Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.
методическая разработка на тему

В данной методической разработке описан опыт, который включает в себя систему гражданско-патриотического  воспитания школьников в рамках молодежного клуба «Собеседник», как части воспитательного пространства школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx856.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Инты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Автор опыта:

Злобина Людмила Владимировна,

руководитель молодежного клуба «Собеседник»

                                                                                                    МБОУ «СОШ №10» г. Инты

г.Инта  

Содержание

                                                                                                   Стр.

     Аннотация………………………………………………………………………..3

  1. Актуальность проблемы………………………………………………….3
  2. Анализ проблемы…………………………………………………………4
  3. Условия возникновения, становления опыта…………………………...5
  4. Технология опыта………………………………………………………...8
  5. Формы организации внеурочной деятельности школьника………….. 12
  6. Результативность опыта………………………………………………….23
  7. Библиографический список……………………………………………...25

Приложение 1. Описание проекта “Только вместе мы сила”………… 26

Приложение 2. Сценарий заседания I. “Легко ли быть молодым?” …. 29

Приложение 3. Сценарий заседания II. “Скажи курению: “НЕТ!”……34

Приложение  Отзывы приглашенных гостей о работе клуба «Собеседник»

Приложение  фоторепортаж

Приложение диск

Аннотация

В данной работе  представлен опыт классного руководителя 9А класса, руководителя молодежного клуба «Собеседник», учителя географии  Злобиной Людмилы Владимировны.

Опыт включает в себя систему гражданско-патриотического  воспитания школьников в рамках молодежного клуба «Собеседник», как части воспитательного пространства школы. Н а конкурс представлена серия мероприятий в рамках  проекта «Только вместе мы сила», педагогической целью которого является реализация направлений патриотического воспитания молодежи.

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля.

          Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогом-организатором, руководителями клубов общеобразовательных школ и внешкольных учреждений и как модель воспитательной работы общеобразовательных  учреждений.

  1. Актуальность проблемы.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа». Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 г»

  1. Анализ проблемы.

Гражданственность, как черта личности, заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей.

В течение последних лет в школе проводилось психолого-педагогическое исследование по определению уровня воспитанности, в ходе которого использовались современные методы психо - и педдиагностики, которое раскрывается в поведении, в отношении человека к окружающему миру, к окружающим людям, к себе, к тому, что он делает.

В данном исследовании принимали участие учащиеся 5-х - 10-х классов.

В рамках исследования проводилась оценка следующих критериев личностного роста учащихся:

1. Ценностные отношения учащихся (отношения к самому себе, к семье, к другим людям, Отечеству, знаниям, культуре, труду и т.д.).

2. Исследования особенностей коллектива учащихся школы.

3. Выявление способов реагирования в конфликтах.

4. Определение преобладающего типа поведения.

5. Психологический климат в коллективе.

Ценностное отношение – это отношение субъекта к объекту как к ценности. Отношения формируются в результате усвоения ценностей, норм, правил, идеалов данного общества. Личностный рост, по мнению Д.В. Григорьева, связан с развитием именно ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что учащиеся понимают и принимают патриотизм как ценность, но слабо представляют его на практике.

Причиной падения патриотизма в молодежной среде, по мнению опрошенных, явилось отсутствие патриотической идеи в обществе, второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной респонденты называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставило задуматься над причинами подобного явления и выработать систему работы, направленную на исправление данной проблемы.

  1. Условия  возникновения,  становления  опыта.

             Я работаю в муниципальном бюджетном общеобразовательном  учреждении   «Средняя  общеобразовательная   школа № 10» с 1998 года. Преподаю географию в 6-10 классах школы. С 2008-2009 учебного года являюсь классным руководителем нынешнего 9А класса. В классе обучается 25 учеников: 13 девочек и 12 мальчиков.  14 ребят живут в неполных семьях, 6 семей имеет статус  малообеспеченной семьи.

Предварительная      диагностика    по   методике    П.В.  Степанова,    Д.В.Григорьева,   проведенная     в начале 5    класса,   показала    следующий      уровень    сформированности   отношения школьников:

   к  обществу  (отношение  к  родной  природе,  к  Отечеству):    высокий  уровень  –         40%, средний уровень – 28%, низкий уровень – 32%;

   к      людям  (уважительное  отношение  к  старшим,  дружелюбие,  милосердие,  честность):  высокий уровень – 68%, средний уровень – 27%, низкий уровень – 5%; 

   к   себе   (добрая   воля,   самоуважение,   требовательность   к   себе,   организованность):   высокий уровень - 70%,  средний уровень - 16%, низкий уровень - 14%.

              Диагностика  показала,  что  значительное  число  учащихся  не  имеет  четкого  представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не  испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного  «я»  у  детей  преобладает  над  понятием  «мы».  Анкетирование  показало,  что  в 5  классе  ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы,  Отечества. Всё это и послужило условием становления опыта.

        Над указанной темой начала работать с  2008-2009 учебного года. Считаю важным воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию.   Зарождается патриот, гражданин в своей семье с формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам.   Далее  его формирование  идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.   Следующая ступень  - Отечество, страна, народ.

Патриотические чувства формируются всем укладом  школьной жизни. Немалую роль играет в этом Детская общественная организация «Школьная Ассоциация Городов» и Совет старшеклассников - орган ученического самоуправления школы. Целенаправленная работа по гражданско–патриотическому воспитанию в пространстве школы ведётся не один год. Школьные, классные дела – всё взаимосвязано. Все мероприятия проводятся совместно с ребятами, при их активном участии, что позволяет  вовлекать обучающихся в социально значимую деятельность. Тем не менее, в школе есть классы более активные, есть менее активные. Мой класс первоначально состоял из небольшой группы активных ребят и большей части пассивных ребят. Я решила изменить ситуацию. Так как главной идеей воспитательной работы, я считаю  воспитание ребят через практическую деятельность, поэтому  все мероприятия было решено проводить сначала в своем классе, а затем, выходя за его рамки, в других классах школы. Сначала мы объединились с параллельным классом для празднования Дня Матери. Великолепный праздник, который ребята сделали сами для своих мам, окрылил их и дал новые силы для дальнейших дел. К нам стали присоединяться ребята из других классов. Назрела необходимость создания  на базе школы, клуба по интересам.  Поэтому, с 1 сентября 2011 года являюсь руководителем молодежного клуба «Собеседник», членами которого являются учащиеся не только 9А класса, но и старшеклассники из других классов. Это добровольное объединение школьников, которые стремятся найти себе единомышленников, близких по духу людей, которым не безразлично что происходит вокруг.  Клуб реализует свою деятельность в следующих направлениях: гражданско-патриотическое и социально-исследовательское. (Приложение диск). За прошедший период ребятами из клуба «Собеседник» проведены ряд мероприятий, школьного, городского, республиканского уровня.

Ребята проводили классные часы, конкурсы, дискуссии, встречи с представителями власти, родителями, ветеранами. Агитбригада клуба провела городское мероприятие в центральной библиотеке города, на которое было приглашены представители прокуратуры, медицинские работники, подростки города. И конечно, итоговые заседания, которые требуют очень большой подготовки. Готовясь к ним, ребята проводили социологические опросы среди населения города. Данная деятельность позволила учащимся выйти на другой уровень общения. Это уже не общение  «ученик – ученик»  или «ученик – учитель»,  а общение «ученик - общество».  Ряд мероприятий, в рамках проекта «Вместе мы сила», представлены на конкурс. Ничто не влияет на подростка более, чем мнение окружающих его ребят, поэтому такую работу считаю наиболее результативной и перспективной.  

         Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с  2008  года  по настоящее время.

Диапазон опыта охватывает систему внеклассной работы классного руководителя,  направленную  на  повышение    эффективности  воспитательного  процесса  через  создание  организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания в школе.  

        Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали  выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах  В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А. Добролюбова,

Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова,  А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого,

 К.Д. Ушинского,  Н.Г. Чернышевского.  Они заостряли внимание  на том, как важно воспитать  сознательных граждан, способных отстаивать интересы  государства,  любящих  свое  Отечество.    Их  идеи  нашли  свое  отражение  в  современных  концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Новизна   опыта   заключается  в  создании  системы     гражданско-патриотического  воспитания,  способствующей  повышению  уровня  сформированности  патриотизма и гражданственности.

         В  опыте  уточнено  понятие  гражданско-патриотического  воспитания,  обоснована  необходимость   повышения   эффективности   воспитательного   процесса   через   создание   организационно-педагогических  условий, разработана   и  апробирована       система   гражданско- патриотического    воспитания      школьников    и    пути   ее  реализации     в  их   практической  гражданско-патриотической  деятельности.  Эта  система  воспитания  должна  приобщать школьников к реальным жизненным ситуациям, что не всегда удается    осуществить в урочной деятельности.

         Природа,  родители,  родственники,  Родина,  народ  –    не  случайно  однокоренные  слова.  Это  своеобразное  пространство  патриотизма,  в  основе  которого  лежат  чувства  Родины,  родства,  солидарности,  любви,    которая  обусловлена  на  уровне  инстинктов.  Оно  необходимо,  ибо  сам    человек  не   выбирает  родителей,  детей,   Родину,  место   своего  рождения.

         Патриотизм     и   гражданственность      формируются      в   процессе     обучения,  социализации и воспитания школьников.  

         Авторские   концепции  Е.В.Бондаревской,  В.А.Караковского,  В.В.Серикова,  Н.Е.  Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих  потребностям сегодняшнего дня.  

         Концепция Н.Е.Щурковой направлена на формирование образа жизни, достойного  Человека.  Цель  воспитания  -  это  личность,  способная  строить  свою  жизнь  по  законам   Истины, Добра и Красоты.

         Интегративным         направлением        является      гражданско-патриотическое,  осуществляемое  как   духовно-нравственное,      историко-краеведческое,        военно- патриотическое,    спортивно- патриотическое.

  1. Технология опыта.

            Стратегическая цель    воспитания:   становление и развитие качеств личности школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.

 Основные задачи воспитания:

  • Формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
  • дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;
  • развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
  • укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям (миролюбие) – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;
  • воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.

В своей работе использую различные принципы для реализации целей и задач:

 Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного  процесса. Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного  развития  личности,  воспитание  гражданственности,  трудолюбия,  уважения  к  правам  и  свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.  

   Принцип  коллективной  деятельности.    В  правильно  организованной  коллективной  деятельности  формируется  чувство  ответственности  за  порученное  дело,  его  результат;  проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими.  

   Принцип      разумной     требовательности.       Основывается     на   развитии    правового  самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все,  что  не  противоречит  закону,  правилам  школьного  распорядка,  не  вредит  здоровью,  не  унижает достоинство других.

   Принцип  стимулирования  самовоспитания.  Каждый  школьник  должен  знать  себя,  научиться    критически    рассматривать     свои  поступки,    воспитывать    в   себе  чувство  ответственности. Задача педагогов – создать такие условия, в которых ребенок приобретет  опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

В качестве     методов:     метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.

В   качестве     форм     гражданско-патриотического          воспитания      школьников через внеклассную и внеурочную деятельность  выделяю:  этические беседы, дебаты, тематические диспуты, заседания членов клуба в виде проблемно-ценностных дискуссий  с участием внешних экспертов, КТД (коллективно-творческие дела), участие в проектах, деловые игры,  классные часы,  встречи с ветеранами войны и труда,  викторины,  смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг,  знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества,  знакомство с традициями и обычаями русского народа,  фольклором.

Использование воспитательных технологий, обеспечивающих формирование позитивного социального опыта у учащихся.

Наименование технологий

Формы воспитательной деятельности

Метод проектов

Классные часы на тему: «Вредные привычки и их влияние на детей», «Внешний вид учащихся» «О воспитании трудолюбия в семье», «Книга – важный источник знаний», «Уют и тепло – школе», «Подарок маме».  Творческие мероприятия: «В нашу гавань заходили корабли», «Песня – верный соратник Победы»

Дебаты

Классный  час  на тему: «Введение школьной формы в нашей школе – назревшая необходимость»

Игровые технологии

Деловые  игры на тему: «Трудности роста и их влияния на отношения между родителями и подростками», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»;

Игра по станциям: «Мы помним! Мы гордимся!», «Малые Олимпийские игры»

Информационные

технологии

Участие в научно-практических конференциях, выпуск тематических газет, плакатов

КТД (технология коллективных творческих дел)

Фестиваль классных коллективов, фестиваль военно-патриотической песни «Песня-верный соратник Победы»

ДОО

Участие в акциях Детской Общественной Организации: «Выбор», «Шагаем вместе», «Маленькие дела большому юбилею»

Работа  по гражданско-патриотическому воспитанию организуется на трех уровнях:

  1.   Развитие  интереса  к  истории  своей  родословной,  бережное  отношение  к  семейным традициям.
  2.   Изучение  истории  своего  края,  его  настоящего  и  будущего,  культуры,  быта, традиций народов, населяющих родной край.
  3.   Изучение  истории,    культуры,  быта,  традиций    Отечества.  

       Духовно-нравственное   развитие   и      воспитание   личности   начинается   в   семье.  Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

  • обеспечение   диалога между поколениями в формировании личности;
  • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и  
  • созидателей Отечества;
  • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
  • обеспечение здорового образа жизни.

  Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как  «малая Родина»,  «Отечество»,  «родная  земля»,  «родной  язык»,  «моя  семья  и  род»,  «мой  дом».  Поэтому  работа  классного  руководителя  по  гражданско-патриотическому  воспитанию  невозможна  без участия родителей.

       В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию  школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- индивидуальные и тематические консультации;

- тренинги;

- дни творчества детей и родителей;

- помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий;  

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;  

-проведение    совместных    внеклассных  мероприятий  (выставки,  конкурсы,  экскурсии,  спектакли, именины детей, родителей);

- наглядные  виды  работы:  информационные  стенды  для  родителей,    выставки  детских  работ;

- дни открытых дверей;

- создание родительского актива.

  Привлечение  родителей  к    проведению  экскурсий  и  походов,  к  организации  поездок  в   театр   и   кино,   посещение   музеев,   проведение   совместных  праздников   способствовали  установлению      благоприятного      микроклимата      в   отношениях      между     классным  руководителем,     учащимися      и  родителями     и  создавали    благоприятные      условия    для  гражданско-патриотического воспитания школьников.

  1. Формы организации внеурочной деятельности школьников:
  1. Познавательная деятельность

Уже шесть лет в школе работает Научное общество школьников (НОШ), которое объединяет обучающихся средних и старших классов, увлеченных исследовательской и проектной деятельностями. Ребята в течение учебного года работают над проблемой из той или иной области, а в мае каждого года представляют свою исследовательскую работу, проект  на  научно-практической конференции «Шаг вперед!».  Учащиеся моего класса ежегодно становятся победителями и призерами научно-практической конференции. В течение 2008 – 2012 годов мною совместно с учащимися разработаны исследовательские и проектные работы следующих направлений:

Социальные

Социально-экономические

Защита окружающей среды

  • Проект «Под шахтерской звездой»
  • Проект «Широка страна моя родная»
  • Проект «Только вместе мы сила»
  • «Влияние изменения этнического состава населения на возникновение межнациональных
  • конфликтов на примере города Инта»
  • «Совхоз «Большая Инта». Прошлое. Настоящее. Будущее»
  • Проект «Республика Коми на карте России»
  • «Выявление принципов организации жилой среды на примере города Инта»
  • «Север в судьбах моих земляков»
  • «Мусор. Хлам или богатство?»
  • «Снижение экокультуры населения как главная причина загрязнения окружающей среды»
  • «Выявление принципов организации жилой среды на примере города Инта»

 Учащиеся сами выбирают тему, методы исследований, формы отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить темы научно-исследовательских работ к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. На защиту научно-исследовательских работ приглашаются учащиеся других классов, родители, учителя. Тематика работ, их содержание, оформление результатов и презентация – конкурентноспособны, ориентированы на победу в конкурсах.

В дальнейшем  исследовательские работы - победители и призеры  представляются для участия в региональных и всероссийских конкурсах. Мы обеспечиваем максимальное продвижение результатов проектов на различного рода конференции и конкурсы.

Но главным результатом все-таки являются не только научные достижения школьников – их исследования, но и сплоченность, единение в процессе научно-исследовательской деятельности, расширение знаний об истории, культуре города, республики, обычаях и традициях народов, населяющих районы крайнего севера.

Занимаясь сегодня исследовательской работой на уровне школы, мы  пытаемся решать вопросы завтрашнего дня. И каждый шаг в этом направлении принесет в будущем пользу не только самому ученику, становящемуся творческой личностью, но и обществу – ведь развитие новых технологий сегодня ведет к резкому возрастанию потребностей в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к жизненным проблемам.

Так, работа Соколова Алексея «Влияние изменения этнического состава населения на возникновение межнациональных конфликтов на примере города Инта» подняла очень важную для нашей страны проблему, так как в последнее время участились межэтнические конфликты в разных частях нашей страны. На выбор темы повлияло толерантное отношение автора к людям других национальностей и стремление предотвратить возможные проявления межнациональной розни, экстремизма. Ознакомившись на научно-практической конференции с результатами его исследований, совет старшеклассников и администрация школы решили ввести в план воспитательной работы мероприятия по этническому воспитанию учащихся.  В нашей школе был проведен фестиваль классных коллективов под девизом «По русскому обычаю», который стал результатом проделанной работы. Ребята активно участвовали в нем и узнали много нового о праздниках, обычаях самого многочисленного народа России. P5100037

Этой же теме был посвящен очерк Болотовой Кати «Мой Кавказ», получивший «бронзу» в республиканском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос». В нем рассказывалось о станице Краснодарского края, где смешались народы разных национальностей. Катя старалась  выявить причины дружественного, соседского отношения сельчан  друг к другу. Приобретение учащимися позитивного социального опыта происходит во время посещения предприятий города Инты. После одного из таких посещений возникла идея разработки научно-исследовательской работы. Учащиеся посетили совхоз «Большая Инта». Им было жалко смотреть, как старейшее предприятие города борется за выживание. Будучи племенным хозяйством, теряет передовые позиции. Свою озабоченность создавшимся положением  ученицы Гребенюк Марина, Балобанова Дарья выразили на городском молодежном форуме. Их научно – исследовательская работа «Прошлое, настоящее, будущее совхоза «Большая Инта», прозвучавшая на секции «Социально-экономическое состояние Республики Коми», вызвала у слушателей особый интерес. Молодежи города было не безразлично, что будет с городом и его старейшими предприятиями. Научно-исследовательская работа Болотовой Кати и Ильиных Люды привлекла внимание общественности нашего города к проблеме загрязнения   родной Инты. Их работа «Снижение экосознания населения как главная причина загрязнения окружающей среды в г.Инте» заставила горожан и ребят нашей школы по-новому взглянуть на себя со стороны. Ребята школы принимали активное участие в организации и проведении акций: «Посади дерево», «Уют и тепло школе», вели пропагандистскую работу среди ребят нашей школы о недопущении выбрасывания мусора на улицах, в домах, на территории школы. Ученики показали себя неравнодушными людьми, проявили активность и самостоятельность в решении данной проблемы. Их работа на республиканском уровне была отмечена на «отлично».008006

В ходе исследования учащиеся выявили практическую значимость своей работы для себя и для социума:

Для участников научного исследования

Для социума

Формирование экологической грамотности учащихся

Формирование экологической культуры населения

Привлечение внимания

учащихся к проблемам экологии города

Привлечение внимания общественности к проблемам экологии города

Формирование универсальных компетентностей  научного

исследования у учащихся

Привлечение внимания руководителей предприятий города к проблеме загрязнения окружающей среды

Изменение методики изучения курса

«Интаведение»

Осознание взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья людей

Кроме того, учащиеся – исследователи наметили конкретные пути применения полученных результатов:

  1. Распространение результатов исследования в СМИ.
  2. Выбор темы нового научного исследования, связанного с проблемой экологии

      окружающей среды.

Такая целенаправленная деятельность позволяет учащимся не только расширить круг знаний, но и приобрести универсальные умения, которые позволяют им рассматривать и предлагать решение проблем социума комплексно. Учащиеся ощущают свою личную сопричастность, ответственность за окружающий их мир, убеждаются, что они могут внести свою лепту в дело изменения мира.

Проект «Широка страна моя родная», выполненный ребятами во внеурочное время под моим руководством, появился потому, что я столкнулась с устойчивым негативным отношением подростков к родному городу: климат северный, рабочих мест мало, молодежь стремится уехать из Инты, поскольку она входит в число депрессивных городов. И чтобы исправить такой «перекос», было задумано предложить посмотреть ребятам на родной город с другой стороны, с положительной, сравнить его с другими уголками страны. Ребята с радостью согласились и начали активно собирать  материал о разных уголках нашей страны, о людях которые здесь живут, о территориях, которыми наша страна славится, и результат порадовал всех. Появился сборник очерков, в котором ребята рассказывали о разных уголках страны, где они побывали. Цель была  достигнута. Ребята не только научились выносить оценочные суждения о разных регионах страны, но и приобрели нужные им в будущем умения: работать с различными источниками информации, исследовать заданный объект, общаться с опрашиваемыми людьми, доходчиво и понятно объяснять увиденное, представлять свои результаты на разных уровнях. После того, как появился сборник очерков «Широка страна моя родная» ребята рассказали ученикам нашей школы о проделанной работе на школьной научно-практической конференции. После этого очерки были напечатаны в местной газете «Искра – твоя городская газета» в рубрике «Творчество». Ребята в своих очерках затрагивали злободневные темы, касающиеся не только молодежи, но и взрослого населения.

Хакимов  Максим в  очерке «Военно – полевые сборы» рассказал о том, как старшеклассники нашей школы участвовали в сборах,  которые проводились за пределами нашего города. В нем он весело и непринужденно  рассказал о 5-дневной жизни в условиях военного лагеря. Очень оптимистично звучат в конце его слова: «в свой лагерь мы возвращались уставшие, но довольные собой и своими результатами….». Радует, что его слова прочитали многие молодые люди нашего города.  Калинина Ольга в своем очерке «Изменившийся лик Земли» продолжает тему загрязнения окружающей среды, поднятую Болотовой Катей и Ильиных Людой.  Она пытается найти истоки бездушного отношения человечества к природе. Призывом к горожанам  звучат её слова: «Так, может, присмотримся к себе? И уберем мусор на улицах, в подъездах. Не будем ломать деревья и бить стеклянные бутылки…..ведь нам есть что терять». За свою короткую историю существования сборник уже успел получить признание, а именно на республиканском конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» очерки из сборника стали призерами. Я рада, что для некоторых ребят данный опыт стал решающим в выборе профессии, а для других хорошим жизненным опытом. 131117

Ребята под моим руководством участвуют и в акциях «Я – гражданин России». Так как школа наша ещё молодая и построена в новом микрорайоне, один из социальных проектов, который я возглавляла, был направлен на благоустройство территории вокруг школы и пустыря рядом. Так появился проект «Под шахтерской звездой», результатом которого стало создание шахтерского сквера и обустройство пришкольного участка. При его разработке ребята научились лучше общаться друг с другом, приобрели опыт проведения социологических опросов и обработки данных, опыт участия в собеседовании со взрослыми для решения проблемы и обрели истинное чувство гражданина, ответственного пусть не за судьбу родины, а за малый, но такой дорогой и близкий сердцу уголок земли. Данный проект стал победителем городского этапа акции «Я – гражданин России». В результате его реализации возле щколы, где  когда – то был пустырь, построили аллею Шахтерской славы. Благодаря таким делам школа постепенно стала социокультурным  центром   нового IV микрорайона города .дети

В начале 2012 года, уже в качестве членов клуба «Собеседник», мы участвовали во Всероссийской акции «Я – гражданин России» с проектом «Только вместе мы сила!». Проект  включает в себя несколько модулей: в настоящее время реализован модуль I – «Легко ли быть молодым?», модуль II -  «Скажи курению «НЕТ!»,  модуль III – «Школьник и труд»; модуль IV – «Отцы и дети»; в стадии реализации V – «Виртуальная реальность» и VI – «Окружающая среда».  Все модули содержательно взаимосвязаны, однако могут рассматриваться и как самостоятельная ценность. В ходе реализации проекта в работу будет вовлечено около 600 человек, проведены различные мероприятия для учащихся МБОУ «СОШ №10», заключительным мероприятием каждого модуля является итоговое заседание членов клуба, с представлением и обсуждением результатов работы. Для комплексного  решения данных  проблем  подростков мы привлекаем  представителей власти,  представителей различных профессий, родителей, представителей других учебных заведений города, детских и молодежных организации.

  1. Проблемно-ценностное общение

Проблемно-ценностное общение затрагивает и эмоциональный мир ребенка, и его восприятие жизни, ценностей, смысла. Общение школьников организую в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий. Темы дебатов разнообразны: «Введение формы ученика, необходимое условие образовательного процесса в школе», «Школа помогает в профессиональном определении выпускника», «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации»(Приложение видео на диске).

С 2011 года ученики моего класса вошли в состав молодежного клуба «Собеседник».

 Цели деятельности клуба: создание воспитательного пространства через общение учащихся с интересными людьми различных сфер деятельности; воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.

Участниками клуба «Собеседник» могут  быть обучающиеся 7-11 классов  МБОУ «СОШ №10», а также  приглашенные гости, из числа представителей власти, представителей различных профессий, родителей. Итоговые заседания клуба проходят в виде проблемно-ценностных дискуссий по разнообразным темам. Цель дискуссий – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к самостоятельному социальному действию.   Им предшествует кропотливая работа ребят. Так, при подготовке 1-го открытого заседания клуба «Легко ли быть молодым?», на который ребята пригласили представителей власти, депутатов, членов молодежного парламента, были проведены социологические опросы среди горожан Инты, сняты видеоролики, ребята писали сценарий встречи и разговор получился продуктивным, завязалась дружба, которая вылилась в совместные дела, в частности было решено, что город поможет школе при обустройстве спортивной площадки (Приложение видео на диске). При подготовке 2-го заседания «Скажи курению «НЕТ!», на который ребята пригласили главного нарколога города, инспектора по делам несовершеннолетних, ребята провели ряд мероприятий как школьного, так и городского уровня: провели конкурс видеороликов о пропаганде здорового образа жизни, классные часы о вреде курения среди учащихся 1-11 классов, агитбригада клуба выступила в городской библиотеке, перед приглашенными подростками  из разных школ. (Приложение презентация на диске). Вся работа клуба направлена на решение проблем, которые волнуют самих ребят и посильны для их возраста.

  1. Социальное творчество

Приоритетным направлением в работе школы стало содействие формированию социальной активности, гражданственности, патриотизма обучающихся, их сознательного и ценностного отношения к традициям школы, семьи, города, страны.  Патриотические чувства формируются всем укладом  школьной жизни.

Ежегодно, все школьные дела посвящены определенным темам, которые волнуют страну. Так,   2009-2010 учебный  год  в школе был посвящен 50-летнему полету Ю.А. Гагарина в космос и активизации социальной деятельности детей и подростков.  Поэтому,  в школе прошли ряд мероприятий, в которых активно участвовали учащиеся моего класса:

  1. - фестиваль классных коллективов «Наша социальная инициатива»;
  2. -фестиваль военно-патриотической песни «Песня – верный соратник Победы»;
  3. - конкурс стенгазет «К 50-летнему полету Ю.А. Гагарина в космос»;
  4. -классные часы и открытые уроки, посвященные Дню Победы, Дню народного единства, Дню Конституции, Дню защитника Отечества и т.д.;
  5. - Почетный караул у Стены Памяти ко Дню Победы;
  6. - оформление классных кабинетов и фасада школы к 9 мая;
  7. - участие в городской военно-спортивной игре «Орленок»
  8. - Малые Олимпийские игры, посвященные российской космонавтике и 50-летнему полету Ю.А. Гагарина в космос;
  9. - защита мини-проектов «Достижения российской космонавтики: вчера, сегодня, завтра»;
  10. - ежегодный конкурс вокалистов «Зажигаем звезды»;  
  11. - вечер встречи выпускников «Мы рады вам!»;
  12. - День самоуправления;
  13. - концертные мероприятия ко Дню народного единства и Дню выборов;
  14. - итоговая конференция «К вершине РОСТа»»;

2011-2012 учебный год был посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года. Были проведены мероприятия разной направленности. Наиболее запоминающимся событием стал интеллектуальный марафон «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!». Традиционно проходят  в школе фестиваль классных коллективов «Наша социальная инициатива» и фестиваль военно-патриотической песни «Песня – верный соратник Победы», в рамках празднования Великой Победы. Яркое впечатление на школьников произвели эти мероприятия. Высокое чувство патриотизма, переживания за судьбу своей страны охватило всех участников фестиваля.

По итогам фестиваля победителями в разных возрастных группах стали классные коллективы 7 Б класс, 9А класса (кл.руководитель Злобина Л.В.), 2Б класса им были вручены переходящие кубки «Самый дружный классный класс!».  Всем классным коллективам - победителям, призерам и участникам фестиваля были вручены дипломы. (из публичного отчета МБОУ «СОШ  № 10» города Инты Республики Коми                                   за 2011 – 2012 учебный год   http://school10inta.ucoz.ru/index/otchet_shkoly/0-107)

Тематика и направленность мероприятий по решению проблем местного социума:

Акции

Название акции

Школьный уровень

Активное участие в организации и проведении акций:

 «Посади дерево», «Дерево добрых дел», «Уют и тепло школе», «Милосердие», «Подарок маме», «Цветы для мамы», «Здравствуйте», «ШАГаем вместе», «Пионерия», «Дети детям», «Здоровый образ жизни – это стильно!», «Выбор», «День приветствий», «Малые акции – большие дела!», «Добрая дорога детям», «Подари книге вторую жизнь»

Городской уровень

 «Мы  - за чистый город», «Подарок ветерану», «Наследники Победы – победителям», «Подарок ветерану своими руками», «Звезда Победы», «Полотно Победы», «Помощь нуждающимся», «Здравствуйте», «Красивый город – красивым людям!».

Всероссийский уровень

 «Георгиевская ленточка», «Живи, Земля», « Костры» «Я – гражданин России», « Ладошка добра».

Одной из технологий социализации учащихся являются и коллективные творческие дела (далее КТД):

- классные КТД (праздничные программы «Именины», «Новый год», «День рождение класса», «Рыцарский турнир», «День матери»);  

- общешкольные КТД (фестиваль классных коллективов «Калейдоскоп творческих дел», «По страницам русской истории», фестиваль военно-патриотической песни «Песня – верный соратник Победы», Малые Олимпийские игры, «Белая Олимпиада» и т.д.);

- КТД ДОО «ШАГ» (акции различной тематики, конкурс вокалистов «Зажигаем звезды» и т.д.);

- КТД Совет старшеклассников (игры КВН, конкурс красоты «Мисс школы», День самоуправления и т.д.).  

Тематика коллективных дел направлена в первую очередь на формирование и развитие патриотизма и гражданственности.

Эффективность использования КТД для раскрытия и развития творческих, организаторских способностей обучающихся, их успешной социализации доказывается многочисленными победами моих учеников на конкурсах, смотрах, фестивалях, ярмарках разного уровня.  

Все эти и другие проводимые в классе и школе мероприятия, праздники призваны знакомить детей с историческими корнями возникновения этих праздников, воспитывать чувства уважения, любви к своему Отечеству,  родному краю, города, их традициям, способствовать развитию гармоничной личности обучающихся с активной гражданской позицией, формированию основ здорового образа жизни.

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность

Одной из тем, которую затронули члены клуба «Собеседник», было отношение подростков к своему здоровью. Так, один из реализованных модулей проекта «Только вместе мы сила», был направлен на борьбу с курением подростков. Ребята провели ряд мероприятий: классные часы, конкурсы, встречи со взрослыми. Анкетирование, которое провели ребята после мероприятий, показало, что равнодушных подростков не осталось, многие рассказывали о родителях, которые курят, о вредном влиянии улицы. Члены клуба своим примером показывают, как надо проводить свободное время. За последние несколько лет занятость в спортивных секциях повысилась до 90%.  Результат очень высокий.  Уже дважды, в 2010-2011, 2011-2012 учебном году команда класса занимает 1-е место в городе в Президентских соревнованиях (Приложение видео на диске)

  1. Туристско-краеведческая деятельность

Организована в форме походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, где ребята знакомятся с правилами поведения человека в лесу, на реке, в горах, расширяя представление о себе как о жителе своего края. В походах ребята занимаются расчисткой от мусора и благоустройством туристских стоянок, что заставляет по-новому посмотреть на природу вокруг себя, оценить насколько она ранима, что позволит в будущем бережно относиться ко всему, что их окружает. Получение практических навыков во время походов привело к тому, что команда занимает призовые места по ориентированию среди школьников города.

Мероприятия муниципального уровня, гражданско-патриотического направления, в которых участвовали учащиеся моего клуба

п/п

Мероприятие

Военно - патриотическая игра «Зарница»

Военно - патриотическая игра «Орленок»

Смотр строя и песни

Cпортивно – патриотическая игра «Отчизны верные сыны»

Школа безопасности

Военно – историческая викторина.

Спортивное ориентирование

Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки:

  - муниципальный уровень

  - республиканский уровень  

Самоуправление класса. В  классе создан  активно действующий  орган  ученического самоуправления, который активно участвует в общешкольных делах. Ученический совет  взаимодействует с детской общественной организацией «Школьная ассоциация городов». Ребята  активно участвуют в работе городов. Уже на данном этапе ребята знакомятся в игровой деятельности с технологией избирательного права, который      реализуется через проведение выборов президента  ДОО «ШАГ», председателя Совета старшеклассников, состава детской школьной администрации в День самоуправления, а также в рамках конкурса ученичества «Золотой и серебряный РОСТок».  Выборы президента ДОО «ШАГ» - это и определение списка кандидатов, и подготовка предвыборной программы кандидатами, и агитационная кампания. И сами выборы со всеми необходимыми атрибутами и соблюдением требований технологии избирательного процесса. В школе ежегодно проводится конкурс ученичества «Золотой и серебряный РОСТок», который является одним из направлений учебно-воспитательной работы школы и одним из ярких звеньев системы самоуправления учащихся. Конкурс выявляет самых старательных, ярких, творческих, одаренных, спортивных и популярных ребят школы, способствует их становлению в ученическом коллективе. Так, Мартынова Настя в 2008 – 2009 учебном году стала лидером I степени,  Советова Полина в 2011-2012 стала лидером III степени.  А ученик  нашего класса, Солонинко Юрий,  принял участие в Республиканском фестивале детских общественных объединений Республики Коми «Сотвори себе мир. Академия лидерского мастерства» P9260006

Ученицы Мартынова А.  и Атрашкова А. участвуют в выборах  Президента ДОО «ШАГ»

        А я стараюсь сопровождать ребят во всех классных и школьных делах. Считаю, что активное и результативное участие учащихся класса в решении проблем местного социума способствует повышению активной жизненной позиции, формирует высокий уровень самодисциплины и самоуправления.      

  1. Результативность опыта

                Оценка результативности представленного опыта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей:

·        Наличие социального положительного опыта;

·        Наличие устойчиво-положительной гражданской позиции;

·        Участие учащихся в общественной деятельности школы, а так же в деятельности общественных организаций;

·        Сформированность интеллектуального потенциала личности;

·        Сформированность нравственного потенциала учащихся;

·        Сформированность основ коммуникативных навыков.

Применение  в  воспитательной  работе    разнообразных  методов,  форм,    создание  определенных  организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение   эффективности  гражданско-патриотического воспитания.    

Опыт обеспечивает:

  1. рост успешности школьников;
  2. нравственное и физическое взросление;
  3. расширение знаний о семье, малой родине, России;
  4. воспитание целостной личности.

В ходе анализа реализованных мероприятий, было отмечено:

-повышение социальной активности обучающихся (согласно количественному охвату обучающихся в мероприятиях различного уровня);

-повышение результативности участия в городских и республиканских творческих и научно-исследовательских конкурсах и конференциях (согласно протоколам, приказам);

-повышение уровня классного самоуправления (согласно тестированию обучающихся).

  1. Мониторинг  участия  классного  коллектива в общественных мероприятиях

Общешкольные КТД

Учебный год

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Фестиваль классных коллективов «Калейдоскоп творческих дел»

  • Диплом за активное участие в фестивале классных коллективов «Здоровый образ жизни – это стильно!» Лучший театрализованный номер к юбилею школы

участие

I место

II место в Фестивале «По страницам русской истории»

Фестиваль военно – патриотической песни «Песня - верный соратник Победы»

Победа в номинации «Патриотизм»

III место в фестивале военно-патриотической песни «Песня – соратник Победы»

II место за высокий уровень подготовки классного коллектива

I место за высокий уровень подготовки классного коллектива

III место за высокий уровень подготовки классного коллектива

Конкурс ученичества

«Золотой и серебряный РОСТОК»

участие

Мартынова А. «Лидер I степени»

участие

Советова П.

«Лидер III степени»

Малые Олимпийские игры

Диплом за активное участие

I место в соревнованиях «Малые Олимпийские игры – 2010»

I место в соревнованиях «Малые Олимпийские игры – 2011»

I место в соревнованиях «Малые Олимпийские игры – 2011»

Приложение  Дипломы за победы в различных мероприятиях

Повторная     диагностика    по   методике    П.В.  Степанова,    Д.В.Григорьева,   проведенная     в конце 8-го класса,   показала    следующий      уровень    сформированности   отношения школьников:

   к  обществу  (отношение  к  родной  природе,  к  Отечеству):    высокий  уровень  –         70%, средний уровень – 22%, низкий уровень –8%;

   к      людям  (уважительное  отношение  к  старшим,  дружелюбие,  милосердие,  честность):  высокий уровень – 78%, средний уровень – 20%, низкий уровень – 2%; 

   к   себе   (добрая   воля,   самоуважение,   требовательность   к   себе,   организованность):   высокий уровень - 70%,  средний уровень - 19%, низкий уровень - 11%.

              Диагностика  показала,  что  значительному   числу  учащихся присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для них  не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся. Ребята чувствуют свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства являются глубоко личными, пережитыми. Таким образом, опыт работы по гражданско - патриотическому воспитанию школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Библиографический список

1. Государственная  программа  «Патриотическое  воспитание  граждан  РФ  на  2011  –  2015 годы»

2.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина  

России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков./ Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты  второго поколения).

3.  Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект  / А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.

4.  Ожегов  С.И.,  Шведова,  Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка/  С.И.  Ожегов,  Н.Ю.  Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.

5. Степанов  П.В.,  Григорьев,  Д.В.  Диагностика  и   мониторинг  процесса  воспитания  в  школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.

6.  Щуркова      Н.Е.   Классное    руководство:   теория,   методика,    технология.   –  М.:  Педагогическое общество России, 1999. – 222с.

7. Щуркова   Н.Е.   Программа   воспитания   школьника.   М.:   Педагогическое   общество  России, 1998. – 48с.

8. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников  / автор- составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.:  Глобус, 2007.- 330с.- (Воспитательная работа).

9. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под редакцией   Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

Приложение 1

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ СИЛА!»

Проект «Только вместе мы сила!» выполнен силами членов клуба  «Собеседник», который является одной из структур воспитательной системы МБОУ «СОШ №10»,  одной из форм школьного самоуправления. Участники клуба «Собеседник» - обучающиеся 7-11 классов  МБОУ «СОШ №10», а также  приглашенные гости, из числа представителей власти, представителей различных профессий, родителей.

Данный проект направлен на пропаганду ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и формирование у подростков социально-позитивного поведения в обществе. Почему возникла необходимость проекта? Дело в том, что за последние десятилетия молодежь обрела большую меру свободы, как необходимое условие для плодотворной деятельности. И парадокс заключается в том, что большая часть молодежи восприняла это неоднозначно. Рост в молодежной среде количества фактов асоциального поведения обостряет социальную напряженность в обществе, создает угрозу развитию демократического правового государства, становлению гражданского общества. Это проявляется во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, снижения экономической активности, криминализации молодежной среды, роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.

  Налицо  несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны.

Цель проекта: формирование у подростков новых форм социально-позитивного поведения в обществе.

В ходе подготовки проекта мы поставили перед собой задачи:

  • выявить и обозначить основные актуальные проблемы подростков МБОУ «СОШ №10»  г. Инты;
  • приобрести знания и навыки, необходимые для успешного проектирования и решения поставленных проблем;
  • разработать конкретную программу действий по решению данных проблем;
  • вовлечь детей в активные формы пропаганды ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество;
  • развить  у детей и подростков потребности активного включения в жизнь учреждения;
  • научиться отстаивать свою точку зрения, аргументировать и доказывать правильность своих убеждений;
  • сформировать  навыки работы в команде, умения вести диалог с представителями различных социальных групп;
  • привлечь к сотрудничеству общественные и государственные организации с целью профилактики асоциального поведения школьников.

Проект «Только вместе мы сила» включает в себя несколько модулей: модуль I – «Легко ли быть молодым?»; модуль II -  «Скажи курению «НЕТ!»; модуль III – «Школьник и труд»; модуль IV – «Отцы и дети»; модуль V – «Виртуальная реальность»; модуль VI – «Окружающая среда». Все модули содержательно взаимосвязаны, однако могут рассматриваться и как самостоятельная ценность. Продолжительность проекта с октября 2011г. – май 2013г.   В ходе реализации проекта в работу будет вовлечено около 600 человек, проведены различные мероприятия для учащихся МБОУ «СОШ №10», заключительным мероприятием каждого модуля будет итоговое заседание членов клуба, с представлением и обсуждением результатов работы. Для комплексного  решения данных  проблем  подростков необходимо привлекать представителей власти,  представителей различных профессий, родителей в условиях организованного детского коллектива. С целью пропаганды наработанного, вовлечения в осмысление идей долгосрочного проекта целесообразно привлекать представителей других учебных заведений города, детских и молодежных организации.

Ценность проекта заключается в том, что в его рамках разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни.

Планируемые результаты:

  • Повышенная социальная активность учащихся  членов клуба «Собеседник»
  • Привлечение внимания родителей и учителей к проблемам подростков;
  • Приобретение участниками проекта навыков позитивного социального  поведения и применение их в повседневной жизни;
  • Сплочение ученического коллектива;
  • Развитие творческих способностей школьников;
  • Саморазвитие, самоанализ личности на основе познавательной деятельности;
  • Установление тесных контактов с органами власти, социальными и образовательными структурами по воплощению данного проекта.

Гипотеза: реализация проекта приведет к успешной адаптации подростков к социуму.

В фойе 1 этажа нашей школы  в течение 10 дней проходила акция «Твоя позиция», в ходе которой любой ученик школы мог опустить в «Ящик предложений» свои предложения,  высказывания,   пожелания, свое видение  проблемы, а, может, и путей ее решения.. А также каждый мог поделиться тем, что не может или не хочет сказать всем. Затем на внутреннем заседании клуба были организованы беседы и дискуссии по кругу  предложений, собранных в ходе акции.

Анализируя поступившие предложения, мы учитывали   важность данной проблемы для нашей школы, актуальность её решения для учащихся нашей школы, а также возможность её реализации силами членов клуба. После обсуждения всех поступивших предложений, после проведения социологических опросов на улицах нашего города, мы выбрали несколько проблем, которые волнуют ребят  нашей школы, а именно курение в здании школы, нежелание подростков трудиться, трудности, возникающие при общении со взрослыми, зависимость от компьютера, отношение к окружающей подростка среде и стали думать, как их  решить.

 Мы решили выяснить, знают ли взрослые о проблемах их детей и как они к ним относятся. Для этого первая группа членов клуба  проводила социологический опрос подростков нашей школы и их родителей   с  целью сбора информации по данному вопросу. Вторая брала интервью у взрослых на улицах нашего города по поводу важности и злободневности заявленных проблем. Третья – собирала материалы в библиотеке для организации и проведения организационного мероприятия, на который мы пригласили представителей власти, молодежного парламента, депутатов.  В обязанность четвертой группы, фотокорреспондентов, входил  сбор фотоматериалов по проекту, работа со снятыми видеоматериалами.

Мы провели опрос детей и взрослых на тему «Легко ли быть молодым?». В опросе приняли участие 200 учащихся 6-11 классов нашей школы, 50 взрослых (родителей учащихся, педагогов, горожан, не имеющих отношения к нашей школе. По результатам опроса были получены следующие сведения:

  • Проблемы были во все времена, и наше не исключение;
  • Воспитание молодого поколения – это стратегическая задача государства, потому что молодежь – это будущее нашей страны;
  • Несмотря на все усилия государства в части молодежной политики, мы наблюдаем отсутствие у    молодежи интереса к участию в  жизни общества.

Еще мы у наших сверстников спрашивали о том, какие формы мероприятий они предпочитают. И выяснилось, что подросткам нахватает простого общения «по душам». Выяснилось, что со многими об  их проблемах уже давно не говорили спокойно, на равных, без назиданий.

Также мы выявили следующий факт. Информацию, которую получают ребята из разных источников, в том числе в школе, от родителей, не всегда считают интересной, заслуживающей внимания. Поэтому мы  задумали организовать и провести мероприятия, которые не оставили бы никого равнодушными.

Таким образом, мы сделали вывод, что проблемы есть, они взаимосвязаны, имеют общие корни и их надо решать.

Члены клуба составили план мероприятий, направленных на решение данных проблем. Реализация мероприятий силами самих ребят привела к сплочению ученического коллектива, осознанию своей причастности к происходящему, своей роли в жизни общества и страны в целом.

Приложение 2

Заседание I. Легко ли быть молодым?

Ведущий:  Я приветствую всех сидящих в этом классе!

Сегодня мы хотим  поговорить с вами о проблемах. Ни одно поколение не жило без них. Проблема отцов и детей, проблемы полов, проблема вероисповедания,  познание самого себя и общества в котором ты живешь.  Эти проблемы волновали людей  всегда. Давайте вспомним А.С.Пушкина, его слова : « Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, как литератор я раздражен, как человек с предрассудками я оскорблен, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков»  Время другое, скажите Вы и будете правы. В наш стремительно развивающийся век,  эти проблемы остались, но они приобрели другие формы, чем это было раньше.

Сегодня с нашими гостями мы обсудим проблему, касающуюся нашей  молодежи. Мы её определили так: «Проблемы молодежи =  проблемы государства?» Мы считаем, что данная тема нашего заседания актуальна не только для нашего города, но и для страны в целом. За последние 20 лет в нашей стране много чего произошло, изменилась страна, изменились и люди, живущие в ней. И сегодня, мы попробуем понять, как  данный исторический период отразился на молодых гражданах нашей страны.

Кто же такая молодежь? Молодежь (молодые граждане) – это  лица в возрасте от 14 до 30 лет. В  Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации говорится: «Формирование жизнеспособного молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь - объект национально-государственных интересов»  То есть мы видим, что государство ставит данную задачу в разряд стратегических. Да! Говорит оно «Проблемы молодежи - это проблемы государства!»

Однако, в этом же документе говорится о том, что  кризис наиболее остро отразился на молодом поколении: численность молодежи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений; каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, болезни “переселились” из старости в молодость; под угрозой генофонд нации; снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этим инновационные возможности общества; резко обострилась проблема занятости молодежи; доступ к образованию ухудшается; самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились; происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.

Среди общественных проблем, которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Но ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности.

В 2010 году, в год Молодежи, был создан ролик, в котором перечислены многие из тех проблем, которые перечислены в Концепции,  я предлагаю вам посмотреть его  и обсудить

Просмотр ролика и его обсуждение

  • Как вы считаете, те проблемы, о которых говорится в ролике, имеют место быть или все не так плохо?

Передаю слово членам  клуба,  которые провели опрос на улицах нашего города, с целью выяснить мнение горожан по данному вопросу.

Ведущий 1  Были опрошены респонденты разного возраста. Вопросы, которые мы задавали, касались молодежи

1-й вопрос который им был задан был такой: «Какая она современная молодежь?». Но прежде, чем мы просмотрим эти кадры, хотелось бы узнать мнение наших гостей.  А как бы вы ответили на этот вопрос?  

Давайте посмотрим на экран, что нам ответили горожане   ФИЛЬМ 1

Как вы видите, большинство негативно отзываются о молодежи, хотя она безусловно разная, но преобладают именно отрицательные интонации. Хотя, конечно радуют последние слова, о том, что все таки мы разные и нельзя говорить плохо обо всех. Печально то, что молодежь как бы разбита на два лагеря: одна та,  которая  видна на улице, не совсем хорошая с виду,  а другая та, которые занимаются спортом, учебой и им некогда бесцельно бродить по улицам.

Доминантными ценностями для многих, выступают деньги, возможность жить в свое удовольствие. Мы решили немного пошутить по этому вопросу и создали  некий образ современной молодежи. Внимание на экран  ФИЛЬМ  «Современная молодежь»

Не всегда всему, что мы видим, нужно верить. Как и в данном случае. Потому что героини этого ролика в жизни являются прямым антиподом данных  персонажей. Аншукова Настя 2 года возглавляла детскую общественную организацию ШАГ, и она и Инна Шитикова являлись лидерами 1-й степени ШАГа , а ещё они являются победителями городских игр Интинской лиги КВН, отсюда актерское мастерство, в настоящее время являются активными членами Совета старшеклассников. И ни одно из  школьных мероприятий не проходит без их участия.

Вопрос к девчонкам: «Настя, Инна  а зачем вам  это надо?»

Ведущий 2 2-й вопрос, который был задан опрашиваемым: «Легко ли быть молодым в наше время?»

Вопрос к гостям: «А вы как бы ответили на этот вопрос: «Легко ли быть молодым в наше время?»

Вопрос  : «А когда Вы были молодыми, как жилось?»  Ответы гостей

Внимание на экран  ФИЛЬМ 2

Если подытожить сказанное, то мы видим, что в разное время молодежи приходилось трудно, в силу разных обстоятельств, но радует то, что в словах опрашиваемых более старшего возраста  чувствуется все-таки некое сочувствие, понимание проблем молодежи, что конечно-же объединяет разные поколения

Ведущий 3 Тем не менее, надо констатировать  тот  факт, что при всей тяжести нынешнего положения, вообще, и молодежи в частности, молодежь обрела большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, экономическую свободу, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу философских убеждений, свободу вероисповедования.  И парадокс заключается в том, что большая часть молодежи восприняла это неоднозначно. Т.Е. свободу выбора  приняла как возможность пить, курить, не читать, не развиваться, и при всем этом быть хорошо одетыми, сладко спать, вкусно есть. Не желая проявить инициативу, изменить этот мир к лучшему, поколение молодых становится  цитирую из Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации «….менее духовно и культурно, более безнравственно и криминально, более отчужденно от знаний и образования, менее профессионально подготовлено и менее ориентировано на труд….» Мы задали несколько вопросов молодежи, которые должны были прояснить гражданскую позицию опрашиваемых

ФИЛЬМ 4, 3

 Налицо нежелание молодых что-либо предпринять, изменить к лучшему. И, конечно, расстраивает неверие молодых людей в возможности влияния на принятие социально значимых решений.

Вопрос к гостям: «Как вы оцениваете такую позицию молодых?»

Ведущий 4. Из отчета РОССТАТА МОЛОДЕЖЬ 2010  следует, что основную часть времени российская молодежь проводит за телевизором и интернетом, а так же в общении с себе подобными. 55% молодежи мало читает или  не читает вовсе, что конечно очень плачевно.

 Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь с таким уровне культуры может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. Чтобы это изменить,  конечно, нужна грамотная молодежная политика. Мы знаем, что  государство в этом направлении активно работает  вопросы к гостям о молодежной политике.

Однако, молодое поколение практически не замечает внимания государства к его насущным проблемам. Лишь 15% молодых людей считают, что Правительство Российской Федерации проводит целенаправленную молодежную политику в ряде особо значимых для молодежи сфер жизнедеятельности, а 60% определенно считают, что этого не делается. Мы знаем, что руководство  города  делает все, чтобы сохранить дополнительное образование, сделать его максимально доступным.

Вопрос   к гостям : « Какие у вас планы по развитию различных направлений молодежной политики 

Ведуший 5  Внимание на экран  досмотреть ролик, свое мнение.

Я хотела бы вас вернуть на улицы нашего города и посмотреть как горожане ответили на последний вопрос : «Как вы думаете, что будет с нашей молодежью через 10 лет? Давайте посмотрим»

ФИЛЬМ 5

Вы видите мнение неоднозначно: от полярных все будут пить, курить до очень обнадеживающих, призывающих вспомнить о своих будущих детях, стране, планете.

Заключительные слова ведущего о роли молодежи в нашей стране.

Приложение 3

Заседание II.  СКАЖИ КУРЕНИЮ: «НЕТ!»

Ведущий: Подростки - люди вечные и беспечные. Они едва верят, что им когда-нибудь будет двадцать. А сорок лет - для них глубокая старость. Подростки не очень хотят примерять на себя перспективы заболеть раком легкого или подобными болезнями. Они  верят в свою бессмертность. Предварительный опрос ребят нашей школы показал, что 100% учащихся знают о вреде курения, тем не менее,  среди них есть такие, которые не предают большого значения этой информации. Много мифов, касающихся курения, ничем не обоснованных утверждений, которые мы хотели бы окончательно развенчать на данной встрече. Сегодня мы завершаем серию мероприятий под общим названием «Скажи курению «Нет!!!». На эту встречу мы пригласили к нам гостей. Это главный нарколог города Инты Павленко Сергей Данилович, мама ученицы 8А класса Советовой Полины, Ирина Юрьевна Советова, психолог Сивенкова Е.М.

Прежде чем мы приступим к обсуждению, я предлагаю вам, посмотреть фильм.

Просмотр фильма  «Здоровье или табак» (14  мин) Обсуждение фильма

Вопрос: «В этом фильме говорится о том,  что табак по недоразумению является легитивным продуктом. Почему государство, позволяет это?»

Вопрос к психологу   Мы все знаем, что курение вредно, но все равно многие люди курят, нанося себе вред. Как это можно объяснить с точки зрения психологии

Вопрос   Реклама сигарет заставляет людей думать, что курить – это классно, и что курят все. Эти рекламы вводят всех в заблуждение и приобщают все больше детей к курению. А может запретить рекламировать табак

Вопрос  У нас в школе есть ребята, которые зависимы от никотина. Они хотят бросить курить, но не могут. Какие современные методы могут помочь таким людям?

 Вопрос     Потребители алкоголя и нелегальных наркотиков, таких как марихуана, чаще всего начинали свое знакомство с наркотиками именно с табака. А много ли в Инте наркоманов?

 Вопрос к психологу    Начиная курить, дети в большинстве случаев снижают успеваемость в школе. Они предпочитают общаться с теми детьми, которые тоже курят. Обычно у них низкая самооценка и они не знают, как сказать НЕТ табаку. Как повысить самооценку таким ребятам?

Вопрос  к инспектору   В России в  каких общественных местах запрещено курение табака?

Вопрос  Является ли курение кальяна более безопасным времяпровождением? 

Вопрос: «Табачная индустрия использует агрессивные и нечестные методы для вовлечения новых потребителей, продажи большего количества сигарет и получения на этом смертельном продукте дополнительных денег» или другими словами - «Табачной индустрии нужны наши деньги, и ей плевать на наше здоровье». Но к торговле, которая доводит до потребителя товар, тоже большие претензии. Все курящие, которых мы опросили, сказали, что сигареты им продают в магазине и не спрашивают,  сколько им лет. Почему такое возможно? Какое наказание предусмотрено за нарушение правил торговли?

Анализ анкетирования учащихся 6-11 классов, проведенного заранее.

Для того, чтобы планировать свою работу, мы провели анкетирование учащихся 6-11 классов, по данной тематике. Наш опрос показал, что регулярно курит меньшинство учащихся нашей школы, но при этом сами учащиеся верят, что курящие среди них составляют большинство. Получается, что все-таки некурение - это стиль поведения большинства. Однако, анализируя данные опроса по классам, мы выявили, что количество курящих в классах, успеваемость и нарушение дисциплины – это зависимые друг от друга величины. Чем больше нарушений дисциплины, тем хуже успеваемость, тем больше курящих в этом классе. Ребята, которые курят, чаще всего не заняты во внеурочное время, им ничего не интересно. Как нам показалось, самым опасным является то, что ребята лояльно относятся к курящим и многие не исключили, что в будущем они может быть тоже закурят.  Почему же подростки начинают курить?

Ведущий  Вокруг табака возникло много мифов. Мы хотим, чтобы вы их или подтвердили или опровергли.

МИФ 1. Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру

 Опровержение мифа 1 Кругом полно дымящих толстяков. Яд, содержащийся в табаке, снижаетили подавляет секреторную функцию  желудка, тем самым способствует расстройству пищеварения. Худеть с помощью курения – это все равно что привить себе инфекционную болезнь и “таять на глазах” от нее.

 МИФ 2. Курение успокаивает нервы

Опровержение мифа 2 Компоненты табака не расслабляют, а просто “тормозят” важнейшие участки центральной нервной системы. Привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться не может. Получается замкнутый круг: и возникновение, и прекращение стресса зависят от курения.

МИФ 3.  На морозе сигарета согревает

Опровержение мифа 3 Табачный дым создает кратковременный согревающий эффект (содержащиеся в нем яды сужают сосуды, увеличивают частоту пульса и повышают кровяное давление. Стоит ли   "“греться"” чтобы получить взамен как минимум гипертонию?

МИФ 4. Табак уменьшает зубную боль

Опровержение мифа 4. Действительно, накурившись человек как бы «деревенеет», голова становится тяжелой. Ему кажется, что боль утихает.

МИФ 5. Сигареты с пометкой «легкие» не так вредны как обычные

Опровержение мифа 5. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что может привести к заболеванию раком не самих легких, а так называемой легочной периферии – альвеол и малых  бронхов.

Как мы видим, большинство мифов не подтвердилось.

Как мы уже говорили,   опрос ребят  показал, что регулярно курит меньшинство учащихся нашей школы, но при этом сами учащиеся верят, что курящие среди них составляют большинство. Представьте такую ситуацию: зашел курящий подросток в класс, от него воняет табачным дымом и он этим запахом испортил весь воздух в классе, и поэтому некурящим кажется, что вокруг все курят.

А если человек ведет здоровый образ жизни, любит дышать свежим воздухом, приятно пахнуть, а потом проехал в машине, где курит водитель, или сходил на дискотеку, где все курят, - в результате и его одежда, и кожа, и легкие пострадали от табачного дыма. Известно, что даже знающие о вреде пассивного курения школьники очень редко защищают свои права, редко просят сверстников или взрослых не курить в их присутствии. Можно ли что-то сделать, чтобы люди не курили возле нас? Что мешает нам просить людей не курить при нас? Давайте попробуем создать подобную ситуацию и проэксперементируем.

Сценка  Вызвать зрителя из зала, ему  будет предложено сформулировать просьбу к желающему закурить не делать этого в данный момент.

Вопрос к психологу: «Правильно ли поступил некурящий? Что бы вы сказали человеку который рассуждает: «Я бы не хотел, чтобы при мне дома или в транспорте курили, но если я скажу об этом, то на меня будут кричать, а то и побьют».

Большинство людей начинают употреблять табак еще до того, как заканчивают школу. Это значит, что если ты не закуришь в школе, то есть вероятность, что ты не закуришь никогда.  Но, чтобы быть готовым  к разным неожиданностям, мы предлагаем смоделировать ситуацию, в которой группа молодых людей пытается спровоцировать одного (или одну) из своих сверстников попробовать покурить. Целью данного эксперимента является проверка - насколько сложно бывает отказаться и выйти победителем в подобных обстоятельствах.

Перед классом разыгрывается ситуации (3 человека создают скверную компанию, 2 человека - потенциальные жертвы.

Ситуация №1. На перемене несколько ребят из твоего класса решили покурить. Ты не куришь, но тебе хочется с ними постоять. Один из них говорит тебе: “Давай закуривай. Не отрывайся от коллектива”.  Ты не хочешь участвовать в этом и отказываешься. Ребята начинают тебя уговаривать и говорить, что если ты не закуришь, то можешь не приходить в их компанию.

Ситуация №2    Вечером ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, один из ребят предложил покурить. Одни приняли это предложение, другие отказались. "Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить",- услышали они вслед.

Ситуация №3. Подруга говорит: « Приглашаю тебя на мой день рождения. Предков не будет, но сестра с друзьями обещали прийти». Ты знаешь, что друзья сестры и пьют, поэтому тебе  не хочется идти к подруге. Ты отвечаешь:

Ситуация №4. Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит молодой человек, который вам давно нравился, а  вы все не решались с ним познакомиться. Он просит у вас сигарету и предлагает выйти с ним покурить. Ваши действия?

Ситуация №5. В дверь позвонили, Инга открыла дверь- на пороге стояла Даша, её давняя подруга. Девушки стали оживлённо обсуждать новости:

- Слушай, Инга, давай покурим.

- Давай, - согласилась Инга, - сейчас, только сигареты принесу.

- Не надо, у меня есть, правда с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?

- Нет, - растерялась Инга.

- Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй!- и Даша протянула Инге сигарету.

После сценок обратится к ребятам и к специалистам и спросить кто верно повел себя в данных ситуациях.

Мы предлагаем фразы, которые могут помочь вам выразить свой отказ. Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах. можно использовать и действия: решительный жест отказа ("отстранение" вытянутой рукой), изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты). Обязательно нужно следить за тем, чтобы форма отказа не была оскорбительной для предлагающего: отказ должен быть по возможности вежливым.

Помощник раздает буклеты: “Приемы отказа от курения ”:

Итак, если Вам предложили покурить, есть разные выходы из этой ситуации. Отказ может быть уверенным, неуверенным, агрессивным. И неважно, как Вы выглядели в этот момент. Отказавшись, Вы оказались на высоте, Вы выиграли в главном, Вы спасли свою жизнь.

По мнению специалистов Всемирной организации здравоохранения,  образ жизни  оказывает решающее влияние  на наше здоровье. А  за свой образ жизни ответственность в первую очередь несет сам человек. Нужно научиться проводить время без допингов, а мы Вам сейчас покажем как это сделать.

Приглашаются несколько человек и под музыку начинают петь частушки

Захотели спеть куплеты

Мы про дым и сигареты.

Рассказать считаем важно,

Что куренье безобразно.

Безобразие какое!

Сигареты продают!

Только деньги их волнуют,

А ведь дети пропадут!!

Накурился мальчик очень,

Он не есть, ни пить не хочет.

Весь зеленый, но довольный.

Что за мальчик он? Безвольный!

Ах! Какая красота!

 Скоро будет лето!

 Но улыбка уж не та –

 Портит сигарета!!!  

Если хочешь взрослым стать,

Лучше книжки почитать!

Выбрось сигарету!

Не берись за это!!!

Бегай, плавай, приседай,

Витамины поедай!

Будешь весел и здоров,

Проживешь без докторов!!!

На этом мы заканчиваем нашу встречу.

Сейчас, когда вы будете выходить из зала, обратите внимание на плакаты, которые находятся за вашими спинами. Возьмите маркеры и сделайте свой выбор!

Если ты:

За хорошее самочувствие,

За прекрасное настроение,

За красивый внешний вид,

За уверенность в завтрашнем дне,

За здоровье твоих будущих детей,

Оставь свой автограф справа!

Если ты:

Против здорового внешнего вида,

Против активной жизни,

Против хорошего самочувствия,

Против крепкого здоровья своих детей,

Оставь свой автограф на плакате слева!

Выбор за тобой!

ОБРАЩЕНИЕ

представителей добровольческого движения школы

Мы, участники добровольческого движения, обращаемся ко всем неравнодушным людям нашей школы!

Многие подростки курят, не понимая, как легко перейти границу и стать зависимым. Они не могут преодолеть желание попробовать «запретный плод». Помогите своим друзьям! Убедите их, что курить — немодно! А если друг попал в беду и стал зависимым — не оставайтесь в стороне, не замалчивайте проблему и не делайте вид, будто ничего не происходит. С этой бедой не справиться в одиночку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...

«Взаимодействие семьи и школы – основа для гражданско-патриотического воспитания школьника».

Материалы для классного руководителя по вопросу гражданско-патриотического воспитания школьника....

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы....

Дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников "Мысли. Образы. Чувства"

Цель ДОП "Мысли. Образы. Чувства" - создание условий для успешного развития духовно-нравственных ценностных ориентаций у подростков средствами русской художественной литературы....