Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:
Цели - сформировать первичное представление о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания; дать возможность осознать, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой; сформировать у школьников коммуникативную, этическую, социальную, гражданскую компетентности и социокультурную идентичность в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_odnknr.docx | 67.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г.Ленинска-Кузнецкого
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 7»
РАССМОТРЕНО: на методическом объединении учителей гуманитарного цикла Протокол от «___»______20___ №__ СОГЛАСОВАНО: на педагогическом совете Протокол от «___»______20___ №__ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ООШ № 7: Ю.В.Штальбаум _________________ «____»__________20___ |
Рабочая программа по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для обучающихся 5 классов
Составители:
учители русского языка и
литературы
Ленинск-Кузнецкий
2016
уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс
количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.
срок реализации 1 год
используемый УМК Школа России,
линия УМК под редакцией Виноградовой Н. Ф.
программа разработана на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-го класса, автор Виноградова Н. Ф.-м.: Вентана-Граф, 2015.
Учебник:
«Основы духовно-нравственной культуры народов Росси». Автор: Н.Ф. Виноградова. – М.: Издательский центр « Вентана-Граф» 2015 г.
Разработчики рабочей учебной программ
Ребракова В. Г., учитель начальных классов,
категория - первая.
Корсаков
2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5 КЛАСС
Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:
Цели - сформировать первичное представление о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания; дать возможность осознать, что культура нашей страны является органической частью культуры мировой; сформировать у школьников коммуникативную, этическую, социальную, гражданскую компетентности и социокультурную идентичность в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
Задачи:
- совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество иконкретный индивид может существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
-углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
- осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
-становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
- формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) через присвоение таких ценностей, как: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
В процессе изучения данного курса должно быть углублено осознание учащимися идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Ведущими принципами организации обучения в 5 классе остаются:
1.Культуроведческийпринцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2.Принцип природосообразности.В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3.Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,
обучением в парах, группах.
4.Принцип краеведения.При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5.Принцип поступательностиобеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии, как в содержании, так и в методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в четвертом классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Описание места учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане.
Предмет « Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в объёме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю. При подготовке планирования структурирование и изучение учебного материала определяется в соответствии с учебником Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова « Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: « Вентана-Граф». 2015, ФГОС. Структура учебника позволяет:
1.Изучение человека как творца и носителя культуры; нравственных ценностей российского народа; бережного отношения к природе; семье, как хранителя духовных ценностей.
2.Определение роли религии в развитии российской культуры, вклада каждой религиозной конфессии в общероссийские культурные традиции; уделение большого внимания формированию духовного мира школьника.
3.Изучение новых терминов, отражение содержания материала в иллюстративном ряде, выполнения проекта.
Описание ценностных ориентиров содержанияучебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.
Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви кродному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия совзрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Планируемые результаты
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
Формы организации образовательного процесса.
1) Учебный диалог
2) Обсуждение
3) Восприятие и оценка информации
4) Работа с текстом
5) Совместная деятельность в парах и группах
6) Работа с иллюстрациями, аудио- и видеофрагментами
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории Ивановского края) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных культур;
– отражение основного содержания в иллюстративном ряде (тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Технологии обучения.
В соответствии с концепцией развивающего образования программа предполагает использование проблемно-диалогической технологии освоения нового материала. Эта технология учит самостоятельно открывать новые знания и предлагает строить деятельность учеников на уроке по универсальному алгоритму решения жизненно-практических проблем: осознание проблемной ситуации – противоречия, например, между двумя мнениями, формулирование проблемы/задачи/цели, составление плана действий, реализация плана, проверка результата.
Виды и формы контроля.
1.Фронтальный контроль.
2.Групповая работа. Взаимоконтроль.
3.Самоконтроль.
4.Текущий.
5.Тематический контроль.
6.Индивидуальный контроль.
7.Итоговый контроль.
Основное содержание учебного предмета « Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Раздел 1. В мире культуры-3 ч.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа-15 ч.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура-12 ч.
Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Откуда на Русь пришло христианство?Древняя Русь после принятия христианства. Христианская вера и образование в Древней Руси. Вклад православия в развитие материальной и духовной культуры общества. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Православные праздники.
Культурные и религиозные традиции мусульман России. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Еврейские культурные и религиозные традиции.Иудаизм и культура.Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Еврейский календарь.
Буддийская культура в России.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности-2 ч.
Музеи России. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Раздел 5. Твой духовный мир-3 ч.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Тематическое планирование
Тема программы | Содержание программного материала | Характеристика видов деятельности |
Раздел 1. В мире культуры | ||
1.Величие многонациональной российской культуры | Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» |
2.Человек –творец и носитель культуры | В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» .Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных» |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа | ||
3. «Береги землю родимую, как мать любимую». | Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «НюргунБоотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. |
4. Жизнь ратными подвигами полна. | Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России. |
5. В труде- красота человека. | Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли. |
6. «Плод добрых трудов славен». | Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока. |
7. Люди труда. | В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. | Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. |
8.Бережное отношение к природе. | Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? | Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. |
9.Семья- хранитель духовных ценностей. | Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа. | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи. |
Раздел 3. Религия и культура | ||
10. Роль религии в развитии культуры | Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений). | Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки». |
11. Культурное наследие христианской Руси. | Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. | Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. |
12. Культура ислама. | Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. |
13. Иудаизм и культура. | Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. | Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» |
14. Культурные традиции буддизма. | Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. | Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка» |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности | ||
15. Забота государства о сохранении духовных ценностей. | Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. |
16. Хранить память предков. | Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность. | Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составлениепортрета героя художественного полотна (Репин.Портрет С.И.Мамонтова).Учебный диалог: оценим жизненные истории. |
Раздел 5. Твой духовный мир. | ||
17. Твой духовный мир. | Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения. | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете» |
Перечень обязательных практических, творческих, контрольных работ по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
№урока проверочной работы | Вид работы | Тема |
8 | Проект « Жизнь ратными подвигами полна». | 1.« Герои-партизаны ВОВ» 2.«Правнуки Победы о своих прадедах» 3.«ГероиСоветского Союза-представители разных народов» 4.« Место подвига в наше время» |
11-12 | Проект « Люди труда». | 1.Трудовые подвиги представителей разных народов России» 2.« Герои космоса» 3.« Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны» |
23 | Проект « Великие просветители и создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий». | 1.« Биография братьев Кирилла и Мефодия» 2.«Какой была славянская кириллица» 3.« Какое значение имела деятельность Кирилла и Мефодия для развития культуры Древней Руси» |
30 | Контрольная работа | « Искусство в религиозной культуре» |
34-35 | Проект « Твоя культура поведения». | 1.« Правила этикета рыцарей» 2.«Танцевальный этикет» 3.«История этикета письма» |
Характеристика видов контроля качества знаний, критерии оценивания результатов обучения по предмету « Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Критерии оценивания по устному опросу.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
-полностью освоил учебный материал и умеет изложить его своими словами;
-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; даёт ответ четкий правильный, в логической последовательности;
-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
-в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
-подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
-не усвоил существенную часть учебного материала;
-допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-ответ дает неполный, построенный несвязно, но имеет общее понимание вопросов;
-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
-почти не усвоил учебный материал;
-не знает и не понимает наиболее важную часть учебного материала;
-не может изложить его своими словами;
-не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Критерии оценивания тестов.
Оценка «5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 – 90 %;
Оценка «4» - соответствует работа, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
Оценка «3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов;
Оценка «2» - соответствует работа, содержащая 0% – 40 %.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» и на основании Письма Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. № МД-942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» результаты образовательной программы по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через систему предметного мониторинга не отслеживаются, однако «Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.
Критерии оценивания сообщения, проекта.
Критерий | «5» | «4» | «3» | «2» |
Уровень постановки исследова-тельской проблемы | Работа исследователь-ская, полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно. | Работа частично поисковая - в работе есть проблемы, которые имеют частный характер (не отражающий тему в целом, а касающиеся только каких-то ее аспектов) | Работа в целом репродуктивна, но сделаны неплохие самостоятельные обобщения | Работа репродуктивно-го характера – присутствует лишь информация из других источников, нет обобщений, нет содержательных выводов |
Актуаль-ность и оригиналь-ность темы | Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования. | Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего тема открывается с неожиданной стороны. | Тема изученная, но в ней появились «белые пятна» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная, но проблема «искусствен-ная», не представляющая истинного интереса для науки. | Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством. |
Логич-ностьдоказатель-ства (рассужде-ния) | Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней» информации, перегружающей текст ненужными подробностями | В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть. | В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет. | Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме |
Коррект-ность в использова-нии литератур-ных источников | Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику | Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.). | Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях | В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту. Видно что работа взята из интернета без переработки |
Количество источников | Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику | Список имеет несколько источников, но упущены некоторые важные аспекты рассматриваемой проблемы | Нет списка литературы 1-2 источник | Нет списка литературы 1-2 источник |
Глубина исследова-ния | Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне. | Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна. | Работа строится на основе одного серьезного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация | Работа поверхностна, иллюстративна, источники в основном имеют популярный характер |
Оформле- ние | Работа имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление). | Работа в общем соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочеты, либо одно из требований не выполняется. | Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую. | Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора, не соответствует требованиям ГОСТ. |
Учебно-методическое обеспечение учебного курса в 5 классе
1.Программа к курсу учебника « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013 2. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение :
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов - http:// scool- collection.edu. ru
Всемирная история в интернете - http:// www.hrono.ru
История стран и цивилизаций - http: // www. istorya. ru
Библиотека античной литературы - http:// сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура - http:// artclassic.edu.ru
-дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000.
История религий в России / под общ.ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005.
Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991.
Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003
Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. – М., 1983.
Введение в буддизм. – СПб., 1999.
Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004.
Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005.
Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.
Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010.
Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007.
Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М., 2005.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008.
Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.
Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007.
Образовательные сайты:
http://easyen.ru/современный учительский портал
http://www.proshkolu.ru/tag/37017/
http://annaellada.narod.ru/интересные
http://ludmilafed.rusedu.net/post/1774/11013
http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
Литература для дополнительного чтения учащимися:
Барто, А. Стихи и поэмы: собр. соч.: в 3 т. – М.: Детская литература, 1970.
Домострой / под ред. В. Сенина. – СПб.: Лениздат, 1992.
Михалков, С. Избранные произведения: в 2 т. – М.: Детская литература, 1967.
Морозова, С. А., Элиасберг, Н. И. О самом главном: книга для чтения (для 7-9 классов общеобразовательных школ). – СПб.: Специальная литература, 1998.
Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М, Педагогика, 1990.
Пословицы русского народа: сборник В. Даля. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...
Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс...
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культур...
Рабочая програма по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Программа составлена для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по предмету Основы духовно- нравственной культуры народов России 5 кл
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:требовани...
Программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5—6 классов
Программа по ОДНК НР для 5-6 классов образовательных организаций составлена с требованиями ФГОСООО....