Организация воспитательной работы учебного курса по военно- профессиональная ориентация кадет
статья (11 класс) на тему

Любое воспитание, как отмечал в свое время A.C. Макаренко, способно помогать в реализации поставленных целей и задач, если оно наполнено конкретным содержанием, если методы и приемы, формы и условия используются не как уединенное средство, а располагаются в определенной логике, создают некую систему. Следовательно, для достижения эффективности в воспитательной работе необходима продуманность действий, согласованность целей и содержания, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных элементов воспитательной деятельности, то есть, нужна определенная система в этой работе [1].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательной работы  учебного курса по военно-    профессиональная ориентация кадет

Сухоруков Юрий Анатольевич педагог-организатор курса

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации», г.Омск

Любое воспитание, как отмечал в свое время A.C. Макаренко, способно помогать в реализации поставленных целей и задач, если оно наполнено конкретным содержанием, если методы и приемы, формы и условия используются не как уединенное средство, а располагаются в определенной логике, создают некую систему. Следовательно, для достижения эффективности в воспитательной работе необходима продуманность действий, согласованность целей и содержания, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных элементов воспитательной деятельности, то есть, нужна определенная система в этой работе [1].

Строить воспитательную работу с кадетами нужно ориентируясь на цели, задачи, заказ общества, а также на реальные условия организации образовательного процесса

Современная система воспитательной работы нацелена на создание и развитие у кадетов желания приносить пользу своей стране и служить ей добросовестно.

Задачи современной системы воспитательной работы:

1. Профориентация кадетов.

2. Духовно-нравственное воспитание.

3.Поддержка в усвоении знаний и навыков необходимых в современном обществе.

4. Создание условий для активной и совместной деятельности кадетов.

Рассмотрим вопрос Военно-профессиональная ориентация .

Основные направления военно-профессиональной ориентации определяются приказами МО РФ № 25–2000 г., № 205-2002 г., Уставом образовательных учреждений военной направленности, Концепцией развития образовательной системы. В Уставе Омского кадетского корпуса главными задачами являются: подготовка несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в военные образовательные учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации; формирование и развитие у кадет стремления к овладению профессией офицера, воспитание любви к военной службе.

Военно-профессиональная ориентация – это система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, являющихся составной частью учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе. Военно-профессиональная ориентация направлена на формирование у воспитанников готовности к сознательному и обоснованному выбору военной профессии в соответствии со своими желаниями, склонностями и способностями и с учетом имеющихся потребностей вооруженных сил в специалистах различного профиля.

Военно-профессиональная ориентация это многоуровневая и многоаспектная проблема. Ее структуру, прежде всего, составляют: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональное воспитание .

С учетом общей структуры профессиональной ориентации в ее содержании можно выделить три взаимосвязанных между собой аспекта: информационный, диагностический и воспитательный.

Информационный аспект профессиональной ориентации связан с необходимостью обеспечить молодых людей всесторонней и адекватной информацией обо всем множестве существующих профессий и специальностей, добиться, чтобы каждый воспитанник хорошо знал, из чего следует выбирать, и умело ориентировался в мире профессий. Информационная функция профориентации осуществляется всеми категориями воспитателей подросткового поколения на основе данных профессиографического исследования. По мнению известного психолога Е.А. Климова, «все школьные учебники должны быть пропитаны профессиографической информацией, ибо яркие, детализированные знания о мире профессий - звено мировоззрения, условие воспитания у молодежи уважения ко всякому труду и готовности к выбору конкретной, своей профессии»[2].

Диагностический аспект профориентации предусматривает всестороннее изучение и оценку индивидуально-психологических качеств, физического развития и состояния здоровья молодого человека в течение всего процесса формирования у него готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессии.

Воспитательный аспект профориентации тесно связан с информационным и диагностическим. Его особая значимость определяется тем, что в ходе профессиональной ориентации необходимо не только знакомить молодежь с различными профессиями и оценивать индивидуальные особенности человека, но и проводить активную целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности учащихся, выработке у них интереса и стремления к выбору определенных профессий. « С нашей точки зрения, специфика профориентации как участка воспитательной работы в том, чтобы способствовать правильному разрешению противоречия, источником которых является потребность в решении проблемы самоопределения»[3].

Воспитательный аспект является, безусловно, ведущим в структуре профессиональной ориентации, выделяющим значимость активного, действенного начала в ее содержании, позволяющим рассматривать профориентацию в качестве важного звена воспитания молодежи, формирования всесторонне развитой личности.

Военно-профессиональная ориентация кадет имеет своей целью формирование у них готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских должностях в качестве приоритетного вида профессиональной деятельности .

«Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может - защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой». (А.В. Суворов) Кто, как ни офицер России, больше всех причастен к этой священной миссии.

Особенности военно-профессиональной ориентации кадет

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана, прежде всего, с недостаточной профориентационной работой в школе, что приводит к тому, что у большинства кадет представления о военных профессиях поверхностны, фрагментарны, а иногда и ошибочны.

Процесс принятия профориентационного решения в условиях кадетского корпуса имеет свои особенности:

  • временная отдаленность цели;
  • невозможность подкрепления и оценки правильности решения о выборе специальности в ближайшее время;
  • относительная заторможенность процесса решения из-за «гарантированности» получения образования и специальности;
  • связь выбора профессии с престижностью специальности.

Управление выбором профессии осуществляется через процесс профессионального самоопределения, который непосредственно обусловлен интересами и склонностями молодого человека, его самооценкой и уровнем притязаний, идеалами и ценностными ориентациями, эмоциональными установками и уровнем развития волевых качеств.

Военно-профессиональная ориентация кадет в кадетском корпусе направлена на:

  • определение уровня сформированности мотива выбора профессии, цели кадета – стать офицером;
  • выявление наклонностей, способностей, уровня сформированности профессионально-важных качеств;
  • постановку (определение) задач исходя из возможностей и личностных качеств воспитанника;
  • осуществление дифференцированного подхода;
  • психолого-педагогическое сопровождение адаптации кадет и их профессионального самоопределения в процессе обучения;
  • планирование и последовательное проведение всего комплекса мероприятий военно-профессиональной ориентации.

Военно-профессиональная направленность кадет является объектом работы воспитателя, всего педагогического коллектива корпуса в процессе выбора воспитанником офицерской специальности и профиля ВУЗа в период обучения в корпусе. Организуя работу по военно-профессиональной ориентации, воспитатель, прежде всего, обязан учесть, что каждый кадет, определяя свой выбор, должен знать, в чем сущность выбранной профессии, основное содержание и условия деятельности по ней, каковы перспективы ее развития, какие требования она предъявляет к человеку и, следовательно, каким он должен быть, чтобы ответить этим требованиям.

Под готовностью кадет к выбору профессии следует понимать:

  • сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии;
  • наличие профессионального интереса и соответствие личностных качеств необходимых для овладения профессией офицера, данной специальностью;
  • стремление к расширению специальных знаний в интересующей области деятельности;
  • желание овладеть профессиональными умениями и навыками.

Формы профориентационной работы применяемые на учебном курсе

Эффективность решения задач военно-профессиональной ориентации зависит не только от наличия у воспитанников правильного представления о содержании деятельности по различным военным специальностям, но также и от умения всех категорий воспитателей, преподавателей методически грамотно выявить и оценить индивидуально-психологические особенности воспитанника, готовность различных должностных лиц осуществить последовательный комплекс мероприятий военно-профессиональной ориентации.

Остановлюсь на основных формах профориентационной  работы применяемых на учебном курсе:

Воспитательная работа на курсе спланирована и организуется на основе комплексного подхода к решению задач государственно-патриотического, правового, культурно-эстетического и нравственного воспитания кадет. В ней предусмотрено участие всех должностных лиц корпуса, преподавателей и воспитателей взводов. 
Воспитание направлено на выработку у кадет- будущих офицеров умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путём. 
    В воспитательной работе большое внимание отводится традиционным мероприятиям, таким как: 
    - День знаний, торжественное принятие клятвы кадета; 
    - Месячники оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы; 
    - Участие в Вахте Памяти и мероприятиях «Смотрах строя и песни» в составе войск гарнизона, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы; 
    - День рождения кадетского корпуса; 
    - Прощание со знаменем в день выпуска; 
    - Проведение тематических утренников, классных часов, посвященных Дням воинской славы. 
    Организация внеурочной деятельности с воспитанниками происходит в рамках воспитательной системы, в основе которой выступает патриотическое воспитание, спортивно-оздоровительная, познавательная и досуговая деятельность. 
    Цели воспитательной работы реализуются на учебных занятиях, во внеурочной деятельности классных коллективов и во внеурочных занятиях групп дополнительного образования. 
    Внеурочная воспитательная работа во взводах и в целом курса проводится в по основным направлениям воспитательной работы: 
    - "Патриот" - дни воинской славы, тематические классные часы, встречи с ветеранами, участниками локальных войн, уроки Мужества, Месячник оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества    - "Учение" - День Учителя, классные часы организации учебной деятельности кадет, предметные олимпиады, предметные недели, собрания взводов и рот. 
    - "Здоровый образ жизни" - посещение спортивных секций, участие в городских и областных соревнованиях, участие в спартакиаде в масштабе корпуса, посещение, в качестве зрителей, спортивных соревнований, встречи с Олимпийскими чемпионами Тищенко, Романовой.

    - "Досуг" - посещение кружков эстетического цикла, проведение библиотечных часов, встреч с работниками и творческими коллективами культуры города и области, посещение учреждений культуры города. 
    Эффективность воспитательного процесса достигается поддержанием образцового внутреннего порядка руками самих воспитанников и высокой организацией образовательного процесса.

    Объединенные усилия преподавателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, педагогов–психологов и воспитателей создают условия для взаимодействия, сотрудничества ,а также самореализации и самовыражения личностей обучающихся. 
    Одной из основных форм воспитательной работы являлось гражданско-патриотическое воспитание кадет. Кадетский корпус является одним из основных центров патриотического воспитания в г. Омске и Омской области. 
    На курсе проводятся: 

 - конкурсы патриотической песни среди взводов;   

- уроки мужества, встреча поколений, встреча с ветеранами ВОВ, тружениками тыла «Был трудным путь к Победе»; 

- тематические утренники: «Московская битва – заря великой Победы»; «900 блокадных дней», посвященного годовщинам снятия блокады Ленинграда; «Герой, ученый, солдат», посвященным годовщинам со дня смерти Д.М. Карбышева; «В походах и боях», о вкладе выпускников учебного заведения в Победу над фашисткой Германией; утренники, посвященные годовщине Победы советского народа в Великой отечественной войне.

- встречи посвященные годовщинам вывода советских войск из Афганистана; 

-встречи со священнослужителями  Омской епархией Русской православной Церкви, где они рассказывают о православной культуре, истории принятия христианства на Руси.

- встречи кадет с представителями высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ, встречи с выпускниками Омского кадетского корпуса, обучающихся в военных ВУЗах МО РФ.

- в прошедшем учебном году, впервые в истории Омского кадетского военного корпуса, кадеты  курса совершили прыжки с парашютом. 

Кадеты принимают активное участие в мероприятиях проводимых в масштабах корпуса:

-спортивные соревнования между ветеранами войны и военной службы и кадетами посвященные годовщинам со дня рождения маршала Г.К. Жукова
    - участие во Всеармейских фотоконкурсах; 
    - патриотические акции «Ветеран живёт рядом», поздравление ветеранов Великой Отечественной войны на дому; 
    - участие в традиционной встрече ветеранов ВОВ «В лесу прифронтовом»; 
    - участие обучающихся в возложении гирлянд и цветов к памятникам героям Великой Отечественной войны и труженикам тыла: (памятнику Карбышеву Д.М., памятнику Жукову Г.К., памятнику матери Ларионовой); 
    - участие в празднике военного мастерства и строевой выучки частей и подразделений гарнизона; 
    - участие кадет в шествии колонны «Бессмертного полка». 
    Системный и постоянный характер работы по военно-профессиональной ориентации кадет, а также подчинение корпуса Воздушно-десантным войскам дают свои результаты.     Все выше перечисленные мероприятия воспитывают у обучающихся любовь к Родине и верность своему Отечеству. Формируют стремление к выполнению своего гражданского долга и готовность приносить пользу обществу и государству.

Литература:

1. Макаренко, А.С. Собрание сочинений в IV томах. - М.: Правда, 1987. - 2000 с.

2.Климов Е.А. Путь в профессию.- Л.: изд-во ЛГУ, 1974.

3. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М: Изд-во «Педагогики», 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса информационной работы, профильной ориентации (для 9 класса предпрофильной подготовки)

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы ориентационного курса для 9 класса Л. И. Зикуновой, О. И. Поверенной и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Так как учебным планом ...

Система военно-профессионального образования в России.

Презентация предназначена для изучения на уроках по НВП в 11 классе. В данной презентации рассказано какие военно-профессиональные учреждения имеются на территории России, которые занимаются выпуском ...

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы по адаптации студентов первого курса группы риска...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ

Представляются теоретические основы и практические особенности реализации комплексной программы дополнительного образования художественной направленностия для военно-профессиональной ориентации кадет....

Методическая разработка внеклассных мероприятий (информационных бесед) по профессиональной ориентации кадет.

В методической разработке представлены сценарии конспектов информационных бесед профориентационной направленности («5 марта – День образования Службы военных сообщений ВС РФ», «...