Зачем нужны налоги
методическая разработка (5 класс) на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

интеллектуально-познавательная игра для школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зачем нужны налоги57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

города Губкина Белгородской области

ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАЛОГИ

Интеллектуально-познавательная игра для школьников

Подготовлена:

Учителем истории и обществознания

Аршиновой Жанной Вячеславовной

Губкин

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Мы живём в трудное время переходного периода, когда рыночные механизмы ещё не заработали на полную мощность, а от эффективности решения стоящих перед государством задач зависят судьбы миллионов наших сограждан, социальный мир и согласие в обществе. Недостаток средств для финансирования в должном объёме социальной сферы (в первую очередь образования, медицины, культуры), армии, правоохранительных органов и т.д., задержки с выплатой заработной платы государственным служащим во многом связаны с плохой собираемостью налогов. Причины последней не только в несовершенстве самой действующей налоговой системы, но и в порождаемом ею перекосе общественного сознания, когда недовольство количеством и размерами действующих налогов подменяется стремлением не платить налоги вообще.

        В отличие от развитых стран, где уклонение от уплаты налогов осуждается обществом, в нашей стране, к сожалению, распространено отношение к этому как к некоей «доблести». Все попытки налоговых органов решить проблему собираемости налогов с помощью административных мер и ужесточения наказания за не уплату налогов не привели к ожидаемым результатам. Воспитывать налоговое правосознание необходимо уже в школе, путем многолетнего, постепенного формирования налоговой грамотности.

        Данную разработку, её элементы, можно использовать на занятиях по ознакомлению с системой налогообложения, при проведении конкурсов.

ЦЕЛЕВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ:игра проводится с  целью популяризации знаний о налогах и системе налогообложения, повышения налоговой грамотности младших школьников. Игровая форма и сказочный сюжет помогают в доступной форме обсудить серьёзные проблемы. Игра способствует развитию гражданственности и социальной активности, инициативы и самостоятельности.

УЧАСТНИКИ: команды по шесть человек, ведущий, исполнитель роли царя, звукооператор, жюри.

ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

для участников

стол, шесть стульев для каждой команды;таблички с номерами команд;карточки с заданиями;сигнальные карточки по цвету команды.

для жюри

контрольные листы, оценочные листы, критерии оценок.

для ведущих

образцы заданий, магнитофон, микрофон,кассета с фоновой музыкой,часы (секундомер),ширма,кукла Царь.

оформление

название игры, рисунки, которые используются для выполнения заданий.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

        Для исполнения роли Царя можно использовать куклу. Во время выполнения заданий участниками конкурса, в случае возникновения пауз, можно провести конкурсы со зрителями. Например, рассказать конец поговорки (см. Приложение) или ответить, как называлась раньше та или иная монета, мера веса, длины.

С Ц Е Н А Р И Й

интеллектуально-познавательной  игры для  младших школьников

«ЗАЧЕМ  НУЖНЫ  НАЛОГИ»

За несколько минут до начала игры участники проходят в зал и занимают места за своими столами. Звучит народная музыка. Фанфары. Входит ведущий.

Ведущая. Добрый день! Сегодня, мы собрались в этом зале, чтобы провести игру «Зачем нужны налоги?»

Звучит музыка.

Ведущая. В некотором царстве, в некотором государстве жил был Царь Горох. (Царь грустит, вздыхает, думает.) Здравствуй, царь-батюшка!

Царь(испуганно). Ой! Здравствуй, красная девица. А как же ты без докладу-то вошла. И не одна. Неужто стража не остановила?

Ведущая. Не видели мы стражу.

Царь.Ой-ой, беда! И стражники сбежали.

Ведущая. А что ж за беда такая?

Царь. По секрету скажу, заплатить, милая, нечем. Вот они и сбежали. Все сбежали. Всё моё царство-государство в раздор пришло. А всё почему?

Ведущая. Почему?

Царь. Царство-то у меня волшебное, кто-то наколдовал, и я забыл, откуда деньги-то в государстве берутся. А я стар стал, память плоха, где ж мне вспомнить.

Ведущая. Царь-батюшка, а мы тебе поможем. Посмотри, сколько со мной добрых молодцев да красных девиц пожаловало. Они все в школе учатся, много знают. На все твои вопросы и ответят. И тогда ты сможешь сформировать бюджет твоего царства-государства.

Царь. Бюджет? А это чегой-то?

Ведущая. А это царь-батюшка список доходов и расходов.

Царь. Доходы это хорошо! Так тому и быть. А ответы их дума моя рассмотрит. Только какие ж у меня доходы?

Ведущая. Это мы сейчас у ребят узнаем. Ребята, как государство может пополнить казну, откуда могут прийти доходы? Давайте посмотрим, что есть в этом государстве? Что может принести доход? Каждая команда по очереди внесёт свое предложение. Итак, начинаем.

Рисунки.

Что есть в тридевятом царстве – тридесятом государстве. Для задания «Доходы бюджета».

Указатели с надписями:

Горы Тмутараканские: золотая, серебряная и медная, Дремучий лес, Болото (нефть, газ, торф), Печка.

Волшебные вещи: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт.

Кузница.

Заморские вещи (предметы роскоши, на которые обычно накладывается акциз при продаже): драгоценности, украшения и т.п.

Письменные принадлежности: чернильница, перо, свиток с печатью.

Для задания «Расходы бюджета».

Указатели с надписями:

Школа, Больница, Музей, Маленькие дети, Старики, Армия, Защита природы, Наука, Копилка.

Ведущая по жребию определяет, какая из команд первой отвечает на вопрос, и в порядке очереди предоставляет слово участникам. Ведущая обращает внимание участников на указатели. Жюри с помощью ведущей фиксирует правильные ответы участников. Командам предоставляется равное количество попыток. Повторяться нельзя. Жюри называет оценки.

Царь. Хорошо придумали. Всё есть. И всё-таки я в печали. А вдруг кто не заплатит? И кто из них платить должен? И сколько? Как я узнаю? Товар опять же за границу возить будут…  Вот есть тут у меня одно хитрое письмо. Только слов в нём не хватает. А вдруг в нём разгадка.

Ведущая. Ребята, давайте поможем царю узнать, что это за пропавшие слова.

НЕДОПИСАННОЕ ПИСЬМО

Вставьте пропущенные буквы.

        Обязательные платежи, которые государство берёт с граждан и предприятий, называются  Н  .  .  .  .  .  .  .

        Налоги платят Н  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

        Налоговые П  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .    -  главная статья доходов государства.

        Организации и предприятия называются  Ю  .  .  .  .  .  .  .  .  лицами, а люди  Ф  .  .  .  .  .  .  .  . лицами.

        Все, кто пытается уклониться от уплаты налогов, имеют дело с налоговой  П  .  .  .  .  .  .  .

        Все  граждане,  имеющие  больше  одной  статьи  дохода,  обязаны  до 1  апреля  заполнить   Д  .  .  .  .  .    о  доходах  и  подать её  в  налоговую  И  .  .  .  .  

        Земля, различные здания и сооружения относятся к  Н  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

имуществу.

        На таможне взимается таможенная  П  .  .  .  .  .  .

Участники вписывают ответы, ориентируясь по смыслу и количеству букв. Ведущий называет правильные ответы. Жюри оценивает работы детей.

Царь. Вот теперь знаю! Теперь в моём государстве и налоговая инспекция, и налоговая полиция есть, и таможня работает. И все, кто имеет больше одной статьи дохода, декларацию заполняют. И все налогоплательщики и физические и юридические лица налоги платят, и поступления в казну так и идут, так и идут. Вот тут ещё кроссворд какой-то может они, и его разгадают?

Ведущая.Обязательно царь-батюшка.

Дети разгадывают кроссворд.

1.

Д

2.

Е

3.

К

4.

Л

5.

А

6.

Р

7.

А

8.

Ц

9.

И

10.

Я

1. Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности.

2.Список доходов и расходов.

3. Один из видов косвенного налога.

4. Денежные сборы с населения и предприятий за определенные услуги.

5. Денежная единица какой-либо страны.

6. Вывоз товаров за границу.

7. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

8. Обесценивание денег.

9. Печатание государственных денег и иных ценных бумаг.

10. Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей.

Царь. Я вот, что думаю. Налоги надо со всех брать. Так доход больше будет. Декларацию пусть каждый заполняет.

Ведущая. Царь-батюшка, как же со всех. Один уже немощен, другой ещё школу не закончил, а Курочка Ряба всю жизнь на одном месте трудится, и налог уже заплатила.

Царь. А как я разберусь с кого брать, с кого не брать?

Ведущая. А тебе ребята помогут. И помогут героям правильно заполнить налоговую декларацию.

Ведущая раздает задания, инструктирует детей. Дети заполняют налоговые декларации.

Уважаемые дети!

         Царь велит всем заполнить налоговую декларацию, а я не знаю что это такое. Помогите, пожалуйста. Он даже специальные номера всем раздал. Мой номер 369. Зовут меня Змей Горынычем. Живу я в Дремучем лесу. По ночам сторожу государственную границу. За что Царь заплатил мне в прошлом году 500 тук. По вечерам я люблю рассказывать сказки. Недавно написал книгу сказок, и мне заплатили за неё 300 тук. Иногда я подрабатываю сварщиком, и за эту работу в прошлом году получил 200 тук. Охрана государственной границы дело небезопасное. Недавно мне отсекли в бою хвост. Пришлось пришивать. Я отдал лекарю сразу 50 тук. Подскажите, как заполнить декларацию? Сколько я должен уплатить налога?

С благодарностью, Змей Горыныч.

Уважаемые дети!

        Царь велит всем заполнить налоговую декларацию, а я не пойму как её заполнить. Помогите, пожалуйста. Царь даже специальные номера всем раздал. Мой номер 713. Живу я на Лесной опушке. Травки лекарственные выращиваю. В аптеку их сдаю. За что в прошлом году 500 тук получила. А ещё лечу жителей нашего царства-государства. Царь-батюшка мне за это жалованье назначил – 700 тук. Но живу-то я не одна, с дочкой. Её Кикиморкой  кличут. Да, вот ещё недавно учиться ездила у заморских докторов. За учебу заплатить пришлось – 50 тук. Подскажите, как заполнить декларацию? Сколько я должна уплатить налога?

С благодарностью, Баба-Яга Кощеева.

Налоговая декларация

Налоговый период_____________________ (год)

ИНН (индивидуальный налоговый номер)______

Фамилия___________________________________________________________

Имя_______________________________________________________________

Адрес_____________________________________________________________

Доход_____________________________________________________________

Доход_____________________________________________________________

Доход_____________________________________________________________

Общая сумма налога_________________________________________________

 ______________________________________________________________

Налоговые вычеты

Налоговый вычет на ребенка__________________________________________

Сумма, уплаченная за обучение_______________________________________

Расходы по дорогостоящему лечению__________________________________

Сумма вычетов_____________________________________________________

Расчет суммы налога

Общая сумма налога_________________________________________________

Сумма вычетов_____________________________________________________

Сумма налога_______________________________________________________

Царь. Ой, молодцы! Теперича есть чаво тратить. Войной пойду! Ещё себе леса отвоюю.

Ведущая. Ты погоди, царь-батюшка, не торопись. Где армию-то возьмёшь? А вдруг у соседа сильнее окажется? Кто тогда твоё государство защитит? Все деньги на войну потратишь. Да ведь и казна-то ещё не наполнилась. Может сначала всё в государстве устроить, решить, на что доход лучше  потратить?

Царь. И то, верно, воевать-то вроде и не с кем? А вот есть ли жизнь на Марсе? Давно любопытствую.

Ведущая. Царь-батюшка, а на Марс хватит казны-то? Может ребят спросим, на что доход потратить.

Царь. Да… Мечтаю-то я о многом… Вот я здесь список-то вам оставил, а сам пойду отдохну. Спина болит, мочи нет, и лекаря нету.

Ведущая. Ребята, царь составил список того, на что он хочет потратить государственный бюджет. (Ведущая зачитывает список). Вы должны выбрать самые важные пункты расходов и прикрепить к ним букву «Н». Это значит, что государство тратит на эти нужды средства из своего бюджета.

Участники вставляют  буквы определенного цвета в кармашки около  рисунков, жюри фиксирует ответы. Жюри объявляет оценки.

Царь. Мудрые вы ребятки. Молодцы! А я вот вспомнил, какие раньше у меня налоги были, и задачку вам про них приготовил.

Ведущая. Давай своё задание. Я думаю, ребята и с ним справятся.

Из истории налогов

ПОДЫМЩИНА        Чрезвычайный государственный налог. Собирали в случае  стихийных бедствий, войн и других всеобщих несчастий.

  МЕРА                                  Пошлина за право иметь склады для товаров.

ПЯТИННЫЕ ДЕНЬГИ           Основной налог на Руси после поражения в войне с  монгольскими ханами. Этот налог русские князья собирали сами и передавали великому князю, который отправлял все собранное в Орду.                        

ГОСТИНАЯ                              Налог «с дыма», то есть с крестьянского дома, хозяйства.

ВЫХОД                             Налог за оказание услуг по измерению товаров

Дети выполняют задание.

Царь. Ну-ка, как справились твои помощники?

Ведущая. А это нам царь-батюшка дума сейчас доложит.

Жюри объявляет результаты.

Царь. Ой, спасибо, ой, удивили, угодили то как, всё вспомнил. Теперь всё в моём царстве-государстве на своё место встанет.

Ведущий. И тебе спасибо царь-батюшка. Ребята! Я должна представить вам тех, кто сегодня, работал в царской думе. (Ведущая представляет жюри).

Жюри объявляет итоги всей игры и вручает призы.

Приложение 1.

КРИТЕРИИ  ОЦЕНОК

Доходы бюджета.        За каждый правильный ответ                 2 балла

Недописанное

письмо.                        За каждый правильный ответ                        1 балл

Кроссворд.                        За каждый правильный ответ                        1 балл

Расходы бюджета.        За каждый правильный ответ                        2 балла

Из истории.                За каждый правильный ответ                        2 балла

Декларация

о доходах.                        См. Контрольный лист                                13 баллов

Приложение 2.

Контрольный лист

НЕДОПИСАННОЕ ПИСЬМО

Вставьте пропущенные буквы.

        Обязательные платежи, которые государство берёт с граждан и предприятий, называются НАЛОГАМИ

        Налоги платят НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

        Налоговые ПОСТУПЛЕНИЯ  -  главная статья доходов государства.

        Организации и предприятия называются  ЮРИДИЧЕСКИМИ   лицами, а люди  ФИЗИЧЕСКИМИ лицами.

        Все, кто пытается уклониться от уплаты налогов, имеют дело с налоговой  ПОЛИЦИЕЙ

        Все  граждане,  имеющие  больше  одной  статьи  дохода,  обязаны  до 1  апреля  заполнить  ДЕКЛАРАЦИЮ  о  доходах  и  подать её  в  налоговую  ИНСПЕКЦИЮ

        Земля, различные здания и сооружения относятся к  НЕДВИЖИМОМУ

имуществу.

        На таможне взимается таможенная  ПОШЛИНА

Приложение 3.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

Д

О

Х

О

Д

Б

Ю

Д

Ж

Е

Т

А

К

Ц

И

З

П

О

Ш

Л

И

Н

А

В

А

Л

Ю

Т

А

Э

К

С

П

О

Р

Т

Н

А

Л

О

Г

И

И

Н

Ф

Л

Я

Ц

И

Я

Э

М

И

С

С

И

Я

П

Е

Н

С

И

Я

Приложение 4.

ИНСТРУКЦИЯ

Внимательно читайте инструкцию. Заполняйте декларацию аккуратно, разборчивым почерком, записывайте цифры так, чтобы было удобно считать.

Запишите индивидуальный налоговый номер (ИНН), фамилию, имя, адрес.

В каждой графе дохода укажите сумму годового дохода за один вид работы.

Сложите доходы. Разделите полученную сумму на сто. Умножьте полученное число на 13. Вы получили общую сумму налога.

          Если у Вас есть ребенок, налоговый вычет составит 50 кун. Запишите его в нужную графу.

          Запишите сумму, уплаченную за обучение и расходы по дорогостоящему лечению.

          Сложите все налоговые вычеты.

          Чтобы рассчитать сумму налога, от общей суммы налога отнимите сумму вычетов.

Приложение 5.

Контрольный лист

Налоговая декларация

Налоговый период______2004_______________ (год)

ИНН (индивидуальный налоговый номер)__369____

Фамилия_______Горыныч___________________________________________

Имя____________Змей_______________________________________________

Адрес__________Дремучий лес________________________________________

Доход__за охрану границы__________500______________________________

Доход__за книгу___________________300______________________________

Доход__за работу сварщиком______200_______________________________

Общая сумма налога_____________1000: 100 х 13 = 130________________

 _____________________________________________________________

Налоговые вычеты

Налоговый вычет на ребенка_______________________________________

Сумма, уплаченная за обучение___________________________________

Расходы по дорогостоящему лечению_____________50___________________

Сумма вычетов______________________________50_____________________

Расчет суммы налога

Общая сумма налога___________________130___________________________

Сумма вычетов_________________________50__________________________

Сумма налога_________________________80________________________

Контрольный лист

Налоговая декларация

Налоговый период______2005_______________ (год)

ИНН (индивидуальный налоговый номер)__713_

Фамилия______________Кощеева_____________________________________

Имя____________________Баба-Яга___________________________________

Адрес_______________________Лесная опушка_________________________

Доход_________________________500_________________________________

Доход_________________________700_________________________________

Доход____________________________________________________________

Общая сумма налога____500 + 700 = 1200 _____1200:100х13= 156

Налоговые вычеты

Налоговый вычет на ребенка__________________50______________________

Сумма, уплаченная за обучение_______________50______________________

Расходы по дорогостоящему лечению__________________________________

Сумма вычетов____________________________100______________________

Расчет суммы налога

Общая сумма налога____________________156__________________________

Сумма вычетов_________________________100_________________________

Сумма налога_________________________56________________________

Приложение 6.

Контрольный лист

Из истории налогов

ПОДЫМЩИНА                        Чрезвычайный государственный налог. Собира-                                        ли в случае стихийных бедствий, войн и других

                                        всеобщих         несчастий.

МЫТ                                         Пошлина с торговли. Взималась при провозе                                                  товаров через городские заставы.

ПЯТИННЫЕ                        В России 15-20 вв. натуральный налог с наро-ДЕНЬГИ                                дов Сибири и Севера, главным образом пушни-                                        ной.

ВЕС                                         Налог «с дыма», то есть с крестьянского дома,                                                 хозяйства.

ЯСАК                                

                                                    Налог за оказание услуг по взвешиванию това-                                          ров

Приложение 7.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

Основные понятия

НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т. д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз).

АКЦИЗ (франц. accise), вид косвенного налога, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и услуг. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. Важный источник доходов государственного бюджета.

СБОР – это целенаправленный платеж, являющейся платой государству за оказанные налогоплательшику услуги. Сбор может быть платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.

ПОШЛИНЫ, денежные сборы, взимаемые государственными органами с граждан, учреждений и организаций за определенные виды услуг, выдачу документов имеющих юридическое значение. Наиболее распространены регистрационные, гербовые, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С товаров, провозимых через границу государства, взыскиваются таможенные пошлины.

ТАМОЖНЯ (оттамга), государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в т. ч. багажа и почтовых отправлений) через границу; взимает пошлины и др. сборы с провозимых грузов. Таможни располагаются обычно в морских и речных портах, в международных аэропортах, на пограничных пунктах и железнодорожных станциях, в крупных центрах страны.

БЮДЖЕТ (англ. budget), роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Составляется главным образом с помощью налогов и используется для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, доходы государства, используемые для осуществления его функций. Формируются главным образом за счет налогов, в т. ч. подоходного налога, займов государственных, поступлений от кредита государственного, таможенных пошлин и др. См. также Государственный бюджет.

РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, денежные затраты государства, связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета финансируются наиболее крупные и важные с общенациональной точки зрения государственные расходы: военные расходы, расходы на развитие экономики, внешнеэкономические и социальные программы, науку, культуру, содержание аппарата управления.

ТАРИФЫ (франц. tarif, от араб.та'риф — объяснение, определение), система ставок, по которым взимается плата за услуги. Наиболее распространены: тарифы транспортные, связи, коммунальные; тарифы таможенные — за провоз товаров через государственную границу.

ВАЛЮТА (итал. valuta, букв. — стоимость),

1) денежная единица какой-либо страны и ее тип (золотая, серебряная, бумажная);

ЭКСПОРТ (от лат. exporto — вывожу), вывоз товаров или капиталов за границу.

ИМПОРТ (от лат. importo — ввожу), ввоз товаров в страну из-за границы.

ИНФЛЯЦИЯ (от лат. influtio — вздутие), процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег. Проявляется в повышении стоимости жизни и росте цен. Инфляция обычно возникает как реакция на несбалансированность государственных доходов и расходов, монополизацию экономики, опережающий рост издержек производства (в частности, заработной платы) по сравнению с ростом производительности труда, несбалансированность платежных отношений между странами и др. Различают ползучую (умеренную) инфляцию — непрерывный рост цен в пределах 10% в год; галопирующую — стремительный рост цен от 20 до 200% в год; гиперинфляцию — как правило рост цен св. 50% в месяц. В 20 в. умеренная инфляция — нормальное явление для экономически развитых стран. Меры антиинфляционной политики: сокращение государственных расходов, повышение налоговых ставок, «замораживание» заработной платы, контроль за денежной массой (см. также Дефляция) и др.

ЭМИССИЯ (от лат. emissio — выпуск), выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг.

ПЕНСИЯ (от лат. pensio — платеж), денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых и иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста, по инвалидности и в некоторых других случаях. Служит, как правило, постоянным и основным источником средств к существованию. Пенсии не подлежат обложению налогами. Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в т. ч. путем регулярного пересмотра размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни.

ДЕКЛАРАЦИЯ (от лат. declaratio — объявление, провозглашение),

2) Название некоторых документов (напр., декларация о доходах, таможенная декларация).

ИНСПЕКЦИЯ (от лат. inspectio — осмотр), орган, осуществляющий контроль за соблюдением установленных государством правил (напр., правил пожарной безопасности, дорожного движения).

НЕДВИЖИМОСТЬ, в гражданском праве — земельные и другие естественные угодья, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, иные вещные права на землю, а также всякое иное имущество, прикрепленное к земле и прочно связанное с ней (здания, сооружения, заводы и т. д.). Противопоставляется движимости.

Из истории налогообложения

ПОДЫМЩИНА, налог в России в пользу местной администрации, взимался в 16-18 вв. «с дыма», т. е. с крестьянского дома, хозяйства.

БАРЩИНА, форма земельной ренты, даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала.

ИЗДОЛЬЩИНА, вид аренды земли, при которой арендная плата уплачивается собственнику земли долей урожая (иногда до половины и более).

ОБРОК, ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменен Положениями 19 февраля 1861, денежный — сохранился для временнообязанных крестьян до 1883.

ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России в 1861-83 бывшие крепостные, не переведенные на выкуп (см. Выкупная операция) после крестьянской реформы 1861. Несли повинности (издольщина, оброк) за пользование землей.

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, в России 18-19 вв. основной прямой налог.  Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста.

ВЫХОД, основной налог на Руси после поражения в войне с монгольскими ханами. Налог с головы (мужской и скота). Этот налог русские князья должны были собирать сами, передавать великому князю, который отправлял все собранное в Орду. Отменен в 1480 при Иване III.

ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ, в Русском государстве 16-17 вв. налог для выкупа пленных, главным образом из Крыма. Взимался с сохи.

ЯСАК (тюрк.), в России 15-20 вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной.

ПЯТИННЫЕ ДЕНЬГИ (пятина), в Русском государстве 17 в. чрезвычайный государственный налог. Собирали в случае стихийных бедствий, войн и других всеобщих несчастий. Взимался сначала с имущества светских и церковных феодалов, дворов торгово-промышленного населения, затем и с крестьян в размере 1/5 годового дохода.

Косвенные налоги  (пошлины) при Ярославе Мудром

МЫТ, в Др. Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через городские заставы.

ПЕРЕВОЗ – за переправу товаров через реку

ГОСТИНАЯ – за право иметь склады для товаров

ТОРГОВАЯ – за право иметь в поселении рынок

ВЕС – за оказание услуг по взвешиванию товаров

МЕРА – за оказание услуг по измерению товаров

ВИРА – за убийство

ПРОДАЖА – за совершение иных преступлений

Приложение 8.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЯМИ

Полушка – монета в половину деньги, четверть копейки.

Деньга – монета в половину копейки.

Копейка – сотая часть рубля, в рубле 100 копеек.

Грош – монета в две копейки.

Алтын – монета в три копейки.

Пятак – монета в пять копеек.

Гривна – монета в десять копеек.

Полтина – монета в 50 копеек, половина рубля.

Рубль – 100 копеек, или 2 полтины, или 10 гривен.

Пуд – 16,38 килограмма, или 40 фунтов.

Фунт – примерно 410 граммов.

Золотник – 4,3 грамма.

Вершок – примерно 4,5 сантиметра, четвертая часть пяди.

Пядь – расстояние между растянутыми (распяленными) большим и указательным пальцами, то есть около 18 сантиметров, четвертая часть аршина.

Аршин – около 71 сантиметра, третья часть сажени.

Сажень – расстояние в 2 метра13 сантиметров. Мерная маховая сажень – 176 см, Малая сажень – 143 см, Великая косая сажень – 249 см.

Верста – расстояние в 500 саженей, т.е. чуть больше одного километра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Презентация "Зачем нужно тире?"

подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах....

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах....

Презентация "Зачем нужна экономика"

Презентация к уроку  экономики 7 класс по учебнику Липсиц "История и современная организация хозяйственной деятельности"...

Групповой проект "Зачем нужны проценты?"

Проект  "Зачем нужны проценты?"  группы  учащихся 8 класса был представлен созданными ими презентациями. Причина, побудившая к созданию этой работы - желание ребят лучше усвои...

Буклет проекта "Зачем нужны налоги?"

В буклете отражены дидактические цели проекта, история налоговой системы, основные исходные моменты проекта и сущность налоговой системы....