Рабочая программа дружины юных пожарных "Спасатель"
рабочая программа на тему
Рабочая программа дружины юных пожарных "Спасатель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dyup_2015-2016.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Ромненская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Гончарова»
СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора по УВР Костюченко Т.Г.
25.08.2015 г. _______________________ Подпись | УТВЕРЖДЕНА. Педагогическим советом школы (протокол № 1 от 26 августа 2015 г.) | УТВЕРЖДЕНА. Директором МОБУ Ромненская СОШ ___________ /Т.В.Пасечникова/ Приказ № 131 от 27.08.2015 г. |
Дополнительная общеобразовательная рабочая программа
дружины юных пожарных «СПАСАТЕЛЬ»
руководитель: Онищенко Оксана Николаевна
на 2015 -2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка
2. Тематическое планирование
3. Календарно – тематическое планирование
4. Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса
5. Список литературы
6. Учебно–методическое обеспечение
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников. Для этого в школе создан кружок юных пожарных «Спасатель», который имеет социально – педагогическую направленность. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов:
- гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей;
- непрерывность образования и воспитания;
- воспитывающего обучения;
- приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
- обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения.
Программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Время реализации программы – 34 занятия.
Количество воспитанников в дружине – 15 человек.
Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний.
Цель: воспитание ребенка знающего правила поведения при пожаре;
- формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- социальное становление личности ребенка;
- формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне-специальных учебных заведениях МЧС РФ.
Задачи:
- сформировать кружок, организовать его постоянное функционирование;
- обучать учащихся Правилам пожарной безопасности;
- воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие;
- развивать коммуникативные качества (сценические качества, умение выступать с лекцией, сообщением);
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, окружающей среде.
1. Воспитательные:
- воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного;
- воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
2. Образовательные:
- дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях;
- дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины;
- научить основам строевой подготовки;
- приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения.
3. Развивающие:
- развитие детского технического творчества,
- развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны.
Работа кружка «Дружина юных пожарных» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов). Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности. Направления деятельности в течении года зависят от времени года и местных условий.
Работа кружка включает в себя 3 этапа:
- Теоретический этап накопления знаний;
- Практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
- Пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех мероприятиях по данному направлению, распространение листовок, выступление перед учащимися школы.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Подготовка к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту. | 3 | 2 | 1 |
3 | Азбука туризма | 2 | 1 | 1 |
4 | Туристические биваки | 2 | 1 | 1 |
5 | Виды узлов | 2 | 1 | 1 |
6 | Устройство огнетушителей | 2 | 1 | 1 |
7 | Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 |
8 | Знаки пожарной безопасности | 2 | 1 | 1 |
9 | Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. | 2 | 1 | 1 |
10 | Пожарная техника и костюм пожарного. | 1 | 1 | - |
11 | Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях | 1 | 1 | - |
12 | Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. | 2 | 2 | - |
13 | Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. | 2 | 1 | 1 |
14 | Игра-викторина «Опасный огонёк» | 1 | 1 | - |
15 | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | - | 1 |
16 | Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» | 1 | - | 1 |
17 | Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. | 2 | - | 2 |
18 | Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. | 1 | - | 1 |
19 | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. | 2 | 1 | 1 |
20 | Соревновательная деятельность. Подведение итогов. | 2 | - | 2 |
ИТОГО | 34 | 17 | 17 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРУЖИНЫ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ «СПАСАТЕЛЬ»
№ | Тема занятия | кол-во часов | тип занятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Вводное занятие. Цели и задачи дружины юных пожарных, обязанности и права члена дружины. | 1 | Урок изучение нового и первичное закрепление | Беседа о планах работы дружины юных пожарных. Выбор актива. Знакомство с оборудованием кабинета и необходимыми принадлежностями. Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий. | Текущий беседа | Знать правила поведения во время проведения занятий. | |||
2 3 4 | Подготовка к соревнованиям по пожарно-прикладному спорту. | 3 | Урок закрепления | Знакомство с пожарной техникой, видами спорта, работа пожарного, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание. | практика | Знать вида пожарно-прикладного спорта, нормативы спортивных разрядов, виды состязаний, правила соревнований, боевое развёртывание. | ||
5 6 | Азбука туризма | 2 | Комбиниро-ванный | Лекция: снаряжения для похода, питание в походе, ориентироваться на местности при помощи карты и компаса, костры. | Текущий устный опрос | Уметь применять знания на практике: топографическая карта, условные знаки, виды костров. | ||
7 8 | Туристические биваки | 2 | Комбиниро-ванный | Беседа-практика(лекция): виды туристических бивак. | устный опрос | Знать (вспомнить) виды туристических бивак. | ||
9 10 | Виды узлов | 2 | Комбиниро-ванный | Беседа-практика: виды узлов. | Текущий устный опрос | Знать (вспомнить) виды узлов. Уметь применять знания на практике | ||
11 | Устройство огнетушителей | 1 | Комбиниро-ванный | Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. | Текущий устный опрос | Знать виды и назначение огнетушителей. Уметь применять знания на практике | ||
12 13 | Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности | 2 | Комбиниро-ванный | Игра на противопожарную тему | устный опрос | Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения. | ||
14 | Устройство огнетушителей, их типы. | 1 | Комбиниро-ванный | Лекция: Огнетушитель химический пенный. Углекислотные огнетушители. Порошковые огнетушители. Правила эксплуатации огнетушителей. | Текущий устный опрос | Знать виды и назначение огнетушителей. | ||
15 16 | Знаки пожарной безопасности | 2 | Комбиниро-ванный | Знакомство(повторение) знаки для использования на путях эвакуации. | Текущий устный опрос | Знать знаки пожарной безопасности. | ||
17 18 | Виды пожаров. Правила поведения при пожарах. | 2 | Урок изучение нового и первичное закрепление | Беседа: виды пожаров, правила поведения при пожаре. | Текущий устный опрос | Знать виды пожаров, правила поведения при пожаре. | ||
19 | Пожарная техника и костюм пожарного. | 1 | Комбиниро-ванный | Лекция (практика): виды пожарной техники, костюм пожарного. | Текущий беседа | Знать виды техники, костюм пожарного. | ||
20 | Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. | 1 | Комбиниро-ванный | Беседа: неосторожное обращение с огнем. Неправильная эксплуатация электросети. Шалость детей с огнем. Неосторожность старших при курении. Неосторожное обращение с пиротехническими средствами. | Беседа, устный опрос | Знать причины пожаров в жилом доме |
21 22 | Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности. | 2 | Комбиниро-ванный | Лекция: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления ответственности, размер санкции. | Текущий беседа | Знать: правовые основы пожарной безопасности, уголовно-правовые нормы, административная ответственность, возраст наступления отв-ти, размер санкции. | ||
23 24 | Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре. | 2 | Комбиниро-ванный | Лекция (практика): первая помощь пострадавшим при пожарах. | Текущий беседа | Знать: первая помощь пострадавшим при пожарах. | ||
25 | Игра-викторина «Опасный огонёк» | 1 | Комбиниро-ванный | Игра на противопожарную тему. | Текущий беседа | Знать правила поведения по время эвакуации, первичные средствами пожаротушения и т.д. | ||
26 | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | Контроль знаний | Беседа (рассказ): знакомство с пожарной техникой. Работа пожарного расчета. | Промежуточный устный опрос | Знать виды с пожарной техники. Работу пожарного расчета. | ||
27 | Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе» | 1 | Практичес-кое занятие | Проверка состояния пожарного щита, эвакуационных выходов, заправки огнетушителей и др. | Текущий беседа | |||
28 29 | Разъяснительные работы о ППБ в пожароопасный период. | 2 | Комбиниро-ванный | Беседа (рассказ): хроника чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами. ЧС в нашем населенном пункте. | Текущий беседа | Знать и уметь: распространение листовок, памяток на противопожарную тематику. | ||
30 | Изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. | 1 | Практичес-кое занятие | Практика: изучение планов эвакуации. Разъяснительная работа среди учащихся о правилах эвакуации по плану. | Текущий устный опрос | Знать планы эвакуации школы, правила эвакуации. Уметь проводить беседу на тему «Противопожарная профилактика» | ||
31-32 | Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации. | 2 | Комбиниро-ванный | Лекция: пожарные извещатели, разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охранно-пожарной сигнализации, понятие о приёмных станциях. | Текущий устный опрос | Знать: пожарные извещатели, разные виды установок пожаротушения: порошковые, паровые, пенные, водные; назначение охранно-пожарной сигнализации | ||
33-34 | Соревновательная деятельность. Подведение итогов. | 2 | Комбиниро-ванный | Участие в соревнованиях среди ДЮП | Текущий устный опрос | Уметь применять знания на практике |
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
После изучения программы учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2. Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
УМЕТЬ:
- Пользоваться спичками.
- Эвакуироваться из здания школы.
- Пользоваться всеми видами огнетушителей.
- Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
- Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г
- Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г.
- Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г
- Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г.
- «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал.
- Виноградова С.В. Юные друзья пожарных. Программа работы кружка. – Волгоград, Учитель, 2007.
- Горбачёва Л.А. Вперёд, пожарные! Сборник игр. – Екатеринбург, 2006.
- Горбунова Н.А. ОБЖ. Поурочные планы. - Волгоград, Учитель, 2002.
- Казаков В.И. безопасное поведение в ЧС. Пособие для учителя. - Екатеринбург, Учебная книга, 2006.
- Казаков В.И. Пожарная безопасность для школьника. Программно–методические материалы. - Екатеринбург, Учебная книга, 2005.
- Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника. Памятка. – М., НЦ ЭНАС, 2005.
- Миронов С.К. ОБЖ. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. - М., экзамен, 2006.
- Павлова О.В. Пожарная безопасность Конспекты занятий и классных часов. 5 – 11 классы. - Волгоград, Учитель, 2006.
- Павлова О.В. Пожарная безопасность в ОУ. Нормативные - Волгоград, Учитель, 2007.
- Попова Г.П. ОБЖ. Школьный курс в тестах. 5 – 8 классы. - Волгоград, Учитель, 2005.
- Ситников В.П. ОБЖ. Справочник школьника. – М., Слово, 1998.
6. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Пожар.
- Лесной пожар.
- Первичные средства пожаротушения.
- Действия в случае невозможности покинуть квартиру.
- Правила поведения при пожаре.
- Умей действовать при пожаре.
- Знаки пожарной безопасности.
- Основы пожарной безопасности для школьников.
- Мы – юные пожарные.
- Осторожно – огонь.
- Дети и огонь.
- Эксплуатация печного отопления.
- Меры ПБ при проведении новогодних праздников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный лесовод"
Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план...
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс
Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс. Количество часов в год-34 часов. ...
Рабочая программа Школа юного дизайнера для 5-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с. Допол...
Программа Дружины Юных Поожарных
Программа Дружина Юных Пожарных...
Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных» (5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 180 часов в году)
Календарно-тематическое планирование занятий к модифицированной программе «Дружина юных пожарных»(5 часов в неделю, 20 часов в месяц, 180 часов в году)Примерное содержание учебной программы« Дру...
Рабочая программа. Дружина юных пожарных. 7 кл. (ФГОС)
Рабочая программа. Дружина юных пожарных. 7 кл. (ФГОС)...
Рабочая программа "Дружина юных пожарных"
Данная программа разработана для детей - Дружины юных пожарных образовательного учреждения по изучению основ пожарной безопасности и в соответствии с программой курса ОБЖ общеобразовательной школы, ре...