Белоствольная берёза - символ Родины моей
методическая разработка (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Больше-Череватовская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка
Тема. Белоствольный символ России.
(Устный журнал)
Выполнила: Сустаева Ирина Борисовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ
Больше-Череватовской основной общеобразо-
вательной школы
с.Б-Череватово
2013 г.
Методическая база мероприятия.
1.Тема мероприятия – «Белоствольный символ России». Я выбрала эту тему потому что это мероприятие особенно актуально в Год защиты окружающей среды.
2.Мероприятие проведено в рамках Недели русского языка. В нём приняли участие учащиеся 5 класса.
3.Цель: раскрыть значение образа берёзы в поэзии, живописи, музыке.
Задачи: а)познакомить учащихся со стихотворениями, картинами, музыкальными произведениями, посвящёнными берёзе; б) развивающие: развитие речи, памяти, внимания , артистических способностей через исполнение песни, творческих способностей через изготовление рисунков, обогащение словарного запаса; в) воспитательные: воспитание экологической культуры учащихся, нравственности, патриотизма.
Используемые методы работы: рассказ, объяснение, метод демонстрации, применение технических средств обучения, творческий метод.
Формы организации деятельности учащихся: описательные рассказы, подвижная игра, художественно продуктивная деятельность (рисование), музыкальная деятельность.
Форма мероприятия: нетрадиционная -«устный журнал».
Оборудование: иллюстрации, картинки, рисунки учащихся, плакаты, портреты.
Техническое оснащение: компьютер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, презентация
Структура мероприятия:
- Вступление.
- Основная часть:
1) Фольклорная страница (образ берёзы в фольклоре)
2) Литературная страница (образ берёзы в литературе)
3) Музыкальная страница (образ берёзы в музыке)
4)Художественная галерея (образ берёзы в живописи)
5) Игры, песни, хороводы около березки.
6) Березы – свидетели войны.
7) Экологическая страница ( Берегите природу!)
3. Заключение. Любовь к Родине.
4. Рефлексия.
Плакаты-эпиграфы:
Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
П. Балаикий
Русь моя, люблю твои березы!
С первых дней я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез ...
Н. Рубцов
Ход мероприятия
I. Вступление.
Учитель. У каждого народа, у каждого государства есть свои национальные традиции, символы. Одним из самых распространенных символов нашей страны является береза.
Каждый день по дороге в школу, возле дома мы встречаем это дерево. Давайте попытаемся взглянуть на березу другими глазами, попытаемся рассмотреть этот знакомый образ и понять, почему же белая береза - это душа России, ее символ. Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке, и в живописи. Удивительная судьба у нашей русской березки! На миру она радость, в любви - помощница, в грусти - верная подруга, в войну - воин, символ непобедимой Родины.
II. Основная часть
1.Фольклорная страница (образ берёзы в фольклоре)
Открываем фольклорную страницу. Есть такая старинная загадка:
Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве - четыре угодья:
первое - больным на здоровье, другое - от теми свет,
третье дряхлых, вялых пеленать, а четвертое - людям колодец.
Эта загадка о березе, а отгадка такова.
Первое угодье - банный веник. .
- Вспомните пословицы про баню:
- В бане веник - господин .
- Когда б не баня, все б мы пропали.
- Баня парит.
Баня все поправит.
Второе угодье - лучина для Освещения изб.
третье - береста на корзины, лукошки кузовки, горшки.
четвертое -березовый сок.
Отгадайте еще загадки :
На лесной опушке В белом сарафане
Стояли две подружки: Стала на поляне.
Платьица белены, Летели синицы,
Шапочки зелены. (Березки.) Сели на косицы. (Березки.)
Лета первая примета - Растет в траве Аленка
Под березой, в холодке В красной рубашонке.
Гриб коричневого цвета Кто ни пройдет,
На пятнистом корешке. (Подберезовик) Всяк поклон отдает. (Земляника.)
У занесенных снегом кочек
Я березку качну, Под белой шапкой снеговой
Я тебя подтолкну, Нашли мы маленький цветочек,
Налечу, засвищу, Полузамерзший, чуть живой.
Даже шапку утащу. (Ветер.) (Подснежник.)
Кто на елке, на суку,
Счет ведет: КУ-КУ, ку-ку? (Кукушка.)
Рисунки: кукушка, синички, подснежник, грибы, земляника - прикрепляются к картине на доске.
Учитель. Ребята, у нас получилась новая картина. Послушайте, как красиво описал березовую рощу И. С. Соколов-Ми китов.
Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Много пролетных певчих птиц собираются в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются внизу под березами голубые и белесые подснежники-перелески.
В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи.
А сейчас вспомним ПОСЛОВИЦЫ о березе. Я говорю начало пословицы, а вы ее заканчиваете.
Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
Где дубняк, там и березняк.
И у березки слезы текут, когда с нее кору дерут.
Березой обогреешься, а не оденешься.
2.Литературная страница ( образ березы в литературе).
Открываем литературную страницу. Послушайте стихи о березе, которые прочтут учащиеся.
Светло в России от берез
И санный след,
И след колес
И в полночь разглядел бы я:
Светло в России от берез,
Светло от снега белого,
От меловых заречных круч
И вишен цвета сильного.
От новых срубов,
Белых туч, плывущих над Россиею.
И счастлив я, что здесь я рос,
И то мне сердце радует,
Что снежный свет
Родных берез
На всю планету падает.
А. Екимцев
Березка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме березы
Есть русская наша душа.
В. Рождественский
3. Музыкальная страница ( образ березы в музыке)
Учитель. Приглашаю вас в музыкальный зал. Вы услышите и русские народные песни, и песни известных композиторов и поэтов о березе:
1. Аудиозапись песни на стихи волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной «Растет в Волгограде березка» (исп. Людмила Зыкина)
2. Русская народная песня «Во поле береза стояла» в исполнении учащихся.
3. Аудиозапись песни «Березовый сок (ансамбль «Песняры»).
- Эта песня о том, как служат солдаты вдали от родины, защищая и охраняя нашу страну. Они тоскуют по местам, где родились, по березкам, вспоминают, как в детстве пили весной, когда только распускаются первые подснежники, березовый сок.
4. Художественная галерея (образ березы в живописи)
Учитель.Приглашаю вас посетить художественную галерею, где наши экскурсоводы расскажут о картинах известных русских художников, которые изображали нашу русскую березку во всей красе.
- Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».
1 ученик: Замечательный художник Саврасов в известной картине рассказывает о приходе весны. Шумно слетаются грачи на облюбованные ими березки. Мы слышим ИХ шум и гам. Березы стоят в талой воде. Их веточки еще слабы, не ожили. Своими тонкими ветвями, как кружевом, они украшают хмурое небо. Однако природа пробуждается. И вот-вот зазеленеет молодой листвою березка.
2. Архип Иванович Куинджи «Березовая роща».
2 ученик: Художник выбрал четкие контрасты света и тени, необычную композицию. На первом плане показаны только белые стволы, а не деревья целиком. И получилась удивительно лиричная, берущая за душу картина. Глядя на нее, понимаешь, как прекрасна неброская российская природа и как много значит она в нашей жизни.
3.Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка».
- ученик: Здесь изображена народная игра во время Масленицы, праздника проводов зимы. Из снега возводился «городок» - стена с башнями. Участники игры делились на две группы. Одни пытались разрушить снежную крепость, а другие оборонялись, кидая в нападающих снежки. Они хлещут друг друга березовыми вениками. Но лица у всех радостные и веселые. Они как будто парятся в бане березовыми вениками. Художник любовно расписал русскими узорами платок, дуги- оглобли, одежду. Эта картина продолжает радовать зрителей и сейчас.
4. А. А. Пластов «Фашист пролетел».
4 ученик: На картине изображен один из эпизодов Великой Отечественной войны. Мальчик-подросток пас деревенское стадо. Пролетел фашистский самолет - не стало мальчика, коров, овец, жалобно завыла собака. На втором плане мы видим молодые березки. Они, как молодые солдаты, вытянувшись в шеренгу, скорбят и как бы хотят уберечь беззащитных.
Учитель: Не только известные художники изображали нашу красавицу березку, но и ученики нашей школы.
(Представляются рисунки учащихся.)
5. Игры, песни, хороводы около березки.
А вот еще одна картина - Б. М. Кустодиев «Деревенский праздник».
На Руси в выходные и праздничные дни собирался народ на полянке, среди берез, чтобы повеселиться, отдохнуть, попеть песни, поводить хороводы, а кто-то и погрустить около одинокой березки.
Сейчас мы поиграем в народную русскую и гру «Меланья». Один игрок выходит за дверь. Хором зовут: «Меланья». Игрок
входит.
- Что, детушки?
- Заходи, Меланья, погляди, что покажем, нипочем не догадаешься.
У Меланьи, у старушки, Вот с такими-то усами,
Жили в маленькой избушке Вот с такой головой,
Семь сыновей, Вот с такой бородой.
Все без бровей, Они не пили не ели
Вот с такими-то ушами, На Меланью все глядели
Вот с такими-то носами, И все делали вот так.
(Д в и ж е н и я: вязали, писали, месили тесто стирали, рубили дрова, лепили пирожки и т. д.)
Дети поют хором песню:
Мы вокруг березки встанем в хоровод,
Радостно и звонко каждый запоет:
«Ай да, березка, белый ствол,
Зеленей, зеленей ты листвой».
Яркие платочки в руки мы возьмем,
У березки стройной пляску заведем.
К вечеру мы дружно скажем ей:
«Прощай! Ты без нас, березка, в поле не скучай!»
Дети свободно-самостоятельно про водят игру «Ручеек» под русскую народную песню «Барыня».
6.Берёзы – свидетели войны
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать берёзу, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном цветущем дереве. Стоят три берёзки у Вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.
Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний привет умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.
Растёт такая берёза и на Мамаевом кургане в городе Волгограде, растёт на той земле, которая пережила 200 огненных дней, помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли советские солдаты, выстояли и победили.
(Звучит аудиозапись в исполнении Л.Г.Зыкиной «Растёт в Волгограде берёзка»)
Экологическая страница.
Учитель. Молодые тоненькие, прямые берёзки похожи на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.
Болью сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!
Ученик.
В весенний злой мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея,
Увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.
(В.Сологуб)
III. Заключение
Учитель. Где бы ни росла берёза –всюду она приносит людям радость и свет. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!
IV.Рефлексия
Учитель. Ребята, хотелось бы услышать ваше мнение. Перед вами берёзка, но она без листочков. Предлагаю вам украсить её листочками. Если понравилось мероприятие – прикрепляем жёлтые листочки, не понравилось – прикрепляем коричневые.
- Молодцы! Большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра "Береза - символ Родины моей. Стихотворения рязанских поэтов XX века"
Данный тематический сборник можно использовать для ознакомления учащихся с творчеством рязанских поэтов....
Белокурая береза - символ Родины моей.
дети знакомятся с березой, как достоянием нашей родины...
Белокурая береза – символ Родины моей.
Цели: - актуализация знаний о русской природе; знакомство с художниками, где есть звучание природы; ...
Мультимедийная презентация "Берёза - символ Родины моей"
Берёза, берёзка, берёзонька…Стройный ствол, гибкие склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Берёзку милую, родную издавна считают ...
Русская берёзка-символ Родины моей.
Воспитательское занятие на тему «Русская берёзка-символ Родины моей»....
"Белокурая березка - символ Родины моей"
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов....
внеурочное занятие по направлению "Я и моя Родина" для воспитанников 7 класса школы 8 вида "Белоствольная березка - символ Родины моей"
тема занятия: "Белоствольная березка - символ Родины моей"...