Уголок России
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Автор: Якимова Ольга Николаевна, учитель истории МОУ «Травниковская СОШ», Чебаркульского района
Направление: «Музейные уроки»
«Уголок России...» (сценарий внеклассного мероприятия)
Цели:
- Расширение и углубление знаний учащихся об истории родного края.
- Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
- Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
- Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
Форма проведения: Час общения.
Оформление: Мультимедийная презентация; рисунки (фотографии) учащихся.
(слайд 2) Ученик читает стихотворение “Уголок России” (сл. Е. Шевелёвой)
Простор небесный сизокрыл.
И тишина кругом
Мне уголок России мил
Мой добрый отчий дом.
Встаю, не глядя на часы,
Берёзкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Другой на свете нет.
Уголок России отчий дом,
Где туманы сини за окном.
Где твои, немного грустные,
И глаза, и песни - русские.
Уголок России отчий дом,
Где туманы сини за окном.
Где твои, немного грустные,
И глаза, и песни - русские.
Проходят дни, бегут года,
И где-то там и тут
Шумят большие города,
Дороги вдаль бегут.
Но сколько б ни было дорог
И беспокойных дней
Всегда России уголок
Живёт в душе моей.
Учитель: Нашу встречу мы начали со стихов «Уголок России» и это не случайно, т.к. народная мудрость учит нас «Нет земли краше, чем Родина наша!». Сегодня мы будем говорить о нашей малой Родине
Учитель: Ребята! Что значит малая? Что значит родина?
Наша малая Родина – Чебаркульский район (слайд 3)
Как много дат у нашего района. Как непроста его история! А вы знаете эти знаменательные даты? (День рождения Чебаркульского района официально считается - 18.01.1935г. т.е. в этом году район отметил своё 80-летие)
Как вы думаете, в чём заключается гордость за свою малую родину?
Нельзя не гордиться нашим краем, в котором мы живём. Красивейшие места, такие в мире сравниваются с эталоном красоты - Швейцарией. Поэтому Чебаркулье по праву называют - УРАЛЬСКОЙ ШВЕЙЦАРИЕЙ.
- Чебаркульский район является одним из крупнейших сельскохозяйственных районов области.
- В районе действуют 23 детских сада, 15 общеобразовательных школ, районный Центр детского творчества (РЦДТ), Три детских школы искусств, музей С.А. Герасимова, 30 библиотек и 36 Домов культуры
- На территории района более 28 озер (крупнейшие: Большой Кисегач, Большой Сунукуль, Кундравинское). По территории района протекают 22 реки и ручья (крупнейшие: Увелька, Коелга, Бишкиль). На берегах озер Чебаркульского района расположена 41 база отдыха.
- Особо охраняемыми природными территориями федерального значения и Челябинской области, находящимися в Чебаркульском районе являются: ПНИ ГУ «Ильменский государственный заповедник имени В.И. Ленина»; Варламовский государственный природный биологический заказник Челябинской области; Травниковский бор; Курорт Кисегач.
Все эти особенности края нашли отражение на гербе нашего района (Сообщение учащихся о гербе района, Приложение 1) -(слайд 4)
Ученик:
В российской нашей необъятной шири,
Есть край заветный. Край, где мы живем.
Зовут его жемчужиной Урала,
А мы землей любимою зовем.
Гордимся мы твоею доброй славой,
Твоим богатством, наш уральский край,
Кузнецкий край, на благо всей державы,
На счастье нам живи и процветай.
В составе района 9 сельских поселений: Бишкильское, Варламовское, Кундравинское, Непряхинское, Сарафановское, Травниковское, Тимирязевское, Шахматовское и Филимоновское. Они включают в себя 57 населенных пунктов (слайд 5)
Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Малая Родина, место, где большинство из вас родились и живут – село Травники (слайд 6)
Ученик читает стихотворение «Село моё отчее», бывшего ученика школы С.А.
Затерялось село моё отчее
Средь уральских лесов и полей,
На легенды и сказы богатое,
На душевных и добрых людей.
Травники – это Коелга-реченька,
Это отчий родительский кров,
Это доблесть лихого казачества:
«Любо, братцы!» - из прошлого зов.
Здесь становишься пьяный от запахов
Земляники и трав луговых,
И весёленьким ситчиком стелется
Половодье цветов полевых.
Я люблю травниковские улочки
И поляну на взгорке реки,
Здесь село моё вольно раскинулось,
В дымке солнечный лес – посмотри!
Над селом опускаются сумерки,
Тополя над рекой так тихи.
Это добрая моя Родина,
Край любимый – мои Травники!
Учитель:
- Ребята а кто знает почему наше село так называется Травники?
- В каком году образовалось наше село?
- А кто были первыми поселенцами?
- Как оно развивалось?
Давайте послушаем сообщение и узнаем ответы на эти вопросы (приложение 2) (слайд 7)
А как выглядит село в наши дни (просмотр видеоролика- приложение)
Травниковцам есть чем гордиться. Представьте себе, что вам предстоит провести экскурсию по селу. Какие места и достопримечательности вы будете показывать и описывать?
(сообщения учащихся:
- Памятник героям русско-японской войны 1904-1905гг. (приложение 3) (слайд 8)
- Центр народного творчества, Музей «Казачья изба» (слайд 9,10)
- Травниковский бор (слайд 11)
Учитель: Ребята перечислите, пожалуйста, названия улиц нашего села. - А почему они так называются? (Выступление учащихся и показ слайдов (слайд 12)
(Первомайская - в честь советского праздника 01.05; Октябрьская, Советская - название улицы говорит о социалистических преобразованиях прошлого века. Победы – в 1960-м году улицу официально назвали в честь великого праздника. До 1960г улица называлась Закурдаевкой, потому что на ней жила самая большая и богатая семья Закурдаевых. Называлась она и Поповской, т.к. на ней стояла церковь. Каширина – в честь командиров красных казаков)
Учитель: Наше село – это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной, река, богатая рыбой. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди. (Выступление учащихся о наших знаменитых земляках (приложение 4, слайд 13)
Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наше село.
Ученик:
Говорят, все пути ведут к дому,
Говорят, он начало начал.
Человек, как никто, По-любому
Тосковал по нему и скучал.
Человек здесь на свет появился.
И отсюда пойдет он вперед,
Только где бы он не поселился,
Дом родной его вновь позовёт.
И порой невозможно вернуться
Нам туда, где пол жизни прошло.
Дом далёк, и года всё несутся,
Но лишь там нам светло и тепло.
Учитель: Чтобы всем нам было тепло и светло в нашем доме, что каждый из Вас может сделать во благо своей Малой Родины?
Литература:
- Рахимов, Э.Х. Чебаркульский край [Текст] / Э.Х. Рахимов. – Чебаркуль, 2004. – 200 с.
- Филиппова,А. Чебаркулье – уральская Швейцария (топонимика Чебаркульского района) [Текст] / А. Филиппова. – Челябинск, 2007
- Село моё – Травники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=FtPGSWREp1U#t=17
Приложение 1
Символика района утверждена 25 марта 2003 года решением районного Совета депутатов.
Все фигуры герба аллегорически показывают, что Чебаркульский район в основе своей является сельскохозяйственным.
Главной фигурой герба является токующий глухарь — птица, символизирующая свободу и дыхание жизни. Глухарь всегда токует на рассвете, тем самым, предвосхищая наступление нового дня.
Золото — это цвет солнца, богатства, плодородия, эликсира жизни.
Красный цвет символизирует труд, жизнеутверждающую силу, мужество, красоту, праздник, красоту.
Северная часть Чебаркульского района — край голубых озер, что показано в гербе лазоревой частью. Памятниками природы являются озера Большой Кисегач и Еловое, на берегах которых расположились известные здравницы, и «зеленые острова» — Чебаркульский и Варламовский боры.
Лазурь — символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и доброты.
Зеленая часть герба показывает богатый и разнообразный животный мир Чебаркульского района. Он также символизирует радость, весну, надежду и здоровье.
Приложение 2
Село Травники основано в 1768 году. Оно называется по фамилии первопоселенца - казака Травникова. Место для села (или, правильнее, станицы) было выбрано не случайно — на реке Коелга, на старинной дороге из Чебаркульской в Еткульскую крепость. Позднее через Травники прошел знаменитый Сибирский или Уфимский тракт, по которому в Сибирь двигались поселенцы, гнали колодников.
Мимо села проехал со своей экспедицией в 1770 году Петр Симон Паддас. Ученый указал в своем отчете, что здесь на ту пору располагалось 17 жилых дворов и две мельницы.
Через три года в эти края пришла беда. Краевед Э.Х. Рахимов пишет: «Крестьянская война 1773-1775 годов не обошла стороной Травники. Здесь произошел бой между повстанцами и правительственными войсками. Возглавлял восставших вновь избранный атаман Чебаркульской крепости Василий Михайловский. Сражение у Травников было ожесточенным и кровопролитным, бунтовщики отступили.
В 1840 году казачьи земли в Оренбургской губернии были выделены в самостоятельную административно-территориальную единицу с зачислением всего проживающего в ней населения в казачье сословие. Население в Травниках росло очень медленно. Тем не менее, в 1886 году станичное управление из Чебаркуля было переведено в Травники, а Чебаркуль стал всего лишь селом Травниковской станицы. Жили казаки небедно. поскольку каждая казачья семья владела 25-30 десятинами.
В 1857 году в Травниках была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь размещалась недалеко от площади, где проходили построения казаков и отработка боевых умений и навыков. С этой же площади уходили казаки на русско-японскую войну,
К революции сложился неповторимый облик Травников. Село росло, Казаки блюли в станице строгий порядок – наказывали грубиянов и сквернословов, боролись с пьянством. Село славилось своим маслом, которое производил купец Вампилов. И понемногу жители все богатели еще и потому, что на землях Травниковской станицы до 1917 года было добыто 3800 кг. россыпного и 1600 кг. рудного золота. Вокруг села располагалось множество месторождений:.
После Октябрьской революции судьба казаков сложилась трагично: многие примкнули к отрядам атамана Дутова и сложили головы на полях Гражданской войны либо бежали в Манчжурию, многие в связи с указом Свердлова «О расказачивании» были попросту уничтожены и даже память о них вытравлена. В 1929 году большевики разрушили сельскую церковь.
Великая Отечественная война принесла много горя в Травники. На фронт ушли 126 сельчан, а вернулись только 67.
В 1960 году в Травниках образован Чебаркульский совхоз, который постепенно был преобразован преобразован в СПК "Чебаркуль". Хозяйство было многопрофильным, занималось в основном молочно-мясным животноводством и выращиванием зерновых картофеля. В годы реформ предприятие переживало тяжелые времена, от которых фактически не оправилось.
Приложение 3
Центр нашего села украшает памятник казакам, погибшим в годы русско – японской войне 1904 – 1905 годов. Травниковские казаки входили в состав Оренбургского Казачьего войска, образованного еще в 1748 году.
В 1840 году казачьи земли в Оренбургской губернии были выделены в самостоятельную административно-территориальную единицу с зачислением всего проживающего в ней населения в казачье сословие. Казаки славились живостью, деловитостью и гостеприимством. В боях были храбры. Участвовали в русско-японской войне. Из них был сформирован 11 Оренбургский казачий полк, который воевал на полях Манчжурии.
В 1910 году по заказу Травниковского станичного правления неизвестным автором на пожертвования селян в центре села был воздвигнут мраморный памятник. На гранях верхнего блока, имеющего вид креста, с четырех сторон были высечены все 186 имен казаков станицы, участников войны. Венчало монумент чугунное изображение Георгия Победоносца с копьем в руке. Надпись гласит: «Сия колонна построена в 1910 году в память павших чинов Травниковской станицы в войну с Японией в 1904-1905 годов и в честь выхода станичников с 11 полком на театр войны. Сия колонна открыта 4 июля 1910 года в царствование императора Николая II». Глядя на список, можно обнаружить в нем много распространенных и сегодня на Южном Урале фамилий: Рыжковы, Красноперовы, Пустозёровы, Щапины, Малковы.
После октябрьской революции судьба казаков сложилась трагично: почти все были уничтожены и даже память о них вытравлена, только этим можно объяснить неоднократные попытки снести памятник в честь участников русско – японской войны. Первоначально снесли конную фигуру Георгия Победоносца. В 1927 г. высоким чиновником из Челябинска была разобрана и увезена чугунная ограда. Были попытки столкнуть мраморную колонну, но, к счастью, это не удалось.
В 1954 году памятник обновили, восстановили ограду, так как у казаков и их потомков, несмотря на пережитые ими трагедии XX века, сохранилась историческая и этническая (народная) память. Они знали, помнили и гордились тем, что они казаки. Поэтому, когда в конце восьмидесятых годов начался процесс возрождения казачества, как части нового российского общества, казачья община была создана и на территории Травниковского сельского поселения. Благодаря энтузиазму и активности самих казаков началась работа по возрождению казачьих традиций и реставрации памятника, который частично разрушился, так как за ним не было должного присмотра.
Шестого мая 2000 года, в День Георгия Победоносца, состоялось торжественное открытие отреставрированного памятника. Памятник казакам станицы Травники, погибшим в русско-японской войне, представляет собой квадратную пирамиду, состоящую из двух гранитных блоков. В ребрах верхнего блока имеются выемки, придающие граням очертание креста. На гранях углубленным рельефом нанесены фамилии, имена и воинские звания 186 погибших, умерших и участвовавших в войне казаков станицы Травниковской Оренбургского казачьего войска, но имена трех урядников прочесть невозможно, т. к. один из углов памятника отколот. Пирамида установлена на кирпичном оштукатуренном постаменте. Колонну венчала восстановленная деревянная фигура конного Георгия Победоносца с копьем в руке. Автором фигуры стал житель села Травники - Юрий Петрович Мальшаков.
Юрий Петрович Мальшаков закончил Кунгурскую художественную школу и в течение 16 лет занимался резьбой по дереву. До пенсии Мальшаков работал плотником в совхозе «Чебаркульский», затем в течение пяти лет в Травниковском центре народного творчества. Его работа долгое время венчала монумент казакам – односельчанам, павшим в русско – японской войне 1904-1905. Потом её украли. Теперь этот монумент украшает такая же фигура, но меньших размеров, отлитая из бронзы.
Памятник занесён в список объектов, охраняемых государством, так как представляет значительную историческую и культурную ценность, как единственный в России памятник начала ХХ века, посвященный казакам, участвовавшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. Местонахождение памятника – улица Победы, 45 (напротив Дома культуры).
Приложение 4
Почётный гражданин Чебаркульского муниципального района, Заслуженный зоотехник Российской Федерации – Красников Иван Петрович
Родился Иван Петрович пятнадцатого октября 1944 года в селе Чистое Октябрьского района. Семья состояла из шести человек. Отец - Пётр Степанович - был потомственный крестьянин, хлебороб. Мать - Ольга Васильевна - тоже потомственная крестьянка, которая познала тяжёлый крестьянский труд в поле, и мало кто мог сравниться с ней по количеству нажатых снопов за трудодень. В семье было четверо детей. Уклад жизни семьи был очень правильным, основой воспитания был труд и учёба. Вспоминая своё детство, Иван Петрович отмечал, что они рано начали трудиться, помогая родителям по домашним хозяйственным делам (пасли скот, чистили хлев, пасли гусей и др.) Семья Красниковых всегда держала большое хозяйство, потому что, работая в колхозе, за трудодни порой ничего не получали в конце года, хотя и трудились ударно. В таких условиях вся надежда была только на собственное подворье.
Очень рано Иван Петрович начал трудиться и в колхозе на полевых работах. Возил копны для скирдования стога. На работу шли всегда с большой охотой, подчёркивая то, что они уже стали взрослыми. Очень нравилось обедать в поле, пить молоко из бутылки. В 10-12 лет во время школьных каникул за лето зарабатывал до 120 трудодней.
В школу пошёл в 7 лет, в 1951 г, в своём родном селе Чистое. Поскольку деревня была очень маленькая и насчитывала около 30 домов, то школа бы начальная, малокомплектная, десять учеников в классе разного возраста.
С пятого класса и по десятый учиться пришлось вдали от дома за пять километров, поэтому столкнулся со многими проблемами и трудностями. Одна из них - отсутствие организованного питания. Кушать приходилось только то, что привозили родители на две недели. Но как вспоминает Иван Петрович, у него никогда не возникало желания бросить учёбу не получив десятилетнего образования, ведь всем четверым своим детям родители дали образование не смотря на трудности.
Самыми яркими воспоминаниями детства являются игры со сверстниками на берегу озера Чистое и великолепие нашей уральской природы. Ловили рыбу, ходили в лес за грибами и ягодами, делая большие запасы на зиму. Не составляло большого труда нарвать ведро клубники за 2-3 часа и это качество сохранилось в нём и по сей день. Особенно он любит собирать грибы. С детства Иван был охотником, но повзрослев, осознал, что это большая ошибка - уничтожать живую природу и дичь. Вот уже более сорока лет он не берёт в руки ружьё. С детских лет и на всю жизнь сохранил он в душе любовь к своей малой Родине, её трудолюбивым и душевным людям.
В 1962 году Иван закончил школу. Год работал на ЧТЗ слесарем мотористом. В 1963 году поступил в Троицкий ветеринарный институт и понял, что попал в свою стихию. В Троицке встретил свою вторую половинку, Любовь Григорьевну, которая проходила учёбу в сельскохозяйственном техникуме по специальности «Агрономия». В 1967 году - поженились. Через год родился сын - Александр.
После окончания Троицкого ветеринарного института пришёл он работать зоотехником - селекционером в совхоз «Чебаркульский», где трудился более 40 лет. Двадцать два из них возглавлял животноводческую отрасль хозяйства.
Вспоминая первые годы работы, Иван Петрович говорит, что масштабы того времени впечатляют. Более 10 тысяч голов крупнорогатого скота, 4200 голов - дойное стадо, 10 тысяч голов свиней. Но рядом всегда были замечательные учителя - коллектив техников, доярок, скотников. «Именно: этот коллектив вывел меня на правильную дорогу,- с благодарностью произносит Иван Петрович и продолжает,- Как не поучиться у телятницы, увидеть в её работе рациональное зерно и передать его другим. Многое перенял и от первых руководителей хозяйства - Николая Петровича Абрамова, Ивана Кузьмича Ануфриева, Виктора Васильевича Дереглазова: умение видеть в любом деле главное, не руководить по мелочам, примеры образцовой работы, деликатного обращении с людьми. Без них меня бы не увидели» - заключил Иван Петрович.
Признанием заслуг Ивана Петровича стало присвоение ему в январе 2003 года почётного звания «Заслуженный зоотехник РФ». В апреле 2007 года, решением Собрания депутатов Чебаркульского муниципального района было присвоено звание «Почётный гражданин Чебаркульского муниципального района», с вручением Почётной Грамоты Международного Благотворительного фонда «Меценаты столетия», которой он удостоен «За трудовые подвиги на благо Родины и служение идеалам добра и милосердия».
С большим теплом отзываются об Иване Петровиче и его коллеги. «Знаю Ивана Петровича с 1994 года и не одного плохого слова о нём не слышал. Это наверно потому, что он и человек замечательный, и специалист отменный. Найти профессионала такого уровня даже в области не просто: всегда удивляла стабильность удоев и привесов молодняка. Очень важно и то, что он коммуникабельный, ответственный, имеет подход к людям и, главное, не боится людей, идёт к ним. Да и чего бояться когда дело знает?! Правильно, что районное Собрание депутатов поддержало его кандидатуру и назвало Почётным гражданином Чебаркульского района. Это заслуженно», - говорит глава Чебаркульского муниципального района – А.М. Король.
В 2004 году Иван Петрович вышел на пенсию, но продолжал трудиться в замечательном коллективе СПК «Чебаркуль». У Ивана Петровича есть пожелания молодым. Жить, по мнению Ивана Петровича, нужно в деревне, потому, что то, что окружает в ней человека, близко каждому: природа озёра, реки, поля и леса. И не нужно бояться ферм и полей: нет благороднее труда, чем труд сельского труженика. «Да и весь деревенский уклад гораздо чище городского, - уверен Иван Петрович - «Дом и семья» звучат теплее и добрее только в деревне. Именно дому полям и фермам я посвятил всю свою жизнь».
У Ивана Петровича есть замечательное увлечение. Гармонист он неплохой и у него прекрасный голос. С большой радостью он играет и на семейных праздниках, и на праздниках животноводов. У него дружная семья: сын Александр – учитель, трое внуков - Екатерина, Михаил, Мария. Он их всех очень любит, как и они его.
Я горжусь своим земляком, потому, что благодаря таким труженикам, как Иван Петрович, наша малая Родина живёт и процветает!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уголок России-отчий дом
Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани.Задачи: расширение кругозора учащихся, развитие умения работать в микрогруппах.воспитание чувства гражданственности, п...
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «УГОЛОК РОССИИ- г. ЗВЕРЕВО»
Викторина для итогового повторения курса краеведения по истории города Зверево....
Урок "Уголок России-отчий дом"
Урок "Уголок Россий -отчий дом". У каждого есть своя малая родина, любимое место, где родились и выросли. О достопримечательностях своего края (поселка) пойдёт рассказ в данном материале....
Классный час"Уголок России, отчий дом..."
Разработка содержит краеведческий материал, посвященный достопримечательностям Липецкой области, формирует чувство гордости и любви к малой родине....
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Сценарий праздника 70 лет Кемеровской области. «Любимый уголок России»
Зал оформлен шарами, на сцене надпись «70-лет Кемеровской области» и контур области. Звучит гимн Кемеровской области. Время оно не про...
Уголок России - отчий дом
В этом проекте я расскажу о Казьминове Сергее Мефодьевиче, о человеке с интересной судьбой, жизнь которого неразрывно связана с историей страны....