Летний отдых детей как одно из направлений здорового образа жизни
материал по теме

Непомнящих Наталья Сергеевна

В статье описывается опыт работы по организации досуга детей в каникулярный период, как одно из направлений деятельности здоровьесбережения в сельской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letniy_otdyh_detey_kak_odno_iz_napravleniy_zozh.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Летний отдых детей как одно из направлений  

здоровьесберегающей деятельности школы

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость.

Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятие спортом, рациональное питание, гармоничные взаимоотношение между людьми, негативное отношение к вредным привычкам. Одной из серьезных предпосылок здорового образа жизни служит правильная организация свободного времени и досуга.

Организация досуга детей и подростков и пропаганда здорового образа жизни является одним из основных и приоритетных направлений нашей школы и программы «Здоровье» реализующейся на базе школы. В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Школа является единственным социокультурным центром в нашем таежном поселке. Клуб работает эпизодически, так как находится в аварийном состоянии. Поэтому школа особое внимание уделяет планированию работы в каникулярный период. Большие учебные нагрузки, «сидячий» образ жизни, неполноценное питание, наряду с вредными привычками и недостатком двигательной активности, ведут к увеличению заболеваемости среди детей и подростков и, как следствие, к снижению успеваемости в школе и социальной адаптивности в обществе.

Анализируя результаты мониторинга состояния здоровья детей в нашей школе, мы заметили, что положение из года в год ухудшается. Нарушение осанки, зрения, нарушения физического и психического развития медленно, но верно поднималось вверх. Это заставило нас искать пути выхода из создавшейся ситуации. Стало понято, что разовые мероприятия и акции не приносят должного результата. Только совместный комплексный подход может привести к положительному сдвигу.

В школе была создана временная проблемная группа, в состав которой вошли учителя физической культуры, биологии и медицинский работник школы. Ими была разработана программа «Здоровье». Основным направлением работы школы стало создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта. Вся деятельность педагогического коллектива была сориентирована на создание здоровьесберегающей среды, на учебный процесс стали активно внедряться здоровьесберегающие технологии, особое внимание, уделяя внеурочной деятельности.

В целях организации здоровьесберегающего обучения и оптимизации процесса обучения мы на протяжении 6 лет работаем по новой структуре учебного года, которая предполагает дополнительные каникулы в третьей четверти с учетом особенностей нашею региона: это период наиболее холодной погоды, короткого светового дня и эпидемиологического неблагополучия. Опыт доказал здоровьесберегающий потенциал нового календаря школьных  каникул.

Помогает в организации здоровьесбсрегающего пространства школы и программа «Всеобуч»,  в рамках которой проводится ежедневное отслеживание пропусков учебных занятии, своевременное принятие мер.

Расширился спектр воспитательных мероприятий здоровьесберегающего направления, многие из которых приобрели традиционный характер: дни здоровья, туристический слет, школьные олимпийские игры, регулярная стендовая агитация, спортивные соревнования, киноклуб и т.д.

Активными участниками программы «Здоровье» стали и родители. Организованы занятия по шейпингу и танцевальные уроки для мам, и продолжая давние традиции, проводятся соревнования и занятия на спортивных секциях с папами.

Особое внимание уделяемся занятости детей в каникулы, особенно летние. В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.

Школа активно сотрудничает с центром занятости, по желанию многие подростки трудоустраиваются. Старшеклассники занимаются благоустройством территории школы, оказывают помощь в подготовке учебного заведения к новому учебному году, оформляют школу, озеленяют кабинеты, оказывают помощь ветеранам. Таким образом, занимаясь различными видами деятельности, ребята получают возможность заработать деньги.  

Сейчас практически перед каждой семьей встает проблема летних  каникул, а особенно перед  многодетными, малообеспеченными и семьями так называемой «группы риска». В нашей школе таких семей много. Через центр социального обслуживания детей стараемся обеспечить бесплатными путевками в летние спортивные лагеря.

Чтобы  летним отдыхом охватить как можно больше детей, школа дважды участвовала в конкурсе программ, на реализацию которых получала грант. Выделенные средства позволили нам организовать отдых детям из многодетных и малообеспеченных семей. Ведь не секрет, что именно они летом предоставлены сами себе.

Основные направления работы в лагере:

  • Физическое и патриотическое воспитание, через организованную утреннюю зарядку, закаливающие процедуры, плавание, спортивные подвижные игры, туристические походы, «Президентские состязания», спортивные праздники.
  • Активно ведется пропаганда ЗОЖ: в лагере обеспечивается сбалансированное витаминизированное питание, фитотерапия, соблюдение режима дня, санитарно - гигиенических норм, оптимальный двигательный режим, ежедневное чуткое наблюдение детей медицинским работником школы, который знает индивидуальные особенности каждого ребенка, занятия по разделу «Азбука здоровья». Ведутся занятия из курса «Все цвета, кроме черного».
  • Образовательный блок построен по принципу «вертушки» по специальностям. Каждый ребенок может сам выбрать занятие по душе.
  • Конкурсно - игровые программы сближают детей. В их основе лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым. Эти качества детей ведут к более здоровому образу жизни, отвлекают от безнравственных поступков.
  • Активными помощниками руководителей являются ребята из старших классов, подготовительная работа с которыми ведется в течение учебного на занятиях «Школы молодого лидера».

Все направления работы летнего школьного лагеря имеют познавательный характер. У ребят формируется адекватное представление о здоровом образе жизни. Они учатся организовывать свой досуг, осознавать значимость и силу индивидуальной инициативы, справляться с проблемами личных взаимоотношений, принимать ответственность на себя и быть счастливыми, научиться конструированию самого себя и социального мира в разных жизненных обстоятельствах, достойно справляться с ситуациями социального неуспеха и оставаться оптимистами. Отработать навыки сотрудничества и умения работать в одной команде.

Ребенок, находясь во взаимоотношениях, учитель - ученик - родитель чувствует,: себя комфортно, лагерь позволяет увидеть во взрослых не только учителя, родителя, но и друга. И такой наглядный пример, эффективней всяких слов.

В заключение хочется сказать, что каникулы  - это время, которым ребенок может распорядиться, как хочет и то, что он выбирает его провести с нами, показывает правильность выбранной системы работы по организации палаточных лагерей, сочетающую развитие и воспитание детей с оздоровительным отдыхом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний отдых детей

Как правильно обустроить летний отдых детей, наполнить его важными, интересными и, конечно, полезными для ребенка занятиями?...

Программа объединения дополнительного образования для детей с ОВЗ «Твой здоровый образ жизни» 7 класс

Забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их валеологическое воспитание, представляется весьма актуальной  педагогической задачей. В связи с этим в 7 классах как пропедевтика курса «...

Летний отдых детей

Предлагаются формы  проведения занятий на кникулах...

«Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни»

Цель: Определить роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни....

Летний отдых детей дошкольного возраста

Лето - замечательная пора для детей! Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год! Попробуем летний отдых организовать так, чтобы каждый день приносил им что-то...

Летний отдых детей. Туризм

Речёвка туриста:Кто шагает с рюкзаком?Мы, туристы!Кто со скукой не знаком?Мы туристы!Нас вперёд ведут…Дороги!Наш девиз:«Всегда вперёд!»Эй, ребята,Твёрже шаг!Что турист берёт в дорог...