛОК РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ
Селькуп!
Как же дорог ты мне и любим!
……..
Сохранить бы Селькуп навсегда -
Заповедные эти места!
Урок-путешествие
ЦЕЛЬ: - способствовать расширению знаний о родном крае, поселке;
- воспитывать любовь к своему краю, своей «малой» родине;
- развивать интеллектуальную, эмоциональную сферы личности учащихся;
- развивать устную и письменную речь учащихся, умение общаться;
- развивать словарный запас учащихся;
- развивать уверенность в своих целях;
- прививать интерес к родному краю, к настоящему и будущему;
- формировать эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово;
- дисциплинированность, ответственность перед коллективом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- выставка «Прикладное искусство северян»;
- книжная выставка;
- выставка детских рисунков;
- презентации «Мой посёлок», «Коренные жители», «Краеведческий музей», «Музей под открытым небом», «Верхне-Тазовский заповедник».
ВИД УРОКА:
Урок-путешествие
Элементы урока-концерта
Групповая система заданий
- Вступление. Слово учителя
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы совершим его в прекрасную северную страну, которая называется Ямалом. Узнаем некоторые интересные сведения о своём крае, постараемся научиться любить тот уголок земли, в котором живём, увидеть всю его прелесть, побывать в интересных исторических местах нашего края. У меня будут помощники, исполняющие роль стюардесс, и ребята из старших классов.
1- ая Стюардесса:
Товарищи пассажиры, мы пролетаем над Ямало-Ненецким автономным округом. Ямало-Ненецкий округ… Полуостров Ямал… Когда-то называли его краем земли, краем крещеного света. О Ямале есть загадка: «Какой полуостров жалуется на свою величину?» (Я-мал).
Просторы Ямала – тундровые просторы. М.В. Ломоносов назвал тундру «местами, мохом зарослыми», а Л.В. Лапцуй писал о ней:
На севере России где-то
Под круглолицею луной
Она, как снежная планета,
Блестит безмолвной белизной…
А поэт А. Пичков написал:
Тундра…Снежные дали без края –
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, знаю,
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, без меры,
Словно косы сплелись на снегу.
Тундра, тундра! Вот я, наверно,
Без тебя прожить не смогу.
Многочисленные реки, озера, болота расположены на территории Ямала. В тундре длинная, холодная зима и короткое лето. Но живет и трудится здесь сильный выносливый народ. Они пасут оленей, ловят рыбу, охотятся, занимаются звероводством.
2-ая Стюардесса:
Недра Ямала таят нефтяные и газовые запасы. Так что напрасно скромничает Ямал – к нему применима пословица: мал золотник, да дорог.
Природа Севера не создала ничего лишнего, все в ней хорошо и все на своем месте. Неповторима и щедрость земли Ямала!
Разве могут какие-то ягоды посоперничать с северной морошкой, голубикой, клюквой, брусникой? А какие белые грибы могут сравниться с белыми грибами Севера. И бывает ли рыба вкуснее, чем северный осетр или муксун? Дары Севера – бесценный дар его природы. Но, к сожалению, люди не всегда платят тайге добром за то, что они от нее получают. Знай и помни, юный друг, заповедь земли Северной:
«Землю эту люби, - говорили ее предки, - не брани ее, ты на ней живешь, ею кормишься. Ягель-мох кормит оленя, олень – тебя. Грибы, ягоды, травы кормят и лечат тебя и оленя. Не руби землю топором, не режь, не тыкай ножом бесцельно. Не бери у природы больше, чем требуется для твоей нужды. Не губи зазря зверя и птицу. А срубил в лесу дерево, воткни в пень зеленую веточку, чтобы душа лесная не погибла. Земля – твоя кормилица. То надо знать».
Будем это помнить, ребята, и с любовью относиться к тому, что растет в нашем крае и к тем, кто живет здесь.
1- ая Стюардесса:
А для сохранения флоры и фауны на Ямале, в Красноселькупском районе, создан Верхне-Тазовский заповедник.
Ученица:
Легенда о Морошке (П. Явтысый)
Девушка-заря, склоняя взор,
Вышивала бисером узор –
После долгой ледяной зимы
Украшала девичьи пимы…
Как-то ветер прилетел во мгле
И рассыпал бисер по земле!..
С той поры далёкой по утру,
Косы распуская на ветру,
Девушка-заря по тундре ходит,
Бисер свой по бусинке находит.
На болотных кочках, у дорожки
Ягодки душистые морошки,
Как живые капли янтаря,
Собирает Девушка-заря.
2- ая Стюардесса:
Наше путешествие продолжается, и на горизонте появляются какие-то огни.
На полярных просторах
Средь тайги и болот
Затерялся посёлок,
Что не каждый найдёт.
Учитель:
Ребята, а кто знает, как переводится название места, на котором расположено наше село - Красноселькуп?
???
Сейчас мы прослушаем небольшую информацию нашего экскурсовода об истории нашего районного центра. Слушайте очень внимательно, и вы узнаете ответ на мой вопрос.
Ученик – экскурсовод:
Наш районный центр Красноселькуп начал строиться с 1933года. Первые дома были срублены бывшим служителем церкви Павлом Заводовским. Он же работал здесь в первой поселковой милиции. В годы войны его сыновья Геннадий и Кесарь водили по реке Таз первый колесный катер «Воркута», перевозя грузы и товары.
Место, где построен наш поселок, называется Нярый мач. В переводе с селькупского это означает «тундровый лес». До постройки поселка тут жил, рыбачил и охотился Андреев Сильвестр с сыновьями, это были их родовые угодья. Его сын Андреев Михаил Сильвестрович при коллективизации стал первым председателем родового совета. В поселке был организован «Колхоз имени Кирова». В 1936году сюда была переведена школа с Церковенки. К концу 30-х годов открыты радиостанция, универмаг, медпункт, красный уголок, и даже размещено отделение сберегательной кассы. С 1950 года до 1953 года в поселке работала типография, где выпускалась газета «Сталинское знамя». Наборщиком в типографии работал Чекуров Роберт Иванович. Его отец Чекуров Иван Григорьевич был делегатом 17 съезда КПСС в 1934году, в 40-е годы работал председателем райисполкома у нас в районе. В 1989 году стало известно, что другой его сын Алексей Иванович Чекуров, считавшийся пропавшим без вести в годы войны, погиб на затонувшей лодке на Балтике. Он служил наводчиком. Об этом сообщил его однополчанин, чудом оставшийся в живых.
5 октября 1937 года было образовано село Красноселькуп. В 2007 году его жители отметили юбилей, для небольшого северного посёлка это событие значимое и приятное. За эти 70 лет в его жизни произошло столько важных событий, перемен, он развивался и вопреки времени молодел. В феврале 2007 года была открыта новая общеобразовательная школа «Радуга», а в 2008 году Южно-Русское месторождение.
Учитель:
Итак, ребята, как же переводится то место, на котором стоит наше село Красноселькуп?
( Ответы…)
Учитель:
Наш поселок небольшой, в нем живут люди почти всех национальностей. Но коренные жители – селькупы.
Ребята, а кто-нибудь знает, что означает само слово « селькуп »?
Ученик – исследователь:
Наш посёлок небольшой, в нём живут люди почти всех национальностей, но коренные жители - селькупы. В энциклопедии существует и другое название селькупов «остяко-самоеды». «Селькупы» происходит от самоназвания тазовских и баихинских селькупов, представители которых именуют себя «Щёткий куп» - «таёжный человек», или «щей куп» - «земляной человек» («Куп» - человек). Вообще термин «селькуп», по словам ученых Прокофьевых, можно трактовать по-разному в зависимости от произношения: «селькуп» –« глиняные люди», «щолькуп» – «земляные люди», «щеткуп» – «лесные люди», «щенкуп» – «человек с пупом», «щейкуп» – «человек , первый заговоривший языком». Селькупы – один из древнейших народов Сибири, его история насчитывает не одно тысячелетие. Селькупы занимались раньше и теперь охотой и рыболовством. У многих сейчас высшее образование, которое они получают в Институте народов Севера. Представители интеллигенции этой малой народности – учёные А. Мальков, Аркадий Иванович Гашилов; педагоги, авторы учебников Сергей Иванович Ириков, Боякина Ольга Ивановна, Тамелькина Валентина Владимировна и др.
Ученик –историк:
Селькупы – первые среди малых народов, численность которых постоянно сокращается. Их культура сформировалась в первом тысячелетии нашей эры в результате мирного слияния оседлого населения Зауралья и Северо-Западной Сибири с пришлыми лесными племенами.
Русские познакомились с селькупами в ХVI веке и назвали их Пегой ордой или пегими людьми: свою зимнюю одежду они любили украшать кусочками меха разного цвета. Во главе их в то время стоял вождь («князец») Воня.
В состав России народ вошёл после основания Нарыма в 1595 году. Селиться здесь стали казаки, служилые люди, беглые крестьяне, ну а позднее, как не трудно догадаться, под надёжным караулом потянулись сюда команды ссыльных.
Контакты между пришлыми русскими и коренными селькупами становились всё более тесными. Жили дружно, помогали друг другу, обменивались знаниями и опытом.
В регионе развивалось сельское хозяйство. Для жителя умеренной полосы будет, наверное, странно слышать, что в низовьях Оби ещё более ста лет назад начали выращивать картофель, помидоры, капусту и другие овощи.
Ученик –историк:
Но приобщение к русской культуре сослужило северному народу не только добрую службу. Во-первых, селькупский язык считают родным меньше половины представителей этого народа. Во-вторых, в привычный быт селькупов грубо вторглась активная нефтедобыча. Как в своё время в Англии «овцы съели людей», здесь с людьми начали «расправляться» нефтяные вышки. Страдает природа, молодёжь потянулась в посёлки и райцентры, утрачиваются национальные традиции, безнадёжно рвётся связь поколений. Народ теряет самобытность, растворяется среди других.
Но селькупы – это дети природы. Они очень чутко относятся ко всему живому, по-доброму, внимательно, с любовью они относятся к «малой» суровой, но самой дорогой родине. И как все народы, не потерявшие свою связь с природой, селькупы видят в живых существах своих братьев. Особенно трепетно они относятся к лебедям. И каждую весну, когда эти величественные птицы возвращаются с тёплого юга, «таёжные люди» встречают их подражательным клёкотом и словами: «Наши братья прилетели!». Так пусть же они всегда встречаются весной - прекрасные птицы и люди, считающие себя их братьями!
Учитель:
Селькупы – народ, очень трудолюбивый и талантливый. Практически все вещи они изготавливают своими руками. В районе существует Дом ремёсел и Краеведческий музей. В музее несколько залов, в одном из которых очень часто выставляются изделия коренных жителей. Даже удивляешься, что всё можно сделать умелыми руками мастеров.
Ученица:
В меховой мастерской
Мягкий свет, как сияние, струится. Мастериц расцветают улыбки!
В мастерской – красота и уют. А иголки в умелых руках
За широким столом мастерицы В мех олений ныряют, как рыбки!..
Меховые пимы людям шьют. Мелкий бисер горит в завитках.
И движением неторопливым Не пимы - сапоги-скороходы!
Мех сшивают - стежок за стежком… Заполярной зимой до весны
И орнамент, чтоб стал он красивым, ни мороз, ни снега, ни походы
Обозначат цветным лоскутком. Этим тёплым пимам не страшны!
Учитель:
Из оленьего меха шьют различную одежду: шапки, рукавицы, малицы, кисы.
Искусные мастерицы умеют делать необыкновенные орнаменты, и каждый из них имеет своё название и предназначение.
Р/Р Словарь: пимы, кисы, малица, орнамент, яга (ягушка)
Пимы – у северных народов меховые сапоги ( валенки)
Кисы – обувь из шкур с оленьих ног
Малица – нательная меховая рубаха с пришитыми капюшоном и рукавицами
Орнамент – узор из повторяющихся элементов для украшения одежды, утвари, жилья, мебели.
Яга (ягушка) – традиционная женская шуба
Ученик-экскурсовод:
Есть орнаменты, предназначенные только для детской или мужской одежды. По орнаменту можно узнать, замужем женщина или нет, есть ли у неё дети, в каком достатке находится семья.
(Демонстрирует виды орнаментов)
Учитель:
ЗАРЯДКА
У народов Севера очень интересные считалки. Я сейчас прочитаю одну из них, и мы немножко с вами отдохнём.
Вышло солнце из-за туч,
Уронило яркий луч
Прямо в травы и цветы…
Этот лучик ищешь ты.
Загадка: Четыре брата старшему кланяются.
Как вместе сойдутся –
Любое дело сделают. (пальцы рук)
1- ая Стюардесса:
Наше путешествие продолжается. В районе есть ещё один памятник - это памятник мужеству, стойкости, выносливости. Его называют Музеем под открытым небом
Ученик (кадет):
Печальная память – посёлок Долгий. Здесь выгружали стройматериалы, паровозы, вагоны и живую рабочую силу - людей. Колючая проволока, утеплённые телогрейками входные двери, подушки, набитые рогожей… Глядя на всё это, становишься как бы невольным свидетелем того жуткого времени, когда люди в руках государства были лишь расходным материалом, а чудовищная бессмысленность происходящего поражала своими масштабами.
Чтец (кадет):
Ветер красной играет листвой,
Словно карты краплёные мечет.
И берёзы стоят над душой,
Как стоят над покойником свечи.
Звон протяжный не молкнет в висках.
Может, праведна ложь – я не знаю.
Так к отбою звонят в лагерях,
Ржавой рельсой над зоной бряцая.
Ученик (кадет):
Сколько людей на этой трассе замёрзли, погибли от истощения, непосильной работы, и их тела хоронили не только без гробов, привязывая к ноге бирку с номером личного дела, - их тела едва присыпали грунтом. Политическим было особенно плохо. Это были люди без фамилии, относились к ним и лагерное начальство, и уголовники, и вольнонаёмные отвратительно, с презрением. Сегодня никто не возьмётся подсчитать, сколько погибло на 501-й и 503-й стройках безвинно осуждённых сибирских, прибалтийских и украинских крестьян, рабочих, служащих и интеллигенции, или бойцов Красной Армии, побывавших в плену. Гибли и военнопленные: немцы, японцы, финны. Гибли власовцы, бандеровцы и «лесные братья», гибли и «социально-близкие» уголовники, которым в лагерях отводилась скорее роль надзирателей, чем заключённых.
Чтец (кадет):
Стихотворение о стройке № 501 Анатолий Жигулин
Среди невзгод судьбы тревожной
Уже без боли и тоски
Мне вспоминается таёжный
Посёлок странный у реки…
В морозной мгле дымили трубы
По рельсу били - на развод.
И выходили лесорубы
Нечётким строем из ворот…
Немало судеб самых разных
Соединил печальный строй.
Здесь был мальчишка,
мой соклассник,
И Брестской крепости герой.
В худых, заплатанных бушлатах,
В сугробах, на краю страны –
Здесь было мало виноватых,
Здесь больше было – без вины…
О, люди, люди с номерами!
Вы были люди, не рабы.
Вы были выше и упрямей
Своей трагической судьбы.
Я с вами шёл в те злые годы.
И с вами был не страшен мне
Жестокий титул «враг народа»
И чёрный номер на спине…
Ученик (кадет):
На месте Стройки за пятьдесят с лишним лет вырос молодой лес. Он вырос повсюду и поднялся выше уцелевших построек. И каждая берёза, каждая ель, лиственница, ива, появившаяся здесь, - это когда-то замученные на общих работах, т.е. на строительстве этого участка «мёртвой дороги», люди. Разные, как лес, люди, но всегда голодные, всегда мокрые, всегда обвешенные, обмеренные, всегда живущие в самых плохих бараках. И вот они, кое-как зарытые, а то и просто забросанные старой листвой и валежником по всей ближайшей трассе, собрались все – и проросли, чтобы раз и навсегда сокрыть от живущих один из многих зверских памятников сталинской эпохи…
Ученик – кадет: Рассказывает о лагере.
Учитель:
Наше путешествие подходит к концу. Мне хотелось бы подвести итог урока словами академика Д.С. Лихачёва. Он в «Письмах о добром и прекрасном» писал: «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.
…Мы должны сами быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми - именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто- либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт».
? А что хотелось бы вам, ребята, сказать о сегодняшнем уроке? Буквально по одному предложению
Фильм о Красноселькупе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок России-отчий дом
Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани.Задачи: расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах.воспитание чувства гражданственности, п...
Классный час"Уголок России, отчий дом..."
Разработка содержит краеведческий материал, посвященный достопримечательностям Липецкой области, формирует чувство гордости и любви к малой родине....
Уголок России - отчий дом
В этом проекте я расскажу о Казьминове Сергее Мефодьевиче, о человеке с интересной судьбой, жизнь которого неразрывно связана с историей страны....
«Уголок России - отчий край». Интегрированный урок истории и ИКН РМЭ по истории марийского края в 18 веке.
Урок обобщения. Ученики на уроке в ходе работы при помощи учителя через разнообразные приёмы, используя презентацию, вспоминая пройденный материал проводят паралель в изучении истории Росс...
Презентация к уроку «Уголок России - отчий край».
Презентация к интегрированному уроку по истории и ИКН РМЭ по истории Марийского края 18 века....
7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом»
7 класс. Итоговый урок. Тема урока: «Уголок России – Отчий дом» Цель урока: - систематизировать знания об особенностях этнокультуры народов, населяющих Кубань...