Внеклассное мероприятие «Путешествие по дорогам любимых книг»
классный час на тему

Как привить любовь к чтению у ребенка? Ведущая роль принадлежит семье. Но в школе необходимо продолжить работу над этой проблемой. Данная разработка - один шажок к её решению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

Средняя  общеобразовательная  школа №7

                                                      Внеклассное  мероприятие

                                  конкурс «Путешествие по дорогам любимых книг»

                                                                                      Автор  методической разработки

Усольцева Татьяна Григорьевна,

Педагог-организатор

г.Поронайск

2016

Пояснительная записка

Актуальность. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом”.

      Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочным навыкам осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.                                                                                

    В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.              

       Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - одна из важнейших задач начальной  школы. Пробуждение интереса к книге происходит в дошкольном возрасте. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать и развивать. И здесь ведущую роль должна играть семья. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему".

     Исходя из актуальности данной проблемы, для поддержания и развития интереса к чтению у детей, учителю начальных классов необходимо привлекать к этому процессу родителей. Организовывать совместную деятельность можно через различные формы работы: тематические родительские собрания, собрания-практикумы. Очень эффективными средствами формирования интереса к чтению является организация и проведение читательских конференций, праздников, конкурсов, в которых принимают участие и дети, и родители. Предлагаемая методическая разработка  конкурса «Путешествие по дорогам любимых книг» может являться одним из звеньев систематической работы над данной проблемой. Новизна заключается в том, что и дети , и родители выступают в роли равноправных участников педагогического процесса, т.е.родители могут почувствовать себя в роли своих детей - учеников; а дети – увидеть в своих родителях друзей, одноклассников. Проведение данного конкурса направлено на реализацию следующих целей и задач.

Цель: Развитие и поддержание интереса к чтению, книге.

Задачи:

1.Углубить представления детей о ценности книги и пользе чтения.

2.Воспитывать уважительное отношение друг к другу, радость творчества, совместного общения.

3.Развивать любознательность, интеллектуальные умения учащихся.

4.Формировать у родителей и детей интерес к совместной деятельности.

5.Сплочение коллектива класса.

Возраст детей – 9-10 лет.

                                               Содержание

Оборудование: подборка разнообразных книг (книжки-малышки для самых маленьких, сказки и рассказы, фантастика, словари, энциклопедии, учебники и др.); разноцветные цветочки из цветной бумаги; две вазы разного цвета из цветной бумаги; картинки с изображением «сказочных предметов»; конверты с заданиями; «Цветик – семицветик» из цветной бумаги.

Подготовка: оформление выставки детских рисунков «Мой любимый литературный герой»; изготовление на уроке технологии пригласительных открыток для родителей.

Оформление: в центре доски прикреплен «Цветик – семицветик» - 7 крупных лепестков разного цвета и белая сердцевинка; по краям доски - две разноцветные вазы из цветной бумаги; на стенде - выставка детских рисунков «Мой любимый литературный герой».

                                           Ход мероприятия

Учитель: Добрый день, дорогие мои друзья! Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Кто на все вопросы мне ответит? Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете: Книга – лучший спутник мой и друг. Наш праздничный конкурс сегодня мы посвящаем ей – книге!

 Нет такой семьи, где не было бы книг. Знакомство с книгой происходит еще в самом раннем детстве (учитель демонстрирует книжки-малышки),ребенок растет, взрослеет, растут вместе с ним и его верные друзья – книги(учитель демонстрирует книги для более старшего возраста).Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Как бы жили мы без книг?»

(Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения С.Михалкова «Как бы жили мы без книг?»)

-Мы дружны с печатным словом.

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

Ты представь себе на миг,

 Как  бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей, -

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей?..

Учитель: Давайте поразмышляем о том, действительно, какова бы была наша жизнь без книг.

(Выслушиваются мнения детей и родителей).

Существует великое разнообразие книг на все случаи жизни (учитель демонстрирует подборку книг). И в наш технический век книга остается верным другом, помощником и лучшим подарком.

Сегодня вы все – и дети, и родители, побываете в чудесной стране Литературе, встретитесь с любимыми героями книг. В сегодняшнем конкурсе принимают участие две команды – команда детей и команда родителей. Итак, посмотрите на доску. Перед вами Цветик - семицветик и две вазы. Цветик - семицветик непростой, он волшебный, каждый его лепесток содержит определенное задание. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать цветочек. Эти цветочки вы будете помещать в вазы. Победит та команда, у которой будет самый пышный букет.

(Один из участников выходит к доске и берет любой лепесток, на обратной стороне лепестка написано название конкурса).

                                 Конкурсные задания на лепестках:

1.Красный лепесток – Куча мала

Каждая команда получает конверт, в котором находятся карточки с разрезанными на две части пословицами. Надо правильно собрать пословицы и объяснить их смысл.

Пословицы для детей:

Кто много читает, тот много знает.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Пословицы для родителей:

В доме ни одной книжки – плохи у хозяина делишки.

Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.

Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

2.Желтый лепесток – Вспомни

а) Командам надо вспомнить сказку Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и назвать имена коротышек-жителей Цветочного города;

б) надо вспомнить и назвать сказку, где есть действующее лицо – медведь;

в) надо вспомнить и назвать сказку, где есть действующее лицо – кот;

д) вспомнить сказочные заклинания.

3.Синий лепесток – Бюро находок

Назвать, герои каких сказок забыли предметы, изображенные на картинках.

Предметы для команды родителей:

Горшочек, увешанный бубенчиками;

зонтик;

большие ножницы и игла без нитки;

тыква;

термометр;

лук и стрелы.

Предметы для команды детей:

Скорлупа грецкого ореха;

сапоги;

печка;

горошина;

корзинка с пирожками;

осколок зеркала.

4.Оранжевый лепесток – Кто я?

Назовите героев литературных произведений (учитель по очереди каждой команде читает задания).

Задания  для команды детей:

- Мальчик, у которого самый лучший в мире друг.

- Главной героине Г.Х. Андерсена в столице Дании – Копенгагене поставлен памятник у самого берега моря. Кто она?

- Как звали корову, которую купил кот Матроскин?

- Кто летал на орле в Африку?

- Как звали девочку, которая путешествовала по стране Чудес и Зазеркалью?

- Как назывались жители Фиолетовой страны?

- Кто на тракторе поехал в деревню Простоквашино?

- Кто работать не хотел,

  А играл и песни пел?

  К братцу третьему потом

  Прибежали в новый дом.

  От хитрого волка спаслись,

  Но долго хвостики тряслись.

- Девочка спит и пока что не знает,

  Что в этой сказке ее ожидает.

  Жаба под утро ее украдет,

  В нору упрячет бессовестный крот.

Задания  для команды родителей:

- В Шотландии есть памятник знаменитому литературному герою. В квартиру по адресу «Лондон, Бейкер – стрит» не раз приходили письма о помощи. Кому?

- Этот герой оказался самым большим в одной сказке и самым маленьким в другой.

- Старик из сказки Д .Родари, который строил себе домик.

- Она – обладательница чудесного саквояжа, умеющая летать на зонтике и въезжать по лестничным перилам вверх.

- Кто улетел из норы крота на ласточке в теплые края?

- Кто летал на ядре в лагерь турецкого войска?

- Назовите имя самой сильной девочки на свете, которая плавала на корабле  «Попрыгунья» в Веселию.

5.Фиолетовый лепесток – Волшебные краски

Для каждой команды на доске прикреплены разноцветные «пятнышки» из цветной бумаги. Объясняется задание:

- Художник-иллюстратор забыл свои палитры. Каждая команда по  очереди будет  брать  по одной  «краске»  со своей « палитры». Ваша задача - вспомнить произведения, в названиях которых  упоминается доставшийся  цвет.

 «Палитра» для команды детей:

Красная («Красная шапочка»);

Желтая («Желтый туман»);

Синяя («Синие листья»);

Серая («Серая шейка»).

 «Палитра» для команды родителей:

Синяя («Синяя птица»);

Белая («Белый Бим, Черное ухо»);

Черная  («Черная курица»);

Голубая («Голубая чашка»).

6.Зеленый лепесток – Стихоплеты

Конкурс состоит из двух частей.

Первая – учитель каждой команде по очереди читает с ошибками двустишья из стихотворений А.Барто. Задание: исправить ошибки.

- Уронили зайку на пол,

  Оторвали зайке лапу.

- Идет медведь, качается,

   Вздыхает на ходу.

- Наша Таня громко плачет,

   Уронила в печку мячик.

- Вертолет построим сами,

   Пронесемся над лесами.

- Зайку бросила лентяйка,

  Под дождем остался зайка.

- Нет, напрасно мы решили

  Прокатить слона в машине.

Вторая часть конкурса – продолжить стихотворение.

Задания для детей:

 - По небу голубому…

- Черемуха душистая…

- Крошка сын к отцу пришел…

Задания для взрослых:

- Зима! Крестьянин торжествуя…

- Белая береза под моим окном…

- Буря мглою…

7.Голубой  лепесток – Литературная викторина

Каждой команде по очереди зачитываются отрывки из литературных произведений, задание – отгадать сказку или рассказ.

Задания для детей:

-  «Дочка, дочка, - говорит мать. – Мы пойдем на работу, купим тебе платочек; будь умницей, береги братца, не ходи со двора».

-  «Начали закусывать; царевна обгложет косточку, да в рукав; выпьет чего – остатки в другой рукав. Те снохи видят, чего она делает, и они тоже кости  кладут себе в рукава; пьют чего – остатки в рукава».

- «Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма, уродина   уродиной: нижняя губа чуть ли не до самой груди висит».

- «Маленькие дети! Никогда на свете! Не ходите в Африку, в Африку гулять!»

- ««Жил-был  принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу».

- В какой сказке одна дочь лесничего отрезала большой палец на ноге, чтобы туфелька была впору; другая –  пятки; а третьей туфелька пришлась впору.

Задания для родителей:

 - «Были у старухи три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а младшая – Трехглазка».

-  «Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели, чтобы мои уши об ней не слыхали, да не вози ее к родным в теплую хату, а в чисто поле на трескун-мороз».

- «Шляпа лежала на комоде…»

- «Мамы разные нужны.

    Мамы всякие важны!»

- «Жил-был бедный принц. Королевство было у него совсем маленькое, но все-таки не столь уж ничтожное, чтобы принцу нельзя было жениться, а жениться ему хотелось».- Эта сказка шведской писательницы была изначально написана как учебник географии для младших школьников. В этой книге мальчик путешествует по Швеции с дикими птицами.

8.Сердцевинка – Соберитесь в книжку

Участники подходят к столу ведущего (учителя) и из  «волшебного сундучка» вытягивают карточки с именем литературного героя. Надо определить, в каком произведении он живет,  и собраться в группы. Карточки с названиями литературных произведений вывешиваются на доску:

 «Бременские музыканты». Кот, Пес, Петух, Принцесса, Трубадур.

 «Красная шапочка». Волк, Бабушка, Мама, Охотники, Красная Шапочка.

 «Снежная Королева». Кай, Герда, Разбойница, Снежная Королева, Олень.

 «Квартет». Проказница-Мартышка, Осел, Козел, Косолапый Мишка, Соловей.

 «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». Царь, царица, князь Гвидон, баба-Бабариха, Царевна-Лебедь.

Подведение итогов.

- Посмотрите на доску – вместо одного Цветика – семицветика у нас два прекрасных, шикарных букета цветов. Букеты такие пышные, что сразу видно, что и дети, и родители любят читать книги, знают героев книг, всегда радуются встрече с ними.

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

До новых встреч!

                                     Список   литературы

1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя:1-4 классы/ Под ред.И.С.     Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. – 240с.

2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа: 1-4 классы. – М.: ВАКО,     2007. – 240с.

3. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов/ Серия «Здравствуй,       школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 192с.

4. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4класс –     2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. -  288с.

5. Мищенкова Л.В.25 развивающих занятий с четвероклассниками. –Ярославль: Академия развития, 2007. – 144с.

6. Настольная книга учителя начальных классов/Авторы-составители Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 352с.

7. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н.Игры, викторины, конкурсы в начальной школе: кто хочет стать отличником? – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 160 с.

8. Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. – М.: Новая школа, 1994. -153с.

9. Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие. – М.: Новая школа, 1994. -153с.

10. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.:ВАКО, 2004. – 240с.

11. 500 скороговорок, пословиц, поговорок/Сост. И.А.Мазнин. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Любимые книги. Любимые писатели".

Викторина по литературе проводится по типу телевизионной игры "Звёздный час". Она способствует формированию у учащихся внимательного отношения к детали в художественном произведении. Викторину м...

Путешествие по дорогам любимых книг

Конкурсная программа по сказкам....

Проект "Неделя детской книги "По страницам любимых книг"

Проект Неделя детской книги "По страницам любимых книг" для учащихся с ОВЗ.Цель проекта: воспитание правильного отношения к книге как к объекту получения знаний и удовольствия; формирование элементарн...

Защита любимой книги "Наши любимые сказки" по произведениям К.И.Чуковского

Участвовали в городском литературном фестивале  "Книга собирает друзей"...

Городской конкурс «Через книгу-к добру и свету»: по номинации «Виртуальная школьная выставка «Мои любимые книги» по книгам юбилярам 2014 года среди 5-7 классов.

Городской конкурс «Через книгу-к добру и свету»: по номинации «Виртуальная школьная выставка «Мои любимые книги» по книгам юбилярам 2014 года  среди 5-7 кл...

Проект "Технология поэтапного формирования умственных действий" в рамках недели детской книги "По страницам любимых книг"

Метод проектов является одной из возможностей использования теории поэтапного формирования умственных действий. Данный проект это практическое воплощение теории поэтапного формирования умственных дейс...

Проект "Буктрейлер: новое рождение любимой книги" (по книге Б. Васильева "А зори здесь тихие")

Материалы, представляющие проект, целью которого было привлечение современных подросктов к чтению и знакомство с творчеством Бориса Васильева....