"Берегите Землю, берегите!"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Кондинский район
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мулымская средняя общеобразовательная школа
Литературно – музыкальная композиция
«Берегите Землю, берегите!»
Автор: учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Л.В.Корлюк
п. Мулымья
2017 год
Литературно – музыкальная композиция «Берегите Землю, берегите!»
Описание разработки
Актуальность.
5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии.
Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.
Цель:
формирование у обучающихся экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальной программе, стоящей перед человечеством.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей быть ответственными за свои поступки;
- формировать культуру поведения в природе;
- научить детей любить природу, уметь любоваться красотой родного края
Развивающие:
- развивать интерес обучающихся к изучению произведений местных поэтов;
-развивать творческие способности учащихся, умение держаться перед аудиторией, выражать чувства, мысли в стихах, песнях
Воспитательные:
- прививать чуткое и бережное отношение к природе родного края;
- воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее
Планируемые результаты: создание и внедрение активных приёмов и методов организации работы по повышению экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Оборудование:
мультимедийная презентация; фонограмма «Звуки леса», музыка «Летний вальс», песня «Как воспеть эту землю», «минусовка» песни «Пусть всегда будет солнце».
Целевая аудитория:
обучающиеся 1 – 11 класс, родители, педагоги, жители поселения. Фрагмент композиции литературно – музыкальной композиции был представлен 18 апреля 2017 года на общешкольном – родительском собрании «Развитие детей в условиях сельской школы».
Действующие лица: ведущий 1, ведущий 2, семь чтецов
План подготовительной работы:
В подготовке и проведении мероприятия принимают участие члены объединения «Театральное» (ученики 5 – 8 классов).
- Изучение обучающимися и учителем поэтического материала поэтов ХМАО – Югры.
- Выбор понравившихся стихотворений.
- Подбор музыкального материала.
- Работа по составлению литературно – музыкальной композиции.
- Распределение ролей.
- Репетиционная работа (индивидуальная и коллективная).
Ход
Звучит первый куплет песни «Как воспеть эту землю…»
Ведущий 1
Земля – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме этом жить вовеки.
Ведущий 2
Земля – это дом, украшенный трудом,
Ты знаешь ли, ответь, такому дому цену?
Что будет, если в нём крыша под огнем,
Что будет, если в нем сломаем стены?
Ведущий 1
Природа – это дом, в котором день за днём
Ведущий 2
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
Вместе
И этот дом и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.
Чтец 1
Сибирь
Сибирь! Родная! Ты в любом обличье
Зимою ли, весной ли хороша!
Твою величину, твое величье
Воспела не одна влюбленная душа.
Позволь и мне в любви тебе признаться.
Пусть средь иных чуть слышен голос мой.
Тобой не перестану восхищаться.
Пока живу, любовь живет со мной.
Да как не преклониться пред тобою,
Когда от ковылей степной земли
До самого студеного прибоя
Владения раскинулись твои.
Богатый край - сибирские просторы,
Великий он, что в даль, что в ширь.
Через Уральские холмы и горы
Шагает слава о тебе, Сибирь.
Алла Копьева
Ведущий 1
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Чтец 2
Облака купаются в воде.
Облака купаются в воде.
Ветер в соснах зацепился песней.
Расскажи мне, если сможешь, где
Можно встретить край еще чудесней?
Над водой склоняется тальник,
От воды в тайгу бежит дорога.
Там к сосне доверчиво приник
Тонкий ствол осинки – недотроги.
Там березы в родниках живут,
Чередуясь с ельником туманным.
Вновь дорога выйдет на Югру,
В луг зеленый с ароматом пряным.
В зелень луга вплетены цветы,
Разыгрались над водой стрекозы.
Мир необъяснимой красоты!
Можно ли здесь думать только прозой?!
Алла Копьева
Ведущий 2
Люди, я прошу вас, берегите
Солнышка проснувшегося блики,
При дороге маленькую кашку,
На лугу глазастую ромашку.
Чтец 3
Кондинский край
Есть на планете уголок,
Что мне дороже, чем иные,
Где между лентами дорог
Лежат озера голубые,
Где сосны стали, как в строю,
Волну Кондинскую сторожат.
Кто побывает в том краю,
Забыть его уже не сможет
Таежный край Югорский мой,
Хоть ты суров, но сердцу милый.
Своею строгою красой
Очаровать любого в силах.
Народ с открытою душой
Давно трудом его прославил.
Не только строгою красой,
Но и богатством край тот славен.
Мечтатель, труженик, поэт,
Мое он сердце согревает,
Я уверяю вас, что нет
Нигде чудесней в мире края.
Кому – то нравятся поля,
Иной влюблен в моря и горы…
Моя Югорская земля!
Мои таежные просторы!
Мое признание в любви,
Пусть неуклюжее немного,
Ноя, ты только позови,
К тебе вернусь с любой дороги.
Алла Копьева
Ведущий 1
Люди, я прошу вас, берегите
По весне раскрывшуюся почку,
И шмеля, приникшего к цветочку,
Неба синеву над головою,
Белую березку над рекою.
Чтец 4
Священная березка
Луна постелила дорожку,
И посеребрила гранит.
Священная наша березка
Близ озера скромно стоит.
Гостили мы летом в Суоми,
Я свой ритуал совершил:
Березки – свидетели волны –
Три ленты цветных подарил.
Три ленты из красного ситца
Она словно держит в руке.
Она словно в танце кружится
В парадном хантыйском платке.
Мы враз поклонились березке,
По солнцу вокруг обойдя,
И долго стояли сторожко,
Обычаи древние чтя.
Мы духов лесных не забыли –
Монетки волна приняла.
Богам мы по чарке налили,
И тотчас запела волна.
И боги глядели степенно,
И нам улыбались слегка.
Березку признали священной,
Признали огонь костерка.
Глубоких небес притяженье
Коснулось ликующе нас.
То было души вознесенье,
Мы стали богами на час.
Вставало прощальное солнце.
Березка поклон приняла.
Неужто навек расстаемся
С тобой, молодая сестра?
Андрей Тарханов
Ведущий 2
Берегите, люди, берегите,
Все, чем вы живете – не губите
Шум дождинок по родимой крыше –
Постарайтесь вы его услышать –
В предрассветной чаще птичье пение,
Шелест зверя в сумерках весенних.
Чтец 5
Ночь священного медведя
Сладковато пахнет прелью,
Тишина окрест стоит.
Под густой смолистой елью
В сладком сне медведь сопит.
Он по-прежнему священный,
Но... лишь только для себя.
И сторонкою деревни
Он обходит, злость тая, -
Никакого уваженья
И коленопреклоненья
Он не ведает теперь.
А кругом его владенья...
Он кричит от возмущенья:
«Люди, я - священный зверь!
Коль просить подарок стану,
Ты, Микуль, веди бычка.
Я намял вчера Степану
За ослушанье бока».
Устя с Матрой ахать-охать:
«Надо двух телят отдать.
А иначе будет плохо,
Станет нас Он обижать».
Сам Степан сквозь боль смеется –
Перевязаны бока:
«Очень грубо он дерется,
Недостойно мужика.
Хочет, видно, чтобы я
Принял помощь от ружья...» -
«Ты, Степан, неисправимый,
Ты идешь к своей беде.
Он, медведь, тайгой хранимый,
Он в лесу - как сом в воде.
Ой, придет к нам наказанье!
Лучше помолчи, Степан...»
Ночь - к утру.
Вокруг сиянье,
Золотых берез туман.
Ель громадная чернеет,
Охраняя сон его.
Кто прийти к нему посмеет?
Кто храбрец? Нет никого.
Ты запомни, зверь священный,
Ты своей тропой ходи.
Мы к тебе храним почтенье,
Но коленопреклоненья
Ты от нас теперь не жди.
Кара-ю! Кара-ю!
Андрей Тарханов
Ведущий 1
Берегите, люди, берегите,
Все, чем вы живете, сохраните:
Лебединый крик в лазури неба,
Колос созревающего хлеба,
Муравья, спешащего по тропке,
Речки вздох перед восходом робкий.
Фонограмма «Звуки леса»
Чтец 6
Вдоль Учиньи - реки
Бреду одна вдоль тихой речки.
Глазами незабудок светится тропа.
День угасает. Из-за леса вечер
Крадется. Воздух травами пропах.
И дебри папоротника густые
Колышет легким ветерком.
Здесь милые сердцу самые простые
Картины. Каждый уголок знаком.
Здесь все мое.
Родное. Травы, речка
И незабудок светлые глаза.
И этот лес, таинственный и вечный.
И ручеек, прозрачный, как слеза.
Остановлюсь. Коснусь колючей ветки.
И вдруг услышу через толщу лет
Далекий зов своих ушедших предков.
И травы колыхнутся им в ответ.
Охотников я слышу где – то крики.
Их копья, словно молнии, быстры.
Я вижу между лиственниц великих
Мелькают поселенья костры.
Там в гулкий разыгравшийся свой бубен
Шаман колотит, злое прочь гоня.
Там древние, мои родные люди
Свозь толщу лет приветствуют меня.
Я им кричу, машу из здешний были,
Хочу прорваться через сотни лет,
Чтобы узнать, как жили, как любили,
Как защищались от невзгод и бед.
Как выживать детей своих учили,
Как к ночи убаюкивали их…
Вам те же звезды, что и мне светили.
И это все – заря начал моих…
Место мои родные! Лес и речка,
И этот луг, и красота полей!
Проходят поколения, но вечной
Ты будешь заповедная земля!
Алла Копьева
Ведущий 2
Берегите, люди, берегите,
Все, чем вы живете, сохраните:
Любящей руки прикосновение,
Чувств высоких яркое горение.
Чтец 7
Береза и старик
В два топора они ее рубили –
Старик и сын, плечистый, молодой.
И кольца годовые уходили,
Чтоб позабыть навеки возраст свой.
И на вершине звезды затухали,
А может, уносились ввысь они.
И опустил топор старик устало,
На сына глянул: «Малость отдохни!..»
Они присели, жаркие, хмельные,
На шелковистый, ласковый бугор.
И в тишине, как пятаки литые,
Упали с веток капли на топор.
И борода качнулась беспокойно,
И словно что-то опалило грудь.
И вот старик, восходом озаренный,
Поднялся, чтоб на дерево взглянуть.
Закинув руку левую за спину,
К глазам он руку правую поднес
И, словно чудо, увидал вершину
В сиянье улыбающихся звезд.
Глядел еще бы, да глаза слезились,
Спина заныла - и вздохнул старик.
В душе его сегодня поселились
И бездна неба, и березы лик.
И взял он непослушными руками
Топор тяжелый, что-то прошептав,
И снова опустил: перед глазами
Стоит береза, небеса обняв.
- Устал, отец? - услышал голоса сына.
Потом услышал стуки топора.
Подумал: «Сын... такой красивый, сильный...
А мне, наверно, помирать пора».
И гром по лесу - рухнула береза.
И вздрогнул, и нахмурился старик,
Шагнул с бугра...
В глазах стояли слезы,
И все качался тот зеленый лик.
Андрей Тарханов
Ведущий 1
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Ведущий 2
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Чтец 1
Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом
Чтец 2
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живем.
Чтец 3
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Чтец 4
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Чтец 5
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля!
Ребята читают (по одному четверостишию) стихотворение:
Вместе
Берегите Землю! Берегите!
Чтец 6
Берегите Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях павелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Чтец 7
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Вместе:
Берегите Землю, берегите!
Чтец 1
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Чтец 2
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Вместе:
Берегите Землю, берегите!
Чтец 3
Природа – это дом под снегом и дождем
Чтец 4
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Чтец 5
Храните этот дом, в котором мы живем.
Вместе
На этот мирный дом имеем право!
Исполнение песни на мотив песни «Солнечный круг»
Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал
Он на листке
И подписал в уголке:
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будут рыбы,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне верблюд.
Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется счастья.
И в тридцать пять
Сердце опять
Не устает повторять:
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома цветы.
Против беды,
Против войны
Встанем за нашу природу.
Солнце – навек!
Счастье – навек! –
Так повелел человек.
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе,
Будет солнце светить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое мероприятие "Берегите землю, берегите..."
Внеклассное мероприятие для обучающихся разных возрастов, призванное воспитывать любовь и бережное отношение к природе....
Классный час по экологии "Берегите Землю, берегите!" 5 кл.
На классном часе в доступной для детей форме обсуждается проблема загрязнения окружающей среды. В связи с этим ставятся такие цели на занятии, как: побуждение обучающихся к бережному отношению к ...
"Берегите Землю, берегите"
Викторина по экологии для учащихся 5-6 классов. Использованы интересные формы заданий по вопросам живой и неживой природы...
Берегите Землю берегите!
Внеклассное мероприятие....
Внеклассное мероприятие по биологии "Берегите Землю! Берегите..."
Цель занятия: Продолжить формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у учащихся экологическое сознание и соответ...
Берегите Землю, берегите!
Формировать экологическое мировоззрение. Развивать внимание на основе зрительного восприятия. Коррекция образного мышления при разгадывании загадок. Воспитывать желание беречь и охранять свою пл...
"Берегите, Землю, берегите!"
Экологическая викторина...