Дополнительная общеобразовательная программа общераазвивающего вида "Основы журналистики. Практика"
рабочая программа (9, 10, 11 класс) по теме

Космодемьянская Зоя Анатольевна

Программа предполагает развитие и поддержку, обучающихся, имеющих интерес к журналистике  и желающих проявить себя в практической журналистской и социально-значимой деятельности.

Программа направлена создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся через занятия практической журналистикой на основе использования активных и интерактивных методов, проектных методик, возможностей информационных технологий, предполагает участие обучающихся в сетевом информационном проекте и в работе местных СМИ.Программа предполагает развитие и поддержку, обучающихся, имеющих интерес к журналистике  и желающих проявить себя в практической журналистской и социально-значимой деятельности.
 Программа отмечена дипломом  Областного конкурса инновационных проектов, авторских программ. Диплом 2 степени Космодемьянская З.А., приказ МОиПРО РО № 392 от 31.05.2016. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_zhurnalistiki._praktika.doc443.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДОНЕЦК»

Принята:

Протокол заседания педагогического

совета №1 от 31.08.2015

Рекомендовано:

Протокол методического объединения

№1.от  30.08        2015г.

Председатель  МО

Е.А.Пугачева        /_________/              ФИО

Утверждаю:

Директор МБУДО ДДТ г.Донецка

__________ З.А.Космодемьянская

Приказ № 66 от 02.09.2015

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида

 «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ПРАКТИКА»

Возраст учащихся – 15 – 17 лет                

 Срок реализации – 1 год

Автор:

Зоя Анатольевна Космодемьянская,

педагог дополнительного образования

 высшей квалификационной категории,

г. Донецк Ростовской обл.

2015

 1. Пояснительная записка

Введение

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида «Основы журналистики. Практика» (далее Программа) ориентирована на развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению старших подростков и молодежи в области журналистики; рассчитана на обучающихся, имеющих интерес к журналистике  и желающих проявить себя в практической журналистской и социально-значимой деятельности.

Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).

Направленность программы

Как программа социально-педагогической направленности программа направлена на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными  институтами, на создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение социальной практики,  развитие социальной компетентности.

Программа предполагает развитие и поддержку талантливых и проявляющих выдающиеся творческие, литературные, коммуникативные способности обучающихся,  их профессиональную ориентацию; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся через занятия практической журналистикой.

Новизна программы

Программа носит личностно-ориентированный и пактико-ориентированный характер; учитывает требования ФГОС к воспитанию активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Обучение проводится с использованием активных и интерактивных методов, проектных методик, предполагает использование дистанционного общения педагога и обучающихся.

Программа использует возможности информационных технологий, предполагает участие обучающихся в сетевом информационном проекте.

Программа предусматривает возможности публикаций работ обучающихся в местных средствах массовой информации, в школьных газетах.

Актуальность программы

Программа в соответствии с целевыми установками Концепции развития дополнительного образования детей обеспечивает право обучающихся на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение.

Программа удовлетворяет потребности обучающихся, проявляющих интерес к журналистской, социально-значимой деятельности.

Программа позволяет развить ключевые компетенции обучающихся: ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, учебно-познавательные, коммуникативные, через приобретение опыта самостоятельной деятельности и гражданской ответственности.

Педагогическая целесообразность программы

 Программа разработана как дополнительный курс к авторской дополнительной общеобразовательной программе общеразвивающего вида  «Основы журналистики» (призёр областного этапа IV Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей в 2004г.,), рассчитанной на 3 года обучения, для обучающихся, желающих получить дополнительные знания в сфере информационной и мультимедийной журналистики и навыки журналистской работы непосредственно на практике.

 Программа доступна также для обучения учащихся 10-11 классов, не прошедших основной курс программы «Основы журналистики», но имеющих устойчивый интерес к журналистике и высокие результаты по основным общеобразовательным программам «литература», «русский язык».  

Программа апробирована в 2012-2013 учебном году, откорректирована и проходит апробациию в 2015-2016 учебном году.

Цель программы:

Содействие в развитии личности средствами журналистской, корреспондентской деятельности и литературного творчества  через овладение обучающимися практическими навыками журналистского мастерства.

Задачи:

  • обучение основам журналистского мастерства в сфере журналистики,
  • развитие познавательных интересов, расширение кругозора,
  • развитие наблюдательности, воображения, творческого мышления,
  • развитие навыков групповой работы,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • развитие гражданской активности,
  •  предоставление возможности передавать и получать информацию через собственные издания,
  • включение обучающихся в социально-значимую деятельность.

Особенности программы.

Программа - профилированная, ориентирована на освоение обучающимися практических навыков работы с информацией в области новостной, интернет журналистики, одновременно решающая задачи общеразвивающего характера: расширение знаний о мире и о себе, формирование социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умениями совместной деятельности при освоении программы.

Программа предоставляет возможность подросткам и молодым людям свободно выражать своё мнение и делать это грамотно, используя социально-приемлемые формы. Программа предполагает также формирование гражданской позиции и развитие организаторских навыков подростков через их участие в создании и работе школьных пресс-центров и редакций, работе со средствами массовой информации, тем самым способствуя развитию демократических отношений в школьной среде, социальной защите учащихся.

Программа носит личностно-ориентированный характер, что предполагает отношение к ребёнку как к субъекту развития и воспитания, со своей особенной Я-концепцией, поощрение его индивидуальности, предоставление ему возможности самовыражения и самоактуализации.

Основные понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность

Личность

Самоактуализация личности

Самовыражение

Субъект

Субъективность

 Я-концепция

Выбор

Педагогическая поддержка

Самоактуализации

Индивидуальности

Субъективности

Выбора

Творчества и успеха

Доверия и поддержки

Диалогические

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические

Создание ситуации выбора и успеха

Программа позволяет развить следующие базовые компетентности:

общекультурная компетентность – использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры, а так же принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

учебно-познавательная компетентность – привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни;

информационная компетентность – умение добывать нужную информацию, используя доступные источники. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;

коммуникативная компетентность – умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. (И.А. Зимняя)

Программа  включает следующие образовательно-деятельностные блоки

Блок «Обучение основам журналистского мастерства»:

Основные темы курса

  • современная журналистика, виды, направления,
  • изучение отдельных жанров журналистики,
  • особенности  интернет-журналистики,
  • современные СМИ
  • работа с информацией,
  • журналистская этика
  • практическая работа в разных жанрах журналистики

Блок «Развитие навыков продуктивного общения»:

  • интервью как журналистский жанр  и способ работы с информацией,
  • развитие навыков организации общения,
  • практика публичного выступления

Блок «Организация самостоятельной творческой  деятельности обучающихся»:

  • творческие, журналистские  работы,
  • участие в литературно-творческих, журналистских конкурсах,

Блок «Участие в практической журналистской, социально-значимой деятельности»:

  • участие в работе школьных пресс-центров и в выпусках школьных газет,
  • участие в реализации инернет-проекта «Школяр.net» https://vk.com/public60840410 ,
  • выпуск газеты «Школяр»
  • реализация журналистских и социальных проектов,
  • организация мастер-классов для сверстников и младших школьников  по журналистике

Блок «Диагностика  результативности обучения»

Отслеживание уровня обученности и  личностного развития обучающихся.

Блок «компьютерная вёрстка газеты, работа в редакторских программах» 

Набор текста, макетирование, компьютерная верстка, работа в программах Microsoft Word,   Microsoft Publisher 

Особенности контингента

Программа рассчитана на старших подростков в возрасте 15-18 лет.

Ранняя юность характеризуется осознанным отношением к учению, наличием интересов к определенным областям знаний.

На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их мировоззрением и самоопределением. Устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей.

 Старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения, составить мнение, установить истину. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. С готовностью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, к искусству и литературе.

Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям.

Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми, поскольку решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей.

Требовательность к окружающим и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию.

Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей.

Обучающиеся рассматривают курс «Основы журналистики. Практика» как реальное дело. Как правило, подростки, проявляющие интерес к журналистике, отличаются высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.

Оптимальный количественный состав группы – 8-10 человек.

 

Режим занятий

2-часовые занятия (2  занятия по 40 минут + 10 минут перерыв) проводятся 1 раз в неделю.

В целях сбережения здоровья обучающихся и недопущения излишней загруженности сдача творческих и практических работ производится по договоренности с обучающимися, с использованием дистанционных технологий.

Возможна очно-заочная форма обучения  при наличии индивидуального образовательного маршрута.

Методы обучения.

Теоретические: беседа, инструктаж, самостоятельная работа с учебными материалами, литературой, интернет-источниками.

Наглядные: использование технических средств, демонстрация презентационных материалов.

Практические: практические задания, творческие работы, тренинги, деловые игры, разбор проблемных ситуаций.

По степени активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, активные, интерактивные, проблемно-иссследовательский, метод проектов, эвристические, метод ментальной карты. (См. Методический блок)

Основные формы занятий.

Основными формами занятий являются:

  • интерактивные занятия;
  • практические (творческие работы, подготовка корреспонденций, выпуск газет),
  • деловые и творческие игры,
  • тренинги общения,
  • работа над проектами,
  • консультации.

Специфика занятий предполагает как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися. Индивидуальные занятия проводятся во время подготовки и редактирования корреспонденций, творческих конкурсных работ, вёрстки газеты «Школяр», подготовки мастер-классов и мероприятий. Индивидуальные консультации могут проводиться также дистанционно.

Ожидаемые результаты

знают 

  • особенности новостного жанра, особенности жанров: эссе, репортаж, интервью, проблемная корреспонденция,
  • особенности современной журналистики, интернет-журналистики,
  • особенности художественно-публицистического стиля,
  • изобразительно-выразительные средства в журналистике,
  • логика и последовательность работы над материалом,
  • целостность и логичность текста,
  • основы макетирования газеты в программе publicher,
  • основы проектной деятельности,
  • основы организации обучающего занятия,
  • особенности  публичного выступления,
  • основы информационной культуры, журналистской этики,
  • специальная терминология в области современной журналистики,
  • основные творческие методы и приемы поиска идей.

Умеют

  • писать творческие работы в различных жанрах журналистики,
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации,  перерабатывать информацию, выделять важное в потоке социальной информации,
  • сравнивать, анализировать обобщать факты действительности,
  • самостоятельно находить тему будущего материала,

- осмысленно использовать художественные выразительные средства речи,

  • чётко определять цель и добиваться результата, планировать деятельность,
  • работать в режиме проектной деятельности,
  • организовывать групповую,  деятельность (работу по выпуску школьной газеты, проводить обучающее занятие),

- использовать творческие приемы при поиске и отборе идей,

  • написанить резюме, оформить портфолио.

Компетенции

- Используют  сведения из разных областей знаний, владеют  грамотной, логически верной речью, способностью анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры, принимают различия, уважение других культур, языков и религий;

- Проявляют  интерес к  обучению и дальнейшему профессиональному обучению

  • Умеют добывать нужную информацию, используя доступные источники. Владеют информационными технологиями, понимают  значимость их применения, способны к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;

-Готовы работать в группе, доказывать собственное мнение и вести диалог, способны действовать в социуме с учётом позиций других людей,

В течение года обучающиеся должны:

  • Иметь не менее 5 публикаций в СМИ и на публичной странице «Школяр.net» в социальной сети Вконтакте
  • Написать не менее 3 творческих литературных или журналистских конкурсных работ в разных жанрах,
  • Самостоятельно разработать макет и сверстать газету в программе Microsoft Publisher,
  • Принять участие в разработке  и  реализации групповых проектов: праздник юных журналистов, деловая  игра, ток-шоу, мастер-класс по написанию новостной заметки или по выпуску школьной (лагерной) газеты,
  • Разработать и  реализовать индивидуальный журналистский, социально-значимый  проект.

Личностные новообразования. 

Происходит развитие  и закрепление у обучающихся активной жизненной позиции, осмысленного отношения к социальным явлениям, развитие ответственности, целеустремлённости, коммуникативных навыков.

Методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • анализ практических и творческих работ;
  • анализ участия обучающихся в практической деятельности: количество и качество опубликованных, конкурсных работ, работ, получивших признание (наличие диплома, сертификата, грамоты), количество и качество самостоятельно реализованных творческих проектов, участие в групповой  проектной деятельности;
  • анализ диагностических материалов, анкет.

Результативность обучения отслеживается в ходе промежуточной и итоговой аттестации, проводимых  в январе и в мае.

Формы проведения аттестации

Январь: участие в городском конкурсе литературных или журналистских работ, участие в организации городского праздника юных журналистов (разработка и реализация групповых проектов).

Май: оформление портфолио, участие в  журналистских, литературных конкурсах регионального уровня.

Для фиксации результативности обучения используется Диагностическая карта мониторинга результативности (см. Приложение 1)

2. Содержание

Учебно-тематический план

Тема, содержание занятий

Количество часов

Теория

практика

Всего

в гр

в п/г

Инд.

Вводная диагностика. Инструктаж по ТБ.

1

1

2

Эссе как журналистский жанр. Творческая работа «Эссе».

1

1

2

Современная журналистика. Типология и классификация современных СМИ. Тенденции развития современной журналистики.

Практическая работа с интернет источниками

1

1

2

Интернет-журналистика. Цифровая информационная среда. Особенности интернет журналистики.

Практическая работа с интернет источниками

1

1

2

Школьная газета. Назначение, тематика. Расположение материала.

Практическая работа «Компьютерная верстка в программе publicher».

1

1

Новость как основной и востребованный жанр современной журналистики. Структура новостного сообщения. Короткая и расширенная новость. Творческая работа «Новость сегодняшнего дня».

1

1

2

Виды новостного жанра. Новость в интернет журналистике. Практическая работа «Актуальная новость»

Практическая работа «Выпуск газеты в программе Microsoft Publisher»

1

1

2

Как придумать заголовок.

Редакторская правка.

Подготовка материала к публикации.

1

1

Журналистская этика. Позиция автора в журналистике. Жанры «эмоциональной публицистики».

Творческая работа «Жанр по выбору»

1

1

2

Репортаж. Особенности репортажа. Деталь. Практическая работа «Репортаж»

1

1

2

Изобразительно-выразительные средства в журналистике. Тренинг «Мир эмоций». 

1

1

2

Интервью как метод сбора информации в журналистике и как жанр. Подготовка к интервью.

Тренинг общения

2

2

Практическая работа «Интервью».

2

2

Социальные проблемы в журналистике.

 Целостный текст. Логическое построение текста. Творческая работа «Корреспонденция, посвященная одной из социальных проблем»

1

1

Тренинг. Риторика. Публичное выступление.

Выступление на основе корреспонденции, посвященной одной из социальных проблем

2

 Риторика. Умение убеждать.

Деловая игра «Свое мнение»

2

Как участвовать и выигрывать в конкурсах? Выбор темы и идеи конкурсной журналистской работы.

1

1

2

Работа над индивидуальными проектами

2

Разработка проектов проведения городского праздника юных журналистов: «Праздник юных журналистов», «Ток-шоу», «Деловая игра» (по выбору) 

Методика «Ментальная карта».

2

2

Построение сценария .

Практическая работа: Работа над проектами. Подготовка к празднику юных журналистов.

 «Сценарий (праздника, ток-шоу, деловой игры (по выбору)

2

2

Социальная реклама в журналистике. Слоган. Объявление. Пресс-релиз. Анонс.

Практическая работа. «Реклама праздника юных журналистов»

1

1

2

Анализ праздника юных журналистов «Свой голос»

2

2

Подготовка материалов к публикации. Работа над текущими проектами.

2

2

Тренинг «Писать стихи совсем несложно»

2

2

Технология проведения обучающего занятия со сверстниками.

Практическая работа «Разработка Мастер-класса»

1

1

2

Практическая работа «Разработка Мастер-класса»

2

2

Подготовка материалов к публикации. Работа над текущими проектами. 

2

2

Эвристические приемы для создания шуток. Тренинг «Шутить? – Легко».

2

2

Как написать стендап? 

Творческая работа «Стендап»

1

1

2

Как написать резюме?

Творческая работа «Резюме»

1

1

2

Подготовка материалов к публикации. Работа над текущими проектами.

2

2

Практическая работа «Журналистское портфолио»

1

1

2

Творческая работа " Эссе «Я и моя карьера"

2

2

Работа над групповым социальным проектом

1

1

2

Работа над групповым социальным проектом

1

1

Итоговое занятие. Диагностика

2

2

Итого

18

27

8

19

72

Содержание программы

1. Теория. Общий инструктаж по основам техники безопасности на занятиях. Инструктаж по работе с компьютерной техникой

Практика. Диагностика вербальных творческих, коммуникативных способностей (приложение 2, 3).

Тест готовности к работе журналистом. [12]

2. Теория. Эссе как жанр. Признаки эссе. Структура и план эссе. Целостность работы. Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. 

Практика. Творческая работа. Эссе на тему «Знакомьтесь, это я».

3. Теория.  Современная журналистика. Типология и классификация современных СМИ: по характеру аудитории; по целевому назначению; по времени  выхода; по периодичности. Тенденции развития современной журналистики: медиа глобализация, демассовизация, конгломерация и конвергенция.[5]

Практика.  Работа с интернет источниками.  Поиск примеров, работа с терминами.

4. Теория. Интернет-журналистика. Цифровая информационная среда. Её составляющие: коммуникация, платформа, инструменты. Особенности интернет журналистики: трансграничность, глобальность, гипертекст, мультимедийность, интерактивность, вовлечение. [5]

Практика.  Работа с интернет источниками.  Поиск примеров, работа с терминами.

5. Теория.  Школьная газета – как возможность самореализации, реализация права на свободу слова. Назначение, тематика. Расположение материала. Верстка. Цветовое оформление. Использование шрифтов.

Практика. Компьютерная верстка в программе Microsoft Рublisher».

6. Теория. Новость как основной и востребованный жанр современной журналистики. Требования к новости: Лаконичность, технологичность, оперативность, понятность, актуальность, значимость, содержательность, достоверность, объективность, интересность.

Структура новостного сообщения. Короткая и расширенная новость. [4]

Практика. Творческая работа «Новость сегодняшнего дня».

7. Теория. Виды новостного жанра: оперативно-новостные, исследовательско-новостные. Новость в интернет журналистике. [4]

Практика. Практическая работа «Актуальная новость».  Выпуск газеты в программе Рublicher».

8. Теория. Как придумать заголовок? Способы создания названий заметок. Редакторская правка. Типичные ошибки начинающих журналистов. Стилистические ошибки. [10] Работа со словарями.

Практика. Подготовка материала к публикации. Правка текстов.

9.  Теория. Журналистская этика. Позиция автора в журналистике.

Жанры «эмоциональной публицистики» (Колесниченко А.В.). Репортаж, фиче, портрет. Как вызвать эмоциональную реакцию читателей. [4]

Практика. Творческая работа в одном из названных жанров «Жанр по выбору»

10. Теория. Репортаж. Особенности репортажа: наглядность, информативность, оперативность. Передача последовательности, динамики событий, повествования. Деталь. [9]

Практика. Практическая работа «Репортаж»

11. Теория. Изобразительно-выразительные средства в журналистике. Отличия художественного и публицистического стиля. Характерные языковые средства в публицистическом стиле.

Практика. Тренинг «Мир эмоций».

12. Теория. Интервью как метод сбора информации в журналистике и как жанр. Интервью информационное, экспертное, личностное. Подготовка к интервью. Разработка вопросов для интервью. [3]

Практика. Тренинг по отработке навыков конструктивного общения, умения подобрать и задать вопрос.

13. Практика. Практическая работа «Интервью». Индивидуальное консультирование по выбору вопросов, по обработке полученной информации, по подготовке материала к публикации

14. Теория. Социальная проблема. Круг молодежных проблем. Социальные проблемы в журналистике.

 Целостный текст. Логическое построение текста. Аргументация.

Практика. Творческая работа «Корреспонденция, посвященная одной из социальных проблем»

15. Теория. Риторика. Публичное выступление. Компоненты выступления: Содержание сообщения. Композиция (построение) речи. Техника речи. Владение интонационными приемами. Умелое использование жестов. Контакт глаз. Воодушевленность.

Практика. Деловая игра «Есть проблема». Выступления на основе корреспонденции, посвященной одной из социальных проблем. (приложение 4)

16. Теория. Риторика. Умение убеждать. Дедуктивное и индуктивное умозаключения.

Практика. Упражнения по отработке навыков использования аргументов. Деловая игра «Свое мнение».

17. Теория. Как участвовать и выигрывать в конкурсах? Выбор темы и идеи конкурсной журналистской работы. (приложение 5).

18. Практика. Работа над индивидуальными проектами. Консультирование при написании конкурсных журналистских работ.

19. Теория. Социальный проект. Структура проекта. Идея, цели и задачи. Способы реализации проекта. Формы реализации социального проекта: праздник, ток-шоу, деловая игра.

Практика. Разработка проекта проведения городского праздника юных журналистов и мини-проектов «Ток-шоу», «Деловая игра» (работа в творческих группах по выбору) (приложение 6).

Методика «Ментальная карта». (см. Методический блок). (по выбору педагога)

20. Теория. Логика построения сценария.

Практическая работа: Работа над проектами. Подготовка к празднику юных журналистов. Разработка сценариев (праздника, ток-шоу, деловой игры (по выбору). (см. Приложение 7).

21. Теория. Социальная реклама в журналистике. Объявление. Пресс-релиз. Анонс. Компоненты объявления, пресс-релиза.

Практическая работа. «Реклама праздника юных журналистов». Подготовка презентационных материалов.

22. Теория. Анализ мероприятия. Критерии результативности.

Практика. Анализ проведения праздника юных журналистов.

23. Практика. Подготовка материалов к публикации. Работа над текущими проектами. Индивидуальное консультирование.

24. Теория. Основы стихосложения. Ритм, рифма. Образность поэтической речи.

Практика. Тренинг «Писать стихи совсем несложно»

25.Теория. Технология проведения обучающего занятия со сверстниками. Цель занятия. Логика построения занятия. Формы и средства обучения.

Практика. Практическая работа «Разработка Мастер-класса для участников школы вожатского мастерства.

26. Практика. Практическая работа «Разработка Мастер-классов: «Как написать заметку», «Как выпустить газету в пришкольном лагере». Консультирование, отработка навыков проведения занятий.

27. Практика. Подготовка материалов к публикации. Работа над текущими проектами. Индивидуальное консультирование.

28. Теория. Эвристические приемы для создания шуток.

Практика. Тренинг «Шутить? – Легко». Упражнения по созданию шуток. Выпуск юмористической газеты.

29. Теория. Стендап как стиль комедийного представления разговорного жанра. Составляющие стэндап шутки: тезис – пояснение, аргументы, предположения, примеры – неожиданный вывод. – иногда эмоциональный финал, подчеркивание личного отношения. Основные приемы при написании стендапа. (приложение 7)

Практика. Творческая работа «Стендап»

30. Теория. Как написать резюме? Основные требования к тексту: краткость, конкретность,  избирательность , изложение главных сведений, активность - необходимость использования активных глаголов, точность и ясность изложения мысли; честность грамотность.

Практика. Творческая работа «Резюме»

31. Практика. Подготовка материалов к публикации. Работа над текущими проектами. Индивидуальное консультирование.

32. Практика.  Практическая работа по сбору материалов для журналистского портфолио.

33. Практика.  Творческая работа " Эссе «Я и моя карьера"

34-35. Практика.  Работа над групповым социальным проектом, по выбору обучающихся.

36. Итоговое занятие.

Практика.  Диагностика. Работа над групповым социальным проектом, по выбору обучающихся.(приложение 6)

3. Методическое обеспечение

Методический  блок

Концепция развития дополнительного образования детей ключевой характеристикой дополнительного образования определяет познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность. Этот практико-ориентированный подход требует от педагога включения детей в творческую, проектную, исследовательскую деятельность, требующих постоянного поиска новых идей. 

Существует большое количество методов поиска  и отбора новых идей и решений. Искать и находить новые идеи можно, не дожидаясь озарения, а используя необходимые технологии.

Метод недописанного предложения.

  • Предлагается набор незаконченных фраз, завершая которые, ребенок  выражает свое отношение к исследуемой теме, проблеме.
  • Метод используется  для поиска и отбора новых идей.

При придумывании слоганов.

Задание: Допишите начало предложения: 

  • когда хочется чего-нибудь особенного.
  • … ощути силу знаний.
  • … достоинства очевидны.

При поиске тем для создания публикаций.

Задание:  Допишите предложение:

Последнее время в школьной столовой…

Любимая одежда старшеклассников…

Обычно в нашем классе…

Майндмэппинг – технология работы с ментальными картами, содействует развитию креативного мышления обучающихся, их личностных и метапредметных компетенций, творческой индивидуальности.

  • Ментальная карта - Метод записи информации, основанный на визуальном мышлении;  
  •  инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
  • Выглядеть ментальная карта может по-разному. Так, так. или так.
  • Пусть вас это не пугает. Во всей этой кажущейся хаотичности есть своя логика.

Преимущества ментальных  карт:

  •  Наглядность. (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)
  • Запоминаемость. (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета ментальная карта легко запоминается.)
  •  Творчество. (Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
  • Развитие. Благодаря работе обоих полушарий, развивается мышление, память, воображение.
  • Возможность пересмотра. (Пересмотр ментальной карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.) [11]

На занятиях часто используются эвристические методы и приемы обучения.

Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской).

Эвристический подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.

Методы эвристического обучения — те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, конкурсов, художественных произведений и др.

Эвристические приемы используются при придумывании заголовков к творческим работам и заметкам, на тренинге «Шутить? – легко!».

Обучающимся предлагается:

  • представить последствия описанной ситуации,
  • предположить причины её создания,
  • сравнить ситуацию с чем-либо, найти аналоги,
  • увеличить масштабы ситуации,  объекта, преувеличить значимость события
  • уменьшить объект,  приуменьшить значимость события
  • использовать приём «наоборот»
  • поместить объект в другие условия, ситуацию - в другое место или время.

В целях вовлечения обучающихся в социально-значимые практики, используется  метод социального проектирования.

Особенность проектного метода – конструирование целенаправленной деятельности определению ресурсов, позволяющих реализовать общественную инициативу.

 Проект включает следующие стадии:

  • выявление актуальных проблем и формулирование названия проекта;
  • формулирование миссии и цели;
  • постановкау задач;
  • разработка проекта (план, этапы, реализация, ответственные, ресурсы и т.п.);
  • реализация проекта;
  • анализ реализации проекта, подготовка отчета.

 В приложении представлен конспект занятия по проектированию.

В разделе «Приложения» представлены также методические материалы к отдельным разделам программы и занятиям.

Диагностический  блок

Результативность обучения отслеживается в ходе промежуточной и итоговой диагностики, проводимой в середине учебного года и в конце

Формы диагностики:

Январь: участие в городском конкурсе литературных или журналистских работ, участие в организации городского праздника юных журналистов (разработка и реализация групповых проектов).

Май: оформление портфолио, участие в  журналистских, литературных конкурсах регионального уровня.

Разработка и реализация социального, образовательного,  журналистского проекта (индивидуальная работа, работа в малой группе, организация работы группы).

Обучающиеся в зависимости от личностных, возрастных особенностей, социального опыта могут в качестве проекта:

  • подготовить конкурсную творческую работу на городской конкурс литературных и журналистских работ,
  • принять участие в разработке и реализации группового проекта: праздник детской прессы, деловая игра, ток-шоу. мастер-класс по обучению начинающих корреспондентов .

Задачи промежуточной диагностики:

проверка знаний для участников конкурса литературных и журналистских работ:

  •  особенности жанров: эссе, репортаж, интервью, проблемная корреспонденция,
  • особенности современной журналистики, интернет-журналистики,
  • особенности художественно-публицистического стиля,
  • изобразительно-выразительные средств в журналистике,
  • логика и последовательность работы над материалом,
  • целостность и логичность текста,
  • основы макетирования газеты в программе publicher,

для участников проекта:

  • основы проектной деятельности,
  • особенности  публичного выступления,
  • основы информационной культуры, журналистской этики,
  • специальная терминология в области современной журналистики,
  • основные творческие методы и приемы поиска идей.

Проверка умений для участников конкурса литературных и журналистских работ:

  • писать творческие работы в различных жанрах журналистики,
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации,  перерабатывать информацию, выделять важное в потоке социальной информации,
  • сравнивать, анализировать обобщать факты действительности,

самостоятельно находить тему будущего материала,

- осмысленно использовать художественные выразительные средства речи,

  • для участников проектной деятельности:
  • работать в режиме проектной деятельности,

- организовывать групповую,  деятельность.

  • грамотно вести диалоги,
  • чётко определять цель и добиваться результата, планировать деятельность.

Проверка навыков:

-    поиска и обработки необходимой информации,

- логического изложения материала,

  • работы со справочной литературой,
  • работы с компьютером в программах word, publicher,
  • работы с интернет-источниками,
  • публичного выступления,

-  организации  групповой деятельности,

- владения творческими приемами при поиске и отборе идей.

Итоговая диагностика проводится по итогам оформления портфолио обучающихся, включающего: творческие и практические работы обучающихся, публикации, итоги их участия в конкурсных мероприятиях, в проектной деятельности.

Задачи  итоговой диагностики:

проверка знаний, умений, навыков в соответствии с ожидаемыми результатами по итогам обучения.

Кроме того, отслеживается  уровень мотивации и ценностных установок обучающихся. Диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года (см. приложение 8)

Критерии оценки диагностики.

  • Критерии оценки уровня теоретической подготовки учащихся (когнитивные):
  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям (понимание особенностей проектной, организационной деятельности, жанровых особенностей журналистских материалов),
  • осмысленность и свобода использования художественных выразительных средств речи;
  • Критерии оценки уровня практической подготовки учащихся (деятельностно-практические):
  • соответствие творческих, проектных работ заявленной теме,
  • соответствие действий обучающихся заявленному плану ,
  • качество выполнения практического задания,
  • технологичность практической деятельности,
  • качество подачи, защиты творческих, проектных работ;
  • Критерии уровня воспитанности и мотивации детей (мотивационно-ценностные, коммуникативные):
  • культура организации практической деятельности,
  • культура поведения, общения,
  • умение конструктивно взаимодействовать с людьми в ходе выполнения работы,
  • творческое отношение к выполнению практического задания,
  • аккуратность и ответственность при работе.
  • самостоятельность в выборе темы.

Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой диагностик проводится в ходе заполнения Диагностической карты (приложение 1 )

Результаты итоговой диагностики оцениваются таким образом, чтобы можно было определить:

  • насколько достигнуты прогнозируемые результаты каждым обучающимся,
  • полноту выполнения образовательной программы,
  • обоснованность выдачи свидетельства о завершении обучения,
  • результативность самостоятельной деятельности обучающегося в течение учебного года.

Дидактический блок

В качестве дидактических материалов используются:

  • специальная литература, словари,
  • материалы газет и интернет-источников,
  • карточки с заданиями, раздаточные материалы,
  • иллюстрации, фотоматериалы
  • видеоролики, медиа презентации, созданные обучающимися.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом к отдельным занятиям (см. приложение 4, 8)

Материально-техническое обеспечение программы

  • комплект компьютерного оборудования, множительная техника,
  • необходимые расходные материалы для выпуска газеты,
  • фотоаппарат,
  • диктофон,
  •  возможность выхода в Интернет,
  • возможность публикации в СМИ.

5. Список литературы и интернет источников

  1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика http://alex-alex.ru/nij.php 
  2. Баранова Е. Конвергентная журналистика. Теория и практика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2015 
  3. Искусство разговаривать и получать информацию. /сост Лозовский Б.Н М.: «Высшая школа», 1993.
  4. Колесниченко А. Практическая журналистика. М.: Издательство МГУ, 2008
  5. Лукина М. Интернет-СМИ. Теория и практика. М.: Аспект-Пресс, 2010
  6. Степаненко И.А. Профессионально-ориентированная программа курса телевизионной журналистики \\ сборник «Программы для учреждений дополнительного образования детей». – М.: ЦРСДОД МО,  2001г.
  7. Развитие творческих способностей детей в объединении юных журналистов и литературно-творческих объединениях.// под ред. Тануйлова О.В. –   Ростов-на-Дону: НМЦ, 2002г.
  8. Уланова М. Интернет-журналистика. Практическое руководство. М.: Аспект-Пресс, 2014
  9. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики. Учебно-методическое пособие http://evartist.narod.ru/text3/82.htm
  10. Шустова Л.В. «Практическая стилистика русского языка» – М.: 1994.
  11. http://www.openclass.ru/node/364820
  12. http://gaude.ru/

6. Приложения


Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

мониторинга результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. практика

Детское объединение

Дополнительная образовательная

общеразвивающая программа

Группа № ___

Год обучения

4/1

Педагог

Фамилия, имя обучающегося

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Сроки диагностики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Показатели

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

Промежуточная аттестация

Итоговая

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУТЬТАТЫ

Теоретическая подготовка

Теоретические знания, предусмотренные программой

Владение специальной терминологией

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой

Владение специальным оборудованием и оснащением

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Пользоваться компьютерными источниками информации

Осуществлять  учебно-исследовательскую работу

Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Планировать, организовывать работу, распределять учебное время

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Соблюдение в процессе деятельности правил ТБ

Итого

средний балл

Средний балл высчитывается по формуле:   средний балл =   ,  где Ʃ– сумма баллов по 11 показателям. Например, учащийся набрал в сумме 20 балов, 20/11=1,8  (близко к 2 – средний уровень)

Р.S/Р.S.  высокий уровень освоения программа: от 2, 5  до 3 баллов;

                 средний уровень – от 1,5 до 2,4  балла;

                 низкий уровень – 0-1,4 балла.

Достижения учащихся детского объединения_____________________________________________(группа № )в 2015-2016у.г.

Ф.И.О. обучающегося

Уровень

На уровне детского объединения

На уровне дома детского творчества

На уровне города

На областном уровне

На всероссийском уровне

На международном уровне

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Теоретическая    подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил   теоретическое содержание программы;
  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных знаний составляет более ½;
  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;
  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
  • сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам  программы)

Соответствие  практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;
  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
  • объем усвоенных  умений и навыков составляет более ½;
  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными  программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание и т.д

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными приборами и инструментами;
  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
  • работает с оборудованием с помощью педагога;
  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание и т.д.

 Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные

Подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и работе с литературой

  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;
  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

  • не использует, работать с ними не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при  работе с компьютерными источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  • работает  с помощью педагога или родителей;
  • работает  самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

  • не осуществляет учебно-исследовательскую работу;
  • испытывает серьезные затруднения при  работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;
  •  осуществляет учебно-исследовательскую работу с помощью педагога или родителей;
  • работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей.    

0

1

2

3

Организационные

Организовывать свое рабочее (учебное) место

Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

  • рабочее место организовывать не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога;
  • организовывает  рабочее место и убирает за собой  при  напоминании педагога;
  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу,   распределять учебное время

Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;
  • испытывает серьезные затруднения при  планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи  педагога и родителей;
  • планирует и организовывает работу, распределяет время при  поддержке (напоминании) педагога и родителей;
  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1

2

3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании  педагога;
  • аккуратно, ответственно выполняет работу,  контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;
  • овладел менее чем ½ объема  навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;
  • объем усвоенных навыков составляет более ½;
  • освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1

2

3

Таблица результативности детского объединения

__________________________________________________________________

(педагог__________________________________________________________)

Год обучения

Общее количество учащихся в группе

Количество детей, усвоивших общеобразовательную программу

на высоком уровне

на среднем уровне

на низком уровне

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%


Приложение 2

Методика диагностики речемыслительной креативности

Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. (адаптированный вариант теста РАТ С.Медника)

Данная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С.Медника РАТ (тест отдаленных ассоциаций). Русскоязычный вариант теста отдаленных ассоциаций представляет собой вербальную методику исследования речемыслительной креативности. В качестве стимульного материала в тесте используется40 словесных триад, элементы каждой из них принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям (например, яблоко, ясность, дно).

При разработке данного теста были реализованы принципы методики, нерегламентирующей деятельность испытуемого. Тест представляет собой последовательно представляемые испытуемому однотипные вербальные задачи. Методика состоит из разминки и двух серий заданий, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток времени. После разминки дается первая серия основных заданий, вторая проводится с испытуемыми через 3-5 дней.

           Организация эксперимента. Работа осуществляется индивидуально или в группах по 5-7 человек в условиях, исключающих возможность общения. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, испытуемый записывает свои ответы. Важно, чтобы выборка испытуемых была достаточно однородной (среда обучения и воспитания).

Анализ результатов.

Все результаты, полученные на определенной выборке, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии испытуемых, а по горизонтали все предложенные испытуемым слова. На каждую серию делается отдельная таблица.

Критериями оценки являются 1) количество ассоциаций; 2) оригинальность; 3) уникальность ответов; 4) критерий селективного процесса. При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (2 – Nор,3 - Nун). Количественный показатель (1 – Nа) важен лишь с той точки зрения, что среди большого количества ответов с большей вероятностью может быть получен оригинальный ответ. Индекс селективного процесса (4 – Nсп) является наименее объективным.

  1. Количество ассоциаций:

                   ,где х – общее количество ответов испытуемого; у – общее количество заданий.

2.   Индекс оригинальности          

                 2.1. Посчитать «индекс оригинальности» каждого ответа серии, т.е. «частоту встречаемости» ответа в выборке испытуемых по формуле:

                             , где  ZI – индекс оригинальности каждого ответа; i - номер задания; r - частота встречаемости конкретного ответа у каждого испытуемого относительно данной однородной выборки.

                2.2. Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются:

                                     , где  Nор - индекс оригинальности работы испытуемого;  xI =1  - сумма индексов оригинальности конкретного испытуемого;  Zi – индекс оригинальности каждого ответа,   x -  общее количество ответов.

            3.   Индекс уникальности ответов. Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности   Zi  = 1.

                               , где Nун – индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); i -  количество уникальных ответов, т.е. имеющих Zi  =1.

           4. Индекс селективного процесса. Все предложенные в данной выборке на каждый стимул ответы сводятся в общую таблицу и затем предлагаются испытуемому для того, чтобы он выбрал наиболее оригинальный и яркий. Подобный выбор производится и группой экспертов. Затем выборы сравниваются. Высчитывается индекс селективного процесса:

                       ,       , где – Р – число совпадений выборов; у – общее количество заданий.      

Инструкция: «Сейчас мы выполним задания со словами. Сначала будет разминка, потом  основная часть, 1 серия, через время ещё одна серия. Вам будет предложена пара слов, Вы  подбираете к ним третье так, чтобы получались словосочетания. Разминку мы сделаем с обсуждением, основные задания – самостоятельно».

Задания для разминки                                                              возможные ответы

Деревянная, пионерская                                                  комната, линейка

Горячая, кафельная                                                          плитка, пол  и т.д.

Детская, чернильница

Изящная, шахматная

Серия 1. Инструкция: «Выполните теперь подобное задание с тремя  словами самостоятельно. Можно изменять формы слова».

Серия 1.Стимульный материал

Наиболее типичные ответы (неоригинальные)

Громкая правда медленно

говорить

Холодная зелень мутная

Вода

Прошло море друзья

Вспомнить

Зоркий ресница стеклянный

Глаз

Свежая английская новости

Газета

Кино экзамен проездной

Билет

Комната положение река

Войти

Трудное истекло золото

Время

Мундир городок билет

Военный

Неожиданно человек улица

Встреча

Холодная  дым жестокая

Война

Умная косы свежая

Голова

Прошлый время трудный

Год

Дедушка очки добрая

Бабушка

Долго вечер друзья

Ждать

Плохо глаза море

Видеть

Слон дом великан

Большой

Снег хлеб медведь

белый

Навсегда домой назад

Вернуться

Животное белый следы

Снег

Серия 2. Инструкция: «Сегодня Вы выполните задания, подобные прошлым, изменяется только цель. Постарайтесь, чтобы слова-ассоциации стали как можно ярче, необычнее, оригинальнее. Вы можете изменять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Постарайтесь на каждое задание дать как можно больше оригинальных и необычных ответов».

Серия 2. Стимульный материал

Наиболее типичные ответы

1.

Случайная горы долгожданная

Встреча

2.

Вечерняя бумага стенная

Газета

3.

Обратно родина путь

Вернуться

4.

Далеко слепой будущее

Смотреть

5.

Народная страх мировая

Война

6.

Деньги билет свободное

Время

7.

Человек погоны завод

Военный

8.

Дверь доверие быстро

Войти

9.

Друг город круг

Родной

10.

Поезд купить бумажный

Билет

11.

Цвет заяц сахар

Белый

12.

Ласковая морщины сказка

Бабушка

13.

Детство случай хорошая

Настроение

14.

Воздух быстрая свежая

Струя

15.

Певец Америка тонкий

Голос

16.

Тяжелый рожденье урожайный

Год

17.

Много чепуха прямо

Говорить

18.

Кривой очки острый

Глаз

19.

Садовая мозг пустая

Голова

20.

Гость случайно вокзал

Встреча

Приложение 3

Тренинг Риторика. Публичное выступление.

Краткий конспект

Содержание

Практические задания

Что нужно

Риторика – наука о мастерстве речи – устной и письменной

Оратор – человек, выступающий с речью, обращённой ко многим людям, профессионал, владеющий богатством языковых средств, выразительностью речи

Вопросы для обсуждения.

Чего вы хотите от занятий риторикой.

В каких случаях может пригодиться ораторское мастерство? Кого вы считаете хорошим оратором? Почему?

О каких известных ораторах вы слышали?  (из телепрограмм, например)

Расскажите о своём самом удачном выступлении, о неудачном.

Задание «Истории об ораторах». Прочитайте текст, передайте его содержание. Что вы думаете по этому поводу?

Истории об ораторах на карточках раздаются каждому или одну на двоих (приложение 1)

Условия хорошего выступления

Задание  «Условия хорошего выступления»

 Чтобы выступление было удачным, нужно… проранжируйте перечень компонентов выступления по степени важности (1 – самое важное).

Далее каждый объясняет свои выборы. Педагог дополняет.

Задание «Вы – диктор новостной программы». Подготовьте новостное сообщение из 4 предложений по следующей схеме:

1. факт.

2-3. уточнение, расшифровка, аргумент

4. итог, вывод,  возможное развитие событий, мнение значимого человека, пожелание,

5. С вами был я…, спасибо за внимание

Далее анализируем выступление каждого, используя карточку с компонентами выступления

Карточки с перечнем компонентов выступления раздаются каждому (приложение 2)

Как чувствовать себя уверенно во время выступления

Знакомство с  методическими рекомендациями «18 способов добиться уверенности при публичном выступлении»

Методически е рекомендации

(Приложение 3)

Публичные выступления

Выступления на основе подготовленных обучающимися корреспонденций, посвященных одной из социальных проблем

Задание. Оцените выступления каждого, заполнив  опросник

Заполненные опросники раздаются каждому. Каждый может задать вопросы, уточнить замечания

 Опросник

(Приложение 4)

Дидактические материалы к тренингу

Приложение 1

  • „Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй зато самый искусный. Он воздействовал на слушателей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, понимая, что одно единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше многих пространных доводов. (Об ораторском искусстве: Сборник изречений и афоризмов).
  • „Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, использовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека..., опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что набор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединять её с честностью и мудростью; а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишённым этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам дали бы оружие". (Цицерон)

  • Когда Вильгельм Завоеватель первым ступил на английскую землю, он споткнулся и упал (в то время приметам придавалось исключительное значение, происшествие могло сломить боевой дух приплывших с ним, оно предвещало неминуемую катастрофу). Вильгельм стоял на четвереньках. С кораблей донёсся вздох ужаса из-за такой плохой приметы. Однако герцог, окинув взглядом побережье, провозгласил: „Смотрите! Вот я беру это королевство обеими руками!" Эта остроумная фраза разрядила напряжение, укрепила боевой дух прибывших с Вильгельмом, и, как известно, Англия была завоевана". (Исторические анекдоты)

  • Есть 2 типа красноречия. Цицерону после каждой его речи слушатели долго аплодировали и расходились, просветлённые духом. А Демосфену похлопать не успевали: едва он заканчивал речь, взъерошенные и сердитые греки разбегались по домам, чтобы побыстрее принести деньги на ту цель, за которую ратовал Демосфен. (С. Залыгин)

  • Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении экономического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал его в трёх местах. Президент быстро исправил формулировки

Приложение 2

Компоненты выступления

Опишите подробнее

Наличие слушателей

Внятное произношение

Контакт глаз

Владение интонационными приемами (паузы, логические ударения, понижение, повышение тона)

Умелое использование жестов

Содержание сообщения

Композиция (построение) речи

Воодушевленность (убежденность, неравнодушие) выступающего

Приложение 3

Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступлении (методические рекомендации)

• Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроенной. Небольшое количество адреналина не принесёт вреда. Как утверждает Гель-веций: „Мысль входит в сознание вратами чувств". Самые профессиональные ораторы, актёры испытывают волнение, когда появляются перед аудиторией.

• Анализируйте свою аудиторию или своего предполагаемого собеседника, чувствуйте его настроение.

• Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!

• Сделайте „успокаивающие" записки (планы, имена собственные, даты, образные выражения и др.).

• Представьте свой успех: внимательную аудиторию, уверенную улыбку на своём лице, себя, уверенно и убеждённо говорящего.

• Используйте аудиовизуальные средства.

• Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь, но не в день своего выступления.

• Заранее ознакомьтесь с комнатой, где вам предстоит выступать.

• Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения.

• Будьте уверены в своём вступлении и заключении.

• Позаботьтесь о температуре, освещении и вентиляции.

• Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.

• Не расходуйте энергию до выступления.

• Установите „контакт глаз" с несколькими дружелюбными лицами.

• Говорите громко, чтобы разогнать нервозность.

• Используйте своё остроумие, но не заготовленные шутки, которые могут и не сработать.

• Постарайтесь избегать ошибок. Но не извиняйтесь, если их допустите, большинство слушателей едва ли заметит ошибки.

• Не держите себя слишком серьёзно.

Источник: http://mybiblioteka.su/tom3/1-4701.html 

Приложение 4

Итоговый опросник (заполняет каждый о каждом)

Критерии

Оценка (подчеркните выбор)

Поясните, если считаете нужным

Насколько полно выступающий донес до слушателей идеи своего выступления

Очень полно и подробно

Достаточно полно

Недостаточно полно

Идеи автора остались не понятными

Были ли оригинальными или нестандартными идеи, высказывания

Да (укажите)

Не услышал ничего нового

Оцените убежденность выступающего в своей правоте

Высокий уровень убежденности

Средний

Выступающий не убежден в своей правоте

Оцените, насколько уверенно чувствовал себя выступающих

Уверенно

Не совсем

Не уверенно

Оцените, насколько открыт и  эмоционален был выступающий

Открыт, эмоционален

Открытость чувствовалась в определенные моменты

Закрыт

Оцените отношение выступающего к слушателям

Слушали внимательно

Слушали в определенные моменты

Делали вид, что слушали

Приложение 5

Как написать конкурсную работу, чтобы она победила?

Памятка

1. Тема должна быть близкой вам. Возможно, на первый взгляд, тема покажется непонятной или скучной. Прочитайте её несколько раз.

Что вам приходит в голову, какие чувства, мысли, воспоминания, ассоциации возникают? Запишите все слова, которые по этому поводу возникли у вас. Так  найдете своё направление в предложенной теме. Не стоит понимать тему буквально. В контексте этой темы всегда можно выделить подтемы и найти среди них свою.

Организаторы конкурса указывают в Положении цели и задачи конкурса. Прочтите внимательно. Возможно, там подсказка: что хотели бы увидеть организаторы в конкурсных работах.

2. Кроме целей и задач в Положении о конкурсе  прописаны условия и сроки приема работ, критерии оценки работ, часто - требования к их оформлению. Соответствие работы Положению – уже половина успеха. Всегда читайте Положение сами. Устная информация может быть непроизвольно искажена. 

3. Что касается критериев оценки – то, если вы хотите, чтобы работа попала в призеры, проверьте её по каждому критерию, указанному в Положении. Даже если критерии оценки не указаны вашу работу будут рассматривать, учитывая следующее:

·Соответствие теме (с учетом целей и задач конкурса), 
· Соответствие заявленному вами же жанру: вы должны четко понимать, что вы пишите: очерк, сказку, стихотворение или эссе.

· Завершённость, смысловая законченность. Ваш замысел (идея) должен быть полностью раскрыт и понятен, в первую очередь, вам.

· Связность текста: логичность изложения и определённая структурная организованность, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка.

· Стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется в соответствии с одним из стилей: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный. 

Всё вышесказанное составляет цельность теста, которая как раз проявляется в связности, завершённости и стилевом единстве.

Оценивается грамотность и соответствие требованиям, предъявляемым к оформлению работы. Если в Положении требования к оформлению не прописаны, то лучше выбрать классический шрифт Times New Roman, 14. Обязательно оформляется обложка с данными о работе и об авторе. Если работа носит исследовательский характер или основана на документах, материалах СМИ или литературе, то в конце работе обязательно укажите список использованных источников.

4. Работа должна быть уникальной – то есть, вами лично написанной. Если вы используете чьи-то мысли, из интернета, где часто автор не указан, пишите об этом, не стесняясь: «Я согласна (не согласна) с мнением, которое часто встречается в интернет-источниках…» и далее цитата в кавычках, затем ВАШИ рассуждения. Если же работа по большей части просто списана, то её даже рассматривать не будут. Есть специальные программы проверки текстов на плагиат. Например, по адресу http://text.ru/text_check/.
5. Конкурсная работа не пишется за один день. Перечитывайте её, исправляйте, доводите до совершенства, полюбите её. Дайте кому-нибудь прочитать. Наверняка, будут замечания. И это очень хорошо. Значит, в итоге получится работа, которая понравится не только вам. 

6. О журналистских работах. Такие работы часто оценивают с точки зрения проблемности и актуальности. То есть, писать вы должны о проблемах современного общества, при этом на конкретных примерах: истории, люди, происшествия. Вы можете и не давать рецепт решения проблемы, но показать её с неожиданной стороны, используя журналистские приемы: опрос мнений, интервью, личные наблюдения, анализ документов и т.д.

Приложение 6

Занятие объединения юных журналистов «Школяр»

Тема «Разработка социального журналистского проекта»

Цели:

  • обучить учащихся методике социального проектирования,
  • разработать в общих чертах социальный групповой проект для дальнейшей его реализации,
  • развить навыки конструктивного взаимодействия и групповой работы.

Вводная часть занятия.

Задача: настроить учащихся на работу, содействовать взаимопониманию, развитию навыков конструктивного взаимодействия.

  • Приветствие педагога
  • Упражнения на взаимодействие и понимание:
  1. Упр. «Пойми меня» (выполняется в парах. Один игрок сообщает другому определение некоего предмета. Второй должен назвать предмет)
  2. Упр. «Факт, достойный внимания». (Выполняется в тройках. Первый сообщает некий факт из жизни детей, подростков, молодёжи, достойный по его мнению того, чтобы о нём написать. Второй приводит аргумент, снижающий значимость факта. Третий выступает в защиту значимости факта. В конце упражнения «тройки» должны прийти к общему мнению.)

Основная часть занятия.

Задачи:

  • Определить проблему, которую объединение будет решать, реализуя проект,
  • Разработать карту проекта.

Анализ 2 упражнения.

  • Какие из обсуждаемых фактов отражают общественные проблемы? Какие проблемы?
  • Какие факты представляют собой позитивный опыт?
  • Насколько значима информация об этих фактах для общества?
  • Вернёмся к проблемам. В решении каких из них мы с вами можем принять участие?

Определяется перечень проблем, из которого выбирается одна.

( В нашем случае следующая: мир взрослых отдалён от мира детей. У них мало информации о нашем мире, или она сильно искажена. Взрослые склонны видеть только проблемы и не замечают того хорошего, что происходит в детской среде, или наоборот закрывают глаза на детские трагедии, которые происходят рядом с ними.)

  • для того, чтобы попытаться решить проблему недостатка информации о процессах, происходящих в детской среде, мы разработаем проект.
  • У кого есть опыт работы над проектами?

Информация о социальном проектировании. 

Разработка проекта по  следующему алгоритму:

  • как мы найдём подтверждение актуальности темы?

(проведём опрос среди детей и взрослых)

  • если предположить, что проблема актуальна, то какую цель мы поставим перед собой?

(дать информацию в СМИ о процессах и событиях, происходящих в детско-молодёжной среде, дать возможность детям самим рассказать о себе и своих сверстниках.)

  • что нужно для этого сделать?

(объявить конкурс среди юных корреспондентов на лучшую творческую работу о детях и подростках, об их проблемах и успехах)

  • как мы это сделаем?

(-   разработаем положение, подготовим рекламу конкурса,

  • обеспечим информационную поддержку газеты «Донецкий рабочий»,
  • проведём учёбу корреспондентов в школе «Лидер»,
  • подведём итоги на празднике детской прессы,
  • опубликуем лучшие работы в «Донецком рабочем», «Школяре»)
  • чья помощь может понадобиться?
  • Какие материальные средства нам необходимы?

Заполнение карты проекта (см. приложение №2)

Распределение обязанностей для презентации и реализации проекта.

Деление на микрогруппы:

-социологов для составления опросника и проведения опроса,

-организаторов учёбы юнкоров,

-разработчиков положения,

-разработчиков презентации проекта на городском конкурсе.

Работа по группам. Задача: разработать план действий группы по участию в проекте.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Микрогруппы сообщают об итогах работы, о возможных трудностях.

Идёт корректировка механизма реализации проекта.

Упражнение «Благодарю за вклад». Каждый по очереди обращается со словами благодарности к одному из участников занятия. Не повторяться!

Заключительное слово педагога. (благодарность за работу, настрой на будущий успех проекта.)

Приложение 7

Информационно-методические материалы к занятию «Стендап»

Стэндап (от англ. stand-up, ударение на первом слоге) — стиль комедийного представления разговорного жанра, в котором как правило один исполнитель выступает перед живой аудиторией, зачастую используя микрофон. Такой исполнитель называетсястэндап комик (англ. stand-up comic), стэндап комидиен (англ. stand-up comedian) или просто стэндап.

Прежде всего вам надо выбрать тему. Как правило, хорошая стэндап шутка начинается довольно эмоционально. Выберите то, что вас интересует и что вам кажется странным, смешным, удивительным и т.п.  

Содержание стендап шуток:

  • свои недостатки,
  • жизненный опыт,
  • поведение окружающих (членов семьи, коллег по работе, соседей и т.д.),
  • отношение к происходящему.

Составляющие стэндап шутки, как правило:

 ТЕЗИС – ПОЯСНЕНИЕ, АРГУМЕНТЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, ПРИМЕРЫ – НЕОЖИДАННЫЙ ВЫВОД – ИНОГДА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФИНАЛ, ПОДЧЕРКИВАНИЕ ЛИЧНОГО ОТНОШЕНИЯ.

Никогда не было такого, чтобы мои родители вторгались в мою личную жизнь. Ее просто у меня нет. Более того, они даже не следят с кем я общаюсь, не слушают с кем я говорю по телефону. Они просто читают смс-ки. Да и смысла то особого нет слушать эти разговоры, ведь единственные люди, которым я звоню - они сами.

Композиция стендап шутки: ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВА, КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, КОНЦОВКА.  Концовка не всегда обязательна, но, как правило, она даёт повод ещё раз посмеяться.

Основные приемы 

  • наблюдение,
  • сравнение ситуаций ( Выделять деньги на борьбу с коррупцией - это то же самое, что выделять водку на борьбу с пьянством. Сложный выбор, это когда тебя мучает жажда и ты одновременно тонешь. Не знаешь что выбрать - пить или жизнь.)
  • преувеличение (Мой друг очень стеснительный, он до сих пор стесняется узнать кто он мальчик или девочка.

По статистике, каждая третья кошка мечтает после смерти стать скелетом в кабинете биологии.

Преуменьшение (Министр образования регулярно собирает с сотрудников министерства деньги на шторы и охрану.)

  • абсурд  (Немного расстраивает, что нельзя ставить "лайки" на "лайки". Как человеку узнать - нравится ли другим то, что что-то ему нравится, или нет?)
  • каламбур, Использование переносного смысла слова. (Купил солнцезащитные очки. Оказались бракованными. Не, глазам стало лучше. Но Солнце по-прежнему в опасности.)
  • неожиданный финал  - перевертыш. (инверсия) ( Когда тебе станет совсем грустно и одиноко - ты всегда можешь позвонить мне. У меня очень веселая мелодия на гудке.)
  • . Формат материала может быть как сочетание коротких шуток, так и более длинные истории с определённым сюжетом или без.

Задание

  • Попробуйте написать стендап на тему:
  • Не понимаю я этих девчонок (мальчишек)…
  • Завидую я девочкам (мальчикам)
  • Учительница меня постоянно ругает…

(Понятно, что девочки пишут про мальчиков, а мальчики про девочек)


Приложение 8

Диагностика мотивации и ценностных установок обучающихся

по программе «Основы журналистики. Практика»

1. Из нижеперечисленных пунктов подчеркни те, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям на занятиях в детском объединении.

Учусь потому, что:

на занятиях интересно;

нравится узнавать что-то новое;

заставляют родители (педагоги);

нравится преподаватель;

хочу получать хорошие отметки;

хочу избежать неприятностей в школе;

хочу подготовиться к будущей профессии;

хочу больше знать;

занимаются друзья и я за компанию;

люблю мыслить, думать, соображать;

хочу завоевать авторитет у товарищей;

хочу быть лучшим

2. Внимательно прочти и пронумеруй нижеперечисленные ценности от 1 до 18.

№1 – самая значимая для тебя         и т.д.

познание

любовь

интересная работа

творчество

наличие  друзей

деятельная жизнь

здоровье

общественное признание

счастливая

семейная жизнь

развлечения

развитие (работа над собой)

счастье других

свобода

материально обеспеченная жизнь

жизненная мудрость

красота природы

продуктивная жизнь

уверенность в себе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образования науки РФ, которая вошла в сборник: Программа для общеобразовател

Дополнительная общеобразовательная программа  составлена на основе авторской программы Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, утвержденной Министерством образовани...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Основы журналистики и газетного дела"

В последнее время дистанционное обучение становится очень популярным. Такая форма организации образовательного процесса удобна, эффективна и доступна. Аудитория дистанционного обучения очень широка, д...

Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности «Вязание в радость»

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся, посредством обучения технике ручного вязания.Направление: декоративно-прикладное творчество,  ручное вязаниеСроки реализа...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности "Журналистика"

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерства Задачи:-овладение      обучающимися   основами    журналистики...

Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности "Основы 3D моделирования"

Дополнительная  общеобразовательная программа технической направленности "Основы 3D моделирования"...