Духовно-нравственное воспитание обучающихся через проектную деятельность
статья на тему

Суркова Галина Владимировна

Проектная деятельность нацелена на формирование способностей, обладая которыми, обучающиеся и выпускники гимназии оказываются более приспособленным к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon surkova_g.v.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Суркова Г.В.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через проектную деятельность

     Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач современной общества. 

     Наша гимназия работает над Программой развития по теме: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в гимназической среде».

     Мы моделируем духовно-нравственное пространство:

- организуем встречи с представителями религиозных конфессий и иных культур;

- поддерживаем атмосферу взаимопринятия, уважения;

- оказываем помощь детям в овладении ими умениями критически мыслить, вести диалог, анализировать свои и чужие точки зрения;  

- акцентируем внимание на ценности человеческого достоинства, правах и обязанностях человека в обществе.

     Наиболее полно педагогические задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются в процессе социально одобряемой и социально признаваемой деятельности. Участвуя в ней, ребенок фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и утверждает свою новую социальную позицию среди сверстников и взрослых. В процессе этой деятельности подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества.

    Проектная деятельность нацелена на формирование способностей, обладая которыми, обучающиеся и выпускники гимназии оказываются более приспособленным к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов. В процессе работы над проектом обучающиеся получают возможность: решать ситуативные морально-нравственные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладевать навыками моделирования и прогнозирования, различных этико-правовых ситуаций; выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам современности.    

     В нашей гимназии разработаны и реализованы проекты «Наша  семья», «Мы твои дети, Сибирь», «Зная корни свои», «Как все начиналось», «Загляните в семейный альбом», «Разные судьбы одной войны…». По итогам проведены научно-практические конференции, в которой приняли участие обучающиеся нашей гимназии при поддержке учителей, сотрудников учреждений высшего профессионального образования, представителей общественных организаций, родительской общественности. Все материалы опубликованы в сборниках и размещены в сети Интернет на сайте БОУ г. Омска «Гимназия № 12 имени Героя Советского союза В.П.Горячева» по адресу URL:  http://www.mou12-omsk.3dn.ru   

    Особенно стоит отметить проект «Живая память» по сохранению памяти о Герое Советского Союза Владимире Петровиче Горячеве. Имя героя ВОВ В.П. Горячева носит одна из улиц нашего микрорайона, 9 мая 1975 года на территории нашей гимназии был установлен памятник, а в 2012 году была реконструирована стела на ул. Горячева. Распоряжением правительства Омской области от 12 марта 2014 года в целях увековечения памяти Героя Советского Союза нашей гимназии присвоено имя Владимира Петровича Горячева. Ежегодно здесь проходят митинги.

     С целью воспитания гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся и педагогов образовательных учреждений ежегодно проводим телекоммуникационные проекты «Омск: вчера, сегодня, завтра». Участие в них стимулирует гражданскую активность и самостоятельность обучающихся при выполнении заданий; развивает коммуникативные умения; совершенствует навыки исследовательской деятельности; позволяет ребенку проявить свою индивидуальность, реализовать свой творческий потенциал.

     Особое внимание уделяем сотрудничеству с родителями гимназистов. Мы разрабатываем содержание совместной деятельности, договариваемся о взаимодействии, определяем задачи и итоговый результат. Стали традиционными встречи детей и родителей на совместных мероприятиях (тематические вечера и праздники, семейные проекты и конкурсы). Немаловажной особенностью таких встреч является возможность привлечения старших членов семьи. Тематика проектов создает возможность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Совместная деятельность сплачивает и укрепляет семью, что в конечном итоге положительно сказывается на микроклимате в детском коллективе (появляется взаимопонимание, внимательное отношение к мнению одноклассников).

    Социальное партнёрство является важным стимулирующим и стабилизирующим фактором в процессе организации воспитательной работы.

  • Епархиальный отдел религиозного образования и катехизации Омской митрополии
  • Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина
  • БОУ ОО ДОД «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток»
  • ОМЦ «Химик», ДКСМ «Звездный», ДИ им. Малунцева
  • Центр дополнительного образования детей «Эврика»
  • «Детский Эколого-биологический Центр»
  • Совет ветеранов САО г. Омска, Комитет ветеранов войны и военной службы САО г. Омска
  • Советская территориальная избирательная комиссия
  • КТОС «Советский-9»
  • Подростково-молодежный клуб по месту жительства «Ромашка»

    Процесс формирования духовно-нравственного сознания и поведения детей довольно длительный и результатов можно добиться лишь при условии понимания воспитательных задач со стороны и родителей и учителей. Для оценки результатов воспитательной работы применяем широкий спектр методик и способов: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, тестирование. Главный результат – появление у детей деятельной устремленности к нравственной цели, выработка этических суждений, понятий, убеждений, единство оценок и воззрений, рождение нравственного общественного мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....

Духовно - нравственное воспитание обучающихся через экскурсионную деятельность/ сборник статей международного инновационного центра "Импульс", Москва, 2018

В настоящее время отечественное образование и воспитание ориентировано на духовно-нравственные формы национального опыта, нравственные традиции. Духовное возрождение сегодня – гарантия сохранени...