Сценарий спектакля "Детство, опалённое войной"
материал
Предварительный просмотр:
Сценарий спектакля
Детство, опалённое войной.
В спектакле использован фрагмент
повести В.Катаева «Сын полка»
(Занавес. На авансцене справа и слева от занавеса даты: 1941 – 1945.
Звучит мелодия Ф.Шуберта «Аве Мария»)
Мальчик:
Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.
Девочка:
Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена чьи освящаются,
Вам, опалёнными войною, посвящается…
(Хором в записи):
Вам, опалёнными войною, посвящается…
(Ребята уходят за занавес. Слева дата 1941 не меняется на протяжение всего спектакля, 1941 – справа заменяет 5 на 1)
(Звучит довоенная песня «Рио Рита». Звучит динамик: « С пятой платформы отправляется поезд № 58: Ленинград – Брест. Будьте внимательны и осторожны! Фонограмма: поезд, крики:» До свидания!, Счастливого пути!», которые затихают, слышен только стук колёс поезда)
(Занавес открывается. На сцене стол и две полки, на которых сидят женщина, бабушка и 4 детей от 12 до 7 лет. На столе букет полевых цветов. Входит проводница, ставит стаканы для чая.)
Проводница:
Как вы весело едете: песни поёте, стишки читаете – прямо, как на концерте я с вами! И откуда вы такие?
Зина:
Мы едем из Ленинграда к бабушке Ефросинье в Беларусь. Меня зовут Зина, это моя младшая сестрёнка Галочка.
Галя:
А фамилия наша Портновы, а у бабушки фамилия Яблокова, вкусная такая! (смеётся, и за ней улыбаются все остальные).
Проводница:
И как это вы одни едете, такие маленькие?
Зина:
Нет, мы едем с тётей Верой, она соседка, вместе с нами живёт в Ленинграде, а на станции нас бабушка и встретит.
Тётя Вера:
Да, встретит, а мы дальше поедем, к своему папе, он у нас в гарнизоне в Бресте служит, вот летом погостим, а потом опять на работу к себе вернёмся.
Проводница:
А это кому ты уже письмо написала с дороги?
Зина:
Подружке своей, Тане Савичевой, она со мной в школе учится в одном классе, у неё большая семья и очень дружная, а мне она, как сестрёнка, вот мы и договорились часто писать друг другу.
Никита:
И у меня в гарнизоне у папы есть друг, Володя Казьмин.
Тётя Вера:
Да, он воспитанник сорок четвёртого полка!
Никита:
А ещё он горнист! И меня на горне играть обещал научить!
Проводница:
Да, лето всё впереди ещё, только живи да радуйся! А я к вам ещё одного молодца привела (Заходит паренёк)
Парень:
Здравствуйте! Не беспокойтесь, мне скоро выходить. Я и один и не один (смеётся), потому что нас: двое, братья-близнецы Шпиленко! Я Володя, а брата зовут Сергей, вот только на станции разминулись, пойду искать его по вагонам – счастливо оставаться! (кланяется на прощанье, выходит)
Бабушка:
Улыбчивый какой, вот уж точно красный молодец из сказки. Ну, что, хотя вы и большие, а сказки любите? Ну, тогда…
(Раздаётся звук железа, скрежет, вой и свист бреющего самолёта, бомбёжка, крики о помощи и т.д. Занавес закрывается, но пока он закрывается, полки и стол падают вместе с детьми и взрослыми в поезде. Букетик цветов выпадает на авансцену)
(Звучит песня «Священная война», хроника нападения на страну)
На авансцене меняется только дата справа: 1942.
( Звучит фрагмент “Седьмой симфонии» Д.Шостаковича)
Мальчик:
Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда : «Не надо
Не надо раны бередить»
Девочка:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь наша память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна…
(На сцене стол, за которым сидит Таня Савичева, на кушетке лежит накрытый одеялом и платками младший брат, заклеенное окно, радио)
Голос по радио:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Над Ленинградом - смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой
Таня:
Как это верно: нет страха, осталась одна ненависть к фашистам: они думали, что мы испугаемся и сдадимся, не на таких напали: не видать им нашего Ленинграда! Господи, как я люблю голос Ольги Бергольц: он вливает в меня силы, обогревает меня, даёт надежду. Нас осталось всего двое, я веду записи о своей семье – пусть знают о нас, о тех, кто жил и ещё живёт в самом лучшем городе на свете!
(Голос по радио):
Внимание, внимание! Воздушная тревога! Начинается артобстрел! Всех просим спуститься в бомбоубежище!
(Слышен звук артобстрела, Таня поднимает братика, берёт маленький чемоданчик, уходят)
(Занавес закрывается. Свист метели, ветра. На авансцене Таня везёт санки с водой, навстречу ей тихо идёт женщина с такими же санками. Не доходя до Тани, она присаживается в уголок и остаётся недвижимой. Таня подходит к ней. Выходит солдат, тоже подходит к ним)
Солдат: Давай я сам отвезу её. Ты далеко живёшь? Родные есть?
Таня: На Большой Морской, недалеко. Братик дома, а мама работает на Кировском, но два дня уже не приходит…
Солдат: Понятно. Ничего, держись. Вот, возьми! (протягивает 2 кусочка хлеба)
Таня: Спасибо. А Вы? Как вас зовут?
Солдат: Владимир – встретимся после войны: живи!
(Они расходятся в разные стороны, каждый несёт свою поклажу на санках; солдат кладёт женщину на санки, а пустое ведро несёт в руке)
(На экране – хроника блокадного Ленинграда, звучит фрагмент В. Гевискмана «Траурный дифирамб» из киноэпопеи «Великая Отечественная» )
Девочка:
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбиша:
Мальчик :
«Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так как их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто»
(«Лунная соната» Л.Бетховена. Замена даты справа: 1943
Девочка :
А мы не стали памяти перечить
И. вспомнив дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Мальчик :
Была земля и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
(На авансцене Ваня Сонцев в нищенских лохмотьях)
Ваня (разговаривает, обращаясь к залу)
Как здорово, что дяденьки Горбунов и Биденко мне поверили, взяли меня с собой! Я теперь самый настоящий разведчик! Для немцев я пастушок, а так иду впереди взрослых, разведываю дорогу, предупреждаю об опасности. Но мне этого мало: я же видел, как разведчики всё записывают, а чем я хуже? Вот и компас себе раздобыл, ну…потихоньку у одного разведчика взял…на время…вернусь, отдам обязательно: он такой хороший, объяснил, как мне им пользоваться… (оборачивается)
Ой, что-то хрустнуло… А, это мой конь, Серко рядом ходит, вот и хорошо, всё же не один…
(раскрывает букварь)
Как же я люблю тебя, букварь: ты всё время со мной, как мать убили немцы за то, что корову не хотела отдавать, а бабушка с маленькой сестрёнкой померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошёл с сумкой собирать куски. Бродяжничал, прятался от фрицев в лесах, а когда нашли меня наши и хотели отправить в тыл, я пригрозил, что всё равно на фронт убегу, стал уговаривать, ведь я здесь каждый кустик знаю, все тропиночки, и вот…теперь не только проводник, но и в букваре пометки всякие делаю не хуже взрослых: азимут устанавливаю, план местности делаю – вот удивятся в штабе, когда покажу! И видно всё хорошо, ведь карандаш мне подарили отличный: химический, не сотрётся ничего… Вот сейчас только занесу новый мост, который фрицы поставили в камышах, и начну нашим знаки подавать, чтобы подходили…
(Ваня уходит за занавес)
(Слышен лай собак, крики на немецком языке :»Хальт! Хэнде хох!», автоматные очереди).
Допрос Вани Солнцева.
(Стол, за которым сидели офицер и женщина. На столе компас и букварь
с раскрытой страницей Ваниного плана).
Женщина (одевает очки, высморкалась в маленький кружевной платочек):
Поди сюда, мальчик, и отвечай на все мои вопросы. Ты меня понял?
Я буду тебя спрашивать, а ты отвечай… Не так ли? Договорились?
(Ваня стоит, покачиваясь, со связанными руками).
Женщина (быстро, по – немецки): Развяжите паршивцу руки!
(по – русски, с улыбкой): Развяжите ребёнку руки. Он обещает исправиться. Он больше не будет драться с нашими солдатами и кусать их. Он погорячился. Не так ли, мальчик?
(Ване развязывают руки, но он стоит, низко опустив голову.
Женщина: А теперь…, мальчик, подойди к нам поближе. Не бойся нас. Мы только будем тебя спрашивать, а ты только будешь нам отвечать. Не так ли? Итак, скажи нам: кто ты таков как тебя зовут, где ты живёшь, кто твои родители и зачем ты очутился в этом укреплённом районе?
Ваня (угрюмо, не поднимая глаз):
Я ничего не знаю. Чего вы от меня хотите? Я вас не трогал. Я коня своего искал. Насилу нашёл. Целый день и целую ночь мотался. Заблудился. Сел отдохнуть. А ваши солдаты стали меня бить. За что?
Женщина: Ну, ну, мальчик. Не следует так грубо разговаривать. Солдаты исполняли свой долг. Кто ты таков, откуда, где твои родители – отец, матушка?
Ваня: Я сирота.
Женщина: О! бедный ребёнок! Твои родители умерли, не так ли?
Ваня: Они не умерли. Их убили. Ваши же и убили. (страшная, застывшая улыбка на его лице, он пристально смотрит на немку, она не выдерживает и вытирается платочком.)
Женщина; Да, да. Такова война. Это очень печально. Бедный мальчик! Но ты не горюй. Мы дадим тебе образование и воспитание. Мы поместим тебя в хорошее детское учреждение. Ты этого хочешь, не так ли?
Офицер ( барабанит по лбу, говорит по-немецки):
Фрау Мюллер, перестаньте разводить антимонию. Это никому не интересно. Мне нужно знать, откуда у мерзавца компас и кто его послал снимать схему нашего укрепления.
Женщина: Сию минуту, господин майор. Но вы не знаете души русского ребёнка, а я её хорошо знаю. Можете на меня положиться. Сначала я проникну в его душу, завоюю его доверие, а потом он мне всё сам скажет. Можете мне поверить. Я десять лет жила среди этого народа.
Офицер: Хорошо. Только не разводите антимонию. Мне это надоело. Скорей проникайте в душу, и пусть негодяй скажет, Кто дал ему компас и научил снимать схемы наших военных объектов. Действуйте!
Женщина: Итак, мальчик, ты видишь сам, что я тебя люблю и желаю тебе блага. Мои родители – мой папа и моя мама – долгое время жили в России, и я сама прожила здесь более десяти лет. Ты видишь, как я говорю по-русски? Ты вполне можешь мне доверять. Будь со мной откровенным, как со своей тётушкой. Не бойся. Называй меня своей родной тётушкой. Мне это будет только приятно. Итак, скажи нам, мальчик, откуда ты получил этот компас?
Ваня: Нашёл.
Женщина: Ай-ай-ай! Нехорошо обманывать свою тётушку, которая тебя так любит. Итак, подумай ещё раз и скажи, откуда у тебя этот компас.
Ваня: Нашёл.
Женщина: Можно подумать, что здесь компасы растут, как грибы.
Ваня: Кто-нибудь потерял, а я нашёл.
Женщина: Кто же потерял?
Ваня: Солдат какой-нибудь.
Женщина: Здесь есть только немецкие солдаты. У немецких солдат имеются немецкие компасы. А этот компас русского образца. Что ты на это скажешь, мальчик?
(Ваня молчит)
Женщина: Молчишь? Прекрасно. Я понимаю. Ты не хочешь выдать людей, которые дали тебе этот компас. Ты умеешь молчать. Это делает тебе честь. Но люди, которые дали тебе компас, нехорошие. Очень нехорошие. Они преступники. А ты знаешь, что обычно делают с преступниками? Пожалей себя! Скажи нам, кто дал тебе этот компас?
Ваня: Никто.
Женщина: А откуда он у тебя?
Ваня: Нашёл.
Женщина: Хорошо. Я тебе верю. Допустим, ты говоришь правду. Но в таком случае скажи, кто научил тебя рисовать такие прекрасные рисунки?
Ваня: Чего рисунки? Я не понимаю, про что вы спрашиваете.
(Утирает рукавом нос)
Женщина: Подойди-ка сюда. Поближе. Не бойся. Я ведь тебя не бью. Кому принадлежит эта книга?
Ваня: Чего принадлежит? (захныкал) чего вы меня спрашиваете, не пойму!
Женщина (теряя терпение): Чья это книга?
Ваня: Букварь-то?
Женщина: Да. Букварь. Чей он?
Ваня: Мой.
Женщина: А рисовал на нём кто?
Ваня: Чегой-то рисовал?
Женщина: Эй, мальчик, ты не прикидывайся! Кто делал эту схему?
Ваня (хнычет): Какую схему? Я не знаю никакой вашей схемы. Я потерял лошадь. Днём и ночью мотался. Отпустите меня, тётенька! Что я вам сделал?
Женщина (кричит): Иди сюда, говорю тебе!
(Она хватает Ваню за плечо, рывком тычет его лицо в букварь.)
Вот это. Кто рисовал? (Ваня молчит) Кто это рисовал?
Ваня: Не знаю.
Женщина: Ты не знаешь?
( лицо её покрывается пятнами и становится багровым. Она внезапно хватает Ваню за уши и с силой поворачивает его лицо вверх):
Открой рот. Я тебе приказываю! Сию же минуту открой рот и покажи язык!
(Ваня понял и сжал зубы. Тогда немка стиснула его и стала указательными пальцами раздвигать ему рот. Ваня вскрикнул отболи и на мгновение показал язык)
Женщина (брезгливо вытирая о вязаную юбку свои толстые красные пальцы):
Теперь мы знаем! Итак, мальчик, мы тебя будем спрашивать, а ты отвечай. Не так ли? Кто тебя научил делать топографические схемы, где находятся эти люди, и как их найти? Ты меня понял? Ты получишь трёх опытных провожатых и покажешь им дорогу.
Ваня (стоит вплотную, наклонившись над книгой): Я не знаю, про что вы меня спрашиваете.
Женщина (тихо): Говори.
Ваня (ещё тише): Не скажу…
(Ваню бьют и волокут)
Женщина: Ничего, скажешь, мой голубчик. Три дня не давать воды и пищи, заговорит, как миленький!
(Слышен звук артобстрела, немцы поднимают головы наверх и быстро в панике выбегают).
Девочка: Ване Солнцеву повезло: его освободили разведчики батареи Н-ского артполка, он остался жить и поступил в Суворовское училище.
Мальчик: Но многие ребята, такие же как Ваня, принимали мученическую смерть во вражеских застенках. Вспомним их имена: («Аве Мария» Ф. Шуберта.)
Девочка: Лара Михеенко, 14 лет, –расстреляна за помощь партизанам.
Мальчик: Лёня Голиков в 14 лет стал героем Советского Союза, принимал участие в 27 партизанских боях, погиб смертью храбрых в неравном бою.
Девочка: Зина Портнова была выдана предателем, на допросе неожиданно выбила пистолет из рук начальника гестапо и застрелила его, после месяца пыток была расстреляна.
Мальчик: Марат Казей во время неравного боя был окружён гитлеровцами, взорвал гранатой себя и их…
Девочка: Витя Коробков – разведчик партизанского отряда, талантливый художник, был выдан предателем и расстрелян в застенках гестапо, не выдав своих товарищей…
Мальчик: Валя Котик – бесстрашный партизан и разведчик, погиб при защите склада боеприпасов, ему было 14 лет…
(Минута молчания, во время которой стучит только метроном)
Замена даты справа: 1944
( Хроника трудовых буден)
Мальчик:
Не вышел даже ростом до станка?
Вставай на ящик, чтобы дотянуться -
Снаряды точит детская рука,
Перед врагом нам не дано согнуться!
Девочка:
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз тебе во сне и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
«Малютка»
(За столом сидит 6-летняя Ада, играет с лоскутной куклой)
Ада:
Не плачь, не бойся, скоро мамочка с работы придёт, нас с тобой накормит. У неё в больнице работы много, слышала, как там говорят, рук не хватает? А мы с тобой сейчас сядем, будем папе письмо на фронт писать, как живём, как добрались с мамой до места, как нас здесь встретили все хорошо… Вот только домой всё же хочется! А надо папе писать, что мама плачет? Думает, что я сплю, а я всё слышу. Домой я очень хочу. Знаешь, почему? Ты только не обижайся, ты тоже очень хорошая, но дома у меня осталась моя любимая кукла, мы так быстро уезжали, мама говорит, впопыхах, что и мою Лялю забыли… А она такая была – ни у кого такой не было! Ой, мама пришла!
(Входит мама в белом халате):
Мама: Адочка, не спишь? Забежала на минутку, покормлю тебя и опять к раненым… А ты чего такая?
Ада: Папу вспомнила. И Лялю…
Мама: Папа наш на фронте бьётся, нас с тобой защищает и всю страну. А Ляля…не грусти, не расстраивайся, дочка. Вот заработаем денег и купим тебе новую куклу.
Ада: Да, и у меня немножко накопилось… (высыпает на стол монетки. Мама смотрит на неё, гладит по голове, улыбается).
Ада: Мама, а ты о чём думаешь?
Мама: Я тоже о папе, как он на танке воюет…
Ада: А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.
Мама: Ах, ты, моя выдумщица! Дорого, дочка. Не хватит наших с тобой денег.
Ада: А если все мальчики и девочки отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?
Мама: Ну, если все, то можно (Гладит и целует дочку, накрывает стол газетой, кладёт картошку, хлеб и стакан молока и уходит)
Ада: Так чего же я сижу? Ведь папе танк нужен!(достаёт тетрадку и карандаш)
Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевска Смоленской области…
(Занавес закрывается. Тихо звучит песня «Катюша»)
(На авансцене сбоку кафедра, на ней редактор с письмом в руках. Звучит голос Ады):
«…Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь отдаю их на танк. Пусть все маленькие дети отдадут деньги на танк. Мы назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт врага, мы вернёмся домой.»
Редактор (говорит с залом):
Письмо было опубликовано в газете «Омская правда», и в редакцию посыпались конверты, написанные неровным детским почерком.
(Редактор берёт листочки с кафедры, их много, разворачивает их, звучат строчки детскими голосами):
- «Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне пять лет только, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью отдаю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.
- «Мама хотела купить мне новое пальто, но я решила, что поношу старое пальтишко, а деньги высылаю на наш танк. Тамара Лоскуткова.»
- «Ты хоть и девчонка, Ада, но голова у тебя варит хорошо. Конечно, мои деньги с братом небольшие, но это всё, что у меня есть. Танк для отца – это здорово! А я для танка с пацанами на заводе в 2 смены работаю, снаряды делаем. Илья, 14 лет»
Редактор: Деньги поступали ежедневно – рубли, даже мелочь, всё, что было в ребячьих копилках. Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И всё-таки дети отдавали свои накопления с радостью: ведь они помогали фронту.
Мальчик: Отец Ады, старший лейтенант Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском.
Девочка: Танк «Малютку» вручили одесской комсомолке Кате Петлюк, она была механиком-водителем и участвовала в боях за освобождение Сталинграда.
(Звучит песня «Три танкиста»)
Замена даты справа - 1945
Все наши герои на сцене. Они слушают радио.
Голос (капитуляция Германии)
(На экране хроника победного марша на Красной площади, сваленные вражеские знамёна и стяги)
(Звучит песня «День Победы»)
Мальчик:
Помните!
Через века, через года –
Помните!
Девочка:
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!
Таня Савичева:
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой,
Каждым дыханьем
Будьте достойны, люди!
Ваня Солнцев:
Покуда сердца стучатся-
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйста, помните!
Солдат Володя:
Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!
Мама Ады :
Детям своим расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
Редактор:
К мерцающим звёздам, ведя корабли,
О погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли,
Прокляните войну!
Ада:
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже
Не придёт никогда,
Заклинаю –
(все вместе, взявшись за руки):
Помните!
(Песня «Как прекрасен этот мир!»)
Источники материалов:
- Катаев В.П. «Сын полка», Москва "Детская литература", 1981 год
- http://lib.ru/PROZA/KATAEW/synpolka01.gif
- http://lib.ru/PROZA/KATAEW/synpolka03.gif
- http://www.bibldetky.ru/pobeda.html?start=5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный журнал, посвящённый 65-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне «Поэзия, опалённая войной».
. Сегодня наш литературный журнал посвящён 65-й годовщине ...
Сценарий мероприятия "Слёзы, опалённые войной"
Сценарий мероприятия посвящается солдатским матерям ВОВ....
Сценарий мероприятия, посвященного освобождению города Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков «Детство, опалённое войной»
Цель: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти; укрепление связи поколений для осознания себя как прее...
Сценарий классного часа.Детство, опалённое войной.
Сценарий классного часа,Детство, опалённое войной....
Сценарий литературной гостиной "Строки, опалённые войной".
Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо, и в этом помогут литературные гостиные, так как тво...
Сценарий внеклассного мероприятия «Детство, опалённое войной»
laquo;Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». А. Твардовский....
Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опалённое войной" для обучающихся 9 -х классов.
Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-годовщине в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г....