Зачем нужны налоги
методическая разработка (5 класс) на тему
интеллектуально-познавательная игра для школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зачем нужны налоги | 57.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАЛОГИ
Интеллектуально-познавательная игра для школьников
Подготовлена:
Учителем истории и обществознания
Аршиновой Жанной Вячеславовной
Губкин
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы живём в трудное время переходного периода, когда рыночные механизмы ещё не заработали на полную мощность, а от эффективности решения стоящих перед государством задач зависят судьбы миллионов наших сограждан, социальный мир и согласие в обществе. Недостаток средств для финансирования в должном объёме социальной сферы (в первую очередь образования, медицины, культуры), армии, правоохранительных органов и т.д., задержки с выплатой заработной платы государственным служащим во многом связаны с плохой собираемостью налогов. Причины последней не только в несовершенстве самой действующей налоговой системы, но и в порождаемом ею перекосе общественного сознания, когда недовольство количеством и размерами действующих налогов подменяется стремлением не платить налоги вообще.
В отличие от развитых стран, где уклонение от уплаты налогов осуждается обществом, в нашей стране, к сожалению, распространено отношение к этому как к некоей «доблести». Все попытки налоговых органов решить проблему собираемости налогов с помощью административных мер и ужесточения наказания за не уплату налогов не привели к ожидаемым результатам. Воспитывать налоговое правосознание необходимо уже в школе, путем многолетнего, постепенного формирования налоговой грамотности.
Данную разработку, её элементы, можно использовать на занятиях по ознакомлению с системой налогообложения, при проведении конкурсов.
ЦЕЛЕВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ:игра проводится с целью популяризации знаний о налогах и системе налогообложения, повышения налоговой грамотности младших школьников. Игровая форма и сказочный сюжет помогают в доступной форме обсудить серьёзные проблемы. Игра способствует развитию гражданственности и социальной активности, инициативы и самостоятельности.
УЧАСТНИКИ: команды по шесть человек, ведущий, исполнитель роли царя, звукооператор, жюри.
ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:
для участников
стол, шесть стульев для каждой команды;таблички с номерами команд;карточки с заданиями;сигнальные карточки по цвету команды.
для жюри
контрольные листы, оценочные листы, критерии оценок.
для ведущих
образцы заданий, магнитофон, микрофон,кассета с фоновой музыкой,часы (секундомер),ширма,кукла Царь.
оформление
название игры, рисунки, которые используются для выполнения заданий.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Для исполнения роли Царя можно использовать куклу. Во время выполнения заданий участниками конкурса, в случае возникновения пауз, можно провести конкурсы со зрителями. Например, рассказать конец поговорки (см. Приложение) или ответить, как называлась раньше та или иная монета, мера веса, длины.
С Ц Е Н А Р И Й
интеллектуально-познавательной игры для младших школьников
«ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАЛОГИ»
За несколько минут до начала игры участники проходят в зал и занимают места за своими столами. Звучит народная музыка. Фанфары. Входит ведущий.
Ведущая. Добрый день! Сегодня, мы собрались в этом зале, чтобы провести игру «Зачем нужны налоги?»
Звучит музыка.
Ведущая. В некотором царстве, в некотором государстве жил был Царь Горох. (Царь грустит, вздыхает, думает.) Здравствуй, царь-батюшка!
Царь(испуганно). Ой! Здравствуй, красная девица. А как же ты без докладу-то вошла. И не одна. Неужто стража не остановила?
Ведущая. Не видели мы стражу.
Царь.Ой-ой, беда! И стражники сбежали.
Ведущая. А что ж за беда такая?
Царь. По секрету скажу, заплатить, милая, нечем. Вот они и сбежали. Все сбежали. Всё моё царство-государство в раздор пришло. А всё почему?
Ведущая. Почему?
Царь. Царство-то у меня волшебное, кто-то наколдовал, и я забыл, откуда деньги-то в государстве берутся. А я стар стал, память плоха, где ж мне вспомнить.
Ведущая. Царь-батюшка, а мы тебе поможем. Посмотри, сколько со мной добрых молодцев да красных девиц пожаловало. Они все в школе учатся, много знают. На все твои вопросы и ответят. И тогда ты сможешь сформировать бюджет твоего царства-государства.
Царь. Бюджет? А это чегой-то?
Ведущая. А это царь-батюшка список доходов и расходов.
Царь. Доходы это хорошо! Так тому и быть. А ответы их дума моя рассмотрит. Только какие ж у меня доходы?
Ведущая. Это мы сейчас у ребят узнаем. Ребята, как государство может пополнить казну, откуда могут прийти доходы? Давайте посмотрим, что есть в этом государстве? Что может принести доход? Каждая команда по очереди внесёт свое предложение. Итак, начинаем.
Рисунки.
Что есть в тридевятом царстве – тридесятом государстве. Для задания «Доходы бюджета».
Указатели с надписями:
Горы Тмутараканские: золотая, серебряная и медная, Дремучий лес, Болото (нефть, газ, торф), Печка.
Волшебные вещи: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт.
Кузница.
Заморские вещи (предметы роскоши, на которые обычно накладывается акциз при продаже): драгоценности, украшения и т.п.
Письменные принадлежности: чернильница, перо, свиток с печатью.
Для задания «Расходы бюджета».
Указатели с надписями:
Школа, Больница, Музей, Маленькие дети, Старики, Армия, Защита природы, Наука, Копилка.
Ведущая по жребию определяет, какая из команд первой отвечает на вопрос, и в порядке очереди предоставляет слово участникам. Ведущая обращает внимание участников на указатели. Жюри с помощью ведущей фиксирует правильные ответы участников. Командам предоставляется равное количество попыток. Повторяться нельзя. Жюри называет оценки.
Царь. Хорошо придумали. Всё есть. И всё-таки я в печали. А вдруг кто не заплатит? И кто из них платить должен? И сколько? Как я узнаю? Товар опять же за границу возить будут… Вот есть тут у меня одно хитрое письмо. Только слов в нём не хватает. А вдруг в нём разгадка.
Ведущая. Ребята, давайте поможем царю узнать, что это за пропавшие слова.
НЕДОПИСАННОЕ ПИСЬМО
Вставьте пропущенные буквы. Обязательные платежи, которые государство берёт с граждан и предприятий, называются Н . . . . . . . Налоги платят Н . . . . . . . . . . . . . . . . Налоговые П . . . . . . . . . . - главная статья доходов государства. Организации и предприятия называются Ю . . . . . . . . лицами, а люди Ф . . . . . . . . лицами. Все, кто пытается уклониться от уплаты налогов, имеют дело с налоговой П . . . . . . . Все граждане, имеющие больше одной статьи дохода, обязаны до 1 апреля заполнить Д . . . . . о доходах и подать её в налоговую И . . . . Земля, различные здания и сооружения относятся к Н . . . . . . . . . . имуществу. На таможне взимается таможенная П . . . . . . |
Участники вписывают ответы, ориентируясь по смыслу и количеству букв. Ведущий называет правильные ответы. Жюри оценивает работы детей.
Царь. Вот теперь знаю! Теперь в моём государстве и налоговая инспекция, и налоговая полиция есть, и таможня работает. И все, кто имеет больше одной статьи дохода, декларацию заполняют. И все налогоплательщики и физические и юридические лица налоги платят, и поступления в казну так и идут, так и идут. Вот тут ещё кроссворд какой-то может они, и его разгадают?
Ведущая.Обязательно царь-батюшка.
Дети разгадывают кроссворд.
1. | Д | |||||||||
2. | Е | |||||||||
3. | К | |||||||||
4. | Л | |||||||||
5. | А | |||||||||
6. | Р | |||||||||
7. | А | |||||||||
8. | Ц | |||||||||
9. | И | |||||||||
10. | Я |
1. Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности.
2.Список доходов и расходов.
3. Один из видов косвенного налога.
4. Денежные сборы с населения и предприятий за определенные услуги.
5. Денежная единица какой-либо страны.
6. Вывоз товаров за границу.
7. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
8. Обесценивание денег.
9. Печатание государственных денег и иных ценных бумаг.
10. Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей.
Царь. Я вот, что думаю. Налоги надо со всех брать. Так доход больше будет. Декларацию пусть каждый заполняет.
Ведущая. Царь-батюшка, как же со всех. Один уже немощен, другой ещё школу не закончил, а Курочка Ряба всю жизнь на одном месте трудится, и налог уже заплатила.
Царь. А как я разберусь с кого брать, с кого не брать?
Ведущая. А тебе ребята помогут. И помогут героям правильно заполнить налоговую декларацию.
Ведущая раздает задания, инструктирует детей. Дети заполняют налоговые декларации.
Уважаемые дети! Царь велит всем заполнить налоговую декларацию, а я не знаю что это такое. Помогите, пожалуйста. Он даже специальные номера всем раздал. Мой номер 369. Зовут меня Змей Горынычем. Живу я в Дремучем лесу. По ночам сторожу государственную границу. За что Царь заплатил мне в прошлом году 500 тук. По вечерам я люблю рассказывать сказки. Недавно написал книгу сказок, и мне заплатили за неё 300 тук. Иногда я подрабатываю сварщиком, и за эту работу в прошлом году получил 200 тук. Охрана государственной границы дело небезопасное. Недавно мне отсекли в бою хвост. Пришлось пришивать. Я отдал лекарю сразу 50 тук. Подскажите, как заполнить декларацию? Сколько я должен уплатить налога? С благодарностью, Змей Горыныч. |
Уважаемые дети! Царь велит всем заполнить налоговую декларацию, а я не пойму как её заполнить. Помогите, пожалуйста. Царь даже специальные номера всем раздал. Мой номер 713. Живу я на Лесной опушке. Травки лекарственные выращиваю. В аптеку их сдаю. За что в прошлом году 500 тук получила. А ещё лечу жителей нашего царства-государства. Царь-батюшка мне за это жалованье назначил – 700 тук. Но живу-то я не одна, с дочкой. Её Кикиморкой кличут. Да, вот ещё недавно учиться ездила у заморских докторов. За учебу заплатить пришлось – 50 тук. Подскажите, как заполнить декларацию? Сколько я должна уплатить налога? С благодарностью, Баба-Яга Кощеева. |
Налоговая декларация
Налоговый период_____________________ (год) ИНН (индивидуальный налоговый номер)______ Фамилия___________________________________________________________ Имя_______________________________________________________________ Адрес_____________________________________________________________ Доход_____________________________________________________________ Доход_____________________________________________________________ Доход_____________________________________________________________ Общая сумма налога_________________________________________________ ______________________________________________________________ Налоговые вычеты Налоговый вычет на ребенка__________________________________________ Сумма, уплаченная за обучение_______________________________________ Расходы по дорогостоящему лечению__________________________________ Сумма вычетов_____________________________________________________ Расчет суммы налога Общая сумма налога_________________________________________________ Сумма вычетов_____________________________________________________ Сумма налога_______________________________________________________ |
Царь. Ой, молодцы! Теперича есть чаво тратить. Войной пойду! Ещё себе леса отвоюю.
Ведущая. Ты погоди, царь-батюшка, не торопись. Где армию-то возьмёшь? А вдруг у соседа сильнее окажется? Кто тогда твоё государство защитит? Все деньги на войну потратишь. Да ведь и казна-то ещё не наполнилась. Может сначала всё в государстве устроить, решить, на что доход лучше потратить?
Царь. И то, верно, воевать-то вроде и не с кем? А вот есть ли жизнь на Марсе? Давно любопытствую.
Ведущая. Царь-батюшка, а на Марс хватит казны-то? Может ребят спросим, на что доход потратить.
Царь. Да… Мечтаю-то я о многом… Вот я здесь список-то вам оставил, а сам пойду отдохну. Спина болит, мочи нет, и лекаря нету.
Ведущая. Ребята, царь составил список того, на что он хочет потратить государственный бюджет. (Ведущая зачитывает список). Вы должны выбрать самые важные пункты расходов и прикрепить к ним букву «Н». Это значит, что государство тратит на эти нужды средства из своего бюджета.
Участники вставляют буквы определенного цвета в кармашки около рисунков, жюри фиксирует ответы. Жюри объявляет оценки.
Царь. Мудрые вы ребятки. Молодцы! А я вот вспомнил, какие раньше у меня налоги были, и задачку вам про них приготовил.
Ведущая. Давай своё задание. Я думаю, ребята и с ним справятся.
Из истории налогов
ПОДЫМЩИНА Чрезвычайный государственный налог. Собирали в случае стихийных бедствий, войн и других всеобщих несчастий. МЕРА Пошлина за право иметь склады для товаров. ПЯТИННЫЕ ДЕНЬГИ Основной налог на Руси после поражения в войне с монгольскими ханами. Этот налог русские князья собирали сами и передавали великому князю, который отправлял все собранное в Орду. ГОСТИНАЯ Налог «с дыма», то есть с крестьянского дома, хозяйства. ВЫХОД Налог за оказание услуг по измерению товаров |
Дети выполняют задание.
Царь. Ну-ка, как справились твои помощники?
Ведущая. А это нам царь-батюшка дума сейчас доложит.
Жюри объявляет результаты.
Царь. Ой, спасибо, ой, удивили, угодили то как, всё вспомнил. Теперь всё в моём царстве-государстве на своё место встанет.
Ведущий. И тебе спасибо царь-батюшка. Ребята! Я должна представить вам тех, кто сегодня, работал в царской думе. (Ведущая представляет жюри).
Жюри объявляет итоги всей игры и вручает призы.
Приложение 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Доходы бюджета. За каждый правильный ответ 2 балла Недописанное письмо. За каждый правильный ответ 1 балл Кроссворд. За каждый правильный ответ 1 балл Расходы бюджета. За каждый правильный ответ 2 балла Из истории. За каждый правильный ответ 2 балла Декларация о доходах. См. Контрольный лист 13 баллов |
Приложение 2.
Контрольный лист НЕДОПИСАННОЕ ПИСЬМО Вставьте пропущенные буквы. Обязательные платежи, которые государство берёт с граждан и предприятий, называются НАЛОГАМИ Налоги платят НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ Налоговые ПОСТУПЛЕНИЯ - главная статья доходов государства. Организации и предприятия называются ЮРИДИЧЕСКИМИ лицами, а люди ФИЗИЧЕСКИМИ лицами. Все, кто пытается уклониться от уплаты налогов, имеют дело с налоговой ПОЛИЦИЕЙ Все граждане, имеющие больше одной статьи дохода, обязаны до 1 апреля заполнить ДЕКЛАРАЦИЮ о доходах и подать её в налоговую ИНСПЕКЦИЮ Земля, различные здания и сооружения относятся к НЕДВИЖИМОМУ имуществу. На таможне взимается таможенная ПОШЛИНА |
Приложение 3.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
|
Приложение 4.
ИНСТРУКЦИЯ Внимательно читайте инструкцию. Заполняйте декларацию аккуратно, разборчивым почерком, записывайте цифры так, чтобы было удобно считать. Запишите индивидуальный налоговый номер (ИНН), фамилию, имя, адрес. В каждой графе дохода укажите сумму годового дохода за один вид работы. Сложите доходы. Разделите полученную сумму на сто. Умножьте полученное число на 13. Вы получили общую сумму налога. Если у Вас есть ребенок, налоговый вычет составит 50 кун. Запишите его в нужную графу. Запишите сумму, уплаченную за обучение и расходы по дорогостоящему лечению. Сложите все налоговые вычеты. Чтобы рассчитать сумму налога, от общей суммы налога отнимите сумму вычетов. |
Приложение 5.
Контрольный лист Налоговая декларация Налоговый период______2004_______________ (год) ИНН (индивидуальный налоговый номер)__369____ Фамилия_______Горыныч___________________________________________ Имя____________Змей_______________________________________________ Адрес__________Дремучий лес________________________________________ Доход__за охрану границы__________500______________________________ Доход__за книгу___________________300______________________________ Доход__за работу сварщиком______200_______________________________ Общая сумма налога_____________1000: 100 х 13 = 130________________ _____________________________________________________________ Налоговые вычеты Налоговый вычет на ребенка_______________________________________ Сумма, уплаченная за обучение___________________________________ Расходы по дорогостоящему лечению_____________50___________________ Сумма вычетов______________________________50_____________________ Расчет суммы налога Общая сумма налога___________________130___________________________ Сумма вычетов_________________________50__________________________ Сумма налога_________________________80________________________ |
Контрольный лист Налоговая декларация Налоговый период______2005_______________ (год) ИНН (индивидуальный налоговый номер)__713_ Фамилия______________Кощеева_____________________________________ Имя____________________Баба-Яга___________________________________ Адрес_______________________Лесная опушка_________________________ Доход_________________________500_________________________________ Доход_________________________700_________________________________ Доход____________________________________________________________ Общая сумма налога____500 + 700 = 1200 _____1200:100х13= 156 Налоговые вычеты Налоговый вычет на ребенка__________________50______________________ Сумма, уплаченная за обучение_______________50______________________ Расходы по дорогостоящему лечению__________________________________ Сумма вычетов____________________________100______________________ Расчет суммы налога Общая сумма налога____________________156__________________________ Сумма вычетов_________________________100_________________________ Сумма налога_________________________56________________________ |
Приложение 6.
Контрольный лист Из истории налогов ПОДЫМЩИНА Чрезвычайный государственный налог. Собира- ли в случае стихийных бедствий, войн и других всеобщих несчастий. МЫТ Пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через городские заставы. ПЯТИННЫЕ В России 15-20 вв. натуральный налог с наро-ДЕНЬГИ дов Сибири и Севера, главным образом пушни- ной. ВЕС Налог «с дыма», то есть с крестьянского дома, хозяйства. ЯСАК Налог за оказание услуг по взвешиванию това- ров |
Приложение 7.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Основные понятия
НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т. д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз).
АКЦИЗ (франц. accise), вид косвенного налога, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и услуг. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник доходов государственного бюджета.
СБОР – это целенаправленный платеж, являющейся платой государству за оказанные налогоплательшику услуги. Сбор может быть платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.
ПОШЛИНЫ, денежные сборы, взимаемые государственными органами с граждан, учреждений и организаций за определенные виды услуг, выдачу документов имеющих юридическое значение. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваются таможенные пошлины.
ТАМОЖНЯ (оттамга), государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в т. ч. багажа и почтовых отправлений) через границу; взимает пошлины и др. сборы с провозимых грузов. Таможни располагаются обычно в морских и речных портах, в международных аэропортах, на пограничных пунктах и железнодорожных станциях, в крупных центрах страны.
БЮДЖЕТ (англ. budget), роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Составляется главным образом с помощью налогов и используется для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.
ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, доходы государства, используемые для осуществления его функций. Формируются главным образом за счет налогов, в т. ч. подоходного налога, займов государственных, поступлений от кредита государственного, таможенных пошлин и др. См. также Государственный бюджет.
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, денежные затраты государства, связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета финансируются наиболее крупные и важные с общенациональной точки зрения государственные расходы: военные расходы, расходы на развитие экономики, внешнеэкономические и социальные программы, науку, культуру, содержание аппарата управления.
ТАРИФЫ (франц. tarif, от араб.та'риф — объяснение, определение), система ставок, по которым взимается плата за услуги. Наиболее распространены: тарифы транспортные, связи, коммунальные; тарифы таможенные — за провоз товаров через государственную границу.
ВАЛЮТА (итал. valuta, букв. — стоимость),
1) денежная единица какой-либо страны и ее тип (золотая, серебряная, бумажная);
ЭКСПОРТ (от лат. exporto — вывожу), вывоз товаров или капиталов за границу.
ИМПОРТ (от лат. importo — ввожу), ввоз товаров в страну из-за границы.
ИНФЛЯЦИЯ (от лат. influtio — вздутие), процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. Проявляется в повышении стоимости жизни и росте цен. Инфляция обычно возникает как реакция на несбалансированность государственных доходов и расходов, монополизацию экономики, опережающий рост издержек производства (в частности, заработной платы) по сравнению с ростом производительности труда, несбалансированность платежных отношений между странами и др. Различают ползучую (умеренную) инфляцию — непрерывный рост цен в пределах 10% в год; галопирующую — стремительный рост цен от 20 до 200% в год; гиперинфляцию — как правило рост цен св. 50% в месяц. В 20 в. умеренная инфляция — нормальное явление для экономически развитых стран. Меры антиинфляционной политики: сокращение государственных расходов, повышение налоговых ставок, «замораживание» заработной платы, контроль за денежной массой (см. также Дефляция) и др.
ЭМИССИЯ (от лат. emissio — выпуск), выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг.
ПЕНСИЯ (от лат. pensio — платеж), денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых и иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста, по инвалидности и в некоторых других случаях. Служит, как правило, постоянным и основным источником средств к существованию. Пенсии не подлежат обложению налогами. Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в т. ч. путем регулярного пересмотра размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни.
ДЕКЛАРАЦИЯ (от лат. declaratio — объявление, провозглашение),
2) Название некоторых документов (напр., декларация о доходах, таможенная декларация).
ИНСПЕКЦИЯ (от лат. inspectio — осмотр), орган, осуществляющий контроль за соблюдением установленных государством правил (напр., правил пожарной безопасности, дорожного движения).
НЕДВИЖИМОСТЬ, в гражданском праве — земельные и другие естественные угодья, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, иные вещные права на землю, а также всякое иное имущество, прикрепленное к земле и прочно связанное с ней (здания, сооружения, заводы и т. д.). Противопоставляется движимости.
Из истории налогообложения
ПОДЫМЩИНА, налог в России в пользу местной администрации, взимался в 16-18 вв. «с дыма», т. е. с крестьянского дома, хозяйства.
БАРЩИНА, форма земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала.
ИЗДОЛЬЩИНА, вид аренды земли, при которой арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая (иногда до половины и более).
ОБРОК, ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменен Положениями 19 февраля 1861, денежный — сохранился для временнообязанных крестьян до 1883.
ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России в 1861-83 бывшие крепостные, не переведенные на выкуп (см. Выкупная операция) после крестьянской реформы 1861. Несли повинности (издольщина, оброк) за пользование землей.
ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, в России 18-19 вв. основной прямой налог. Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста.
ВЫХОД, основной налог на Руси после поражения в войне с монгольскими ханами. Налог с головы (мужской и скота). Этот налог русские князья должны были собирать сами, передавать великому князю, который отправлял все собранное в Орду. Отменен в 1480 при Иване III.
ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ, в Русском государстве 16-17 вв. налог для выкупа пленных, главным образом из Крыма. Взимался с сохи.
ЯСАК (тюрк.), в России 15-20 вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной.
ПЯТИННЫЕ ДЕНЬГИ (пятина), в Русском государстве 17 в. чрезвычайный государственный налог. Собирали в случае стихийных бедствий, войн и других всеобщих несчастий. Взимался сначала с имущества светских и церковных феодалов, дворов торгово-промышленного населения, затем и с крестьян в размере 1/5 годового дохода.
Косвенные налоги (пошлины) при Ярославе Мудром
МЫТ, в Др. Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через городские заставы.
ПЕРЕВОЗ – за переправу товаров через реку
ГОСТИНАЯ – за право иметь склады для товаров
ТОРГОВАЯ – за право иметь в поселении рынок
ВЕС – за оказание услуг по взвешиванию товаров
МЕРА – за оказание услуг по измерению товаров
ВИРА – за убийство
ПРОДАЖА – за совершение иных преступлений
Приложение 8.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЯМИ
Полушка – монета в половину деньги, четверть копейки.
Деньга – монета в половину копейки.
Копейка – сотая часть рубля, в рубле 100 копеек.
Грош – монета в две копейки.
Алтын – монета в три копейки.
Пятак – монета в пять копеек.
Гривна – монета в десять копеек.
Полтина – монета в 50 копеек, половина рубля.
Рубль – 100 копеек, или 2 полтины, или 10 гривен.
Пуд – 16,38 килограмма, или 40 фунтов.
Фунт – примерно 410 граммов.
Золотник – 4,3 грамма.
Вершок – примерно 4,5 сантиметра, четвертая часть пяди.
Пядь – расстояние между растянутыми (распяленными) большим и указательным пальцами, то есть около 18 сантиметров, четвертая часть аршина.
Аршин – около 71 сантиметра, третья часть сажени.
Сажень – расстояние в 2 метра13 сантиметров. Мерная маховая сажень – 176 см, Малая сажень – 143 см, Великая косая сажень – 249 см.
Верста – расстояние в 500 саженей, т.е. чуть больше одного километра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"
Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...
Презентация "Зачем нужно тире?"
подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...
Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?
В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах....
Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?
В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах....
Презентация "Зачем нужна экономика"
Презентация к уроку экономики 7 класс по учебнику Липсиц "История и современная организация хозяйственной деятельности"...
Групповой проект "Зачем нужны проценты?"
Проект "Зачем нужны проценты?" группы учащихся 8 класса был представлен созданными ими презентациями. Причина, побудившая к созданию этой работы - желание ребят лучше усвои...
Буклет проекта "Зачем нужны налоги?"
В буклете отражены дидактические цели проекта, история налоговой системы, основные исходные моменты проекта и сущность налоговой системы....