Добро есть жизнь
классный час (8, 9 класс) на тему

Пока будет существовать человек, он не престает размышлять над проблемой добра и зла.  Четкое определение добра и зла осложняется многозначностью обоих этих понятий. Что же такое добро и зло?

 Многие великие люди размышляли над этим вопросом. Например: И.А. Ильин: "Добро есть одухотворенная любовь, любящая сила духа" или А. Швейцер: "Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни".

Что же является подтверждением нашей доброты? Какими качествами должен обладать добрый человек?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._dobro_est_zhizn.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Добро есть жизнь.

                                                                             Добро есть совершенная польза.

                                                                                                              И. Бентам

        Цель:  - расширить представления учащихся  о понятиях: «добро» и

              «зло»;

            - формировать способность различать добро и зло;

            - воспитывать желания творить добро для людей.

Мудрые мысли.

        Г. Торо: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

        С.Кьеркегор: «Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом».

        А.Швейцер: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни».

        И.А. Ильин: «Добро есть одухотворенная любовь, любящая сила духа».

        Аристотель: «Свойство добродетели состоит в том, делать добро, а не принимать его».

        П. Шелли: «Добродетель в том и состоит, чтобы поступать правильно, пренебрегая ближайшей выгодой».

        Л.Н. Толстой: «Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие».

        Ф. Бекон: «Лучший способ сохранить память о добрых делах – повторять их».

Словарь: добро, зло, добродетель, доброта, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добропорядочность, милосердие, гуманность.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Гуманность -  человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.

Добропорядочный – приличный, достойный одобрения.

Анализ предыдущих домашних работ.

Ход занятия.

Пока будет существовать человек, он не перестанет размышлять над проблемой добра и зла. Четкое определение добра и зла осложняется многозначностью обоих этих понятий. Что же такое добро и зло?

        В словаре С.И. Ожегова даны такие определения:

Добро – все положительное, хорошее, полезное. Ладно, хорошо.

Зло – нечто дурное, вредное. Беда, несчастье, неприятности.

        Идет постоянная взаимная борьба добра и зла. Но эта борьба неотделима от нас, а находится в нутрии нас, в самой личности, когда конфликтуют долг и влечение человека, разум и чувства, человечность и минутная выгода.

        Добро – заставляет принимать во внимание интересы человечества, народа, семьи и людей.

        Зло – эгоцентрично, приспосабливая все человечество к своим потребностям и интересам, не останавливаясь ни перед чем.

        Добро и зло – самая актуальная теме. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся).

        Вывод. Ядром человеческих отношений является добро, доброта. Добро освещает жизнь. Доброта помогает выживать. Даже простое доброе слово может помочь человеку. Недаром говорят в народе: «Ничто так не ободряет человека, как доброе слово» или «Доброе слово, что ясный день».

Пусть правит миром доброта,

Жестокость же исчезнет, словно сон.

А рядом с ней живут пусть красота

Как самый главный человеческий закон.

Я доброту считаю

Всех благ земных дороже.

Ведь без неё, я знаю,

Никто прожить не может.

Она как солнце , освещает

Путь человека непростой.

И в миг суровый помогает

Ему не отступить перед бедой.

Как дерево, лишенное корней,

Без доброты погибнет человек.

Таятся силы жизни в ней,

А без нее остановился б жизни бег.

Что же является подтверждением нашей доброты и какими качествами обладает добрый человек? (ответы учащихся)

        Вывод. Подтверждением нашей доброты, наших добрых намерений являются нравственные дела, главной ценностью которых является мир, общение, милосердие, гуманность, умение не судить друг друга, а помогать друг другу. Понятие добра заложено в таких качествах человека как доброта, доброжелательность, добродушие, добродетель, добросердечность, добропорядочность. Но здесь можно выделить понятие, в котором все эти качества сочетаются в единстве – это добродетель. В словаре С.И. Ожегова добродетель опредеделяется как положительное нравственное качество, высокая нравственность. Добродетель требует больших усилий. Каких? Конечно, душевных, нравственных. Ведь добродетель не определяется одним только поступком, а присуща человеку как характерное качество, окрашивающее всё его поведение. Добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало.

        Говорят: «Красота спасет мир». Но можно сказать иначе: «Доброта спасет мир». Здесь я хочу предложить вам стихотворение Некрасова. Благородный поступок, точнее подвиг, всколыхнул все общество, то есть деревню. И это общество не забыло своего героя: стихотворение так и называется – «Добрая память».Слушая стихотворение, попытайтесь составить нравственный портрет героя.

Каждый год, как наступит весна,

И зальются поляны водою, -

Вся деревня идет на погост,

На могилу – под липу густую.

С уваженьем колени народ

Перед этой могилой склоняет;

Шлют молитву простые сердца

За того, кто в земле почивает.

В ней схоронен простой мужичок,

Целый век боронивший, поохавший,

Но высокой души человек,

Ни корысти, ни злобы не знавший.

Был он другом всех бедных людей,

И, за каждого сердцем страдая,

Целый век прожил он для других,

Для других сам себя забывая.

Разлилася весною река.

Все, что ветхо, водой подмывая…

Он погиб в золотую весну,

Погибавших малюток спасая.

Стой поры, каждый год по весне,

Как зальются поляны водою,

Вся деревня идет на погост,

На могилу под липу густую.

Каким вы представили героя? Умеете ли вы делать добро и готовы ли вы его делать? Сколько и каких добрых дел на вашем счету? (ответы учащихся).

Ф. Бекон сказал: «Лучший способ сохранять память о добрых делах – повторять их».

Спешите делать добрые дела.

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил –

И от того

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег тихо умирал, -                                    

Рассказывает мать и, -

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал,

«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол так её люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наколю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас.

Да на день опоздал

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог –

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!   Александр Яшин.

Многие считают, что зло сильнее добра и встречается в жизни гораздо чаще, чем добро. Так немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Добро всегда слабее, потому что оно просто и может быть любимо только ради самого себя, зло привлекает каждого отдельного человека самыми соблазнительными обещаниями».

Но существует мнение, что добро сильнее зла, ибо зло при достижении своих целей вынуждено использовать принципы добра. Ведь даже у преступников есть своеобразный «кодекс чести», одобряющий смелость, решительность, взаимопомощь, требующий доверия и справедливости по отношению к «своим» и осуждающий трусость, предательство и т.п. Французский мыслитель XVII в. Ж.Лабрюйер считал: «Нет такого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель и не прибегал бы к ее помощи». Так что же сильнее: добро или зло? Что вы думаете по этому поводу?

В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев пишет «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов. Ложь – зло для всех. Искренность и справедливость, честность и бескорыстие всегда добро. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и в сему обществу в целом».

«Давайте поклонятся доброте»,-

На кладбище военном, на плите,

Я прочитал – и в жизнь унес когда-то,

И лучевой строкой в моём труде

Вдруг стала эта заповедь солдата:

«Давайте поклоняться доброте!»

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту.

Анкета.

  1. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Чтобы делать добро, надо им обладать»?
  2. Что бы вы сделали для людей, если бы могли все?
  3. «Без добрых дел нет доброго имени». Согласны ли вы с этим выражением и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.

Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...

Творящий добро творит жизнь

В методической разработке внеклассного мероприятия для второго класса "Творящий добро творит жизнь" педагог., опираясь на примеры Священной истории и библии, ведет диалогическое общение с обучающимися...

Открытый урок по самопознанию "Семья есть жизнь и в этом суть..."

Цель: показать ценности семьи и семейные; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей понимания родных и близких людей и уважительного отношен...

Беседа "Труд есть жизнь"

Презентация и сценарий беседы "Труд есть жизнь" предназначены для коррекции представлений подростков о труде. У воспитанников с интеллектуальными нарушениями отношение  к труду,  как тяжелой...

Психологическое занятие для подростков "Самое ценное, что у меня есть....жизнь" для 8-11 классов

Цель занятия: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу."Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет ник...

«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО ЕСТЬ ДОБРО» (ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)

В статье осуществлено исследование добра и зла в рассказе«Крыжовник» А. П. Чехова. Результатом исследования стало раскрытиеглавной идеи – перерождение человека в обывателя. Выявлено,...

Конспект занятия по здоровому образу жизни «Движение есть жизнь!».

Конспект занятия в рамках проекта «Здоровый образ жизни»«Движение есть жизнь!»Цель занятия: пропаганда здорового образа жизни.Задачи: Коррекцилонно – развивающие: р...