Час общения "О доброте"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Денисова Елена В.

Материал создан с целью формирования у воспитанников ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_o_dobre.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ПО «Спасский детский дом»

Час общения «О доброте»

                                        Подготовила и провела:

воспитатель ГБУ  ПО «Спасский детский дом»

Денисова Е.В.

                2017 г        

Цель:  Формировать у воспитанников ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.                                                                                                                                                  Задачи:

- раскрыть положительные стороны доброты                                                                                                                     - побудить к проявлению чуткости                                                                                                                  - развивать умение отличать плохое от хорошего                                                                                              - содействовать  воспитанию дружеских качеств, взаимовыручке, культуре общения.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация
  • Мультимедийный проектор
  • Картина «добра». (Картинки с изображением цветов облаков, солнца, бабочек)
  • 2 бумажные куклы
  • Карточки с пословицами
  • Музыка

Подготовительная работа: тестирование.

  1. Мотивационный этап.

Цель: Создать положительный настрой.

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Прежде, чем начать наше общение, хочу предложить Вам поприветствовать друг друга.

Игра-приветствие.

  1. Сложить руки на уровне груди, как в молитве (Япония).
  2. Потереться носами (Новая Зеландия)
  3. Пожать друг другу руки на большом расстоянии друг от друга (Великобритания)
  4. Показать язык (Тибет)
  5. Крепко обнять и поцеловать друг друга 3 раза (Россия)

 

  1. Актуализация темы.

Цель: Активировать внимание детей, развивать познавательный интерес.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Послушайте стихотворение и скажите о чем будет разговор.

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремление

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих.

Позабыть не дает и оно поважнее, чем лица красота,

Догадались, что это! Сердец (доброта)

-Ребята, о чем пойдет сегодня речь? (о доброте)

3. Основной этап.

Цель: Воспитывать у детей чувство доброты, взаимовыручки, честности, культуры общения.                                             - Ребята, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Посмотрите, пожалуйста, на эти кадры. Ребята, что вы видите? (- как плохо обращаются с животными, птицами,  не уважают пожилых людей. Вам близки эти кадры. Они вам нравятся. (Нет). Каким понятием можно назвать эти поступки? (Зло). А что мы противопоставляем злу. (Добро)

К этим кадрам  мы еще вернемся, а сейчас  будем говорить о доброте. Подтверждением важности этой темы являются результаты анкетирования по теме: «Какое качество в человеке я поставил бы на первое место». Большинство из вас на первое место поставили доброту. И это замечательно.

  1. Знакомство с понятием доброта. Презентация.

-Ребята, что означает слово доброта? (ответы детей) Обратимся к определению в толковом словаре Ожегова. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро  другим. А как много добрых слов образовано от этого корня – добро.                                                                        

-Ребята, подберите однокоренные слова с корнем «добр».                                                                      (добродушный, добродетельный, доброжелательный,  добропорядочный, добросердечный, добросовестный)                                                                                

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Ребята, а как  об этом понятии высказываются великие люди, посмотрите, пожалуйста, на экран.

Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л.Толстой.)

Доброта- вещь удивительная. Она сближает, как нечто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран, непрошенных обид. (В.Розов.)

-Ребята, а что значит  «добрый человек»? Как вы думаете?

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый. Несущий благо, добро, благополучие. Хороший, нравственный, душевный сердечный, порядочный.

Добрый человек, это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту придти на помощь. Добрый человек бережет природу, любит птиц, зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть  вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

 -Ребята, а сейчас вернемся к нашим прежним кадрам, где проявляется зло по отношению к животным, птицам, пожилым людям.  Сравните вот  с этими кадрами. Что вы здесь видите? (Здесь проявляется добро, забота о животных, птицах, уважительное отношение к пожилым людям )

-Ребята, скажите мне, как зло может влиять на нас с вами и  на окружающих ? Если вас обидят, что с вами происходит? (падает нестроение, ухудшается здоровье: болит голова, сердце, а у пожилых людей поднимается давление). Давайте с вами проведем эксперимент.

2. Ситуация «Оскорби куклу»                                                                                                                           –Ребята, сейчас я хочу вам предложить то, что никогда не предлагала вам в жизни, а всегда запрещала и ругала вас за это. Перед вами кукла. Я предлагаю вам сделать ей больно. Вы можете выместить на ней свое зло. Можете шептать ей на ухо обидные слова и загибать ее.                                         –Ребята, посмотрите какой стала наша кукла: жалкой, помятой, обиженной. А посмотрите, какой она была до этого.                                                                                                                                                                    –Ребята, видите, что делает с нами зло? На месте куклы может оказаться каждый из нас. Тоже самое происходит и с людьми. Мы тоже порой проявляем зло по отношению друг к другу, вот к чему это приводит: наш организм быстрее изнашивается, мы стареем, плохо себя чувствуем от плохого отношения к нам. Как вы думаете, если вам будут говорить оскорбительные слова и применять физическую силу вам будет приятно?

3. Игра- тренинг «Солнышко»

-Ребята, а сейчас, я предлагаю вам переместиться на подушки и немного отдохнуть.

Доброта- это, как солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе- от солнца, а все лучшее в жизни- от человека. (Звучит спокойная музыка)

-Ребята, садитесь поудобнее, слегка вытяните руки вперед, ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе, что я вам скажу. Нарисуйте в своем воображении солнце добра и хорошего настроения, положите его на обе ладони. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный свет. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого солнца внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становиться вашей душе… Дует теплый ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, друг на друга и улыбнитесь друг другу. Возьмите друг друга за руки, пожмите друг другу руки. Вы чувствуете поддержку друг друга, единство?                                                                                –Ребята, я вам предлагаю встать ,занять свои места и мы приступаем к выполнению заданий в группах.

4. Работа в группах. Придумайте в своих группах жест, приветствие, которое показывает доброе отношение друг к другу, единство, товарищество. Теперь предлагаю вам следующее задание: «Собери пословицу».

  1. В ком нет добра - в том правды мало.
  2. Худо тому - кто добра не делает никому.
  3. Не одежда красит человека- а его добрые дела.
  4. Не хвались серебром- а хвались добром.
  5. Кто добро творит- того бог отблагодарит.
  6. Не ищи красоты- ищи доброты.
  7. Торопись на доброе дело - худое само приспеет.
  8. Доброе слово и кошке приятно.

Ребята вам легко работалось в команде. (Да). Наверное, это потому что среди вас было единство и доброе отношение.

-Ребята, а как вы думаете, быть добрым легко? (нет) Кто- то сталкивался с трудностями проявления добра ? (да) Поделитесь с нами.

5. Обсуждение притчи. В пример того, что добро совершить иногда трудно, послушайте притчу о добре.

Продавец стоял за прилавком магазина и рассеянно смотрел на улицу. Одна маленькая девочка подошла к магазину и буквально прилипла к витрине. Когда она увидела то, что искала, её глаза заблестели от восторга…

Она вошла внутрь и попросила, чтобы ей показали бусы из бирюзы.

— Это для моей сестры. Вы можете красиво завернуть их? — спросила девчушка.
Хозяин с недоверием посмотрел на малышку и спросил:
— А сколько у тебя денег?
Девочка вытащила из кармана платочек, развернула его и высыпала на прилавок горсть мелочи. С надеждой в голосе она спросила:
— Этого хватит?
Там было всего несколько мелких монет. Девочка с гордостью продолжала:
— Знаете, я хочу сделать подарок своей старшей сестре. С тех пор, как умерла наша мама, сестра заботится о нас, а на себя у неё не остается времени. Сегодня у неё день рождения и я уверена, что она будет счастлива получить такие бусы, они очень подойдут под цвет её глаз.

Мужчина взял бусы, прошел вглубь магазина, принес футляр, положил в него бирюзу, обернул лентой и завязал бант.
— Держи! — сказал он девочке. — И неси осторожно!

Девчушка выбежала и вприпрыжку понеслась к дому. Рабочий день подходил к концу, когда порог того же магазина переступила молодая девушка. Она положила на прилавок знакомый продавцу футляр и отдельно оберточную бумагу и развязанный бант.

— Эти бусы были куплены здесь? Сколько они стоили?
— А! — сказал хозяин магазина, — стоимость любого изделия в моем магазине — это всегда конфиденциальный договор между мной и клиентом.

Девушка заявила:
— Но у моей сестры было только несколько монет. Бусы из настоящей бирюзы, так ведь? Они должны стоить очень дорого. Это нам не по карману.

Мужчина взял футляр, с большой нежностью и теплотой восстановил упаковку, вручил девушке и сказал:
— Она заплатила самую высокую цену… Больше, чем мог заплатить любой взрослый: она отдала всё, что имела.

Тишина заполнила маленький магазинчик, и две слезы скатились по лицу девушки, сжимающей в дрожащей руке небольшой сверток…

-Кто в притче совершил добрый поступок? (Девочка и продавец). Как вы думаете, могла девочка истратить деньги на что – либо другое. Мог продавец отказать девочке. Почему же эти люди так поступили? (Потому что они добрые, отзывчивые и т.д.) Вы смогли бы так поступить? Это трудно? Какие добрые дела вы совершаете?

4. Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: Формировать у детей способность самостоятельно делать вывод.

-Ребята, а сейчас я хочу вам раздать картинки, на которых вы должны написать доброе слово, которое вы посвятили бы своим товарищам, друзьям, или любимому животному.

А сейчас каждый зачитывает свое слово  и прикрепляет его на доску. Посмотрите, ребята, какая добрая, красивая, удивительная и позитивная картина получилась от ваших добрых слов. Спасибо вам.

- Наше занятие подошло к концу. Я хочу спросить у вас, ребята.

- Понравилось ли вам  сегодняшнее занятие?

- Ребята, какие выводы сделаете для себя?

Мне хотелось бы вам прочитать такое стихотворение.                                                                                       Как бы жизнь не летела дней своих не жалей                                                                                                                                          Делай доброе дело ради счастья людей                                                                                                                                   Чтобы сердце горело и не тлело во мгле

 Делай доброе дело, тем живем на земле

Ребята, я благодарю вас за сотрудничество.

 (звучит музыка «Твори добро на всей земле»)

В ком нет добра - в том правды мало.

Худо тому - кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека - а его добрые дела.

Не хвались серебром - а хвались добром.

Кто добро творит - того бог отблагодарит.

Не ищи красоты - ищи доброты.

Торопись на доброе дело - худое само приспеет

Доброе слово и кошке приятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Доброта в нас, доброта вокруг нас"

Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия, формирование адекватного представления о доброте и добрых делах....

Воспитательное занятие "Доброта истинная и доброта ложная"

Воспитательные занятия о доброте имеют большое значение в духовно-нравственном воспитании детей и подростков....

Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»

ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...

Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"

Цели:·            Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;·            П...

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...

Семейная гостиная «Доброта рождает доброту»

Добрый человек всегда вежлив со своим собеседником....