Классный час "Толерантность"
классный час (6 класс) на тему

Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  подростков.

Методическая разработка классного часа «Мы разные, но мы вместе!» направлена на формирование у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей, воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Ориентирована на способности учащихся анализировать свои поступки, преодоление психологических барьеров. В ходе классного часа раскрываются вопросы толерантности, дружбы, взаимоотношений в классе. Разработка может быть полезна классным руководителям 5-7 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_tolerantnosti.docx56.82 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мы разные, но мы вместе!

6 класс

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Свободный

Разработал: педагог–библиотекарь  Балдина Анастасия Анатольевна

2016


Аннотация

Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение  подростков.

Методическая разработка классного часа «Мы разные, но мы вместе!» направлена на формирование у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей, воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Ориентирована на способности учащихся анализировать свои поступки, преодоление психологических барьеров. В ходе классного часа раскрываются вопросы толерантности, дружбы, взаимоотношений в классе. Разработка может быть полезна классным руководителям 5-7 классов.


Оглавление

Аннотация                                                                                                     2

Введение                                                                                                       4

Ход мероприятия                                                                                         5

Заключение                                                                                                  9

Использованные ресурсы                                                                            10


Введение

Методическая разработка классного часа «Мы разные, но мы вместе!» направлена на формирование у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей, воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Ориентирована на способности учащихся анализировать свои поступки, преодоление психологических барьеров. В ходе классного часа раскрываются вопросы толерантности, дружбы, взаимоотношений в классе. Разработка может быть полезна классным руководителям 5-7 классов.

Цель:

- формирование у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей;

- воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Задачи:

1.        развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;

2.        содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;

Оборудование: проектор, плакат с фотографией класса, разноцветные ладошки большого и маленького размера.

Оформление кабинета: фотография класса на доске

Оборудование: проектор, музыкальное сопровождение


Ход мероприятия:

Перед началом мероприятия дети вытягивают разноцветные жетоны, рассаживаются по группам, в соответствие с вытянутым цветом.

Звучит музыка: Алла Пугачева «Сто друзей»

(Слайд1)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир – это я, вы. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив мир во мне, в вас. Сегодня у нас интересный разговор. Но прежде чем мы его начнем, необходимо поздороваться. Тем более, что у нас сегодня много гостей.

1 группа – красные жетоны – вы здороваетесь как японцы (поклон)

2 группа – синие жетоны – вы здороваетесь как европейцы (жмете руку)

3 группа – желтые жетоны – вы здороваетесь как эскимосы (трутся носами)

4 группа – зеленые жетоны – вы здороваетесь как китайцы (спрашиваете «ты сегодня ел рис»)

Учитель: В такой необычной форме приветствия мы выразили уважение друг к другу. А начать наш разговор я хотела бы с китайской притчи «Ладная семья»:

Фиронов Д. Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

Слайд 2

Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить (о дружеских взаимоотношениях в классе)?

-  Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Поэтому и существует такое красивое слово «толерантность».

- Кто знает, что обозначает это слово? / версии детей /

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел в 1797-1799 Талейран Шарль. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

Учитель: Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

Слайд 3

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель:- Что объединяет все эти определения?

Поработаем в группе - Подберите 10 синонимов к слову «толерантность». Сократите их до 5. А теперь сократите их до 3.

Объясните значение каждого слова. Почему вы оставили именно эти слова?

Учитель: А наш класс – это семья? Да. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили те качества, которые вы перечислили, и не было бы ссор. А что же для этого еще необходимо? Давайте попробуем создать правила толерантного общения для нас.

У вас на столах лежат ладошки. Подумайте и запишите на ладошках правила толерантного общения.

Каждая группа крепит на доску ладошки с правилами.

Учитель:  Мы определили, что такое толерантность, составили правила толерантного общения. Теперь, каждый, подумайте и ответьте на вопрос – могу ли я считать себя толерантным?

У вас на столах лежат конверты, откройте их, посмотрите, что вы видите?  Слова. Какие это слова? Теперь выберите одно или два качества, которыми вы обладаете, запишите их на маленьких ладошках. Прикрепите на доску.

Конверт: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие, миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Дети крепят на доску, комментируют.

Учитель: Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое наше слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих нас людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. А в нашей семье нам хорошо? Почему?

Рефлексия

Учитель: Встаньте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение. Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Я начинаю: … я желаю тебе здоровья). Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наша встреча была полезна каждому из нас.


Заключение

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.

«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.


Используемые ресурсы:

http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html 
http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm 
http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040 
http://malmyzh-sc1.ru/content/view/26/1
http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm 
http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/p55aa1.html
http://tolerance.fio.ru/forum.php
http://www.tolz.ru/library/?id=649 
http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475 
http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html 
http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 
http://www.vlivkor.com/2007/10/30/tolerantnost_spaset_mir.html
http://www.youtube.com/watch?v=_j6IBdHW_rY


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

…сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Слайд 3

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Слайд 4

Мы разные, но мы вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...