Поступок, достойный уважения
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом – школа»
ЧАС ОБЩЕНИЯ
«Поступок, достойный уважения»
Провела: Котлашова Г.П.
Саранск 2017
Цель: Формирование у воспитанников мотивации к совершению поступков, достойных уважения.
Задачи:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.
2. Формировать у детей чувство ответственности за свои поступки.
3. Способствовать развитию таких черт характера, как терпимость, чуткость, отзывчивость.
4. Учить сопереживанию чужой беде, стремлению помочь.
Вступление.
Воспитатель:
Вся наша жизнь состоит из поступков: хороших или не очень. Помочь маме или бабушке по хозяйству, перевести пожилого человека через дорогу, дать милостыню бедняку, поделиться сладостями, пропустить вперед женщину, девочку, подобрать бумажку на улице или в коридоре детского дома. Всё это добрые поступки, которые порой мы совершаем, не задумываясь.
Есть поступки, в основе которых лежит жертвование своей жизнью ради блага, спасения окружающих. Это, в первую очередь, защита Родины от врагов, работа пожарных, полиции, спасателей. Героем может стать даже обычный человек, если он вынес из огня малыша, обезвредил грабителя, спас утопающего.
Каждого из нас с детства учат делать хорошие дела, различать добро и зло, понимать, какие поступки людей достойны уважения. К сожалению, в нынешнем обществе не часто можно встретить человека, который не пройдет мимо нуждающегося в помощи. Зачастую все заняты своими проблемами и заботами, не замечая других. А ведь бескорыстно помогая незнакомым людям, детям, старикам, человек становится добрее и внимательнее.
Поступки людей, достойные уважения, заключаются в том, что делать их нужно от чистого сердца, не ожидая взамен какой-то пользы или славы. Например, купить фруктов, игрушек и отвезти их в детскую больницу или в дом для ветеранов. Пообщаться с детками, уделить им внимание, которого малышам очень не хватает. Иногда достаточно просто поговорить с одинокими людьми, искренне похвалить, выслушать человека.
Сегодня обо всём этом мы будем говорить.
Основная часть.
(СЛАЙД №2). ПОСТУПОК – это совершенное кем-нибудь действие.
Воспитатель:
Послушайте рассказ о почтенном человеке, живущем в наши дни.
(СЛАЙДЫ №3,4,5,6)
102-летний нищий (родился в 1914 году), дедушка Добри из болгарской деревни Баилово, одетый в домотканые одежды и древние кожаные ботинки, часто стоит у собора святого Александра Невского в Софии. Каждый день он рано встает и проходит или едет на автобусе 10 километров от своего дома до столицы. 102-летний дедушка Добри не касается ни одной копейки из денег, которые ему подают. Он живет на свою пенсию в 100 евро в месяц, а также на подаяния в виде фруктов и хлеба. Дедушка Добри помогает не только собору. Например, он оплатил коммунальные счета детского дома, оказавшегося на грани отключения тепла и света. Он также помогает бездомным. Но о всех добрых делах дедушки Добри мы никогда не узнаем, потому что он никогда о них не говорит. Несколько лет назад, во время съемок документального фильма о соборе, журналист болгарского телевидения сделал в архивах церкви шокирующее открытие — самое щедрое частное пожертвование, которое когда-либо получал собор — 40 000 евро (более 2,5 млн. руб,) было сделано старым нищим из болгарского села, дедушкой Добри. Все собранные деньги он отдает на добрые дела.
(СЛАЙД №7). Помощь тяжелобольным детям.
Воспитатель:
Иногда случаются такие несчастья, как рождение тяжелобольных детей или болезнь у ребенка появляется внезапно. И родители этих детей, отчаявшись вылечить своего ребенка, не имея достаточно денег на дорогостоящее лечение, обращаются за помощью к чужим людям. Но чтобы спасти одного ребенка, болеющего раком или другим редким, но очень тяжелым заболеванием, необходимы сотни тысяч или даже миллионов рублей. Собрать нужные суммы помогают такие благотворительные организации, как Русфонд. (СЛАЙД №8). Этот фонд, совместно с Первым каналом российского телевидения, собирает пожертвования от неравнодушных людей. Необходимо отправить СМС-сообщение со словом «ДОБРО» на короткий номер 5541. С вашего счета спишется сумма в 75 рублей. У нас в России 146,5 млн. жителей. Если, хотя бы 1000 человек перечислит по 75 рублей, то это уже – 75 000. А 1000 000 человек соберет 75 млн. руб. Такой суммы хватит на многих тяжелобольных детишек. Первый канал часто показывает благодарных родителей и самих детей, излечившихся от серьезных недугов благодаря неравнодушным людям. Это очень трогательные кадры!
(СЛАЙД №9). «АИФ.ДОБРОЕ СЕРДЦЕ.»
Такую же работу проводит и другой благотворительный фонд «АИФ. ДОБРОЕ СЕРДЦЕ». Они помогли нашему земляку, Владу М., обрести здоровье после тяжелой травмы ноги (статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и факты» №26 от 29.06. 2016г.).
http://www.aif.ru/society/charity/tolko_radost_vperedi_vlad_maskaykin_snova_vstal_na_snoubord
Воспитатель:
(СЛАЙД №10). Что такое благотворительность и милосердие?
«ПОКА ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ БОЛЬ – ОН ЖИВ.
ПОКА ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ ЧУЖУЮ БОЛЬ – ОН ЧЕЛОВЕК».
Ребята, как вы понимаете это высказывание?
К нам в детский дом также часто приезжают спонсоры, которые привозят подарки и проводят различные благотворительные акции и мероприятия. Всё это они делают от чистого сердца, стараясь подарить вам не только хорошее настроение, но и обустроить ваш быт, разнообразить досуг, с их помощью вы совершали многочисленные экскурсии, выезжали в другие города, на отдых.
Мы поговорили с вами о благотворительности и милосердии.
- Благотворительность – это оказание бескорыстной помощи тем, кто в этом нуждается.
- Милосердие – это готовность помочь кому-либо, желание добра другому, участие в чьей-либо судьбе, человечность.
(СЛАЙД №11). Стихотворение.
Воспитанник:
«С миру по нитке» – получится ткань,
С каждого – это малая дань.
«С миру по нитке» – готов прочный плащ,
Не страшен ненастья дождливого плач.
«С миру по нитке» – и сшили пальто,
И человеку в нем будет тепло.
«С миру по нитке» - а вот и броня!
Нам ведь не жалко «нитки», друзья!
Давайте подумаем, какой смысл вложил автор в эти строки?
(СЛАЙД №12). В БОРЬБЕ ЗА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА МЫ СПОСОБНЫ ТВОРИТЬ ЧУДЕСА.
(СЛАЙД №13).МЫ ГОТОВЫ ПОМОЧЬ И ДЕТИ НАМ СКАЖУТ СПАСИБО.
Воспитанник: (СЛАЙД №14)
Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
На свете живешь ты не зря.
(Оксана Щербакова).
(СЛАЙД №15). Картинки о спасении людей, животных в опасных ситуациях.
Как часто мы совершаем добрые поступки? Задумайтесь и вспомните, как давно вы делали добро людям?
(СЛАЙД №16). Разбор ситуаций.
- На слайдах подобрано несколько ситуаций.
- Нужно дать характеристику каждой их них.
- И всем слайдам придумать заголовок.
Все хотят, чтобы их уважали. Но все ли достойны уважения?
(СЛАЙДЫ №№ 17,18,19,20,21,22). Ситуации.
(СЛАЙД №23). Мудрые изречения и пословицы о поступках.
«Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день». Пифагор.
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки». Л.Н.Толстой.
«Красив тот, кто поступает красиво».
«О человеке судят не по словам, а по делам».
«Доброе дело радость приносит».
«Хуже тому, кто добра не делает никому».
«Плохие поступки глаза колют».
«Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются».
Давайте с вами проведем игру-самооценку «Мои поступки». Вы должны на полученных листочках поставить «+» рядом с теми поступками, которые вы совершили и считаете, достойными уважения, и « - », если вам стыдно, неловко вспоминать о них. Просьба, отвечать честно. Перечень поступков можете продолжить самостоятельно.
(СЛАЙД №24). Игра-самооценка.
(СЛАЙД №25). Примерный список поступков для самооценки.
Посадил дерево, цветы Сделал подарок
Извинился за что-либо Подрался
Ленился делать уроки Поделился сладостями
Спасал жизнь животному Опоздал на урок
Разбил стекло Подарил цветы
Помог бабушке донести сумку Кормил птиц
Издевался над животным Всегда уступаю место в транспорте
Мусорил в парке Подвергал опасности чужую жизнь
Не уступил место в автобусе Брал без разрешения вещи
Врал Желал здоровья
Не реагировал на замечания учителя, воспитателя Хамил
Не убирал закрепленную территорию Признался, что сделал плохо
Обидел товарища, малыша Помогал дома по хозяйству
Убрал за собой игрушки Помог инвалиду перейти дорогу
А сейчас подсчитайте, сколько положительных и сколько отрицательных поступков в вашем списке? Ответить честно – это тоже поступок, достойный уважения.
Ответы детей.
Я не сомневалась в том, что «+» больше, чем «-».
Какой же вывод можно сделать? Да, все мы разные. И поступки совершаем разные: чаще хорошие, иногда не очень. Совершать только правильные поступки не всегда легко, но надо стараться, трудиться над собой. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться.
(Каждый воспитанник читает по одному высказыванию и дает ему объяснение):
(СЛАЙД №26)
ПОПРОБУЙ НЕ НАСТУПИТЬ, А УСТУПИТЬ.
НЕ КУЛАК ПОКАЗАТЬ, А ПРОТЯНУТЬ ЛАДОНЬ.
НЕ СПРЯТАТЬ, А ПОДЕЛИТЬСЯ.
НЕ КРИЧАТЬ, А ВЫСЛУШАТЬ.
НЕ РАЗОРВАТЬ, А СКЛЕИТЬ.
НЕ ЗАХВАТИТЬ, А ОТДАТЬ.
Воспитатель:
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ,
КАКИМИ ТЕПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ,
СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ
С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ
УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ.
СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ
ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Воспитанник:
(СЛАЙД №27). Стихотворение.
Добро способно чудеса творить.
Оно нас учит верить и любить.
И без него нам просто не прожить.
Давайте будем верить и мечтать.
И только добрые поступки совершать.
(Марина Терехова)
Может быть, прожив жизнь, мы не совершим геройского поступка, но мы должны ежедневно, ежечасно совершать поступки, достойные уважения других людей.
(СЛАЙД №28). Евгений Евтушенко. «Людей неинтересных в мире нет…». СТИХ. «ЛЮДЕЙ НЕИНТЕРЕСНЫХ В МИРЕ НЕТ…»
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека, о ценности личности, о том, что каждый из нас непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.
Подведение итогов.
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Невзирая на возраст, пол, положение в обществе, материальный достаток, человек всегда имеет возможность совершать поступки, достойные уважения.
А что из увиденного и услышанного вам запомнилось больше всего?
Какие выводы для себя вы сделали?
Полезным ли было наше занятие?
Источники:
- Инфоурок.ру. Час общения «Поговорим об ответственности».
- http://www.aif.ru/society/charity/tolko_radost_vperedi_vlad_maskaykin_snova_vstal_na_snoubord
- времясоветов.рф.»Мудрые мысли» о поступках.
- Классный час на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» - IgraZa.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Правила движения - достойны уважения"
Разработана программа по профилактике ДТТ...
Воспитательное мероприятие "Таблица умножения достойна уважения!"
Мероприятие проведено на городском семинаре-практикуме в 4 классе МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида. Цель: повторить и закрепить таблицу умножения в игровой форме. Представляет собой систему занимате...
Сценарий "Правила движения достойны уважения"
Материал для внеклассной работы по ПДД...
Информационная карта проекта "Правила движения достойны уважения"
Представлена информационная карта проекта, представленного на муниципальном конкурсе "Волонтр года -2014"...
Конспект занятия «Правила движения достойны уважения».
Цель: углубление знаний учащихся по правилам дорожного движения.Задачи: · Развивать навык наблюдения за ситуациями на дороге во избежание столкновения с автот...
Внеклассное мероприятие «Правила движения достойны уважения!»
1. Вступительная часть.Ведущий: Ребята, мы живём в красивом городе с зелёными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут маршрутки и автобусы. И никто н...
Методическая разработка литературного сценария творческого выступления «ЮИД за культуру поведения на дорогах» в районном конкурсе «КВН БДД» по теме: «Правила дорожного движения достойны уважения!»
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга Методическая ра...