Развитие социальной активности студентов техникума через участие в молодёжных объединениях
статья (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Михеева Светлана Михайловна

Потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах. В большей степени решению данных задач способствует развитие социальной активности студенческой молодежи.

Социальная активность - сложное состояние и одновременно свойство человека (социальной группы) к интенсивному, осознанному взаимодействию с социальной средой в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sotsialnoy_aktivnosti_studentov.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социальной активности студентов техникума через участие в молодёжных объединениях

Потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах. В большей степени решению данных задач способствует развитие социальной активности студенческой молодежи.

Социальная активность - сложное состояние и одновременно свойство человека (социальной группы) к интенсивному, осознанному взаимодействию с социальной средой в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.

Среди факторов развития социальной активности выделяется влияние социальной группы. Развитие социальной активности осуществляется в процессе взаимодействия личности с социальной средой. Социальная группа выступает посредником между личностью и обществом в период социализации личности.

Развитие социальной активности в молодости выступает условием и результатом успешного формирования социальной зрелости. Социологи считают, что социальная зрелость - «это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно - политической деятельности, стадия максимального проявления творческой активности личности».

Таким образом, характерной особенностью развития социальной активности студентов как молодежной группы является возрастание уровня развития социальной активности вследствие интенсивного личностного становления, перехода от юности к социальной зрелости.

В связи с этим ряд авторов развитие социальной активности студентов связывают с деятельностью студенческих общественных объединений.

Студенческое самоуправление представляет собой попытку соединения интересов личности в развитии и самореализации с интересами государства в формировании дееспособного и сознательного гражданского сообщества среднего специального учебного заведения в подготовке профессиональных кадров для экономики страны и гармоничной социализации молодого человека в обществе. Студенческое самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. Студенческое самоуправление – это инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга.

Современная действительность требует эффективной социализации молодежи, воспитания и развития у студентов качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности на основе саморазвития, самообразования, самовоспитания, самоуправления.  Под социализацией обычно понимаются процесс и результат усвоения индивидом социального опыта, осуществляемые путем включения в социальную среду, и воспроизведение системы социальных связей и отношений.

Главный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, развитии ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармоничной является личность, настолько оценивается широта ее социализации. Однако такая социальная самореализация человека возможна только в условиях настоящей демократии. Участие молодежи в общественном управлении определяется степенью открытости и свободы общества, возможностью сделать самостоятельный выбор своего пути развития.

Профессиональное образовательное учреждение и общество – объективно взаимосвязанные системы. Участие в студенческом самоуправлении – это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов. Современное студенческое самоуправление может и должно быть сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач:

  1. стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно-профессиональном и культурном отношениях;
  2. стать реальной формой студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;
  3. стать средством социально-правовой самозащиты.

Таким образом, можно сделать вывод, что студенческий профком является формой организации воспитательного пространства учебного заведения и влияет на социализацию личности студента.

Одним из самых больших молодёжных объединений в техникуме является школа волонтеров «Солнечный круг». Это объединение существует с 2010 года, численность и возрастной состав примерно 80 человек 15 - 20 лет. Девизом нашей школы волонтеров являются слова Иоганна Вольфганга Гёте: «Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя!»

Сегодня довольно актуально слово «волонтер». Что же оно означает? В чем заключается его истинный смысл? Очень часто с направлениями волонтерской деятельности молодежь знакомится в техникуме или институте, получая профессию. До поступления в техникум большинство учащихся не имеют представления о добровольчестве. Достаточно редко в маленьких населенных пунктах, откуда приезжают абитуриенты, развивается волонтерская деятельность, как правило, о ней никто не знает. В этом смысле наш техникум «делает» огромный вклад,  вовлекая студенческую молодежь в волонтерскую деятельность.

В чем же истинный смысл волонтерства? Волонтёрство – добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путём оказания помощи другим людям. Постепенно студенческая молодежь усваивает определенные законы в области волонтерской деятельности. Они выступают опорой в духовно-нравственном совершенствовании личности молодого человека. К основным принципам – законам волонтерства относятся:

 – добровольность;

– независимость;

– универсальность;

– неординарность;

 – единство;

 – заинтересованность.

Основными направлениями деятельности волонтерского движения в  техникуме являются:

   валеологическое    –  формирование здоровьесберегающей  компетентности  подростков  и  молодежи;

социально-правовое  –  повышение  уровня  правовой  культуры;

профилактическое  –  пропаганда  здоровьесбережения,    формирование навыков  и  умений    противостоять  негативным  явлениям  и  привычкам;

социокультурное  –  повышение  уровня культуры, организация  досуга  и другие.

В нашем техникуме ведется очень большая работа по привлечению студенческой молодежи в волонтерскую деятельность. Основными формами волонтерской работы является помощь и организация досуга для самых незащищенных слоев населения – это дети и пожилые люди. Таким образом, в течение этого учебного года волонтерами было проведено несколько акций:

Ежегодно 20 ноября отмечается международный праздник – Всемирный день ребенка. Наши студенты из волонтерского объединения «Солнечный круг», тоже поддержали идею этого праздника. 19 и 20 ноября ребята посетили д/с № 45 и д/с № 14 с игровыми программами «Весёлые старты» и   «В гостях у сказки», веселые спортивные игры, подарки для мальчиков и девочек и, конечно же, сладкие призы не оставили детишек равнодушными. Мероприятия прошли позитивно и вызвали восторг ребят!

«Поможем нашим старикам» - еще одна традиционная благотворительная акция, организованная нашими ребятами.  Цель акции   дать почувствовать  одиноким, пожилым людям, что они не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Ребята не остались равнодушны, они попытались внести праздник в их однообразные будни, по возможности улучшить условия их жизни.

          Волонтеры оказали  помощь бабушкам и дедушкам, проживающим в Арзамасском районе. Помогали им по хозяйству — ходили  за водой, помогали  в уборке по дому, во дворе, чистили  снег, кололи  дрова. Во время встреч, пожилые люди делились  своим опытом с молодежью, рассказывали  им о своей жизни.

          Волонтёрское движение не только даёт возможность оказать помощь пожилым людям и инвалидам, но и самим волонтёрам отрабатывать в это время свои профессиональные навыки по уходу за людьми, навыки  общения. Кроме  этого,  подростки  вырабатывают в себе человеческие качества, такие как: сострадание, человеколюбие, терпение, снисходительность. Волонтёрское движение – это не только свет в окне для пожилых людей, но и добрый свет в глазах  ребят, которые осознают необходимость своего участия в жизни старшего поколения.

В канун Нового года,  29 декабря, в техникуме была проведена Детская Новогодняя Елка. Ребята - волонтеры поставили детскую новогоднюю сказку «Чудеса в мешке». Яркие костюмы, множество веселых конкурсов, новогодние песни и танцы порадовали как  детей,  так и  взрослых. Сами же студенты получили заряд энергии и позитива.

Еще одной немало важной традицией нашей школы волонтеров является акция «Ветеран живет рядом». Ребята посещают ветеранов Великой Отечественной войны на дому, приносят цветы и подарки.

В этом году студенты вместе с участниками военных событий вспоминали тяжелые годы войны, лишения, через которые пришлось пройти советским солдатам, чтобы одержать победу в этой страшной войне.

  Ветераны плакали, делились своими воспоминаниями с ребятами нашего объединения.   Молодежь  должна знать о войне и помнить о тех, кто сделал все, чтобы мы жили в мире.  Удивительная обстановка царила во время этих встреч. Было ощущение, что ребята на себя примеряют эту боевую юность.

  Хочется верить, что такие встречи останутся в памяти, помогут почувствовать живую связь с историей нашей страны.

Для волонтера ценны не только такие качества личности, как доброжелательность к окружающим людям, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни, но и немало важными качествами являются трудолюбие, забота и бережное отношение к природе. 12 мая наши студенты оказали шефскую помощь детскому саду по заравниванию ям на детских площадках, формированию песочниц.

        Важно, что никто не пытался увильнуть от задания,  а работали весело и с задором.  Видя такое непринужденное общение, к ребятам присоединились дети, которым тоже хотелось помочь по мере своих возможностей. В итоге  сделали всё очень быстро и дружно.   

Участие ребят в волонтерском движении, несомненно, имеет для них самих положительное значение. Практически у всех волонтеров наблюдается личностный рост: повышается самооценка, растет уверенность в себе, формируется личностная ответственность, коммуникативная компетентность; развиваются организаторские и лидерские качества; изменяется социальный статус в коллективе. Для многих студентов это способ самореализации.

Наша школа волонтеров за этот год имеет немало наград, за участие в различных проектах областного и всероссийского уровня: 

•        Участие в XI Всероссийской акции “ Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;

•        Участие в областном конкурсе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Включи голову!»;

•        Стали призерами (3 место) в областном смотре-конкурсе волонтерских объединений «Волонтером быть здорово!» по итогам этого конкурса наша работа была направлена для участия в VI Всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый Взгляд»;

•        Участие в Общероссийском конкурсе «Воспитатель – это призвание!»

Я как руководитель школы волонтеров и ребята нашего объединения постоянно обучаемся и совершенствуемся, через участие в различных форумах, семинарах и волонтерских сменах:

•        Участие в областном форуме руководителей волонтерских объединений «Мы выбираем жизнь»;

•        Участие в областном форуме руководителей волонтерских объединений «Дети против наркотиков»;

•        Участие в областной профильной смене «ПРОдвижение молодых», где наш студент Пяткин Роман стал победителем в номинации «Звезда отряда», проявив все свои лидерские качества;

•        Участие в семинаре «Лектор антинаркотического образования».

В дальнейшем  планируется продолжить работу по традиционным направлениям, а так же расширить сферу деятельности по таким направлениям как экологическое, помощь братьям нашим меньшим.

Организовать встречу волонтеров с первокурсниками, представить свой опыт работы в объединении, чтобы увеличить  количество студентов, вовлеченных в волонтерскую деятельность.

В заключение хотелось бы сказать, что волонтерство – это не только «порыв души» человека, он длительная кропотливая работа над собой и развитием принципов добровольческого служения. Волонтёр – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим. А теперь представьте, как измениться наше общество, если каждый будет придерживаться данной установки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально активной личности школьника через развитие его индивидуальности.

Результаты и эффективность воспитания ребенка в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценност...

Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности школьников

Данная статья раскрывает понятие детского общественного объединения, рассказывает о важности включения щкольников в социально значимую деятельность....

Детские общественные объединения как фактор развития социальной активности школьников

Школа  не может не учитывать влияние на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения....

Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»

В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...