Внеклассное мероприятие по биологии "Берегите Землю! Берегите..."
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему
Цель занятия: Продолжить формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у учащихся экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_po_biologii.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия по биологии.
7 класс.
«Берегите Землю! Берегите…»
Учитель биологии: Лущик О.В.
Оформление доски:
- (эпиграф) «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Ф.Жолио-Кюри.
- (определение) Биосфера – (от греч. bios- жизнь), область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.
- (тема занятия) «Сохранить природу – сохранить жизнь».
Цель занятия: Продолжить формирование интереса к окружающему миру и стремление беречь природу; преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у учащихся экологическое сознание и соответствующие ценностные ориентации.
Материалы используемые для занятия: компьютерная презентация «Сохранить природу - сохранить жизнь»; музыкальное оформление, таблички для команд на столы; плакаты по правилам поведения в лесу.
Ход занятия:
(заранее класс разбивается на 4 команды: экологи, комитет по охране природы, мед.работники, экономисты)
1 часть занятия теоретическая.
Ведущий: Уважаемые ребята и гости нашего занятия , мы начинаем нашу беседу!
Мудрецы прошлого не раз писали о семи чудесах света. Они восторгались их сверхъестественными размерами и величием… Но сегодня мы с вами обратим внимание не на рукотворные колосы, а на чудо из чудес – нашу Землю, которую в апреле 1961 г. окинул взором русский космонавт Ю.А.Гагарин. Именно он впервые заметил то, как она прекрасна. Наша планета и теперь еще продолжает оставаться величайшей тайной и чудом. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Говоря о Земле, мы сегодня будем иметь в виду в основном ее биосферу или живую природу.
«Сохранить природу – сохранить жизнь» - тема нашего разговора.
«Аэродромы, пирсы и перроны,
леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды».
Всего несколько строк из стихотворения Р.Рождественского, но в них отражена самая суть предстоящего разговора. Все мы, люди 21 века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но и виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электричество, для вырабатывания которого существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием…
А заводы и фабрики, отравляющие воздух, почву и воду, а огромные мегаполисы с их бедами… Чем все это может обернуться для нас и для последующих поколений?
И первое слово я предоставляю ребятам из группы экологов.
Экологи:
1 докладчик: Я думаю, что введение строгих ограничений помогло бы взять под контроль этот процесс. Экологические проблемы, наверное, были всегда. Но раньше их удавалось как то решать. Например, князь Ярослав Мудрый, заметив, что водившейся в изобилии в его землях дичи наносится непапровимый урон, сумел с помощью законов ограничить добычу лебедей, бобров и иных пород промыслового зверя…Как видим, пресловутый экологический вопрос беспокоил наших предков еще тысячу лет назад.
Петр 1 своим указом от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубят и впередь рубить собираются, а также и тех, кто рубить им прикажет (несмотря на предупреждение закона), наказывать батогами и посылать в каторжные работы». Этим же указом Петр 1 строго обязал нерадивых горожан обеспечивать чистоту возле домов и на улицах.
А вот следующий указ Петра от 1719 г. В нем царь высказал озабоченность по иному поводу:»…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…» Строго? Но в некоторых странах просвещенной Европы того времени, например за незаконную рубку леса, палач отсекал руку обличенному преступнику. «О времена, о нравы!» Долгое время строгость закона торжествовала. И экосистема планеты оставалась в равновесии. Хотя тут свою роль играл скорее не закон, а слабая техническая оснащенность тогдашнего человечества.
2 докладчик: Но вот наступил век научно-технического прогресса. Возможностей у тех, кто искренне печется о природе, о ее чистоте, стало неизмеримо больше. Начали даже возникать движения, поставившие своей целью защищать природу…
На деле все вышло иначе. В бесконечной гонке за комфортом, удобствами жизни человечество, кажется совсем потеряло голову. Подумайте, чего стоят природе одни лишь средства коммуникации и сообщения…
Вся планета окутана электрическими проводами, железными дорогами, автотрассами, она, кажется, гудит как гигантский трансформатор. Моря и реки не исключение. По ним взад и вперед движутся танкеры, рудовозы и гигантские лайнеры типа «Титаник». А если все это терпит аварию: тонет, взрывается, идет под откос…
Не забудьте, что мы успели перерыть недра земли и отравить воздух и воду…
3 докладчик: Примерно сто лет назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерегал нас от беды. Он писал о том, что если мы не изменим своего отношения к природе и ее богатствам, то результат может быть один – полное самоуничтожение человека. Ученый говорил, что источник зла лежит в нашем эгоизме, который упорно не желает ничего видеть дальше своего носа.
Возьмем лишь один объект антропогенного воздействия человека – воздух. Человек месяц может прожить без пищи, неделю без воды, а вот без воздуха – всего минуты…
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. За последние 25-30 лет транспорт и промышленность съели столько атмосферного кислорода, сколько его не израсходовало человечество за все время своего существования. Зато в атмосферу выбрасывается отрава: сера, азот, цинк, калий и другие, в том числе откровенно ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно выбрасывается 5 млрд.т., что может привести к потеплению, таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана.
Возможно последствия такой катастрофы трудно себе даже вообразить.
В то же время леса – «легкие» планеты – вырубаются. Каждый кубометр добытой древесины – это почти полтонны не извлеченной из воздуха углекислоты…
Ведущий: Картина удручающая. Приведенные факты тревожат. Но они слишком абстрактны. От них можно отмахнуться и забыть. Давайте лучше посмотрим, а какова экологическая обстановка в нашем родном городе? Слово представителям комитета по охране природы…
Комитет по охране природы.
1 докладчик: Да и ситуация в нашем городе оставляет желать лучшего. Жемчужина нашего города – наше озеро постепенно заболачивается, зарастает береговая линия, каждую весну зацветает вода, озеро мелеет. Качественно меняется состав флоры и фауны озера и прибрежных зон.
Подобным же образом складывается ситуация в лесных массивах вокруг нашего города, из лесных зон окружающих наш город уходят звери, не встретишь уже многие виды птиц, прогуливаясь по лесу уже не так легко найти венерины башмачки и многие другие виды растений, чтобы набрать грибов все дальше приходится заходить в лес. Замусориваются парковые зоны и зоны отдыха города.
(стихотворение В.Глебова «И только ахает Природа…»).
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекаю
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку-
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
-Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной…
И снова – горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки-
Беда, куда не погляди…
И разъяснил мне егерь мрачно:
-А что? Кислотные дожди…
…Лес плакал точно в непогоду
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
-Что натворил ты Человек?!
2 докладчик:
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой-
Шибали запахи волной.
Не водоем, а сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы-
Ее создание – Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься…
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ведущий: Экологическая ситуация в нашем городе тоже заставляет задуматься. Какое же влияние окружающая среда оказывает на нас? Слово медицинскому работнику.
Медики.
Медицинский работник. Из-за отравления окружающей среды на волосок от вымирания поставлены 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включены: 115 видов животных, 25% птиц и 44% зверей, находящихся на грани исчезновения. За сто лет с лица земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия России проживает до 35 млн. человек. Огромный ущерб природе наносят техногенные аварии, природные катастрофы, такие как засуха, наводнения, землетрясение. А заболевания нашего времени? Сейчас одним из самых распространенных заболеваний становится аллергия, заболевания дыхательных путей и онкозаболевания. Но это не все…
Давайте вспомним, как мы сами ведем себя в лесу, на озере, на улице… Да после наших пикников остаются следы, как после стихийных бедствий. Вопрос «Что делать, для того чтобы спасти природу?» - самый злободневный и важный, но ответа на него в арсенале современной медицины нет.
Ведущий: Тогда может быть нам поможет разобраться в этом вопросе группа экономистов?
Экономисты.
1 докладчик: Нет, я не закричу: «долой цивилизацию»… Я не отчеканю «zuruck zur natur» («назад к природе») вслед за проповедью Ж.-Ж. Руссо, изложенной в его незабвенном «общественном договоре». Чтобы спасти мир и цивилизацию, прежде всего за дело надо взяться научным работникам, инженерам и ученым. Необходимо повсеместно взамен старых производственных технологий создавать и внедрять новые, более чистые, работающие по замкнутому циклу. Если появятся мощные заводы, способные перерабатывать миллионы и миллионы тонн накопившихся отходов, и альтернативные «бездымные» источники энергии, то все еще можно поправить…
2 докладчик: Как известно, внашей стране пятнадцать-двадцать лет назад по этим статьям бюджета уже были истрачены огромные средства. Появились и высокотехнологичные разработки, позволяющие «любые отходы пускать в доходы», чистить сточные воды, газы доменных печей, перерабатывать горы шлаков. Но все это так и осталось в стадии эксперимента, а то и на бумаге. В чем же дело?
Ларчик открывается просто. Всякое новшество, внедряемое в производственный цикл, требует денежных вложений… Закон рынка – конкуренция. Каждый производитель и поставщик товара вынужден любыми способами снижать свои затраты. А если он начнет всерьез задумываться об экологии, станет, например, фильтровать сточную воду и газообразные отходы, то его продукция заметно подорожает. Ее будут брать менее охотно. «Чистюля» быстренько вылетит в трубу, а его беспринципный конкурент, отравляющий природу, будут богатеть, потирая руки.
Ведущий: Выбросы газа, свалки бытового мусора, дымящий автотранспорт… Все это до боли знакомо и все несет гибель нам и природе… Неужели мы с вами совершенно бессильны перед лицом напасти? С чего же начать, чтобы хоть что-то изменить к лучшему?
(ответы учащихся).
Да, многое из того, что мы видим своими глазами в нашем городе, на его улицах и в парке, зависит от нас и нашего с вами поведения. Давайте не будем сейчас переваливать вину один на другого. До добра это не доведет. Лучше вспомним о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в озеро, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои дурные привычки и наклонности: лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо, то всем станет жить свободнее и веселее. Что же конкретно может сделать каждый из нас?
Комитет по охране природы.
1 докладчик: (озвучивает текст плаката, и вывешивает его на доску). Нигде и никогда не сорите. Это вредно всем: и вам и природе.
2 докладчик: Собирая грибы, лекарственные растения и цветы, не берите у природы лишнего и благодарите ее за щедрость.
1 докладчик: Без нужды не топчите траву, не ломайте веток, не жгите костров. Не обижайте птиц и животных.
2 докладчик: Берегите зеленый наряд своей улицы и города.
Ведущий: Итак, все мы дышим одним и тем же воздухом, пьем одну и ту же воду, гуляем по одним и тем же улицам… Мы любим один и тот же мир. Так неужели мы не станем заботиться о нем? Поэт М.Дудин взывает:
Берегите Землю!
Берегите себя,
Жаворонком в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,-
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите…
(звучит песня А.Пугачевой «Летите, летите…»)
2 часть занятия: интеллектуально-познавательная.
Викторина «Счастливый случай!»
1 гейм. «Заморочки из бочки».
(командам по очереди предложено выбрать одну из четырех тем по разделу деревья).
Хвойные деревья.
- Дерево высотой до 40 м. Ствол прямой, стройный. Иглы расположены попарно и держатся 2 года. На созревание шишек уходит 2 года. Порода светолюбивая, нетребовательна к плодородию почв. Корневая система уходит глубоко в землю. Живет до 400 лет. (Сосна).
- У какого хвойного дерева зрелые шишки падают на землю целиком вместе с семенами? (Сибирский кедр).
- Какое хвойное дерево может размножаться отводками? (Пихта).
Лиственные деревья.
- Это дерево – целая лесная аптека. От его цветков пахнет душистым медом. К нему обращаются при самых различных недугах: кашле, ангине, ожогах, язвах, ревматизме, кровотечениях. Для медицинских целей используют листья и цветки, кору и плоды, древесину и даже сок этого дерева. В деревне у дерева своя слава: чай, лапти, бочки, кадушки, шкатулки. (Липа).
- Дерево это достигает высоты 20-25 м. Ствол прямой, ровный. Кора до 10-летнего возраста темная, гладкая, блестящая, позднее становится белой. Корневая система сильно разветвляется. (Береза).
- Дерево достигает в высоту 30 м. и 2 м. в диаметре ствола. Живет до 300 лет. На почках есть смолистый налет, а молодые листья клейкие и душистые. Применяется в мелиоративных работах – его сажают в поймах и по берегам рек, вдоль дорог. Когда стает снег и еще не проклюнуться первые клейкие листья, одни из этих деревьев наряжаются в сиренево-желтые сережки. На некоторых из них сережки останутся на деревьях, в июне на них образуется пух, и заметет по улицам белая метель. (Тополь).
Фруктово-ягодные культуры.
- Про нее говорят, что она бывает красива трижды: цветущая – весной, плодоносящая – осенью и, наконец зимой, когда на нее опускается стая снегирей. Ствол чист и гладок, покрыт блестящей корой. Летом ягоды не клюют птицы и не трогают люди. Сок свежих ягод принимают при пониженной кислотности, ягоды полезны при диабете и ожирении. (Рябина).
- Это южное дерево родом с безводных гор. Оно хорошо растет в городах. Воздух там бывает так сух и горяч, что плоды на дереве превращаются в урюк. Цветет до распускания листьев – все дерево покрывается бело-розовой вуалью. Плоды сочные, сладкие, вкусные, с косточкой. (Абрикос).
- Это фруктовое дерево любит тепло. Его разводят в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму. Живет недолго. Года через два после посадки начинает давать плоды, а к 10 годам старится. Листья крупные, продолговатые, плоды мягкие, сладкие, сочные, ароматные. Большая с извилинами косточка богата маслом. (Персик).
Экзотические деревья.
- Арабы говорят об этом дереве:»Царица оазиса купает ноги свои в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей». Эти деревья спасают людей от лучей солнца. Из листовых жилок люди готовят канаты, веревки, корзины. Из ствола получают вкусный сок. Плоды употребляют в свежем виде, сушеном виде, готовят из них вкусные блюда. Из косточек делают напиток напоминающий кофе. Без этого дерева невозможна жизнь в пустыне. Именно плодами этого дерева кормил своих солдат Александр Македонский. Что это за дерево? (Финиковая пальма).
- Хвойное дерево восточного побережья Тихого океана, высота до 120 м., диаметр до 9 м. (Секвойя).
- Ветвь этого дерева – символ мира и согласия. Ее вешали над дверью дома, где рождался мальчик. Ее же принесла в клюве голубка в Ноев ковчег. Эта культура в сельском хозяйстве Средиземноморья считается основной. Особенно ценится масло, получаемое из плодов. Оно применяется не только для питания, но и используется в парфюмерии. Плоды похожи по форме на сливу, но в сыром виде полны горечью. (Олива или маслина).
Кустарники.
- Назовите чемпиона по выделению фитонцидов – особых веществ, убивающих микробов. (Можжевельник выделяет фитонцидов в 6 раз больше, чем другие хвойные деревья).
- Как иначе называется орешник? (Лещина).
- В одной из древнейших китайских рукописей записано, что он «усиливает дух, смягчает сердце, утоляет усталость, пробуждает мысль и не позволяет поселиться лености. Облегчает и освежает тело, проясняет восприимчивость». Родина этого кустарника – Китай. (Чай).
2 гейм «Черный ящик».
(в черном ящике в класс вносится растение, чья команда угадает быстрее той и начисляется балл).
Перед вами черный ящик. В нем лежит ветка с листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Апполону. Венком из его листьев награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Что это за растение? Как еще оно используется? (Лавр., листья используют как приправа).
3 гейм «Ты - мне, я – тебе».
Каждая команда задает свой вопрос другой команде. Дополнительные баллы начисляются за самый оригинальный вопрос.
4 гейм «Гонка за лидером».
За 2 минуты команды должны ответить на как можно большее количество вопросов. Если вы не знаете ответа говорите «дальше».
Вопросы для 1 команды:
- К какому отделу относятся лиственные деревья? (Покрытосеменные).
- Назовите светолюбивое хвойное дерево? (Сосна).
- Как долго созревают шишки ели? (В первый же год).
- Какова продолжительность жизни еловых хвоинок? (5-7 лет).
- Из какого дерева вырабатывают деготь? (Из березы).
- Какое хвойное дерево каждую осень сбрасывает свою хвою? (Лиственница).
- Какое дерево является символом родины для кубинцев? (Королевская пальма).
- Другое название инжира? (Смоковница, фиговое дерево).
- Как называется лес, в котором растут только сосны? (Бор).
- Назовите самое высокое лиственное дерево в мире? (Эвкалипт).
- Назовите плод дуба. (Желудь).
- Как называется наиболее мощно развитый главный стебель дерева? (Ствол).
- Как называется дерево с белой корой? (Береза).
- Назовите самое толстое дерево в мире. (Баобаб – до 50 м. В окружности).
- Какое дерево цветет в середине лета? (Липа).
Вопросы для 2 команды:
- К какому отделу относятся хвойные деревья? (Голосеменные).
- Назовите теневыносливое хвойное дерево. (Ель).
- Сколько времени уходит на развитие сосновой шишки? (2 года).
- Продолжительность жизни сосновых хвоинок. (2-3 года).
- Из чего вырабатывают скипидар и канифоль? (Из смолы сосны).
- У какого дерева листья не желтеют, а опадают зелеными? (Ольха).
- Дерево – символ родины для канадцев. (Клен).
- Народное название сосны сибирской. (Кедр).
- Как называется лес состоящий из дуба? (Дубрава).
- Самое высокое хвойное дерево в мире? (Секвойя).
- Плоды какого дерева называют фигой? (Инжир).
- Как называется стебель с расположенными на нем листьями и почками? (Побег).
- Как называются листья сосны? (Хвоя).
- У какого африканского дерева всего 2 листа длиной до 3 метров каждый? (Вильвичия).
- Какое дерево зацветает первым? (Ольха).
Вопросы для 3 команды:
- У китайцев этот цветок обязателен в каждом доме в новогоднюю ночь. (Нарцисс).
- Национальный цветок Японии. Символ солнца, от которого, согласно легенде, произошел японский народ. Украшает государственный герб и печать Японии. (Хризантема).
- Как называется наука, изучающая ископаемых животных и растения? (Палеонталогия).
- Какие растения росли в первобытных лесах примерно 420 млн.лет назад? (Папоротники, плауны).
- Сок какого дерева в Канаде используют для получения сахара? (Клен остролистный).
- За какими цветами среди зимы отправилась в лес добрая девочка? (Подснежники).
- Самая крупная ягода? (Арбуз).
- Трава высотой 30-40 метров. (Бамбук).
- Как определить возраст дерева? (по годичным кольцам).
- Назовите кустарник, листья которого используют при засолке огурцов, грибов, капусты. (Смородина).
- Новогодний фрукт. (Мандарин).
- У какого дерева даже в самый жаркий летний день кора остается прохладной? (Береза).
- Из древесины каких деревьев делают спички? (Осина, тополь).
- Хвоя какого дерева используется в парфюмерии? (Пихта).
- Какие деревья являются «медоносами»? (Липа, клен).
Вопросы для 4 команды:
- Пора опадания листьев? (листопад).
- Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира? (красная книга)
- Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис).
- Витаминный напиток приготовленный из мякоти фруктов и овощей? (Сок).
- Какой овощ содержит больше всего каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь).
- Целебный цветок – предок всех роз? (Шиповник).
- Полезный комнатный цветок запах листьев которого отпугивает мух и комаров? (Герань).
- Какое растение содержит наибольшее количество йода? (Водоросли).
- Как называется лечебное средство приготовленное на основе лекарственных растений и воды? (отвар).
- Лекарственное растение входящее в состав почти всех жевательных резинок? (Мята).
- Дерево из бобов которого индейцы варили очень питательный напиток чоколатл. (какао).
- Самое новогоднее дерево? (Ель).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие, посвященное "Дню земли"
Цель урока:формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.Задачи:Образовательные:познакомить учащихся с проблемами ох...
Внеклассное мероприятие "Путешествие по земле "Компьютерленд""
Данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий в младшем и среднем школьном звене, отдельные задания можно использовать при проведении уроков по соответствующим темам с ...
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Берегите наш язык"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Берегите наш язык" способствует формированию интереса к прошлому славян, воспитанию любви и уважения к слову как самому ценному явлению отечественной ку...
Внеклассное мероприятие ко Дню Земли "Земля - наш дом".
Внеклассное мероприятие ко Дню Земли "Земля - наш дом"....
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»
Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...
Внеклассное мероприятие по английскому языку "Береги свою любовь для старших классов"
Внеклассные мероприятия по английскому языку помогают учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывают положительный эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для фор...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!» для 5-7 класса
Внеклассное мероприятие по русскому языку...