Программа спецкурса "Лингвистический анализ художественного текста"
элективный курс по русскому языку (10, 11 класс)

Кривушина Юлия Леонидовна

Программа спецкурса "Лингвистический анализ художественного текста" для 10, 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_10_kl._rus._yaz.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon spetskurs_analiz_teksta_11_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                средняя общеобразовательная школа п. Батецкий Новгородской области

Программа

элективного курса для учащихся 10 класса

«ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»

Составитель:

Кривушина Ю.Л.,

учитель русского языка

и литературы

МОУСОШ п.Батецкий

п. Батецкий, 2012.

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий --------------------------------------------------34 часа

В том числе:

лекции и практические занятия --------------------------------------------33 часа

самостоятельная работа ------------------------------------------------------1 час

Форма контроля ------------------------------------------------------------анализ текста

Утверждено:

Директор МОУСОШ

п. Батецкий Новгородской области

Владимирова Т.В.

Согласовано:

Зам. директора по УР

Григорьева Т.И.

Рассмотрено на заседании МО.

Протокол № ______

от «_____» _______________2012г.

Руководитель МО

Леонтьева В.Д.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

      Элективный курс «Лингвостилистический анализ художественного текста» предназначен для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов XIX-XX вв. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Программа составлена из расчета 1 час в неделю – 34 часа.

      В процессе преподавания литературы приобретает большое значение лингвостилистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка, с одной стороны, и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых факторов – с другой.

      Основные задачи курса: - изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств; - выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении; - рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения в их историко-филологическом аспекте.

       Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема – идея – материал действительности – языковой материал – сюжет – архитектоника – композиция – естественный ряд – образ автора (или рассказчика).

        Данные, полученные с помощью лингвостилистического анализа художественного текста, позволяют воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, сформировать лингвистическое и стилистическое видение художественного текста как единого языкового целого.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

 Введение. Понятие лингвостилистического анализа текста.

1

2.

ПОЭЗИЯ XIX в.

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

22

1

3.

А.С.Пушкин. «Я вас любил», «Пора, мой друг, пора!..»,

 «Зимнее утро», «Туча», «Я памятник воздвиг себе не-    рукотворный...»

5

4.

А.А.Дельвиг. «Вдохновение», «Сон»

2

5.

Е.А.Баратынский. «Весна», «Весна, весна! Как воздух чист!..»

2

6.

А.Н.Апухтин. «Опять в моей душе тревоги и мечты...»

1

7.

М.Ю.Лермонтов. «Парус», «На севере диком стоит оди-  ноко...», «Прощай, немытая Россия...», «К***», «Смерть Поэта»

5

8.

А.А.Фет. «Учись у них – у дуба, у березы...», «Ласточки пропали»

2

9.

А.Н.Майков.«Дума», «Осенние листья по ветру кружат»

2

10.

Н.Н.Некрасов. «Пророк»

1

11.

А.В.Кольцов. «Где вы, дни мои...»

1

12.

ПРОЗА XIX в.

А.С.Пушкин. «Повести Белкина», «Капитанская дочка»

11

2

13.

Н.В.Гоголь. «Вий»

1

14.

И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе»

1

15.

В.Ф.Одоевский. «4338-й год. Петербургские письма»

1

16.

А.Ф.Писемский. «Питерщик»

1

17.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»

1

18.

Л.Н.Толстой. рассказы 50-х гг. «Война и мир»

2

19.

А.П.Чехов. «Устрицы»

1

20.

Самостоятельная работа по лингвостилистическому анализу текста

1

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ:

1. Введение. Понятие лингвостилистического анализа текста. Сущность анализа: определение семантики слов и словосочетаний, символики, определение словесных средств художественной выразительности.

ПОЭЗИЯ XIX в.

2.А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Языковая личность и характер Чацкого. Соединение различных пластов языка в речи героев.

3.А.С.Пушкин. Поэтизмы традиционной стихотворной лексики. Многозначность языковых средств. Архаическая форма слов. Реминисценции.

4.А.А.Дельвиг. Лексико-фонетические архаизмы. Фольклорная стилизация. Принцип параллелизма, интерпретация мотива сна.

5.Е.А.Баратынский. Форма контраста. Лексический состав стихотворений. Своеобразие жанра: «песнопение».

6.А.Н.Апухтин. Аллегорический смысл и диалогичность стихотворения.

7.М.Ю.Лермонтов. Образная система. Средства выразительности. Реминисценции. Лексико-фонетические архаизмы. Функции слова.

8.А.А.Фет. Манера стиля «соединение несоединимого». Ритмико-мелодическая и интонационная структура произведения.

9.А.Н.Майков. Живописность поэтического слова. Реализация противопоставления как структурная доминанта текста.

10.Н.Н.Некрасов. Архаизмы, коммуникативная логика и анафоричность.

11.А.В.Кольцов. Экспрессивность, ритмическая организация.

 ПРОЗА XIX в.

12.А.С.Пушкин. Особенность стиля: переплетение бытового и литературного. Деление слов на знаковые и незнаковые.

13.Н.В.Гоголь. Мотив превращения и языковые средства его воплощения.

14.И.С.Тургенев. Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности.

15.В.Ф.Одоевский. Своеобразие жанра: научно-фантастическая повесть. Идиостиль писателя.

16.А.Ф.Писемский. Языковое своеобразие. «Двойное» повествование. Кольцевая композиция.

17.М.Е.Салтыков-Щедрин. Распределение по тексту произведений позиций автора, повествователя, героя, ограниченных стилем.

18.Л.Н.Толстой. Стилистико-речевые краски образа юного воина. Изобразительно-выразительные средства в романе.

 

19.А.П.Чехов. Взаимодействие заглавия и текста.

20.Самостоятельная работа по лингвостилистическому анализу предложенного художественного текста.

Литература для учителя и учащихся:

1. Власенков А.И. и др. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М, 2002.

2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М, 1978.

3. Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 кл. – М, 2000.

4. Золотова Г.А. Русский язык. От системы к тексту. 10 кл. – М, 2002.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М, 1983.

6. Солганик Г.Я. Стилистика 10-11 кл. – М, 1998.

7. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М, 2002.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                средняя общеобразовательная школа п. Батецкий Новгородской области

Программа

элективного курса для учащихся 11 класса

«ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»

Составитель:

Леонтьева Ю.Л.,

учитель русского языка

и литературы

МОУСОШ п.Батецкий

1 категории.  

п. Батецкий, 2007.

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий --------------------------------------------------34 часа

В том числе:

лекции и практические занятия --------------------------------------------33 часа

самостоятельная работа ------------------------------------------------------1 час

Форма контроля ------------------------------------------------------------анализ текста

Утверждено:

Директор МОУСОШ

п. Батецкий Новгородской области

Владимирова Т.В.

Согласовано:

Зам. директора по УР

Григорьева Т.И.

Рассмотрено на заседании МО.

Протокол № ______

от «_____» _______________2007г.

Руководитель МО

Леонтьева В.Д.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

      Элективный курс «Лингвостилистический анализ художественного текста» предназначен для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов XIX-XX вв. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся. Программа составлена из расчета 1 час в неделю – 34 часа.

      В процессе преподавания литературы приобретает большое значение лингвостилистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка, с одной стороны, и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых факторов – с другой.

      Основные задачи курса: - изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств; - выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении; - рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения в их историко-филологическом аспекте.

       Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема – идея – материал действительности – языковой материал – сюжет – архитектоника – композиция – естественный ряд – образ автора (или рассказчика).

        Данные, полученные с помощью лингвостилистического анализа художественного текста, позволяют воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, сформировать лингвистическое и стилистическое видение художественного текста как единого языкового целого.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

 Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса.        

1

2.

ПОЭЗИЯ XX в.

И.Северянин.  «У Е.К.Муравиной», «Русская».

16

2

3.

О.Э.Мандельштам. «Сестры тяжесть и нежность...», «Айя-София»

2

4.

А.А.Блок. Цикл «Родина».

2

5.

А.А.Ахматова. «Немудрено, что не весенним звоном...»

1

6.

С.А.Есенин. Поэма «Гуляй-поле», «В хате», «О товарищах веселых...», «Гой ты, Русь моя родная...»

5

7.

Б.Л.Пастернак. Цикл «Когда разгуляется»

2

8.

А.Т.Твардовский. «Перевозчик-водогребщик», «За далью – даль»

2

9.

ПРОЗА XX в.

А.И.Куприн. «Синяя звезда», «Суламифь»

16

2

10.

И.А.Бунин. «Руся», «Ущелье», «Поздний час»

3

11.

М.И.Цветаева. Очерки: «Черт», «Мать и музыка», «Пушкин»

3

12.

К.Г.Паустовский. «Колотый сахар»

1

13.

М.А.Шолохов. «Тихий Дон»

2

14.

Ю.М.Нагибин. «Комаров»

1

15.

В.В.Набоков. «Другие берега»

1

16.

Б.К.Зайцев. «Кассандра»

1

17.

В.М.Шукшин. «Калина красная»

2

18.

Самостоятельная работа по лингвостилистическому анализу художественного текста

1

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ:

1. Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой курса, с учебно-тематическим планом.

ПОЭЗИЯ XX в.

2.И.Северянин. Синонимика как средство характеристики образа. Окказионализмы. Языковые метафоры. Стилизация.

3. О.Э.Мандельштам. Ориентированность на античный миф. Художественная точность в воплощении деталей образа.

4.А.А.Блок. Использование слов в нескольких значениях. Метонимия.

5.А.А.Ахматова. Литературная фразеология.

6.С.А.Есенин. Реминисценция. Диалектизмы рязанского говора. Своеобразие перифраз. Полногласные и неполногласные формы.

7.Б.Л.Пастернак. Метафоры и сравнения. Анафоры. Антитезы. Оксюморон.

8.А.Т.Твардовский. Фольклорные конструкции и интонации. Поэтический язык. Языковые реминисценции.

 ПРОЗА XX в.

9.А.И.Куприн. Троекратный повтор как прием сказочного жанра. Узкоспециальная лексика.

10.И.А.Бунин. Внесюжетные элементы. Смысловая двуплановость текста. Метафоричность пейзажа.

11.М.И.Цветаева. Функция звуковых повторов. Аллитерация. Музыкальность прозы.

12.К.Г.Паустовский. Экспрессия глаголов, эпитетов.

13.М.А.Шолохов. Стилистический синтез. Просторечие и диалекты.

14.Ю.М.Нагибин. Нетрадиционные метафоры.

15.В.В.Набоков. Взаимодействие тропов разных типов.

16.Б.К.Зайцев. Предсказание как лейтмотив произведения.

17.В.М.Шукшин. Контраст ситуаций, их зеркальный повтор. Слова-антонимы как усиление контраста.

18. Самостоятельная работа по лингвостилистическому анализу художественного текста.

Литература для учителя и учащихся:

1. Власенков А.И. и др. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М, 2002.

2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М, 1978.

3. Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 кл. – М, 2000.

4. Золотова Г.А. Русский язык. От системы к тексту. 10 кл. – М, 2002.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М, 1983.

6. Солганик Г.Я. Стилистика 10-11 кл. – М, 1998.

7. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. – М, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)

Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет спос...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"

Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....

Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.

Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"

Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...