Воспитательное мероприятие "У войны не детское лицо"
материал на тему

Терентьева Валентина Петровна

Мероприятие проводилось в лагере каждый отряд готовил свой блок. Можно в школе разделить по классам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_meropriyatie_terentevoy_vp.docx51.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  дополнительного  образования  детей  «Центр  внешкольной  работы»

Сценарий воспитательного мероприятия «У Войны не детское лицо»

Автор: старший методист МБОУ ДОД ЦВР

Терентьева В.П.

2014 г.

/Звучат колокола/

На сцену выходят Мужчина и маленький мальчик.

Мальчик: Что это?

Мужчина: Это звучат колокола Памяти.

Мальчик: Памяти? А разве такие,  бывают?

Мужчина: Бывают! Человек умирает дважды – там, на поле боя и потом – когда о его подвиге забывают люди. Чтобы этого не случилось, звучат колокола Памяти и люди вспоминают об их подвиге.

Мальчик: Обещаю, я никогда  этого не забуду!

/звучит музыка, на её фоне выходят и говорят ведущие/

В.1: Остановись, время! Замри!

        Замри и оглянись в прошлое.

        Оглянись на тех, кто в камне

 с высоты своих памятников смотрит на нас,              

        кто отдал за нас свои жизни.

В.2: Двадцати семи миллионам павших, не вернувшимся с кровавых

       полей   войны, посвящается.

В.1: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим,      подарившим миру жизнь и счастье, - посвящается.

В.2: Поколению, вступившему в жизнь, посвящается!

В.1:   В черном пласту петергофской земли

          Матросскую флягу как – то нашли.

          Была в ней записка в несколько сток:

         «Бились….погибли…» А поперек –

          Слова, что огнем обжигают сейчас:

          «Живые, пойте о нас!»

          Я этих слов позабыть не могу.

           Всегда мы у них в неоплатном долгу.

           Живые, пойте о нас!

          Это не просьбы. Это приказ.

В.1:  Память! за собою позови

         В те далекие промчавшиеся дни.

         Ты солдат ушедших оживи,

         А живущим молодость верни.

        Память….Память!

        Ты же можешь, ты должна

        На мгновение эти стрелки повернуть.

       Мы хотим не просто вспомнить имена-

       Мы хотим вам всем в глаза взглянуть.

/1-й блок «Начало», музыка нагнетается/

В.1:  Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна во Второй мировой войне. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 50 с лишним лет поминальных мгновений.
В.2:  Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети – граждане мира.     

           В.1:   Разве для смерти

       рождаются дети,

       Родина?

       Разве хотела ты

       Нашей смерти,

       Родина?

       Пламя ударило в небо-

       Ты помнишь,

       Родина?

       Тихо сказала:

       «Вставайте на помощь…»

       Родина.

/Играет «А закаты алые»  пары танцуют перед сценой, остальные сидят на корточках, на краю сцены, пара маленьких детей играет на первом плане. Вальс резко обрывается и начинается речь Левитана о нападении фашистов и начало войны. Все стоят, замерев, слушая радио. Гаснет свет (ребята переодеваются в солдат и проходят через театр теней в зал, строятся у выхода в колонну). Играет «Священная война»/

В.1:  Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые…

/Ребята строем уходят со сцены, девочки и дети машут им в след/

       1-й чтец: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас выводили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежки дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

       2-й чтец: И вдруг война, страшная война. А мне - 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность.

/Ведущий читает за сценой текст, на сцене разыгрывается эпизод/

                        Попал под пули взвод у жаркой переправы,

                И, раненный в живот, упал солдат на травы.

                «Воды, глоток воды…», над ним сестра склонилась,

                А солнце с высоты осколком вниз скатилось.

                Знал молодой боец – другой зари не будет…

                Багряных туч восход его уж не разбудит.

                А он цветов не рвал и не был в дальних странах,

                Вовек не целовал девичьих губ румяных.

«Сестричка, не бинтуй, - пришел конец мне видно…

                Ты лучше поцелуй, чтоб не было обидно…

 «Терпи, солдат, терпи», ему она шептала,

                И в жизни первый раз мальчишку целовала.

                Тот первый поцелуй был не в тиши беседки,

                Во вражеском тылу, под пулями в разведке.

                Тот первый поцелуй высоких слов достоин,

                Уж, что ни говори, он целой жизни стоил.

/музыка 2 й блок – «Хатынь»…/

Ведущий:        Стой, человек! Море, застыло!

       Замрите в полете, птицы!

       Смотрите - Хатынь, смотрите - Хатынь!

       Смотрите всем нам в лица.

       1 -й: Солнечным утром 22 марта 1943 года отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей под дулами автоматов согнали в большой сарай и подожгли его. Так гитлеровцы отомстили  жителям за то, что они помогали партизанам. Гудят- звонят колокола горькой памяти над пепелищами 26 дворов! Над братской могилой.

       2 -й: Лежат в ней Анна и Иосиф Барановские, их девятеро детей; семья Александра Новицкого, в которой было семеро детей. Не пощадили нелюди девятнадцатилетнюю Ванду Яскевич с семинедельным сынишкой на руках. Семьдесят пять детей Хатыни приняли мученическую смерть в огне.

3-й: мне  было 14 лет, когда фашисты вошли в их белорусскую деревню Радюки. Они уничтожали людей: сгоняли в сараи и поджигали. Однажды немец схватил меня за косу и таскал по земле. Когда отпустил, я добежала до сарая и серпом отрезала себе волосы, а потом ушла в лес к партизанам. Мы минировали дороги, устраивали засады.  Фашисты расстреливали целиком целые деревни и сбрасывали в один большой ров.

/Ведущий читает за сценой текст, на сцене разыгрывается эпизод/

  Ведущий:     Они с детьми погнали матерей

       И яму рыть заставили, а сами

       Они стояли, кучка дикарей,

       И хриплыми смеялись голосами.

       У края бездны выстроили в ряд

       Бессильных женщин, худеньких ребят…

       Нет, этого я не забуду дня,

       Я не забуду никогда, вовеки!

       Я видел: плакали, как дети, реки.

       И в ярости рыдала мать-земля…

       Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

       Он падал, издавая вздох тяжелый.

       Детей внезапно охватил испуг, -

       Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

       И выстрела раздался звук…

       - Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!

       Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? - 

       И хочет вырваться из рук ребенок.

       И страшен плач, и голос тонок,

       И в сердце он вонзается, как нож.

       - Не бойся, мальчик мой,

       Сейчас вздохнешь ты вольно.

       Закрой глаза, но голову не прячь,

       Чтобы тебя живым не закопал палач.

       Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно - 

       И он закрыл глаза. И заалела кровь,

       На шее лентой красной извиваясь.

       Две жизни наземь падают, сливаясь,

       Две жизни и одна любовь!

       2 Ведущий: Каждому человеку ясно: дети - это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.

/музыка, 3 блок – «Концлагеря» /

       1: Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.

\выходят несколько детей, вытягивают руки, на руках номера\

       1-й: В сентябре 1941 года немцы заняли нашу деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12- летнюю, перевели в другой лагерь. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили в лагерь «Клоога» для уничтожения. Выжила чудом.

   2-й: Я попал в концентрационный лагерь Война в жестокой слепоте своей объединяет несоеденимое: дети и кровь, дети и смерть .Нам давали крошки хлеба, которыми не успеваешь насытиться, Мы гитлеровцами были превращены в поставщикков крови для немецких солдат – я видел как рядом умирали дети у которых выкачали всю кровь.. А за забором лежали  изуродованные в концлагерях детские тела. Мне повезло – я выжил!

3-й: В Лодзи есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети были задушены там в газовых камерах, многие погибли еще здесь – от болезней, голода, побоев. Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем.

/Выходят 2 ребёнка в форме фашистко - германских войск. Разыгрывают сценку. Говорят на немецком языке, ведущий за сценой переводит/

1-й фашист: Говорят, снова привезли детей – надо рассортировать их. Выводи по очереди.

2-й выводит мальчика и совсем маленькую девочку.

1-й: Пожалуй, эта малышка симпатична, оставим её мыть полы и кормить хозяйство, а мальчик слишком слаб – в лагерь его.

2-й выводит мальчика- еврея.

1-й: О, да это настоящая еврейская свинья! В печь его!

/мальчик плачет, обхватывает фашиста руками/

Мальчик: Дяденька, не убивайте меня, не надо – я жить хочу!

2-й фашист: О, маленький еврей, разговаривает! Отправить его на опыты!

1-й фашист: Веди всех остальных – я устал.

/выводят нескольких/

1-й фашист: /подходит к детям, поднимает им головы, осматривает их/ В печь, работать, в печь, на опыты….

/дети рыдают, фашисты смеются. За кадром читают ведущие/

Я видел седых детей…

Не белобрысых, не русых.

На стыках военных путей,

В болотах лесов

белорусских…

Я видел седых детей.

Пресней дождевой воды

Спирт показался во фляге,

Когда привели седых

Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик-

Пронзительнее штыка,

И рыжий, как солнце, кобриг

Не допросил «языка».

Сказал по-русски:

«Взгляни».

Тот понял и посмотрел…

Седые дети, они

Знали слово «расстрел».

Не спали среди тишины

Седые дети войны.

/4-й блок – «Ленинград»

Ведущий:  Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся дома и горят детские кроватки.

/Далее идёт импровизация/

Девочка: Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила: «Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем».  И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).

ЧТЕЦ: В блокадных днях

Мы так и не узнали,

Меж юностью и детством

Где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом – Паспорта

Ведущий:  После войны весь мир узнал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. С сентября 1941 года по январь 1944 года, 900 дней и ночей, Ленинград был в блокаде. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода и холода, ведь рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день по 250г хлеба, а служащим и детям  по 125г.  Немцы рассчитывали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его. Но они просчитались. Не погиб город, ведь на его защиту встали со взрослыми рядом дети Ленинграда.
Таня Савичева не совершила боевой подвиг. Ее подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей.

Чтец: Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда, потрясает твой дневник
Таня, Савичева Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.
''Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. утра 1941г."
"Бабушка умерла 25 января в З ч. дня 1942г. "
"Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г. "
''Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г. "
"Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г."
"Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г. "
"Савичевы умерли".
''Умерли все".
"Осталась одна Таня".

Ведущий: А потом умерла и Таня. Она была вывезена с другими детьми в Горьковскую область. Сильное истощение и нервное потрясение сломили девочку. Умерла она 23 мая 1944 года.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная. 
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо. 
Словно кричит за страницей страница: 
"Вновь не должно это все повториться!" 
/импровизация/

Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла...
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон. 

/5-й блок – «Сыны полка»/

/под музыку выходят мальчики, одетые в военную форму/

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во все полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

/далее импровизация/

Чтец. В 13 стрелковой дивизии А.И. Родимцева  сражался Витя Красильников.  Он, его сестра. Мать не смогли уехать из города. Во дворе отрыли щель, куда прятались во время бомбёжек. В очередной раз мать успела сбросить дочь и сына в эту яму и прикрыла их собой. Когда налёт немецких самолётов закончился, дети долго не могли выйти из ямы: мать погибла от пуль  немецкого пулемёта. Похоронив мать, мальчик повёл сестру к переправе. Передав её санитарам, он остался среди бойцов, защищавших вокзал. Это было самое опасное место: враг стремился разделить армию В.И.Чуйкова на части. Но гвардейцы А.И. Родимцева спасли положение, сохранив позицию в центре города.

Чтец. Витя пробрался в вокзал и увидел, что четверо бойцов ведут неравный бой. Они попросили мальчика унести партийные билеты, завёрнутые в знамя полка. Это была очень трудная задача: никто не знал, удастся ли выжить. Но Виктор Красильников смог перебираясь от окопа к окопу в развалинах выполнить поручение и вернуться. Все четыре бойца погибли, оставив надпись на стене: «Здесь стояли на смерть гвардейцы Родимцева». Но они спасли Витю, отправив его. Он сражался вместе с Яковом Павловым, защищая  дом на площади 9 января, но дом не давал пройти немцам к Волге. Виктор Алексеевич  прошёл войну до конца.  Став взрослым,  снова приехал в Волгоград, в Музей Обороны города, чтобы встретится с боевыми товарищами. И только тогда они узнали о его героическом подвиге.

/6 блок – «Пионеры – герои»/

/Выходят на сцену ребята с пионерскими галстуками, читают стихи/

Кто смерти хотел?
Никто не хотел,
Кто пулю искал?
Никто не искал.
А ветер над общей судьбою гудел.
На глинной стене имена высекал.
На груди стены имена полыхают, как ордена.
Каждое имя в нём горит особым огнём.

/импровизация/

Чтец: Леня Голиков не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых 24 января 1944 года в неравном бою с фашистами. Ему были всего 16 лет.

Чтец: Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…Вместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”, орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец: Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 г. Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен.2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец: Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Однажды возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям.… Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент, и она схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили… Фашисты жестоко надругались над ней: выкололи глаза, отрезали уши  и выкрутили руки. Девочку расстреляли январским утром около невысокой сосны.

Ученица:

Ты помни, что когда-то

В густом дыму, в крови

Шли на бой ребята,

Ровесники твои.

Ученик:

Пускай сейчас их нету,

Но только все равно

Их песни недопетые

Допеть нам суждено.

Ученица:

Пускай в сраженье правом

Скосила смерть ребят.

Но все ж на фланге правом

Всегда они стоят.

Ученик: Всегда герои с нами

Стоят в строю одном,

Мы имена их знаем,

В лицо их узнаем.

/7 блок – «Молодая гвардия»/

/выходят молодогвардейцы/

Чтец. Это было в Краснодоне.

В грозном зареве войны,

Комсомольское подполье

 Поднялось за честь страны.

 Чтец: Краснодон. Название небольшого шахтёрского городка навеки вошло в историю Великой Отечественной войны. Когда мы произносим слово Краснодон, то перед нами встают образы  героев «Молодой гвардии». 91 человек были членами созданной организации для борьбы с фашистами.

Чтец: Во имя чего живёт человек? Что такое жизнь? Как надо жить? Что такое Родина? И почему её надо любить не только в «хорошую погоду», но и в «самую злую непогодь». История  Молодой гвардии - гордый призыв к свободе,  к свету.

Книга о подвиге молодежи маленького городка, оккупированного немцами в начале войны, написана Александром Фадеевым. Комсомольцы не смирились с «новым порядком», установленным немцами. Они сделали свой город центром сопротивления: уничтожали машины с боеприпасами и солдатами, расклеивали листовки со словами правды о положении дел  на фронте. Фашисты раскрыли деятельность    организации молодогвардейцев и жестоко расправились: почти все члены «Молодой гвардии» были расстреляны и брошены в угольные шахты.

Чтец:  Знали ли  комсомольцы о том, какая судьба их ожидает,  если фашисты  раскроют

организацию? Они знали о жестокости немцев, но смогли преодолеть страх.

Молодогвардейцы были верны до конца своей Клятве:

/Молодогвардейцы дают клятву /

 - Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей

По оружию, перед лицом своей многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь: беспрекословно выполнять любые задания организации, хранить в глубочайшей тайне всё, всё, что касается моей работы в «Молодой гвардии». Я клянусь мстить беспощадно за сожжённые, разорённые города, и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть героев-шахтёров. И если для этой мести  потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь! Смерть за смерть!

- Я, Ульяна Громова, вступая в ряды членов «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь…

-Я, Иван Туркенич, вступая в ряды членов «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь…

-Я, Иван Земнухов. Торжественно клянусь..,

-Я, Сергей Тюленин, торжественно клянусь…

-Я, Любовь Шевцова, торжественно клянусь…

Ведущий. В 1943 году город Краснодон освобождён Красной армией от фашистов. Организаторам «Молодой гвардии» было присвоено звание Герой Советского Союза. В 1948 году С.А.Герасимовым был поставлен фильм по роману «Молодая Гвардия».

/молодогвардейцы уходят/

Чтец:  Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами.

/начинается импровизация/

В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Ее казнили. И только потом узнали, что это была московская комсомолка Зоя Космодемьянская.

Стала ты под пыткою Татьяной,

Онемела, замерла без слез.

Босиком в одной рубашке рваной

Зою выгоняли на мороз.

И своей летающей походкой

Шла она под окриком врага.

Тень ее, очерченная четко,

Падала на лунные снега.

Как морозно! Как светла дорога,

Утренняя, как твоя судьба!

Поскорей бы! Нет, еще немного!

Нет, еще не скоро...

От порога...

По тропинке... до того столба...

Надо ведь еще дойти до туда,

Этот дальний путь еще прожить.

Может ведь еще случиться чудо.

Где-то я читала... Может быть...

Жить... Потом не жить... Что это значит?

Видеть день... Потом не видеть дня...

Это как?

Зачем старуха плачет?

Кто ее обидел?

Жаль меня? Почему ей жаль меня?

Не будет ни земли, ни боли...

Слово «жить»...

Будет свет, и снег, и эти люди.

Будет все как есть

Не может быть!

Если мимо виселицы прямо

Все идти к востоку - там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!»

Люди смотрят. Есть еще слова...

- Граждане, не стойте, не смотрите.

 Я живая - голос мой звучит.

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

- Родина!

 - Слова звучат, как будто

Это вовсе не в последний раз...

- Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!..

Еще минута -

И удар наотмашь между глаз.

Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

Чтобы больше не коснулся враг.

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

Смело подымаешься сама ты.

Шаг на ящик, к смерти и вперед.

Вкруг тебя немецкие солдаты,

Русская деревня, твой народ.

 Вот оно! Морозно, снежно, мглисто,

 Розовые дымы... Блеск дорог... Родина!

 Тупой сапог фашиста.

 Выбивает ящик из-под ног.

/8-й блок – «Письма войны»/

Ведущий:Давно мы из дома.

Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Не тот, кого любят,
Не тот, кого помнят
Как дома – и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь,
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной.

Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то далёко они.
Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!

Вед: Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает: «Помните о нас!»

/импровизация/

ВЕД: Как о живой вспоминают ветераны гвардейской стрелковой дивизии свою “дочку”, “гвардии Машеньку”, “Машеньку Беленькую”, – так звали её в части. Когда началась война, Маше было всего 15 лет. А в феврале 1943 года 17-ти летняя Маша Старцева ушла добровольцем на фронт, не закончив школы – десятилетки. Маша проявляла бесстрашие и смелость. За храбрость награждена орденом Отечественной войны I степени, медалью “За Отвагу”. За год службы Маша вынесла с поля боя более 100 раненых. А дома её ждали младшие братишки, сестренки. “Здравствуй, дорогой брат Анатолий! Я пишу тебе письмо с фронта. Здесь я защищаю Родину. А тебя прошу – учись хорошо и слушай мамочку! Толечка, учиться нужно только на отлично. Этим ты будешь помогать мне, громить врага”. Машенька Беленькая – так звали её в отряде – очень, очень любила жизнь. Как и все мечтала о победе. “Дорогая мамочка! Скоро кончится война, и мы опять встретимся. Но я буду уже фронтовичкой, пережившей много тяжелых минут”. Но не суждено было Машеньке дожить до победы

Последний ее день – 2 марта 1944 года.

ВЕД: В те дни бои шли очень сильные. Санитарка Старцева уже ложилась спать, когда командир медсанроты вызвал добровольцев ехать за ранеными. Натягивая мокрые сапоги, Маша чуть не плакала: у нее была стерта нога. Но оставаться в роте она отказалась наотрез: накануне Маша была в батальоне и в темноте могла разыскать дорогу быстрее, чем кто-либо другой. Вместе с верной подругой, Тосей, Маша добралась до деревни, за которой ещё шла перестрелка. Раненые, лежавшие на соломе в углу риги, с тревогой прислушивались к стрельбе. В темноте они чувствовали себя покинутыми. Как благодарили они девушек, не забывших их в беде. Повозка с ранеными уже подъезжала к лесу, когда противник начал неожиданный артналет по опушке. Санитарки шли по бокам телеги, словно прикрывая раненых своими телами. Недалеко от дороги взорвалась мина. Маша была ранена в живот осколком очень тяжело, повреждены все органы. Она жила ещё час и все просила: “Передайте родимой мамочке, что я погибла”. Потом обвела всех глазами, будто прощалась, и у меня на руках умерла”.

/выходит девушка/

ВЕД:  “Прощай, дорогая мамочка!

Это моё предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что дочери у тебя больше нет. Я погибла как твоя дочь и как дочь Родины. Я не пощадила своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей. Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые ещё только растут, что была у тебя дочь и что она, не жалела себя, отдала свою жизнь за их счастье, за их радости. Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успела сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия. Целую в последний раз крепко, крепко!
Твоя дочь Ольга”.

ВЕД:  Из письма партизанки: «Вокруг все горело. Жги деревни вместе с людьми. Я сама огарки собирала… Собирала подруге семью…Косточки находили…Подняла я один лоскуток, она говорит: «Мамина кофта» и упала. Кто в простынку, кто в наволочку косточки собирал. Что у кого было чистое. И в могилку общую клали. После этого, куда бы меня ни посылали, я шла. Я хотела как можно больше помощи оказать.

ВЕД:  Из письма медсестры: Страшно ли было умирать? Конечно, страшно. Я до сих пор не верю, что живая осталась. Глаза закрою – все снова перед собой вижу…Бой…Раненые…К одному подползла, а у него рука совсем перебитая…Ему ж нужно срочно отрезать руку и перевязать. А у меня ни ножа ни ножниц. Из сумки выпали, пока ползла. Что делать? И я зубами грызла…Перегрызла…Забинтовала.. Выжил.

ВЕД:  Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да, вы скажите.

Неверно! Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы.

/9-й блок – Победа/

       Звучит песня «День Победы».

Чтец: 9 мая 1945 года – день Победы.  Но почему – то это не только слова огромной радости, но и слова огромной скорби!

       Девочка: Как же непохоже наше детство на то, искаженное, страшное военное детство.

        Мальчик: Мое сердце сжимается от ужаса при одном только слове – война!

       Девочка: В каком же мы долгу перед поколением, которое ценой собственного счастья, а то и жизни, обеспечило нам мирное будущее.

Сценка «Мать и сын»

Мать:  Мой мальчик, как долго тебя я ждала!

             И вдруг я услышала зов Победы.

             Я уж на стол всё собрала,

             Я жду тебя, а тебя всё нету.

             Слетела давно вся пыль с черёмух.

             Мой мальчик, ты где потерялся?

             Наш дом уже полон друзей и знакомых,

             Ты только один остался.

Сын:   Мама, ты знаешь, я виноват,

             Я виноват перед тобой.

             Я собирался вернуться назад,

             И вдруг, тот последний бой.

             Бой уже после конца войны,

             Но фрицы не знали этого.

             Нервы у всех оголены,

             Наверно, я пал поэтому.

             Я умер, мама, прости меня,

             Постой за меня у калитки.

             А если Варя спросит меня,

             Скажи, что любовь не ошибка.

Мать:   Мой мальчик, не уходи, постой!

              Давай мы выберем путь другой.

              Другой умрёт в том последнем бою,

              Пусть он оставит любовь свою.

Сын:    Ах, мама, другой – ведь мне он брат,

              Он также ни в чём не виноват.

              Раз выпало  пасть мне в последнем бою,

              Так я унесу любовь свою.

              Прости меня, мама!

/Выходят чтецы, читают по одной строфе/

       Я из книг узнавала о детях войны.

       Как и мы, не для горя они рождены.

       Но пришлось ребятне повзрослеть до поры.

       Опустели школы, сады и дворы.

       Как и нам, им хотелось вместе играть,

       Песни петь, танцевать, рисовать…

       Но о детских забавах пришлось позабыть,

       И ушедших на фронт отцов заменить.

       Как же много им горя война принесла - 

       Матерей и отцов у детей отняла.

       Никого не осталось, лишь Родина-мать,

       И ребятам, как взрослым, пришлось воевать.

        С чего начинается память – с берёз?
       С речного песочка?
       С дождя на дороге?
       А если – с убийства!
       А если – со слёз!
       А если – с воздушной тревоги!
       А если с визжащей пилы в облаках,
      со взрослых, в пыли распростёртых!
      А если с недетского знания – как
      живое становится мёртвым!
      И в пять,  
     и в пятнадцать,
     и в двадцать пять лет
     войной начинается память.

       Со слезами читала я о «сыне полка»,

       Но представить себя на месте его не могла.

       Не могла я представить в окопах друзей.

       Пусть война никогда не тревожит детей!

       Но за то, что сегодня мы мирно живем,

       О прошедших войну память в сердце несем.

       Никогда не забыть нам той страшной войны.

       Как мы вами гордимся – дети русской земли!

                  / звучит песня «Бухенвальдский набат». Танец – дети в чёрных плащах с капюшонами, с горящими свечами. Все встают и молчат  /

В.2:  Остановись! Могилам поклонись.

         Над нашим прахом горьким помолчи.

         И нам когда-то улыбалась жизнь,

         И нам сияли золотом лучи.

         Жить и любить – всё было нам дано.

         И хоть мы пеплом стали, всё равно

         И до сих пор наш голос не угас.

         Мы в поле выходили по утрам,

         Где колос, словно колокол звенит…

В.1:  Когда б собрать всю боль смертельных ран –

         В каменья бы рассыпался гранит!

         Ещё когда глаза нам слёзы жгут,

         Как будто плачет росами трава.

         Но вы не плачьте! Ваш прекрасен путь!

         Всех вас, кто наших мук не забывал.

         Когда горит зарёю небосклон,

         И на полях тумана седина,

         Звучит наш голос, заклинает он:

         «Да будет проклята война!»

В.2: Памяти подвига павших объявляется минута молчания!

           /все встают. Звучит метроном/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется  баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....

кл. час "у войны не детское лицо""

фотоматериал проведеного кл.часа....

Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо"

Данный урок посвящён детям войны. При подготовке к уроку дети прочитали книги В.Богомолова "Иван", А.Лиханова "Последние холода", стихи о войне. Класс был разделён на группы, каждая имела своё задание...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе"У войны не детское лицо"

В презентации представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" Дан иллюстративный материал, аннотации к использованнымна уроке произведениям, список книг для чте...

"У войны не детское лицо". Урок литературы в 6 классе

Тема урока: «У войны не детское лицо»                      (По повести В. О. Богомолова «Иван»)...

Воспитательный час посвященненный Дню Победы "У войны не детское лицо"

Великая Отечественная война навеки останется в памяти потомков и продолжателей великого народа великой страны. Около тридцати миллионов наших соотечественников героически поги...

Разработка урока по литературе в 5 классе на тему «У войны не детское лицо». Подвиг детей в лирике поэтов о Великой Отечественной войне».

Цель урока - познакомить учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне и страницами истории войны (подвиг и судьба детей – героев)....