Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Павлова Лидия Васильевна

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры»)  в 5 классе рассчитана на 35 часов (в неделю – 1 час). Этот час выделен из школьного компонента. Обучается один год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp5odnknr.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

 

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3 СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДРОГИ»

      «Рассмотрено»

      «Согласовано»

          «Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора

Директор школы-интерната № 3 ОАО «РЖД»

__________ / ____________/

по УР школы-интерната № 3

___________ / ______________/

Протокол №__ от

«__» _________2016г.

__________ /_________________/

Приказ № ____ от«__» _________ 2016г

«__» _________ 2016г.

Рабочая программа

учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы православной культуры»)

основного общего образования (5-9 кл.)

педагога Павловой Лидии Васильевны

 (первая  квалификационная категория)

Принято на заседании

педагогического совета

протокол №_____от

«_____»______20___г.

г. Ртищево 2016 год 

Пояснительная записка.

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культуры»)  в 5 классе рассчитана на 35 часов (в неделю – 1 час). Этот час выделен из школьного компонента. Обучается один год.

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:  

1.  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

2.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от  31.12.2015 г.  № 1577)  «Об  утверждении  федерального  государственного образовательного  стандарта  основного  общего  образования»  (Зарегистрирован Минюстом  России  01.02.2011 г.  № 19644)  //  http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

3.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 31.03.2014 г.  № 253  «Об  утверждении  Федерального  перечня  учебников, рекомендуемых  к  использованию  при  реализации  имеющих  государственную аккредитацию  образовательных  программ  начального  общего,  основного  общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. №  576,  от  28.12.2015 г.  №  1529,  от  26.01.2016 г.  № 38)  //  http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

4.  Приказ  Минтруда  России  от  18.10.2013 г.  №  544н  (с  изм.  от  25.12.2014 г.) «Об утверждении  профессионального  стандарта  «Педагог  (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,  учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

5.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего  общего  образования»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России  01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

6.  Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об  утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»  (Зарегистрировано  в  Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации  от  29.06.2011  №  85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от  24.11.2015 г.  №  81)  // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/  

7.  Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской Федерации  от  10.07.2015 г.  № 26  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  и воспитания  в  организациях,  осуществляющих  образовательную  деятельность  по адаптированным  основным  общеобразовательным  программам  для  обучающихся  с ограниченными  возможностями  здоровья»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

8.  Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 14.12.2009 г.  № 729  (ред.  от  16.01.2012 г.)  «Об  утверждении  перечня  организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в

образовательном  процессе  в  имеющих  государственную  аккредитацию  и реализующих  образовательные  программы  общего  образования  образовательных учреждениях»  (Зарегистрировано  в  Минюсте  России  15.01.2010 г.  №  15987)  // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
9. Уставом Школы-интерната № 3 ОАО «РЖД»

Программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивается учебно-методическим комплектом, автором которой является Шевченко, Л.Л. Православная культура– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

В процессе изучения предмета «Основы православной культуры» могут быть решены следующие задачи:

  • дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
  • способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;
  • дать знания о христианском понимании смысла добра и зла, смысла жизни и пути его воплощения в жизни святых и героев Отечества; научить детей беречь святыни родной земли.

Учебный предмет «Основы православной культуры» позволяет школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о духовных корнях русской культуры, о православных традициях и ценностях жизни людей.

Вводя своих учеников в мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви, какой несет в себе православная культура. От него потребуется тщательная подготовка к каждому уроку. Для этого необходимо понять сущностную основу предмета и его специфику.

Форма представления учебного материала носит культурологический характер: понятия религиозной культуры и содержание священной истории школьники осваивают в контексте знакомства с феноменами отечественной и мировой культуры, их отражающими - произведениями литературы, духовной поэзии, музыкального и изобразительного искусства, иконописи, памятников зодчества и др.

При преподавании комплексного учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культур») для 5 класса предполагается безотметочная система оценки.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рубрики «Обсуждаем-размышляем», творческие проектные работы учащихся - маршруты духовного краеведения по темам содержания учебного пособия.

Формой итогового контроля является коллективный творческий проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России», который не только позволяет учителю контролировать усвоение материала курса, но актуализирует для школьников полученные знания, показывая им преемственность духовных культурных православных традиций, отраженных как в феноменах культуры, так и в жизни современных россиян.

В качестве домашнего задания могут быть использованы задания из уроков учебного пособия. Начиная с темы 23 (Святая Русь), на основе домашних заданий в форме творческих проектных работ - «Маршруты духовного краеведения» («Путешествия по святым местам России») организуется подготовка выставки итоговых творческих проектов «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России».

Особенностью изложения является представление всех проблемных тем на основе изучения феноменов православной культуры: библейских текстов, русской классической и современной литературы, духовной поэзии, рассказов о русских святых, знакомства с историческими и архитектурными памятниками, произведениями иконописи, музыкального искусства. Это позволяет не только познакомить школьников с основами христианского мировоззрения, но и показать его укорененность в православных традициях жизни и феноменах русской культуры.

Одной  из задач школьного образования является необходимость формирования ценностных идеалов и ориентиров, утверждение в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учётом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков.

Решению этой задачи школьного образования во многом помогает введение в курс обучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Изучение  школьниками учебного модуля «Основы православной культуры»,   направлено на достижение следующих целей:

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;

- знакомство с основными нормами христианской морали (заповедями), понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье, школьном коллективе, в обществе, а также в гармонизации своего душевного состояния;

- формирование первоначальных представлений  о православной вере, ее роли в культуре, истории и современности России;

- формирование представлений об исторической роли православия  в становлении российской государственности;

- формирование уважительного отношения к другим традиционным религиям и добрым светским традициям на основе главной христианской заповеди – любви к ближнему;

-  осознание ценности человеческой жизни;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, православных традициях народов России;

- формирование чувства любви к Родине, осознание своей причастности к ее судьбе, ответственности за ее настоящее и будущее;

 - укрепление средствами  образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;

- формирование основных понятий и ценностей: Россия, Родина (Отечество), нравственность, долг, милосердие, миролюбие, любовь, верность, вера, память, семья, ближний и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Основными задачами являются:

- обобщение знаний понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных в прежние годы обучения в школе в ходе изучения разных предметов;

- знакомство с особенностями восточного христианства;

- ознакомление с основами православной  духовной традицией (Во что верят православные Христиане),  основными символами и понятиями и святынями православного христианства (Бог, Христос, Святая Троица, Божий Суд, блаженство, молитва, Библия, Евангелие, Крест, заповедь, икона, фрески, храм, монастырь, церковное пение, таинство, чудо и т.п.);

- культура и религия. Понимание их содержания и исторической связи;

- формирование понимания добра и зла в православной традиции, умения их различать и делать выбор в пользу добра;

- формирование понимания христианского отношения к ближнему (любовь, милосердие и сострадание; золотое правило христианской нравственности) на основе примеров из Евангелия, жития святых, исторических событий. Развитие желания строить отношения в семье и в обществе на этих принципах;

- знакомство с понятием христианского отношения к труду, долга и ответственности;

- христианская семья и её ценности;

- знакомство с историей появления первых христиан на Руси, принятия Русью православной веры;

- защита Родины и веры в исторических испытаниях. Ознакомление с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, (Победа на Куликовом поле, в Отечественной войне 1812 года, победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие). Подвиг, патриотизм, подвижничество; национальные герои и Святые Руси (святые князья и герои Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской; Федор Ушаков, Евгений Родионов; национальные герои Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, и др., великие святые и подвижники Русской Православной Церкви - Сергий Радонежский, Серафим Саровский, и мн. другие);

- православный календарь. Формирование понимания праздников, как дней особой памяти и почитания Господа, Богородицы, святых и особых событий;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Принципы построения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  1. Принцип  научности.

Все исторические сведения, изложенные в учебном предмете «Основы православной культуры» основаны на свидетельствах и фактах, описанных  отечественной исторической наукой, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники, археологические подтверждения сведений древней христианской и дохристианской истории, визуальной демонстрации изображений памятников христианской культуры при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

  1. Принцип доступности.

Минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов, обеспечивает доступность материала для учащихся 5-го класса и легкость его усвоения.

  1. Принцип культуросообразности.  

Предмет «Основы православной культуры» призван преодолеть происшедшего в ходе предыдущего исторического периода искусственного отделения истории и культуры Российского государства от истории и культуры православия на Руси, что привело к нарушению принципов научности и культуросообразности.  

Настоящий курс «Основы православной культуры» восстанавливает неразрывное единство,  давая возможность российскому школьнику ощутить взаимосвязь гражданской и церковной истории России в процессе изучения предмета.

Планируемые результаты

освоения учащимися программы по предмету  «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Требования к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства любви к своей Родине;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения к их истории и культуре; 

  • воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям независимо от национальной и религиозной принадлежности;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие;

 формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших.

Требования к метапредметным результатам:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  •  определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
  •  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о православной культуре и ее роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание программы «Основы православной культуры»

Россия - наша Родина. Обращение к детям. О духовных ценностях жизни людей.

Культура и религия. О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечество. О вере, знании и культуре в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство - одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие - основная религия в России.

Священное Писание. О чем рассказывает Библия? Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и правила жизни. Сотворение мира. Шесть дней творения. Обращение к Богу - молитва. Знаменитые люди -о Библии.

Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура. Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о Святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.

Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.

Что говорит о человеке православная культура. Священная история рассказывает о Боге, мире, человеке: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Как зло появились в мире. Искушение Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».

Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека-свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?

Христианское учение о спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон.

Спаситель. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся.

Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство - счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. Главное правило христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства). Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова «круговая порука добра»? Понятия ответственности и обязанностей.

Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие - страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина.

Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П. Полонского и М.Ю. Лермонтова).

Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная Жертва. Христианское почитание Креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у Гроба. Апостол Павел о любви.

Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха - переход от смерти к жизни. Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Библия о будущих судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.

Православный храм. Православные традиции жизни. Православный храм в жизни христиан. Храм-дом, посвященный Богу. Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол. Скиния - первый храм. Изгнание Христом из храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.

Православные Таинства. Православный храм и Таинства Православной Церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия - центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры - символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль - сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор - самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.

Священные образы. О чем рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона. Христианское искусство.

Христианская семья. Родина. Отчий дом - самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спасителя и Богородицы.

Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост - подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.

Почитание святых в православном календаре. Православие в России Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.

Православный календарь. Почитание святых. Верность. Сыновья князя Владимира - святые братья-князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики - страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его-соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28). Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах.        

Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря - центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. В чем проявляется добродетель смирения? Размышляем о добродетели смирения в жизни современного человека. О добродетели смирения рассказывают произведения духовной поэзии. Смирение - это сила или слабость? Объединение русских князей. Чему учил пре-

подобный Сергий русских князей. Защита Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Святой богатырь, преподобный монах. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Князь Димитрий Донской. Князь Александр Невский. О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. О словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем заключался подвиг князя? Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Православный календарь. Почитание святых. Мужество. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?

Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Отличается ли радость христианская от обычной, житейской? Что означают слова «радость о Господе» ? Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.

Православный календарь. Почитание святых. Подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя - православного зодчего; разрушителя святынь - вандала.

Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы?

Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России ».

Сохраняем святыни России. Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучение князя Владимира Мономаха детям. Какие сокровища завещали родители детям в 17-18 веках? Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Наставления святого Тихона Задонского своим духовным детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе». Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века? Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

По святым местам моей Родины - России. «Герои России», «Русские святые», «Золотая цепь святых. Мои предки».

Учебно-тематический план по ОДНКНР (модуль ОПК)

Классы 5 А, Б

Учитель Павлова Лидия Васильевна

Количество часов

Всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ ч.

Программа составлена на основе  Программы для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» автором которой является Шевченко, Л.Л. Православная культура [Текст] : Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

Учебник: Основы православной культуры. Л.Л. Шевченко «Православная культура 4-5-й класс» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

№ п/п

Название темы, раздела

Количество

часов

1

Величие многонациональной российской культуры

2

2

Культура и религия в жизни человека

1

3

Священное писание

5

4

Христос Спаситель. Христианское учение о спасении

8

5

Проверь себя

1

6

Православные традиции в России

5

7

Почитание святых в православном календаре

8

8

Проверь себя

1

9

Творческие проекты «Диалог культур и поколений»

4

10

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Рабочая программа по предмету  «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс...

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:Цели - сформировать первичное представление о материальной...

«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования для 5-6 классов учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...

Рабочая программа по предмету Основы духовно- нравственной культуры народов России 5 кл

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:требовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 2024-2025 учебного года 5- 6 классы

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и законом...