Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
учебно-методическое пособие по теме
В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.posobie.doc | 774 КБ |
Предварительный просмотр:
Ражева Н.Е., методист, руководитель ОДОД ГБОУ лицей № 82
Жукова О.Е., методист ГБОУ лицей №82
Методическое пособие
«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
Введение
Мир чувств и эмоций пронизывает все стороны нашей жизни: отношения с другими людьми, нашу деятельность, общение и познание. Нравственные чувства выражают отношение человека к другим людям, к родине, к самому себе. Поэтому важным компонентом благоприятного эмоционального фона школьника является умение учителя, воспитателя, классного руководителя увлечь за собой, зажечь и поддержать в учениках интерес к различным видам деятельности, «заразить» их нравственными идеями, устремлениями.
Один из таких видов деятельности в школе, получивших в последние годы широкое распространение, является организация деятельности учащихся по разработке и реализации социально значимых проектов.
Социальное проектирование – одна из форм, которая может быть применена при разработке системы воспитательной работы класса и школы в целом. Тематика проектов в этом случае очень часто предлагается самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Социальное проектирование играет роль «подготовительных курсов» к жизни в гражданском обществе, катализатора самостоятельного формирования системы ценностного отношения к миру. Каждый участник проекта имеет свое мнение и возможность выбрать траекторию поведения.
В нашем понимании, социальные проекты – это грамотно организованная, поэтапная деятельность учащихся под руководством педагога, направленная на улучшение, позитивное преобразование окружающей среды, организацию благотворительной помощи другим людям, братьям нашим меньшим, а также деятельность по изучению и сохранению культурно-исторического наследия человечества и т.п.
Именно на последнем направлении социально-проектной деятельности мы и остановили свой выбор, опираясь на то, что в новом Федеральном государственном стандарте общего образования (ФГОС) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании".
Участие в сфере социального проектирования открывает новые возможности для ребенка, повышает его социально-культурный статус.
Главными задачами социального проектирования мы видим:
- формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка оценивать себя и свои действия;
- развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность;
- развитие исследовательских умений и навыков, аналитического и критического мышления;
- выявление и развитие творческого компонента в деятельности учащихся;
- воспитание коммуникативной культуры, развитие командных навыков в работе;
- повышение личной уверенности у каждого участника проекта.
Структура работы над реализацией социальных проектов в лицее №82 Петроградского района Санкт-Петербурга является традиционной для всех видов проектной деятельности:
- видение проблемы, ее значимости и актуальности для социума;
- нахождение оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;
- определение целей и задач проекта;
- разработка механизма и основных этапов реализации проекта;
- определение кадрового и ресурсного обеспечения проекта;
- анализ ожидаемых и полученных результатов;
- разработка критериев, показателей и методов оценки эффективности;
- осознание социальной значимости проекта, его конечного продукта для социума.
Наша деятельность в сфере социального проектирования стала основополагающей в работе опытно-экспериментальной площадки по теме: «Внутришкольная дифференциация как технология реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с особыми способностями».
Результаты выполненных проектов, как известно, должны быть «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то предлагается конкретное ее решение, если практическая, то виден конкретный результат, готовый к внедрению. Одним из продуктов опытно-экспериментальной работы лицея и является это издание, которое мы предлагаем в качестве методического пособия для педагогов образовательных учреждений, желающих реализовать технологию проектной деятельности социально-культурной направленности.
Как показали наблюдения, собеседования, анкетирование, анализ с участниками социальных проектов - школьниками, педагогами, родителями:
- происходят изменения личностного отношения к окружающему миру;
- погружение в процесс работы способствует росту их социальной компетентности;
- приобретение навыков самоорганизации и самоуправления.
В процессе собеседований лицеисты отмечали:
- мы убедились в том, что и от нас что-то зависит, мы можем повлиять на изменение окружающего нас пространства в лучшую сторону;
- нам очень понравилось работать сообща, вместе решать какие-либо проблемы;
- работа над проектами дала понимание необходимости воспитания своей гражданской позиции по сохранению культурно-исторического наследия человечества;
- научились работать с архивными материалами, делать презентации;
Мы, взрослые организаторы школьных социальных проектов, глубоко убеждены, что данная система воспитания направлена на развитие нравственных качеств личности ребенка, в том числе и его активной гражданской позиции.
Явная и ценностная ориентация социального проектирования – это гуманизм. Ведь разрабатывается и осуществляется проект человеком и для человека.
Сделать свою жизнь прекрасней своими руками, ощутить себя творцом – значит узнать, что такое счастье!
----------------------------------------------------------------------------------------------------
“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…”
(В.А.Сухомлинский)
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников есть первостепенной важности задача современного образования и воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы, поставленные перед педагогами в новых Федеральных государственных стандартах и Концепции духовно-нравственного воспитания школьников.
В этом формате нам предстоит сформировать у ребенка осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Убеждены, что важнейшая роль в воспитании личности ребенка должна отводиться традиционной народной культуре, позволяющей приобщить подрастающее поколение к историческому и культурному наследию своего народа и являющейся оберегом, охраняющим от идей насилия, жестокости, национализма, безнравственности.
В лицее № 82 учатся ребята и работают педагоги 19 национальностей. Из ближнего зарубежья - белорусы, украинцы, армяне, туркмены, грузины, азербайджанцы, таджики, казахи, эстонцы, уйгуры. Из дальнего зарубежья - иранцы, палестинцы, евреи, корейцы, немцы. Из России - мордва, ингуши, татары, дагестанцы.
Но у нас общий Дом - Лицей № 82 на улице Мира в Санкт-Петербурге (это мы не могли не учесть, называя наш проект), и мы все несем за него ответственность. Мы стремились к тому, чтобы Наш Дом жил по законам равенства и гостеприимства, которые совпадают с городской программой «Толерантность».
Учить толерантности можно по-разному. К примеру, можно рассказывать детям о разнообразии культур мира или обращаться к моральным ценностям, утверждая толерантность как универсальную категорию, неразрывно связанную с правами человека. Однако мы убеждены, что подобные пути ограничены в своих возможностях. Ведь образование само по себе, к сожалению, не делает людей толерантными. Простых разговоров о толерантности современной школе недостаточно, нужны дела. Наш проект глубоко погрузил лицеистов в изучение своей народной культуры и познакомил с традициями, обычаями, праздниками, народным творчеством всего нашего полиэтнического лицейского братства, дал возможность получить знания о том, что есть нации, чем они живут, каковы их нравственные принципы-то есть обо всем, что составляет гуманистическую составляющую понятия « толерантность». Мы убеждены, что взаимодействие разных культур - это всегда взаимообогащение.
При этом нельзя забывать делать акцент на то, что все участники проекта - петербуржцы, а значит носители особой культуры и менталитета. Яркая палитра национально-культурных красок должна обогащать имидж Петербурга, но и сама согреваться при этом его блеском, обретая новые цвета и смысл. В ходе проекта учащиеся разных национальностей смогли вместе ближе познакомиться с историей и культурой северной столицы, что способствовало социализации лицеистов как жителей города, членов городского сообщества. В этом мы видели актуальность нашей работы.
Укрепление в лицее толерантного отношения к разнообразию национальных культур, языкам и их носителям- лицеистам разных национальностей, поддержка и сохранение добрососедства и взаимного уважения, гармонизация межнациональных отношений в подростковой среде, воспитание коммуникативной культуры, расширение кругозора и познавательного интереса учащихся на основе приобщения их к культурологическим знаниям при изучении особенностей традиций многонациональной северной столицы, совместное освоение культурного пространства Санкт-Петербурга всеми участниками проекта, формирование активной гражданской позиции личности, ответственной за свои действия, в противовес возможным националистическим настроениям в обществ - эти цели и задачи обозначены в проекте.
Проект был открыт в октябре 2009 года, рассчитан на 2 года.
1 этап – организационно-подготовительный
2009-2010 учебный год
Открывая «проектную мастерскую», мы составили список участников по национальностям, провели анкетирование, тщательно исследовали Этнокалендарь Санкт-Петербурга, организовали школьный конкурс сочинений- переводов с национальных языков на русский язык, успешно участвовали в городском конкурсе переводов, провели акцию «Наша «Новая школа» глазами многонациональной семьи «Мирового лицея».
АНКЕТА
«ОТНОШЕНИЕ К ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМУ».
1. В Вашем понимании, толерантность – это…
А. Терпимость к проявлениям различной этнической и культурной принадлежности, разных вероисповеданий, убеждений и поступков людей;
В. Неприязнь, конфликт с другими нациями, народами;
С. Стремление одного народа завоевать земли другого народа;
Д. Ваш вариант____________________________________
2. По Вашему мнению, экстремизм – это…
А. Приверженность к крайним взглядам и мерам;
В. Право дипломатических представителей подчиняться законам только своего государства;
С. Расхождение с общепринятыми нормами;
Д. Ваш вариант____________________________________
3. Как Вы считаете, терроризм – это…
А. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения;
В. Открытое и откровенное заявление о своих действиях, поступках;
С. Незаконное право применения вооруженной силы одним государством против суверенитета другого;
Д. Ваш вариант___________________________________
4. Каково Ваше отношение к представителям других рас, национальностей?
А. Положительное;
В. Испытываю неприязнь;
С. Нейтральное;
Д. Ваш вариант____________________________________
5. Согласны ли Вы с тем, что каждая нация должна жить на своей исторической территории?
А. Да;
В. Нет;
С. Не знаю;
Д. Ваш вариант ___________________________________
6. В чем, на Ваш взгляд, основная причина конфликтов между представителями разных народов?
А. Национальные интересы;
В. Политические разногласия;
С. Территориальные разногласия;
Д. Ваш вариант_____________________________________
7. Считаете ли Вы, что террористические акты являются эффективным средством разрешения противоречий?
А. Да;
В. Нет;
С. Ваш вариант ___________________________________
8. Что, на Ваш взгляд, заставляет людей совершать террористические акты?
А. Идея;
В. Религиозные убеждения;
С. Деньги;
Д. Принуждение;
Е. Ваш вариант _______________________________________
9. Есть ли у Вас друзья-иностранцы?
А. Да;
В. Нет.
10. Как Вы относитесь к браку между представителями разных национальностей?
А. Положительно;
В. Отрицательно;
С. Нейтрально;
Д. Ваш вариант ________________________________
11. Как Вы считаете, каковы причины возникновения конфликтов с иностранными лицами?
А. Расовая неприязнь;
В. Зависть к иностранцам;
С. Провокации экстремистских организаций;
Д. Ваш вариант_____________________________________
12. Если бы Вы стали свидетелем конфликтной ситуации между представителями разных народов то:
А. Прошли бы мимо, так как Вас это не касается;
В. Попытались разобраться в возникшем конфликте;
С. Сообщили бы правоохранительным органам о конфликте;
Д. Ваш вариант_____________________________________
13. Хотели бы Вы больше знать о разных странах, народах мира, об их культуре, традициях?
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить.
14. Знакомы ли Вы с деятельностью молодежных организаций экстремистской направленности в нашей области?
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить.
15. Есть ли среди Ваших знакомых члены таких организаций?
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить.
16. Знаете ли Вы о существовании организаций антифашистской направленности в нашемй области?
А. Знаю;
В. Не знаю;
С. Затрудняюсь ответить.
17. Есть ли среди Ваших знакомых члены антифашистских организаций?
А. Да;
В. Нет;
С. Затрудняюсь ответить.
18. Каково Ваше отношение к людям-инвалидам?
А. Это люди, не приносящие никакой пользы стране;
В. Обычные люди, но с ограниченными возможностями;
С. Это лишние люди в нашем обществе;
Д. Ваш вариант____________________________________
19. Могли бы Вы в чем-либо безвозмездно помочь пожилому человеку?
А. Да;
. Нет;
С. Затрудняюсь ответить;
Д. Ваш вариант____________________________________
20. Как Вы относитесь к беженцам?
А. Искренне сочувствую им и готов помочь;
В. Испытываю негативное отношение;
С. Затрудняюсь ответить;
Д. Ваш вариант_____________________________________
Венчал 1 этап проекта Фестиваль наций «Праздник национальных языков». Лицеисты отправились в виртуальное путешествие сначала по республикам России, затем по ближнему зарубежью, республикам дальнего зарубежья и вновь вернулись домой в Россию. Ребята познакомили друзей с культурными традициями своей Родины. А объединяла их симпатичная русская матрешка – хозяйка праздника. Именно ей представители делегаций дарили свои национальные флажки.
Вместе с детьми выступали и педагоги. Завуч лицея Есаян Н.А., подготовившая выступление армянской делегации, проникновенно спела национальную песню и от всего сердца поблагодарила свою вторую родину-Россию, признаваясь ей в любви. Полякова Е.А., помогавшая при подготовке к празднику детям-азербайджанцам, и сама с удовольствием исполнила песню на языке этой страны. Г.Е. Татарчук пленила всех русским романсом, а М.В. Сорокина покорила зрителей «Барыней». А потом все делегации учились танцевать русскую кадриль. Дети были в восторге!
В финале организаторы праздника обратились ко всем участникам: «Давайте будем учиться принимать друг друга такими, какие мы есть, независимо от национальности, веры, убеждений и обычаев! Давайте будем уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашем городе! Берегите друг друга! Берегите наш общий дом - Санкт Петербург, культурную столицу России!» А когда весь зал, взявшись за руки, благодарил город, который нас всех объединил, и пел полюбившиеся строки: «…Санкт-Петербург - гордая белая птица…», щемило сердце и на глаза у многих наворачивались слезы….
2 этап – основной
2010-2011 учебный год
« Национальные гостиные»
2 этап мы посвятили Международному Дню толерантности. Реализуя этот этап, мы проводим « Национальные гостиные». Сначала встретились с семьями детей- мигрантов для определения их возможностей по взаимодействию и подготовке гостиных, подготовили и провели семинар для родителей: «Преподавание русского языка в полиэтнических классах», открыли творческие мастерские, созданные для подготовки «Национальных гостиных», закрепили кураторов-учителей для оказания помощи в подготовке мероприятий.
Алгоритм подготовки «Национальной гостиной
Если я чем - то на тебя не похож, я этим вовсе не
оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
1. Пригласительные билеты для друзей и гостей, программка.
2. Презентация о республике с использованием ИКТ *.
3. Флаг республики (с использованием половины листа ватмана). История флага, символика цвета.
4. Костюм. История костюма.
5. Исполнение на национальном языке (проза, поэзия, фольклор, песни), в случае незнания языка своей нации - исполнение на русском языке произведений национальных авторов. Исполнение танца.
6. Национальная игра (хозяева учат гостей играть в игру).
7.Ярмарка-продажа национальных сувениров, сделанных своими руками.
8. Мастер-класс для гостей по изготовлению сувениров, обучению песне, танцу всех присутствующих.
7. Блюда национальной кухни (художественно оформленные рецепты прилагаются). 8.Фрагмент национального праздника (по возможности).
9. « Мой язык»- попробуйте научить гостей произносить несколько слов на языке своей нации: слова приветствия, благодарности и т.д.).
10.Одно из наглядных свидетельств толерантности нашего города- памятники иностранцам. Приготовьте рассказ о памятниках, бюстах, мемориальных досках, памятных местах и улицах, носящих имена выдающихся деятелей нации, если таковые имеются в Санкт-Петербурге)
Внимание! Прием в Вашей гостиной могут готовить не только представители нации, помогать могут их друзья других национальностей, одноклассники.
Обязательно привлекайте родителей к подготовке и участию в проекте. Приветствуются фантазия и творчество!!!!!
Максимально возможно должен звучать национальный язык !
*Требования к презентации:
1.В презентации должны быть отражены:
1.История возникновения республики
2.Флаг, герб
3.Территориальное расположение
4.Столица и крупные города
5.Культурное наследие
6.Достопримечательности
7. Традиции национальной кухни
8.Национальные праздники
9.Костюм
10. Памятные места Санкт-Петербурга, связанные с именами выдающихся деятелей нации
11.* Творчество+фантазия…
2. Презентация должна быть рассчитана максимум на 10-12 минут.
3. Презентация представляет собой совместное творчество детей, родителей и учителей.
Все участники готовили пригласительные билеты для друзей и гостей, программку проведения мероприятия, презентацию о республике с использованием ИКТ, рассказ об истории флага, символике цвета, о национальном костюме и его истории. Хозяева гостиных представили на национальном языке чтение прозы, поэзии, исполнили песни и танцы, пригласили поиграть в национальные игры, провели мастер-класс для гостей по изготовлению сувениров, представили блюда национальной кухни, инсценировали фрагменты национального праздника. «Хозяевам» предоставлялась возможность научить гостей произносить несколько слов на языке своей нации: слова приветствия, благодарности и т.д.
Одно из наглядных свидетельств толерантности нашего города- памятники иностранцам. Участники провели исследовательскую работу и по ее результатам приготовили рассказы о памятниках, бюстах, мемориальных досках, памятных местах и улицах, носящих имена выдающихся деятелей представляемой нации.
Прием в « Национальной гостиной» гостиной готовили не только представители нации, помогали их друзья других национальностей, одноклассники, родители. Все это позволило лицеистам приобрести уникальный опыт с традициями, культурой разных народов, дает возможность реализовать свой творческий потенциал, применить креативное мышление, развить навыки публичных выступлений и поделиться опытом со сверстниками.
3 этап - заключительный.
Подведение итогов
Май 2011 г.
1. Конференция для всех участников проекта «Толерантность как норма общения». Подведение итогов, определение результативности проектной деятельности;
2. Церемония награждения всех участников проекта. Праздник «Мировой лицей» (Итоговое мероприятие);
Этот проект помог нашим воспитанникам осознать собственную причастность к решению проблем в многонациональном обществе, а слово «толерантность» перестало быть для них абстрактным понятием и приобрело истинный смысл.
Система информирования о проекте
-презентация проекта на районной педагогической конференции в рамках Панорамы открытых дней «Петроградская новая школа» - ноябрь 2010;
-представление материалов на городской конкурс проектов по социально-культурной адаптации детей мигрантов средствами образования - ноябрь 2010;
-презентация проекта на городском семинаре учителей - словесников « Обучение русскому языку в школах с полиэтническим составом» - декабрь 2010;
-публикации в «Вестнике образования» администрации Петроградского района - ноябрь 2009, октябрь 2010;
-публикации в газете «Петроградская перспектива» октябрь - ноябрь 2010;
-презентация проекта на районном семинаре учителей - словесников «Проектная деятельность» как средство развития творческого потенциала учащихся» - декабрь 2010.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Реализуя проект «Мировой лицей» объединяет друзей», мы еще раз убедились, насколько глубоко знают, любят и чтут свои национальные традиции дети - инофоны. Но совершенно очевидным было то, что наши воспитанники русской нации практически не понимают смысла традиций, обрядов, праздников своего народа, не знают песенного наследия, истории декоративно-прикладного искусства и почти не испытывают потребности их глубокого изучения, что и подтвердила входящая диагностика проекта. Увы, не только, дети, но и родители, педагоги. А ведь любовь к родине начинается с уважения к ее традициям. Современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно-нравственные ценности нашего народа. В последние десятилетия стремительного развития современных информационных технологий и глобализации особенно актуальна проблема потери Россией своей самобытности, все больше заполоняет нас западное, чужеземное, на смену тысячелетним традициям христианства приходит низкопробная массовая культура. Знание же русских традиций дает возможность подрастающему поколению по-новому взглянуть на историческое прошлое своих предков. И мы решили погрузить лицеистов 6 класса в ее изучение через новый проект «Наследники русских традиций».
Главной целью проекта явилось становление личности, стремящейся знать, понимать, ценить и пропагандировать традиции своего народа, способной гордиться достижениями своей культуры, личности, богатой духовными интересами, имеющей гражданскую жизненную позицию, национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию не только России, но и всего мира. Проект имел модульное построение:
Ожидаемые результаты
- Расширение кругозора лицеистов в области культурных традиций русской старины и формирование национального самосознания
- Возникновение заинтересованности в вопросах сохранения культурного наследия русского народа
- Сформированные навыки коммуникативной культуры и толерантности
- Развитие творческого потенциала участников проекта
- Высокий уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности педагогов – участников проекта
- Выход на общешкольный проект
1 этап реализации проекта
- Разработка программы проекта, определение его целей, задач, определение потенциальных возможностей лицея для реализации проекта
- Формирование проблемной группы
- Встречи с учащимися, родителями, убеждение их в целесообразности участия в проекте, обсуждение его содержательных компонентов
Особое внимание уделялось укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семью, наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками реализации проекта: шили русские костюмы, принимали участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее.
2этап реализации проекта
Наши воспитанники занимались изучением быта, традиций,
обрядов, обычаев, песенного наследия русского народа, народной мудрости обрядовой поэзии, трапезы, погружением в историю праздников, обрядов, обычаев, игр, оформлением альбомов об истории народных и православных праздников, изучением истории декоративно-прикладного искусства в этнографическом и Русском музеях. Дети освоили приемы изготовления русских сувениров, инсценировали народные и православные праздники для учащихся лицея, образовательных учреждений района, детских садов, детских домов, жителей микрорайона.
В рамках презентации проекта ребята стали победителями районного этапа, призерами городского этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России». Портфолио проекта было представлено на конкурсе в Москве.
3 этап реализации проекта
- Итоговый мониторинг всех участников
проекта в парадигме педагогики сотрудничества
- Проведение конференции по реализации проекта
- Распространение и тиражирование опыта
- Презентации перспективных планов по приобщению к истокам русской народной культуры учащихся ОУ района
-Участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах различного уровня
Система информирования о проекте
- презентация проекта на городском семинаре заместителей директоров ОУ ноябрь 2011г.;
- презентация проекта на городском семинаре учителей – словесников;
- публикации в «Вестнике образования» администрации Петроградского района - декабрь 2011г;
- публикации на сайте ИМЦ Петроградского района- ноябрь 2011;
- проведение открытых мероприятий для ОДОД ОУ района;
- презентация проекта на районном семинаре учителей – словесников, классных руководителей, ОДОД ОУ района, молодых педагогов «Проектная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания и развития творческого потенциала учащихся» - январь 2012.
Однако главным итогом реализации проекта «Наследники русских традиций» стало рождение нового общешкольного проекта «Русский дом», в котором каждый класс лицея имеет свой модульный маленький проект по технологической карте.
Главной целью настоящего проекта является становление личности, стремящейся знать, понимать, ценить и пропагандировать традиции своего народа, способной гордиться достижениями своей культуры, личности толерантной, богатой духовными интересами и запросами, имеющей гражданскую жизненную позицию, национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию не только России, но и всего мира.
Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
- изучить историю возникновения русских традиций, классификацию и смысл народных и православных праздников, историю декоративно-прикладного искусства, народные промыслы;
- научить учащихся понимать славянские обычаи, обряды, веру, помочь проникнуть в глубокий смысл пословиц, сказок, календарных обрядов жизненного и годового круга, поэзии, научить детей знать, любить, ценить и пропагандировать культуру своих предков при помощи различных видов фольклора с опорой на народное песенное творчество, многообразие жанров и обрядовости, декоративно- прикладное искусство;
- создать условия для самореализации, саморазвития творческой личности и индивидуальности;
- формировать гражданскую жизненную позицию, национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию не только России, но и всего мира.
Воспитательное значение православной и народной культуры мы связываем не только с трансляцией национальных духовно-нравственных ценностей, традиций, знаний, но с предоставлением учащимся возможности выбирать собственную систему ценностей, соотнося свои представления с теми нормами, которые сложились в обществе, а также оценивать окружающий мир с позиций высших духовно-нравственных категорий.
Период реализации проекта
Проект открыт в январе 2012 года и посвящен Году изучения русской истории.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно-подготовительный
( январь – февраль 2012г.) – включает в себя обсуждение идеи проекта, формирование проблемной группы, разработку и распределение модулей, программы проекта, определение его целей, задач, определение потенциальных возможностей лицея для реализации проекта; встречи с учащимися, родителями, убеждение их в целесообразности участия в проекте, обсуждение содержательных компонентов модуль - проектов.
Этап реализации (март 2011- ноябрь 2012 гг.) –
связан с непосредственным выполнением классными коллективами заданий технологической карты в рамках модуль – проектов.
Технологическая карта
1. Посетить залы «Русские» Этнографического музея
2. Посетить экспозицию «Народное искусство» в Русском музее
3. Составить вопросник и провести входящую диагностику
4. Изучить материал по представляемой теме (книги, интернет)
5. Провести конференцию в классе
6. Провести мастер-класс для учащихся начальной школы
7.Съездить на экскурсию «Православный Петербург»
8. Съездить на экскурсию в деревню Шуваловка
9. Провести мастер-класс для учащихся лицея
10. Научиться делать русский сувенир
11. Оформить выставку рисунков по модуль - проекту
12. Выучить русскую народную песню и принять участие в фестивале «Русская песня»
13. Оформить проектную папку (по алгоритму)
14. Оформить и защитить презентацию
Завершающий этап (декабрь 2012г.) – предполагает провести конференцию по реализации проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении. Распространение и тиражирование опыта, презентации перспективных планов по приобщению к истокам русской народной культуры учащихся ОУ района. Выпуск методического пособия. Участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах различного уровня.
Свой отчет по проектной деятельности ребята представили строгому жюри, посетившему все «избушки», оформленные в русском стиле, и оценившему годичный труд наследников русских традиций. В каждой «избушке» прошел свой мастер-класс по изготовлению традиционной русской рождественской игрушки.
12 приглашенных мастериц научили ребят изготавливать тканевые игрушки-скрутки (Рождественская кукла, Рождественский ангел), рождественские ореховые гирлянды, расписывать балалайку городецкой росписью, матрешку - полхов-майданской и семеновской, игрушки - дымковской; участники проекта в технике сухого валяния научились делать сувенирные валенки и рождественские бусы.
Когда изготовленными игрушками была оформлена елка в актовом зале, все классы приняли участие в фестивале русской народной песни, к которому долго готовились и посмотрели спектакль «У самовара» (Студия «Театр-лицей»).
В течение дня у каждого лицеиста была возможность посетить выставку «Моя малая родина» в кабинете директора Т.Н. Згибай, которая в костюме кубанской казачки приветливо встречала гостей и проводила экскурсию, рассказывая о своей родине и показывая экспозицию собственного мини-музея, которую с любовью создавала долгие годы. Дети были в восторге, рассматривая старинные коромысла, прялку, предметы быта кубанских казаков, их старинные наряды.
После подведения итогов и награждения победителей (им вручались настоящие берестяные грамоты и сувениры - «домовята») свое искусство подарил ансамбль кубанских казаков «Казачья воля», каждая песня и каждый танец которого, приветствовался шквалом аплодисментов и криками: «Браво!». Выступление ансамбля стало сюрпризом и настоящим подарком для всех участников проекта от Татьяны Николаевны Згибай.
Праздник завершился дружным чаепитием «За самоваром» с баранками, бубликами и пряниками.
Программа праздника
9.00: Открытие праздника «Русская деревня»
9.15: Подготовка кабинетов к мероприятию согласно теме модуль-проекта, подготовка отчетных материалов по технологической карте-схеме.
10.00: Посещение гостями русских избушек по модуль – проектам: (рассказ-отчет, презентация, представление проектной деятельности)
11.00: Мастер-классы в избушках по изготовлению традиционных русских рождественских игрушек. Оформление елки.
12.00: Фестиваль-праздник русской песни (актовый зал)
14.00: Закрытие праздника. Подведение итогов проекта. Награждение.
14.30: Чаепитие «За самоваром…»
В течение дня приглашаем всех участников посетить выставку
«Моя малая родина» в кабинете директора.
Презентации модуль - проектов в «русских избушках»:
5а «Приметы, поверья русского народа»
5б «Русские народные игры»
6а «Народный календарь»
7а «Театрализация праздников»
7б «Русские народные праздники»
8а «Русская изба»
9а «Народные обряды»
9б «Народные промыслы»
10а «Домоводство. Народный травник- лечебник»
11а «Русский костюм»
11б «Русская народная музыка»
Мастер-классы
«Рождественская елочная игрушка»
Класс | Содержание мастер-класса |
5 | «Рождественский ангел». Тканевая игрушка |
5б | «Балалайка». Городецкая роспись |
6а | «Рождественские бусы». Сухое валяние |
7а | «Валенки». Сухое валяние |
7б | Полхов-Майданская матрешка. Роспись |
8а | Дымковская игрушка. Роспись |
9а | Семеновская матрешка. Роспись |
9б | Рождественская бумажная игрушка |
10а | Рожественская игрушка. Декупаж |
11а | Изготовление куклы-закрутки |
11б | «Рождественский ангел». Тканевая игрушка |
Нач. школа | Рождественская ореховая гирлянда |
Фестиваль-праздник
« Русская народная песня»
Рождественское происшествие в русской деревне,
с интригующим сюжетом, народными забавами, волшебством и угощениями. А также песни русского народа
в исполнении участников проекта:
5а «Ходила младешенька…»
5б «Землюшка-чернозем»
6а «Ой, мороз, мороз», «Как пойду я на быструю речку»
7а «Во кузнице», «Грянул внезапно гром над Москвой»
7б «Степь, да степь кругом»
8а «Ой, при лужке»
9а «Тонкая рябина»
9б «Песня вологодских кружевниц»
10а «Калинка-малинка», «Во поле береза стояла»
11а «Валенки»
11б «Ой, то не вечер»
Педагоги по вокалу: Татарчук Г.Е., Котовская Я.А., Смирнова Н.А., Жукова О.Е..
Баянист: Новиков А.В.
Рождественское происшествие
в русской деревне
Спектакль «У самовара»
(Студия театр-лицей)
Роли исполняют:
ученики 7- а класса (студия «Театр-лицей»)
Царь Горох – Куликов Артём
Иван - Дурак – Гончаров Никита
Василиса Премудрая – Малыхина Ксения
Василиса Прекрасная – Семьяннова Арина
Груня (она же Лягушка - Царевна)- Лыгина Мария
Кикимора – Пономарева Карина
Баба Яга – Бурнос Софья
Скоморох Петруха – Слободяник Глеб
Через всю деятельность в рамках реализации представленных выше проектов проходит мысль о том, что путь познания национальных и мировых ценностей есть путь от родной песни, родного слова, познания души своего народа через его обычаи, обряды, традиции, духовную культуру к освоению мировой художественной культуры.
Реализация внутришкольных проектов на основе межнационального партнерства учащихся разных классов по общей теме позволило им эффективно интеллектуально развиваться и одновременно творить в социальном и культурном пространстве Санкт-Петербурга.
Достижение воспитательно-образовательного эффекта и эмоционального отклика осуществлялось за счет перехода от совместной деятельности по проекту к высокой культуре межличностного взаимодействия, к развитию социокультурной компетентности. Участие в проектной деятельности потребовало от лицеистов заново распределять роли, выстраивать отношения, создало лучшие условия для формирования коммуникативных умений и навыков, для социализации. Технологии, освоенные на уроках, применялись при подготовке презентаций, исследовании темы, в публичных выступлениях. Формирование культуры общения и коммуникации мы считаем условием, обеспечивающим эффективность решения остальных задач. Проекты рассчитаны на осуществление в парадигме педагогики сотрудничества (ученик - учитель - родитель), когда взрослые и дети делают общее дело, вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества. Педагогика сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции, при которых содержание обучения рассматривается как средство развития личности, на что и опираются ФГОС.
Все проекты позволили реализовать актуальные в настоящее время в рамках реализации ФГОС компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые позволяют решить главную педагогическую задачу: создать условия для самореализации, саморазвития творческой личности и индивидуальности.
В проектной деятельности широко использовались личностно- ориентированные технологии: индивидуальная работа, общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю, партнерство в отношениях педагога, родителя- помощника- консультанта и ребенка, технология речетворчества. Это открывало новые принципиальные подходы и тенденции, когда содержание обучения и воспитания рассматривалось как средство развития личности, когда шло объединение, интеграция дисциплин в помощь реализации проекта (в конкретном случае - география, история, история Санкт-Петербурга, информатика, ИЗО, музыка, МХК, технология, хореография). Несомненно, в методической системе использовались информационно- коммуникативные технологии, невозможно было обойтись при подготовке мероприятий в рамках нашей проектной деятельности без технологии развития критического мышления и исследовательских работ. При этом в центр концепции всегда была поставлена личность ребенка, развитие его творческих способностей и индивидуальности, формирование его внутреннего мира и гражданской жизненной позиции.
В перспективе мы надеемся стать постоянной площадкой для проведения встреч национально-культурных объединений, фестивалей и выставок народного творчества, информационного обмена и передачи опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность (презентация)
Данный материал является результатом работы с детьми при изучении темы проекта....
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....
Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.
Проект, как вы знаете, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое.В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполн...
Обобщение педагогического опыта на тему «Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной работе»
Обобщение педагогического опыта на уроках технологии и во внеурочной деятельности...
Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность.
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду иннов...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой мотивации учебной деятельности своих учеников.Многие учащиеся приходят в школу не столько ради учёбы, сколько ради общения со сверстник...
Развитие интеллектуальных способностей учащихся через проектную деятельность (из опыта работы учителя истории и обществознания)
Вот уже несколько лет меня волнуют вопросы: Как создать условия для полноценного развития всех детей сидящих в классе? Как создать условия, чтобы все дети достигали успеха? Уверена, все мы занима...