Сценарий литературной гостиной "Строки, опалённые войной".
методическая разработка (8 класс) на тему
Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо, и в этом помогут литературные гостиные, так как творческая форма деятельности здесь нестандартна, нетрадиционна, многомерна. В ходе такой работы происходит развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Ученики учатся четко и ясно выражать свои мысли, учатся не только привлекать внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Литературные гостиные можно проводить 2-3 раза в год, учитывая разные возрасты школьников. Сценарий данной литературной гостиной разработан для учащихся 7-8 классов. Тема посвящена поэзии ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnoy_gostinoy_21_aprelya.docx | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной гостиной «Строки, опалённые войной»
Оформление: костёр, дети в форме солдат ВОВ, фотографии, книги со стихами о войне, мультимедиа и т.д.
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, друзья! Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной в преддверии празднования Великой победы. Презентация – Кадр «Строки, опаленные войной…»
Великая Отечественная война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. О ней так много сказано, о ней так много написано… Сегодня в нашей литературной гостиной будем говорить о поэтах, с первых дней войны вставших вместе со своим народом на борьбу с фашизмом. Их оружием были и винтовка, и слово… Они мёрзли в окопах, ходили в атаку и писали о войне. Поэты-фронтовики – особая каста, особый народ, не приученный лгать, хитрить и выгадывать. Поэзия войны очень сильна, пронзительна, её невозможно читать без слёз и без комка в горле.
Затем включается видео – документальные кадры.
1 Чтец:
Павел Шубин. Полмига.
Нет, не до седин, не до славы
Я век свой хотел бы продлить.
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить.
Прижаться к земле – и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её, врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот.
Чтоб стало в нём пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
...Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу.
1943 год
Презентация – портрет Б.Окуджавы.
Ведущий 1. Из девятого класса московской школы ушел на фронт Булат Окуджава. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.
Впоследствии вспоминал: «На войну я пошел добровольцем, после 9 класса в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически настроенным мальчиком, но романтическим тоже. Романтизм скоро улетучился: оказалось, что война – это тяжелая кровавая работа».
Учитель: В литературную гостиную обычно приглашают поэтов, стихи которых будут читать, но время неумолимо бежит вперёд, со времени окончания ВОВ прошло уже почти 72 года. Всё меньше и меньше среди нас участников этого страшного события. 12 июня 1997 года ушёл из жизни и Булат Окуджава, поэт, которому посчастливилось живым вернуться домой, и совершенно замечательно, что существуют кинематограф, телевидение, которые сохранили нам живой голос поэта, чья молодость прошла в военных окопах.
Видеофильм – Б. Окуджава исполняет песню «Бери шинель, пошли домой…»
Песня «До свидания, мальчики»). (Исполняет ученица)
Девушки танцуют вальс (Вальс фронтовой медсестры).
Читает девушка (в форме, с медицинской сумкой) в роли Юлии Друниной:
Застенчивость. Тургеневские косы.
Влюбленность в книги, звезды, тишину.
Но отрочество поездом с откоса
Вдруг покатилось с грохотом в войну…
Меня зовут Юлия Друнина. Когда началась война, мне было семнадцать лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Я завидовала тем девушкам, кто был старше на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки. Когда закончится война, я стану известной поэтессой, а пока мы, девчонки-сандружинницы, радуемся, что попали на фронт, что нам удалось поучаствовать в великих сражениях. Но насколько тяжело это – воевать и выживать, а самое главное, спасать раненых бойцов, несмотря ни на что. Холод, сырость, длительные переходы, когда буквально падаем от усталости, а надо все равно идти, просто потому, что надо… Я обязательно напишу о том, что мы пережили, как мы завоевали победу.
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Чтец 2.
Юли Друнина. Бинты.
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем – так учили нас.
Одним движеньем – только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Ведущий 2. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» – это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом подвиги и обыденные поступки, шутка, смех, слезы.
Инсценировка сцены из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин».
О НАГРАДЕ (На привале)
Теркин: - Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив еще? - Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое -
Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
Я в другой колхоз и в третий -
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек».
И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.
И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
Солдаты - Как, мол, что?
Теркин::- Бывало всяко.
Солдаты - Трудно все же?
Теркин:- Как когда.
Солдаты - Много раз ходил в атаку?
Теркин - Да, случалось иногда.
И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
Ждет девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего...
Солдаты - Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечерке,
И девчонка - самый цвет.
Теркин - Нет, -
И вздохнул. И снова: - Нет.
- Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль.
_____________________________________________________________________________
Поэт:
Теркин, Теркин, добрый малый,
Что тут смех, а что печаль.
Загадал ты, друг, немало,
Загадал далеко вдаль.
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Учитель: А.Т. Твардовский сказал:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там…
На фронтах ВОВ погибло 48 известных поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Эти люди были очень разными по таланту, по возрасту, по своим предфронтовым судьбам. Некоторые из них уже успели войти в литературу и издать книги, другие только начали печататься, но их роднит одно – любовь к Родине.
Ведущий 1: Помощник политрука Николай Майоров погиб под деревней Баранцево на Смоленщине. Эти места подо Ржевом названы «долиной смерти».
Ведущий 2:
16 ноября 1941 года героически погиб в бою под Медвежьегорском Борис Смоленский.
Ведущий 1
26 февраля 1942 года в деревушке Дубовик Ленинградской области погиб при выполнении боевого задания сын известного поэта, сам поэт, Всеволод Багрицкий.
Ведущий 2:
Борис Костров 11 марта 1945 года был смертельно ранен в Восточной Пруссии.
Ведущий 1:
Штурман подводной лодки Алексей Лебедев погиб на Балтике 29 ноября 1941 года при выполнении боевого задания.
Ведущий 2:
Поэт Михаил Кульчицкий погиб в боях под Сталинградом в январе 1943 года.
Ведущий 1:
19 июля 1942 года вместе с экипажем самолета погиб стрелок – радист Леонид Вилкомир в воздушном бою в районе Новочеркасска.
(Ведущие по очереди снимают портреты поэтов с доски)
Учитель: Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые. Не похожие друг на друга в частностях, они были похожи в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей чистой любви, о светлой жизни на земле. М. Кульчицкий, Богатков, Вилкомир только начали свой путь в литературе.
Николай Майоров писал много, но печатался редко, да и то, как правило, в университетской многотиражке. Он полюбил весомые слова, когда было ему около двадцати. А в двадцать три его уже не стало. Летом 1941 года Николай Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.8 февраля 1942 года Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине. Он успел сделать сравнительно немного: его литературное наследство – это сто страниц, три тысячи машинописных строк… Все в его жизни осталось незавершенным, кроме нее самой.
Чтец 3. (вешает на доску портрет Н. Майорова)
Нам не дано спокойно сгнить в могиле -
Лежать навытяжку и приоткрыв гробы,-
Мы слышим гром предутренней пальбы,
Призыв охрипшей полковой трубы
С больших дорог, которыми ходили.
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Ведущий 2 (вешает на доску портрет Б. Смоленского):
Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
не досказав,
не доделав...
Учитель (возвращает на доску портреты, снятые ранее): Поэты на фронте писали о смерти и бессмертии, о судьбе народа, о ненависти к врагу, о боевом братстве и товариществе, о любви и верности. Они мечтали о победе, и их поэзия продолжает жить в наших сердцах.
Сергей Орлов писал:
А мы такую книгу прочитали...
Не нам о недочитанных жалеть.
В огне багровом потонули дали
И в памяти остались пламенеть.
Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли.
Пусть нам теперь завидуют поэты:
Мы все сложили в жизни, что могли.
Учитель: Ребята, мы сегодня с вами, вспоминали о поэтах-фронтовиках, читали их стихотворения, и я хотела, чтобы вы сказали несколько слов о проекте «Строки, опалённые войной…». Что дал вам этот проект?
Высказывания на тему, что дал проект (со свечой в руке). Тихо звучит песня «Журавли».
Последнее слово говорит учитель.
Учитель: Мы слышали сейчас песню Яна Френкеля «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Автором стихов является поэт Расул Гамзатов, он не был участников ВОВ, но его песня звучит как гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдат
Поэт посвятил эту песню погибшим на войне старшим братьям.
Затем встреча с ветераном ВОВ, который рассказывает о роли поэзии на войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная
В материалы литературно- музыкальной гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен средствами поэзии ...
"Песни, опалённые войной" (литературно-музыкальная композиция)
В этой литературно-музыкальной композиции я собрала истории создания самых любимых, самых тёплых военных песен. Это не только познавательное мероприятие для наших школьников, это ещё одна возможность ...
литературно- музыкальная композиция "Детство, опалённое войной
Данная разработка знакомит учащихся 5- 7 классов с трагичной судьбой молодого поколения военных лет, воспитывает уважение к героям Великой Отечественной Войны, развивает чувство патриотизма...
Литературный журнал, посвящённый 65-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне «Поэзия, опалённая войной».
. Сегодня наш литературный журнал посвящён 65-й годовщине ...
Сценарий мероприятия "Слёзы, опалённые войной"
Сценарий мероприятия посвящается солдатским матерям ВОВ....
Сценарий спектакля "Детство, опалённое войной"
Сценарий спектакля...