Рабочая програма по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Лавров Дмитрий Евгеньевич

Программа составлена для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_odnknr_5_klass.docx68.25 КБ

Предварительный просмотр:

GERB-KAL

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Выписка из образовательной программы

ГБОУ СОШ № 535 Калининского района

Санкт-Петербурга

печать

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

Протокол от   11.06.2020   № 8

УТВЕРЖДАЮ

Дир ектор ГБОУ СОШ № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

__________М. А. Никифорова

Приказ от   11.06.2020    № 83

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы духовно-нравственной

культуры народов России»

для 5 класса (надомное обучение)

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Рабочую программу составил

учитель истории и обществознания

____________ (Лавров Д.Е.)

(подпись)

«__11__» _____06______  2020 г.

Санкт-Петербург

2020

Перечень учебно-методического обеспечения

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

Наименование объектов и средств учебно-методического и

материально-технического обеспечения

Необходимое

количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

ФГОС ООО

1 экземпляр

В наличии у учителя

Методическое пособие «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1 экземпляр

Учебник « Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков

1 экземпляр


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М: Вентана-Граф, 2012 и реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Обучающиеся этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть   его   интегративный   характер:   изучение   направлено   на   образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.        Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2.        Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.        Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1.        Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2.        Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.        Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4.        Принцип краеведения.

При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др.  Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5.        Принцип        поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

В программе курса для 5-х классов представлены следующие содержательные линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом объем учебного времени на освоение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе составляет 17 часов, изучается 1 раз в неделю по 0,5 часа (17 часов в год), остальное время (17 часов) отводится на самостоятельное изучение.

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения.

Это:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные     качества,     позволяющие     успешно     осуществлять     различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
  • Другая     группа     целей     передает     социальную     позицию     школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
    особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
    гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
    многонационального российского общества;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
    родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
    поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Предметные и метапредметные результаты обучения:

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
  • использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
    точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные результаты:

осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:

  • ·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
    текстов.
    Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
    общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
    иллюстрациям) словесный портрет героя.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
    учебной задачей.
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
    учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного
    (безнравственного) поведения человека.
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
  • Работать с историческими источниками и документами.

Основное содержание курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Россия — наша Родина. Величие многонациональной российской культуры. Человек – творец и носитель культуры. Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие      церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. Роль религии в развитии культуры    человека    и общества. Использование религиозных образов и сюжетов   в   искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые   сооружения. Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать. Воспитание нравственных принципов собственного развития. Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Знакомство детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли героический вклад в борьбе с врагом. Развитие патриотических чувств. Формирование представления о значении красных дат российского календаря.

Тематическое планирование

№ урока

Тема

Количество часов

1

Россия – наша Родина. Величие многонациональной российской культуры

1

2

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

1

3

Богатырь – защитники Отечества

1

4

Жизнь ратными подвигами полна

1

5

В труде – красота человека

1

6

«Плод добрых трудов славен». Люди труда

1

7

Бережное отношение к природе

1

8

Забота государства о сохранении духовных ценностей

1

9

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

1

10

Культурное наследие христианской Руси

1

11

Культура ислама

1

12

Культура иудаизма

1

13

Культурные традиции буддизма

1

14

Хранить память предков

1

15

Нравственные правила. Золотое правило нравственности. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

1

16

Этикет. Джентльмен и леди.

1

17

Творческий проект

1

ИТОГО

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Рабочая программа по предмету  «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ Рабочая программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы православной культур...

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс

Основными целями и задачами реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе остаются следующие:Цели - сформировать первичное представление о материальной...

«Духовные святыни Курского края» урок в 5 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курск принадлежит к числу древнейших русских городов. Ф.Тютчев сказал о нашем городе: «Расположение его великолепно… Вот ещё одно из тех мест, которое, не будь оно в России, давно бы служ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования для 5-6 классов учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 2024-2025 учебного года 5- 6 классы

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и законом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» 2024-2025 учебного года 5- 6 классы

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономе...