Путешествие-практикум "Путешествие с комнатными растениями"
методическая разработка на тему
В увлекательной форме расширить представление учащихся о комнатных растениях, научить распознавать их, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через правильный уход за ними, развивать эстетическое восприятие мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_s_komnatnymi_rasteniyami.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУТЕШЕСТВИЕ – ПРАКТИКУМ
«ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»
ЦЕЛЬ : в увлекательной форме расширить представление учащихся о комнатных растениях, научить распознавать их, воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через правильный уход за ними, развивать эстетическое восприятие мира.
ЗАДАЧИ:
- выявить знания о комнатных растениях, о необходимости их в природе;
- познакомить с растениями – путешественниками;
- закрепить название комнатных растений;
- познакомить с историями «одомашнивания» растений;
- формировать уважение к растениям – путешественникам как источнику жизни и красоты;
- учить видеть красоту в самом обычном комнатном растении.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- глобус или физическая карта мира;
- картины с изображением «Джунглей», «Пустыни»;
- комнатные цветы: фикус, алоэ, традесканция;
- значки с изображением этих растений;
- резиновая обувь;
- музыкальное сопровождение: «Музыка народов мира»;
- для практической части: стаканчики с водой, горшки с землей, традесканция, ножницы.
ПЕДАГОГ: Я рада, приветствовать всех, кто собрался и пришёл к нам, всех кто хочет с нами отправиться в удивительное путешествие.
«Путешествие!» Вот оно слово!
Так и тянет от радости петь.
«Путешествие!» Хочется снова
Над Жюль Верном всю ночь просидеть.
Оглянитесь вокруг. С первого вздоха в этом мире нас окружают растения.
Подумайте и ответьте:
- Для чего нужны растения в природе? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Растения вырабатывают кислород, украшают планету, кормят животных и людей – фрукты и овощи, лечат людей и животных – лекарственные, одевают людей – лен и хлопок, служат домом для животных.
- Как называются растения, растущие в домах? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Комнатные растения
- Для чего человек выращивает комнатные растения? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Растения вырабатывают кислород, украшают комнаты, среди комнатных растений есть лекарственные – алоэ, колонхое.
ПЕДАГОГ: Люди пытались приучить к жизни в комнатах много различных красивых растений, но не всегда это удавалось.
Прижились в комнатах или чрезвычайно выносливые растения далёких пустынь или растения тропических лесов.
Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие – путешествие с комнатными растениями. Ведь эти растения тоже «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Америки, джунглей Индии, пустынь Африки.
Мы на нашем окне как на живой растительной карте – видим осуществление творческой фантазии человека.
Почти все комнатные растения – питомцы далеких стран. Чтобы поближе познакомиться с ними, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Это путешествие необыкновенно тем, что мысленно будем путешествовать по местам, откуда пришли к нам в наши дома растения, и в то же время будем рассматривать живые, растущие на подоконниках комнатные цветы.
Нам необходимо подробно познакомиться с жизнью обычных комнатных растений в естественной обстановке. Только тогда можно понять их потребности и научиться правильно за ними ухаживать.
Поэтому лучше начать знакомство с простых и выносливых растений. Самые выносливые из комнатных растений происходят из далеких пустынь.
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА «ЗВУКИ АФРИКИ»)
ПЕДАГОГ: Наш путь лежит через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.
(видео зарисовка «ПУСТЫНЯ»)
Подумайте и ответьте:
- Расскажите, как же приспособились растения к жизни в пустыни? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Растения пустынь имеют видоизмененные листья, они превратились в колючки. Это приводит к экономии воды внутри растений. Корни – очень длинные, чтобы доставать глубоко лежащую воду.
- Какие растения, растущие в пустыни, вы знаете? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
В оазисах растут пальмы и агавы. В пустынях кактусы, алоэ. После дождей в пустыне Карра - Кум зацветают амариллисы. Аспарагус происходит из Капской земли, где растет на сухой песчаной почве, но вблизи рек.
(РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ)
ПЕДАГОГ: Найдём на карте Африку, ещё точнее пустыню Карра-Кум – родину всем известного вам растения и отметим значком.
Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»
«От одного корня отходят несколько стеблей. Стебли тонкие, изогнутые, желтовато-коричневые. На верхушке стебля сидят листья, плотно обхватывая его своим основанием. На стебле заметны кольцевые углубления – следы от опавших листьев. Листья этого растения не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края зазубрены, но без колючек»
ПЕДАГОГ: Это описание принадлежит комнатному растению – АЛОЭ.
Задание: Найдите по описанию алоэ среди комнатных растений.
Подумайте и ответьте:
- Что вы знаете об этом «путешественнике»? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- За что его называют «лекарственным»? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
- Как им можно лечиться? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Мякотью листа можно лечить порез или ожёг. Настой сока с мёдом употребляют внутрь при заболевании туберкулёзом. Алоин, вещество содержащееся в листьях алоэ, не уничтожает туберкулезные бациллы, но способствует обмену веществ и жизнедеятельности организма, помогая ему бороться с болезнью.
- Почему животные пустыни не едят алоэ? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Сок алоэ горький. (Желающие могут попробовать на вкус сок свежесрезанного листа)
ПЕДАГОГ: Из листьев некоторых видов алоэ добывают волокна, из которых изготовляют ковры и морские канаты. Канаты получаются лёгкими, крепкие и очень долго служат морякам.
Подумайте и ответьте:
- Как же нам следует ухаживать за «гостем» из пустыни Африки? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Растение не требует обильного полива. Не прихотлив в уходе.
ПЕДАГОГ: Давайте разместим значок с изображением алоэ на карту, где его родина: Африка, пустыня Карра – Кум.
ПЕДАГОГ: Нам пора продолжить наше путешествие. Сейчас мы перенесёмся в другое место на планете. (Обращаясь к учащимся) закройте глаза и представьте себе то место, которое будет соответствовать музыкальному сопровождению.
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА «ИНДИЙСКИЕ МЕЛОДИИ»)
Подумайте и ответьте:
- Что вы представили, когда услышали музыкальное сопровождение? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
ПЕДАГОГ: Сейчас мы мысленно перенесемся в ДЖУНГЛИ!
- Что вы услышали и представили когда услышали слово «джунгли» Индии? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
(видео зарисовка «ДЖУНГЛИ»)
ПЕДАГОГ: Мы проникли в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди гигантских растений с трудом находим своих знакомых. Здесь в джунглях Индии мы остановимся.
Здесь, в джунглях живут известные всем литературные герои.
Подумайте и ответьте:
- Герои какого литературного произведения живут в джунглях? Кто автор этого произведения и как оно называется? И, конечно, как зовут этих литературных героев?
Разъяснение к вопросу:
Мальчик – индус Маугли со стаей волков, его воспитавший, тигр Шер – Хан, чёрная пантера Багира, питон Каа. Всё это герои книги о джунглях – «Маугли» Р. Киплинга.
Джунгли! Встают перед глазами огромные слоны, большие друзья маленьких индусов, разноцветные пагоды и люди шоколадного цвета с белыми чалмами на головах.
Много можно рассказывать об Индии.
Но вот назвать хотя бы одно растение, наиболее типичное, которое растет в Индии, вряд ли кто сможет. А между тем у нас в комнатах на окнах нередко растёт растение джунглей.
Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»
«Растение похоже на дерево. Имеет мощный стебель, на котором поодиночке прикреплены крупные жёсткие листья».
ПЕДАГОГ: Это описание принадлежит комнатному растению – ФИКУС.
Задание: Найдите по описанию фикус среди комнатных растений
(РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ)
ПЕДАГОГ: Давайте вместе найдём на карте Родину фикуса – джунгли Индии, отметим значком.
В джунглях фикус совсем не такой. Это громадное дерево 30-ти метров высотой с листьями длиной до 1-го метра. На одном из островов реки Нербудды бенгальский фикус имел главный ствол в 10-ть метров толщиной.
Вокруг главного ствола насчитали 1300 придаточных стволов и 3000 воздушных корней. Это был целый лес из одного дерева; в его тени однажды скрылось целое войско. Этому дереву было 3000 лет.
На наших подоконниках растет один из самых полезных фикусов – среди большого их разнообразия – это фикус эластика, или резиновое дерево.
Подумайте и ответьте:
- Почему фикус называют «резиновым деревом»?
Разъяснение к вопросу:
В фикусе содержится млечный сок, имеющий каучук. Капли белого густого сока выделяются и при случайном обламывании листьев. Каучук по своим свойствам напоминает резину.
- Что общего между фикусом и резиновыми сапогами?
Разъяснение к вопросу:
Очень интересная история с обувью, сделанной из каучука. Сейчас мы уже привыкли к резиновой обуви, а раньше каучуковая обувь вызывала смех. Галоши или сапоги хорошо служили в дождь, но стоило выглянуть и припечь солнцу как они растягивались и начинали прилипать к тротуару. В мороз же такая обувь становилась хрупкой как стекло.
Позже научились получать резину (путем нагревания каучука и серы), из которой и делают сейчас резиновую обувь.
Подумайте и ответьте:
- Как же нам следует ухаживать за «гостем» влажных тропических джунглей? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Чтобы наш фикус хорошо рос, необходимо создать условия, соответствующие тропическим. Летом фикус необходимо обильно поливать, а зимой умеренно.
Зимой фикус иногда опускает листья, и они часто отваливаются, оголяя стебель. Значит, в комнате слишком сухо.
Каждую весну растение нужно пересаживать в новую землю. В весенне-летний период нужно еженедельно обмывать листья и чаще опрыскивать ведь фикус – растение влажного тропического леса Индии.
Мы с вами долго путешествуем, но, к сожалению только мысленно и нам пора немного размяться. Сделаем зарядку.
Стихотворение | Комментарий | |||
ЗАРЯДКА Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. | Закрыть глаза, ладошки сложить под щеку «Проснуться», потянуться Сделать приседание Вытянуть руки вперед Сделать наклон вперед, руки прямые резко отвести назад Сделать несколько подскоков на месте Перекаты стопы с носка на пятку |
А теперь нам снова пора отправляться в путешествие.
Странные названия бывают у растений. Например, одно из распространенных комнатных растений называется «бабьи сплетни».
Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»
«Растение с длинными свисающими стеблями, которые обычно подвешиваются в горшках на окнах. Свисающие с горшка стебли, густо покрытые торчащими в разные стороны листочками, так переплетены между собой, что их трудно отделить друг от друга, трудно найти конец или начало ветки».
ПЕДАГОГ: Догадались? Это описание принадлежит комнатному растению – ТРАДЕСКАНЦИЯ. Родина традесканции – болота тропических лесов Америки. Давайте отметим это место на карте значком.
(РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ)
Подумайте и ответьте:
- Почему же традесканцию раньше называли «бабьи сплетни»? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Разъяснение к вопросу:
Если взглянуть на растение с длинными свисающими стеблям, то сходство с перепутанными сплетнями, без конца и начала, можно найти.
ПЕДАГОГ: У нас на окнах растут разные виды: зелёная традесканция, и зебровидная, листья которой с белыми полосками.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Опыт № 1
Один из горшков с зебровидной традесканцией поместить в темное место, а другой оставить на хорошо освещенном месте. Через неделю сравнить два растения. Отметить изменения.
Разъяснение к опыту:
У традесканций с полосатыми листьями можно наблюдать явление: они зеленеют в тени, а на солнечном свету их окраска становится ярче.
Опыт № 2
Один из горшков с традесканцией у которой зеленые листья поместить на солнечное место, а другой оставить на прежнем. Через неделю сравнить два растения. Отметить изменения.
Разъяснение к опыту:
Не смотря на пребывание традесканции в сырых условиях болотного и влажного воздуха, в ее листьях на ярком свету под кожицей образуется слой клеток водной ткани. Отчего традесканция с зеленоватыми листьями, выставленная на яркий солнечный свет, вдруг бледнеет, становятся сероватыми, бледно-зелеными.
Опыт № 3 Размножение
Отрезанная веточка традесканции с двумя – тремя листьями, воткнутая во влажную землю или песок, дает через 3 – 4 дня корешки.
Срез веточки лучше делать под узелком стебля и нижний листик удалить. Веточка, опущенная срезанным концом в воду, также быстро дает нитевидные корни.
Путешествие вокруг света с нашими друзьями - комнатными растениями подошло к концу, но это только сегодня. Мы продолжим его в следующий раз и узнаем о других «путешественниках» растущих на наших окнах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".
Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...
Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".
Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...
Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.
Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей, правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:· расширить знания о комнатных растен...
Материалы программы "Хозяин дома". "Комнатные растения и оформление дома комнатными растениями"
Материалы к программе «Хозяин дома».Комнатные растения и оформление интерьера комнатными растениями. Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы являет...
План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»
Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...
«Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений»
Познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку (пересадку) растений.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавлива...
Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»
Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...