Путешествие-практикум "Путешествие с комнатными растениями"
методическая разработка на тему

Недорезова Елена Борисовна

В увлекательной форме расширить представление учащихся о комнатных растениях, научить распознавать их, воспитывать  бережное отношение к комнатным растениям через правильный уход за ними, развивать эстетическое восприятие мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_s_komnatnymi_rasteniyami.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ – ПРАКТИКУМ

«ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

ЦЕЛЬ : в увлекательной форме расширить представление учащихся о комнатных растениях, научить распознавать их, воспитывать  бережное отношение к комнатным растениям через правильный уход за ними, развивать эстетическое восприятие мира.

ЗАДАЧИ:

  • выявить знания о комнатных растениях, о необходимости их в природе;
  • познакомить с растениями – путешественниками;
  • закрепить название комнатных растений;
  • познакомить с историями «одомашнивания» растений;
  • формировать уважение к растениям – путешественникам как источнику жизни и красоты;
  • учить видеть красоту в самом обычном комнатном растении.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • глобус или физическая карта мира;
  • картины с изображением «Джунглей», «Пустыни»;
  • комнатные цветы: фикус, алоэ, традесканция;
  • значки с изображением этих растений;
  • резиновая обувь;
  • музыкальное сопровождение: «Музыка народов мира»;
  • для практической части: стаканчики с водой, горшки с землей, традесканция, ножницы.

ПЕДАГОГ: Я рада, приветствовать всех, кто собрался и пришёл к нам, всех кто хочет с нами отправиться в удивительное путешествие.

«Путешествие!» Вот оно слово!

Так и тянет от радости петь.

«Путешествие!» Хочется снова

Над Жюль Верном всю ночь просидеть.

Оглянитесь вокруг. С первого вздоха в этом мире нас окружают растения.

Подумайте и ответьте:

  • Для чего нужны растения в природе? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Растения вырабатывают кислород, украшают планету, кормят животных и людей – фрукты и овощи, лечат людей и животных – лекарственные, одевают людей – лен и хлопок, служат домом для животных.

  • Как называются растения, растущие в домах? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Комнатные растения

  • Для чего человек выращивает комнатные растения? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Растения вырабатывают кислород, украшают комнаты, среди комнатных растений есть лекарственные – алоэ, колонхое.

ПЕДАГОГ: Люди пытались приучить к жизни в комнатах много различных красивых растений, но не всегда это удавалось.

Прижились в комнатах или чрезвычайно выносливые растения далёких пустынь или растения тропических лесов.

Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие – путешествие с комнатными растениями. Ведь эти растения тоже «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Америки, джунглей Индии, пустынь Африки.

Мы на нашем окне как на живой растительной карте – видим осуществление творческой фантазии человека.

Почти все комнатные растения – питомцы далеких стран. Чтобы поближе познакомиться с ними, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Это путешествие необыкновенно тем, что мысленно будем путешествовать по местам, откуда пришли к нам в наши дома растения, и в то же время будем рассматривать живые, растущие на подоконниках комнатные цветы.

Нам необходимо подробно познакомиться с жизнью обычных комнатных растений в естественной обстановке. Только тогда можно понять их потребности и научиться правильно за ними ухаживать.

Поэтому лучше начать знакомство с простых и выносливых растений. Самые выносливые из комнатных растений происходят из далеких пустынь.

(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА «ЗВУКИ АФРИКИ»)

ПЕДАГОГ: Наш путь лежит через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.

(видео зарисовка «ПУСТЫНЯ»)

Подумайте и ответьте:

  • Расскажите, как же приспособились растения к жизни в пустыни? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Растения пустынь имеют видоизмененные листья, они превратились в колючки. Это приводит к экономии воды внутри растений. Корни – очень длинные, чтобы доставать глубоко лежащую воду.

  • Какие растения, растущие в пустыни, вы знаете? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

В оазисах растут пальмы и агавы. В пустынях кактусы, алоэ. После дождей в пустыне Карра - Кум зацветают амариллисы. Аспарагус происходит из Капской земли, где растет на сухой песчаной почве, но вблизи рек.

(РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ)

ПЕДАГОГ: Найдём на карте Африку, ещё точнее пустыню Карра-Кум – родину всем известного вам растения и отметим значком.

Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»

«От одного корня отходят несколько стеблей. Стебли тонкие, изогнутые, желтовато-коричневые. На верхушке стебля сидят листья, плотно обхватывая его своим основанием. На стебле заметны кольцевые углубления – следы от опавших листьев. Листья этого растения не похожи на листья. Они толстые, мясистые, снизу выпуклые, а сверху вогнутые. Края зазубрены, но без колючек»

ПЕДАГОГ: Это описание принадлежит комнатному растению – АЛОЭ.

Задание: Найдите по описанию алоэ среди комнатных растений.

Подумайте и ответьте:

  • Что вы знаете об этом «путешественнике»? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
  • За что его называют «лекарственным»? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
  • Как им можно лечиться? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Мякотью листа можно лечить порез или ожёг. Настой сока с мёдом употребляют внутрь при заболевании туберкулёзом. Алоин, вещество содержащееся в листьях алоэ, не уничтожает туберкулезные бациллы, но способствует обмену веществ и жизнедеятельности организма, помогая ему бороться с болезнью.

  • Почему животные пустыни не едят алоэ? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Сок алоэ горький. (Желающие могут попробовать на вкус сок свежесрезанного листа)

ПЕДАГОГ: Из листьев некоторых видов алоэ добывают волокна, из которых изготовляют ковры и морские канаты. Канаты получаются лёгкими, крепкие и очень долго служат морякам.

Подумайте и ответьте:

  • Как же нам следует ухаживать за «гостем» из пустыни Африки? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Растение не требует обильного полива. Не прихотлив в уходе.

ПЕДАГОГ: Давайте разместим значок с изображением алоэ на карту, где его родина: Африка, пустыня Карра – Кум.

ПЕДАГОГ: Нам пора продолжить наше путешествие. Сейчас мы перенесёмся в другое место на планете. (Обращаясь к учащимся) закройте глаза и представьте себе то место, которое будет соответствовать музыкальному сопровождению.

(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА «ИНДИЙСКИЕ МЕЛОДИИ»)

Подумайте и ответьте:

  • Что вы представили, когда услышали музыкальное сопровождение? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

ПЕДАГОГ: Сейчас мы мысленно перенесемся в ДЖУНГЛИ!

  • Что вы услышали и представили когда услышали слово «джунгли» Индии? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

(видео зарисовка «ДЖУНГЛИ»)

ПЕДАГОГ: Мы проникли в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди гигантских растений с трудом находим своих знакомых. Здесь в джунглях Индии мы остановимся.

Здесь, в джунглях живут известные всем литературные герои.

Подумайте и ответьте:

  • Герои какого литературного произведения живут в джунглях? Кто автор этого произведения и как оно называется? И, конечно, как зовут этих литературных героев?

Разъяснение к вопросу:

Мальчик – индус Маугли со стаей волков, его воспитавший, тигр Шер – Хан, чёрная пантера Багира, питон Каа. Всё это герои книги о джунглях – «Маугли» Р. Киплинга.

Джунгли! Встают перед глазами огромные слоны, большие друзья маленьких индусов, разноцветные пагоды и люди шоколадного цвета с белыми чалмами на головах.

Много можно рассказывать об Индии.

Но вот назвать хотя бы одно растение, наиболее типичное, которое растет в Индии, вряд ли кто сможет. А между тем у нас в комнатах на окнах нередко растёт растение джунглей. 

Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»

«Растение похоже на дерево. Имеет мощный стебель, на котором поодиночке прикреплены крупные жёсткие листья».

ПЕДАГОГ: Это описание принадлежит комнатному растению – ФИКУС.

Задание: Найдите по описанию фикус среди комнатных растений

(РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ)

ПЕДАГОГ: Давайте вместе найдём на карте Родину фикуса – джунгли Индии, отметим значком.

В джунглях фикус совсем не такой. Это громадное дерево 30-ти метров высотой с листьями длиной до 1-го метра. На одном из островов реки Нербудды бенгальский фикус имел главный ствол в 10-ть метров толщиной.

Вокруг главного ствола насчитали 1300 придаточных стволов и 3000 воздушных корней. Это был целый лес из одного дерева; в его тени однажды скрылось целое войско. Этому дереву было 3000 лет.

На наших подоконниках растет один из самых полезных фикусов – среди большого их разнообразия – это фикус эластика, или резиновое дерево.

Подумайте и ответьте:

  • Почему фикус называют «резиновым деревом»?

Разъяснение к вопросу:

В фикусе содержится млечный сок, имеющий каучук. Капли белого густого сока выделяются и при случайном обламывании листьев. Каучук по своим свойствам напоминает резину.

  • Что общего между фикусом и резиновыми сапогами?

Разъяснение к вопросу:

Очень интересная история с обувью, сделанной из каучука. Сейчас мы уже привыкли к резиновой обуви, а раньше каучуковая обувь вызывала смех. Галоши или сапоги хорошо служили в дождь, но стоило выглянуть и припечь солнцу как они растягивались и начинали прилипать к тротуару. В мороз же такая обувь становилась хрупкой как стекло.

Позже научились получать резину (путем нагревания каучука и серы), из которой и делают сейчас резиновую обувь.

Подумайте и ответьте:

  • Как же нам следует ухаживать за «гостем» влажных тропических джунглей? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Чтобы наш фикус хорошо рос, необходимо создать условия, соответствующие тропическим. Летом фикус необходимо обильно поливать, а зимой умеренно.

Зимой фикус иногда опускает листья, и они часто отваливаются, оголяя стебель. Значит, в комнате слишком сухо.

Каждую весну растение нужно пересаживать в новую землю. В весенне-летний период нужно еженедельно обмывать листья и чаще опрыскивать ведь фикус – растение влажного тропического леса Индии.

Мы с вами долго путешествуем, но, к сожалению только мысленно и нам пора немного размяться. Сделаем зарядку.

Стихотворение

Комментарий

ЗАРЯДКА

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Закрыть глаза, ладошки сложить под щеку

«Проснуться», потянуться

Сделать приседание

Вытянуть руки вперед

Сделать наклон вперед, руки прямые резко отвести назад

Сделать несколько подскоков на месте

Перекаты стопы с носка на пятку

А теперь нам снова пора отправляться в путешествие.

Странные названия бывают у растений. Например, одно из распространенных комнатных растений называется «бабьи сплетни».

Дидактическая игра «Узнай растение по описанию»

«Растение с длинными свисающими стеблями, которые обычно подвешиваются в горшках на окнах. Свисающие с горшка стебли, густо покрытые торчащими в разные стороны листочками, так переплетены между собой, что их трудно отделить друг от друга, трудно найти конец или начало ветки».

ПЕДАГОГ: Догадались? Это описание принадлежит комнатному растению – ТРАДЕСКАНЦИЯ. Родина традесканции – болота тропических лесов Америки. Давайте отметим это место на карте значком.

(РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ)

Подумайте и ответьте:

  • Почему же традесканцию раньше называли «бабьи сплетни»? (ВЫСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Разъяснение к вопросу:

Если взглянуть на растение с длинными свисающими стеблям, то сходство с перепутанными сплетнями, без конца и начала, можно найти.

ПЕДАГОГ: У нас на окнах растут разные виды: зелёная традесканция, и зебровидная, листья которой с белыми полосками.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Опыт № 1

Один из горшков с зебровидной традесканцией поместить в темное место, а другой оставить на хорошо освещенном месте. Через неделю сравнить два растения. Отметить изменения.

Разъяснение к опыту:

У традесканций с полосатыми листьями можно наблюдать явление: они зеленеют в тени, а на солнечном свету их окраска становится ярче.

Опыт № 2

Один из горшков с традесканцией у которой зеленые листья поместить на солнечное место, а другой оставить на прежнем. Через неделю сравнить два растения. Отметить изменения.

Разъяснение к опыту:

Не смотря на пребывание традесканции в сырых условиях болотного и влажного воздуха, в ее листьях на ярком свету под кожицей образуется слой клеток водной ткани. Отчего традесканция с зеленоватыми листьями, выставленная на яркий солнечный свет, вдруг бледнеет, становятся сероватыми, бледно-зелеными.

Опыт № 3 Размножение

Отрезанная веточка традесканции с двумя – тремя листьями, воткнутая во влажную землю или песок, дает через 3 – 4 дня корешки.

Срез веточки лучше делать под узелком  стебля и нижний листик удалить. Веточка, опущенная срезанным концом в воду, также быстро дает нитевидные корни.

Путешествие вокруг света с нашими друзьями - комнатными растениями подошло к концу, но это только сегодня. Мы продолжим его в следующий раз и узнаем о других «путешественниках» растущих на наших окнах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Конспект открытого урока по природоведению. Тема: Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями.

Урок посвящен комнатным растениям, их значению в жизни людей,  правилам ухода за комнатными растениями, что поможет учащимся:·       расширить знания  о комнатных растен...

Материалы программы "Хозяин дома". "Комнатные растения и оформление дома комнатными растениями"

Материалы к программе «Хозяин дома».Комнатные растения и оформление интерьера комнатными растениями.     Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы являет...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

«Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивания комнатных растений»

Познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере; научить выполнять перевалку (пересадку) растений.Уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавлива...

Конспект открытого урока. «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере квартиры.Технология выращивание комнатных растений»...